Махлатини и королевы Маотелла
Махлатини и королевы Маотелла | |
---|---|
![]() Махлатини и королевы Махотеллы, 1988. (слева направо): Хильда Тлубатла , Махлатини, Нобесуту Мбаду и Милдред Мангксола . | |
Справочная информация | |
Источник | Йоханнесбург , Южная Африка |
Жанры | Мбаканга , работодатель |
Годы активности | 1964–1972 1987–1999 |
Этикетки | Компания Gallo Record (1964–1999) Verve World / PolyGram Records |
Mahlathini and the Mahotella Queens (также известные как Mahlathini Nezintombi Zomgqashiyo и Mahlathini and the Girls of Mgqashiyo ) — южноафриканская мбаканга . супергруппа [ 1 ] состоит из трех музыкальных коллективов, объединенных поиском талантов и продюсером Рупертом Бопапе из звукозаписывающей компании Gallo в Йоханнесбурге , Южная Африка , в 1964 году. Группа состояла из следующих трех отдельных частей:
- Покойный Саймон «Махлатини» Нкабинде (1937–1999), «мощный певец» в бассо-профундо . «стонущем» стиле [ 2 ]
- Женская группа Mahotella Queens (1964 – настоящее время), классическим составом была тройка: Хильда Тлубатла , Нобесуту Мбаду и Милдред Мангксола . По-прежнему записываясь и выступая на международном уровне, трио известно своим отчетливым звучанием вокальной гармонии, чередующимся между многоголосными гармониями и унисонным вокалом, музыкой мбаканга под управлением гитары и быстрыми сценическими танцами.
- Инструментальная группа Makgona Tsohle Band (1964–1999), известная созданием музыкального стиля мбаканга, под руководством электрического гитариста Маркса Манкване и альт-саксофониста Уэста Нкоси .
Вместе они добились чрезвычайно продуктивного коммерческого успеха и стали главной достопримечательностью Южной Африки и ее окрестностей в 1964–72 годах. Три части группы реформировались в 1986–87 годах; После празднования 70-летия Нельсона Манделы на лондонской арене «Уэмбли» в 1988 году супергруппа приобрела международную известность в 1987–97 годах, продолжая выступать на многих международных фестивалях.
История
[ редактировать ]образование 1964 года
[ редактировать ]Крупнейшие звукозаписывающие компании в эпоху апартеида в Южной Африке принадлежали белым компаниям и в них было очень мало чернокожих артистов. Исторически сложилось так, что такие законы, как Закон о земле 1913 года и Закон о групповых территориях (1950 года), препятствовали интеграции музыкантов из разных племенных сообществ, и многим из них не разрешалось обосноваться в городе. Следовательно, для большинства чернокожих музыкальных исполнителей практически невозможно получить признание за пределами своих племенных границ. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В период апартеида чернокожие южноафриканцы больше не могли выступать перед белой аудиторией, а белые программисты не одобряли музыку под американским влиянием. Mavuthela была основана в 1964 году как подразделение крупнейшего независимого звукозаписывающего лейбла страны Gallo Africa с целью сосредоточиться исключительно на производстве музыки для черного рынка Южной Африки. Его возглавил искатель талантов и продюсер Руперт Бопапе , бывший продюсер EMI South Africa до прихода в Gallo Record Company . Бопабе уже добился успехов в записи популярных исполнителей, таких как Александра Блэк Мамбазо, квартет King's Messengers и женская группа Dark City Sisters . [ 6 ] Чернокожим южноафриканским продюсерам пришла в голову идея вернуться к стилям акустической африканской популярной музыки и группам гармоничного пения, но они электрифицировали инструменты, смешали полы и добавили живой городской ритм 8/8. Музыка Мбаканга стала популярной среди чернокожих городских жителей Южной Африки, живущих в поселках . [ 7 ] [ 8 ]
