Jump to content

Ключевая арфа

Ключевая арфа
Ключевая арфа играет
Струнный инструмент
Другие имена ключевая арфа
Датский : ключевая арфа
Финский : avainviulu («ключевая скрипка»).
Немецкий: Schlüsselfidel («кейвьель»)
Итальянский : viola a chiavi («альт с клавишами»).
Польский : fiddle klawiszowe («клавишная скрипка») [ 1 ]
Испанский : viola de teclas («скрипка с клавишами»).
Классификация Струнный смычковый инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.322–71
Изобретатель(и) Народный инструмент
Развитый 12 век
Связанные инструменты
Он был уничтожен
Сеть Nyckelharpa, инновационное распространение традиций музыки и изготовления инструментов, уходящих корнями в Швецию.
Страна Швеция
Ссылка 01976
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2023 г. (18-я сессия)
Список Надлежащая практика обеспечения безопасности

Родом из Швеции, никельхарпа ( Шведский: [ˈnʏ̂kːɛlˌharːpa] , множественное число nyckelharpor ), что означает «скрипка с клавишами» или «арфа с ключами». ( букв. ) , представляет собой смычковый хордофон , похожий по внешнему виду на скрипку или скрипку , но большего размера (в его более ранних формах, по существу, модифицированная виэль ), в котором используются касательные, приводимые в действие клавишами, вдоль грифа для изменения высоты звука во время игры, очень похоже на шарманку . Клавиши скользят под струнами, при этом касательные расположены перпендикулярно клавишам и достигают над струнами. При нажатии клавиши касательная прижимается к соответствующей струне, как лад , сокращая длину вибрации до этой точки и изменяя высоту струны. [ 2 ] [ 3 ] В основном в нее играют под мышкой, подвешивая к плечу на перевязи , с луком в свисающей руке.

Происхождение инструмента неизвестно, но его историческая точка опоры и современное развитие в Швеции гораздо шире, чем в других странах. Многие из ранних исторических изображений инструмента найдены в Швеции, самое раннее из возможных изображений найдено на рельефе, расположенном на церковном портале 14 века. Хотя исторически никельхарпа не был слишком распространенным инструментом в Швеции (условно говоря), скрипка затмила ее в использовании среди спелманов (исполнителей шведской народной музыки ), никельхарпа стала популярным народным инструментом в шведской провинции Уппланд в 17 веке, впоследствии что привело к его популяризации и распространению по всей Швеции в последующие столетия. К 19 веку он стал «прекрасным» инструментом, на котором играли на концертах в Стокгольме . [ 4 ] и к началу 20 века она стала архетипическим инструментом наряду со скрипкой в ​​шведской народной музыке. Сегодня многие считают его типичным национальным инструментом Швеции. [ 5 ] Самая старая сохранившаяся никельхарпа датируется 1526 годом и является частью коллекции Цорна в муниципалитете Мора, Швеция . [ 4 ]

Помимо Швеции, ранние изображения никельхарпора также можно найти в Дании, Германии и Италии, а также в других европейских странах. Самый ранний из них найден на 1408 года фреске Таддео ди Бартоло в часовне Палаццо Публико в Сиене , Италия, на которой изображен ангел, играющий на «альте с клавишами». и им подобные предприняли попытку Недавно мастера воссоздать эти старые изображения Никельхарпора, что сродни реконструктивной археологии . [ 6 ] но также и новые инструменты, основанные на концепции никельхарпы смычкового инструмента. [ 7 ]

Уличный артист Григор Чукалексей объясняет и играет никельхарпу в Таллинне . [ 8 ]

Победитель конкурса песни Евровидение 1995 года норвежская песня "Nocturne" (Secret Garden Group) использовала этот инструмент в своем исполнении. [ 9 ]

1000–1200 (первые инструменты)

[ редактировать ]
Каменный рельеф органиструма , одного из первых струнных инструментов с клавишами.

Разработка струнных инструментов с клавишами, по-видимому, началась в эпоху высокого средневековья , с таких инструментов, как органиструм, на котором играют дуэтом ( шарманная лира ), начиная с конца 900-х или начала 1000-х годов . Они были популярны в Юго-Западной Европе и в конечном итоге превратились в сольную « симфонию »-шарманку во Франции или Испании в 1200-х годах с диатоническими касательными. В какой-то момент, похоже, секция «шарманки» с ключами была интегрирована в смычковый струнный инструмент , в результате чего появилась первая скрипка с ключами или протоникельарпа. Неясно, где этот инструмент впервые появился, но распространение шарманок и смычковых струнных инструментов в Европе в позднем средневековье позволяет предположить, что этот инструмент был изобретен независимо несколькими людьми.

