Jump to content

Кобза

Кобза
Кобза XVIII века.
Классификация Хордофон
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.32-5
Связанные инструменты

The kobza ( Ukrainian : кобза ), also called bandura ( Ukrainian : бандура ) is a Ukrainian folk music instrument [ 1 ] из семейства лютневых ( классификационный номер Хорнбостеля-Сакса 321.321-5+6), родственник центральноевропейской мандоры . Однако термин «кобза» также применялся к ряду других восточноевропейских инструментов, отличных от украинской кобзы. [ 2 ]

Строительство

[ редактировать ]

Украинская кобза представляла собой традиционно струнный музыкальный инструмент, похожий на лютню, с корпусом, высеченным из цельного куска дерева. Существуют также инструменты с ставным узлом. [ 3 ] Кобза имеет гриф средней длины, который может иметь или не иметь прикрепленные лады, которые обычно делались из кишок. Он был однострунным (иногда также двухструнным), и на струнах играли кончиками пальцев, а иногда и плектром, продетым через кольцо, надетое на средний палец.

Казак с кобзой, акварельный рисунок, издан в 1847 году.

Термин «кобза» имеет тюркское происхождение и связан с терминами «кобыз» и «комуз» , которые, как полагают, были введены в украинский язык в 13 веке с миграцией значительной группы тюркских народов из Абхазии, поселившихся в Полтавской области. Обычно его играл бард или менестрель, известный как кобзарь (иногда в прежние времена кобезник ), который сопровождал его декламацию эпической поэзии, называемой на украинском языке думой . [ 4 ]

Широкую популярность кобза приобрела в XVI веке, с возникновением Гетманщины ( казачьего государства ). С 17 века термин бандура часто использовался как синоним кобзы. Термин «бандура» имеет латинское происхождение и отражает растущие контакты украинского народа с Западной Европой, особенно при дворах польской шляхты. Украинских музыкантов, нашедших работу при различных немецких дворах в XVIII веке, называли «пандористенами». [ 5 ] Один из этих музыкантов, Тимофей Белоградский , был учеником Сильвиуса Леопольда Вейсса на лютне , а позже стал известным лютнистом-виртуозом, придворным лютнистом, работавшим в Кенигсберге и Санкт-Петербурге .

В XVIII веке верхний диапазон кобзы был расширен за счет добавления нескольких незакрепленных высоких струн, известных как « приструнки », что означает: струны сбоку, в гуслейном расположении. В начале 20 века кобза вышла из употребления. В настоящее время в Украине происходит возрождение аутентичной народной игры на кобзе, благодаря усилиям «Гильдии Кобзаров» в Киеве. [ 6 ] и Харьков . Однако возрождению кобзы препятствует отсутствие музейных экспонатов: за исключением уникальной сохранившейся кобзы 17 века в Музее Народове в Кракове. [ 7 ] и кобза XIX века, переоборудованная под бандуру, в Музее театра и кинематографии в Киеве; почти все свидетельства полностью иконографические, а некоторые фотографии XIX века.

Этимология

[ редактировать ]
Кобзарь Остап Вересай играет на бандуре , 19 век.

Термин «кобза» впервые появился в польских летописях еще в 1331 году нашей эры. В просторечии термин «Кобза» применялся к любому региональному инструменту, похожему на лютню, используемому придворными музыкантами в Центрально-Восточной Европе. Этот термин иногда использовался для других музыкальных инструментов нескольких несвязанных типов. Термин кобза также использовался в исторических источниках и народных песнях как синоним бандуры в 19 — начале 20 века на Украине . Этот термин иногда использовался для волынки , а иногда и для шарманки в Восточной Польше , Беларуси и Волынской области на Украине.

Безладовая «старовицкая» бандура (вариант гуслей , разработанный около 1700 года) получила название бандуры , но ее обычно называли кобзой из-за исторического наследия названия, в то время как румынская кобза или кобза - это другой тип щипковой лютни. [ 2 ]

Другие инструменты, известные как кобза

[ редактировать ]

Термин кобза также использовался в исторических источниках как синоним бандуры в 19 и начале 20 века на Украине и даже использовался для волынки, а иногда и для шарманки в Восточной Польше, Белоруссии и Волынской области Украины. В конце концов, безрезная «старовицкая» бандура (вариант гуслей , разработанный около 1800 года) получила название бандуры , но ее обычно называли кобзой из-за исторической ценности названия. Румынская кобза или кобза — это другой тип щипковой лютни. [ 2 ]

Современная украинская кобза.

[ редактировать ]

В настоящее время существует два различных подхода к конструкции кобзы: аутентичные безладовые реконструкции, созданные приверженцами для воссоздания аутентичных народных традиций, и современные стилизованные резные инструменты, основанные на видоизмененной конструкции домры . На сегодняшний день попыток реконструировать более раннюю резную кобзу XVIII века не предпринималось.