Группа, которая позже стала известна во всем мире как Mahlathini and the Mahotella Queens, возникла как часть команды музыкантов, работавших в Mavuthela Music Company . [ 9 ] Руперт Бопапе в основном создал группу из трех отдельных частей. [ 10 ] Он привез с собой из EMI Махлатини («Лев Соуэто»), ведущего представителя стиля, который позже был назван стоном (вокальный стиль исполнялся певцами-мужчинами с низким голосом в сочетании с женскими гармоническими группами из пяти человек и аккомпанирующая группа инструменталистов). [ 6 ] Еще одним из наиболее успешных выступлений Бопапе была команда певиц, которая записывала песни под различными групповыми псевдонимами, в том числе под названием Mahotella Queens . [ 9 ] Состав группы будет состоять из пяти певцов, взятых из более широкого круга вокалистов, в который входили Хильда Тлубатла , Джульетта Мазамиса, Этель Мнгомезулу и Франциска Мнгомезулу, Милдред Мангксола , Нобесуту Мбаду , Винди Сибеко, Мэри Работапи (ранее из The Skylarks ). и Нуну Масеко; [ 11 ] они стали самой популярной женской группой страны в период конца 1960-х - середины 1970-х годов. [ 6 ] Mahotella Queens и Mahlathini поддерживала недавно сформированная группа Makgona Tsohle Band (что переводится как «Группа, которая может сделать все»), все пять музыкантов были бывшими домашними работниками из Претории – Вест Нкоси (саксофон), Маркс Манквейн (ведущая гитара). ), Джозеф Маквела (бас-гитара), Вивиан Нгубане (ритм-гитара) и Лаки Монама (ударные). [ 12 ] В духовую группу входили Лемми «Special» Мабасо, Шадрак Пилисо, Марио да Консейсао и (кратко) Спокс Машияне. Команда трубачей была расширена в конце 1960-х годов, в нее вошли Роджер Ксезу, Сифо Бхенгу, Томас Мотшоан, Дэвид Ханьиле (он же «Фастос Великий») и Селло Ммутунг (более известный как «Бра Селло»). [ 6 ]

Ранняя профессиональная карьера
[ редактировать ]Чернокожие южноафриканские музыканты получали мало денег, и им было трудно получить эфирное время на местных радиостанциях, поэтому они часто выступали за пределами музыкальных магазинов, чтобы привлечь публику. [ 13 ] Группа начала с того, что выпустила 78 пластинок своего первого сборника песен и стала играть их музыку на улице. [ 14 ] они записали сотни хит-синглов. На протяжении конца 1960-х и начала 1970-х годов Махлатини и Mahotella Queens доминировали в южноафриканской музыке. [ 15 ] сделали множество записей со своего дебютного Orlando Train [ 16 ] к таким песням, как Uyavutha Umlilo (Music Inferno), Sengikala Niyabeleka (Crying And Running Away), Thoko , Sithumywe , Pitsa Tse Kgolo , Ngikala Niyabeleka и Izulu Liyaduduma . Некоторые из их наиболее успешных синглов вошли в такие альбомы, как Meet the Mahotella Queens (их первый LP), [ 11 ] Индома Махлатини , Марена , Маркс Умтакхати и Мускула Кавуфели .
Ансамбль стал главной живой достопримечательностью и коммерческим успехом. [ 8 ] со стонущим вокалом Махлатини, сочетающимся с близкими гармониями группы Queens, и драйвовым джайвом в стиле мбаканга от группы Makonga Tsohle Band. Они много гастролировали как по Южной Африке, так и по соседним странам, включая Мозамбик , Ботсвану и Зимбабве . [ 10 ] Известные своим характерным звучанием и энергичным присутствием на концертах, их прозвали «Битлз Южной Африки». [ 17 ]
Супергруппа - Mahlathini, Mahotella Queens и Makgona Tsohle - была чрезвычайно продуктивной и популярной сплоченной записывающейся и исполнительской командой до 1972 года. В 1972 году состав распался из-за разногласий королевской семьи с Бопапе. The Mahotella Queens под руководством гитариста группы Makgona Tsohle Band Маркса Манкване продолжали записываться и выступать с некоторым успехом на протяжении 1970-х и 1980-х годов, но к концу 1970-х из-за разногласий с королевской семьей и / или семейных обязательств ничего из оригинального члены королевы остались. В то же время Махлатини, который также записывал сольный материал при поддержке исключительно группы Makgona Tsohle Band, культивируя отчетливую публичную идентичность как Индода Махлатини , ушел из Mavuthela также из-за споров о гонорарах и выплатах с Бопапе. Makgona Tsohle также записывала инструментальные синглы, получившие признание публики, пока Makgona Tsohle не распалась, и ее отдельные участники, которых обучал Бопапе, не сосредоточились на создании списка артистов Mavuthela.
