Саньсянь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2013 г. ) |
Саньсянь | |||
---|---|---|---|
![]() Китайский саньсянь | |||
Традиционный китайский | 三Саньсянь | ||
Упрощенный китайский | 三Саньсянь | ||
|
Саньсянь , буквально «три струны » ( китайский : 三弦 с тремя струнами ) — традиционная китайская лютня . Он имеет длинную безладовую накладку грифа , а корпус традиционно сделан из змеиной кожи, натянутой на закругленный прямоугольный резонатор . Он изготавливается в нескольких размерах для разных целей, и в начале 20 века была разработана четырехструнная версия - цзясянь саньсянь (加弦三弦). Северный саньсянь обычно больше, около 122 см (48 дюймов) в длину, тогда как южные версии инструмента обычно имеют длину около 95 см (37 дюймов).
История
[ редактировать ]
Было высказано предположение, что саньсянь , разновидность шипованной лютни , может иметь свое происхождение на Ближнем Востоке , а более старые формы шипованной лютни также были найдены в Древнем Египте. [1] Подобные инструменты, возможно, присутствовали в Китае еще во времена династии Цинь , как цинь пипа ( пипа использовалась как общий термин в древнем Китае для многих других форм щипковых хордофонов ) или сяньтао (弦鼗), [1] [2] откуда также происходят Циньцинь и Жуань . Некоторые считали, что этот инструмент, возможно, был повторно завезен в Китай вместе с другими инструментами, такими как хуцинь , монголами во времена династии Юань (1271–1368). [1] [3] однако изображение инструмента, похожего на саньсянь, было найдено в каменной скульптуре периода Южной Сун (1217–1279 гг.). Первое упоминание имени «Саньсянь» можно найти в текстах династии Мин . [4] [3]
Инструмент был передан в другие страны Восточной Азии, например, в Рюкю как сансин и в материковую Японию как сямисэн . [5]
Описание
[ редактировать ]Санксянь имеет сухой, несколько ударный тон и громкую громкость, похожую на банджо . Большие размеры имеют диапазон в три октавы . В основном он используется в качестве аккомпанирующего инструмента, а также в ансамблях и оркестрах традиционных китайских инструментов, хотя существуют также сольные пьесы и концерты. Саньсянь используется в ансамблях наньгуань и Цзяннань сычжу , а также во многих других народных и классических ансамблях, таких как Сучжоуский пинтан , а также Пекина и Куньцю . оперы [6] Варианты саньсяня также встречаются среди этнических меньшинств Китая, таких как маньчжуры , монголы , бай , и , лаху , мяо , дай и цзинпо . [6] Округленный прямоугольный резонатор инструмента имеет переднюю и заднюю часть из змеиной кожи, а колковая коробка с изогнутой задней частью на конце грифа имеет боковые или боковые колки, которые регулируют три шелковые, нейлоновые или стальные струны.
Традиционно инструмент перебирают ногтями, как на юге Китая , или двумя твердыми и тонкими плектрами, сделанными из рога животного, которые привязаны к большому и указательному пальцам; однако сегодня игроки также используют пластиковые медиаторы пипа на всех пяти пальцах правой руки. [7] Использование ногтей, или плектров пипа, позволяет применять техники пипа, такие как тремоло, к санксиану, а также исполнять произведения, традиционно написанные для пипа. Другие техники саньсянь включают использование гармоник и удары по коже инструмента плектрами или ногтями (сравнимо с техникой, используемой для игры на северном японском цугару-дзямисэн ). В наше время саньсяньские музыканты обычно используют стальные струны, состоящие из тянутой стали, причем басовые и теноровые струны имеют дополнительное внешнее покрытие из нейлоновой или медной обмотки; в качестве альтернативы игроки могут использовать леску, нити из чистого нейлона или шелк для более мягкого тона, как, например, в традиции Сучжоу Пинтань . [8]
Близкородственным музыкальным инструментом является японский сямисэн , произошедший от китайского саньсянь . [5] [9] [10] Еще более близким родственником является окинавский сансин , который также покрыт змеиной кожей. Кроме того, саншин и сансянь имеют схожую по структуре часть тела, состоящую из деревянного квадрата с закругленными краями. В японском сямисэне корпус ( сао ) сделан из четырех кусков дерева вместо одного. Монгольский шанц и вьетнамский дан там также похожи на саньсянь . [ нужна ссылка ]
Помимо использования в традиционной и классической китайской музыке, некоторые популярные и рок-музыканты использовали саньсянь, в первую очередь певец Хэ Юн (何勇) и его отец Хэ Юшэн (何玉声). [11] Иногда саньсянь можно смыкать с помощью скрипичного смычка .
