Чалга
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
Чалга | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1960-е, Болгария |
Чалга ( болгарский : чалга ; часто называемый поп-фолком , сокращением от «популярный фолк» или этно-попом, сокращением от «этнической поп-музыки») [2] [3] — болгарский жанр поп-фолк -музыки. , вдохновленный фолком Чалга или поп-фолк — это, по сути, жанр танцевальной музыки . [4] с смесью болгарской музыки (жанр болгарского этно-попа) [5] а также основные влияния греческого , турецкого и арабского языков , а также американского хип-хопа .
Этимология
[ редактировать ]Название Чалга происходит от турецкого слова Çalgı , что означает «музыкальный инструмент». [6]
История
[ редактировать ]Хотя она зародилась параллельно с бывшим югославским (ныне сербским) турбофолком в 60-х и 70-х годах, нынешняя музыка Чалги появилась только в 1989 году, с крахом коммунистического правления. Люди начали радоваться тому, что исчезли ограничения на то, что слушать, и Чалга взлетел. Были критики, которые жаловались, что Чалга - это только коррупция, легкие деньги и неизбирательный секс, но многие простые люди приняли ее из-за своей новой свободы как альтернативу чиновничеству. [7]
На Балканах народные традиции претерпели процесс модернизации. В Греции есть сходство с Лайко греческой музыкой . Восточная музыка византийской традиции в истории стала очень близка к ранней болгарской музыке Чалги.
В Турции была разработана музыка в стиле арабески с аналогичными «популярными» элементами, включающая элементы турецкой музыки и тексты и больше смешивающая ее с арабскими влияниями из-за религиозного, а иногда и культурного сходства, причем арабески становятся все более популярными с 1960-х годов и в настоящее время занимают свое место в Турции. Турецкая музыка.
Находясь в Народной Республике Болгарии , Чалга была запрещена правящими коммунистическими правительствами. [8] Тодор Живков , последний коммунистический лидер Болгарии, в 1980-х годах занял более националистическую позицию, считая музыкальную традицию Чалги уступающей музыке чисто славянских корней. Чалга часто сопровождала провокационный танец, трясущий бедрами, а иногда и непристойные сексуальные тексты, поэтому это также считалось неуместным с моральной точки зрения. , хотя и не был одобрен в Болгарии и не транслировался на официальных радиостанциях, По сравнению с этим, аналогичный Turbofolk , оказавший влияние на Chalga в соседней СФР Югославии был встречен меньшими ограничениями со стороны официальных югославских СМИ.
1990-е и далее: всплеск популярности
[ редактировать ]В 1989 году, когда пал коммунизм, ограничения на трансляцию Чалги или поп-фолк-музыки были сняты. Новое поколение музыкантов переняло этот жанр и привлекло всеобщее внимание, исполняя запрещенные ранее смелые и откровенно сексуальные песни. Поп-фолк также проник в средства массовой информации, опубликовав ряд противоречивых и сенсационных репортажей. Хотя ее все еще считали «дегенеративной» и «низкоуровневой» музыкой, в следующее десятилетие ей удалось завоевать популярность. В первые годы возникновения Чалги на мелодии повлияла арабская, турецкая, цыганская и греческая народная музыка с участием таких инструментов, как зурна, кларнет, аккордеон и бузуки. Ранние поп-фолк-дивы и «короли», такие как Тони Дачева и Бони-певцы Kristal Orchestra — Глория , Вальдес, Радо Шишарката и Сашо Роман, открыли путь восставшим звездам, таким как Сашка Васева, Дези Слава , Ивана, Камелия. , Рени, Экстра Нина, Цветелина, Весела, Йоро Любимеца. Хотя некоторым из них удалось добиться успеха всего за несколько лет, многие звезды ранних лет поп-фолка стали иконами этого жанра. Несколько студий звукозаписи, таких как Payner Music и ARA Music, каждую неделю стабильно выпускали треки на специализированных телеканалах.
