Китайский оркестр
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
| ||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
| ||||
Националистические и патриотические песни | ||||
| ||||
Региональная музыка | ||||
Термин «Китайский оркестр» чаще всего используется для обозначения современного китайского оркестра, который существует в Китае и различных зарубежных китайских общинах. Этот современный китайский оркестр впервые развился из ансамбля Цзяннань сычжу в 1920-х годах в форму, основанную на структуре и принципах западного симфонического оркестра, но с использованием китайских инструментов. Оркестр разделен на четыре части — духовые, щипковые, смычковые и ударные, и обычно исполняет модернизированную традиционную музыку, называемую гоюэ . Оркестр может называться Минзу Юэтуань ( китайский : 民族乐团 ) или Миньюэтуань ( китайский : 民乐团 ) в материковом Китае, Чунг Нгок Туен ( китайский : 中樂團 ) в Гонконге, Хуаюэтуань ( китайский : 华乐团 ) в Юго-Восточной Азии. , или Гоюэтуань ( китайский : 國樂團 ; букв. «Национальный оркестр») на Тайване. [1]
Термин «современный китайский оркестр» иногда используется, чтобы отличить нынешнюю форму от древних китайских оркестров , существовавших со времен династии Шан и использовавшихся при королевских дворах, а затем во время конфуцианских церемоний. [2]
Древний китайский оркестр
[ редактировать ]Археологические находки позволяют предположить, что древний Китай имел высокоразвитую и сложную музыкальную культуру. Музыка была важным элементом традиционных ритуальных церемоний во времена династии Шан (ок. 1550–1111 до н. э. ), а одного из своих пиков она достигла во времена династии Чжоу (ок. 1111–222 до н. э.). Древний оркестр династии Чжоу играл форму церемониальной музыки, известной как яюэ .
В нем было большое количество ударных инструментов. лишь несколько струнных инструментов цитрового Было также несколько духовых инструментов, но использовалось типа. Все смычковые струнные инструменты и многие щипковые струнные инструменты впервые попали в Китай из Средней Азии после династии Хань (202 г. до н. э. – 219 г. н. э.).
Эпоха Шести династий после распада династии Хань ознаменовалась волной музыкального влияния из Центральной Азии , и центральноазиатская музыка стала очень популярной в период династии Суй - Тан . Период Тан был очень важной эпохой в развитии китайской музыки, и придворная банкетная музыка, называемая яньюэ ( 燕樂 ), была доминирующей формой музыки в эту эпоху. Число оркестров при дворе Тан может достигать десяти, каждый из которых играет разную музыку, включая яньюэ , цинъюэ и музыку других мест, таких как Куча , Кашгар , Самарканд , Корея и Индия. [1] При императорском дворе Тан также был большой уличный оркестр из почти 1200 исполнителей. [3] Затем китайская музыка продолжала развиваться во время династии Сун (960–1279 гг. Н.э.) с большим развитием яюэ , и оркестр яюэ в этот период мог насчитывать более 200 инструменталистов. [4]
музыкальные ансамбли, например, в традициях сычжу и нангуань , которые обеспечивают популярные развлечения, а религиозные группы могут исполнять музыку на фестивалях и в других религиозных мероприятиях. Помимо оркестров, находящихся при дворе, среди населения в целом были также обнаружены [5]
Традиционные китайские музыкальные инструменты были разделены на восемь групп ( байин ) по материалам, из которых они изготовлены: тыква , фаянс , шкура , дерево , камень , бронза , шелк и бамбук . Говорят, что здесь было более 70 различных музыкальных инструментов, но многие из них сегодня утеряны или устарели.
Современный китайский оркестр
[ редактировать ]Современный большой китайский оркестр представляет собой развитие 20-го века и основан на западном симфоническом оркестре, но использует китайские инструменты вместо западных. Он также имитирует западный оркестр с точки зрения расположения музыкантов и техники композиции. Однако музыка китайского оркестра уникальна и сильно отличается от любого западного аналога. Такие оркестры обычно исполняют китайскую оркестровую музыку, называемую гоюэ или минюэ , хотя их репертуар иногда может включать адаптации западных оркестровых произведений или музыку, изначально написанную для западных инструментов.
Происхождение и развитие
[ редактировать ]В начале 20 века ряд китайских музыкантов заинтересовались улучшением традиционной китайской музыки. В то время как некоторые, такие как Сяо Юмэй , Юэнь Жэнь Чао и Хэ Лютин, продвигали западную музыку, другие защищали традиционный китайский язык и работали над его улучшением. [6] Президент Пекинского университета Цай Юаньпей предложил использовать лучшее из западной музыкальной традиции, чтобы компенсировать очевидные недостатки китайской музыки, и в 1919 году было создано Музыкальное общество Пекинского университета. [7] Интерес к совершенствованию традиционной китайской музыки по западному образцу привел к созданию ряда музыкальных клубов и ансамблей в различных городах. Первым пионером был Чжэн Цзиньвэнь ( 鄭覲文 , 1872–1935), который в 1921 году основал в Шанхае музыкальное учреждение «Музыкальное общество Великого единства» ( 大同樂會 ; Dàtóng Yuèhuì ), чтобы развивать и поддерживать китайскую музыку в современную эпоху. , воссоздавая древнюю музыку и инструменты, а также создавая новую ансамблевую музыку для китайских инструментов. [8] Чжэн экспериментировал с увеличением количества музыкантов в ансамбле Цзяннань сычжу до 35 и разделил инструменты на разные секции. Он начал стандартизировать инструменты, например, изобретая методы решения проблемы традиционных инструментов, таких как дизи , где фундаментальная настройка различных инструментов может быть разной. Он также обновил традиционные инструменты, такие как шэн , увеличив количество трубок, чтобы увеличить их диапазон и позволить им играть гармонию и аккорды. [9] Раньше каждый музыкант украшал свои партии по своему желанию, но в этом новом оркестре Чжэн написал особую музыку для каждого инструмента или разделов. Ранней фирменной мелодией музыкального клуба была «Весенние цветы на лунной реке» ( 春江花月夜 ; Chūnjiāng huāyuè yè ), аранжированная для ансамбля Лю Яочжана ( 柳堯章 ) в 1925 году на основе старой мелодии для пипа . [10]
