Рай
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2024 г. ) |
Рай | |
---|---|
![]() Обложки альбомов Раи 1980-х годов | |
Родное имя | мнение |
Стилистическое происхождение |
|
Культурное происхождение | Начало 20 века в регионе Орание , Алжир. [ 2 ] |
Жанры фьюжн | |
Райн'Б | |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Музыка Алжира |
Рай, популярная народная песня Алжира. | |
---|---|
Страна | Алжир |
Домены | Устные традиции и выражения, исполнительское искусство, социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия, а также традиционное мастерство. |
Ссылка | 01894 |
Область | арабские государства |
История надписи | |
Надпись | 2022 г. (17-я сессия) |
Список | Представитель |
Часть серии о |
Культура Алжира |
---|
![]() |
Люди |
Мифология |
Искусство |
Raï ( / r aɪ . i / , / r aɪ / ; арабский : راي , rāʾy , [raʔi] ), иногда пишется rai , является формой алжирской народной музыки , восходящей к 1920-м годам. Певцов Раи называют хеб ( араб . شاب) или шабаб , т. е. молодыми, в отличие от шейха ( араб . شيخ, шейх ), т. е. старика, имени, данного Чааби певцам . Традиция зародилась в городе Оран , прежде всего среди бедноты. Традиционно исполняли мужчины, но к концу 20 века певицы стали обычным явлением. Тексты песен затрагивают социальные проблемы, такие как болезни и полицейская деятельность в европейских колониях, от которых страдает коренное население. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Рай — разновидность алжирской популярной музыки, возникшая в 1920-х годах. [ 6 ] [ 7 ] в портовом городе Оран , и это сознательно противоречило общепринятым художественным и социальным нормам. Он понравился молодым людям, которые стремились модернизировать традиционные исламские ценности и взгляды. Региональные, светские и религиозные образцы барабанов, мелодии и инструменты были смешаны с западными электрическими инструментами. Рай возник как основной жанр мировой музыки в конце 1980-х годов.
В годы сразу после Первой мировой войны алжирский город Оран, известный как «маленький Париж», представлял собой плавильный котел различных культур, полный ночных клубов и кабаре ; это было место, где можно было непристойно хорошо провести время. В этой среде возникла группа мусульманских певцов мужского и женского пола, называемых чиухами и шейхатами, которые отвергали изысканную классическую поэзию традиционной алжирской музыки. Вместо этого под аккомпанемент глиняных барабанов и флейт они пели о невзгодах городской жизни на грубом, резком, иногда вульгарном и неизбежно противоречивом языке, который особенно нравился социально и экономически обездоленным. Шейхаты еще больше отошли от традиции, выступая не только перед женщинами, но и особенно перед мужчинами.
Исполняемая музыка называлась рай. Он получил свое название от алжирского арабского слова raï («мнение» или «совет»), которое обычно вставлялось и повторялось певцами, чтобы заполнить время, когда они формулировали новую фразу из импровизированной лирики. К началу 1940-х годов Шейха Римитти эль Релициана стала местной музыкальной и лингвистической светилой традиции раи и продолжала оставаться среди самых выдающихся исполнителей музыки в 21 веке.

В начале 20 века Оран был разделен на еврейский, французский, испанский и коренной алжирский кварталы. После обретения независимости в 1962 году еврейский квартал (известный как Дерб) стал домом для таких музыкантов, как Ренетт Л'Оранез , Сауд Л'Оранайс и Ларби Бенсари . Сиди-эль-Хуари был домом для испанских рыбаков и многих беженцев из Испании, прибывших после 1939 года. В этих двух четвертях были активные музыкальные сцены, [ 8 ] а французские жители города отправились в еврейские и испанские районы, чтобы изучить музыку. Арабы Орана были известны аль-андалусом , классическим стилем музыки, импортированным из Южной Испании после 1492 года. Классическая музыка Хаузи была популярна в это время, и среди певиц этого жанра были Шейха Тетма , Фадила Д'зирия и Мириам Феккай . Другим распространенным музыкальным жанром был бедуи («бедуинский») (или гарби («западный»)), возникший из бедуинских песнопений . Бедуи состоял из стихов Мелхуна , исполнявшихся под аккомпанемент барабанов гуеллаля и флейт гаспа . Бедуи пели певцы-мужчины, известные как шейхи , одетые в длинные белые джеллабы и тюрбаны . Тексты взяты из поэзии таких людей, как Местфа бен Брахим и Зенаги Бухафс . Среди исполнителей бедуи были шейх Хамада , шейх Мохаммед Сенусси , шейх Мадани , шейх Хачеми Бенсмир и шейх Халди . Сенусси был первым, кто записал эту музыку в 1906 году.