К 2000-м годам популярность Чалги значительно возросла, в гораздо большей степени по сравнению с соседними популярными традициями сербского турбо-фолка или греческого лайко . Процессы либерализации в стране позволили жанру Чалга открыто бороться с более провокационными проявлениями секса, денег, а также ненормативной лексикой в целом, схожей по отношению к рэпу или хип-хоп клипам . Начало XXI века породило звезду Азиса на болгарской музыкальной сцене. Его провокационные публичные проявления наготы и гомосексуализма, а также более вульгарные тексты некоторых его песен и яркая одежда сыграли большую роль в спорной популяризации этого жанра на международном уровне как типичной болгарской музыки. Его шокирующее публичное поведение и заявления, наряду с его бесспорным музыкальным талантом, повысили его известность, и многие считают его королем жанра Чалга. Однако постоянная конкуренция между певцами за внимание средств массовой информации и использование демонстраций секса, алкоголя, денег и использования ненормативной лексики привели к тому, что у общественности сложилось негативное отношение к этому жанру. Конкретным примером позорного стремления к коммерческому успеху является включение в песню гимна болгарской армии.
Другие конкурирующие стили пытались создать фьюжн, используя элементы Чалги в рэпе и хип-хопе , представленные такими артистами и группами, как Ustata , такими исполнителями, как Dope Reach Squad и Mangasarian Bros.
Сегодня звукозаписывающие компании Pop-folk сотрудничают с различными партнерами, в основном из других балканских стран, поддаваясь популярным мировым тенденциям RnB и хип-хопа, а также танцевальной , техно , хаус , трэп-музыки и даже дабстепа , даба , EDM и драм-н-бэйс , что сделало этот вид музыки более популярным за рубежом.
С 2015 года: падение популярности
[ редактировать ]Примерно с 2015 года популярность Чалги снижается в пользу поп-музыки, основанной на болгарской народной музыке. Известные певицы этой новой волны болгарского поп-фолка включают Райну , Розицу Пейчеву [1] и Румяну Попову [2] . Также растет популярность болгарского трэп-фолка, примером чего является певица Боряна Васильева , которая часто работает с трэп-музыки исполнителем DJ 89 .
Критика
[ редактировать ]Чалга стала популярной в « танцевальных клубах ориентированных на Чалгу Чалги» и пабах и барах, . Большинство клубов Чалги или поп-фолк-клубов называются «дискотека» (дискотека). Клубы Чалги иногда являются самыми загруженными местами в Софии и туристическими местами. Но этот очевидный успех и рост популярности вызвали большие споры о Чалге и ее быстрое распространение, а также привели к некоторым музыкальным и лингвистическим исследованиям, критическому изучению и горячим общественным дискуссиям по этому поводу. [9]
Сторонники Чалги часто заявляют, что Чалга или Поп-фолк — это новая болгарская народная музыка. [ нужна ссылка ] но критики неубедительно утверждают, что он не имеет связи с какими-либо местными музыкальными традициями и что его происхождение в основном ближневосточное. [10] Индустрия Чалги продвигает Чалгу как имеющую болгарские корни среди местного населения и туристов. [11] причем последний принял это как новый подход к балканской поп-музыке.
Чалгу часто критикуют за «безвкусицу», «распущенность нравов», [12] его так называемое «отключение от болгарской музыкальной традиции» (т.е. ее ближневосточные, арабские, арабесковые корни) и откровенно сексуальные тексты. Кроме того, индустрию Чалги критиковали за «эксплуатацию женщин и унижение их достоинства посредством сексизма». [ нужна ссылка ]
В музыкальных клипах Чалги часто изображен богатый мужчина, который тратит деньги на беспорядочных женщин и намекает, что они участвуют в неизбирательных половых актах.
Заведения Чалги в значительной степени критикуются за отсутствие регулирования входа несовершеннолетних и за неспособность защитить своих клиентов от сексуального насилия путем поощрения сексуальных контактов. Площадки Чалги также не регулируют распространение запрещенных наркотиков и связаны с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков. Некоторые артисты, исполнители и музыканты избегают индустрии Чалги, поскольку она подрывает музыкальное творчество, поощряя шаблонную и предсказуемую музыку, плагиат и непристойные тексты. [13]
Кроме того, многие критики Чалги утверждают, что этот жанр создан преимущественно для цыганского меньшинства .
