Водевиль на Филиппинах
Водевиль на Филиппинах | |
---|---|
Другие имена | Бодабиль |
Стилистическое происхождение | Филиппинская народная музыка , западный водевиль |
Культурное происхождение | Начало 20 века, Филиппино. |
Типовые инструменты | Вокал |
Водевиль на Филиппинах , чаще называемый на филиппинском языке бодабиль , был популярным жанром развлечений на Филиппинах с 1910-х до середины 1960-х годов. На протяжении десятилетий оно конкурировало с кино, радио и телевидением как доминирующая форма филиппинских массовых развлечений. Пик популярности он достиг во время японской оккупации Филиппин с 1941 по 1945 год. Многие из ведущих деятелей филиппинского кино 20-го века, такие как Долфи , Нора Онор , Леопольдо Сальседо и Рохелио де ла Роса , начали свою карьеру в шоу-бизнесе в Бодабиле. .
Бодабиль — это местная форма водевиля , появившаяся на Филиппинах на рубеже 20-го века. [ 1 ] Он представлял собой смесь музыкальных номеров, коротких комедий, драматических сценок и даже фокусов, часто ставившихся в театрах Манилы . [ 1 ] Бодабиль оказался средством популяризации музыкальных направлений и музыкантов, исполнительских жанров и исполнителей. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]В начале американской оккупации Филиппин на рубеже 20-го века в сценических развлечениях на Филиппинах доминировали комедии с испанским влиянием (« комедия » на филиппинском языке) и недавно появившаяся сарсуэла (« сарсвела » на филиппинском языке). филиппинский диалект). Чтобы развлечь американские войска, дислоцированные на Филиппинах, были приглашены водевили из-за пределов Филиппин. [ 2 ] Еще в 1901 году ведущий театр Манилы, Teatro Zorilla , рекламировал некоторые из этих приезжих водевильных трупп как «Новинки Манилы». [ 2 ]
В те первые годы водевиля на Филиппинах большинство представленных артистов не были филиппинцами. К середине 1910-х годов несколько филиппинских исполнителей также начали выступать в водевилях. Звезда сарсуэлы Атанг де ла Рама была одной из первых таких исполнителей, как и певица Кэти де ла Крус , которая впервые появилась на сценах Манилы в возрасте 7 лет. Номера, которые они исполняли, представляли собой антракты между сарсвелами. [ 1 ] Эти антракты иногда называли «джамбори». [ 3 ]
Водевиль в Бодабиле
[ редактировать ]В 1920 году филиппинский артист по имени Луис Борромео вернулся из Северной Америки, который выступал под сценическим псевдонимом «Борромео Лу», и организовал то, что стало первой филиппинской труппой бодабил . [ 3 ] Главной витриной компании Борромео была оркестровая группа, которая играла то, что он называл «классической джазовой музыкой», а между ними выступали эстрадные выступления. [ 3 ] Считается, что группа Борромео популяризировала джаз на Филиппинах. [ 3 ] Именно Борромео окрестил появившуюся форму «вод-а-вил», которая вскоре стала широко известна под филиппинским названием « бодабил » . [ 3 ]
В 1923 году в Маниле было три театра, посвященных исключительно бодабилю . [ 3 ] К 1941 году в Маниле было 40 театров, в которых проводились представления бодабил . [ 3 ] Популярность бодабиля не ограничивалась сценами Манилы. Представления Бодабиля также ставились на городских праздниках и карнавалах. [ 1 ] Типичные шоу бодабиля представляют собой смесь исполнений американских баллад , зажигательных песен и блюзовых номеров; танцевальные номера с участием чечеточников и хористок , а также джиттербагов выступления ; и даже случайный кундиман .
В этот период продолжали процветать такие известные исполнители, как Кэти де ла Крус и Борромео. Появились и новые звезды, такие как певицы Диана Той и Майами Сальвадор ; танцовщик Баяни Казимиро и фокусник и Чаплин -подражатель Кануплин . [ 1 ] Многие ведущие звезды филиппинского кино начали свою карьеру в сфере развлечений в Бодабиле в этот период, например, Рохелио де ла Роса , Леопольдо Сальседо , Дели Атай-Атаян и Чичай . Бодабиль процветал, несмотря на появление филиппинского кинопроизводства. Во многих кинотеатрах бодабил в перерывах между показами показывали спектакли , и многие звезды кино и бодабил часто переходили из одного жанра в другой.
Бодабиль во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Японское вторжение на Филиппины в конце 1941 года привело к остановке кинопроизводства в стране по настоянию японцев, которые не хотели позволять западному влиянию сохраняться внутри страны. [ 4 ] Однако Бодабиль был разрешен, и он стал преобладающей формой развлечения в стране. Многие киноактеры, карьера которых застопорилась, стали постоянными участниками шоу «бодабил» . [ 4 ]
Среди исполнителей, карьера которых началась в этот период, были Панчито Альба , Анита Линда , Роза Миа , тандем Пуго и Того , а также Долфи , который начинал под сценическим псевдонимом «Голай» в качестве партнера по комическому танцу Баяни Казимиро.
