Дума (эпопея)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( февраль 2010 г. ) |

Дума укр ( .: поэма , дума , множественное число думы ) — певческая эпическая зародившаяся на Украине во времена Гетманщины в XVI веке (возможно, на основе более ранних киевских эпических форм). Исторически думы исполнялись странствующими казачьими бардами, называемыми кобзари , которые аккомпанировали себе на кобзе или торбане , но после упразднения Гетманщины российской императрицей Екатериной II эпическое пение стало прерогативой слепых странствующих музыкантов, сохранивших кобзарей. название и сопровождали свое пение игрой на бандуре (реже кобзе ) или реле / лире (украинская разновидность шарманки ). Дюма поются речитативом, в так называемом « думном ладе », разновидности дорийского лада с повышенной четвертой ступенью.
«Думы» — это песни, построенные вокруг исторических событий, многие из которых в той или иной форме связаны с военными действиями. [1] В эти исторические события были включены религиозные и моралистические элементы. Встречаются темы борьбы казачества с врагами разных вероисповеданий или событий, происходящих в религиозные праздники. Хотя повествования о дураках в основном вращаются вокруг войны, сами дураки не способствуют храбрости в бою. [2] Думы передает моральное послание, согласно которому следует вести себя должным образом в отношениях с семьей, обществом и церковью. [3] Однако кобзари исполняли не только религиозные песни и думы. Они также исполняли «сатирические песни (иногда откровенно скабрезные); танцевальные мелодии; со словами или без слов; лирические песни; и исторические песни». [4]
Происхождение
[ редактировать ]Связь армии и религии с думой зародилась во время казачьего восстания 1648 года . Украина попала под контроль католической Речи Посполитой, которая ввела дискриминационные меры в отношении Восточной Православной Церкви . За этим восстанием последовал «раздел и, в конечном итоге, подчинение украинских земель и украинской церкви. [5] Казаки восстали против религиозного притеснения, и их земли в конечном итоге были отданы угнетателям. Это вызывает в церкви большую дилемму, потому что казаки были защитниками веры, а раз они проиграли, а вера непогрешима, то казаки сами, должно быть, сделали что-то грешное. [6] Вот почему «думи» имеет сильный религиозный подтекст и представляет собой песню, повествующую о смерти и поражении, а не о победе. [7] Павел Житецкий предположил, что стиль дум развивался как уникальное сочетание народной и образованной культур. [8]
Текстовая характеристика
[ редактировать ]Дума как эпос по сравнению с другими эпическими формами не содержит элементов фантастики.
Лингвистические характеристики
[ редактировать ]Доминирующим элементом думы является язык. Ритм риторический, часто приходится на глагол, стоящий в конце. Широко распространено употребление параллелизмов, эпитеты стандартны, также распространено употребление конкретных чисел. Также популярно использование архаичных форм языка, а также использование умственной отсталости.
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]Мелодические характеристики
[ редактировать ]Мелодии думи состоят из
- повторяющиеся речитативоподобные отрывки на одной ноте, переходящие на другой тон с языковым акцентом, обычно ступенчато, а иногда и на четвертую ступень.
- мелодичный речитатив с падающими скалическими пассажами
- мелодичные закрытые и полузакрытые каденции с характерной мелизмой
- заплачка на слово «эй», часто очень витиеватая, со многими мелизматическими чертами, параллельными стилистическим особенностям мелодии.
- славнословия (словесное прославление) в конце произведения. Подведение итогов произведения, которое в некоторых регионах скорее произносится, чем поется.
Почти все традиционные думы полтавской и слобожанской традиций используют дорийский лад с иногда приподнятой 4-й степенью и субсептатонием. Повышенная кварта часто используется как второстепенная ведущая нота по отношению к доминанте. Появление увеличенной 2-й между 3-й и 4-й ступенями придает думе восточное звучание и используется исполнителем для придания произведению «жали». Поскольку музыковеды начала двадцатого века, такие как Авраам Цви Идельсон, ассоциировали дорианскую гамму с поднятой четвертой ступенью с Дюми, они назвали ее украинской дорийской гаммой .
Сопровождение
[ редактировать ]Думы традиционно поются под инструментальное сопровождение, обычно бандуру , кобзу или лиру .
В слобожанской традиции бандура воспроизводила голосом большую часть нот мелодии, за исключением хроматических акциденций и мелизмы с редкими аккордами на I, IV и V ступенях дорийского лада . Инструмент также будет использоваться для инструментальных прелюдий, интерлюдий и постлюдий.
В полтавской традиции инструментальное сопровождение гораздо более редкое: исполнитель играет не мелодию, а лишь случайные аккорды, основанные на тонике и доминанте дорийского языка.
В лировом сопровождении из Полтавы никакие мелодии голосом во время исполнения думы не проигрываются. Мелодичная инструментальная игра ограничивается прелюдиями, интерлюдиями и постлюдиями.
Никаких транскрипций и записей подлинного думного исполнения представителей черниговской традиции до нас не дошло.
Обсуждение других традиций чтения думы показало значительное загрязнение в 20 веке нетрадиционными источниками, что сделало многие из их записей нетипичными и недостоверными в соответствии с традиционным стилем, в котором кобзари исполняли думы. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клегг, с. 247
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.573.
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.573.
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.570.
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.574.
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.575.
- ^ Кононенко, Натали О. «Влияние Православной церкви на украинскую Думу». Славянское обозрение 50 (1991): стр.571-4.
- ^ Дума в Энциклопедии Украины.
Источники
[ редактировать ]- Клегг Д. «Классификация украинских речитативных песен Филарета Колессы» Студия
Музыковедческий журнал Венгерской академии наук 7 (1965): 247–251.
- Кононенко, Наталья О. «Влияние Православной Церкви на украинскую Думу».
Славянское обозрение 50 (1991): 566–575.