Музыкальные вкусы менялись – дискотека захватила Южную Африку. В 1983 году Манкване воссоединил Махлатини с пятью первоначальными участниками Mahotella Queens для создания дополнительной группы под названием Mahlathini Nezintombi Zomgqashiyo. Однако упадок музыки мбаканга привел к тому, что проект просуществовал всего год. Манквейн продолжал продюсировать Mahotella Queens. Махлатини присоединился к спродюсированному Западом свази Нкоси трио -мбаканга Amaswazi Emvelo , одной из немногих групп мбаканга, которые в то время все еще хорошо продавались. [ 18 ]
Международный успех
[ редактировать ]В 1983 году в Великобритании Малкольм Макларен выпустил свой влиятельный альбом Duck Rock , проект, в котором смешались несвязанные между собой жанры, включая не указанную в титрах музыку Махлатини и Mahotella Queens. [ 19 ] Критикуемый на протяжении многих лет некоторыми как эксплуататорский, это был первый альбом, который принес то, что сейчас известно как мировая музыка, более широкой аудитории за пределами Южной Африки и других стран. [ 17 ] Западные музыканты постепенно начали включать в свою музыку различные стили мировой музыки .
В 1986–87 годах, отчасти благодаря участию в фильме Гарри Белафонте « Рай в Газанкулу» , [ 20 ] и после успеха различных международных релизов, касающихся музыки Южной Африки (таких как The Indestructible Beat of Soweto и Пола Саймона ( Graceland альбом) ), было принято решение воссоединиться Махлатини и Mahotella Queens. Уэст Нкоси убедил Манкване взять Queens под свое производство, тогдашний состав Queens был заменен тремя певцами, связанными с группой во время ее первоначального расцвета 1960-х годов, - Хильдой Тлоубатла , Нобесуту Мбаду и Милдред Мангксола . [ 17 ] Mahotella Queens, снова с Махлатини и большей частью оригинальной группы Makgona Tsohle Band, записали свой первый альбом, ориентированный на международную аудиторию, Thokozile . Он оказался достаточно успешным, чтобы привлечь зарубежных промоутеров, и группа, ныне известная как Mahlathini and the Mahotella Queens, впоследствии начала долгую международную гастрольную карьеру. [ 21 ] с успешным дебютным выступлением во Франции на фестивале в Ангулеме . [ 22 ] В том же году во Франции они записали альбом Paris - Soweto .