Другой важной фигурой этого периода был Лю Тяньхуа , который также сформировал ансамбль сычжу в рамках деятельности Общества улучшения национальной музыки, которое он основал в Пекинском университете в 1927 году, и периодическое издание « Музыкальный журнал» ( 音樂雜誌 ; Yīnyuè Zázhì ), был основан. Нарушив традицию, согласно которой каждую партию играет только один музыкант, он сформировал ансамбль, в котором роль могут играть более одного музыканта. [7] Он внес изменения в традиционные инструменты, такие как хуцинь , и написал для них музыку, превратив народный инструмент в инструмент, пригодный для концертного исполнения. Лю также писал для ансамбля и расширил традиционную нотную запись, чтобы ее можно было использовать для оркестра, указав детали орнамента и темп, а также использование конкретных инструментов в определенных разделах. [11]
был сформирован музыкальный ансамбль В 1935 году при Телерадиокомпании Китая (BCC, также известной как Центральная радиовещательная компания) в Нанкине для трансляции традиционной китайской музыки. [11] Из-за китайско-японской войны ансамбль позже переехал в Чунцин , где в 1942 году состоялось первое публичное выступление. [12] В ансамбле также проводились занятия, и он быстро расширился. Чтобы увеличить диапазон высоты звука, были изобретены и добавлены в ансамбль дополнительные инструменты, такие как чжунху среднего и низкого диапазона , даху , диху . с одиннадцатью отверстиями Также был изобретен дизи , называемый ксинди , который может создавать полную хроматическую гамму. [13] Он стал известен как Китайский оркестр BCC и считается первым созданным китайским оркестром. Оркестр был организован по образцу западного оркестра в узнаваемую сегодня форму с дирижером, полными партитурами для музыкантов и четырьмя разделами — духовыми , щипковыми , смычковыми и ударными . [11] Секция щипковых струн уникальна для китайского оркестра из-за большого количества традиционных китайских инструментов типа лютни. [14] Оркестр переехал на Тайвань после победы коммунистов в 1949 году. [12]
В 1950-е годы в КНР был создан ряд народных ансамблей, первым из них стал Шанхайский китайский оркестр . В 1953 году правительство КНР учредило китайский оркестр для трансляции китайской музыки - Оркестр Центральной радиовещательной станции в Пекине из 35 человек , в который вошли некоторые бывшие члены Китайского оркестра BCC и который основан на более ранних оркестрах, но с дальнейшими изменениями. Настройка инструментов была переведена на равнотемперированную систему настройки, в инструменты вносились улучшения, а в дальнейшем добавлялись различные вновь созданные инструменты на основе традиционных инструментов, такие как геху , даруань , чжуншэн , для улучшения звука и диапазона звучания. оркестр. [13] Традиционные произведения, а также региональная ансамблевая музыка были переработаны для большого оркестра. [15] Пэн Сювэнь , ставший дирижером оркестра в 1956 году, адаптировал для оркестра многие пьесы. [16] Другим значительным оркестром был Китайский народный оркестр «Авангард», который добавил такие инструменты, как люцинь , чжуйху , датуншэн , дисуона , юньлуо и пайгу . [16] К 1960-м годам возникла в значительной степени стандартизированная и модернизированная форма китайского оркестра, хотя эксперименты с оркестром, композициями и используемыми инструментами продолжаются и по сей день. [13] [17]
С тех пор современный китайский оркестр стал культурным учреждением в Китае, а также в китайских общинах за пределами материкового Китая. Любительские китайские оркестры обычно встречаются на Тайване, Гонконге, Сингапуре, Малайзии, где они могут быть организованы клановыми ассоциациями, общественными центрами и школами, а также создаются некоторые профессиональные оркестры. Например, в Сингапуре первый любительский китайский оркестр был создан в 1959 году, а его профессиональный Сингапурский китайский оркестр — в 1974 году. [18]
Обозначения
[ редактировать ]Хотя цзяньпу иногда используется в современном китайском оркестре для обозначения китайских инструментов, стандартная нотация (五线谱) чаще используется во всем оркестре. Современные китайские оркестровые произведения часто публикуются в стандартных обозначениях, как в партиях, так и в полных партитурах.
Последние события
[ редактировать ]В сентябре 2008 года энтузиасты сформировали Группу развития китайских оркестров 21 века (CO21) для сбора поддержки для улучшения состава оркестров и инструментов, которые мешают развитию китайской классической музыки. Предлагаемые улучшения включали изменение схемы оркестра, использование нотных обозначений, а также модификации существующих инструментов.
Инструменты в современном оркестре
[ редактировать ]Современный китайский оркестр обычно состоит из четырех основных частей. Эти инструменты обычно группируются по способу игры на них: смычковые струны (включая западную басовую часть), щипковые струны, деревянные духовые инструменты и ударные. Многие китайские инструменты представляют собой модифицированные версии традиционных инструментов, например, дииньшэн (большой бас -шэн ) и чжунъинь ( альт ) суона , снабженный клавишами. Эти модификации созданы на основе своих западных аналогов.
Многие современные китайские оркестровые произведения включают партии, написанные для западных инструментов, таких как арфа , виолончель и контрабас , а также западных ударных инструментов. Фактически, роли виолончели, контрабаса и западной перкуссии в современном китайском оркестре настолько важны, что они используются почти во всех произведениях. Однако некоторые композиторы могут предпочесть использовать геху вместо виолончели или диингеху (бас-геху) вместо контрабаса.
Щипковые струны
[ редактировать ]Секция щипковых струн уникальна для современного китайского оркестра из-за большого количества щипковых инструментов в Китае. В этот раздел входят люцинь , янцинь , пипа , чжунжуань и даруань .
Некоторые композиции включают партии сэ , гучжэна , конгоу , саньсяня или арфы .
В этом разделе структура современных китайских оркестров отличается от их западных аналогов. Эта в основном щипковая секция, основанная на хордофоне, создает мелодии, отличные от мелодий западных оркестровых инструментов.
