Лаунеддас
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | аэрофон с одним язычком |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.211.2 (инструмент с одной язычком, цилиндрическим отверстием и отверстиями для пальцев) |
Связанные инструменты | |
аргул , бульбан , кларнет , диплика , дили туидук , дозале , сифте , миджвиз , пилили , сипси , заммара, зуммара |
Лаунеддас сардинский (также называемый тройным кларнетом ) — традиционный сардинским деревянный духовой инструмент , состоящий из трех трубок, каждая из которых имеет идиоглота одинарную трость . Это полифонический инструмент: одна из труб работает как гул , а две другие воспроизводят мелодию в терциях и шестых долях. [1]
Предшественники лаунедд встречаются по всей Северной Африке и на Ближнем Востоке . В 2700 году до нашей эры египетские тростниковые трубки первоначально назывались « мемет »; [1] во времена Древнего Египта (2778–2723 гг. до н. э.) меметы изображались на рельефах семи гробниц в Саккаре , шести гробниц в Гизе и пирамид царицы Хенткаус . [2]
Сардинские лаунедды сами по себе являются древним инструментом, возникшим по крайней мере в восьмом веке до нашей эры. [3] о чем свидетельствует во времена нурагической цивилизации итифаллическая бронзовая статуэтка, найденная в Иттири . На лаунеддах до сих пор играют во время религиозных церемоний и танцев ( су баллу на сардинском языке ). [4] Примечательно, что в них используются обширные вариации нескольких мелодических фраз, а одно произведение может длиться более часа, создавая одни из «самых элементарных и резонансных (звуков) в европейской музыке». [4]
- Крупный план камыша лаунеддаса
- Разнообразие лаунеддас
- Сардинец в традиционной одежде играет на лаунедде.
Описание
[ редактировать ]Лаунедда используются для исполнения музыки сложного стиля с помощью кругового дыхания , что привлекло международное внимание, особенно Эфизио Мелис , Антонио Лара , Диониджи Бурранка и Луиджи Лай . Мелис и Лара были крупнейшими звездами золотого века лаунеддаса 1930-х годов, и каждая обучала своему стилю таких учеников, как Аурелиу Порку из Лары . [5]
Лаунеддас состоит из трёх тростниковых трубок, двух пятидырочных певчих разной длины и одного дрона . В них играют, используя круговое дыхание. [5]
С конца 20 века лаунедды также использовались в нетрадиционных контекстах. В 1990 году американский джазовый саксофонист Дэйв Либман выпустил компакт-диск The Blessing of the Old. Long Sound , где он сотрудничает с игроками лаунеддас Альберто Мариани, Карло Мариани и Диониджи Бурранка. Компакт-диск был записан в Милане в ноябре 1989 года. В 1996 году британский играющий в стиле фри-джаз саксофонист, Эван Паркер, выпустил двойной компакт-диск в сотрудничестве с Карло Мариани и другими мировыми музыкантами под названием Synergetics—Phonomanie III , который был записан в Ульрихсберге , Австрия , в сентябре 1993 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кролл, О. (1968). Кларнет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Taplinger Publishing Company.
- ^ Райс, Арканзас (1992). Барочный кларнет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Суриан, Алессо. «Теноры и тарантеллы». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 189–201. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 . Суриан называет лаунедды очень древними, они появляются на вотивных статуях VIII века до нашей эры.
- ^ Jump up to: а б Суриан, с. 190
- ^ Jump up to: а б «Франко Мелис». Интернет-журнал «Музыкальные традиции». Доступ к URL осуществлен 26 августа 2005 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ф.В. Бенцон, Лаунеддас. Сардинский народный музыкальный инструмент (2 тома Acta Musicologica Danica n°1) , Академик Форлаг, Копенгаген, 1969.
- П. Меркурио, Культура Лаунеддаса. Кабрас. Звуки маэстро Джованни Касу , Солинас, Нуоро, 2011.
- Ф. В. Бенцон, Лаунеддас , Кальяри, 2002 г. ISBN 88-88998-00-4 .
- Ф. В. Бенцон, Лаунеддас, сардинский народный музыкальный инструмент , Dansk Musik-tidsskrift, Копенгаген, май 1961 г., № 1. 3, стр. 97–105.
- Бернар Лорта-Джейкоб (1982). «Теория и бриколаж: темперамент Аттилио Каннарджиу», Ежегодник традиционной музыки , Vol. 14, стр. 45–54.
- П. Меркурио, Объект Всемирного наследия Лаунеддас. Инструмент сардинской музыкальной идентичности , серия «Этномузыка и образование», Милан, 2015 г. ISBN 9786050345346
- Эфисио Мелис и Антонио Лара – Лаунеддас (2001), цитируется по Роберту Эндрюсу (2007). Путеводитель по Сардинии , с. 335. Издание 3-е. ISBN 1-84353-741-9 .
Прослушивание
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sonus de Canna , информация об истории, характеристиках, деталях конструкции, частично на итальянском языке.
- Triplepipe.net , информация об истории, изображения и MP3. образцы
- Все о лаунеддасе и сардинской музыке