Jump to content

Шэн (инструмент)

Шэн
Шэн конца XIX века, хранящийся в Метрополитен-музее .
Деревянный духовой инструмент
Классификация
Классификация Хорнбостеля – Сакса 412.132
(Наборы бесплатных тростей)
Связанные инструменты
Шэн
Иллюстрация из Полного собрания классиков Древнего Китая ( ок. 1700–1725 гг .)
китайский Шэн
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinshēng
Hakka
Romanizationsen1
Yue: Cantonese
Yale Romanizationsaang1, sang1
Southern Min
Hokkien POJseng
Middle Chinese
Middle Chinese/ʃˠæŋ/
Old Chinese
Zhengzhang/*sreŋ/

Шэн ртом , ( китайский : выдуваемый ) — китайский полифонический свободный язычковый инструмент, состоящий из вертикальных труб.

Это один из старейших китайских инструментов, изображения которого датируются 1100 годом до нашей эры. [1] и есть оригинальные инструменты династии Хань , которые сегодня хранятся в музеях. [1] Традиционно шэн использовался в качестве инструмента аккомпанемента для сольных суоны или дизи выступлений . Это один из основных инструментов в куньцю и некоторых других формах китайской оперы . Традиционные небольшие ансамбли также используют шэн , например, ансамбли духовых и ударных инструментов в северном Китае. В современном большом китайском оркестре он используется как для мелодии, так и для аккомпанемента.

Шэн Адлера использовался в произведениях нескольких некитайских композиторов, в том числе Унсук Чина , Юкки Тиенсуу , Лу Харрисона , Тима Ришера , Даниэля Бьярнасона , Гуса Янссена и Кристофера . Некоторые полагают, что Иоганн Уайльд и Пере Амио отправились в Китай и привезли первый шэн в Европу в 1740 и 1777 годах соответственно. [2] хотя есть сведения, что свободные язычковые музыкальные инструменты, подобные шэну . в Европе столетием раньше были известны [3]

Буддийское искусство из пещер Юлинь , династия Тан, изображающее музыкантов, играющих на различных инструментах, включая шэн.

Китайские духовые инструменты со свободной тростью, называемые шэн и юй, впервые упоминаются в костяных писаниях оракула, датируемых 14-12 веками до нашей эры, а в более поздних текстах были идентифицированы как типы шэн . Первое появление слова шэн встречается в некоторых стихотворениях Шицзин ( «Книга од» ), датируемых ок . VII век до нашей эры . Древние инструменты с тыквенными духовыми камерами, различным количеством трубок, с бамбуковыми или металлическими тростями были обнаружены в ходе археологических находок в гробнице маркиза И из Цзэна ( ок. 433 г. до н. э. ) в современной провинции Хубэй , а также в гробницах Хань в Мавандуй ( ок. 2 век до н. э. ) в Хунань провинции .

В VIII веке три ю и три шэна были отправлены японскому двору и сохранились в императорском хранилище Сёсоин в Наре . Все инструменты имели 17 трубок с длинным изогнутым мундштуком и очень похожи на традиционный шэн , используемый сегодня. Однако на протяжении веков документировались варианты с разным количеством труб и хроматических инструментов.

Современные изменения

[ редактировать ]

Виды шэн, используемые в настоящее время, являются результатом изменений, внесенных с начала 20 века, которые улучшили его звук и громкость, а также увеличили его диапазон. Первые изменения были внесены Чжэн Цзиньвэнь ( 鄭覲文 , 1872–1935), который увеличил количество труб до 32, расширив ее диапазон и позволив играть гармонию и аккорды. Воздушная камера и размер трубок также были увеличены, что изменило тембральную окраску инструмента. [4] ), внесли различные изменения Позже такие музыканты, как Вэн Чжэньфа (翁鎮發 ) и особенно Ху Тяньцюань ( 胡天泉 , создав различные варианты инструмента.

Акустика и производительность

[ редактировать ]

Трости шэна вибрируют с фиксированной частотой, в отличие от одинарных, двойных тростей и заостренных свободных тростей , высота вибрации которых зависит от длины присоединенного столба воздуха. Закрытие отверстия (отверстий) в традиционной трубке ( трубках ) шэн приведет к тому, что вся длина трубы (трубок) будет резонировать с частотой язычков. Если отверстие открыто, резонансная частота не будет совпадать, и, следовательно, звук не будет воспроизводиться.

Шэн губной звучит либо на выдохе, либо на вдохе в мундштук, и игроки могут издавать относительно непрерывный звук без пауз, быстро переключаясь между ними, аналогично игре на гармошке . Традиционный стиль исполнения заключается в одновременном звучании двух или трех нот путем добавления квинты и/или октавы выше основной ноты мелодии. Если более высокая нота недоступна, вместо нее можно сыграть более низкую ноту, находящуюся на четверть ниже основной ноты мелодии.

Разновидности шэн можно разделить на традиционные шэн (китайский: 传统笙 ; пиньинь: chuántǒng shēng ) и шэн с ключом ( 键笙 ; jiàn shēng ) (иногда также известный как «улучшенный шэн » ( 改良笙 ; Gǎiliáng shēng )). Шэны с ключами были разработаны только в 20 веке, примерно с 1950 года.

