Кела
Квела — на свистках . уличная музыка из Южной Африки, основанная [1] с джазовой основой и характерным ритмом, напоминающим скиффл . Он развился из звука мараби и принес южноафриканской музыке международную известность в 1950-х годах.
Эта музыка имеет свои корни в южной Африке, но более поздние адаптации этой и многих других африканских народных идиом проникли в западную музыку (послушайте альбомы A Swingin' Safari оркестра Берта Кемпферта (1962) и Graceland Пола Саймона (1986)), придавая современной южноафриканской музыке, особенно джазу , большую часть ее характерного звучания и ритмичной развязности. Хит « Tom Hark » группы The Piranha, вошедший в десятку лучших в Великобритании в 1980 году, был основан на хите Kwela, выпущенном ранее в 1950-х годах.
Одна из причин использования свистка заключается в том, что он дешев и портативен, но его также можно использовать как сольный или ансамблевый инструмент. Популярность свистка, возможно, была основана на том факте, что флейты различных видов уже давно являются традиционными инструментами среди народов более северных частей Южной Африки, и, таким образом, свисток позволил быстро адаптировать народные мелодии к новым музыкальным инструментам, вдохновленным мараби. музыка.
Источник
[ редактировать ]Наиболее распространенное объяснение слова «квела» состоит в том, что оно заимствовано из зулусского языка и означает «восхождение», хотя на городском сленге оно также относится к полицейским фургонам, «квела-квела». Таким образом, это могло быть как приглашением присоединиться к танцу, так и предупреждением. Говорят, что молодые люди, игравшие в свистульки на углах улиц, также действовали как дозорные, предупреждая тех, кто развлекался в развлекательных заведениях , о прибытии полиции. [2] Белые люди, не осознавая его значения, затем подумали, что это относится к музыке, когда услышали, как люди кричат: «А вот и квела, квела!» предупреждение о присутствии полиции. [3]
На музыку квелы повлияло смешение музыки малавийских иммигрантов в Южную Африку с местными южноафриканскими звуками. [4] На языке Чичева «квела» имеет значение, аналогичное южноафриканскому: «лазить». Музыка была популяризирована в Южной Африке, а затем привезена в Малави, где современные малавийские исполнители также начали создавать музыку квела. [4]

Хотя утверждалось, что в музыке квела используется исключительно последовательность аккордов I-IV-I. -V., [5] другие утверждают, что не существует определенной последовательности аккордов квела или что особенно распространены I-IV-VI и II-IV-V. [6]
Художники
[ редактировать ]Такие артисты, как Лемми Мабасо, были известны своим умением играть на свистке, а Спокс Машияне был одним из самых выдающихся со своими мелодиями на свистке квела. [2] Среди других артистов - The Skylarks, Джек Лерол , Аарон Лерол, The Solven Whistlers, Киппи Моэкетси , Дональд Качамба и Гвигви Мрвебе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брубек, Дариус (2003). Квела, Аллен . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.j617700 .
- ^ Перейти обратно: а б «Южноафриканская музыка: квела» . Архивировано из оригинала 20 октября 2011 г. Проверено 19 декабря 2009 г.
- ^ О'Хара, Глинис (7 ноября 1997 г.). «Том Харк вернулся… снова» . Почта и Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Никки Джекс, «Возрождение музыкального наследия Малави», Всемирная служба BBC, 6 августа 2009 г.
- ^ Мануэль, Питер (1990). Популярная музыка незападного мира: вводный обзор , стр.11. ISBN 978-0-19-506334-9 .
- ^ Аллен, Лара (1999). «Квела: структура и звучание музыки Пеннивистла», стр.229. ISBN 1-85928-143-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пеннивистл Квела: музыкальный, исторический и социально-политический анализ . Лара В. Аллен, Массачусетс (Натал-Дурбан). 1993.
- Сегодня вечером в Тауншипе! Музыка и театр Черного города Южной Африки . 2-е издание. Дэвид Б. Коплан, Издательство Чикагского университета. 2008. ISBN 0-226-11567-4 . стр. 190–99.