Маркс Манквейн вернулся к продюсированию Mahlathini и Mahotella Queens, а также продолжил играть в группе на соло-гитаре. В июне 1988 года они появились с плеядой звезд – от Стиви Уандера до Джорджа Майкла и Питера Гэбриэла – на праздновании 70-летия Нельсона Манделы на лондонской арене «Уэмбли» . [ 23 ] Мероприятие транслировалось в прямом эфире в шестидесяти странах мира и дало мощный толчок кампании по освобождению Манделы. [ 24 ] Это также предоставило Махлатини и Маотелле Квинс самую большую аудиторию в их жизни. В Англии в 1989 году они выступили в Гластонбери. [ 25 ] и сотрудничал с Art of Noise , авангардной синтипоп-группой, записав три трека на альбоме английской группы Below The Waste . [ 17 ] Во Франции группа стала известна благодаря песне Kazet . [ 26 ] В 1991 году продюсер Вест Нкоси покинул группу, чтобы продолжить создавать музыку для южноафриканской публики. Супергруппа начала длительные гастроли по всему миру, в том числе по Соединенным Штатам, Европе, Азии и Австралии, выступая на собственных концертах и различных международных музыкальных мероприятиях, в том числе в Центральном парке в Нью-Йорке (перед полумиллионной толпой), [ 10 ] и на джазовом фестивале в Монтро в 1991 году, а также на различных WOMAD . фестивалях [ 24 ] Махлатини и Mahotella Queens продолжали записывать успешные альбомы, включая Mbaqanga , Rhythm and Art и Umuntu . Своё 30-летие они отметили в 1994 году альбомом Stoki Stoki , выпущенным на международном уровне на Shanachie Records в 1996 году. [ 24 ]
Из-за проблем со здоровьем, вызванных давним диабетом, Махлатини дал свое последнее выступление с Mahotella Queens в 1997 году. В 1998 году бывший участник группы Вест Нкоси погиб в дорожно-транспортном происшествии, в том же году умер Маркс Манквейн, а затем и смерть Махлатини в июле 1999 года; что привело к распаду группы. Несмотря на свой международный успех, Саймон «Махлатини» Нкабинде («лев Соуэто») умер бедняком. После периода траура Mahotella Queens решили вернуться в музыкальную индустрию; они набрали в новый состав группы совершенно новых инструменталистов и продолжают выступать, гастролировать и записываться по сей день. [ 27 ] В 2000 году они записали новый альбом под названием Sebai Bai , успешный релиз, получивший высокую оценку международной публики и посвященный Махлатини, Манкване и Нкоси. В 2000 году они получили вторую ежегодную премию WOMEX (Worldwide Music Expo), вручаемую за выдающийся вклад в мировую музыку. [ 26 ] [ 28 ] Были выпущены и другие успешные альбомы, такие как Bazobuya (2004) и Reign & Shine (2005). В 2005 году группа гастролировала по Великобритании в период с мая по июнь 2006 года на разогреве у Ladysmith Black Mambazo. The Queens возглавили WOMAD 2006 в июле, гастролировали по Европе в 2007 году и Южной Африке в конце 2007 и 2008 годов. The Queens выступили в составе Pee Wee. Шоу Эллиса «Все еще черный, все еще гордый: африканская дань уважения Джеймсу Брауну» в 2010 году. Юг Африканский джазовый исполнитель Хью Масекела объединил усилия с Mahotella Queens для специального тура по Великобритании в ноябре 2010 года. [ 29 ] [ 30 ]
Артистизм
[ редактировать ]Музыкальный стиль, который группа Макгона Цоле и ее участники помогают развивать и исполнять, был Мбаканга (произносится мм-бах-КАНГ-гу, с буквой «К», образованной путем отрывания языка от нёба). [ 31 ] Мбаканга, названная в честь зулусского слова, обозначающего повседневную кукурузную кашу или кукурузный хлеб, приготовленный на пару (что подразумевает домашнее качество происхождения музыки), берет свое начало в 1950-х годах. Этот стиль представлял собой сплав традиционной музыки зулусов , сото , шангаана и коса с мараби (также известным как южноафриканский джаз) и квела , а также с современными (электрические инструменты), американским R&B, соулом и госпелом. [ 26 ] Циклическая структура мараби сочеталась с традиционными танцевальными стилями, такими как зулусский индламу , в сочетании с тяжелыми ударами свинга американского биг-бэнда, брошенными сверху. Танцевальный стиль индламу развился в стиль «африканский