Французская колонизация Алжира изменила организацию общества, породив класс бедных, необразованных городских мужчин и женщин. Певцы-бедуи в основном сотрудничали с французскими колонизаторами, хотя исключением из такого сотрудничества был Шейх Хамада. [ 9 ] Проблемы выживания в условиях бедности были прерогативой уличных музыкантов, исполнявших барные песни, называемые зендани . Общей чертой этих песен было восклицание слова «рай!» и их вариации. Слово «рай» подразумевает, что выражается мнение.
В 1920-х годах женщины Орана были обязаны соблюдать строгий кодекс поведения. Многие из тех, кто потерпел неудачу, стали социальными изгоями, певцами и танцорами. Они пели песни медх в честь пророка Мухаммеда и выступали перед женской аудиторией на таких церемониях, как свадьбы и праздники обрезания . В число этих исполнителей входили Les Trois Filles de Baghdad , Субира бент Менад и Хейра Эссебсадия . Другую группу женщин-изгоев общества называли шейхами , которые были известны своей очаровательной одеждой, гедонистической лирикой и демонстрацией формы музыки, на которую оказали влияние меддхахаты и певцы зендани. В число этих шейх, которые пели как для мужчин, так и для женщин, входили такие люди, как Шейха Ремитти эль Релизиана , Шейха Грело , Шейха Джениа эль Мостганмиа , Шейха Бачитта де Маскара и Шейха А; Уашма эль Тмучентия . В 1930-е годы наблюдался подъем революционных организаций, в том числе организаций, мотивированных марксизмом , которые в основном презирали этих ранних певцов. В то же время арабская классическая музыка приобретала огромную популярность во всем мире. Магриб , особенно музыка египетской Умм Кульсум .

Когда впервые был разработан, рай представлял собой гибридную смесь сельских музыкальных жанров и музыкальных жанров кабаре , изобретенную и ориентированную на рабочих винокуренных заводов, крестьян, потерявших свою землю из-за европейских поселенцев, и других типов граждан низшего сословия. Географическое положение Орана способствовало распространению многих культурных влияний, позволив музыкантам раи впитать в себя целый ряд музыкальных стилей, таких как фламенко из Испании, музыка гнава и французское кабаре, что позволило им сочетаться с ритмами, типичными для арабских кочевников . В начале 1930-х годов социальные проблемы, от которых страдало коренное население колонии, такие как тиф , преследования и тюремное заключение со стороны колониальной полиции, а также бедность, были важными темами лирики рай. Однако другие основные лирические темы касались вина, любви, а также смысла и опыта маргинальной жизни. С самого начала женщины играли значительную роль в музыке и исполнении рай. В отличие от другой алжирской музыки , рай включал в себя танцы в дополнение к музыке, особенно в смешанной среде. [ 10 ] [ 11 ]
В 1930-х годах рай, аль-андалусизм и египетский классический стиль повлияли на формирование вахрани , музыкального стиля, популяризированного Блауи Хуари . Такие музыканты, как Мохаммед Беларби и Джеллул Бендауд, добавили эти влияния к другим оранским стилям, а также к западному фортепиано и аккордеону , в результате чего появился стиль, названный bedoui citadinisé . Восстание началось в середине 1950-х годов, и музыканты, среди которых были Хуари и Ахмед Сабер, поддержали Национальный фронт освобождения . Однако после обретения независимости в 1962 году правительство режима Хуари Бумедиена вместе с президентом Ахмедом Бен Беллой не терпело критики со стороны таких музыкантов, как Сабер, и последовало подавление культуры Раи и Орании. Количество публичных выступлений певиц-раи сократилось [ нужны разъяснения ] , что привело к увеличению роли мужчин в этом жанре музыки. Между тем, традиционные инструменты раи, такие как гасба (тростниковая флейта) и дербука (североафриканские барабаны), были заменены скрипкой и аккордеоном . [ 10 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]
