Кобза
![]() Кобза XVIII века. | |
Классификация | Хордофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.32-5 |
Связанные инструменты | |
The kobza ( Ukrainian : кобза ), also called bandura ( Ukrainian : бандура ) is a Ukrainian folk music instrument [ 1 ] из семейства лютневых ( классификационный номер Хорнбостеля-Сакса 321.321-5+6), родственник центральноевропейской мандоры . Однако термин «кобза» также применялся к ряду других восточноевропейских инструментов, отличных от украинской кобзы. [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]Украинская кобза представляла собой традиционно струнный музыкальный инструмент, похожий на лютню, с корпусом, высеченным из цельного куска дерева. Существуют также инструменты с ставным узлом. [ 3 ] Кобза имеет гриф средней длины, который может иметь или не иметь прикрепленные лады, которые обычно делались из кишок. Он был однострунным (иногда также двухструнным), и на струнах играли кончиками пальцев, а иногда и плектром, продетым через кольцо, надетое на средний палец.
История
[ редактировать ]
Термин «кобза» имеет тюркское происхождение и связан с терминами «кобыз» и «комуз» , которые, как полагают, были введены в украинский язык в 13 веке с миграцией значительной группы тюркских народов из Абхазии, поселившихся в Полтавской области. Обычно его играл бард или менестрель, известный как кобзарь (иногда в прежние времена кобезник ), который сопровождал его декламацию эпической поэзии, называемой на украинском языке думой . [ 4 ]
Широкую популярность кобза приобрела в XVI веке, с возникновением Гетманщины ( казачьего государства ). С 17 века термин бандура часто использовался как синоним кобзы. Термин «бандура» имеет латинское происхождение и отражает растущие контакты украинского народа с Западной Европой, особенно при дворах польской шляхты. Украинских музыкантов, нашедших работу при различных немецких дворах в XVIII веке, называли «пандористенами». [ 5 ] Один из этих музыкантов, Тимофей Белоградский , был учеником Сильвиуса Леопольда Вейсса на лютне , а позже стал известным лютнистом-виртуозом, придворным лютнистом, работавшим в Кенигсберге и Санкт-Петербурге .
В XVIII веке верхний диапазон кобзы был расширен за счет добавления нескольких незакрепленных высоких струн, известных как « приструнки », что означает: струны сбоку, в гуслейном расположении. В начале 20 века кобза вышла из употребления. В настоящее время в Украине происходит возрождение аутентичной народной игры на кобзе, благодаря усилиям «Гильдии Кобзаров» в Киеве. [ 6 ] и Харьков . Однако возрождению кобзы препятствует отсутствие музейных экспонатов: за исключением уникальной сохранившейся кобзы 17 века в Музее Народове в Кракове. [ 7 ] и кобза XIX века, переоборудованная под бандуру, в Музее театра и кинематографии в Киеве; почти все свидетельства полностью иконографические, а некоторые фотографии XIX века.
Этимология
[ редактировать ]
Термин «кобза» впервые появился в польских летописях еще в 1331 году нашей эры. В просторечии термин «Кобза» применялся к любому региональному инструменту, похожему на лютню, используемому придворными музыкантами в Центрально-Восточной Европе. Этот термин иногда использовался для других музыкальных инструментов нескольких несвязанных типов. Термин кобза также использовался в исторических источниках и народных песнях как синоним бандуры в 19 — начале 20 века на Украине . Этот термин иногда использовался для волынки , а иногда и для шарманки в Восточной Польше , Беларуси и Волынской области на Украине.
Безладовая «старовицкая» бандура (вариант гуслей , разработанный около 1700 года) получила название бандуры , но ее обычно называли кобзой из-за исторического наследия названия, в то время как румынская кобза или кобза - это другой тип щипковой лютни. [ 2 ]
Другие инструменты, известные как кобза
[ редактировать ]Термин кобза также использовался в исторических источниках как синоним бандуры в 19 и начале 20 века на Украине и даже использовался для волынки, а иногда и для шарманки в Восточной Польше, Белоруссии и Волынской области Украины. В конце концов, безрезная «старовицкая» бандура (вариант гуслей , разработанный около 1800 года) получила название бандуры , но ее обычно называли кобзой из-за исторической ценности названия. Румынская кобза или кобза — это другой тип щипковой лютни. [ 2 ]
Современная украинская кобза.
[ редактировать ]В настоящее время существует два различных подхода к конструкции кобзы: аутентичные безладовые реконструкции, созданные приверженцами для воссоздания аутентичных народных традиций, и современные стилизованные резные инструменты, основанные на видоизмененной конструкции домры . На сегодняшний день попыток реконструировать более раннюю резную кобзу XVIII века не предпринималось.