топот», придающий музыке заметный африканский ритмический импульс. [ 32 ] Сочетание мбаканги с вокалом стало известно как «мгкашиё», что означает «подпрыгивать», в честь «прыгучих» ритмов этого стиля. [ 33 ] или музыка симандже-мандже (на зулусском языке означает «сейчас-сейчас»). [ 8 ] Маркс Манкване из группы Makgona Tsohle Band сказал в интервью: «Когда мы основали эту группу, мы решили также начать свой собственный стиль музыки, и это был Мбаканга. Поэтому мы решили добавить барабаны в западном стиле и больше гитар, а также поставить темп для танцев увеличился, и вот здесь-то и проявляется влияние Запада. К ритмам группы были добавлены гармонии Mahotella Queens.... Чтобы оттенить Queens, пришел вокалист Необычайный хриплый, глубокий бас Махлатини». [ 14 ]
Крис Хейм, писавший для Chicago Tribune , сказал: «Мбаканга (городской джайв) — одно из самых энергичных и радостных звуков во всем мире» и что у группы было «сладкое, душевное звучание, отмеченное ярким разогревом от Queens и Queens. Ведёт глубокий, глубокий козлиный голос Махлатини». [ 34 ] С годами сочетание звука изменилось: в 1960-х годах Махлантини пел более равномерно и вместе с Mahotella Queens, в 1980-х под продюсированием Уэста Нкоси и Маркса Манквейна он поет менее продолжительно, вместо этого он вставляет и накладывает мелодии Mahotella Queens с его «козий голос» и вокальные эффекты, оставив большую часть пения Королевам. [ 24 ] «Фронтовая линия ансамбля – это исследование контрастов». Mahlathini» исполняет свой «захватывающий вокал в мощном стиле бассо глубокого пения, который в Южной Африке называют «стонущим» (вспомните Howlin' Wolf или Wolfman Jack)». Бархатистый вокал Mahotella Queens разительно контрастирует с грубыми вокализациями Mahlathini. Их стиль пения, чередующийся между гармонией и унисонным вокалом, представляет собой гибрид американских джазовых вокальных групп, таких как The Andrews Sisters, женских ду-воп-ансамблей 60-х годов и традиционной южноафриканской вокальной музыки». [ 2 ] В обзоре Thokozile Роберт Кристгау сказал, что в состав группы вошли «непревзойденный гитарист Маркс Мэнквейн и вездесущий саксофонист-продюсер Уэст Нкоси», «это исключительно неразрушимый, бездонный баритон, неумолимо сгибающийся против толстых сопрано», назвав его «профессиональной танцевальной музыкой в ее лучшем и грубом виде». " [ 35 ]
Основными авторами текстов были Махлатини, Хильда Тлубатла, Маркс Манквейн, Руперт Бопапе и Шадрак Пилисо. [ 9 ] Их тексты, в основном на языке зулу, часто касались таких вопросов, как воспитание детей или решение семейных проблем. Они не были откровенно политическими, но иногда намекали на страдания апартеида или восхваляли Нельсона Манделу. [ 31 ]
«Визуально группа также была динамичной» и играла на племенных образах. [ 24 ] «Лев Соуэто» Махлатини «носил на сцене регалии вождя - леопардовую шкуру на груди, меховые нарукавники и леггинсы, юбку из звериных хвостов и бусы вокруг лысины», в то время как Маотелла Квинс носил «огромные красные круглые зулусские шляпки, юбки из кожи и бисера, купальники и кроссовки». [ 31 ] Как танцовщицы, они известны своей хореографией, бабушки 90-х годов, королева двигалась «безостановочно на сцене, используя характерную синхронизированную хореографию, которая сочетает в себе элементы движений Motown, шаги племенного танца и даже номера группы поддержки». [ 2 ] Их «сочетание ликующих гармоний и хореографических танцев», как сказал американский критик в 1996 году, было похоже на то, что, по его мнению, «зулусская версия Supremes могла бы выглядеть через два десятилетия после того, как они перестали влезать в свои шелковые платья». [ 31 ]
Избранная дискография альбомов
[ редактировать ]Вместе и по отдельности The Mahlathini, Mahotella Queens и Mahona Tsohle Band были плодовитыми артистами, начиная с сотен записей, выпущенных в Галло-Мавутеле во время их расцвета в 1960-х и 1970-х годах. Несмотря на это, для покупки доступна лишь часть их старых материалов. Большую часть доступного материала составляют записи, сделанные после конца 1980-х годов для международной аудитории.
