Ортотонофоний
![]() Ортотонофониум 1914 года в Музее музыкальных инструментов Лейпцигского университета. | |
Классификация | Аэрофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 |
Изобретатель(и) | Артур фон Эттинген |
Развитый | 1914 |
Связанные инструменты | |
Фисгармония , язычковый орган |
Ортотонофониум похожий - это аэрофон со свободной язычком, на фисгармонию с 72 (иногда 53) клавишами на октаву, на котором можно играть все диатонические , интервалы и аккорды используя только интонацию . Прибор был создан в 1914 году немецким физиком Артуром фон Эттингеном для продвижения своей теории гармонического дуализма (теперь известной как риманова теория) .
Этимология
[ редактировать ]Слово «ортотонофоний» представляет собой смесь греческих слов ορθος — правильный, τονος — тон и φωνή — звук .
Фон
[ редактировать ]Концепция настоящих интонационных клавишных инструментов восходит к 16 веку, благодаря работам итальянских музыковедов Джозеффо Зарлино и Никола Вичентино . Зарлино пытался воспроизвести единую темперацию во всех тональностях одного инструмента, без необходимости его перенастройки. С этой целью Зарлино создал инструмент под названием Archicembalo , в котором использовалось 19 тонов равной темперации . В инструменте использовались два мануала и тридцать шесть клавиш на октаву.
Около 1850 года американский изобретатель Генри Уорд Пул создал энгармонический орган , который не требовал замены пальцев при смене нот. [ 1 ] В 1863 году Перронет Томпсон построил орган с 65 клавишами на октаву, на котором можно было играть с чистой интонацией в 21 мажорной и минорной клавише . [ 2 ] Немецкий физик Герман фон Гельмгольц также экспериментировал на эту тему в этот период, используя свой собственный инструмент – Рейнгармониум. [ 3 ]
Немецкий физик Артур фон Эттинген заинтересовался микротональной настройкой в 1870-х годах, позже разработав идею фисгармонии с 72 или 53 клавишами, с помощью которой практически любой аккорд использует терции , кварты и квинты . Первый ортотонофониум был построен в 1914 году немецким производителем инструментов Шидмайером. [ 4 ] [ 5 ]
Функциональность
[ редактировать ]При игре в равном темпераменте неизбежны пифагорейской удары из-за запятой . Этой помехи можно избежать, играя на ортотонофонии, поскольку высоту тона чистые можно выбрать такую, чтобы воспроизводились только . интервалы Это достигается за счет использования другой системы настройки — 72ТЕТ . В отличие от фортепиано, где на октаву всего двенадцать клавиш, на ортотонофонии игрок может выбирать несколько тонов на тон. Это устраняет энгармоники , поскольку, например, G♯ можно изменить на несколько центов выше, чем A ♭.

Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Трауготт Гольдбах: Артур фон Эттинген и его ортотонофоний в контексте , в: Ежегодник Государственного института музыкальных исследований, Прусское культурное наследие / Государственный институт музыкальных исследований Берлина, стр. 192–227, том 2008/2009, Майнц (2009).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Генри Уорд Пул: Клавиатура для органов, патент США, номер 73753, 28 января 1868 г.
- ^ Перронет Томпсон: Принципы и практика справедливой интонации, проиллюстрировано на энгармоническом органе, 7-е издание, Лондон (1863)
- ^ «Гельмгольц (1896): Теория тональных ощущений - Приложение XVIII - Применение чистых интервалов в пении» . Psychology.lw.uni-leipzig.de . Проверено 26 октября 2022 г.
- ↑ Ортотонофониум (Музей музыкальных инструментов) в Deutsche Digitale Bibliothek (Немецкая цифровая библиотека), получено 9 сентября 2014 г.
- ^ Клаус Гернхардт, Хуберт Хенкель, Винфрид Шраммек: Органные инструменты, фисгармонии, каталог, Том 6, Музей музыкальных инструментов Университета Карла Маркса, Немецкое музыкальное издательство, Лейпциг (1983); Описание ортотонофония в Музее музыкальных инструментов Лейпцигского университета.