Глюер
Глюер | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Теплый |
Культурное происхождение | Кабо-Верде |
Типовые инструменты |
Музыка Кабо-Верде | ||||
Жанры | ||||
---|---|---|---|---|
СМИ и производительность | ||||
| ||||
Склеиватель ( Португальское произношение: [kulɐˈðɐjɾɐ] ; Креольский язык Кабо-Верде : koladera, [kolɐˈdeɾɐ] ) — музыкальный жанр с островов Кабо-Верде в центральной части Атлантического океана.
Он характеризуется переменным темпом , двухдольным тактом и (в наиболее традиционной форме) гармонической структурой, основанной на квинтовом цикле . Структура текста организована в виде строф , чередующихся с припевом . Тон, как правило, радостный, и темы часто включают социальную критику. Инструментарий обычно включает, среди прочего, гитару , кавакиньо и перкуссию.
Согласно устной традиции, жанр зародился в 1930-х годах, когда композитор Антон «Чич» намеренно ускорил темп морны . В 1950-х годах он начал включать в себя электронные влияния, а начиная с 1980-х годов на него повлияла музыка компас из Гаити.
Коладейра также относится к бальному танцу, исполняемому в парах под музыку.
Жанр
[ редактировать ]Как музыкальный жанр, коладейра характеризуется переменным темпом : от аллегро до анданте , двухтактного такта . [1] и в его самой традиционной форме, имея гармоническую структуру, основанную на цикле квинт , в то время как структура текста организована в строфах , которые чередуются с припевом . Коладейра , всегда монотонна почти [2] т.е. составлен только в одной тональности. Композиции, в которых используется больше тональности, редки и обычно представляют собой случаи перехода от минорной тональности к мажорной или наоборот.
Гармоническая структура
[ редактировать ]Как было сказано ранее, в своей наиболее традиционной форме коладейра следует циклу квинт. Эта характеристика является прямым наследием морны . Несмотря на это, многие композиторы (особенно более поздние) не всегда используют эту структуру.
Мелодическая структура
[ редактировать ]Также в мелодической линии можно найти характеристики, сходные с морной , например чередование основных строф и припева, размашистая мелодическая линия, синкопа и т. д. несколько изменили ее.
Темы
[ редактировать ]Как правило, темы, о которых говорит коладейра , — это сатира, социальная критика, шутки, а также игривые и веселые темы. По словам Карлоса Филипе Гонсалвеша , [3] первоначальные темы Boa Vista morna были именно такими. Но после тематического изменения при переходе от Boa Vista morna к Brava morna , возникающий жанр коладейра взял на себя первоначальную тематику Boa Vista morna . Эти темы напоминают средневековые песни Escárnio e Maldizer из Португалии.
Инструментарий
[ редактировать ]Состав группы для игры на коладере не является жестким. Группа среднего размера может включать, помимо гитары (в народе называемой « виоланом » в Кабо-Верде), кавакиньо (которая ритмично играет аккорды), сольный инструмент, помимо голоса певца, и немного перкуссии. Большая группа может включать в себя еще одну гитару, акустическую бас-гитару , несколько сольных инструментов ( скрипку обычно называют « рабека , которую в Кабо-Верде », кларнет , трубу и т. д.) и несколько ударных инструментов ( шейкер , гуиро , колокольчик , конга и др.).
Особый способ игры на гитарных струнах в Кабо-Верде в народе называется « маозада ». Игра на коладере артикулирует бас (играемый большим пальцем, отмечая доли) с аккордами (ритмически играемыми другими пальцами).
С 1960-х годов начинает происходить электрификация коладейры , при которой ударные инструменты заменяются ударной установкой , а игра баса/аккомпанемента, исполняемая на гитаре, заменяется бас-гитарой и электрогитарой . С 1980-х годов широко используются электронные инструменты ( синтезаторы , драм-машины ), причем это использование высоко ценится одними и критикуется другими. В конце 1990-х происходит возвращение к истокам, когда вновь стали востребованы аутентифицированные (акустические) исполнения.
В своей наиболее традиционной форме песня начинается со вступления, исполняемого на солирующем инструменте (это вступление обычно совпадает с мелодией припева), а затем песня развивается в виде чередования основных строф и припева. Примерно после середины песни вместо пропетого припева инструмент-солист исполняет импровизацию. Однако современные композиторы не всегда используют эту последовательность.
Как танец
[ редактировать ]Коладейра – это бальный танец, который танцуют парами. Артисты танцуют, обнимая партнера одной рукой, а другой рукой держатся за руки. Танец состоит из двух махов телом и движений плечами в одну сторону, отмечая ритм такта, а в следующем такте покачивание выполняется в другую сторону.