Янцинь
[ редактировать ]Янцинь , — это цимбалы на которых играют с помощью пары бамбуковых молотков, прорезиненных на одном конце. Помимо ударов по струнам прорезиненными концами, молотки можно также переворачивать для создания более резкой ноты (этот прием называется фанжу ). В некоторых песнях даже требуется, чтобы игрок держал молотки вертикально и использовал другой конец или даже руки игрока, чтобы щипать молотки. Это универсальный инструмент, способный воспроизводить быстрые бегущие ноты или арпеджио .
Люцинь
[ редактировать ]Люцинь — сопрано лютня . Он похож на пипу , но меньшего размера, с двумя звуковыми отверстиями на каждой стороне тела. Четыре струны настроены G3-D4-G4-D5. Слегка нажав на любой из ладов инструмента, можно изменить высоту звука люциня . На нем обычно играют с помощью плектра, как на гитаре . Звук очень яркий и проникновенный, что делает его очень эффективным сопрано-инструментом. Его диапазон подобен диапазону скрипки .
Трубка
[ редактировать ]Пипа — это альтовый диапазон секции щипковых струн. Один из наиболее известных китайских инструментов, этот инструмент ассоциировался с императорскими наложницами и певицами в чайных домах , часто передавая стереотипный образ скромной девицы. Несмотря на отсутствие звуковых отверстий, он способен издавать музыку так же, как и другие щипковые струнные инструменты. Современный игрок должен носить набор индивидуальных акриловых ногтей на правой руке. От простого перещипывания большим и указательным пальцами и саосянь (с удовольствием проводя пальцами по всем струнам) до яочжи (наклон инструмента и непрерывное перерезание струн средним пальцем) и лунзоу (перещипывание всеми пятью пальцами одной струны). одна за другой волнообразными движениями), техника игры на пипе заметно безразмерна. Его настройка A2-D3-E3-A3.
Чжунжуань
[ редактировать ]Чжунжуань играет в этом разделе роль тенора . [19] [20] Его четыре струны настроены на G2-D3-G3-D4. На инструменте можно играть, используя медиатор, похожий на медиатор, как в случае с люцинем , или используя набор из 2–5 акриловых ногтей. Основные игроки на руане используют медиаторы, хотя есть некоторые школы, в которых обучают технике игры на ногтях, аналогичной технике игры на пипе . Исполнители пипа , играющие на руане в качестве второго инструмента, также используют ногти. Плектры производят более громкий и чистый тон, что делает их пригодными для использования в оркестре. Ногти позволяют исполнять полифоническую сольную музыку, однако это преимущество бесполезно в оркестрах, где чжунжуань аккомпанемент в основном играет . Имеет очень мягкий тембр.
Даруан
[ редактировать ]Даруан басовая – лютня . Увеличенная версия чжунжуаня со струнами, настроенными на идеальную кварту ниже: D2-A2-D3-A3. Солисты обычно используют настройку DADA, поскольку она позволяет легко исполнять диатонические аккорды. Некоторые оркестранты настраиваются на CGDA, что аналогично настройке виолончели. Преимущество использования CGDA в оркестрах состоит в том, что даруан может легко удвоить партию виолончели.
Другими членами семьи руан являются гаойинруан (сопрано, строй G3-D4-G4-D5); сяоруань (альт, строй D3-A3-D4-A4) и диинруань ( контрабас , строй G1-D2-G2-D3).
Саньсянь
[ редактировать ]Саньсянь без — единственный щипковый струнный инструмент ладов . Как следует из названия ( сан , буква три; сянь , буква строка), у него три струны. Семейство инструментов саньсянь очень велико, в разных племенах Китая используются разные варианты. Оркестр часто использует дасансянь ( да , букв. большой), у которого звуковая коробка покрыта с обеих сторон кожей питона. Его звук мощный, пронзительный и артикулированный; Фактически, одного саньсяня можно отчетливо услышать даже в оркестре из 70 человек.
Он имеет сильный фолк-привкус, что часто привлекает к нему внимание при использовании с другими инструментами. По этой же причине он не подходит для аккомпанемента, так как имеет тенденцию затмевать звучание мелодических инструментов. Чаще используется в щипковых ансамблях и соло. Даже при использовании в оркестре ему также приписывают основную мелодию. Однако, поскольку оркестровое использование саньсяня ниже по сравнению с другими инструментами, саньсяньские исполнители также используют второй инструмент, которым обычно является чжунжуань .
Иногда юэцинь в этот раздел также включают .
Гучжэн
[ редактировать ]Гучжэн – китайская щипковая цитра. Обычно он имеет 18 или более струн и подвижные мосты. Для игры на этом инструменте исполнители используют медиаторы, известные как «даймао» . Исполнители могут играть гучжэн обеими руками с разными навыками. В китайском оркестре обычно есть несколько участников гучжэна , но на нем также можно играть как на сольном инструменте. Он возник в период Войны и стал более популярным со времен династии Цинь.
Смычковые струны
[ редактировать ]Секция смычковых струн современного китайского оркестра включает в себя гаоху (高hu), эрху (эрху), чжунху (中胡), виолончель (виолончель) и контрабас (контрабас или двойная виолончель). Некоторые композиции оцениваются для геху (). геху) и диингеху (бас- геху ; бас-геху) вместо виолончели и контрабаса соответственно, однако использование геху и диингеху ограничено в китайских оркестрах по всему миру;
Помимо перечисленных выше инструментов, некоторые музыкальные произведения включают партии банху (板胡) или цзинху (京胡).
Как и скрипки в западной оркестровой музыке, партия эрху часто делится на части эрху I и эрху II .
Хуцинь
[ редактировать ]В серию хуцинь широко используемых инструментов входят эрху , чжунху и гаоху . Гаоху (самый высокий звук в серии) и чжунху (хуцинь самого низкого тона) пропорционально меньше в китайском оркестре. Эрху составляет основную часть этого раздела и разделен на отдельные секции, известные как эрху I и эрху II. Эти две части одновременно играют либо похожие, либо совершенно разные мелодии, что похоже на первую и вторую скрипки в западном оркестре. Иногда концертмейстер играет на банху , но это не всегда может быть концертмейстер - примером может служить пьеса «Ман Чунь» (忙春) или цзинху , например, в «Фестивальной увертюре » Чжао Цзи Пина , если для нее есть сольная партия. Существуют различные способы игры на эрху, например, смычок или перебирание струн.