Заголовок | Этикетка/каталог | Год выпуска |
Мы хвалим | Була Музыка/AS Entertainment (CDBULA 203) | 2007 |
Махлатини и королевы Маотеллы: Хиты | Компания Gallo Record (GMVCOM 1007) | 2006 |
Царствование и сияние | Wrasse Records/AS Entertainment (WRASS177) | 2006 |
Кассета | Мараби Продакшнс/АС Интертеймент | 2005 |
Царствование и сияние | African Cream Music/AS Entertainment (ACM-CD 042) | 2005 |
Они вернутся | Компания Gallo Record (GWVCD 53) | 2004 |
Лучшее из: The Township Idols | Отчеты Wrasse (WRASS098) | 2003 |
Себай Бай | Harmonia Mundi/Label Bleu/Gallo (LBLC 2571) | 2001 |
Человек | Компания Gallo Record (CDGMP 40788) | 1999 |
Стоки Стоки | Компания Gallo Record (CDGMP 40539) | 1994 |
Женщины мира | Компания Gallo Record (CDGMP 40331) | 1993 |
Король стонущих | Земляные работы/Стерна | 1993 |
Лев рычит | Шаначи отчеты | 1993 |
Они его не знают | Gallo Record Company (BL 742) (Южная Африка) Verve World/PolyGram Records (511 780) |
1991 |
Лучшее из Махлатини и Маотеллы Квинс | Компания Gallo Record (CDHUL 40274) | 1991 |
Ритм и искусство | Галло Рекорд Компани | 1989 |
Мелодия Ялла | Галло-GRC (BL 617) | 1988 |
Париж - Соуэто | Галло-GRC (HUL 40314) | 1987 |
Лев Соуэто | Земляные работы/Стерна | 1987 |
Токозиле | Галло-GRC (BL 590) | 1987 |
Земные удовольствия | Рекордная компания CCP | 1987 |
Черный мужчина | Галло-GRC | 1987 |
Мы здесь, в Иерусалиме | Галло-GRC | 1986 |
Бегазати алкоголь | Галло Рекорд Компани | 1985 |
Хвала Господу | Галло Рекорд Компани | 1984 |
В конце любви | Компания Gallo Record (Гумба Гумба BL 457) | 1984 |
Подожди | Бирюзовая звукозаписывающая компания (Hit Special IAL 4005) | 1984 |
Туннель, том 2 | Компания Gallo Record (Spades BL 460) | 1983 |
Матхака, том 1 | Компания Gallo Record (Spades BL 461) | 1983 |
Герои гонки | Компания Gallo Record (Гумба Гумба BL 448) | 1983 |
Мое путешествие | Компания Gallo Record (Motella BL 396) | 1983 |
Северный | Бирюзовая звукозаписывающая компания (Игагаси IAL 3096) | 1983 |
Идти каждый год | Компания Gallo Record (Гумба Гумба BL 366) | 1982 |
Современные | Бирюзовая звукозаписывающая компания (специальный хит IAL 3034) | 1982 |
Большой горшок | Бирюзовая звукозаписывающая компания (Hit Special HIL 2004) | 1982 |
Заберите свои вещи | Бирюзовая звукозаписывающая компания (Igagasi IAL 3004) | 1980 |
Иди, любимая | Компания Gallo Record (Гумба Гумба BL 226) | 1980 |
Лучшее из Mahotella Queens | Галло Рекорд Компани | 1977 |
Арендаторы Света | Галло Рекорд Компани | 1977 |
В Петухе | Галло Рекорд Компани | 1975 |
Музыка никогда не кончается | Компания Gallo Record (Гумба Гумба LPBS 20) | 1974 |
Знак ведьмы | Компания Gallo Record (Motella LPBS 9) | 1972 |
Свадьба | Компания Gallo Record (Motella LPBS 5) | 1972 |
Огонь горит | Яйцо Яйцо (LPBS 3) | 1971 |
Всего наилучшего, Реджи | Компания Gallo Record (Inkonkoni LNKO, 2001) | 1970 |
Барабан Волшебников | Компания Gallo Record (Гумба Гумба LMGG 5) | 1969 |
Человек в лесу | Компания Gallo Record (Motella LMO 111) | 1969 |
Давайте двигаться с группой Махона Цоле | Компания Gallo Record (Motella LMO 104) | 1967 |
Познакомьтесь с королевами Маотеллы | Компания Gallo Record (Motella LMO 101) | 1966 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Дискография Махалатини и Махотеллы Куинс на Discogs" . Дискогс . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Джеммин в Ферми» . Чикаго Трибьюн . 5 августа 1997 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами: Африка; Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн; США и Канада; Европа; Океания . Рутледж. 2008. с. 120. ИСБН 9780415994033 .