С появлением все большего количества гибридных моделей разница между двумя типами шэн становится все более размытой. Однако инструменты шэн обычно делятся на любой тип в зависимости от используемой в них системы аппликатуры. Это включает в себя (в традиционном шэн ) определенные ноты (а именно ведущую ноту, субмедианту, доминанту, за которой следует тоника), присутствующие в виде группы на левой задней стороне. Поскольку четвертая и пятая гармонии распространены в традиционном репертуаре шэн , аппликатура традиционного шэн оптимизирована для них. В результате аппликатура традиционного шэна выглядит беспорядочной и может различаться в зависимости от региона. С другой стороны, ключевой шэн имеет последовательность аппликатур, позволяющую легко менять тональность.

На традиционном шэне на трубках для пальцев есть отверстия, которые можно закрыть пальцами игрока, чтобы воспроизвести определенную ноту. В шэне с ключами отверстия открываются и закрываются с помощью ключей или рычагов. Большее количество трубок в сочетании с размером более крупных инструментов делает непрактичным использование новых инструментов без ключей.

Традиционный шэн

[ редактировать ]
Шэн Музей Азии и Тихого океана в Варшаве

Традиционный шэн ( 传统 ; чуантун шэн ), используемый, например, в ритуальной музыке Северного Китая, ансамблях куньцюй и Цзяннань сычжу, обычно имеет 17 труб, но только 13 или 14 звучащих трубок. Его гамма в основном диатоническая, например, : настроен шэн из 17 трубок (4 из которых являются бесшумными декоративными трубками), используемый в Цзяннань сычжу [5]

\relative c'' { abc cis de fis gab cis d}

С развитием музыки гоюэ в Китае в середине 20-го века шэн претерпел изменения, увеличившие его диапазон и громкость. В гоюэ шэне все 17 трубок были снабжены тростями, затем количество трубок увеличилось до 21, а к бамбуковым трубкам были прикреплены металлические трубки для усиления звука. Другим изменением стало развитие шэна с ключом .

\relative c' { de fis gabc cis def fis g gis abc cis de fis}

В настоящее время традиционные шэн обычно используются только для сольного репертуара, поскольку они не являются полностью хроматическими (а также из-за того, что определенные техники, такие как глиссанди , могут быть достигнуты только на традиционном шэн ). Для оркестровой обстановки клавишному шэну предпочтение отдается , поскольку он полностью хроматический. Стоит отметить, что многие современные традиционные шэны имеют несколько клавиш для удобства аппликатуры; Есть также полностью хроматические традиционные шэн . Они до сих пор известны под общим термином «традиционный шэн », поскольку в них сохраняется типичная традиционная аппликатура, похожая на шэн . Кроме того, традиционный шэн обычно держат в руках во время игры, а полностью хроматический традиционный шэн с 37 язычками обычно слишком тяжел, чтобы его можно было держать во время длительных выступлений.

с ключом Шэн

[ редактировать ]
36-язычное сопрано Шэн

с 24 и 26 язычками Хроматический шэн был обычным явлением в 1950-х годах, но современные модели обычно имеют от 32 до 38 язычков. Существует четыре основных диапазона шэн , образующих семейство сопрано, альта, тенора и баса. Все они хроматические во всем диапазоне и одинаково темперированные. Они заметно отличаются от своих традиционных аналогов аппликатурой, поскольку они были переработаны таким образом, чтобы ключевые изменения могли быть достигнуты без громоздких аппликатур. Они также отличаются от своих традиционных аналогов тем, что во время игры их обычно кладут на колени музыканта или на подставку.

Сопрано Шэн

[ редактировать ]

Сопрано шэн (кит. 高音 ; пиньинь: Gāoyīn Shēng с 36 язычками ) — это шэн и диапазоном сопрано от G3 до F#6. Для определения высоты звучания в основном используется скрипичный ключ .

Однако, чтобы удовлетворить потребности современного репертуара, в конце 2010-х годов все большее распространение получили шэн с 38 или даже 42 язычками (вплоть до C7). Некоторые модели даже оснащены рычагами, позволяющими произносить аккорды (т. е. при нажатии одного рычага звучит более одной ноты).

Пикколо Шэн в два раза больше сопрано Шэн, но имеет на одну октаву выше, чем сопрано Шэн.

Альто Шэн

[ редактировать ]

Альт- шэн (китайский: 中音 ; пиньинь: Чжунъинь Шэн с 36 язычками ) — это шэн и диапазоном альта от C3 до B5. Они звучат на идеальную квинту ниже, чем сопрано шэн . Они часто имеют дополнительный ряд из 12 черных клавиш, которые воспроизводят все 3 трубы, соответствующие одной и той же ноте в разных октавах (например, нажатие черной буквы «C» вызывает одновременное звучание нот C3, C4 и C5). В основном в нем используются скрипичные (октава вниз) и альтовые ключи (хотя с конца 2010-х годов это встречается реже - особенно после того, как Сингапурский китайский оркестр решил записать партитуры альт -шэн в скрипичном ключе). Варианты альта, как правило, имеют более мягкий тембр, чем немного более металлическое звучание сопрано шэн . Стоит отметить региональные различия: в то время как во многих странах альт- шэн имеет диапазон от C3 до B5, некоторые региональные варианты, как правило, имеют диапазон от G2 до F#5 (т.е. диапазон тенора - шэн ).

