Шведская народная музыка
Шведская народная музыка — жанр музыки, основанный в основном на фольклорных сборниках, возникший в начале 19 века в Швеции . [ 1 ] Основным инструментом шведской народной музыки является скрипка . Еще одним распространенным инструментом, уникальным для шведских традиций, является никельхарпа . Большая часть шведской инструментальной народной музыки — это танцевальная музыка ; фирменной музыкальной и танцевальной формой шведской народной музыки является польска . Вокальные и инструментальные традиции в Швеции исторически имели тенденцию иметь общие мелодии , хотя они исполнялись отдельно. [ 2 ] Начиная с возрождения народной музыки 1970-х годов вокалисты и инструменталисты также начали вместе выступать в народной музыки ансамблях .
История
[ редактировать ]История коллекции шведской народной музыки началась с образования организации под названием Готическое общество ( Götiska Förbundet ) в 1811 году, вскоре после создания Швеции как современной конституционной монархии в 1809 году. [ 3 ] Первая опубликованная транскрипция шведской народной мелодии появилась в их журнале «Идуна» в 1813 году. Члены Готического общества были в первую очередь заинтересованы в сборе самых старых материалов, которые они могли найти среди крестьян шведской деревни. [ 4 ] Коллекции XIX века во многом следовали этой модели; музыка обычно аранжировалась для исполнения людьми, чье основное образование было связано с художественной музыкой . [ 5 ]
В начале 1890-х годов первые «публичные» исполнения шведской народной музыки настоящими spelmän (народными музыкантами) состоялись в Скансене , стокгольмском музее под открытым небом шведской народной жизни . [ 6 ] Первый шведский конкурс спелманов был проведен в 1906 году, а первый национальный слет шведских спелменов - в 1910 году. [ 7 ] Со временем конкурсы начали угасать, и менее формальные собрания стали основным местом общения шведских народных музыкантов друг с другом. [ 8 ] го века по -прежнему оставалась преимущественно сольной традицией, а самыми известными исполнителями были виртуозные скрипачи из провинции Хельсингланд Инструментальная народная музыка в первой половине 20 - . [ 9 ]
В 1940-х годах были созданы первые спелманшлаги , или любительские фольклорные музыкальные коллективы, связанные прежде всего с музыкой Даларны . [ 10 ] Первый крупный проект по записи шведской народной музыки также был запущен в конце 1940-х годов. [ 11 ] Некоторые из самых популярных записей были о спелманшлаге в Даларне, а в 1950-е годы феномен спелманшлага распространился по всей стране. [ 12 ]
Начало возрождения народной музыки можно было увидеть уже в середине 1960-х годов. [ 13 ] под влиянием таких альбомов, как Яна Йоханссона ( Jazz på svenska «Джаз по-шведски»), выпущенных в 1962 (EP) и 1964 (LP). Движение набрало силу в 1970 году после Гердесфестена, шведского ответа Вудстоку . [ 14 ]
В других местах в 1960-х и 1970-х годах рок- и поп-музыканты начали адаптировать шведскую народную музыку в свои собственные композиции. Альбом Tages Studio 1967 года с вместе последующими синглами « There's a Blind Man Playin ' Fiddle in the Street » и « Fantasy Island » 1968 года были одними из первых рок-записей, сочетающих эти жанры. [ 15 ] [ 16 ]
С тех пор шведская народная музыка снова отошла в субкультурную нишу, но возрождение привело к ряду изменений. К ним относятся добавление ряда новых инструментов ( саксофон , флейта , бубен , гитара и мандола , и это лишь некоторые из них), а также некоторых возрожденных инструментов (например, шведской волынки , шарманки и härjedalspipa ). [ 17 ] Включение этих инструментов означало изобретение новых форм ансамблевой музыки (учитывая, что шведская народная музыка ранее была преимущественно сольной мелодической традицией). [ 18 ] Возрождение польского танца, начавшееся в начале 1980-х годов, означало новые контексты для исполнения музыки. Шведская народная музыка вошла в систему образования на всех уровнях; музыканты становятся все более опытными во все более молодом возрасте. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Список шведских народных музыкантов
- Спелман (музыка)
- Риксшпильман
- Команда игрока
- Польша (танец)
- Традиционная скандинавская танцевальная музыка
- Музыка Швеции
- Шведские средневековые баллады
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каминский 2005: 33-41.
- ^ Джерсилд 1976: 53-66.
- ^ «Новые течения имели свое первичное проявление в известном Готическом обществе , образованном в 1811 году... на фоне военного поражения Швеции против России в 1809 году [Новые течения имели свое первичное проявление в известном Готическом обществе , образовалась в 1811 году... на фоне военного поражения Швеции от России в 1809 году]» (Тернхаг 1980:49); «Первые публикации народной музыки [произошли] внутри Готического общества» (Иварсдоттер-Джонсон 1992:58).
- ^ «Они хотели показать «национальное достояние» «шведских народных песен древних времен»… старейшего из песенных жанров в Скандинавии [То, что они хотели показать, было «национальным достоянием» «шведских народных песен». песни древних времен... старейший из скандинавских песенных жанров]» (Иварсдоттер-Джонсон 1992:59).
- ^ Каминский 2005: 34-38.
