Кобзарь
Кобзарь ) ( укр . кобзар , мн. кобзари, кобзарі укр. — странствующий украинский бард , который пел под собственный аккомпанемент, играл на многострунной кобзе или бандуре .
Традиция
[ редактировать ]Профессиональная кобзарская традиция зародилась в эпоху Гетманщины примерно в шестнадцатом веке на Украине . [1] Кобзари часто были слепыми, и к 1800-м годам они стали преимущественно слепыми. Кобзарь буквально означает « кобзарь », украинский струнный инструмент семейства лютни , а шире — исполнитель музыкального материала, связанного с кобзарской традицией. [2] [3] Кобзари также играл на бандуре , инструменте, который, вероятно, произошел от кобзы . [4]
Козак Мамай и ранние истоки
[ редактировать ]Козак Мамай ( укр .: Козак Мамай) — популярный и культовый образ, имеющий множество вариантов, но обычно изображающий человека, сидящего, скрестив ноги, и играющего на кобзе . [4] Прическа чаще всего представляет собой чуприну казацкого стиля. [4] Козака Мамая часто окружают различные предметы: лошадь, дерево, винтовка, меч и пороховой рог, а иногда и бутылка и чашка. [4] Иногда Козака Мамая, глубоко задумавшегося и раздумывающего, окружают другие личности, например, женщина или другие казаки. [4] Хотя историческая достоверность этого образа не может быть установлена, он представляет собой предположение, что первоначальные композиторы и певцы думи были военными музыкантами, связанными с казаками . [4]
Слепота
[ редактировать ]Хотя до 1800-х годов были свидетельства того, что артисты могли видеть, в 1800-х годах слепота была обязательным условием для того, чтобы стать кобзарем, поскольку социальная роль кобзаря заключалась как в профессии, так и в социальном обеспечении тех, кто не мог участвовать в сельскохозяйственных работах. [4] Кобзарями могли стать только мужчины. [4]
В 1800-х годах детская смертность составляла около 30%, при этом 40% детей умирали в возрасте до двух лет. [4] Из тех, кто выжил, необычно большое число ослепло из-за плохого здоровья и болезней. [4]
Как пишет Наталья Кононенко , слепота была не только признаком традиционных кобзарей, но и частью их эффективности:
«Ограничения, наложенные на традиционное менестрель, ограничения, которые позволяли только слепым людям становиться менестрелями и не позволяли простым людям исполнять определенный набор песен, не препятствовали этой профессии. Скорее, они способствовали ее художественной силе и особенно ее духовной эффективности. ." [5]
ученичество
[ редактировать ]В сельской жизни каждый должен был внести свой вклад в выживание, при этом сельскохозяйственный труд был самым важным. [6] Слепые, неспособные выполнять эти задачи, кроме работы с веревками, нашли альтернативный источник дохода в качестве исполнителей. [6] Для приобретения необходимых навыков слепые дети могли отдаваться в ученики профессиональному нищему — кобзарю или лирнику . [6] Первый этап обучения заключался в том, как физически жить и выживать в мире, будучи слепым. [6] Затем ученик должен был выучить песни, которые нужно исполнять, и этикет попрошайничества. [6] Обычное время обучения составляло три года. [6] Обучение девушек заканчивалось пением; только мужчинам разрешалось учиться играть на инструментах и петь эпические песни. [6] Поскольку ученики не могли видеть, их приходилось учить играть на инструментах на ощупь. [6]
Обучение навыкам работы кобзарем требовало времени и усилий, а потребности в учениках были разными. [6] Интеллект и способности учеников будут влиять на продолжительность обучения. [6] У учеников старшего возраста может быть более короткий срок обучения, потому что они уже освоили необходимые навыки для выживания, будучи слепыми. [6] Некоторые ученики с меньшими способностями могут отправиться в путь самостоятельно, не разучивая сложные песни, включая «думи» . [6] Другие могут искать дополнительное обучение для получения дополнительных навыков. [6] По завершении ученичества ученикам присваивался статус менестреля во время тайного и закрытого обряда посвящения, называемого вызвилкой , после чего им разрешалось выступать в роли кобзаря или лирника . [6]
Репертуар
[ редактировать ]Сонги синга кобозари могут быть категоризованы как серебрянка , салмы , исторические пёсни , думы , и сатирические сосни. [7] Жебранки представляли собой песни-попрошайничества, часто подчеркивающие мимолетность жизни, описание жизни людей с инвалидностью по причине слепоты, извинения за просьбу о милостыне, а также культурные или религиозные ссылки на одежду ( рушники ). [7] Псалмы представляли собой религиозные песни, не обязательно псалмы, на темы Библии или религии. Как и жебранка, в псалмиях также часто повторялась тема краткости жизни, помимо загробной жизни, надежды и помощи в образе женщин (Марии и Марии Магдалины) и святителя Николая ( Николай ). [7] Иногда эти паралитургические песни называют «кантами». [8] Исторические песни и думы - это исторические песни, по форме похожие на псалмы, и связанные с ними исторические события и эпические рассказы о казачьих героях, которые имели важное значение на личном или национальном уровне. [7] [1] Сатирические песни исполнялись не всеми менестрелями и всегда вне серьезного исполнения. [7]