Многие шоу бодабиля во время войны содержали тонкие антияпонские и проамериканские послания. [ 4 ] У Пуго и Того была популярная программа, в которой они изображали японских солдат с несколькими наручными часами на обеих руках, и вскоре за эту пародию их на короткое время посадили в тюрьму. [ 4 ] Были комедийные и драматические сценки, посвященные предстоящему возвращению «Манга Артуро», намек на обещание генерала Макартура «Я вернусь». [ 4 ] Даже члены партизан посещали выступления бодабиля , и когда артисты доходили до сведения о кемпетай , они начинали петь специальную песню, служившую кодом для партизан, чтобы они покинули помещение. прибытии [ 4 ]
Послевоенный бодабил
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны кинопроизводство на Филиппинах возобновилось, и многие Бодабиля звезды либо вернулись, либо перешли в кино. Однако Бодабиль оставался популярным в течение следующих двух десятилетий. Большая заслуга в неизменной популярности «Бодабиля» принадлежит Лу Сальвадору-старшему , исполнителю под сценическим псевдонимом «Чипопой», который перешел к продюсированию после войны. Сальвадор станет самым успешным импресарио театральных представлений 40-х и 50-х годов. [ 5 ] Он организовал несколько трупп бодабиля и открыл для себя новое поколение исполнителей бодабиля , таких как комики Чикито , Качупой и Герман Морено , певцы Пепе Пиментель , Диомедес Матуран и Эдди Перегрина . [ 5 ]
Бодабиль продолжал извлекать выгоду из последних тенденций западных развлечений. В нем представлены популярные латинские танцы, такие как мамбо и ча-ча или буги , популяризированное Чикито. [ 4 ] Когда рок-н-ролл в 1950-х годах появился , Бодабил представил Эдди Месу , который стал известен как « Элвис Пресли Филиппин». В конце 1950-х годов такие певицы, как Нора Онор , Элизабет Рэмси , Пилита Корралес и Сильвия Ла Торре, также выступали в кругах бодабиля . [ 4 ] Бодабиль также начал включать бурлеска . в свои программы номера [ 4 ]
К 1960-м годам бодабилю пришлось конкурировать с ростом коммерческого телевещания на Филиппинах. Он быстро пришел в упадок, и к концу 1960-х годов эта форма завоевала ограниченный рынок своими бурлескными номерами. [ 4 ] Появление фильмов о бомбе примерно в 1969–1970 годах, положивших конец бурлеску, также ознаменовало конец бодабиля . [ 4 ]
После объявления военного положения в 1972 году президент Фердинанд Маркос попытался возродить очищенную форму бодабиля . В таких театрах, как Большой оперный театр Манилы положения . , в театрах между номерами транслировались номера бодабил с лозунгами, восхваляющими введение военного [ 4 ] Эти усилия оказались непопулярными. В 1980-х годах группы активистов в Университете Филиппин также пытались использовать формат бодабил , используя его для продвижения социально сознательных тем. [ 4 ]
Критические перспективы
[ редактировать ]Хотя бодабил, несомненно, был популярен и в некоторой степени заимствован из водевиля, он вряд ли был коренным для Филиппин и рассматривался как показатель распространенности американской культуры в стране. [ 1 ] Многие из культурных тенденций, которые он популяризировал, имели западное или американское происхождение, хотя переводчики в основном были филиппинцами. В то же время многие старые и столь же колониальные формы сценических развлечений, такие как комедия и сарсвела, пришли в упадок из-за подъема бодабиля .
Влияние бодабиля в филиппинской культуре, возможно, сохраняется и по сей день. [ 4 ] Его смесь песен и танцев до сих пор можно узнать в телевизионных шоу и даже в антрактах политических митингов. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Никанор Тионгсон (1994). «Филиппинский театр». В Никанор Тионгсон (ред.). Энциклопедия филиппинского искусства CCP . Том. VII (1-е изд.). Манила: Культурный центр Филиппин . п. 54. ИСБН 971-8546-30-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Дорин Фернандес (1994). «Филиппинский театр». В Никанор Тионгсон (ред.). Энциклопедия филиппинского искусства CCP . Том. VII (1-е изд.). Манила: Культурный центр Филиппин . п. 68. ИСБН 971-8546-30-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фернандес, с. 69
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фернандес, с. 70
- ^ Перейти обратно: а б Галилео Сафра (1994). «Филиппинский фильм». В Никанор Тионгсон (ред.). Энциклопедия филиппинского искусства CCP . Том. VIII (1-е изд.). Манила: Культурный центр Филиппин . стр. 315–316. ISBN 971-8546-31-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- Никанор Тионгсон (1994). «Филиппинский театр». В Никанор Тионгсон (ред.). Энциклопедия филиппинского искусства CCP . Том. VII (1-е изд.). Манила: Культурный центр Филиппин . стр. 54–55. ISBN 971-8546-30-8 .
- Дорин Фернандес (1994). «Филиппинский театр». В Никанор Тионгсон (ред.). Энциклопедия филиппинского искусства CCP . Том. VII (1-е изд.). Манила: Культурный центр Филиппин . стр. 68–70. ISBN 971-8546-30-8 .