1300–1500-е годы (первые виеллы с ключами)

[ редактировать ]
Портальный рельеф, возможно, изображающий игроков на никельхарпе, ок. 1350 г. , церковь Келлунге , Готланд , Швеция.

Самое раннее из известных по внешнему виду изображений никельхарпора, точнее «ключевого виелла », можно найти в рельефе на одном из порталов церкви Келлунге , расположенной на шведском острове Готланд . На нем, датированном примерно 1350 годом, изображены два музыканта со смычковыми инструментами, подозрительно похожими на никельхарпор, с ящиками для ключей (крышка над струнами), похожими на шарманку. Однако рельеф со временем размыт и поврежден, что затрудняет подтверждение того, что это никельхарпор. [ 10 ] [ 11 ]

Ангел с фиолетовыми ключами («ключи»), часовня Палаццо Публико , Сиена , Италия. Фреска Таддео ди Бартоло , 1408 год.

Самое раннее подтвержденное изображение никельхарпы встречается на итальянской церковной картине, найденной в Сиене , Италия, датируемой 1408 годом. На ней изображен ангел, играющий на никельхарпе, похожей на виеллу (распространенный мотив никельхарпы того периода), с пятью ключами и ящиком для ключей наверху. струны.

На протяжении 15 века все больше изображений никельхарпора начинают появляться на церковных росписях, особенно в шведских и датских церквях, таких как церковь Эммислов , где есть картина музыканта никельхарпа, датируемая 1450–1475 годами. [ 12 ] Другие включают церковь Тольфта в Швеции, где есть две картины ангелов, играющих в никельхарпу, датируемые ок. 1460–1525 гг . Интересно, что на большинстве, если не на всех, шведских изображениях никельхарпы на церковных росписях отсутствуют ящики для ключей. [ 12 ] Ранние датские изображения никельхарпы, например, найденные в церкви Ринкебю, датируются ок. 1560, во всех есть ящики для ключей. [ 12 ]

Самое раннее известное зарегистрированное название никельхарпора можно найти в раннем немецком музыкальном словаре (нем. Musiklexikon ) Мартина Агриколы , датируемом 1529 годом. Там оно называется Schlüsselfidel («key vielle»). [ 12 ] На соответствующем изображении изображен ящик для ключей на приборе. [ 12 ]

1600–1800-е годы (раннее современное время)

[ редактировать ]
Ключевая скрипка (внизу справа), показанная в Михаила Преториуса » «Syntagma Musicum , 1619 г.

Немецкий термин Schlüsselfidel упоминается в Theatrum Instrumentorum , известном произведении, написанном в 1620 году немецким органистом Михаэлем Преториусом (1571–1621). В то время никельхарпа не была слишком распространенным инструментом в Швеции, скрипка затмевала ее в использовании в шведской народной музыке .

Однако, начиная с начала 17 века, никельхарпа закрепилась как популярный народный инструмент среди спелманов (исполнителей шведской народной музыки ) в шведской провинции Уппланд , которая в последующие столетия стала оплотом музыки никельхарпы, включая музыкантов. как Бисс-Калле [ sv ] (Карл Эрссон Бёсса, 1783–1847) из Эльвкарлебю . [ 11 ] Из Уппланда популяризация инструмента распространилась на соседние провинции и, в конечном итоге, на всю Швецию. К 19 веку он стал «прекрасным» инструментом, на котором стали играть на концертах в Стокгольме . [ 4 ]

1900-е годы – и далее (современный период)

[ редактировать ]
Хроматическая арфа Августа Болина (1877–1949).

Популяризация никельхарпы продолжалась, и к началу 20 века она стала архетипическим инструментом шведской народной музыки, эквивалентным скрипке. С этого момента инструмент претерпит множество изменений, которые сделают его более современным инструментом для современной аудитории.

Эрик Сальстрём (1912–1986) в 1967 году, играет никельхарпу.

