Jump to content

Они его не знают

Мбанга ( Зулусское произношение: [mɓaˈσáːŋga] ) — стиль южноафриканской музыки с сельскими зулусскими корнями, который сегодня продолжает влиять на музыкантов во всем мире. Этот стиль зародился в начале 1960-х годов и сочетает в себе традиционные африканские вокальные стили и мелодии с европейской и американской популярной музыкой.

На зулусском языке термин мбаканга означает повседневную кукурузную кашу. Поклонниками Мбаканги были в основном плебеи из столичных африканских джазовых энтузиастов. Многим из них не разрешили обосноваться в городе, но они не смогли прокормить себя в сельской местности. Мбаканга дал им основную музыкальную и духовную поддержку; это был их «музыкальный хлеб насущный». [1]

Музыканты Мбаканги получали мало денег. Например, Саймон «Махлатини» Нкабинде , один из самых известных певцов мбаканга (и, возможно, самый известный «стонущий» мбаканга по прозвищу «лев Соуэто»), умер бедняком. [2] Частично это произошло из-за эксплуатации чернокожих южноафриканских музыкантов дома и за рубежом, как отметил Махлатини. Группам Мбаканги 1960-х годов также было трудно получить эфирное время на местных радиостанциях. [3] и ему приходилось выступать за пределами музыкальных магазинов, чтобы привлечь публику.

Мбаканга возникла в южноафриканских шебинах в 1960-х годах. Использование западных инструментов позволило мбаканге превратиться в южноафриканскую версию джаза . В музыкальном плане звук представлял собой смесь западных инструментов и южноафриканского вокального стиля. Многие ученые мбаканги считают, что это результат коалиции мараби и квелы . Южноафриканский туристический веб-сайт , спонсируемый правительством, описывает мбакангу как «циклическую структуру мараби… с тяжелой порцией свинга американского биг-бэнда». Мбаканга также стал первым форумом для взаимодействия черных и белых в сегрегированной стране. В результате «правительство белых националистов положило конец этой жизненно важной эпохе», сравняв с землей поселки, поддерживавшие мбакангу, такие как Софиатаун . [4]

Жанр приобрел популярность в результате радиопередач на станциях Южноафриканской радиовещательной корпорации . Среди ранних художников были Мириам Макеба , Долли Ратебе и Летта Мбулу . Мбаканга сохраняла свою популярность до 1980-х годов, когда на смену ей пришла южноафриканская поп-музыка, известная как жевательная резинка. Bubblegum — это жанр, на который большое влияние оказала мбаканга. Одна из немногих оставшихся групп мбаканга — The Cool Crooners . Эта группа состоит из коалиции двух конкурирующих групп, которые в конечном итоге объединились: The Cool Four и The Golden Delicious Rhythm Crooners . [5] [6]

Формирование

[ редактировать ]

К середине 1950-х годов развивающаяся музыка коренных народов Южной Африки приобрела взрывную популярность, поскольку ее популярность возросла среди стремительно растущего городского населения. Типичным районом был городок Софиатаун ​​недалеко от Йоханнесбурга , который с 1930-х годов предлагал чернокожий городской образ жизни. Софиатаун ​​и Александра были редкими районами «безусловного права собственности», где чернокожие могли владеть собственностью. Близость к центру Йоханнесбурга сделала Софиатаун ​​привлекательным для исполнителей, стремящихся исследовать новые направления музыки. Этот район стал важным рассадником быстро развивающейся черной музыкальной культуры. Но когда жители Софиатауна были насильно переселены в недавно образованные поселки, такие как Соуэто , за пределами Йоханнесбурга, эта эра подошла к концу.

Одним из первых новаторов мбаканги была группа Makgona Tsohle Band , состоящая из пяти домашних работников из Претории — Маркса Манкване (соло-гитара), Джозефа Маквела (бас-гитара), Вивиан Нгубане (ритм-гитара), Лаки Монама (ударные) и Уэста. Нкоси (саксофон). Мбаканга, зулусское слово, обозначающее приготовленный на пару кукурузный хлеб, сочетает в себе влияние мараби и квелы . Циклическая структура мараби сочеталась с традиционными танцевальными стилями, такими как зулусский индламу , в сочетании со свингом биг-бэнда. Вклад индламу развился в стиль «африканский топот», придавший музыке ярко выраженный африканский ритмический импульс и сделавший ее совершенно неотразимой для новой аудитории.

