Jump to content

Дума (эпопея)

Кобзарь Остап Вересай – Один из лучших представителей думы XIX века.

Дума укр ( .: поэма , дума , множественное число думы ) — певческая эпическая зародившаяся на Украине во времена Гетманщины в XVI веке (возможно, на основе более ранних киевских эпических форм). Исторически думы исполнялись странствующими казачьими бардами, называемыми кобзари , которые аккомпанировали себе на кобзе или торбане , но после упразднения Гетманщины российской императрицей Екатериной II эпическое пение стало прерогативой слепых странствующих музыкантов, сохранивших кобзарей. название и сопровождали свое пение игрой на бандуре (реже кобзе ) или реле / лире (украинская разновидность шарманки ). Дюма поются речитативом, в так называемом « думном ладе », разновидности дорийского лада с повышенной четвертой ступенью.

«Думы» — это песни, построенные вокруг исторических событий, многие из которых в той или иной форме связаны с военными действиями. [1] В эти исторические события были включены религиозные и моралистические элементы. Встречаются темы борьбы казачества с врагами разных вероисповеданий или событий, происходящих в религиозные праздники. Хотя повествования о дураках в основном вращаются вокруг войны, сами дураки не способствуют храбрости в бою. [2] Думы передает моральное послание, согласно которому следует вести себя должным образом в отношениях с семьей, обществом и церковью. [3] Однако кобзари исполняли не только религиозные песни и думы. Они также исполняли «сатирические песни (иногда откровенно скабрезные); танцевальные мелодии; со словами или без слов; лирические песни; и исторические песни». [4]

Происхождение

[ редактировать ]

Связь армии и религии с думой зародилась во время казачьего восстания 1648 года . Украина попала под контроль католической Речи Посполитой, которая ввела дискриминационные меры в отношении Восточной Православной Церкви . За этим восстанием последовал «раздел и, в конечном итоге, подчинение украинских земель и украинской церкви. [5] Казаки восстали против религиозного притеснения, и их земли в конечном итоге были отданы угнетателям. Это вызывает в церкви большую дилемму, потому что казаки были защитниками веры, а раз они проиграли, а вера непогрешима, то казаки сами, должно быть, сделали что-то грешное. [6] Вот почему «думи» имеет сильный религиозный подтекст и представляет собой песню, повествующую о смерти и поражении, а не о победе. [7] Павел Житецкий предположил, что стиль дум развивался как уникальное сочетание народной и образованной культур. [8]

Текстовая характеристика

[ редактировать ]

Дума как эпос по сравнению с другими эпическими формами не содержит элементов фантастики.

Лингвистические характеристики

[ редактировать ]

Доминирующим элементом думы является язык. Ритм риторический, часто приходится на глагол, стоящий в конце. Широко распространено употребление параллелизмов, эпитеты стандартны, также распространено употребление конкретных чисел. Также популярно использование архаичных форм языка, а также использование умственной отсталости.

Музыкальные характеристики

[ редактировать ]

Мелодические характеристики

[ редактировать ]

Мелодии думи состоят из

  • повторяющиеся речитативоподобные отрывки на одной ноте, переходящие на другой тон с языковым акцентом, обычно ступенчато, а иногда и на четвертую ступень.
  • мелодичный речитатив с падающими скалическими пассажами
  • мелодичные закрытые и полузакрытые каденции с характерной мелизмой
  • заплачка на слово «эй», часто очень витиеватая, со многими мелизматическими чертами, параллельными стилистическим особенностям мелодии.
  • славнословия (словесное прославление) в конце произведения. Подведение итогов произведения, которое в некоторых регионах скорее произносится, чем поется.

Почти все традиционные думы полтавской и слобожанской традиций используют дорийский лад с иногда приподнятой 4-й степенью и субсептатонием. Повышенная кварта часто используется как второстепенная ведущая нота по отношению к доминанте. Появление увеличенной 2-й между 3-й и 4-й ступенями придает думе восточное звучание и используется исполнителем для придания произведению «жали». Поскольку музыковеды начала двадцатого века, такие как Авраам Цви Идельсон, ассоциировали дорианскую гамму с поднятой четвертой ступенью с Дюми, они назвали ее украинской дорийской гаммой .

Сопровождение

[ редактировать ]

Думы традиционно поются под инструментальное сопровождение, обычно бандуру , кобзу или лиру .

В слобожанской традиции бандура воспроизводила голосом большую часть нот мелодии, за исключением хроматических акциденций и мелизмы с редкими аккордами на I, IV и V ступенях дорийского лада . Инструмент также будет использоваться для инструментальных прелюдий, интерлюдий и постлюдий.

В полтавской традиции инструментальное сопровождение гораздо более редкое: исполнитель играет не мелодию, а лишь случайные аккорды, основанные на тонике и доминанте дорийского языка.

В лировом сопровождении из Полтавы никакие мелодии голосом во время исполнения думы не проигрываются. Мелодичная инструментальная игра ограничивается прелюдиями, интерлюдиями и постлюдиями.

Никаких транскрипций и записей подлинного думного исполнения представителей черниговской традиции до нас не дошло.

Обсуждение других традиций чтения думы показало значительное загрязнение в 20 веке нетрадиционными источниками, что сделало многие из их записей нетипичными и недостоверными в соответствии с традиционным стилем, в котором кобзари исполняли думы. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клегг, с. 247
  2. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.573.
  3. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.573.
  4. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.570.
  5. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.574.
  6. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.575.
  7. ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.571-4.
  8. ^ Дума в Энциклопедии Украины.

Источники

[ редактировать ]
  • Клегг Д. «Классификация украинских речитативных песен Филарета Колессы» Студия

Музыковедческий журнал Венгерской академии наук 7 (1965): 247–251.

  • Кононенко, Наталья О. «Влияние Православной Церкви на украинскую Думу».

Славянское обозрение 50 (1991): 566–575.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea39e0f9f7d8d9d1b3c681485a87bc22__1713463020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/22/ea39e0f9f7d8d9d1b3c681485a87bc22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Duma (epic) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)