Jump to content

Архцембал

Репродукция архичембало

Archicembalo ɛ / ɑːr k i ˈ ɛ m b əl / (или arcicembalo , / ɑːr i ˈ m b əl ) — музыкальный инструмент , / описанный Никола Вичентино в 1555 году. Это был клавесин, построенный со многими дополнительными клавиши и струны, позволяющие экспериментировать с микротональностью и просто интонацией .

Строительство

[ редактировать ]

У архичембало было два руководства, но в отличие от обычного клавесина эти две клавиатуры использовались для обеспечения дополнительной высоты звука, а не для тембральной разницы. Оба руководства содержали все обычные белые и черные клавиши, но, кроме того, каждая черная клавиша была разделена на две части, чтобы можно было различать диез и бемоль . В нижнее руководство также входили черные клавиши между B и C, а также между E и F. Всего в любой октаве было доступно 36 клавиш, каждая из которых была настроена на разную высоту звука, как показано на схеме нижнего руководства . [1]

Схема настройки архичембало в центах.

Вичентино рассматривал две системы настройки арчицембало:

  1. Самым важным было расширенное четверть- запятая, означающее темперацию , — которая, учитывая такой широкий диапазон квинт, становится почти точно системой из 31 равного деления октавы (см. 31 равная темперация ). Это происходит потому, что после цикла из 31 квинты с четверть-запятой 32-я высота очень близка к высоте, которая уже существует в системе. Таким образом, пять из 36 возможностей Висентино стали в этой системе практически лишними. Он предложил вместо этого настроить эти пять устройств вторым способом, описанным ниже.
  2. Висентино предложил альтернативную настройку, в которой верхняя клавиатура была настроена на четверть запятой выше, чем нижняя, что позволяло играть чистые квинты, играя аккорды в руководствах, давая ограниченную систему триадической простой интонации . Эта настройка по-прежнему допускает модуляцию широкого диапазона тональностей, но не полностью круговым образом, как в случае с первой настройкой, описанной выше, и по-прежнему модулирует только среднюю темперированную квинту, а не чистую квинту.

Наблюдение о том, что расширенная четверть запятой означает темперамент, почти точно приближающийся к 31 равному, было признано Гюйгенсом в 1661 году и опубликовано в 1691 году. Он говорит, что после этого открытия он нашел более раннее упоминание об этой идее в отчете Салинаса о 31-тональном итальянском инструменте. клавиатура, предположительно архичембало Вичентино. [2]

В описании Висентино своей первой настройки есть некоторые загадочные утверждения, если понимать ее как 31 равную. Он говорит, что мажорная треть от C до E становится ближе к чистой, если в ней используется немного более низкая нота C на передней клавиатуре и немного более высокая нота E на задней клавиатуре. Это озадачивает, потому что в чистом 31 равном все основные трети уже должны были быть почти точно чистыми. Анализ этого вопроса, проведенный Каролем Бергером, предполагает, что он, возможно, на самом деле использовал несколько неравную настройку для своей расширенной системы средних значений, варьирующуюся, возможно, от 0,2 запятой меньше, чем чистая, до 1/3 на запятой больше чистого. [3] [4]

Использование

[ редактировать ]

Вичентино использовал свое архичембало, чтобы проверить свои собственные теории настройки и реализовать более малоизвестные древнегреческие роды , которыми пренебрегали на протяжении веков. Помимо своих экспериментов, он нашел его очень полезным для аккомпанемента вокалистам и инструменталистам, поскольку он был способен справляться с тонкими интонационными различиями, присущими музыкальной практике, так, как раньше не умел ни один клавишный инструмент.

Для композиторов того времени архичембало сделало возможной полную свободу модуляции , не жертвуя при этом чистотой только третей средней темперации, как в случае с 12-тоновой равнотемперированной темпераментом . Этим воспользовались те, кто научился на ней играть, например Луццаско Луццаски . Современные композиторы какое-то время писали вокальную музыку в очень хроматическом стиле, но именно такие инструменты, как арчицембало, позволили им исследовать инструментальные возможности хроматизма с чистотой интонации.