В 1960-х годах Белламу Мессауд и Белкасем Бутельджа начали свою карьеру и изменили звучание рай, в конечном итоге получив широкое признание в Алжире к 1964 году. особенно ямайское регги с такими исполнителями, как Боб Марли . В течение следующих десятилетий рай все больше усваивал звуки различных музыкальных стилей, появившихся в Алжире. В 1970-е годы художники рай привнесли влияние из других стран, таких как Египет , Европа и Америка. Трубы, электрогитара, синтезаторы и драм-машины были особыми инструментами, которые использовались в музыке. Это ознаменовало начало поп-рай, который исполнялось более поздним поколением, принявшим титулы Хеб (мужчина) или Чаба (женщина), что означает «молодой», чтобы отличить себя от музыкантов старшего возраста, которые продолжали выступать в оригинальном стиле. . [ 12 ] Среди наиболее выдающихся исполнителей нового рай были Чаба Фадела, Хеб Хамид, [ 13 ] и Хеб Мами . [ 14 ] Однако к тому времени, когда в 1985 году в Алжире прошел первый международный фестиваль рай, Хеб Халед стал практически синонимом этого жанра. [ 15 ] За этим последовали новые фестивали в Алжире и за рубежом, и раи стал популярным и заметным новым жанром на развивающемся мировом музыкальном рынке. Международный успех этого жанра начался еще в 1976 году, когда стал известен продюсер Рашид Баба Ахмед .

Дополнительные расходы на производство пластинок , а также технические аспекты, налагаемые музыкой на носитель, привели к тому, что к началу 1980-х годов этот жанр выпускался почти исключительно на кассетах, при этом большая часть музыки вообще не имела аналогов на пластинках и была очень ограничена. экспозиция на компакт-диске.
Хотя эта форма рай увеличила продажи кассет, ее связь со смешанными танцами, непристойным действием согласно ортодоксальным исламским взглядам, привела к подавлению, поддерживаемому правительством. Однако это подавление было отменено из-за растущей популярности рай во Франции, где его настоятельно требовала арабская община Магриби. Эта популярность во Франции возросла в результате подъема франко-арабской борьбы против расизма. Это привело к появлению белой аудитории, сочувствующей антирасистской борьбе. [ 10 ]
После избрания президента Чадли Бенджедида в 1979 году у музыки Раи появился шанс восстановиться благодаря уменьшению его моральных и экономических ограничений. Вскоре после этого Рай начал формироваться в поп-рай с использованием таких инструментов, как электрические синтезаторы, гитары и драм-машины. [ 16 ] [ 17 ]
В 1980-х годах у рай начался период пика популярности. Ранее правительство Алжира выступало против рай из-за его сексуальных и культурно рискованных тем, таких как алкоголь и потребительство — две темы, которые были табу для традиционной исламской культуры.

В конце концов правительство попыталось запретить рай, запретив ввоз чистых кассет и конфисковав паспорта музыкантов рай. Это было сделано для того, чтобы предотвратить распространение раи не только по всей стране, но и для предотвращения его международного распространения, а также проникновения в Алжир или из него. Хотя это ограничивало профессиональные продажи рай, популярность музыки росла за счет незаконной продажи и обмена кассетами. В 1985 году алжирский полковник Снусси вместе с министром культуры Франции Джеком Лангом убедили алжирское государство принять раи. [ 18 ] Ему удалось заставить правительство вернуть паспорта музыкантам раи и разрешить записывать и исполнять раи в Алжире при поддержке правительства, утверждая, что это часть алжирского культурного наследия. Это не только позволило алжирскому правительству получить финансовую выгоду от производства и выпуска рай, но и позволило им контролировать музыку и предотвращать публикацию «нечистой» музыки и танцев, а также использовать ее для улучшения имиджа алжирского государства в национальном мире. [ 19 ] В 1985 году в Алжире был проведен первый санкционированный государством фестиваль рай, а в январе 1986 года также был проведен фестиваль с участием Хеба Халеда, Хеба Сахарауи, Чеббы Фаделы, Хеба Хамида, Хеба Мами и группы Рай Нараи в театре MC93 Бобиньи , Франция.
