Jump to content

Кобзарь

Слобожан кобзарь П. Древченко и Полтава кобзарь М. Кравченко в Харькове 1902

Кобзарь ) ( укр . кобзар , мн. кобзари, кобзарі укр. странствующий украинский бард , который пел под собственный аккомпанемент, играл на многострунной кобзе или бандуре .

Традиция

[ редактировать ]
Козак Мамай играет на кобзе

Профессиональная кобзарская традиция зародилась в эпоху Гетманщины примерно в шестнадцатом веке на Украине . [1] Кобзари часто были слепыми, и к 1800-м годам они стали преимущественно слепыми. Кобзарь буквально означает « кобзарь », украинский струнный инструмент семейства лютни , а шире — исполнитель музыкального материала, связанного с кобзарской традицией. [2] [3] Кобзари также играл на бандуре , инструменте, который, вероятно, произошел от кобзы . [4]

Козак Мамай и ранние истоки

[ редактировать ]

Козак Мамай ( укр .: Козак Мамай) — популярный и культовый образ, имеющий множество вариантов, но обычно изображающий человека, сидящего, скрестив ноги, и играющего на кобзе . [4] Прическа чаще всего представляет собой чуприну казацкого стиля. [4] Козака Мамая часто окружают различные предметы: лошадь, дерево, винтовка, меч и пороховой рог, а иногда и бутылка и чашка. [4] Иногда Козака Мамая, глубоко задумавшегося и раздумывающего, окружают другие личности, например, женщина или другие казаки. [4] Хотя историческая достоверность этого образа не может быть установлена, он представляет собой предположение, что первоначальные композиторы и певцы думи были военными музыкантами, связанными с казаками . [4]

Хотя до 1800-х годов были свидетельства того, что артисты могли видеть, в 1800-х годах слепота была обязательным условием для того, чтобы стать кобзарем, поскольку социальная роль кобзаря заключалась как в профессии, так и в социальном обеспечении тех, кто не мог участвовать в сельскохозяйственных работах. [4] Кобзарями могли стать только мужчины. [4]

В 1800-х годах детская смертность составляла около 30%, при этом 40% детей умирали в возрасте до двух лет. [4] Из тех, кто выжил, необычно большое число ослепло из-за плохого здоровья и болезней. [4]

Как пишет Наталья Кононенко , слепота была не только признаком традиционных кобзарей, но и частью их эффективности:

«Ограничения, наложенные на традиционное менестрель, ограничения, которые позволяли только слепым людям становиться менестрелями и не позволяли простым людям исполнять определенный набор песен, не препятствовали этой профессии. Скорее, они способствовали ее художественной силе и особенно ее духовной эффективности. ." [5]

ученичество

[ редактировать ]

В сельской жизни каждый должен был внести свой вклад в выживание, при этом сельскохозяйственный труд был самым важным. [6] Слепые, неспособные выполнять эти задачи, кроме работы с веревками, нашли альтернативный источник дохода в качестве исполнителей. [6] Для приобретения необходимых навыков слепые дети могли отдаваться в ученики профессиональному нищему — кобзарю или лирнику . [6] Первый этап обучения заключался в том, как физически жить и выживать в мире, будучи слепым. [6] Затем ученик должен был выучить песни, которые нужно исполнять, и этикет попрошайничества. [6] Обычное время обучения составляло три года. [6] Обучение девушек заканчивалось пением; только мужчинам разрешалось учиться играть на инструментах и ​​петь эпические песни. [6] Поскольку ученики не могли видеть, их приходилось учить играть на инструментах на ощупь. [6]

Обучение навыкам работы кобзарем требовало времени и усилий, а потребности в учениках были разными. [6] Интеллект и способности учеников будут влиять на продолжительность обучения. [6] У учеников старшего возраста может быть более короткий срок обучения, потому что они уже освоили необходимые навыки для выживания, будучи слепыми. [6] Некоторые ученики с меньшими способностями могут отправиться в путь самостоятельно, не разучивая сложные песни, включая «думи» . [6] Другие могут искать дополнительное обучение для получения дополнительных навыков. [6] По завершении ученичества ученикам присваивался статус менестреля во время тайного и закрытого обряда посвящения, называемого вызвилкой , после чего им разрешалось выступать в роли кобзаря или лирника . [6]

Репертуар

[ редактировать ]