Социальная роль и путешествия
[ редактировать ]Кобзари, как правило, были странствующими, обычно имели «круг» деревень, которые можно было регулярно посещать, ходя от дома к дому, пока не находили компанию, которой было чем поделиться и которая приветствовала визит. [9] Они не попрошайничали в своей деревне, а во время путешествия останавливались в доме земляка -кобзаря или лирника . [9] Иногда они выступали на ярмарках, религиозных праздниках и свадьбах. [9] Кобзари путешествовал из города в город, делясь новостями из деревни в деревню, действуя как ранняя форма социальных сетей. [8]
Роль гидов
[ редактировать ]Будучи слепыми, кобзари часто нуждались в помощи в путешествии и часто нанимали мальчика или девочку в качестве проводника ( поводира ). [10] Эти дети часто сами были сиротами или инвалидами, поэтому они также не могли участвовать в сельскохозяйственном труде. [10] Гид часто помогал кобзарю , пока он не стал достаточно взрослым, чтобы освоить ремесло или ремесло, которым часто было изготовление музыкальных инструментов из-за их опыта работы с кобзарем . [10] дети кобзаря служить проводниками , могли Собственные когда они были еще слишком молоды, чтобы работать на ферме, но обычно не следовали за своим отцом в менестрель. [10] Дети кобзаря часто пытались убедить своего отца остаться дома, как только они смогут сами заработать достаточно денег для этого. [10]
Поводыр в фильме
[ редактировать ]В 2014 году режиссер Олесь Санин выпустил фильм Поводырь « » о проводнике кобзаря в период сталинского голодомора 1930-х годов в Советской Украине. [11] за лучший иностранный язык Этот фильм был номинирован на премию «Оскар» . [12] [13] [14] [15] В сюжете рассказывается о мальчике, чей отец был казнен сталинской охранкой и которого впоследствии спас слепой украинский народный менестрель, кобзарь . [12] [16]
Вклад женщин
[ редактировать ]Многие кобзари были женаты, и кобзарь с женой и детьми считался нормальным. [9]
Хотя мальчики, девочки, мужчины и женщины могли быть слепыми, только мальчикам и мужчинам разрешалось учиться и играть на инструментах, а также петь эпические стихи или другие исторические песни с относительно более высоким профессиональным статусом. [17] Хотя девочек и женщин можно было обучать и разрешать петь, гильдии считали, что мужчины больше нуждаются в деньгах, чем женщины, чтобы содержать иждивенцев, и в результате запрещали девушкам и женщинам выступать с инструментами, эпической поэзией или историческими песнями (которые зарабатывали исполнителям больше денег). [17] Считалось, что женщины обладают лучшим голосом, что компенсирует ограничение в том, чему им разрешалось учиться и действовать. [6]
Хотя они плохо документированы, есть свидетельства того, что женщины также изучали эпическую поэзию, исторические песни, а также учились играть на инструментах, хотя им приходилось делать это вне гильдий и они могли выступать только в уединении своих домов. [18] [19] Эти частные знания женщин способствовали документированию и сохранению традиции. [18]
Организация
[ редактировать ]Школы
[ редактировать ]На рубеже XIX века существовало три областные кобзарские школы: Черниговская , Полтавская и Слобожанская , которые различались по репертуару и манере игры. [1]
Гильдии
[ редактировать ]В Украине кобзари организовывались в региональные гильдии или братства, известные как цехи ( цехи ). [20] Они разработали систему строгого ученичества (обычно продолжительностью три года), прежде чем пройти первый набор открытых экзаменов, чтобы стать кобзарем . [21] [22] Среди признаков профессиональной компетентности, необходимых для вступления в гильдию, было владение секретным языком гильдии, известным как лебийска мова . [23]
Считалось, что эти гильдии были созданы по образцу братств Православной церкви, поскольку каждая гильдия была связана с определенной церковью. [22] Эти цехи затем берегли одну церковную икону или закупали новые религиозные украшения для своей дочерней церкви (Кононенко, с. 568–9). [24]
Kobzari and lirnyky
[ редактировать ]Традиционными менестрелями этого периода также были лирники или лирники , музыканты, игравшие на лире или шарманке . [25] Хотя некоторые источники предполагают, что кобзари не всегда были слепыми, лирники, скорее всего, были инвалидами, и в целом, чтобы считаться кобзарем или лирником , менестрель был слепым. [25] Кобзари и лирники считались одной категорией менестрелей, принадлежавшими к одному цеху и разделявшими песни. [25]
Конец кобзарства.