В 1988 году алжирские студенты и молодежь заполонили улицы в знак протеста против спонсируемого государством насилия, высокой стоимости основных продуктов питания и в поддержку Народной Алжирской армии. [ 20 ] Президент Чадли Бенджедид, который находился у власти с 1979 по 1992 год, и его друзья из ФНО обвинили раи в массовом восстании, в результате которого в октябре 1988 года погибло 500 мирных жителей. Большинство певцов раи отвергли обвинения, в том числе Хеб Сахрауи, который заявил, что между раи нет никакой связи. и Октябрьское восстание. Тем не менее, репутация рай как музыки протеста сохранилась, потому что демонстранты переняли Песня Халеда "El Harba Wayn" ("Бежать, но куда?"), чтобы помочь их протестующим:
Куда делась молодость?
Где смелые?
Сами богатые ущелья
Бедные работают до смерти
Исламские шарлатаны показывают свое истинное лицо...
Вы всегда можете поплакать или пожаловаться
Или сбежать... но куда? [ 21 ]
В 1990-е годы над музыкантами рай царила цензура. Один из изгнанных певцов рай, Хеб Хасни , принял предложение вернуться в Алжир и выступить на стадионе в 1994 году. Слава Хасни и противоречивые песни привели к тому, что ему стали угрожать смертью от исламских экстремистов-фундаменталистов. 29 сентября 1994 года он был первым рай-музыкантом, которого убили возле дома его родителей в районе Гамбетта города Оран , как сообщается, за то, что он позволил девушкам поцеловать себя в щеку во время телевизионного концерта. Его смерть произошла на фоне других насильственных действий против североафриканских исполнителей. За несколько дней до смерти кабильский певец Лунес Матуб был похищен сотрудниками GIA . В следующем году, 15 февраля 1995 года, продюсер «Рай» Рашид Баба-Ахмед был убит в Оране.
Эскалация напряженности исламистской кампании против рай вынудила таких музыкантов рай, как Чаб Мами и Чаба Фадела, переехать из Алжира во Францию. Переезд во Францию был способом сохранить существование музыки. [ 22 ] Франция была местом, куда алжирцы переехали в постколониальную эпоху в поисках работы, и где у музыкантов было больше возможностей противостоять правительству без цензуры. [ 19 ]
Хотя рай нашел широкое признание в Алжире, исламские фундаменталисты по-прежнему протестовали против этого жанра, заявляя, что он все еще слишком либерален и слишком контрастирует с традиционными исламскими ценностями. Фундаменталисты утверждали, что музыкальный жанр по-прежнему пропагандирует сексуальность, алкоголь и западную потребительскую культуру, но критики фундаменталистской точки зрения заявляли, что фундаменталисты и музыканты-раи в конечном итоге искали новообращенных из одной и той же группы населения, молодежи, которой часто приходилось выбирать, к чему они принадлежат: две культуры. Несмотря на поддержку правительства, сохранялся раскол между гражданами, принадлежащими к строгому исламу, и теми, кто покровительствовал райской сцене. [ 23 ]
Международный успех
[ редактировать ]Хеб Халед был первым музыкантом, добившимся международного успеха, включая его дуэтный альбом 1988 года с альбомом джазового музыканта Сэфи Бутеллы Kutché , хотя его популярность не распространялась на такие места, как Соединенные Штаты и Латинская Америка. Среди других выдающихся исполнителей 1980-х годов были Хуари Беншене , Райна Рай , Мохамед Сахрауи , Хеб Мами , Чеба Зора и Хеб Хамид .
Международный успех вырос в 1990-х годах с альбомом Хеба Халеда Khaled 1992 года . Поскольку Халеда больше не было в Алжире, такие музыканты, как Хеб Тахар , Хеб Насро и Хеб Хасни, начали петь любовный раи , сентиментальную поп-балладную форму музыки раи. Позже в том же десятилетии фанк , хип-хоп к рай добавились и другие влияния, особенно такие исполнители, как Фаудель и Рашид Таха , последний из которых взял музыку рай и соединил ее с роком. Таха не назвал свое творение музыкой рай, а скорее охарактеризовал его как сочетание фолк-рай и панка. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Еще одно смешение культур в арабской музыке конца 1990-х годов произошло через франко-арабскую музыку, выпущенную такими музыкантами, как Альдо .