Руперт Бопапе, которого успешная компания Gallo Record Company соблазнила стать их менеджером по производству в Африке, собрал музыкантов группы Makgona Tsohle Band с Махлатини и новым женским хором Mahotella Queens . Это был момент, когда мбаканга по-настоящему приобрела популярность – или, точнее, «вокальная мбаканга» (позже получившая прозвище симандже-мандже или мгкашиё ). Помимо Махлатини и Mahotella Queens , такие поющие звезды, как Мириам Макеба , Долли Ратебе и Летта Мбулу (которые начинали как звезды мараби в 50-е годы) создали большую базу поклонников, как и Dark City Sisters и The Soul. Братья . Среди других музыкантов мбаканга был Саймон Баба Мокоэна. [7] и Вест Нкоси , который ушел из группы Makgona Tsohle Band в 1990 году и начал успешную сольную карьеру до своей смерти в 1998 году.

Международная популярность

[ редактировать ]
Группа Mahotella Queens , на фото в 2017 году, добилась международного успеха благодаря своему подходу к традиционному звучанию мбаканга.

Популярность Мбаканги пошла на убыль в 1970-е годы из-за влияния западной поп-музыки, соула и диско в Южную Африку. Публичные выступления сократились, поскольку трудовые мигранты больше не хотели быть в центре внимания. Кроме того, публика стремилась к более урбанизированному языку, вокалу и инструментальным стилям. [1] Однако в период с 1983 по 1986 год он был возрожден. Отчасти поворот судьбы произошел из-за того, что Пол Саймон включил южноафриканскую музыку в свой альбом Graceland (1986) и последующий тур. Появления Махлатини и Mahotella Queens на фестивалях во Франции и на концерте в честь 70-летия Нельсона Манделы на стадионе Уэмбли в Лондоне в 1988 году (с участием «белого зулуса» Джонни Клегга ) ознаменовали его возвращение. Среди белых южноафриканских музыкантов, оказавших влияние на этот стиль, - певец и автор песен Робин Олд . Ветеран фортепиано и аккордеона африкаанс Нико Карстенс выпустил хит буреканга с Viva Madiba .

В 1980-х годах мбаканга как доминирующий музыкальный жанр был полностью заменен новым городским жанром под названием «жевательная резинка». Поп-музыка в стиле афро-дэнс, Bubblegum, в основном находилась под влиянием мбаканги и других популярных африканских стилей. С появлением телевидения в 1976 году этот музыкальный жанр стал пропагандироваться как музыка среди всех этнических групп. [5] В жанре Bubblegum, характеризующемся движением к музыке, которая была более городской, чем традиционной, было много успешных музыкантов, в том числе Чико Твала, Ивонн Чака Чака и Бренда Фасси . Превращение мбаканги в жевательную резинку внесло огромный вклад в развитие квайто .

Несколько групп мбаканга до сих пор записываются и выступают, в том числе Mahotella Queens и Soul Brothers. Мбаканга также продолжает оказывать влияние на музыкантов по всему миру. Например, норвежская группа Real Ones включила трибьют-трек «All the Way Back (Shades of Mbaqanga)» в свой альбом 2003 года This is Camping .

  1. ^ Jump up to: а б Коплан, Дэвид Б. «Звуки «третьего пути»: идентичность и африканский ренессанс в современной южноафриканской популярной традиционной музыке» Журнал Black Music Research. Том. 21, № 1 (весна 2001 г.). стр. 107–124.
  2. ^ Sowetan.co.za [ мертвая ссылка ]
  3. ^ «Саймон Махлатини Пейдж в Fuller Up, Справочник мертвых музыкантов» . Elvispelvis.com. Архивировано из оригинала 14 сентября 2000 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
  4. ^ «Официальный портал Южной Африки – инвестиции, путешествия, информация о стране» . Южная Африка.info. Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Мламби, Токозани (2004). « Kwaitofabulous: исследование южноафриканского городского жанра» . Журнал музыкального искусства в Африке. стр. 116–127. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
  6. ^ Мартин, Лидия. «Тауншип Джаз 1950-х или Мбаканга». 12 апреля 2007 г.
  7. ^ «SA ROCK DIGEST ВЫПУСК № 200» (TXT) . Sarockdigest.com . Проверено 29 ноября 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0ec1a954dd9762e28fd8f01f23054d6__1722158760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/d6/f0ec1a954dd9762e28fd8f01f23054d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mbaqanga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)