Dumka (musical genre)
Думка ( укр .: думка , думка , множественное число думки, думки ) — музыкальный термин, заимствованный из украинского языка , имеющий родственные слова в других славянских языках . Слово думка буквально означает «мысль». Первоначально это была уменьшительная форма украинского термина дума , пл. думы , «славянская (особенно украинская) эпическая баллада… в целом задумчивая или меланхоличная по характеру». [1] Композиторы-классики использовали гармонические модели народной музыки , чтобы наполнить свои более формальные классические композиции . [ нужна ссылка ]
Композиция думки стала популярной после публикации этнологического исследования и анализа, а также ряда иллюстрированных лекций украинского композитора Николая Лысенко в 1873 и 1874 годах в Киеве и Санкт-Петербурге . Они были проиллюстрированы живыми выступлениями слепого кобзаря Остапа Вересая , который исполнил ряд думков, подпевая и аккомпанируя себе на бандуре . В исследовании Лысенко впервые специально проанализированы мелодии и аккомпанемент, исполняемые на бандуре, кобзе или лире эпической думы. [ нужна ссылка ]
Естественной частью процесса переноса традиционной народной формы в формальную классическую среду было присвоение формы думки славянскими композиторами, особенно чешским композитором Антонином Дворжаком . Таким образом, в классической музыке думка стала означать «вид инструментальной музыки, включающий внезапные переходы от меланхолии к изобилию». [1] Хотя думки обычно характеризуются мягким, мечтательным двойным ритмом, многие примеры выполнены в трехметровом размере Дворжака , в том числе славянский танец (соч. 72, № 4) . Его последнее и самое известное фортепианное трио № 4 ми минор, соч. 90 , имеет шесть частей, каждая из которых представляет собой думку; произведение часто называют подзаголовком « Dumky Trio» . [2]
Примеры
[ редактировать ]Основные примеры классического репертуара включают:
- Думка ре минор (Элегия), соч. 35 (1876) для фортепиано соло
- Струнный секстет ля ля, соч. 48 (1878 г.), МВт. 2: «Думка: Poco allegretto»
- Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор , соч. 51 – Б. 92 (1878-79): II. Думка. Анданте Кон Мото
- Думка до минор , соч. 12а № 1 (1884) для фортепиано соло
- Славянские танцы , соч. 46 (1878 г.) и 72 (1887 г.), (Три из шестнадцати)
- Концерт для скрипки с оркестром ля минор , соч. 53 (1879/80), МВт. 3 – хоть и на основе Фурианта , но средняя часть – думка
- Фортепианный квинтет No. 2 ля ля , соч. 81 (1887), МВт. 2: «Думка: Andante con moto»
- Фортепианное трио № 4 ми минор , соч. 90 (1891) — Думки-Трио
София Маврогениду
[ редактировать ]- Dumka for piano solo
- Думка для флейты, виолончели и фортепиано
- Думка для виолончели и фортепиано
- Думка для аккордеона и флейты
- Думка для скрипки и фортепиано
- Думка (без номера), H. 4 (1909 – Поличка, Чехословакия), для фортепиано соло
- Dumka No. 1 , H. 249 (1936 – Париж, Франция), for solo piano
- Dumka No. 2 , H. 250 (1936 – Париж, Франция), for solo piano
- Dumka No. 3 , H. 285bis (1941 – Jamaica, NY, USA), for solo piano
- Думка , соч. 59 (Сцены из русской деревни) для фортепиано соло (1886)
Другие
[ редактировать ]- Anatoly Kos-Anatolsky , Dumka and kolomiyka от opera Sojchyne krylo
- Милий Балакирев , Думка ми-бемоль минор (1900)
- Василий Барвинский , «Думка» (1925)
- Александр Бородин , Думка (из фортепианного квинтета №2 ля мажор, соч. 81)
- Фредерик Шопен , Думка, соч. 74 19, КК IVб/9, КТ. 147
- Ребекка Кларк , Думка , Концертный дуэт для скрипки и альта с фортепиано (1941)
- Franz Liszt , Dumka, S 249B
- Mykola Lysenko , 2nd piano rhapsody (1877)
- Станислав Монюшко , ария Йонтека из оперы « Галка»
- Модест Мусоргский , ария Параски из оперы «Сорочинская ярмарка».
- Сергей Прокофьев , Думка ля минор (опубликовано посмертно)
- М. Шнейдер-Трнавский , Думка и танец для симфонического оркестра (1909)
- М. Завадский , 12 думки и 42 шумки
- V. Zaremba
- S. Zaremba
- Николай Будашкин , Думка (Träumerei) в Анданте из Концерта для домры с оркестром Op.8 (1943).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рэндел: Гарвардский краткий музыкальный словарь , стр. 148. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1978.
- ^ «Антонин Дворжак» . Архивировано из оригинала 14 октября 2006 г. Проверено 1 сентября 2006 г.
- ^ Каталог произведений Богуслава Мартину.
Ссылки
[ редактировать ]- S. I. Gritsa (Hrytsa) Dumi vidayushcheyesya dostoyaniye ukrainskoy kulturi (Dumy a remarkable product of Ukrainian culture) Musica anticqua Europae orientalis II Bydgosz, 1969.(In Russian)
- М. Антонович Думка и Дума в МГГ