Купить Вересай
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |

Остап Микитович Вересай ( укр . Остап Микитович Вересай ) (1803 – апрель 1890) был известным менестрелем и кобзарем из Полтавской губернии (ныне Черниговская область ) Российской империи (ныне Украина ). Он способствовал популяризации кобзарского искусства как в Украине, так и за ее пределами. [ 1 ] Он известен тем, что оказал влияние как на научный, так и на популярный подход к менестрелям. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Вересай родился в 1803 году в селе Калюженцы Прилуцкого уезда Полтавской губернии в семье музыкантов. [ 3 ] Он был единственным ребенком в крепостной семье. Его отец, Никита Вересай, был слепым от рождения скрипачом. В 4 года Вересай заболел и потерял зрение .
С раннего возраста Вересай интересовался музыкой и бандурой . Его цитировали позже в жизни: «...когда кобзарь приходил в дом моего отца, я стоял возле него, и не знаю, кто больше волновался. Кобзарь предлагал: «Ты, Мыкий, отдай этого мальчика учиться, может быть, он станет кобзарем».
В 15 лет отец Вересая отдал его в ученики кобзарю в селе Березовка , где Вересай пробыл всего одну неделю. Проведя четыре года дома, Вересай снова предпринял попытку учиться у кобзаря; они с соседом ездили на рынок в Ромен , где собиралось много кобзарей. Там Вересай познакомился с кобзарем Ефимом Андрейшевским и стал его учеником. В течение нескольких месяцев обучение было успешным: Вересай многому научился у своего наставника. [ 3 ] Однако через несколько месяцев Андрейшевский умер. [ 4 ]
После смерти Андрияшевского Вересай поступил в ученики к Семену Кошовому из близлежащего села Холинка. Вересай провел 9 месяцев в учениках у Кошового, которого он нашел строгим и эксплуататорским. Таким образом, Вересай провел в ученичестве девять месяцев вместо традиционных трех лет. [ 4 ] После этого Вересай решил начать музыкальную карьеру самостоятельно. Какое-то время он был простым деревенским артистом без всякой надежды на дальнейшую карьеру. [ 3 ] Ситуация изменилась, когда он подружился с русским фольклористом и художником Львом Жемчужниковым .
Популярность
[ редактировать ]
Вересай впервые привлек внимание Жемчужникова во время его творческого отпуска на Украине между 1852 и 1856 годами. [ 3 ] Художник посетил усадьбу Галаганов в Сокиринцах Тернопольской области , где Вересай был женат и жил в то время. После встречи Жемчужников и Вересай стали друзьями.
В 1871 году Павел Галаган отвез Вересая в Киев на открытие «Коллегии Павла Галагана», чтобы представить своим гостям кобзаря из Сокиринцев. До этого момента Вересай выступал только в сельской местности. Возможно, именно в этой поездке Николай Лысенко записал мелодии дум и песен, которые легли в основу его монографии « Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен в исполнении кобзаря Вересая». [ 1 ] Этнограф Павел Чубинский также записал почти все тексты к песням и думам, которые были в репертуаре Вересай.
В 1873 году директора Юго-Западного отделения Императорского Русского географического общества под председательством Галагана провели внеплановое заседание Общества по просьбе Галагана с целью представить его членам Вересая как образец древнеукраинского поэтического произведения . На собрании, на котором присутствовало 28 членов и 60 приглашенных гостей, были зачитаны следующие доклады:
- «Остап Вересай – один из последних украинских кобзарей», автор О. Русов.
- Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен в исполнении кобзаря Вересая", Николай Лысенко .
На этой встрече Вересай исполнила думы « Побег трех братьев Озива из турецкого плена» , «О Федоре-безродном» (Федор Безродный) , юмористическую песню «Щигол» , танцевальную мелодию «Козачок» . Вересай привлек к себе значительное внимание и был объявлен последним в своем роде. После этой встречи Вересай выступил на ряде других научных конференций. [ 1 ]
Дальнейшую известность Вересай получил благодаря исполнению « Думы о Федоре Безродном» и других произведениях 29 августа 1874 года на третьей Русской археологической конференции, начавшейся 14 августа 1874 года в Киеве. Его выступление на этом мероприятии вызвало интерес Европы в украинской Думе. [ 5 ] Ее освещал лондонский журнал Atheneum , опубликовавший как краткое изложение конференции, так и ее результаты. [ 6 ] а также статья фольклориста и писателя Уильяма Ралстона Шедден-Ральстона , в которой Вересай сравнивался с рапсодами Древней Греции. [ 7 ] Делегат французской конференции Альфред Рамбо также написал о выступлении Вересаи в статье «Украина и ее исторические песни»:
В один чудесный летний вечер мы собрались в Университетском саду, чтобы послушать кобзаря; его посадили на табуретку, а слушатели, число которых продолжало расти, уселись вокруг него. Одна лампа, спрятавшаяся в зелени, освещала лицо кобзаря, голос которого явно звучал как песня соловья... Когда Остап исполнял одну из своих юмористических песен, стоит присмотреться к тому, как он танцевал под нее. под музыкальное сопровождение, играя на бандуре сложные ноты . То же самое можно сказать и о танцевальном мотиве, под который он отбивал такт ногой; в это время его можно было принять за молодого козака, наблюдая, как он пригибает колени, словно исполняя казачьи танцы... Его жизнь отличается от тех гомеровских повестей. Житель села Остап Вересай – прямой потомок древних славянских певцов, он – законный наследник Бояна и других соловьев прошлого...