Альт шэн играет важную роль в современных китайских оркестрах , обеспечивая аккордовый аккомпанемент, а также дополняя инструменты более низкой частоты, такие как виолончель . есть два основных форм-фактора альт шэн В современной китайской музыке : бао шэн ( 抱笙 , букв.: «обнимать шэн ») и пай шэн ( 排笙 , букв.: « шэн рядами»). Бао шэн обычно кладут музыканту на колени; можно было дотянуться до кнопок на его задней панели (фактически обнимая инструмент, отсюда и название). Он имеет цилиндрическую форму и имеет тенденцию быть меньше (то есть менее тяжелым и громоздким) из-за того, что трубы сконструированы так, чтобы изгибаться внутри корпуса, чтобы эффективно использовать все доступное пространство внутри шэна . Однако это имеет тот недостаток, что его трудно разобрать и собрать для технического обслуживания или ремонта. на подставку С другой стороны, пай шэн обычно ставят шэн . Эта форма названа так потому, что трубы и резонаторы расположены в 3 ряда (линейно), а не по кругу. Их обычно можно увидеть в школьных оркестрах, так как вероятность их падения снижается (поскольку они ставятся на подставку), а их ремонт менее сложен/дорогим (из-за более простой конструкции).

Тенор Шэн

[ редактировать ]

Тенор шэн (кит. 中音 ; пиньинь: Cìzhōngyīn Shēng ) — это шэн с 36 язычками и диапазоном тенора от G2 до F 5 или от F2 до E5, которые звучат на одну октаву ниже, чем сопрано шэн , и в основном использует тенор. ключ или скрипичный ключ (на октаву вниз), а иногда и басовый ключ. Этот вариант имеет более теплый и богатый тембр, хотя и менее распространен, чем его альтовый аналог. Иногда они изготавливаются с большим количеством тростей, чтобы охватить диапазон альт - шэн , а также бывают двух форм-факторов ( пай-шэн и бао-шэн ).

Игроки в шэн из Тайваня с разными видами шэна [6]

Басовый шэн (китайский: 低音 ; пиньинь: Дийин Шэн с 32 язычками ) обычно представляет собой шэн и басовым диапазоном от C2 до G4, в котором в основном используется басовый ключ.

Они также бывают двух форм-факторов: да пайшэн ( 大排笙 , букв. « Шэн большого ряда »); большой инструмент, похожий на орган, который поставляется с педалями или без них (педали используются для нагнетания воздуха в инструмент, как в тростниковый орган), и бао шэн (букв. «Удерживаемый шэн », хотя его ставят на подставку из-за к его весу). Что касается бас- шэна , различия между двумя вариантами более выражены; бас-пайшэн, как правило, требует большей громкости дыхания для игры.

Контрабас Шэн также используется для басового шэна, но на две октавы ниже, чем альтовый шэн и теноровый шэн.

Клавиатура Шэн

[ редактировать ]

В 21 веке появились клавиатурные шэн (кит. 键盘笙 ; пиньинь: Jiànpán Shēng ) или пай шэн, у которых вместо типичных кнопок есть раскладка клавиатуры. с 37 язычками Они могут варьироваться от шенга до шенга с 53 язычками (если не больше, чем с 61), охватывая различные диапазоны от альта до баса. Клавиатурный шэн имеет диапазон до 5 октав от C2 до C7, как и многие современные органы. Клавишные шэн считаются нишевыми, поскольку очень немногие репертуары используют клавиатурную раскладку. Фактически, многие из аккордовых партий, написанных для шэн, в настоящее время сильно сгруппированы, и поэтому раскладка клавиатуры имеет тенденцию приводить к слегка громоздкой аппликатуре. Однако на них можно играть репертуар, написанный для фортепиано.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Шэн» . Британская энциклопедия .
  2. ^ «Кроссаунд, «Гармонь» » .
  3. ^ Миссин, Пэт. «Вестерн Фри Рид Инструментс» .
  4. ^ Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN  978-0739111222 .
  5. ^ Витцлебен, Дж. Лоуренс (1995). Музыка «Шелк и бамбук» в Шанхае: традиция инструментального ансамбля Цзяннань Сычжу . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета, стр. 42
  6. ^ «Звук Шэн никогда не заканчивается» . Фестиваль китайской музыки в Чжуцяне, 2019 г. | Дует ветер и музыка движется | 6–7 июля (на китайском языке (Тайвань)). Проверено в 2020 г. 05-04 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7333b577fc9d7289d3ea18c1e24400c5__1701957120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/c5/7333b577fc9d7289d3ea18c1e24400c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheng (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)