- ^ «В этом контексте стокгольмцы впервые смогли услышать, как музыканты сами исполняют свою музыку в оригинале. Первый скрипач, Скельдс Андерс Хедблом из Лександа, появился еще в год инаугурации в 1891 году [В этом контексте Жители Стокгольма впервые смогли услышать, как музыканты сами играют свою музыку в ее первоначальном виде. Первый скрипач , Скёльдс Андерс Хедблом из Лександа , выступал уже в год инаугурации {Скансена}, в 1891 году" (Ивардсоттер-Джонсон и Рамстен). 1992:239-240).
- ^ «1906 - год первого конкурса спелманов [1906 - год первого конкурса спелманов]» (Roempke 1980: 264); «Национальный сбор спелеологов... в 1910 году... однако был чем-то совершенно новым в контексте [Национальный сбор спелеологов... в 1910 году... был чем-то совершенно новым в этом контексте]» (Roempke 1980:269) .
- ^ «Соревнования продолжались вплоть до Первой мировой войны, но с замедлением уже после Национального собрания скрипачей в Musikaliska Akademien и Skansen летом 1910 года.... Собрания позже начинают появляться параллельно с соревнованиями [Конкурсы продолжались вплоть до первой мировой войны, но с начавшимся упадком уже после сборов народных музыкантов в Музыкальной академии и Скансене летом 1910 года... Собрания стали возникать позднее параллельно с конкурсами]» (Рёмпке 1980: 269).
- ^ Ремпке 1980: 270.
- ^ «Но в 1940-х годах спелманшлак прорвался. Искрой, которая зажглась, стал спельманшлаг Ассоциации Дала.... В 1940 году образуется спельманшлаг Лександа, за ним последовали Ряттвик в 1944 году и Транстранд в 1945 году [Но в 1940-х годах спельманшлаг прорвался. Искрой стала Даларнская ассоциация спельманшлагов.... В 1940 году был сформирован спелманшлаг Лександа, за ним последовали Ряттвик в 1944 году и Транстранд в 1945 году]» (Roempke 1980:280-281).
- ^ "Как упоминалось выше, в 1948-49 годах по инициативе Улофа Форсена Radiotjänst начало сопровождать завершившийся на тот момент конкурс народной песни записями.... Для записи использовался 5-тонный записывающий автобус с техником и водителем. поездка в долину» [«Как упоминалось выше, в 1948–1949 годах Радиослужба по инициативе Улофа Форсена начала сопровождать завершившийся тогда конкурс народной песни записями.... Для поездки в Даларну Был использован 5-тонный записывающий автобус с техником и шофером» (Рамстен 1979:135).
- ^ Рамстен 1992: 71-72.
- ^ «Вклад Арнберга в коллекцию народной музыки... был предпосылкой новой волны народной музыки, которая была явно заметна уже в середине 60-х годов [Вклад Арнберга в коллекцию народной музыки... был предпосылкой для новой народной музыки». волна, которая была отчетливо заметна уже в середине 60-х годов]» (Линг 1980:40).
- ^ Рамстен 1992:79.
- ^ Локко, Андрес (30 мая 2014 г.). «Спорные тексты на легендарной пластинке сочетаются с тонами скандинавского фолка» . Svenska Dagbladet (на шведском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Олофссон, Ганс (1995). Stora Popboken - шведский рок и поп 1954–1969 (на шведском языке). Премиум издательство. стр. 260. ISBN 9-197-1894-48 .
- ^ Каминский 2005: 138-139, 141.
- ^ Каминский 2005: 143-144.
- ^ Каминский 2005: 67-68.
Ссылки
[ редактировать ]- Иварсдоттер-Йонссон, Анна (1992). «Открытие народной музыки». В «Музыке в Швеции III» под редакцией Лейфа Йонссона и Мартина Тегена, 53–70. Стокгольм: Фишер и Ко. (на шведском языке)
- Иварсдоттер-Йонссон, Анна и Марта Рамстен (1992). «Народная музыка как национальный и провинциальный символ». В «Музыке в Швеции III» под редакцией Лейфа Йонссона и Мартина Тегена, 237–250. Стокгольм: Фишер и Ко. (на шведском языке)
- Йерсилд, Маргарета (1976). «О соотношении вокала и инструмента в шведской народной музыке. Шведский журнал музыкальных исследований 58 (2): 53-66. (на шведском языке)
- Каминский, Дэвид (2005). «Скрытые традиции: концептуализация шведской народной музыки в двадцать первом веке». доктор философии Диссертация, Гарвардский университет.
- Линг, Ян (1980). «Вверх, братья, вокруг знамени просвещения: К истории и идеологии народной музыки». В Folkmusikboken под редакцией Яна Линга и др., 44–65. Стокгольм: Призма: 11-43. (на шведском языке)
- Рамстен, Марта (1979). «Sveriges Radio, Мэттс Арнберг, и Folkmusiken». Фатабурен 1979: 127–158. (на шведском языке)
- Рамстен, Марта (1992). Реверберация: шведская народная музыка в переменах 1950-1980 гг . Стокгольм: Шведский визовый архив. (на шведском языке)
- Ремпке, Уилл (1980). «Новый год шведской народной музыки: о движении скрипачей». В Folkmusikboken под редакцией Яна Линга и др., 263–296. Стокгольм: Призма. (на шведском языке)
- Тернхаг, Гуннар (1980). «Чтобы сохранить драгоценные остатки музыки древних времен: «Об истоках народной музыки». В Folkmusikboken под редакцией Яна Линга и др., 44–65. Стокгольм: Призма. (на шведском языке)