Изменения, внесенные Августом Болином (1877–1949) в 1929/1930 годах, сделали никельхарпу хроматическим инструментом с прямым смычком , что сделало ее более похожей на скрипку, а не на инструмент Бурдона . [ 11 ] Композитор, исполнитель и создатель никельхарпора Эрик Сальстрём (1912–1986) использовал этот новый инструмент и помог вновь популяризировать его в середине 20 века. [ 11 ] Несмотря на это, популярность никельхарпы падала до возрождения ее корней в 1960-х годах . [ нужна ссылка ]

В 1960-х и 1970-х годах популярность никельхарпы возродилась: такие известные артисты, как Марко Амброзини (Италия и Германия), Стуре Сальстрем, Гилле, Питер Пума Хедлунд и Нильс Нордстрем, включили никельхарпу как в старинную , так и в современную музыку . Постоянное совершенствование инструмента также способствовало росту его популярности: такие производители инструментов, как Жан-Клод Конди и Аннетт Осанн, привнесли инновации в смычок и корпус. [ 13 ]

В 1990-х годах никельхарпа была признана одним из инструментов, доступных для изучения на отделении народной музыки Королевского музыкального колледжа в Стокгольме ( Kungliga Musikhögskolan ). Он также был заметной частью нескольких групп возрождения во второй половине века, включая трио Väsen , более современную группу Hedningarna , финскую группу народной музыки Hyperborea и шведские группы народной музыки Dråm и Nordman . Он также использовался в нескандинавских музыкальных контекстах, например, испанской певицей Аной Алькайде , английской певицей и мультиинструменталисткой Анной Тэм и Сандрой Шмитт из Storm Seeker, пиратской метал- группы из Германии. [ нужна ссылка ]

Первый Всемирный день ключевой арфы [ 14 ] произошло 26 апреля 2020 года, как раз в тот момент, когда мир был заблокирован. Все мероприятия проходили онлайн в виде прямых трансляций или предварительно записанных видеороликов на Youtube. Теперь это ежегодное мероприятие проводится в ближайшее к 26 апреля воскресенье – в день рождения великого игрока на никельхарпе Бисс-Калле . Мероприятие координирует британско-шведская игрокка в никельхарпе Вики Свон. [ 15 ] [ 16 ]

Английский композитор Натали Холт использовала никельхарпу для фоновой музыки к Disney+ сериалу «Локи» 2021 года. [ 17 ]

Реконструктивная археология

[ редактировать ]
-Harpa (Официальное музыкальное видео) Эмилио Вильяльба - Siena-Harpa (Официальное музыкальное видео) Эмилио Вильяльба - Siena

В 21 веке среди энтузиастов растет интерес к возрождению ранних исторических образцов никельхарпы. Это привело к бесчисленным воссозданиям сохранившихся исторических копий, таких как морахарпа и эссехарпа. [ 18 ] среди прочего, но также и стремление воссоздать узоры никельхарпы, которые можно найти только на исторических картинах, таких как та, что изображена в Сиене , Италия. Подобные проекты можно рассматривать как реконструктивную археологию , хотя репродукции не всегда являются 1–1 клонами того, что изображено на старых картинах.

Никельхарпа, изображенная в Сиене, Италия, получила название viola a chiavi di Siena (по-итальянски «Сиенская альт с клавишами») или для краткости просто Сиена-Харпа (также называемая Sienaharpa ), что связано со шведской темой именования («Сиенская арфа»). "), и такая реконструкция была произведена в рамках международного исследовательского проекта примерно в 2020 году, построенного профессиональным мастером Александром Пильцем, опытным производителем никельхарпора, работающим в Лейпциге , Германия. [ 6 ] Популяризация итальянского дизайна побудила в последние годы других мастеров также создать репродукции изображения. [ 1 ]

Традиционный метод игры

На никельхарпе обычно играют с ремнем на шее, стабилизированным правой рукой. Дидье Франсуа , скрипач и никельарфист из Бельгии, известен тем, что использовал необычную игровую позу, держа никельхарпу вертикально перед грудью. Это обеспечивает более широкий диапазон движений для обеих рук. Это также влияет на тон и звучание инструмента.

Некоторые музыканты могут использовать кронштейн для скрипки, чтобы держать никельхарпу подальше от тела, чтобы она могла свободно раскачиваться, заставляя ее звучать более «открыто», поскольку ее резонанс не затухает. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]

Сегодня производится несколько вариантов никельхарпы, на которых играют, они различаются количеством и расположением клавиш, количеством и расположением струн, а также общей формой корпуса. Их можно разделить на типы «с резонансными струнами» и типы «без резонансных струн». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Существует также множество производных, которые принадлежат к « семейству смычковых хордофонов с клавишами », но их не обязательно следует классифицировать как никельхарпор. [ 7 ]

Перечисленные ниже типы относятся к шведским/скандинавским типам как к «вариантам», а другие типы называются «производными».