Безладовый кобза

[ редактировать ]

Термин «кобза» часто использовался как синоним бандуры, и до середины 20 века эти термины использовались как синонимы. Использование термина кобза предшествует первому известному использованию термина бандура.

Точно так же «Кобзарь» — это украинский народный певец и музыкант, который может играть на кобзе, но вместо этого может играть и на других инструментах, включая бандуру. Всемирно известный кобзарь Остап Вересай (1803–1890) сегодня считается выдающимся кобзарем XIX века, несмотря на то, что он называл свой инструмент бандурой .

Он был представителем игровой традиции, остановив струны на грифе, но без ладов. Инструмент Вересе имел шесть одинарных струн без упора, установленных вдоль дискантной стороны инструмента, и шесть струн с стопором, натянутых вдоль грифа. Струны, натянутые вдоль грифа и сбоку, перебираются правой рукой, при этом левая рука удерживает струны на накладке грифа.

После смерти О. Вересая в 1890 году инструмент вышел из употребления до его возрождения в 1980-х годах Николаем Будником и примером таких исполнителей, как Владимир Кушпет , Тарас Компаниченко , Эдуард Драч и Юрий Федынский .

Современная резная кобза

[ редактировать ]
Сегодня инструменты производятся в размерах прима (сопрано), альт, тенор и контрабас.

Ладный вариант кобзы использовал Павел Конопленко-Запорожец диск с музыкой кобзы , записавший для Folkways . Конопленко впервые взял в руки резную кобзу перед революцией в 1917 году в Киеве у Василия Потапенко и играл на этом инструменте после эмиграции в Виннипег, Манитоба , Канада. Инструмент Конопленко имел восемь струн, натянутых вдоль грифа, и четыре высокие струны, натянутые на деку. Используемый строй напоминал строй семиструнной русской гитары (открытый строй G).

Резные кобзы были разработаны также Николаем Прокопенко, написавшим кандидатскую диссертацию. в 1976 году защитил диссертацию о своих попытках реконструировать и воскресить раздраженного Кобзу. Прокопенко предложил заменить четырехструнную домру , инструмент, широко изучаемый в музыкальных школах Украины, но считающийся русским народным инструментом, но фактически не используемый в России, на резную кобзу. Хотя предложение Прокопенко не было поддержано в 1976 году, в настоящее время оно возрождается музыкантами Украины в Академическом движении народных инструментов, в частности в Киевской консерватории.

  • Оркестровая кобза с четырьмя струнами, настроенными по квинтам с использованием строев, аналогичных тем, которые используются на инструментах семейства скрипок. Инструменты изготавливаются в размерах прима (сопрано), альт, тенор и контрабас.
  • Аккомпанемент кобзы, обычно имеющий шесть или семь струн и резный гриф . Шестиструнная версия использует стандартную настройку гитары. В семиструнной версии используется строй русской гитары (открытый аккорд G).

См. также

[ редактировать ]

Дополнительная информация

[ редактировать ]
  1. ^ С. Ластович-Чуливский "Кобза-Бандура", 1989 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Грегори Ф. Барз, Тимоти Дж. Кули (ред.) (1997), Тени в поле: новые перспективы полевой работы в этномузыкологии , Oxford University Press, Нью-Йорк, стр. 187
  3. ^ Краковский национальный музей Кобза.
  4. ^ K.Cheremsky "Традиционное Сообщество", ( tr. "Traditional Singing" ) Kharkiv "Athos" 2008
  5. Рукопись московской лютни Вайса. Архивировано 10 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
  6. Mystetsky festival "Кобзарская TRIYTSYA" на Ceh.org
  7. ^ Петр Ковальче, «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев» ( тр. «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев» ), Варшава, 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дьяковский, М. - Заметки по истории бандуры. Анналы Украинской академии искусств и наук в США - 4, 3-4 №1419, Н-Й 1958 - С.21-22
  • Дьяковский, MJ - Бандура . Украинское течение, 1958, №I, - С.18-36.
  • Дьяковский М. – Бандуру может сделать каждый – я сделал. Украинский тренд, том 6
  • Гайдамака, Л. – Кобза-бандура – ​​национальный украинский музыкальный инструмент . "Guitar Review" №33, лето 1970 г. (с.13-18)
  • Мишалов В. - Краткое описание зинковского метода игры на бандуре . Бандура, 1982, №2/6, - С.23-26.
  • Мишалов, В. - Краткая история бандуры . Восточноевропейские встречи по этномузыкологии 1999, Румынское общество этномузыкологии, Том 6, - С.69-86
  • Mizynec, V. - Folk Instruments of Ukraine . Bayda Books, Melbourne, Australia, 1987 - 48с.
  • Черкасский, Л. - Украинские народные музыкальные инструменты . Техника, Киев, Украина, 2003 - 262 страниц. ISBN   966-575-111-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e7666e7dc0e7a9d4b5f25a859a42d1b__1699977240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/1b/5e7666e7dc0e7a9d4b5f25a859a42d1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kobza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)