Яки музыка
Музыка яки — это музыка племени яки и жителей Аризоны и Соноры. Их самая известная музыка – это песни оленей ( яки : масо бвикам ), которые сопровождают танец оленей . Они часто известны своей смесью индейской и католической религиозной мысли.
Их ритуалы пения оленей напоминают ритуалы других юто-ацтекских групп ( яки — утто-ацтекский язык ), хотя они занимают более важное место в их культуре. Используются местные и испанские инструменты, включая арфу, скрипку или скрипку, рашпиль ( хирукиам , также кута ), барабан и погремушки . Формы пения включают песни оленей, а также песни посланников ( суру бвикам ), песни кукурузного вина ( вачи вино бвикам ), песни мух ( нахи бвикам ) и песни койотов ( вои бвикам ). [ 1 ]
Первые записи музыки яки, в том числе тринадцать песен оленей, были сделаны Фрэнсис Денсмор в 1922 году. [ 2 ]
Экспозиция в Государственном музее Аризоны изображает танец оленей и представляет собой исполнение песни оленя. [ 3 ] Поскольку мелодия охватывает скромный диапазон , она идеально подходит для инструментов с ограниченным диапазоном высоты звука и была транскрибирована для флейты коренных американцев . [ 4 ]
Танец оленей, который обычно длится всю ночь, благодарит и чтит оленя, младшего брата ( maso , младший брат оленя: сайла масо ), за то, что он покинул свой дом, цветочный мир ( сейявило ), и позволил убить себя, чтобы люди могли жить. Танцоры с оленями, пахколамы (ритуальные клоуны), носят погремушки на лодыжках, сделанные из коконов бабочек , в честь мира насекомых, а погремушки из копыт оленей на талии, в честь многих погибших оленей. Танец также сопровождается пением и инструментами, в том числе водяным барабаном (изображающим сердцебиение оленя) и каркасным барабаном , рашпилем (изображающим дыхание оленя), погремушками из тыкв, которые держат танцоры (почитая растительный мир), а также флейтой и скрипкой . и каркасная арфа . Пахколам танцуют, читают проповеди, принимают гостей (предоставляют воду и т. д.), шутят и разыгрывают комедийные сценки, например, притворяясь койотами.
Певцы-олени ( масобвикамем ) поют тексты, описывающие явления природы, которые могут видеть олени. В текстах песен используется манера речи, которая немного отличается от обычной речи яки и в некотором смысле напоминает речь старейшин яки, например, повторение слогов ( дублирование ), например, использование yeyewe, а не yewe («играть»), или замена /l. / для другой фонемы . [ 1 ] Оленьи песни также содержат важные термины, такие как сейвайло , которые можно считать архаичными. Довольно условные, оленьи песни состоят из двух частей , сравнимых со строфами , первой ( у ват вьеме ) и заключительной ( у тонуа ) частей: «первая часть поется много раз , а затем заключительная часть». туда падает [ 5 ] В заключении часто используется антитеза .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эверс, Ларри и Молина, Фелипе С. (1987). Песни оленей яки - Масо Бвикам: Поэзия коренных американцев , стр.28-9. Университет Аризоны: Том. 14, Солнечные следы. ISBN 0-8165-0995-6 .
- ^ Эверс и Молина (1987), стр.22.
- ^ Государственный музей Аризоны, Роберт Б.К. (август 2001 г.). «Пути жизни: американские индейцы Юго-Запада - Материалы для учителей для самостоятельной экскурсии» (PDF) . Проверено 1 ноября 2011 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Клинт Госс (2011). «Танец оленей яки для индейской флейты» . Флутопедия . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Эверс и Молина (1987), стр.31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песня яки "Kapo Sewa" (на YouTube)
- UbuWeb: Этнопоэтика: Стихи: Яки: «15 вариаций цветочного мира» , одна песня, переведенная на английский Джеромом Ротенбергом и та же самая с разной типографикой.
- Слова и место: Цветочный мир песен яки-оленей» Seyewailo: видео «
- Обзор песен яки-оленей: Масо Бвикам Ларри Элверса и Фелипе С. Молина Карла Янга
- Племя Паскуа Яки: Культура: Музыка , одна песня на хайки и испанском языке.