Сё (инструмент)
шо в музее замка Гифу | |
Деревянные духовые инструменты | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 34534 (сё японский инструмент) |
Связанные инструменты | |


Сё произошедший ( 笙 ) — японский музыкальный инструмент со свободной тростью, от китайского шэн . [ 1 ] эпохи династии Тан , которая была завезена в Японию в период Нара (710–794 гг. н. э.), хотя сё , как правило, меньше по размеру, чем его современные родственники шэн. Он состоит из 17 тонких бамбуковых трубок, каждая из которых снабжена в основании неметаллической тростью. Две трубы молчат, хотя исследования показывают, что они использовались в некоторых музыкальных произведениях периода Хэйан . Предполагается, что, хотя трубы бесшумны, они были сохранены как часть инструмента, чтобы сохранить симметричную форму. [ 2 ]
Говорят, что звук инструмента имитирует зов феникса , и именно по этой причине сохранены две тихие трубы сё — как эстетический элемент, образующий два симметричных «крыла». Подобно китайскому шэну , трубы тщательно настраиваются с помощью капли густого смолистого воска, содержащего мелкую свинцовую дробь. Поскольку влага (дыхания), собранная в трубах сё , препятствует его звучанию, можно увидеть, как исполнители разогревают инструмент над небольшой угольной жаровней или электрической горелкой, когда они не играют. Инструмент издает звук при вдохе или выдохе игрока, что позволяет играть непрерывно в течение длительного времени. Сё — один из трёх основных деревянных духовых инструментов, используемых в гагаку , императорской придворной музыке Японии. Традиционная техника игры в гагаку предполагает использование групп тонов, называемых айтакэ ( 合竹 ), которые постепенно переходят от одного к другому, обеспечивая аккомпанемент мелодии.
Сё большего размера, называемый у (происходит от китайского ю ), не получил широкого распространения, хотя некоторые исполнители, такие как Хироми Ёсида и Ко Исикава, начали возрождать его в конце 20 века.
В современной музыке
[ редактировать ]Сё впервые был использован в качестве сольного инструмента для современной музыки японской исполнительницей Маюми Мията . Мията и другие игроки сё , специализирующиеся на современной музыке, используют специально сконструированные инструменты, в которых бесшумные трубы заменены трубами, которые воспроизводят ноты, недоступные на более традиционных инструментах, что дает более широкий диапазон высоты звука.
Начиная с середины 20 века ряд японских композиторов создавали произведения для этого инструмента как соло, так и в сочетании с другими японскими и западными инструментами. Наиболее известными среди них являются Тоши Итиянаги , Тору Такемицу , Такаси Ёсимацу , Джо Кондо , Маки Исии , Джоджи Юаса , Тосио Хосокава и Минору Мики .
Американский композитор Джон Кейдж (1912–1992) написал для Мияты несколько числовых пьес незадолго до своей смерти, после встречи с ней во время летних курсов в Дармштадте в 1990 году . [ 3 ] Среди других известных современных исполнителей, многие из которых также сочиняют для сё и других инструментов, - Хидеаки Бунно (Япония), Тамами Тоно (Япония), Хироми Ёсида (Япония), Ко Исикава (Япония), Реми Миура (Япония), Наоюки Манабе. (Япония), Наоми Сато (Голландия), Алессандра Урсо (США), Рэнди Рейн-Ройш (Канада) и Сара Пиблс (Канада). Пиблз широко использовал сё в импровизационном, сочиненном и электроакустическом контекстах, включая музыкальный альбом с фоторепортажем, посвященным инструменту («Delicate Paths – Music for Shō», Unsounds 2014). Среди других известных композиторов 20-го века, которые также изучали этот инструмент в Японии, - Бенджамин Бриттен и Алан Ховханесс , последний из которых написал для этого инструмента два произведения. Немецкий композитор-авангардист Гельмут Лахенманн использовал сё в кульминации своей оперы Das Mädchen mit den Schwefelhölzern . Отомо Ёсихидэ , японский музыкант-импровизатор-экспериментатор, использует сё в некоторых своих произведениях.
Инструмент был представлен широкой аудитории немецким музыкантом Стефаном Микусом (в его альбомах Implosions , Life и Ocean ) и исландской певицей и автором песен Бьорк , которая использовала его в качестве основного инструмента в трёх песнях, исполненных Миятой для альбома саундтреков. на «Рисование сдержанности 9» , фильм ее бывшего бойфренда Мэтью Барни о японской культуре и китобойном промысле . Композитор Ваче Шарафян (1966, Армения) использовал сё в своей композиции «Моя высокая луна», партитура для пяти восточных и восьми западных инструментов, премьера которой состоялась в 2007 году ансамблем «Атлас» в амстердамском Muziekgebouw aan 't IJ .
На МКС ее сыграл Коичи Ваката . [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Сё | Японский | Ранний период Токугава | Метрополитен» . Метрополитен-музей . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Мур, Кеннет, Дж (2015). Музыкальные инструменты: основные моменты Метрополитен-музея . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаскинс, Роб (октябрь 2004 г.). «Необычайное банальность: музыка Кейджа для Сё, скрипки и раковин» . Роб Хаскинс. Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Шкипер МКС играет в космосе в шо» . Джапан Таймс . 4 мая 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарфиас, Роберт (1975). Музыка тысячи осеней: стиль японской придворной музыки Тогаку . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-01977-6 . OCLC 2001499 .
- FT Piggot, Музыка японцев в: Азиатское общество Японии (1891 г.). Труды Азиатского общества Японии . Азиатское общество Японии. стр 301–305 . . Проверено 15 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Jaroslaw Kapuscinski - Gagaku Orchestration mp3 youtube com Стэнфордский университет / CCRMA (2010–2013 гг.)
- История инструментов со свободным язычком в классической музыке - История и образец звука
- Интегрированный медиа-сайт «Resonating Bodies» — изображения и информация о тростях сё, методах его настройки, материалах и исторических связях с медоносными пчелами (см. «О сё», внизу страницы «Аудиопреобразования». Автор: Сара Пиблс)
- Сочинение для сё — информация об инструментах, расширенных техниках и обозначениях.