Безладовый кобза
[ редактировать ]Термин «кобза» часто использовался как синоним бандуры, и до середины 20 века эти термины использовались как синонимы. Использование термина кобза предшествует первому известному использованию термина бандура.
Точно так же «Кобзарь» — это украинский народный певец и музыкант, который может играть на кобзе, но вместо этого может играть и на других инструментах, включая бандуру. Всемирно известный кобзарь Остап Вересай (1803–1890) сегодня считается выдающимся кобзарем XIX века, несмотря на то, что он называл свой инструмент бандурой .
Он был представителем игровой традиции, остановив струны на грифе, но без ладов. Инструмент Вересе имел шесть одинарных струн без упора, установленных вдоль дискантной стороны инструмента, и шесть струн с стопором, натянутых вдоль грифа. Струны, натянутые вдоль грифа и сбоку, перебираются правой рукой, при этом левая рука удерживает струны на накладке грифа.
После смерти О. Вересая в 1890 году инструмент вышел из употребления до его возрождения в 1980-х годах Николаем Будником и примером таких исполнителей, как Владимир Кушпет , Тарас Компаниченко , Эдуард Драч и Юрий Федынский .
Современная резная кобза
[ редактировать ]
Ладный вариант кобзы использовал Павел Конопленко-Запорожец диск с музыкой кобзы , записавший для Folkways . Конопленко впервые взял в руки резную кобзу перед революцией в 1917 году в Киеве у Василия Потапенко и играл на этом инструменте после эмиграции в Виннипег, Манитоба , Канада. Инструмент Конопленко имел восемь струн, натянутых вдоль грифа, и четыре высокие струны, натянутые на деку. Используемый строй напоминал строй семиструнной русской гитары (открытый строй G).
Резные кобзы были разработаны также Николаем Прокопенко, написавшим кандидатскую диссертацию. в 1976 году защитил диссертацию о своих попытках реконструировать и воскресить раздраженного Кобзу. Прокопенко предложил заменить четырехструнную домру , инструмент, широко изучаемый в музыкальных школах Украины, но считающийся русским народным инструментом, но фактически не используемый в России, на резную кобзу. Хотя предложение Прокопенко не было поддержано в 1976 году, в настоящее время оно возрождается музыкантами Украины в Академическом движении народных инструментов, в частности в Киевской консерватории.
- Оркестровая кобза с четырьмя струнами, настроенными по квинтам с использованием строев, аналогичных тем, которые используются на инструментах семейства скрипок. Инструменты изготавливаются в размерах прима (сопрано), альт, тенор и контрабас.
- Аккомпанемент кобзы, обычно имеющий шесть или семь струн и резный гриф . Шестиструнная версия использует стандартную настройку гитары. В семиструнной версии используется строй русской гитары (открытый аккорд G).
См. также
[ редактировать ]- Kobzar
- Неделя
- Бандура
- Кобза
- Кобыз — казахский струнно-смычковый инструмент.
- украинская народная музыка
Дополнительная информация
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ С. Ластович-Чуливский "Кобза-Бандура", 1989 г.
- ^ Jump up to: а б с Грегори Ф. Барз, Тимоти Дж. Кули (ред.) (1997), Тени в поле: новые перспективы полевой работы в этномузыкологии , Oxford University Press, Нью-Йорк, стр. 187
- ^ Краковский национальный музей Кобза.
- ^ K.Cheremsky "Традиционное Сообщество", ( tr. "Traditional Singing" ) Kharkiv "Athos" 2008
- ↑ Рукопись московской лютни Вайса. Архивировано 10 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ↑ Mystetsky festival "Кобзарская TRIYTSYA" на Ceh.org
- ^ Петр Ковальче, «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев» ( тр. «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев» ), Варшава, 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дьяковский, М. - Заметки по истории бандуры. Анналы Украинской академии искусств и наук в США - 4, 3-4 №1419, Н-Й 1958 - С.21-22
- Дьяковский, MJ - Бандура . Украинское течение, 1958, №I, - С.18-36.
- Дьяковский М. – Бандуру может сделать каждый – я сделал. Украинский тренд, том 6
- Гайдамака, Л. – Кобза-бандура – национальный украинский музыкальный инструмент . "Guitar Review" №33, лето 1970 г. (с.13-18)
- Мишалов В. - Краткое описание зинковского метода игры на бандуре . Бандура, 1982, №2/6, - С.23-26.
- Мишалов, В. - Краткая история бандуры . Восточноевропейские встречи по этномузыкологии 1999, Румынское общество этномузыкологии, Том 6, - С.69-86
- Mizynec, V. - Folk Instruments of Ukraine . Bayda Books, Melbourne, Australia, 1987 - 48с.
- Черкасский, Л. - Украинские народные музыкальные инструменты . Техника, Киев, Украина, 2003 - 262 страниц. ISBN 966-575-111-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]