Сонги синга кобозари могут быть категоризованы как серебрянка , салмы , исторические пёсни , думы , и сатирические сосни. [7] Жебранки представляли собой песни-попрошайничества, часто подчеркивающие мимолетность жизни, описание жизни людей с инвалидностью по причине слепоты, извинения за просьбу о милостыне, а также культурные или религиозные ссылки на одежду ( рушники ). [7] Псалмы представляли собой религиозные песни, не обязательно псалмы, на темы Библии или религии. Как и жебранка, в псалмиях также часто повторялась тема краткости жизни, помимо загробной жизни, надежды и помощи в образе женщин (Марии и Марии Магдалины) и святителя Николая ( Николай ). [7] Иногда эти паралитургические песни называют «кантами». [8] Исторические песни и думы - это исторические песни, по форме похожие на псалмы, и связанные с ними исторические события и эпические рассказы о казачьих героях, которые имели важное значение на личном или национальном уровне. [7] [1] Сатирические песни исполнялись не всеми менестрелями и всегда вне серьезного исполнения. [7]

Социальная роль и путешествия

[ редактировать ]

Кобзари, как правило, были странствующими, обычно имели «круг» деревень, которые можно было регулярно посещать, ходя от дома к дому, пока не находили компанию, которой было чем поделиться и которая приветствовала визит. [9] Они не попрошайничали в своей деревне, а во время путешествия останавливались в доме земляка -кобзаря или лирника . [9] Иногда они выступали на ярмарках, религиозных праздниках и свадьбах. [9] Кобзари путешествовал из города в город, делясь новостями из деревни в деревню, действуя как ранняя форма социальных сетей. [8]

Роль гидов

[ редактировать ]

Будучи слепыми, кобзари часто нуждались в помощи в путешествии и часто нанимали мальчика или девочку в качестве проводника ( поводира ). [10] Эти дети часто сами были сиротами или инвалидами, поэтому они также не могли участвовать в сельскохозяйственном труде. [10] Гид часто помогал кобзарю , пока он не стал достаточно взрослым, чтобы освоить ремесло или ремесло, которым часто было изготовление музыкальных инструментов из-за их опыта работы с кобзарем . [10] дети кобзаря служить проводниками , могли Собственные когда они были еще слишком молоды, чтобы работать на ферме, но обычно не следовали за своим отцом в менестрель. [10] Дети кобзаря часто пытались убедить своего отца остаться дома, как только они смогут сами заработать достаточно денег для этого. [10]

Поводыр в фильме

[ редактировать ]

В 2014 году режиссер Олесь Санин выпустил фильм Поводырь « » о проводнике кобзаря в период сталинского голодомора 1930-х годов в Советской Украине. [11] за лучший иностранный язык Этот фильм был номинирован на премию «Оскар» . [12] [13] [14] [15] В сюжете рассказывается о мальчике, чей отец был казнен сталинской охранкой и которого впоследствии спас слепой украинский народный менестрель, кобзарь . [12] [16]

Вклад женщин

[ редактировать ]

Многие кобзари были женаты, и кобзарь с женой и детьми считался нормальным. [9]

Хотя мальчики, девочки, мужчины и женщины могли быть слепыми, только мальчикам и мужчинам разрешалось учиться и играть на инструментах, а также петь эпические стихи или другие исторические песни с относительно более высоким профессиональным статусом. [17] Хотя девочек и женщин можно было обучать и разрешать петь, гильдии считали, что мужчины больше нуждаются в деньгах, чем женщины, чтобы содержать иждивенцев, и в результате запрещали девушкам и женщинам выступать с инструментами, эпической поэзией или историческими песнями (которые зарабатывали исполнителям больше денег). [17] Считалось, что женщины обладают лучшим голосом, что компенсирует ограничение в том, чему им разрешалось учиться и действовать. [6]

Хотя они плохо документированы, есть свидетельства того, что женщины также изучали эпическую поэзию, исторические песни, а также учились играть на инструментах, хотя им приходилось делать это вне гильдий и они могли выступать только в уединении своих домов. [18] [19] Эти частные знания женщин способствовали документированию и сохранению традиции. [18]

Организация

[ редактировать ]

На рубеже XIX века существовало три областные кобзарские школы: Черниговская , Полтавская и Слобожанская , которые различались по репертуару и манере игры. [1]