Работа ног представляет собой базовое постукивание в сторону, постукивание в сторону. Например, левая нога движется влево с переносом веса на левую ногу. Затем правая нога «стукивает» (касается пола без смещения веса) рядом с левой ногой. За этим следует то же движение в другую сторону: правая нога движется назад вправо с переносом веса на правую ногу, а левая нога возвращается, чтобы постучать рядом с правой, также изобретено и освоено Томми Андраде в 1995 году. из Броктона. [4]
История
[ редактировать ]1-й период
[ редактировать ]Слово коладера первоначально относилось к выходу и пению колы . Согласно устной традиции, [5] новый музыкальный жанр появился в 1930-х годах, когда композитор Антон «Чич» намеренно ускорил темп морны . Говорят, что кто-то в толпе крикнул « já Bocê v'rá-'l n'um coladêra » (вы превратили это в коладеру ), т. е. морна исполнялась с темпом и живостью коладеры . Технически коладейра представляла собой разделение на половину длины нот морны за счет ускорения темпа.
Постепенно этот новый музыкальный жанр консолидировался, вобрав в себя несколько музыкальных влияний, в основном бразильской музыки. От Сан-Висенте этот музыкальный жанр перешел на другие острова, что привело к возникновению двух школ: [3] каждый со своим стилем: один в Барлавенто с центром в Минделу , а другой в Сотавенто с центром в Прае .
2-й период
[ редактировать ]начали появляться некоторые новшества В 1950-х годах в коладере , подобные тем, что появились в морне . Именно в этот период начали использоваться электрические инструменты, и коладейра стала привлекать международное внимание либо благодаря выступлениям за границей, либо путем распространения пластинок коладейры . Коладейра продолжала интегрировать влияние из- за границы, бразильской музыки, а также англосаксонской музыки. В 1970-е годы с появлением движений против колониализма и отношений с социалистическими странами пришли и другие влияния, в том числе латиноамериканская музыка ( болеро , сон кубано , сальса , кумбия ) и африканская музыка (особенно из Анголы и Гвинеи-Бисау ).
С точки зрения музыкальной структуры коладейра начала постепенно терять черты, которые раньше отождествляли ее с морной . Именно в этот период дихотомия морна \ коладейра утвердилась .
3-й период
[ редактировать ]присутствует сильное влияние компаса . В музыке Кабо-Верде [6] [ сомнительно – обсудить ] В 60-80-х годах в Африке были очень популярны гаитянские артисты и группы, такие как Claudette & Ti Pierre, Tabou Combo и особенно Геснер Генри под псевдонимом Coupe Cloue , а также доминиканская группа Exile One . [ нужна ссылка ] Exile One был первым, кто экспортировал каденцию или компас на острова Кабо-Верде. Художники из Кабо-Верде познакомились с компасом в США и Франции. [7] Кроме того, французская антильская группа «Кассав» и другие французские антильские музыканты, основная музыка которых — компа, [ сомнительно – обсудить ] неоднократно совершал поездку по островам. Сегодня новое поколение артистов Кабо-Верде демонстрирует легкий компас, близкий к музыке компас Гаити и Французских Антильских островов. [ нужна ссылка ] Тито Пэрис Хорошим примером является «Dança mami Criola» 1994 года; На этом компакт-диске представлена музыка, близкая к гаитянским Tabou Combo, Caribbean Sextet, Exile One, Tropicana и «Kassav» с французских Антильских островов.
Варианты коладеры
[ редактировать ]является относительно новым музыкальным жанром, Несмотря на то, что коладейра у нее уже есть несколько вариантов.
Правильная коладейра
[ редактировать ]Будучи производной от морны , естественно, , коладейра имеет некоторые общие характеристики с первой, такие как гармоническая последовательность, структура стиха и разнообразная и синкопированная мелодическая линия. По мнению Ж. Монтейро, [5] настоящая коладейра — это та, которая получается из морны . Таким образом, если на морне обычно играют в темпе 60 ударов в минуту , то на коладейре должен быть темп 120 ударов в минуту. Однако это не всегда так.
Это связано с наличием двух противоположных стилей. [3] в 50-х годах этот вариант коладейры , соответствующий предпочтениям некоторых композиторов: « стиль Ти Гой ». [3] имеет более медленный темп ( модерато ), более простую мелодическую линию, традиционный 3-х аккордный ряд, использование рифм и более саркастическую тематику; « стиль Тони Маркеса » [3] имеет более быстрый темп ( аллегро ), хорошо адаптированную к ритмике мелодию, более богатую аккордовую последовательность с проходящими аккордами и более разнообразную тематику.