Уникальность серии huqin заключается в том, что музыку можно воспроизводить с помощью двух тонких металлических струн, расположенных на расстоянии менее 2 мм друг от друга, без каких-либо ладов и накладок грифа . известных сольных произведений на эрху Среди Саньмэнь» ущелья — «Каприччио , «Гуан Мин Син», а также «Лань Хуа Хуа» .
Банху иногда можно использовать отдельно в разделе хуцинь, если необходим сильный голос пикколо.
Виолончель и контрабас
[ редактировать ]Виолончель контрабас и также можно считать частью этого раздела. Это верно в некоторых оркестрах, но в других виолончель и бас считаются отличными от смычковых струн. Некоторые китайские оркестры до сих пор используют геху и диингэху (бас- геху ), но из-за ограничений и стоимости инструментов они сейчас довольно редки. Ярким примером ансамбля, до сих пор использующего геху и диингэху, является Гонконгский китайский оркестр . В некоторых китайских оркестрах в Китае использовали инструмент под названием ларуан , который имеет форму руана , но больше по размеру и на нем играют либо щипком, либо с помощью смычка, похожего на смычок для виолончели или баса.
Деревянные духовые инструменты
[ редактировать ]Секция деревянных духовых инструментов современного китайского оркестра состоит из банди , куди , гаоиньшэн (сопрано шэн ) чжунъиньшэн ( альт шэн , дииньшэн (бас- шэн ), ), гаоиньсуона (сопрано- суона ), чжунъинсуона (альт- суона ) и диинсуона (бас- сона ). ).
Некоторые пьесы также оцениваются для синди , дади , коди , бау , сяо , хайлуо , цичжунъиншэн (тенор шэн ) , цичжунъинсуона (тенор суна ), гаоингуань (сопрано- гуань ), чжунъингуань (альт- гуань ), диингуань (бас -гуань ) или сюнь .
Мыльная опера
[ редактировать ]Основными типами дизи, часто используемыми в ветровой части, являются банди (梆笛), куди (曲笛) и иногда ксинди (新笛). Банди . короче в длину и меньше в диаметре и дает чистый и яркий звук Он часто используется в опере банцзы Северного и Южного Китая , отсюда и название банди . Более длинный и толстый куди дает более богатый и мягкий тон. Банди чем обычно на четверть выше по высоте, куди . Синди . длиннее и толще куди , с дополнительными отверстиями для пальцев и без перепонок Он даже ниже по высоте и мягче по тону, чем куди . Дади ) (или дийинди можно использовать вместо ксинди . Этот инструмент имеет мембрану и звучит как низкий куди .
Шэн
[ редактировать ]Шэн – это китайский ротовой орган из бамбука со свободной тростью. Самый ранний тип, когда-либо зарегистрированный в истории, имел 14 трубок и был обнаружен в гробнице Цзэн Хоуи в провинции Хубэй . К наиболее распространенным сегодня типам шэна относятся 17-трубный инструмент и модифицированная версия для современных композиций, имеющая расширенный диапазон в 21–42 трубы. Тон шэн ясный и яркий. Он имеет огромный диапазон, хроматически полную гамму и способен воспроизводить аккорды . Большинство оркестров используют полный диапазон шэн , включая гаоинь (сопрано), чжунъинь (альт), цичжунъин (тенор) и диинь (бас) шэн .
Кольцо
[ редактировать ]Звук, издаваемый суоной, громкий, пронзительный и воодушевляющий, поэтому его обычно используют для исполнения ярких и живых произведений. Однако в его репертуаре есть и более мягкие произведения. Суона , пении или танцах, а обычно используется в качестве аккомпанемента в китайской опере также в более мрачных случаях, например, во время традиционной китайской похоронной процессии. Он также используется в соло или ансамблях для различных случаев и церемоний. Поскольку это духовой инструмент с двойной тростью, на нем чрезвычайно сложно научиться воспроизводить идеальную высоту звука. Существуют модифицированные типы, такие как клавишные альтовые, теноровые и басовые суоны . Многие исполнители на соне теперь также используют гуань , китайский инструмент с двумя язычками, гораздо более мягкого качества (например, кларнет). Это использование также привело к развитию нижних гуань с тональностью , таких как чжунъинь и диинь гуань .
Иногда коди , сюнь , хаоцзяо (рог), хайло (раковина) и сяо в зависимости от композиции также использовались .
Перкуссия
[ редактировать ]Как и его западный аналог, инструменты, используемые в ударной секции современного китайского оркестра, различаются в зависимости от музыкального произведения. Ударная секция современного китайского оркестра состоит из двух основных частей: китайской перкуссии и западной перкуссии.
Чаще всего музыкальные произведения, написанные для современного китайского оркестра, включают в себя большую западную секцию ударных инструментов, включающую важные роли таких инструментов, как литавры , большой барабан , малый барабан и т. д. Более малоизвестные инструменты в оркестровом контексте, такие как дерево маркировки , вибраслэп , конга , колокольчик и т. д. также используются в современном китайском оркестре. Западная перкуссия считается неотъемлемой частью ударной части китайского оркестра.
История китайских ударных инструментов длиннее, чем история любого другого раздела традиционных китайских инструментов. Характер барабана впервые был зафиксирован в древних надписях на костях оракула и черепаховых панцирях, относящихся к династии Шан. В то время (1562–1066 гг. до н. э.) более 50 процентов китайских инструментов носили ударный характер.
Ударные инструменты производят звук посредством ударов по поверхности. В прошлом для изготовления ударных инструментов обычно использовались золото, камень, дерево и бамбук. Наиболее популярные ударные инструменты включают луо , гонги , гу (барабаны), бо ( тарелки ) и бяньчжун .
Благодаря богатству тембра, звучания и разнообразию китайских ударных инструментов они часто используются в музыкальных композициях западного стиля. Большой гонг может создать величественную и внушительную атмосферу; Драматические эффекты могут быть достигнуты с помощью тангу , мую и цин, а также могут вызывать элемент тайны.