В Украине кобзари организовывались в региональные гильдии или братства, известные как цехи ( цехи ). [20] Они разработали систему строгого ученичества (обычно продолжительностью три года), прежде чем пройти первый набор открытых экзаменов, чтобы стать кобзарем . [21] [22] Среди признаков профессиональной компетентности, необходимых для вступления в гильдию, было владение секретным языком гильдии, известным как лебийска мова . [23]

Считалось, что эти гильдии были созданы по образцу братств Православной церкви, поскольку каждая гильдия была связана с определенной церковью. [22] Эти цехи затем берегли одну церковную икону или закупали новые религиозные украшения для своей дочерней церкви (Кононенко, с. 568–9). [24]

Kobzari and lirnyky

[ редактировать ]

Традиционными менестрелями этого периода также были лирники или лирники , музыканты, игравшие на лире или шарманке . [25] Хотя некоторые источники предполагают, что кобзари не всегда были слепыми, лирники, скорее всего, были инвалидами, и в целом, чтобы считаться кобзарем или лирником , менестрель был слепым. [25] Кобзари и лирники считались одной категорией менестрелей, принадлежавшими к одному цеху и разделявшими песни. [25]

Конец кобзарства.

[ редактировать ]

Институт кобзарства по существу прекратил свое существование в Украинской ССР в середине 1930-х годов во время сталинской радикальной трансформации сельского общества, которая включала ликвидацию кобзарей Украины. В 1930-е годы в период Голодомора советская власть по приказу Сталина призвала всех украинских кобзарей присутствовать на съезде в Харькове . Прибывших вывели за город и всех предали смерти. [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] Это событие не было освещено в советской прессе, что затрудняет точные документальные подтверждения. [30] [32]

Несмотря на эти и другие усилия по уничтожению кобзарей посредством казни, уничтожить кобзари оказалось трудно. [30] Другая тактика, использованная для прекращения кобзарства, включала обязательную регистрацию музыкальных инструментов, запрет на попрошайничество, ограничения на музыкальное исполнение, уничтожение инструментов и тюремное заключение без еды и воды. [30]

Советские ассигнования

[ редактировать ]

Выступление Кобзаря было заменено стилизованными исполнениями народной и классической музыки на бандуре , соответствующими марксистско-ленинской идеологии. [1] [32] Вместо того, чтобы разучивать песни посредством устной традиции, как это было у кобзарей, для изучения песен можно было использовать только официально утвержденные письменные тексты, которые тщательно подвергались цензуре и модифицировались, чтобы стать утвержденным содержанием, например, «Дума о Ленине». [33]

Советские кобзари представляли собой стилизованных исполнителей на бандуре, созданных на замену традиционным аутентичным кобзарям, уничтоженным в 1930-е годы. [30] Прежде советские министерства включали Эгора Мовкан, Федира Кушнерыка, Евхана Adamтевича , и Абрама Хребина. [33] Эти исполнители часто были слепыми, и хотя некоторые действительно имели контакт с подлинными кобзарями предыдущего поколения, в основном они были самоучками, без ученичества и работали по официально утвержденным письменным текстам. [33] Их преемники, вероятно, не знали, что устная передача возможна. [33]

Некоторые получили формальное образование в консерваториях. [34] [32] Бандуристы в эту эпоху часто выступали в ансамблях, отличных от сольной традиции кобзарей. [32] Их репертуар в основном состоял из подвергнутых цензуре версий традиционного кобзарского репертуара и был сосредоточен на стилизованных произведениях, восхваляющих советскую систему и советских героев, включая давление с требованием сочинить новые произведения о Ленине и Сталине. [1]

Возрождение традиции

[ редактировать ]
Продолжительность: 26 секунд.
Современный кобзарь играет мелодию на бандуре.

В последнее время появился интерес к возрождению аутентичных кобзарских традиций, что ознаменовалось восстановлением Кобзарской гильдии как центра распространения исторической аутентичной исполнительской практики. [35] [1] [29] [36]

Хотя традиционные кобзари были слепы, те, кто возрождает эту традицию, как правило, молодые, зрячие, ориентированные на независимость Украины, стремящиеся прославить историю и государственность Украины. [32]

Сохранение кобзарской музыки

[ редактировать ]

Идея сохранения кобзарской музыки средствами звукозаписи возникла в 1901–02.