Варианты с резонансными струнами

[ редактировать ]
Хроматическая никельхарпа с бантом на белом фоне

Наиболее распространенные виды никельхарпора отличаются наличием резонансных струн. Их можно разделить на несколько подвариантов, но основными являются следующие четыре варианта: [ 21 ] [ 22 ]

  • Кроматиск никельхарпа арфа с хроматическими клавишами») - наиболее распространенный тип никельхарпы. Трехрядная так называемая «хроматическая никельхарпа» с мелодическими струнами, настроенными A1 – C1 – G, гудением C (от самой высокой до самой нижней струны), к которому прикасаются лишь изредка, и 12 резонансными струнами (по одной на каждый шаг). хроматической гаммы).
  • Контрабашарпа («контрабасовая арфа») - наиболее популярна в 17-18 веках. Обычно верхняя часть имеет высокую арку, а в нижней части есть два звуковых отверстия овальной формы, называемые оксогоном . Название «Контрабашарпа» относится не к тому, что высота звука немного глубже, чем у стандартной никельхарпы (это не так), а к непрерывной гудящей струне , которая всегда резонирует ниже мелодических струн во время обычной игры. Две мелодические струны расположены по обе стороны от гудящей струны, так что мелодии можно воспроизводить как двойные остановки между одной мелодической струной и открытой гудящей струной, при этом две мелодические струны никогда не сталкиваются.
  • Сильвербашарпа («арфа с серебряной основой») - наиболее популярная в 19 и начале 20 веков, названная так из-за басовых струн, которые традиционно наматываются серебром. Это непосредственный предшественник современной никельхарпы, и конфигурация струн идентична, однако она сохраняет старую верхнюю часть с более выраженной аркой, а также два оксёгона . Основное отличие состоит в том, что только две верхние струны остановлены, а это означает, что нижние струны C и G не могут воспроизводить другие ноты, и поэтому почти весь его репертуар находится в тональности C. Кроме того, некоторые серебряные басарпоры могут быть диатоническими и не хроматическая, и некоторые клавиши могут останавливать обе мелодические строки одновременно. [ 23 ]
  • Октавхарпа («октавная арфа») - изобретена Леннартом и Йоханом Хединами в 1996 году. По сути, это современная трехрядная никельхарпа, настроенная на октаву ниже, почти идентичная виолончели. Это самый низкий вариант никельхарпы.

Резонансные струны, или симпатические струны , которые были добавлены к инструменту во 2-й половине 16 века, не смыкаются напрямую, а резонируют с другими струнами. Их может быть от шести до двенадцати, в зависимости от конструкции и тональности инструмента. Некоторые современные никельхарпы изготавливаются с четырьмя или даже пятью рядами ключей, однако они не были достаточно популярны, чтобы заменить трехрядную никельхарпу в качестве стандарта.

Варианты без резонансных струн

[ редактировать ]

Помимо распространенных вариантов с резонансными струнами, существует множество конструкций никельхарп без них. Некоторые из примеров включают в себя:

Морахарпа, датированная 1526 годом, в коллекциях Цорна , муниципалитет Мора, Швеция.
  • Морахарпа («арфа Мора») — наиболее распространенная производная никельхарпы, основанная на уникальной никельхарпе, найденной в шведском городе муниципалитета Мора, Швеция , датируемой 1526 годом (хотя предположительно она относится к концу 17 века). Эта конструкция имеет прямой мост, одну мелодическую струну, две гудящие струны и один ряд клавиш, а корпус напоминает лютню .
  • Esseharpa ( по-шведски «арфа Эссе») или ähtävän harppu ( по-фински «арфа Ähtävä») — финско- фенно-шведское производное от nyckelharpa, основанное на примерах nyckelharpa из бывшего фенно-шведского муниципалитета Эссе ( фин . Ähtävä ) в финском регионе Остроботния ( швед . Österbotten ). Он небольшой, конусообразный, с четырьмя (иногда тремя) струнами и одним рядом из десяти-пятнадцати клавиш. [ 19 ] [ 18 ]
  • Вефсенхарпа («арфа Вефсн») — норвежская производная никельхарпа, основанная на образцах никельхарпы из норвежского муниципалитета Вефсн ( швед . Vefsen ) в графстве Нордланд . Похож на Эссехарпу, но с загнутым внутрь телом. [ 19 ]