- ^ Токозани Мламби (2004). « Kwaitofabulous»: 1 Исследование южноафриканского городского жанра» (PDF) . Журнал музыкального искусства в Африке . стр. 116–127. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2014 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ «История квайто: интервью Пенни Лебиан с Арианом Каганофом» . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «В центре внимания… Руперт Бопапе» . 2 июля 2012 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Южноафриканские легенды: Маотелла Куинс, Хью Масекела» . РФИ. 11 июня 2010 года . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мелодия свободы» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Луиза Мейнджес. Звук Африки!: Создание зулусской музыки в южноафриканской студии . Издательство Университета Дьюка. п. 51.
- ^ Jump up to: а б с Робин Денселоу (31 июля 1999 г.). «Махлатини» . Хранитель . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «МАХОТЕЛЛА КОРОЛЕВЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ С МАХОТЕЛЛАМИ КОРОЛЕВАМИ» . заметки на обложке альбома . Музыкальные издатели Африки (MPA). 1966 год . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Макс Мохапело (2008). За пределами памяти: запись истории, моментов и воспоминаний южноафриканской музыки . Африканские умы. п. 51. ИСБН 9781920299286 .
- ^ «Симон Нкабинде Махлатини» . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Фестиваль Womadelaide1993» . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Нобесуту Гертруда Мбаду» . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ «Премия WOMEX 2000 The Mahotella Queens» . 2000 . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Махлатини и королевы Махотеллы» . ИСКУССТВО ШУМА . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Пиво делает нас похотливыми – говорят Махлатини и Амасвази Эмвело (1985)» . 3 сентября 2010 г. Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Связь с Малкольмом Маклареном (в архиве)» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Макс Мохапело (2008). За пределами памяти: запись истории, моментов и воспоминаний южноафриканской музыки . Африканские умы. стр. 53 .
- ^ «Хильда Тлубатла (1942–)» . Южно-Африканская Республика . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Некролог: Махлатини» . Независимый . 28 сентября 1999 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Махлатини Саймон Нкабинде (1938–1999)» . thepresidency.gov.za . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Луиза Мейнджес (2003). Звук Африки!: Создание зулусской музыки в южноафриканской студии . Издательство Университета Дьюка. стр. 217–229. ISBN 0822384639 .
- ^ «Крис Хокинс» . Би-би-си. 12 октября 2009 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Королевы Махотеллы» . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Робин Денселоу (12 мая 2006 г.). «CD: Mahotella Queens, Reign and Shine» . Хранитель . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ «Махотелла Квинс» . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Хью Масекела, Королевы Махотеллы» . Би-би-си. 20 ноября 2010 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Эндрю Клементс; Джон Фордэм; Джон Робинсон (6 ноября 2010 г.). «Новая живая музыка этой недели» . Хранитель . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Саймон Махлатини Нкабинде, 62 года, зулусский певец» . Нью-Йорк Таймс . 30 июля 1999 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «Как мбаканга повлияла на культурную жизнь Булавайо» . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Аллингем, Р.: Примечания на вкладыше, Матхака, Том 1 . Компания Gallo Record, ноябрь 2007 г.
- ^ Крис Хайм (28 февраля 1991 г.). «Махлатини и Махотелла Квинс — рык льва…» «Чикаго Трибьюн» . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Махлатини и королевы Маотелла [расширенное]» . Обзоры Руководства для потребителей . Проверено 23 февраля 2014 г.