[ редактировать ]Институт кобзарства по существу прекратил свое существование в Украинской ССР в середине 1930-х годов во время сталинской радикальной трансформации сельского общества, которая включала ликвидацию кобзарей Украины. В 1930-е годы в период Голодомора советская власть по приказу Сталина призвала всех украинских кобзарей присутствовать на съезде в Харькове . Прибывших вывели за город и всех предали смерти. [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] Это событие не было освещено в советской прессе, что затрудняет точные документальные подтверждения. [30] [32]
Несмотря на эти и другие усилия по уничтожению кобзарей посредством казни, уничтожить кобзари оказалось трудно. [30] Другая тактика, использованная для прекращения кобзарства, включала обязательную регистрацию музыкальных инструментов, запрет на попрошайничество, ограничения на музыкальное исполнение, уничтожение инструментов и тюремное заключение без еды и воды. [30]
Советские ассигнования
[ редактировать ]Выступление Кобзаря было заменено стилизованными исполнениями народной и классической музыки на бандуре , соответствующими марксистско-ленинской идеологии. [1] [32] Вместо того, чтобы разучивать песни посредством устной традиции, как это было у кобзарей, для изучения песен можно было использовать только официально утвержденные письменные тексты, которые тщательно подвергались цензуре и модифицировались, чтобы стать утвержденным содержанием, например, «Дума о Ленине». [33]
Советские кобзари представляли собой стилизованных исполнителей на бандуре, созданных на замену традиционным аутентичным кобзарям, уничтоженным в 1930-е годы. [30] Прежде советские министерства включали Эгора Мовкан, Федира Кушнерыка, Евхана Adamтевича , и Абрама Хребина. [33] Эти исполнители часто были слепыми, и хотя некоторые действительно имели контакт с подлинными кобзарями предыдущего поколения, в основном они были самоучками, без ученичества и работали по официально утвержденным письменным текстам. [33] Их преемники, вероятно, не знали, что устная передача возможна. [33]
Некоторые получили формальное образование в консерваториях. [34] [32] Бандуристы в эту эпоху часто выступали в ансамблях, отличных от сольной традиции кобзарей. [32] Их репертуар в основном состоял из подвергнутых цензуре версий традиционного кобзарского репертуара и был сосредоточен на стилизованных произведениях, восхваляющих советскую систему и советских героев, включая давление с требованием сочинить новые произведения о Ленине и Сталине. [1]
Возрождение традиции
[ редактировать ]В последнее время появился интерес к возрождению аутентичных кобзарских традиций, что ознаменовалось восстановлением Кобзарской гильдии как центра распространения исторической аутентичной исполнительской практики. [35] [1] [29] [36]
Хотя традиционные кобзари были слепы, те, кто возрождает эту традицию, как правило, молодые, зрячие, ориентированные на независимость Украины, стремящиеся прославить историю и государственность Украины. [32]
Сохранение кобзарской музыки
[ редактировать ]Идея сохранения кобзарской музыки средствами звукозаписи возникла в 1901–02.