Тюнинг
[ редактировать ]- Маленький саньсянь: Ада или да-d1, Длина: 95 см (37 дюймов)
- Большой саньсянь: Gdg, Длина: 122 см (48 дюймов)
Известные Sanxian игроки
[ редактировать ]
Связанные инструменты
[ редактировать ]- Сяньцзы (弦子) — уменьшительное, либо диалектное слово и такое же, как обычный саньсянь, либо южный вариант с более короткой шеей. [14] Но в Тибете китайское слово «сяньцзы» относится к двухструнной версии китайского саньсяня . [15]
- Эрсяньцзы — саньсянь с двумя струнами. [16]
- Пипа – 4 струны и корпус грушевидной формы. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Майерс, Джон (1992). Путь пипы: структура и образность китайской лютневой музыки . Издательство Кентского государственного университета. стр. 5–7. ISBN 9780873384551 .
- ^ Саньсянь . » «
- ^ Jump up to: а б « Ян Шэнь Внешнее собрание Шэнъаня » » .
«Саньсянь возник во времена династии Юань
- ^ "Саньсянь " энциклопедия Британская
- ^ Jump up to: а б Лейтер, Сэмюэл Л. (2007). Энциклопедия азиатского театра: АН . Гринвуд Пресс. п. 445. ИСБН 978-0-313-33530-3 .
- ^ Jump up to: а б Ван Юван, Ю (2016). Изучение Саньсяня с нуля // Конг Лин Ци Бу Сюэ Сан Сянь Шанхайская консерватория, стр. 5. , 978-7-5566-0143-1 .
- ^ Ван Юван 2016 , стр. 8.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : на Sanxian, Пинтань Сяо Лю расскажет вам три совета старика» . «[Учебное пособие по Sanxian] Как улучшить игру
- ^ Японская энциклопедия Kodansha, том 1983. с. 77. ИСБН 978-0-87011-627-8 .
- ^ Ланде, Лив (2007). Инновационная музыкальная традиция в Японии: переговоры о передаче, идентичности и творчестве в школе Савай Кото . п. 73. ИСБН 978-0-549-50670-6 .
- ^ «Страница, которую вы посетили, не существует — 56.com» 56.com Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Концерт Хакена Ли 2011 года «Соло на трех струнах», «Оглядываясь назад», «Надежда» . YouTube на Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 20 апреля 2021 г. .
- ^ «Хуан Гуйфан» . Sco.com.sg. Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Китайская музыка - Тома 21-24 - Страница 65 1998 «Полная партитура квартета сяньсуо «Высокая луна» демонстрирует скрипку, пипу, сяньцзы (саньсянь) и чжэн в их строго инструментальных ролях ( см. начало первой части ниже)».
- ^ Лю Цзяньцян Тибетские экологи в Китае: Король Дзи -0739199749 Страница 188 2015 «Инструменты сяньцзы выглядели как китайские двухструнные эрху, но даже проще. Звуки были грубыми, простыми и сухими, в отличие от прекрасной мелодии, производимой эрху. , но более народный и более деревенский».
- ↑ Журнал Американского общества музыкальных инструментов, 2002 г. «Эр» в «erxianzi» такой же, как и в «erhu»; «xian» означает «струна [ed]»; «zi» — уменьшительный суффикс…
- ^ "Что такое саньсянь"
Внешние ссылки
[ редактировать ]Видео
[ редактировать ]- Видео Sanxian из электронной книги «Музыкальные инструменты»
- Видео Sanxian Японский исполнитель Sanxian.
Прослушивание
[ редактировать ]- Аудио Sanxian (нажмите на наушники, чтобы прослушать отдельные треки)