В феврале 1875 года Вересай был приглашен этнографическим сектором Русского географического общества в Санкт-Петербург . Там он выступал на заседаниях этнографического сектора и гильдии художников; на завтраке, организованном памяти Тараса Шевченко ; и в Зимнем дворце перед князьями Сергеем и Павлом Александровыми . «Вересай» был встречен полными залами и положительными отзывами петербургской прессы. Газета «Новости» писала:
Певец — семидесятилетний мужчина умеет вызвать симпатию слушателей, а его пение, отличающееся глубоким артистизмом и большим чувством, оставляет у слушателей глубокое впечатление. По мнению экспертов, Вересай как певец родился талантливым и через свои думы оживит древнюю Украину с многочисленными воспоминаниями о прошлом. [ 8 ]
Популярный успех Вересая в Санкт-Петербурге позволил ему оплатить строительство более просторного дома для своей семьи из 15 человек в Сокиринцах . Как и Гнат Гончаренко , Вересай подвергался преследованиям в России как пропагандист украинских интересов и исторической памяти. [ 9 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Осенью 1881 и весной 1882 года Вересай ездил в Киев , где фольклорист К. Ухач-Оксорович произвел полную запись его репертуара; по сравнению с тем, что сделал Павел Чубинский в 1873 году, оно показало, что 70-летний кобзарь смог расширить свой репертуар, включив в него еще три думы . В начале 1880-х годов Вересай имел в своем репертуаре девять думов : [ 4 ]
- Шторм на Черном море
- Вербовка Козака
- Побег трёх братьев из Озива
- Бедная вдова и трое ее сыновей
- Ястреб и Хоклет
- Федор безродный
- Плач пленника, сына вдовы
- Ivan Konovchenko
Вересай умер в апреле 1890 года в возрасте 87 лет в Сокиринцах . [ 1 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Своими выступлениями Вересай вдохновил на создание жанра, известного как думки (маленький думки ). После его выступлений в Санкт-Петербурге восточноевропейские композиторы, такие как Антонин Дворжак , Петр Чайковский , Модест Мусоргский , Леош Яначек , Богуслав Мартину , Николай Лысенко , Василий Барвинский , Милий Балакирев , Мария Завадская , Владислав Заремба и Сильвия Заремба , написали множество стихов . [ 4 ]
Выступления Вересая в Санкт-Петербурге, возможно, повлияли на создание Эмсского указа в 1876 году, запрещавшего использование украинского языка в печати. [ 4 ] Пункт 3 конкретно запрещал исполнение на сцене вокальных произведений на украинском языке, что могло быть прямым ответом на лекции и выступления Лысенко и Вересая. Сценические выступления кобзарей вновь были разрешены только в 1902 году после XII Археологической конференции . [ нужна ссылка ]
Книги
[ редактировать ]- Mishalow, V. and M. - Ukrains'ki kobzari-bandurysty – Sydney, Australia, 1986
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Вересай, Остап» . Интернет-энциклопедия Украины . Том. 5. Канадский институт украинских исследований (Университет Альберты/Университет Торонто). 1993 год . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ Кононенко, Наталья О. (1998). Украинские менестрели: Почему слепым следует петь: И слепые будут петь . Оксон: Рутледж. п. 37. ИСБН 0-7656-0144-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Дикэр, Дэвид (30 марта 2010 г.). Ранние годы народной музыки: пятьдесят основателей традиции . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 28. ISBN 978-0-7864-4431-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дикэр, Дэвид (2010). Ранние годы народной музыки: пятьдесят основателей традиции . МакФарланд. п. 28. ISBN 9780786457373 . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Дума как особый жанр фольклора» . authentukraine.com.ua . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ «Записки из Петербурга» . Атенеум . Том. 2447. Британские периодические издания с ограниченной ответственностью. 19 сентября 1974 г. п. 384.
- ^ «Малороссийская поэзия» . Атенеум . Том. 2444. Британские периодические издания с ограниченной ответственностью. 29 августа 1974 г. стр. 270–271.
- ^ Novosti , 13 March 1875
- ^ «Кобзари» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 9 марта 2021 г.