В конце 1980-х - начале 1990-х годов наблюдался рост числа женщин-исполнительниц рай. По словам авторов Гросса, МакМюррея и Сведенбурга в их статье «Арабский шум и ночи Рамадана: Раи, рэп и франко-магрибская идентичность», музыканту Раи Чабе Захуании ее семье запретили выступать или даже появляться на публике. По словам Гросса и др., звукозаписывающие компании Raï подталкивают артисток к тому, чтобы они стали более заметными. [ 27 ]
В 2000 году музыка рай имела международный успех благодаря Чебом дуэту Стинга с певцом рай Мами в песне « Desert Rose », выпущенной 17 января 2000 года. [ 28 ] Стинг получил широкое признание за то, что познакомил западную музыкальную аудиторию с музыкой раи, и поэтому песня имела успех во многих чартах, заняв 2-е место в Канаде, 3-е место в Швейцарии, 4-е место в Италии, 15-е место в чартах. Великобритании и № 17 в США . [ 29 ] Он также занял первое место в Billboard чартах Adult Alternative и Hot Dance Single Sales соответственно. [ 30 ] [ 31 ]
Цензура
[ редактировать ]На протяжении всего развития и коммерциализации музыки раи в Алжире предпринималось множество попыток задушить этот жанр. От лирического содержания до изображений на обложках альбомов, Raï была противоречивой музыкой. Религиозная идентичность и транснационализм определяют сложность идентичности Магриби. Эта сложная идентичность выражается через музыку раи и часто оспаривается и подвергается цензуре во многих культурных контекстах.

В 1962 году, когда Алжир заявил о своей национальной независимости, выражение массовой культуры было подавлено консервативным характером народа. В то время резкого ограничения женского самовыражения многие мужчины начали становиться рай-певцами. К 1979 году, когда президент Чадли Бенджедид одобрил более либеральные моральные и экономические стандарты, музыка раи стала еще больше ассоциироваться с алжирской молодежью. Музыка по-прежнему подвергалась стигматизации среди салафитских исламистов и правительства Алжира. Названная «поколением раи», молодежь нашла в раи способ выражения сексуальных и культурных свобод. [ 32 ] Примером такого свободного выражения являются слова Хеба Хасни в его песне «Эль Беррака». Хасни пел: «Она была у меня… потому что, когда ты пьян, такая мысль проносится у тебя в голове!» [ 33 ] Хасни бросил вызов фундаменталистам страны и осуждению нерелигиозных форм искусства.
«Рай» начал распространяться в более широком масштабе через продажу кассет, показ на телевидении и радиопередачи. Однако правительство попыталось «очистить» раи, чтобы они придерживались консервативных ценностей. [ 32 ] Аудиоинженеры манипулировали записями артистов раи, чтобы они соответствовали таким стандартам. Эта тактика позволила экономике получить прибыль от музыки, завоевав консервативную аудиторию. Консервативность повлияла не только на то, как слушатели воспринимали музыку раи, но и на то, как артисты, особенно артистки, представляли свою собственную музыку. Например, артистки-райи обычно не появляются на обложках своих альбомов. Такие патриархальные стандарты вынуждают женщин к частной жизни в обществе. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Введение в музыку Рай» . МысльКо . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Аузиас, Доминик; Лабурдетт, Жан-Поль (27 октября 2010 г.). Алжир (на французском языке). Маленький Умник. п. 119. ИСБН 9782746925755 .
- ^ Суини, Марк (1 января 1992 г.). Справочник мировой музыки Virgin . Генри Холт и Ко. с. 15. ISBN 978-0805023053 .
- ^ Шаде-Поульсен, Марк (5 июля 2010 г.). Мужчины и популярная музыка в Алжире: социальное значение Раи . США: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292787629 .