XII Археологический съезд , состоялся В Харькове , ныне на территории Украины , тогда входившей в состав Российской империи . Он был посвящен украинской народной музыке . В ходе его подготовки комитет обсуждал письмо российского этнографа Всеволода Миллера с предложением использовать недавно изобретенный графофон ( Александра Белла вариант фонографа , в котором использовались покрытые воском цилиндры). Однако предложение не было принято из-за отсутствия денег. С тем же предложением приходили и другие люди, как во время подготовки, так и во время заседаний съезда. [37]
команда в составе Гната Хоткевича (музыковед, бандурист , инженер и этнограф), Александра Бородая (инженер и бандурист) и Опанаса Сластиона В конечном итоге эту работу взяла на себя (художник и этнограф). Бородай на свои деньги купил в Америке несколько граммофонов. Первые записи были сделаны для дум известного кобзаря Михаила Кравченко . Однако из-за конфликта между Бородаем и Хоткевичем [38] их работа прекратилась в 1904 году. [39] [40] Работу возобновили по инициативе семьи Квитка, Климента Квитки и поэтессы Леси Украинки , которые вложили в проект свои деньги. они пригласили украинского этнографа Филарета Колессу . В 1908 году для этой работы [39] [41] [40]
В более поздние времена предпринимались попытки переделать граммофонные пластинки путем записи на пленку воспроизведения граммофона. С достижениями в области неразрушающего считывания восковых цилиндров попытки были возобновлены. В 2013 году член команды Викимедиа Украина Юрий Булька и фольклорист Ирина Довгалюк (исследовавшая коллекцию Колессы [42] ) использовал грант Викимедиа, чтобы оцифровать 56 цилиндров и сделать записи доступными по лицензии Creative Commons . [40]
В 1910 и 1913 годах Колесса издал два сборника нот, расшифрованных по собранию фонограмм. Они были переизданы в 1969 году как книга «Мелодии украинских народных дум» ( Напевы украинских народных дум ), доступная сейчас в «массово-оцифрованном» виде. [43]
Другое использование термина
[ редактировать ]«Кобзарь» — плодотворный сборник стихов Тараса Шевченко , великого национального поэта Украины . [44]
Термин «кобзарь» иногда использовался для обозначения шарманщиков в Беларуси (где шарманку часто называют «кобза») и волынщиков в Польше, где волынку называют «кобза» или «кобзарь». «коза»). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Слепые музыканты
- Дзиады (бродячие нищие)
- Лырник
- Преследуемые кобзари и бандуристы
- Сохранение кобзарской музыки
- Kobzarstvo
- Кубанский бандурист
- Путеводитель (фильм)
- Юрий Федынский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кобзаро-лирникская традиция» . honchar.org.ua . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Владимир Кушпет "Старцовство", 500стр, Киев "Темпора" 2007 г.
- ^ Райнер Мария Рильке, Сьюзен Рэнсон, Бен Хатчинсон (2008), Книга часов Райнера Марии Рильке , Камден-Хаус. п. 215. ISBN 1-57113-380-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 45–48. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 198. ИСБН 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 56–72. ISBN 978-1-4875-0263-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 16–26. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Концерт проекта PNW Kobzar — «Утешение в дождливые дни» | Фортепиано Stage 7, Киркланд, Вашингтон | 2 декабря 2023 года» . Happingnext.com . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 9–15. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 10–15. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Кей2014-12-04T04:24:00+00:00, Джереми. «Олесь Санин, Путеводитель» . Экран . Проверено 21 января 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Холдсворт, Ник (9 сентября 2014 г.). «Оскар»: Украина номинировала «Путеводитель» Олеся Санина в категории «Иностранный язык» . Голливудский репортер . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Голдсмит, Джилл (14 марта 2022 г.). «Американские кинотеатры, от королевских до независимых, начиная с пятницы, покажут украинский фильм 2014 года «Путеводитель», а доходы пойдут на облегчение усилий» . Крайний срок . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Путеводитель (Поводир) 2014 на английском языке онлайн» . Восточноевропейские фильмы на английском языке в Интернете . 12 марта 2020 г. Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Редакторы World Cinema Reports (4 декабря 2014 г.). «Интервью с Олесем Саниным о THE GUIDE, конкурсной программе Украины на Оскар» . Кино без границ . Проверено 21 января 2024 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Пунци, Людовика Пунци (22 марта 2022 г.). «Бандура для слепых: менестрели, эпическая песня и украинская культура сопротивления» . Старинная музыка Сиэтла . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 67. ИСБН 978-1-4875-0263-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 63–64. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 67–68. ISBN 978-1-4875-0263-8 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 66–85. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 86–107. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 67. ИСБН 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 72–74. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 74–75. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 9. ISBN 978-0-7656-0145-2 .