В китайской опере ударная часть оркестра особенно важна, особенно для боевых сцен, известных как у чанг , или игрок на бангу , направляет остальную часть оркестра с помощью различных методов и положений удара по своему инструменту. Он контролирует общее развитие действия и создание атмосферы и приравнивается к дирижеру западного оркестра.
Бангу
[ редактировать ]Бангу , букв . ( бан , букв. плоская доска; гу барабан) также обычно называют цзин бангу ( цзин означает пекинскую оперу) и даньпи (одиночный барабан). Каркас барабана состоит из толстых клиньев твердой древесины , склеенных по кругу и обернутых металлической лентой. Его тело имеет колоколообразную форму, открывающуюся внизу. Его верхняя поверхность (около 25 см), покрытая куском свиной или коровьей шкуры, имеет небольшое выпуклое центральное круглое отверстие (около 5–6 см в диаметре), которое называется гуксин ( букв. барабанное сердце, т. е. сердцевина). середина барабана), фактическое положение звучания. Игрок наносит удары по этой центральной области парой бамбуковых палок. Использование обычных палок может вызвать боль в руке, а бамбуковые палки также широко не используются.
Шрифт, используемый в пекинской опере и других музыкальных драмах Северного Китая, с меньшей центральной ударной зоной, имеет относительно прочное качество звука. В южном ансамбле гонга и барабана бангу имеет большую ударную зону, что придает более свободный и мягкий тон. Южный тип можно использовать для соло с разнообразной техникой и ритмами. Цзин бангу — ведущий инструмент Пекинской оперы.
Бо
[ редактировать ]Бо (581–907 гг . (бронзовые тарелки) часто использовались во времена династий Суй и Тан Н.э.) с различным дизайном. Сейчас его обычно изготавливают из высокооловянистой бронзы.
Исполнитель одновременно ударяет по тарелкам . Наиболее распространенным типом сейчас является цзинбо (префикс цзин, относящийся к Пекину, префикс, используемый для обозначения инструментов в пекинской опере). Этот тип имеет ясный и сильный тон. Он также используется в других региональных оперных жанрах и ансамблях и является одним из четырех основных инструментов (барабан, большие и малые гонги и тарелки) в ликующей музыке луогу (гонг и барабан). В местных операх ансамбль луогу часто сопровождает акробатические бои.
Луо
[ редактировать ]Ло . , или китайский гонг, изготовлен из высокооловянной бронзы, отчеканенной в форме сита Его центральная резонирующая область может быть как плоской, так и выпуклой. Его долгая история восходит к раннему периоду Западной Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.), согласно археологической находке из гробницы того периода в Гуанси. В тексте, относящемся к периоду Тан (618–907 гг. н. э.), он был известен как шалуо (песчаный гонг), что является одним из самых ранних свидетельств использования гонга в классической литературе.
Существует множество разновидностей гонгов, каждый из которых имеет разное качество звука. Имени обычно предшествует префикс, обозначающий каждый отдельный вид. Самый крупный тип (более 120 см в диаметре), называемый дачаолуо , известный своим глубоким и серьезным тоном, используется в официальных мероприятиях, таких как свадьбы, похороны и храмовые церемонии. Самый маленький, гуцзяолуо (гонг для призыва собак), всего 8 см в диаметре, часто можно увидеть в театральных ансамблях южных районов провинции Фуцзянь . И больший, и меньший имеют отличительные акустические характеристики, функции и стили исполнения. Разный размер и толщина тарелок будут влиять на воспроизводимый звуковой тон. Да ди луо (большой гонг) имеет очень глубокий звук в отличие от гуцзяолуо .
Юньлуо
[ редактировать ]Юньлуо династии (облачный гун) впервые упоминается в исторических записях как юньао во времена Юань (1271–1368). Небольшие гонги в наборе, обычно насчитывающие до 10 штук, с разной высотой тона, подвешиваются вертикально в деревянной раме. Каждый из них прикреплен к ячейке внутри рамы и закреплен шнурами. Все эти гонги одинакового диаметра, но различаются по толщине. С точки зрения настройки более толстые размеры дают более высокие звуки, а более тонкие – более низкие. По инструментам ударяют небольшой колотушкой.
В недавно обновленном типе количество гонгов было увеличено с 29 до 38, а для различных тональных эффектов используются два молотка с твердым или мягким наконечником. Один звучит громко и твердо, а другой мягко и плавно. Из-за расширенного диапазона изменение толщины юньлуо не может изменить высоту каждого маленького гонга. Таким образом, для новых тонов используются различные диаметры.
Юньлуо в основном используются в ансамблях, а в последнее время и соло.
Подожди
[ редактировать ]Тангу как инструмент для (барабан зала) внесен в традиционную байин классификацию китайских инструментов шкуры. Распространенный тип по форме похож на бочку. Его деревянный корпус, целиком выкрашенный в красный цвет с декоративными узорами, покрыт двумя пластиками из воловьей или свиной кожи. Четыре боковых железных кольца вокруг корпуса позволяют вертикально подвешивать барабан в раме. По нему ударяют парой деревянных колотушек. Качество звука можно изменить, переместив точку удара ближе к центру поверхности с различной динамикой. Обычно разные тона нелегко идентифицировать.
Тангу . строится в основном двух типов Большой, диаметром более метра, может производить глубокий и звонкий звук, а меньший, диаметром от 20 до 30 см, имеет твердый и сильный звук. Он традиционно используется с другими инструментами, такими как луо и бо, на народных праздниках, а также в ансамблях или для аккомпанемента. Типы местных опер в основном меньшего размера, например, цзин тангу в пекинской опере. Некоторые из них также могут быть известны как дагу , датанггу , сяогу или сяотангу .
Muyu
[ редактировать ]Мую буддийских (деревянная рыба) первоначально использовалась только для сопровождения песнопений и монахов. Описание этого инструмента было найдено в литературе династии Мин (1368–1644 гг. н. э.): « Мую вырезают из куска дерева и придают ему форму рыбы, затем внутри него выдолбливают. Можно издавать звуки. путем удара». Со времен династии Цин (1644–1911 гг. н.э.) инструмент появился в народных ансамблях.