XII Археологический съезд , состоялся В Харькове , ныне на территории Украины , тогда входившей в состав Российской империи . Он был посвящен украинской народной музыке . В ходе его подготовки комитет обсуждал письмо российского этнографа Всеволода Миллера с предложением использовать недавно изобретенный графофон ( Александра Белла вариант фонографа , в котором использовались покрытые воском цилиндры). Однако предложение не было принято из-за отсутствия денег. С тем же предложением приходили и другие люди, как во время подготовки, так и во время заседаний съезда. [37]

команда в составе Гната Хоткевича (музыковед, бандурист , инженер и этнограф), Александра Бородая (инженер и бандурист) и Опанаса Сластиона В конечном итоге эту работу взяла на себя (художник и этнограф). Бородай на свои деньги купил в Америке несколько граммофонов. Первые записи были сделаны для дум известного кобзаря Михаила Кравченко . Однако из-за конфликта между Бородаем и Хоткевичем [38] их работа прекратилась в 1904 году. [39] [40] Работу возобновили по инициативе семьи Квитка, Климента Квитки и поэтессы Леси Украинки , которые вложили в проект свои деньги. они пригласили украинского этнографа Филарета Колессу . В 1908 году для этой работы [39] [41] [40]

В более поздние времена предпринимались попытки переделать граммофонные пластинки путем записи на пленку воспроизведения граммофона. С достижениями в области неразрушающего считывания восковых цилиндров попытки были возобновлены. В 2013 году член команды Викимедиа Украина Юрий Булька и фольклорист Ирина Довгалюк (исследовавшая коллекцию Колессы [42] ) использовал грант Викимедиа, чтобы оцифровать 56 цилиндров и сделать записи доступными по лицензии Creative Commons . [40]

В 1910 и 1913 годах Колесса издал два сборника нот, расшифрованных по собранию фонограмм. Они были переизданы в 1969 году как книга «Мелодии украинских народных дум» ( Напевы украинских народных дум ), доступная сейчас в «массово-оцифрованном» виде. [43]

Другое использование термина

[ редактировать ]

«Кобзарь» — плодотворный сборник стихов Тараса Шевченко , великого национального поэта Украины . [44]