) в Болгарии существует долгое, интенсивное и очень враждебное соперничество Между фанатами Чалги (или «чалгаджи»/ «чалгари» (последний иногда используется как уничижительный термин)) и поклонниками хэви-метала (или металлистами из-за жанра и их соответствующие субкультурные различия. Болгарские металлисты склонны выступать против Чалги из-за ее «этнической отсталости», доказывая, что «капитализм - это всего лишь еще одна модернистская ложь». [14]
Тексты песен и музыкальные клипы
[ редактировать ]Тексты и музыкальные клипы современной «Чалги» или поп-фолка имеют в подавляющем большинстве либеральное сексуальное содержание . Тексты и/или тексты песен, хотя и исполняются в основном на болгарском языке, могут быть взаимозаменяемы на многих языках, а болгарская чалга или болгарский поп-фолк были предметом каверов на нескольких языках. Но даже в болгарской Чалге, иногда особенно в дуэте с иностранным певцом, тексты песен Чалги действительно содержат смесь многих языков – болгарский часто смешивается с некоторыми текстами на [15] сербский , албанский , турецкий , цыганский , греческий , румынский , арабский [16] [17] [18] и совсем недавно с текстами на английском , русском , французском , испанском , итальянском и немецком языках .
Благодаря своей привлекательности и благодаря болгарским музыкальным телеканалам, таким как Balkanika TV , Fan TV и Planeta TV , Чалга стала популярной в других балканских странах, особенно в Северной Македонии , Греции , Румынии , Албании , Сербии , Косово , Черногории , Боснии и Герцеговине . Турции и, в меньшей степени, в постсоветских странах России , Украины , Молдовы , Грузии , Армении и Азербайджана .
Популярные певцы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Византийская музыка
- Арабески (турецкая музыка)
- Лайко
- Руки
- Скиладико
- Турбо люди
- Арабская поп-музыка
- Мизрахи музыка
- резать
- Чалгия
- Диско-поло
- Евродэнс
- Музыка Ливана
- Арабская музыка
Примечания
[ редактировать ]- ^ Общий термин, охватывающий Балканы; В данном случае болгарский и влияние греческой, сербской, хорватской, словенской, албанской, боснийской, македонской, черногорской, румынской, турецкой и индийской музыки.
- ^ Стателова, Розмари. (2003) Семь смертных грехов. София: «Просвета — София» АД, ISBN 954-01-1536-1
- ^ Димов, Венцислав. (2001) Этнопоп-бум. София: «Болгарское музыковедение», ISBN 978-954-8307-14-7
- ^ Балканская народная культура и Османская ойкумена , с. 144
популярной музыки, на следующих страницах я сосредоточусь на самом популярном жанре - чалге. На сегодняшнем Балканском полуострове чалга — это общее название новой танцевальной музыки, представляющей собой сложную смесь различных музыкальных стилей и традиций.
- ^ Музыка на Балканах , с. 669, в Google Книгах.
- ^ Самоориентация в Юго-Восточной Европе , с. 54, в Google Книгах
- ^ "КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ЧАЛГИНСКОЙ МУЗЫКИ" . www.vagabond.bg . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ↑ Reuters объявило Болгарию поп-фолк республикой. Webcafe.bg, Reuters, БГНЕС 25.06.2010 ( Архив)
- ^ Милена Друмева (en). «Новый фолк: Феномен чалги в современном болгарском фолке» (PDF) . Sfu.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2022 года . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ В Болгарии скандал. Mediapool.bg., 14 февраля 2013 г. ( Архив)
- ^ "Анализи | Бетовен, Шилер и чалга" . Dnevnik.bg. 2012-10-15. Archived from the original on June 27, 2022 . Retrieved 2012-10-22 .
- ^ "Вестник "Култура", бр.4, 2 февруари 2001 г" . Online.bg. Archived from the original on 2012-03-09 . Retrieved 2012-10-22 .
- ^ Ирина Иванова, Спорный поп-фолк правит танцполами Болгарии. Рейтер; 24 июня 2010 года .
- ^ «Little-Big» - Чалга-поп и металл ( Архив)
- ^ «Камелия и Сакис Кукос - Ты хочешь вернуться (музыкальное видео)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 мая 2014 г.
- ^ "Цветелина Янева ft. Rida Al Abdullah - Count Me (Музыкальное видео)" . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 мая 2014 г.
- ^ «Эмилия при участии Нидала Кайсара - Love And Tenderness (музыкальное видео)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
- ^ "Преслава при участии Рашида Аль Рашида - Molish me (музыкальное видео)" . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 мая 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Феномен чалги в современном болгарском фолке Милены Друмевой
- Клэр Леви, «Кто такой «Другой» на Балканах?» в «Музыкальной идентичности популярной культуры» , Родопи, 2002, с. 215
- Семь смертных грехов. К антропологии этнопоп-музыки, Розмари Стателова, ISBN 954-01-1536-1 (на болгарском языке ) (перевод названия: Семь смертных грехов чалги. К антропологии этномузыки, Розмари Стателова )