Мую китайского в основном изготавливают из тутового дерева (или мультяшного дерева ). Более крупный тип в основном используется в буддийских храмах, но в последнее время появляется в наборах, различающихся по диаметру и тональным качествам. Набор в основном используется для обычных ритмов при использовании в качестве аккомпанемента. Игра разных частей мую может иметь разную громкость.
Бяньчжун
[ редактировать ]Бяньчжун классификации ( букв. «Собранный колокольчик») внесен в список основных металлических инструментов и, таким образом, возглавляет раздел металлов в баинов . Его долгая история восходит к династии Шан (1766–1122 гг. До н.э.), когда набор из трех бронзовых колоколов был обычным явлением, хотя в провинции Шэньси был обнаружен более ранний тип глиняной посуды позднего каменного века. С V по III век до нашей эры количество колоколов увеличилось, в основном с 9 до 13.
Самый большой из когда-либо зарегистрированных наборов был эксгумирован из гробницы маркиза И из государства Цзэн, Цзэн-хоу И (где-то после 433 г. до н.э.) в провинции Хубэй. Эта археологическая находка оказалась в центре внимания международных ученых. Найденный бяньчжун по-прежнему имеет хорошее качество звука , несмотря на то, что прошло много лет после его изготовления. Набор бяньчжун состоит из 64 колокольчиков, подвешенных в три слоя, причем верхние называются нючжун (колокольчики с бронзовыми петлями для вертикального подвешивания), а колокольчики на двух нижних слоях называются юнчжун (колокольчики с ручками для подвешивания под небольшим углом). . Из-за формы колоколов на любом из колоколов можно получить две разные высоты звука, отличающиеся друг от друга на большую или малую терцию, в зависимости от двух мест удара: фронтального или бокового. 12 полутонов В наборе , общий диапазон 5 октав .
Надписи на колоколах объединяются, образуя литературный текст по большой тональной системе бяньчжун , ценные источники для изучения музыкальной культуры Воюющих царств периода во времена династии Восточная Чжоу (475–221 до н.э.). Благодаря конструкции одного колокола для двух разных звуков и уникальным методам литья, бяньчжун является одним из наиболее необычных инструментов традиционной китайской музыки.
Львиный барабан
[ редактировать ]Размер львиного барабана очень большой, и он широко используется в танце льва . Обычно существует два типа: северный львиный барабан (обычно красного цвета) и южный львиный барабан (окрашенный в черный цвет). Это барабан с одной головкой, и его большой размер помогает создать величественный, гулкий резонанс при ударе по пластику. Голова львиного барабана изготовлена из толстой и прочной козьей кожи, а его деревянное тело обычно украшено замысловатыми рисунками, нарисованными вручную. Звук, издаваемый им, обычно звучит выше, чем датанггу .
Репертуар
[ редактировать ]Некоторые из известных произведений для китайского оркестра были первоначально написаны в 1930-х годах до перерыва из-за Второй китайско-японской войны и гражданской войны в Китае , а также в период с пятидесятых годов до середины 1960-х годов, прежде чем Культурная революция нарушила культурную деятельность. . Экспериментальные пьесы были написаны на заре китайского оркестра, пример самых ранних композиций для китайского оркестра с триадной аккордовой прогрессией, «Весна на озере», была написана Тан Сяолинем в 1930-х годах. [11] С 1980-х годов в репертуар пополнились многочисленные произведения для современного китайского оркестра. Сочиненная такая музыка обычно следует правилам традиционной китайской ладовой гармонии, даже если музыка стала менее пентатонической и более хроматической . Одним из примеров таких современных композиций является «Каприччио Великой стены», концерт, написанный в 1981 году для эрху Лю Вэньцзинь . [21]
Многие популярные ранние произведения для китайского оркестра основаны на народной музыке и других традиционных жанрах. Первоначально они могут быть традиционными или сольными произведениями для китайских инструментов или написаны для западного оркестра, но позже переработаны для китайского оркестра. [22] Заметной фигурой является Пэн Сювэнь , который был назначен дирижером и директором оркестра Центральной радиовещательной станции в 1956 году. [23] и который переработал многие композиции для китайского оркестра. Некоторые современные китайские оркестры также адаптировали в своих выступлениях современные китайские популярные песни, а также западную классическую и поп-музыку.
Ниже приведены примеры произведений, написанных для большого современного китайского оркестра. В этих музыкальных произведениях могут использоваться западные методы музыкальной композиции, а также включение западных инструментов, таких как виолончель, контрабас, арфа и западная перкуссия.
Это далеко не полный список всех музыкальных произведений, написанных для современного китайского оркестра.
Более ранние произведения
[ редактировать ]Заголовок | китайский | Композиторы/Аранжировщики | Год | Примечание |
---|---|---|---|---|
Дикий танец золотой змеи | Золотая змея дико танцует | Не Эр | 1934 | Аранжировка из традиционного произведения |
Танец народа яо | Яо люди танцуют | Лю Тешань, Мао Юань | 1952 | Первоначально сочинено для западного оркестра. |
Цветное облако, преследующее луну | Разноцветные облака гонятся за луной | Рен Гуан | 1932 | |
Красивые цветы в полнолуние | Цветы полны, и луна полна | Хуан Ицзюнь (黄伊钧) | 1935 | Более поздняя оркестровая аранжировка Пэн Сювэня. |
Большое Счастье | ликующий | Лю Минъюань | 1958 | По мотивам Шаньси народных песен . |
Год удачи | счастливый год | Лю Минъюань | 1960 | На основе традиционной мелодии |
Мелодия фиолетового бамбука | Фиолетовая бамбуковая мелодия | Традиционная мелодия Цзяннань , оркестровая версия Пэн Сювэня | ||
Луна, отраженная в бассейне Эркуан | Два источника отражают луну | Брат | 1930-е годы | Более поздняя оркестровая аранжировка Пэн Сювэня. |
Сотня птиц отдает дань уважения Фениксу | Сотни птиц отдают дань уважения фениксу | Рен Тунсян (Ren Tongxiang) | 1953 | Пьеса для Суоны часто исполняется под оркестровое сопровождение. |
Весенние цветы на залитой лунным светом реке | Харуэ Кагецуё | Лю Яочжан (Лю Яочжан), Чжэн Цзиньвэнь (正觐文) | 1925 | На основе старой мелодии пипа (夕陽簫鼓), более поздней оркестровой аранжировки Пэн Сювэня. |
Последние композиции
[ редактировать ]Музыкальные произведения, написанные для современного китайского оркестра, находятся под влиянием музыкальных структур, техник композиции, музыкальных теорий и т. д. западной оркестровой музыки. Эти композиции включают партии, написанные для западных инструментов, таких как виолончель, контрабас, арфа и западная перкуссия. Как уже говорилось выше, развитие самого современного китайского оркестра в XX веке базировалось на фундаменте, заложенном западным симфоническим оркестром.