Позже эти два стиля оказали влияние друг на друга, и композиции 60-х годов представляют собой смесь двух предыдущих стилей.
В этом варианте коладеры басовая партия отмечает доли такта.
Медленный склеиватель
[ редактировать ]Лундум — музыкальный жанр, который когда-то был в моде в Кабо-Верде. Сейчас этот жанр уже не известен. В Боа-Висте оно существует, [8] не как музыкальный жанр, а как конкретную песню, исполняемую на свадьбах.
Однако лундум не исчез полностью. Помимо трансформации лундума в морну ( см. основную статью — морна ), лундум продолжал вбирать в себя внешние элементы, например, от бразильских босса-новы и самба-кансао , а позже и от зарождающегося жанра коладейра . Сегодня этот вариант более известен как медленная коладейра , а также как жаба или контратэмпо . Из-за некоторых аналогий с боссановой его иногда называют кола-самбой или «самбедной» коладейрой . Это вариант коладейры с более медленным темпом ( анданте ), более простой структурой, чем морна , ритмическое акцентирование мелодии приходится на первую долю и последнюю половину такта. Пожалуй, самым всемирно известным примером этого варианта коладеры является песня « Sodade » в исполнении Сесарии Эворы .
В этом варианте коладейры басовая партия отмечает первую и последнюю четверть такта.
Кола-зук
[ редактировать ]В 1980-х годах диаспора Кабо-Верде, проживающая в Европе и Северной Америке, повлияла на традиционную «коладейру» с помощью компа (или компа на гаитянском креольском языке), создав версию зука под названием кола-зук, аналогичный компа (компа). сплав Французский антильский зук », [9] Позже новое поколение, выросшее в Кабо-Верде, представило медленную смешанную версию электрической поп-музыки с музыкальными стилями Кабо-Верде, легкий компас, называемый « кабо любовь » или «кабо зук». Его часто путают с ангольским зуком « кизомба » из-за их сходства. [10] Этот легкий компас стал популярен в португалоязычных странах Африки, Бразилии и остальном мире. Большинство песен написаны на португальском/креольском языке. [11] [12]
Зук из Кабо-Верде и его выход в гетто-зук Музыка: среди певцов и продюсеров Сюзанна Лубрано , Атим, Нилтон Рамальо, Джонни Рамос, Нельсон Фрейтас , Мика Мендес , Ману Лима , Седрик Кавако, Элджи, Луни Джонсон, Классзик, Марк Джи, То Семедо , Бето Диас, Heavy H, Марсия, Джилито , Кидо Семедо, Рикки Бой, Клаудио Рамос, M&N Pro, Гилсон, Гил, Джи-Амадо , Филип Монтейру, Гама, Хусейла Кардосо, Джодже и Денис Граса. Среди других - Кайша , Роджер, Филип Монтейру, Гальван, Селестино. Роджер, Алсидес и Ванир. Не забывая о человеке, который произвел революцию в модернизации Zouk, когда мы слушаем его сегодня, как в Ghetto Zouk Music, и его зовут Адилсон Бен-Дэвид, он же ToetStar, выходец из Кабо-Верде, родившийся в Голландии, Роттердаме, в 2004 году вместе с Джонни Рамосом, Нельсоном Фрейтасом и Э. Фрейтас.
Наследие
[ редактировать ]Музыкальная премия Кабо-Верде за лучшую коладейру была учреждена в 2011 году. Ежегодно она награждает лучшую песню этого жанра.