- ^ «Помните крестьянство»: исследование геноцида, голода и сталинского Голодомора в Советской Украине, 1932-33 годы, как его запомнили послевоенные иммигранты в Западной Австралии, испытавшие это, Леса Мельничук Морган, 2010, Университет Нотр-Дам в Австралии «В середине 1930-х годов [кобзари] были приглашены на Первый Всеукраинский съезд лирников и бандуристов (народных певцов, менестрелей), где их арестовали и в большинстве случаев расстреляли». В примечаниях: «Хотя это отмечено несколькими разными авторами, не упоминается, где это произошло». По состоянию на 8 февраля 2021 г.
- ^ Роберт Конквест, Жатва скорби . Советская коллективизация и террор-голод., с.266. ISBN 0195051807
- ^ Волков Соломон, изд. Свидетельство: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: Faber & Фабер, 1979), стр. 214-15. ISBN 978-0060144760
- ^ Перейти обратно: а б «Как американский эмигрант спас украинское искусство Кобзаринга от грани исчезновения» . Евромайдан Пресс . 07.05.2021 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Уничтожение народных певцов Украины» . Евромайдан Пресс . 09.12.2015 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. п. 116. ИСБН 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кононенко, Наталья О. (2019). Украинская эпическая и историческая песня: фольклор в контексте . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. стр. 90–92. ISBN 978-1-4875-0263-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 114–117. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: И слепые будут петь . Фольклор и народные культуры Восточной Европы. Армонк, Нью-Йорк, Лондон: М. Е. Шарп. стр. 5–9. ISBN 978-0-7656-0144-5 .
- ^ "Кобзарский Цех | Музей Ивана Гончара" . Retrieved 2023-11-27 .
- ^ Хайда, Джулиан (1 июня 2022 г.). «Война не ослабляет решимости артистов возродить украинскую музыку коренных народов» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 27 ноября 2003 г.
- ^ Irina Dovgalyuk, "ОПАНАС СЛАСТЕН В ИСТОРИИ ФОНОГРАФИРОВАНИЯ КОБЗАРСКО-ЛЕРНИЦКОЙ ТРАДИЦИИ" Archived 2014-09-06 at the Wayback Machine , Visnyk Lviv. Univ. Ser. Art Studies. 2011. № 10. Р. 3–20; contains extensive bibliography of sound recording of kobzars
- ↑ Примечание . Ожидалось, что Бородай спонсирует учебник Хоткевича по игре на кобзе.
- ^ Перейти обратно: а б Довгалюк Ирина. Причинки истории проекта фонографирования дум // Этномузыка: сборник статей и материалов / составители Ирина Довгалюк, Юрий Рыбак. – Львов, 2008. – Ч.5. – С.9-26. – (Научные сборники Львовской национальной музыкальной академии им.М.Лысенко. – Вып.22)
- ^ Перейти обратно: а б с "Ученые оцифровали кобзарские песни, записанные 100 лет назад" ("Scientist Digitized Kobzar Songs Recorder 100 Years Ago"), Корреспондент ( Correspondent magazine), no. 34, August 29, 2014
- ^ "Леся Украинка оплатила записи дум от кобзарей" , gazeta.ua , 14 июля 2011
- ^ Довгалюк Ирина. "Фонографические валики в архиве Филарета Колессы" // Этномузыка: сборник статей и материалов / составитель Богдан Луканюк. – Львов, 2011. – Ч.7. – С. 101-115. – (Научные сборники Львовской национальной академии им.М.Лысенко. – Вып. 26
- ^ Колесса Ф. М. Мелодии Украинских народных дум (1969) /pdf, djvu/ Оцифровано Группой
- ^ «Книга недели: Кобзарь Тараса Шевченко» . Бездельник . Проверено 27 ноября 2023 г.
- Кононенко, Наталья О. «Влияние Православной Церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): 566–75.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кобзари в Энциклопедии Украины
- Книга Тараса Шевченко "Кобзарь" в Энциклопедии Украины.
- Официальный сайт Национального союза украинских кобзарей (на украинском языке)
- Последний кобзарь , портрет Остапа КИНДРАЧУКА, фильм Винсента Муна