Термин «кобзарь» иногда использовался для обозначения шарманщиков в Беларуси (где шарманку часто называют «кобза») и волынщиков в Польше, где волынку называют «кобза» или «кобзарь». «коза»). [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кобзаро-лирникская традиция» . honchar.org.ua . Проверено 27 ноября 2023 г.
  2. ^ Владимир Кушпет "Старцовство", 500стр, Киев "Темпора" 2007 г.
  3. ^ Райнер Мария Рильке, Сьюзен Рэнсон, Бен Хатчинсон (2008), Книга часов Райнера Марии Рильке , Камден-Хаус. п. 215. ISBN   1-57113-380-1
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 45–48. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  5. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 198. ИСБН  978-0-7656-0144-5 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 56–72. ISBN  978-1-4875-0263-8 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 16–26. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Концерт проекта PNW Kobzar — «Утешение в дождливые дни» | Фортепиано Stage 7, Киркланд, Вашингтон | 2 декабря 2023 года» . Happingnext.com . Проверено 27 ноября 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 9–15. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 10–15. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  11. ^ Кей2014-12-04T04:24:00+00:00, Джереми. «Олесь Санин, Путеводитель» . Экран . Проверено 21 января 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Перейти обратно: а б Холдсворт, Ник (9 сентября 2014 г.). «Оскар»: Украина номинировала «Путеводитель» Олеся Санина в категории «Иностранный язык» . Голливудский репортер . Проверено 21 января 2024 г.
  13. ^ Голдсмит, Джилл (14 марта 2022 г.). «Американские кинотеатры, от королевских до независимых, начиная с пятницы, покажут украинский фильм 2014 года «Путеводитель», а доходы пойдут на облегчение усилий» . Крайний срок . Проверено 21 января 2024 г.
  14. ^ «Путеводитель (Поводир) 2014 на английском языке онлайн» . Восточноевропейские фильмы на английском языке в Интернете . 12 марта 2020 г. Проверено 21 января 2024 г.
  15. ^ Редакторы World Cinema Reports (4 декабря 2014 г.). «Интервью с Олесем Саниным о THE GUIDE, конкурсной программе Украины на Оскар» . Кино без границ . Проверено 21 января 2024 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  16. ^ Пунци, Людовика Пунци (22 марта 2022 г.). «Бандура для слепых: менестрели, эпическая песня и украинская культура сопротивления» . Старинная музыка Сиэтла . Проверено 24 января 2024 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 67. ИСБН  978-1-4875-0263-8 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 63–64. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  19. ^ Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 67–68. ISBN  978-1-4875-0263-8 .
  20. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 66–85. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  21. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 86–107. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 67. ИСБН  978-0-7656-0145-2 .
  23. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 72–74. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  24. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 74–75. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 9. ISBN  978-0-7656-0145-2 .
  26. ^ «Помните крестьянство»: исследование геноцида, голода и сталинского Голодомора в Советской Украине, 1932-33 годы, как его запомнили послевоенные иммигранты в Западной Австралии, испытавшие это, Леса Мельничук Морган, 2010, Университет Нотр-Дам в Австралии «В середине 1930-х годов [кобзари] были приглашены на Первый Всеукраинский съезд лирников и бандуристов (народных певцов, менестрелей), где их арестовали и в большинстве случаев расстреляли». В примечаниях: «Хотя это отмечено несколькими разными авторами, не упоминается, где это произошло». По состоянию на 8 февраля 2021 г.
  27. ^ Роберт Конквест, Жатва скорби . Советская коллективизация и террор-голод., с.266. ISBN   0195051807
  28. ^ Волков Соломон, изд. Свидетельство: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: Faber & Фабер, 1979), стр. 214-15. ISBN   978-0060144760
  29. ^ Перейти обратно: а б «Как американский эмигрант спас украинское искусство Кобзаринга от грани исчезновения» . Евромайдан Пресс . 07.05.2021 . Проверено 27 ноября 2023 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и «Уничтожение народных певцов Украины» . Евромайдан Пресс . 09.12.2015 . Проверено 27 ноября 2023 г.
  31. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 116. ИСБН  978-0-7656-0144-5 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 90–92. ISBN  978-1-4875-0263-8 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 114–117. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  34. ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 5–9. ISBN  978-0-7656-0144-5 .
  35. ^ "Кобзарский Цех | Музей Ивана Гончара" . Retrieved 2023-11-27 .
  36. ^ Хайда, Джулиан (1 июня 2022 г.). «Война не ослабляет решимости артистов возродить украинскую музыку коренных народов» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 27 ноября 2003 г.
  37. ^ Irina Dovgalyuk, "ОПАНАС СЛАСТЕН В ИСТОРИИ ФОНОГРАФИРОВАНИЯ КОБЗАРСКО-ЛЕРНИЦКОЙ ТРАДИЦИИ" Archived 2014-09-06 at the Wayback Machine , Visnyk Lviv. Univ. Ser. Art Studies. 2011. № 10. Р. 3–20; contains extensive bibliography of sound recording of kobzars
  38. Примечание . Ожидалось, что Бородай спонсирует учебник Хоткевича по игре на кобзе.
  39. ^ Перейти обратно: а б Довгалюк Ирина. Причинки истории проекта фонографирования дум // Этномузыка: сборник статей и материалов / составители Ирина Довгалюк, Юрий Рыбак. – Львов, 2008. – Ч.5. – С.9-26. – (Научные сборники Львовской национальной музыкальной академии им.М.Лысенко. – Вып.22)
  40. ^ Перейти обратно: а б с "Ученые оцифровали кобзарские песни, записанные 100 лет назад" ("Scientist Digitized Kobzar Songs Recorder 100 Years Ago"), Корреспондент ( Correspondent magazine), no. 34, August 29, 2014
  41. ^ "Леся Украинка оплатила записи дум от кобзарей" , gazeta.ua , 14 июля 2011
  42. ^ Довгалюк Ирина. "Фонографические валики в архиве Филарета Колессы" // Этномузыка: сборник статей и материалов / составитель Богдан Луканюк. – Львов, 2011. – Ч.7. – С. 101-115. – (Научные сборники Львовской национальной академии им.М.Лысенко. – Вып. 26
  43. ^ Колесса Ф. М. Мелодии Украинских народных дум (1969) /pdf, djvu/ Оцифровано Группой
  44. ^ «Книга недели: Кобзарь Тараса Шевченко» . Бездельник . Проверено 27 ноября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cb9696703c5312748ce95109e2db85d__1718500620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/5d/5cb9696703c5312748ce95109e2db85d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kobzar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)