Ниже приведены примеры известных произведений, написанных для современного китайского оркестра.
Английское название | Китайское название | Композитор | Количество движений | Список движений | Разработка |
---|---|---|---|---|---|
Симфония № 2 «Ода миру» [24] | Симфония № 2 «Ода миру» | Чжао ЦзипинЧжао Цзипин | 5 | I: Цзиньлин и река Янцзы Цзиньлин·Дацзян, II: Слезы реки江泪, III: Печаль реки江怨, IV: Ярость реки江怒, V: Ода миру ода миру | Симфония из пяти частей, изображающая печально известную Вторую китайско-японскую войну и Нанкинскую резню . |
Путешествие в Лхасу | Поездка в Лхасу | Куан Най- чунгГуань Найчжун | 4 | I: Дворец Потала Дворец Потала, II: Река Ярлунг Цангпо Река Ярлунг Цангпо, III: Небесное погребение, IV: Победа над демонами | Эта четырехчастная симфоническая сюита, написанная в 1984 году, изображает пейзажи Тибета и культуру тибетского народа. |
Воспоминания о Юньнани | Воспоминания Юньнани | Лю СинЛю Син | 3 | I: Moderato — умеренная средняя доска, II: Медлительное Адажио Ленто, III: Аллегро Механическое Аллегро | Трехчастный концерт для чжунжуаня и современного китайского оркестра. Также известен как «Чжунжуаньский концерт № 1» (Первый Чжунжуаньский концерт). |
Впечатления от китайской музыки | Впечатление от китайской музыки | Цзян Ин Цзян Ин | 3 | Я: Птичья музыка, II: прошлые и настоящие жизни, III: Омагари | |
Взгляд на Такла-Макан | Взгляд на Таклимакан | Цзинь Сян Цзинь Сян | 4 | Я: Пустыня, II: Затерянная империя в пустыне 漠楼, III: Лодка пустыни, IV: Мочжоу | Это четырехчастное стихотворение изображает величественную пустыню Такла-Макан на северо-западе Китая. |
Шелковый путь | шелковый путь | Цзян Ин Цзян Ин | Автономная часть | Также известен как «Кумтаг». | |
Вариации эмоций | Лирические вариации | Лю Чангюань Лю Чангюань | 3 | Безымянные движения; три части обозначены просто «Часть I», «Часть II», «Часть III». | Это произведение состоит из 15 вариаций на одну главную тему, разделенных на три части. |
Каприччио Желтой реки | Фантазия Желтой реки | Ченг Дачжао Ченг Дачжао | Автономная часть | ||
Весна | весна | Лу ЛянхуэйЛу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Лето | лето | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Осень | осень | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Зима | зима | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Фантазия Терракотовых Воинов | Цинь Терракотовые воины и лошади Фантазия | Пэн СювэньПэн Сювэнь | Автономная часть | ||
Песня рыбаков Восточно-Китайского моря. | Песня о рыбалке в Восточно-Китайском море | Гу Гуаньжэнь | Автономная часть | Позже использовался в различных фильмах, таких как Kungfu Hustle. | |
Впечатления от гор и моря | Впечатление от гор и моря | Су ВэньцинСу Вэньцин | Автономная часть | ||
Эпоха Дракона | Год Дракона Новый век | Куан Най-чунг | 4 | Я: Солнце, солнце, II: Луна, III: Звезды 星星, IV: Земля | Четырехчастный концерт, написанный для китайской перкуссии, западной перкуссии и современного китайского оркестра. |
Река Дабо Каприс | Река Дабо Каприс | Хэ СюньтяньХе Сюньтянь | 2 | Я: Адажио Адажио, II: Аллегретто | Это музыкальное произведение, написанное в 1982 году, изображает экзотическую красоту реки Дабо в провинции Сычуань и жизнь тибетского народа байма, проживающего в этом районе. |
Три мелодии Западного Юньнани | Три народные песни Западной Юньнани | Го ВэньцзинГо Вэньцзин | 3 | Я: Гора Ва, Гора Ва, II: Танец Джино, III: Жертвоприношение, Факелы, Крепкий спиртное Жертвоприношение · Факелы · Ликер | Эта трехчастная работа изображает культуры трех различных племенных групп, проживающих в западной провинции Юньнань . |
Симфония №1 «Цзиньлин» | Симфония №1 «Цзиньлин» | Пэн Сювэнь Пэн Сювэнь | 3 | I: Воспоминание о прошлом 怀古, II: Река Циньхуай Циньхуай, III: Превратности жизни, превратности жизни | Это трехчастное симфоническое произведение изображает богатую историю и культуру Нанкина , ранее называвшегося Цзиньлин. |
Люкс «Дым пустыни» | Люкс «Пустыня» для одиночного дыма | Чжао Цзипин Чжао Цзипин | 4 | II: Ищи звуковое стихотворение – найди, IV: Элегия | |
Северо-западный люкс | Северо-западный люкс | Дун Тан | 4 | I: Своевременный дождь, падающий с небес II: Веселимся в свадебном зале, III: Я хочу поцеловать, IV: Боковой барабан в форме каменной пластины | Также известен как «Северо-западный люкс № 1» (Northwest Suite № 1). |
Люкс «Племя Мохэ» | Люкс «Мохэ» | Лю СицзиньЛю Сицзинь | 6 | Я: Воины, II: Принцесса Принцесса, III: Бай Си Тонг, IV: Пить и танцевать, V: Битва при Хуалине, VI: Шагающий танец | |
Легенда о Шадиэре | Легенда о Шадире | Лю Юань Лю Ян | Автономная часть | Также известна как «Уйгурская тональная поэма». | |
Великая стена Каприччио | Случайные мысли о Великой стене | Лю ВэньцзиньЛю Вэньцзинь | 4 | I: Прогулка по горному перевалу 关山行, II: Учения по пожарной безопасности маякового марша, III: Мемориал Патриотам, IV: Взгляд вдаль | Четырехчастный концерт для эрху и современного китайского оркестра. |