Производные

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • наводчик Ахбек; Стрелок Фределиус. «Различные типологии никельхарпы, типологии и терминологии вкратце ( Различные типологии никельхарпы, типологии и терминологии вкратце . nyckelharpansforum.net (на шведском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2003 г. Проверено 26 июня 2023 г.
  • Гуннар Альбек; Гуннар Фределиус. «Ключевая типология арфы» (на шведском языке). nyckelharpansforum.net . Проверено 26 июня 2023 г.
  • «История Никельхарпы» .
  • «Ключевая арфа – Олов Йоханссон» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «клавиатурная скрипка» . lucjankosciolek.wixsite.com (на польском языке) . Проверено 1 мая 2023 г. Реконструкция инструмента по фреске в Палаццо Публико в Сиене, Италия, написанной Таддео ди Бартоло в 1408 году. Инструмент-сопрано со скрипичной гаммой в первой позиции.
  2. ^ Тернхаг, Гуннар; Бострем, Матиас. «Распространение никельхарпы - этнические и неэтнические пути» . СТМ-Онлайн том. 2 (1999) . Проверено 25 декабря 2018 г.
  3. ^ «Краткая история Никельхарпы» . nyckelharpa.org . Проверено 1 мая 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Ключевая арфа как национальный инструмент» . riksdagen.se . Проверено 1 мая 2023 г.
  5. ^ «Национальные инструменты Швеции» . Folkways.si.edu . Проверено 13 сентября 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Проект «Сиена-Харпа»» . marcoambrosini.eu . Проверено 1 мая 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Виола д'амур с клавишами» . nyckelharpa.be . Проверено 1 мая 2023 г.
  8. ^ Таллиннский уличный художник и его оригинальный инструмент (8 августа 2023 г.) . Проверено 11 мая 2024 г. - через www.youtube.com.
  9. ^ Ноктюрн-Secret Garden-Норвегия 1995-Песни Евровидения с живым оркестром . Проверено 11 мая 2024 г. - через www.youtube.com.
  10. ^ Брашерс, Барт. «Краткая история Никельхарпы» . Американская ассоциация Никельхарпы . Проверено 25 декабря 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Ласк, Джон (28 сентября 2006 г.). Приблизительный путеводитель по мировой музыке Vol. 1: Африка и Ближний Восток . Грубые гиды. п. 299 . ISBN  978-1-85828-635-8 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и "история-никельхарпы_пер-ульф-аллмо-де.pdf" (PDF) . nyckelharpa.eu (на немецком языке) . Проверено 26 июня 2023 г.
  13. ^ «История Никльхарпы» . www.nyckelharpa.org . Проверено 13 сентября 2022 г.
  14. ^ «Всемирный день Никельхарпы – воскресенье, 23 апреля 2023 г.» .
  15. ^ «Эффект Никельхарпы – обучение Никельхарпы в виртуальном и реальном мире» .
  16. ^ «2020 – Всемирный день никельхарпы» . Проверено 15 сентября 2022 г.
  17. ^ Берлингейм, Джон (01 июля 2021 г.). «Странная, тревожная музыка Локи : композитор Натали Холт раскрывает саундтрек к сериалу Marvel» . Разнообразие . Проверено 15 сентября 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Музыкальные инструменты» . kansanmusiikinmatkassa.blogspot.com (на финском языке) . Проверено 26 июня 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Гуннар Альбек; Гуннар Фределиус. «Различные типологии никельхарпы, типологии и терминологии вкратце ( Различные типологии никельхарпы, типологии и терминологии вкратце . nyckelharpansforum.net (на шведском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2003 г. Проверено 26 июня 2023 г.
  20. ^ Гуннар Альбек; Гуннар Фределиус. «Ключевая типология арфы» (на шведском языке). nyckelharpansforum.net . Проверено 26 июня 2023 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б «История Никельхарпы» .
  22. ^ Перейти обратно: а б «Ключевая арфа – Олов Йоханссон» .
  23. ^ «Никельхарпа» . nyckelharpansforum.net . Проверено 13 сентября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01478acd95858e0c2dd3e87f5dec3031__1717409820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/31/01478acd95858e0c2dd3e87f5dec3031.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nyckelharpa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)