- ^ Гросс, Джоан; Дэвид МакМюррей; и Сведенберг, Тед. «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магрибская идентичность». Diaspora 3:1 (1994): 3-39. Перепечатано в «Антропологии глобализации: читатель», изд. Джонатан Ксавьер и Ренато Розальдо,
- ^ «Рай» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. 26 октября 2009 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «Введение в музыку Рай» . МысльКо . МысльКо. 2 мая 2017 г. Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Морган, стр. 413–424.
- ^ «Мировая музыка, грубое руководство» (Документ). Лондон: Грубые гиды. 1994. с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Джоан, Гросс (2002). Джонатан Ксавьер и Ренато Розальдо (ред.). «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магрибская идентичность» Антология глобализации: читатель . Оксфорд: Блэквелл.
- ^ Гросс, Джоан, Дэвид МакМюррей и Тед Сведенберг. «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магрибская идентичность». Диаспора 3:1 (1994): 3-39. [Перепечатано в «Антропологии глобализации: читатель», под ред. Джонатан Ксавьер и Ренато Розальдо, 1
- ^ Джоан, Гросс с. 7
- ↑ Хеб Хамид. Вся музыка получена 20 января 2021 г.
- ^ «Хеб Мами приговорен к пяти годам заключения по делу о принудительном аборте» . Телеграф . 3 июля 2009 года . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «Хеб Халед для граждан мира Equus World» . www.equus-world.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2008 года . Проверено 21 марта 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ли, Ацухиро (15 января 2002 г.). «Рай — мятежная музыка из Алжира» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ МакМюррей, Дэвид; Сведенберг, Тед (1992). « Райский прилив» Ближневосточный отчет». Доклад по Ближнему Востоку (169). 39–42: 39–42. JSTOR 3012952 .
- ^ Jump up to: а б Скилбек, Род (22 сентября 1995 г.). «Смешение поп-музыки и политики: роль Раи в политическом дискурсе Алжира» . Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Мегелли, Самир. «Интервью с Юсефом (Интик)». В книге Tha Global Cipha: Хип-хоп культура и сознание, под ред. Джеймс Дж. Спейди, Х. Сами Алим и Самир Мегелли. 656-67. Филадельфия: Издательство Музея черной истории, 2006.
- ^ Лоуренс, Билл (27 февраля 2002 г.). «Прямо в Алжир» . Нориент. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ Парелес, Джон (6 февраля 2002 г.). «Звезды арабоязычной эстрады несут радость» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Анжелика Мария ДеАнджелис. «Рай, ислам и мужественность в транснациональной идентичности Магриби» . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ ДЖОДИ РОЗЕН (13 марта 2005 г.). «МУЗЫКА; шокируйте Касбу, раскачайте французов (и наоборот)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ Куриэль, Джонатан. «Музыка арабского рокера Рашида Тахи подпитывается политикой, панк-настроем и – чем еще? – романтикой» . Хроники Сан-Франциско . 27 июня 2005 г. Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ «Панк на Раи» . камень-ножницы-бумага . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Гросс, Джоан, Дэвид МакМюррей и Тед Сведенберг. «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магрибская идентичность». Диаспора 3:1 (1994)
- ^ «Sting.com — Официальный сайт и официальный фан-клуб дискографии Стинга — studio_albums — STING: Desert Rose, CD» . Sting.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2013 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Стинг» . Рекламный щит .
- ^ «Стинг» . Рекламный щит .
- ^ «Стинг» . Рекламный щит .
- ^ Jump up to: а б с Гросс, Джоан, Дэвид МакМюррей и Тед Сведенберг. «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магрибская идентичность». Диаспора 3:1 (1994)
- ↑ Freemuse: Алжир: Хеб Хасни — убит популярный герой рай
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль Таи, Насер. «Бегство с повстанцами: политика, идентичность и сексуальный нарратив в алжирском рае». Проверено 22 ноября 2006 г.
- Шаде-Поульсен, Марк. «Социальное значение Раи: мужчины и популярная музыка в Алжире». авторские права принадлежат Техасскому университету Press, 1999 г. ISBN 978-0-292-77740-8
- Мазузи, Безза. Алжирская музыка и вопрос раи , Ришар-Масс, Париж, 1990.
- Морган, Энди. «Музыка под огнем». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр. 413–424. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0