Императрица Земли | Хоуту | Тан Цзяньпин Тан Цзяньпин | Автономная часть | ||
Поезд Токката | вышка эвакуатора поезда | Цзян Ин Цзян Ин | Автономная часть | Использует западную токкату в свободном и динамичном стиле. | |
Драконы восстают, тигры прыгают | Парящий дракон и прыгающий тигр | Ли Минсюн Ли Минсюн | Автономная часть | Основой произведения, основанного на одноименной китайской идиоме, являются перкуссионные соло, и оно является новаторским для расширения жанра китайской ударной музыки. |
Известные китайские оркестры
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Пример пьесы китайского оркестра | |
Концерт Эрху «Любители бабочек» (梁祝) с участием эрхуиста Сунь Хуана, 2013. | |
Оркестровая пьеса Увертюра к сюите «Общество кинжалов» (小увертюра «Общество ножей») 2018. |
- Китайский оркестр радиовещания
- Китайский национальный традиционный оркестр
- Музыкальная компания Дин Йи
- Молодежный китайский оркестр «Жар-птица»
- Китайский оркестр Гуандуна
- Сингапурский китайский оркестр
- Гонконгский китайский оркестр
- Национальный китайский оркестр
- Шанхайский китайский оркестр
- Тайбэйский китайский оркестр
- Китайский оркестр Филиппинского культурного колледжа
- Канадско-китайский оркестр
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хан Го-Хуан (1979). «Современный китайский оркестр». Азиатская музыка . 11 (1). Общество: 1–43. дои : 10.2307/833965 . JSTOR 833965 .
- ^ «Фолк-бэнд . sin80 »
- ^ Шаррон Гу (22 декабря 2011 г.). Культурная история китайского языка . МакФарланд и компания. п. 24. ISBN 9780786488278 .
- ^ Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN 978-0674011632 .
- ^ Юань Цзин Фан (2000). Чжунго Чуантун Иньюэ Гайлунь Шанхай Иньюэ Чубан Шэ.
- ^ Хой Ян Чунг (2011). Китайская музыка и перевод современности в Шанхае, 1918–1937 гг . стр. 181–182. ISBN 978-1243526014 .
- ^ Jump up to: а б Чэньвэй Ван; Сэмюэл Вонг; Цзюнь И Чоу (25 июня 2019 г.). Путеводитель Дэна по китайскому оркестру . Всемирная научная. стр. xxx – xxxi. ISBN 9789813233669 .
- ^ Хой Ян Чунг (2011). Китайская музыка и перевод современности в Шанхае, 1918–1937 гг . п. 157. ИСБН 978-1243526014 .
- ^ Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN 978-0739111222 .
- ^ Хой Ян Чунг (2011). Китайская музыка и перевод современности в Шанхае, 1918–1937 гг . п. 224. ИСБН 978-1243526014 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Цуй Инфай (16 сентября 1998 г.). «Современный китайский народный оркестр: краткая история» . В Цао Пенье (ред.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . Рутледж. стр. 22–24. ISBN 978-9057550416 .
- ^ Jump up to: а б Эдвард Л. Дэвис, изд. (2 августа 2004 г.). Энциклопедия современной китайской культуры . Рутледж. ISBN 9781134549535 .
- ^ Jump up to: а б с Цуй Инфан (14 мая 2014 г.). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 1119. ИСБН 9781136095948 .
- ^ Хан Го-Хуан (16 декабря 2009 г.). Марвелен С. Мур; Филип Юэлл (ред.). Калейдоскоп культур: праздник мультикультурных исследований и практики . R&L Образование. стр. 64–65. ISBN 9781607093039 .
- ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 36–41. ISBN 978-0195301243 .
- ^ Jump up to: а б Пенье, Цао (16 сентября 1998 г.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . стр. 26–27. ISBN 9789057550416 .
- ^ Чарльз Хэмм (1995). Ставим популярную музыку на место . Издательство Кембриджского университета. стр. 279–280. ISBN 978-0521471985 .
- ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 149–151. ISBN 978-0195301243 .
- ^ Хуэй, Ю; Сток, Джонатан Пи Джей (9 июля 2023 г.). Оксфордский справочник по музыке в Китае и китайской диаспоре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-066196-0 .
- ^ Ло, Мишель; Спой, Лум Ян. Традиционная китайская музыка в современном Сингапуре . Услуги по верстке страниц. ISBN 978-981-14-6793-6 .
- ^ Цуй Инфан (2014). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 1120. ИСБН 9781136095948 .
- ^ Келли Кар Юэ Чан; Чи Сум Гарфилд Лау, ред. (11 мая 2020 г.). Китайская культура в XXI веке и ее глобальные измерения: сравнительные и междисциплинарные перспективы . Спрингер. п. 115. ИСБН 9789811527432 .
- ^ Цао Пенье; Пенье Цао (16 сентября 1998 г.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . Рутледж. п. 26. ISBN 978-9057550416 .
- ^ «Шанхайский весенний международный музыкальный фестиваль» .
- Ли Юань-Юань и Шэнь Синьян. Китайские музыкальные инструменты (серия монографий о китайской музыке) . 1999. Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки. ISBN 1-880464-03-9
- Шен, Синьян. Китайская музыка в ХХ веке (серия монографий о китайской музыке) . 2001. Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки. ISBN 1-880464-04-7