Орфография и произношение

[ редактировать ]

Вичентино назвал свой инструмент арчичембало. [5] с возможной ссылкой на греческий префикс ἀρχι- , что означает «главный, главный» (как в слове архитектор ). [6] Защитник Вичентино Эрколе Боттригари в своем «Иль Дезидерио» (1599) также использовал написание «архичембало». [7] В большинстве современной английской лексики тот же инструмент называется arcicembalo (однако без объяснения этого неверного написания), [8] в то время как другие используют написание Висентино, [9] или предложите оба в качестве альтернативы. [10] В английском переводе трактата предпочтение отдается написанию «archicembalo». [11] Немецкие музыкальные словари постоянно дают слово «архичембало». [12] а также крупнейшая итальянская энциклопедия музыки Рикорди . [13] Немецкий ученый Манфред Кордес , который посвятил книгу музыкальной системе Вичентино, перестроил исторический инструмент и сделал с его помощью набор «живых» аудиозаписей, на протяжении всей своей книги дает архичембало . [14] Другой немецкий ученый в своей статье отдает предпочтение «arcicembalo», одновременно указывая, что сам Вичентино использовал приставку arci- в другом месте для описания органа со схожими функциями, называемого «arciorgano», и что в итальянском языке нет провести четкое различие между этими двумя формами. [15]

Clavemusicum omnitonum (Вито Трасунтино, Венеция, 1606 г.) - Болонья, Международный музей и музыкальная библиотека.

Выживший архичембали

[ редактировать ]

