Гейтишское общество

Общество Геатиш ( Götiska Förbundet , также Готический союз , Готическая лига ) было создано рядом шведских поэтов и писателей в 1811 году как общественный клуб литературных исследований среди учёных Швеции . [ 1 ] с целью поднятия нравственного тонуса общества через созерцание скандинавской древности. Общество было официально распущено в 1844 году и бездействовало более 10 лет. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В контексте спорных дебатов о пригодности скандинавской мифологии в качестве предметов высокого искусства, в которых сильное неоклассическое образование в северных академиях, как шведских, так и датских, создало мощные предубеждения в пользу библейских и классических предметов, члены Götiska Förbundet стремился возродить дух викингов и связанные с этим вопросы. Когда в 1800 году Копенгагенский университет объявил дебаты предметом конкурса, датский романтик Адам Готтлоб Оленшлегер высказался в пользу скандинавской мифологии . Он не только был местным, но и потому, что он не стал избитым и характерным для направления национализма североевропейского романтизма , поскольку считался морально превосходящим греческую мифологию . В 1817 году Фёрбундет объявил конкурс скульптур на скандинавские темы.
Клуб издавал журнал « Идуна» , в котором печатал много стихов и излагал свои взгляды, особенно в отношении изучения старой исландской литературы и истории. [ 1 ] Шведский антиквар Якоб Адлербет (1785–1844) был лидером этой организации и одним из ее самых активных членов. Он написал несколько эссе, которые были опубликованы в Идуне, включая переводы Эдды и саги о Ваулундуре . [ 3 ]
Члены организации много писали об асирах и других частях скандинавской мифологии . Исторические сочинения Олауса Рудбека также были возрождены и использованы для создания ярких образов. В их стихах, особенно в богатых иллюстрациях, настоящие скандинавские элементы смешивались, например, с элементами нордического бронзового века , англосаксонской эпохи и эпохи викингов , чтобы создать современную мифологию прошлого.
Среди наиболее известных членов были Эсайас Тегнер и Эрик Густав Гейер , редакторы журнала «Идуна» . Некоторые из их самых известных стихотворений были написаны под влиянием идей и чувств Геатского общества, в частности, « Сага о Фритьофсе» в форме эпического стиха и более короткое стихотворение «Скидбладнер» Тегнера, а также стихи Гейера «Викинген» и «Одалбонден» . Все они, по крайней мере частично, были опубликованы в «Идуне» . Другими известными участниками были Арвид Афцелиус , редактор новаторской антологии шведских народных песен, Svenska visor från forntiden , лирический поэт Карл Август Никандер , шведский педагог Пер Хенрик Линг и Густав Вильгельм Гумаэлиус (1789–1877), автор исторический роман «Торд Бонде» .
Члены общества много писали о викингах , часто в романтической манере, описывая в значительной степени героический и благородный древний народ. Члены Общества Геатиш иногда носили рогатые шлемы, что является источником мифа о том, что викинги носили такие шлемы. На самом деле нет никаких доказательств того, что они когда-либо это делали.
В 1844 году, после смерти Якоба Адлербета и роспуска Общества, часть библиотеки, накопленной Götiska förbundet , вместе с ее архивом была передана библиотеке Шведской королевской академии литературы, истории и древностей ( Vitterhetsakademiens bibliotek). ); там материалы хранятся в специальных коллекциях. [ 4 ]
Мифология и образы этого движения были также очень популярны в Германской империи , где подобные общества были частью « фёлькишского движения ». В следующем столетии аналогичные темы будут подняты в нацистской Германии . В какой-то степени они и по сей день остаются популярными среди неонацистов . Идеологически, кажется, нет очевидной связи, за исключением общих опасений, связанных с сентиментально-патриотическим интересом к этническому фольклору , местной истории и антиурбанизму «возвращения к земле», которые являются общим местом национального романтизма , используемого в качестве критики современного городского индустриализма и его дегенеративное воздействие; однако образы викингов отсылают к представлениям о первозданных германских племенах, не изменившихся ни в культурном, ни в расовом отношении в результате контакта с негерманскими племенами и культурами, такими как иудео-христианство . Таким образом, он представляет собой художественный идеал, который легко интерпретировать с точки зрения нацистских биологических, культурных и политических идеалов. Идеализированные викинги ассоциировались с воинственной мужественностью, противоречащей современным ценностям; таким образом, образы намекают на радикальный нацистский или пангерманский милитаризм. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Госс, Эдмунд (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 505.
- ^ Göthiska förbundet (скандинавская семейная книга)
- ^ Бенсон, Адольф Бернетт (1914) Древнескандинавский элемент в шведском романтизме (издательство Колумбийского университета)
- ↑ Специальные коллекции в Riksantikvarieaembetet. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Ахола, Йоонас; Лягушка (2014). «Приближение эпохи викингов в Финляндии». Фибула, Фабула, Факт: Эпоха викингов в Финляндии . Хельсинки: Финское литературное общество. стр. 23–25. ISBN 978-952-222-603-7 .
Источники
[ редактировать ]- Эта статья полностью или частично основана на материалах Nordisk familjebok , Adlerbeth, 2. Jakob 1904–1926.
Другие источники
[ редактировать ]- Молин, Торкель (2003) Мера правильного времени: готическая ассоциация, древние исследования и антикварный пейзаж (Факультет исторических исследований Умео, Университет Умео)
- Хэгг, Йоран (2003) История Швеции (Вальстрем и Видстранд)
- Алгулин, Ингемар (1989) История шведской литературы (Шведский институт) ISBN 91-520-0239-Х
- Тигерстедт, EN (1971) История шведской литературы (Solna: Tryckindustri AB)