Примеры коладейры
[ редактировать ]- Глюер
- «Сауд», традиционный
исполнении Нэнси Виейры в альбоме «Segred» (изд. HM Música, Лиссабон — 2004 г.) - «Чапеу ди Паджа», Хорхе Барбоза
в исполнении Симентеры в альбоме «Cabo Verde em serenata» (изд. Mélodie, Париж — 2000) - «Intentaçon d’Carnaval» Тони Маркеса
в исполнении Мите Коста и Джосинья в альбоме «Cabo Verde canta CPLP» (ред. AR Machado, Lisbon, Ref: CD-005/07 — 19??) - «Тересинья» из Ти Гои
в исполнении Баны в альбоме? (ред. Discos Monte Cara — 19??) - «C'mê catchorr» Мануэля де Новаса
исполнении Манекаса Матоса в альбоме Lamento de um Emigrate (изд. ?, ? — 1986) - «Быть с тобой» Рене Кабрала
в исполнении Cabral & Cabo Verde Show в альбоме «Bêju cu jêtu» (ред. Syllart, ?, Ref: CD 38778-2 — 19??) - «Семейная пародия» от Алсидеса Спенсера Брито
исполнении Ильдо Лобо в альбоме «Incondicional» (изд. Lusáfrica , Париж — 2004)
- «Сауд», традиционный
- Медленная склейка
- «Curral ca tem capód», традиционный
исполнении Джалунги в альбоме «Amor притворялась» (изд. Lusárica, Париж — 2000) - «Содаде» Армандо Зеферино Соареса
исполнении Сесарии Эворы в альбоме «Miss Perfumado» (изд. Lusáfrica, Париж — 1992) - «Кабо-Верде, тропическая поэма» Микиньи
исполнении Паулино Виейры в альбоме «Cabo Verde, Poema Tropical» из Quirino do Canto (изд. ?, ? — 1985) - «Ня Коде», Педро Кардосо
исполнении Симентеры в альбоме «Raiz» (изд. Mélodie, Париж — 1995) - «Апокалипсис» Мануэля де Новаса
исполнении Дуду Араужо в альбоме «Nha Visão» (изд. Sons d'África — 199?)
- «Curral ca tem capód», традиционный
- Кола-зук
- «Росинья» Хорхе Нето
исполнении Ливиты в альбоме «Гармония» (ред.?, ? — 19??) - «Si m' Sabeba» Бето Диаса
в исполнении Бето Диаса в альбоме? (прим. ?, ? — 19??) - «Пока-пока, любовь моя» от Хиля Семедо
исполнении Gil & The Perfects в альбоме «Separadu» (изд. GIVA, ? — 1993) - «Туду та Фика» Джоя Дельгадо
исполнении Unimusicabo в альбоме «Help Fogo» (изд. MESA Pro, ? — 1995) - «Tudu pa bô» Сюзанны Лубрано
исполнении Сюзанны Лубрано в альбоме «Tudu pa bô» (изд. ?, ? — 2003)
- «Росинья» Хорхе Нето
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брито, М., Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде - 1998 г.
- ^ Соуза, Пе Дж. М. де, Хора ди Бай - Американская федерация Капеверда, Бостон, 1973 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гонсалвеш, CF, Kab Verd Band '- 2006 г.
- ^ на основе демонстрации https://www.youtube.com/watch?v=iF-4ehsII1E .
- ^ Jump up to: а б Монтейро, Дж., Mornas e Contra-Tempos (Coladeiras de Cabo Verde) — авторское издание, Минделу, 1987 г.
- ^ «В 1960-х годах коладера [так в оригинале] возникла как более живой и жизнерадостный аналог морны. Коладера исполняется в быстром двойном размере, сопровождая неформальные парные танцы в стиле поп. Основное влияние на нее, по-видимому, оказывает малоизвестная народная процессивная музыка. одноимённая афро-американская коммерческая музыка, морна и, самое главное, современная французская карибская поп-музыка... чаще всего её играет современная танцевальная группа, то есть с барабанами, басом, электрогитарами и тому подобным. ." Питер Мануэль, Популярная музыка незападного мира, стр. 95. Издательство Оксфордского университета, 1988 г.
- ^ ...Аккультурации еще больше способствовал рост зарубежных общин (особенно в Новой Англии), население которых сейчас превышает население самого Кабо-Верде (около 300 000 человек). Питер Мануэль, Популярная музыка незападного мира, стр. 95. Издательство Оксфордского университета, 1988 г.
- ^ Лима, А.Г., Танец ланду (От древних королевств Конго и Нгола до Боа-Виста)
- ^ 16. Перейти ^ Питер Мануэль, Популярная музыка незападного мира, Oxford University Press, 1988.
- ^ Торрес, Джордж (27 марта 2013 г.). «зук» . Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки . ISBN 9780313087943 . Проверено 3 декабря 2005 г.
- ^ Баталья, Луис; Карлинг, Йорген (2008). Кабо зук . Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789053569948 . Проверено 3 декабря 2005 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Питер Мануэль, Кеннет Билби и Майкл Ларджи, Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги, Temple University Press, Филадельфия, 2012 (исправленное издание), стр. 75 ISBN 9781592134649
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Владимир Монтейру, Музыка Кабо-Верде , Шандейн, Париж, 1998, с. 75 ISBN 2-906462-48-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде — на португальском языке.
- Музыка и жители Кабо-Верде в Лиссабоне — на португальском языке