Программа реконструкции и развития
Программа реконструкции и развития ( ПРР ) представляла собой основу социально-экономической политики Южной Африки, реализованную правительством Африканского национального конгресса (АНК) Нельсона Манделы в 1994 году после нескольких месяцев дискуссий, консультаций и переговоров между АНК, его по Альянсу партнерами , Конгрессом Юга. Африканские профсоюзы и Коммунистическая партия Южной Африки , а также «массовые организации гражданского общества». [1]
Главной целью АНК при разработке и реализации Программы реконструкции и развития было решение огромных социально-экономических проблем, вызванных апартеидом . В частности, он нацелился на снижение уровня бедности и решение проблемы массового дефицита социальных услуг по всей стране – то, что, как признавалось в документе, будет зависеть от более сильной макроэкономической среды. [1] Таким образом, снижение уровня бедности и укрепление экономики рассматривались как глубоко взаимосвязанные и взаимодополняющие цели: развитие без роста было бы финансово неустойчивым, а рост без развития не смог бы вызвать необходимые структурные преобразования внутри глубоко несправедливого и в значительной степени обедневшего населения Южной Африки. Таким образом, РДП попыталась объединить меры по стимулированию экономики, такие как сдерживание бюджетных расходов , сохранение или снижение налогов, сокращение государственного долга и либерализация торговли, с социально ориентированными положениями социальных услуг и инфраструктурными проектами . Таким образом, политика включала в себя как социалистические, так и неолиберальные элементы, но ее нелегко было полностью отнести к какому-либо лагерю.
Социальные достижения РДП
[ редактировать ]Сторонники RDP утверждают, что программа позволила добиться многих важных успехов в решении наиболее серьезных социальных проблем Южной Африки:

- Жилье : В период с 1994 по начало 2001 года было построено более 1,1 миллиона дешевых домов, имеющих право на государственные субсидии, в которых проживают 5 миллионов из примерно 12,5 миллионов южноафриканцев, не имеющих надлежащего жилья. [2] В некоторых случаях предоставление жилья в рамках РДП приводило к жестоким конфликтам внутри сообществ.
- Чистая вода : К началу 1998 года колонки были установлены в радиусе 200 метров от жилищ около 1,3 миллиона сельских жителей. К августу того же года министр водных ресурсов Кадер Асмаль заявил, что с тех пор, как он вступил в должность, более 2,5 миллионов человек получили доступ к пресной безопасной воде. К 2000 году в общей сложности 236 проектов обеспечили чистой водопроводной водой почти 4,9 миллиона человек, большинство из которых были жителями бывшей родины. [2]
- Электрификация : В период с 1994 по май 2000 года около 1,75 миллиона домов были подключены к национальной сети, а доля сельских домов, оснащенных электричеством, выросла с 12% до 42%. [2]
- Земельная реформа : К 1999 году около 39 000 семей были расселены на 3550 квадратных километрах земли. Власти заявили, что 250 000 человек «получили землю» за четыре года. [2]
- Здравоохранение : В период с апреля 1994 г. по конец 1998 г. около 500 новых клиник предоставили еще 5 миллионам человек доступ к учреждениям первичной медико-санитарной помощи. В рамках программы вакцинации против полиомиелита, начавшейся в 1998 году, за два года было привито 8 миллионов детей. [2]
- Общественные работы : Программа общественных работ на уровне местного сообщества обеспечила работу в течение пяти лет 240 000 человек на проектах строительства дорог и установки систем канализации, санитарии и водоснабжения. [2]
Критика
[ редактировать ]Критики подвергли сомнению масштабы изменений, представленных многими статистическими данными, и заявили, что реальность на местах означает гораздо более скромное улучшение, чем утверждает правительство. Они атаковали, в частности, стандарты жилищного строительства и водоснабжения, улучшение здравоохранения, а также успех политики земельной реформы и сельскохозяйственных реформ:
- Жилье : Критики РДП указывают на низкое качество жилья как на главную проблему, с которой приходится сталкиваться. Одно исследование, проведенное в 2000 году, показало, что только 30% новых домов соответствуют строительным нормам. Критики также отмечают, что новые жилищные проекты часто унылы по своей планировке и планировке — до такой степени, что они часто сильно напоминают массовые мрачные строительные программы правительства апартеида в 1950-х и 60-х годах. [2]
- Чистая вода : Критики RDP, в частности, нацелились на утверждения правительства относительно обеспечения чистой водой, ссылаясь на ряд проблем и осложнений с политикой RDP, которые привели к ее частичному или полному провалу на этапе реализации. Заметки ложи [2] что водные проекты во многих случаях столкнулись с серьезными проектными ошибками, которые привели к неработоспособным бюрократическим путаницам на местах. Впоследствии процент домохозяйств, использующих реки, ручьи и плотины в качестве источника воды, фактически немного увеличился в период с 1995 по 1999 год. [3] в то время как процент домохозяйств, использующих водопроводную воду, увеличился лишь незначительно. В 2000 году правительство объявило о серьезных изменениях в политике, предоставив бесплатные базовые пособия в размере 6000 литров в месяц, что решило финансовые ограничения сельской бедноты в доступе к воде, но поставило еще больше сомнений в финансовой устойчивости схем. [2]
- Земельная реформа : Число семей, поселившихся на земле в соответствии с ПСР, было далеко от цели Программы – ПСР была нацелена на переселение семей на 300 000 квадратных километров земли – в действительности было достигнуто лишь чуть более 1% этой цели. Более того, прогресс во многих других областях государственных услуг частично стал результатом отмены сельскохозяйственных субсидий , что впоследствии привело к огромным потерям рабочих мест. В период с 1994 по 1998 год число рабочих на коммерческих фермах сократилось с 1,4 миллиона до всего лишь 637 000. [2] Таким образом, количество людей, занятых в сельскохозяйственном секторе, фактически существенно сократилось в рамках ПСР.
- Здравоохранение : Критики RDP утверждают, что доступ к здравоохранению улучшился лишь незначительно в рамках RDP и что, даже при умеренном улучшении доступа, стандарты во многих медицинских учреждениях быстро снизились. В первую очередь они ссылаются на то, что использование медицинских учреждений увеличилось всего на 1,6% в период с 1995 по 1999 год, и что даже эти скромные улучшения были затмлены развитием пандемии СПИДа и других эпидемий, таких как малярия. В период с 1995 по 1998 год ожидаемая продолжительность жизни южноафриканцев упала с 64,1 года до 53,2 года, при этом больные СПИДом иногда занимали до 40% коек в государственных больницах. Это, по мнению критиков, свидетельствует о том, что «система общественного здравоохранения… находится в кризисе», а не о том, что она претерпевает позитивные преобразования. [2] Не менее тревожным является снижение качества услуг – отмечает Лодж, [2] например, в Соуэто в 1994 году 950 000 пациентов посещали клиники первичной медико-санитарной помощи, где их осматривали 800 медсестер, но к 2000 году число пациентов выросло примерно до 2 000 000, а число медсестер упало до всего 500.
См. также
[ редактировать ]- N2 Gateway Жилой проект
- Ускоренный и общий рост – Южная Африка (ASGISA)
- Программа восстановления Европы , также известная как План Маршалла.
- Экономика Южной Африки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Предисловие к программе реконструкции и развития , Нельсон Мандела , 1994 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Том Лодж, «РДП: реализация и эффективность» в книге «Политика в Южной Африке: от Манделы до Мбеки», Дэвид Филип: Кейптаун и Оксфорд, 2003 г.
- ^ Статистическое управление Южной Африки, «Южная Африка в переходный период», стр. 75