От эпохи Возрождения сохранился только один клавишный инструмент, использующий его систему 31 нота-октава: «Clavemusicum Omnitonum Modulis Diatonicis Cromaticis et Enarmonicis», [16] построенный мастером клавесина Вито Трасунтино из Венеции (1526 – после 1606) в 1606 году и предназначенный для воспроизведения диатонических, хроматических и энгармонических мелодий ( модулей ). Он выставлен в Международном музее и музыкальной библиотеке в Болонье. Clavemusicum сопровождается устройством настройки под названием TRECTA CORDO, которое ясно показывает неравномерное деление октавы с обычной темперацией среднего тона для первого ряда верхних клавиш с C#, Eb, F#, G# и Bb.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Casimiri II 173 раскладная музыка 28 NB.23. Альтернативные объекты выставки. Выставка Библиотеки Конгресса Ватикана
  2. ^ Коэн, ХФ (11 ноября 2013 г.). Количественная оценка музыки: наука о музыке на первом этапе научной революции 1580–1650 гг . Springer Science & Business Media. п. 222. ИСБН  978-94-015-7686-4 .
  3. ^ Бергер, Кароль (1980). «Теории хроматической и энгармонической музыки в Италии конца XVI века - хроматические системы (или несистемы) от Вичентино до Монтеверди» . История старинной музыки . UMI Research Press. В тех же рядах, [в] которых играют идеальные квинты, можно найти и мажорные терции, более совершенные, чем те, которые мы используем. [переведено]
  4. ^ Линдли, Марк (1990). «Исторический обзор средних тонов темперамента до 1620 года» . Ранний журнал клавиатуры . 8 . Часто говорят, что Никола Вичентино разделил октаву на 31 равную часть на своих архичембало и арчиоргано. Это сомнительно. Заявление сделано в отношении первого из двух строев, которые он предписал для своего архичембало в 1555 году. Это правда, что 31-е деление фактически соответствует 1/4-запятой, означающей темперацию (большие трети различаются менее чем на цент), и Висентино сказал, что части его первой настройки соответствовали обычной практике хороших мастеров. Однако он также сказал, что некоторые из мажорных терций в его другой настройке были «настроены более точно, чем те, которые мы используем», и это вряд ли совместимо с прочтением, которое требовало бы, чтобы мажорные терции в первой настройке были практически настроены. чистый. Сторонники этого прочтения были вынуждены сказать, что «часть системы Вичентино, кажется, не имеет смысла» и что его собственные микротональные композиции полны ошибок. Тем не менее, первую настройку Висентино можно считать нестандартным вариантом. 1 4 -запятая означала темперамент, поскольку его 31 «диэза» (так он их называл) должна была в среднем составлять 1/31 октавы, и он сказал, что «на каждой клавише [клавиатуры] нет недостатка в созвучии». [ нужна страница ]
  5. ^ В L'antica mvsica, сведенном к современной практике (Рим, 1555 г.): наш инструмент, называемый Archicembalo (f.11v), в трактате пятой книги об инструменте, названном мной Archicembalo (f.16v), как он это «Наш Арчицембало» (ф.17v). Более аутентичные записи об «архичембало» см. в оцифрованной версии трактата Вичентино в Thesaurus musicarum italicarum. Архивировано 9 сентября 2005 г. в Wayback Machine .
  6. ^ Как в статье «Архицембало (итал. Erzchembalo)», найденной в Riemann Musiklexikon . 12-е исправленное издание. Сахтейл. Майнц, 1967, С.49;
  7. ^ Боттригари, Il Desire .
  8. ^ Как, например, в статье «Арчицембало, арциоргано» в: Гарвардский музыкальный словарь . Второе издание переработанное и дополненное Вилли Апелем . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1969, стр.48 (и во всех более поздних переизданиях); Оксфордский компаньон по музыке , изд. Элисон Лэтэм. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002, стр.58; в Генри В. Кауфманне и Роберте Л. Кендрике, «Никола Висентино», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers, 2001. Доступно на сайте www.oxfordmusiconline.com; Лоренцо Бьянкони. «Джезуальдо, Карло, принц Венозы, граф Конза», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001; и Сибил Маркузе, Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1975, стр.80.
  9. ^ Эдмонд Стрейнчампс, «Луццаски, Луццаско», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001; Генри В. Кауфманн, «Больше о настройке арчицембало», Журнал Американского музыковедческого общества 23 (1970), стр. 84–94.
  10. ^ Эдвин М. Рипин. «Арчицембало [архичембало]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001.
  11. ^ Древняя музыка, адаптированная к современной практике . Перевод с введением и примечаниями Марии Рики Маниатес . Под редакцией Клода В. Палиски . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 1996 (многочисленные статьи об использовании [английского] слова «archicembalo» в этой книге см. В указателе на стр. 475).
  12. ^ (1) «Музыка в прошлом и настоящем». Общая энциклопедия музыки . Том3. Кассель: Bärenreiter-Verlag, 1954, Sp.415 и др. (2) - Riemann MusikLexikon . 2-е полностью переработанное издание. фактическая часть. Майнц, 1967, стр.49; ib. , личная часть ЛЗ. Майнц, 1961, стр.849; (3)-Музыкальный лексикон Брокгауза Римана . Том 1. Майнц: Шотт; Мюнхен: Пайпер, 1995, стр.51; (4) Питер Нидермюллер, «Вичентино». В: Музыка в прошлом и настоящем . Общая энциклопедия музыки. 2-е изд. Раздел «Лица». Том 16. Кассель, Базель, 2006 г., стр. 1540–1543.
  13. ^ Энциклопедия музыки Рикорди . Том 1 Милан: Риццоли Эдиторе, 1972, стр. 115–116; Том 2. Милан: Риццоли Эдиторе, 1972, стр.122; Том 6. Милан: Риццоли Эдиторе, 1972, стр.318.
  14. ^ Кордес, М. Никола Висентинос Энгармоник. Музыка с 31 звуком . Грац, 2007 г. Содержит компакт-диск с полными музыкальными примерами «энгармонического» рода, найденными в трактате Вичентино.
  15. ^ Фолькер Риппе, «Никола Вичентино - его тоновая система и его инструменты. Попытка объяснения», Die Musikforschung 34 (1981), стр. 393–412. Цитирование на стр. 397–398; см. также Dizionario Garzanti della lingua italiana , Милан: Garzanti Editore, 1963, статьи «archi-» и «arci-».
  16. ^ «См. оригинальную надпись на» (JPG) . Болоньявелкоме.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
  • Алвес, Билл, «Система справедливой интонации Николы Вичентино», 1/1: Журнал сети Just Intonation Network 5, № 2 (весна 1989 г.), стр. 8–13. Билл Алвес - Справедливая система интонации Николы Вичентино
  • Кауфманн, Генри В., «Больше о настройке арчицембало», Журнал Американского музыковедческого общества 23 (весна 1970 г.), стр.-84–94.
  • Пио, Стефано, мастера скрипки и лютни из Венеции 1490–1630 / Liuteria Veneziana 1490–1630 , английский перевод Марины Де Марки и Роберта Шона. Венеция: Венецианские исследования, 2011. ISBN   9788897039617 . www.veniceresearch.com
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d0e741d4141f6c70f49b4cc1784bbb3__1704707640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/b3/7d0e741d4141f6c70f49b4cc1784bbb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archicembalo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)