Они-йе
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2015 г. ) |
Они-йе | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Начало 1960-х годов, Западная и Южная Европа. |
Производные формы | |
Региональные сцены | |
| |
Другие темы | |
Йе-йе ( Французский: [хе-хе] ) или выберите [ 1 ] ( Испанский: [ɟʝeˈʝe] ) — стиль поп-музыки, возникший в Западной и Южной Европе в начале 1960-х годов. Французский термин йе-йе произошел от английского «да! да!», популяризированного британскими группами бит-музыки, такими как «Битлз» . [ 2 ] Стиль распространился по всему миру в результате успеха таких деятелей, как французские певицы и авторы песен Сильви Вартан , Серж Генсбур и Франсуаза Арди . [ 3 ] Йе-йе была особой формой контркультуры , черпавшей большую часть вдохновения из британского и американского рок-н-ролла . Дополнительные стилистические элементы песенной композиции йе-йе включают барокко, экзотику, поп, джаз и французский шансон . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Движение йе-йе зародилось в радиопрограмме Salut les copains (в вольном переводе как «привет, товарищи» или «привет, приятели»), созданной Жаном Фридманом и ведущей Даниэля Филипакки и Фрэнка Тено . [ 5 ] который впервые вышел в эфир в декабре 1959 года. Фраза « Salut les copains » восходит к названию песни 1957 года Жильбера Беко и Пьера Деланоэ , которые сами мало уважали музыку йе-йе, которую обычно включали в радиошоу. Программа имела немедленный успех, и один из ее разделов, «L e chouchou de la semaine » («Любимая этой недели»), стал отправной точкой для большинства йе-йе певцов . Любая песня, представленная как шушу, сразу попадала на верхние места чартов. Феномен Salut les copains продолжился появлением одноименного журнала , который впервые был опубликован в 1962 году во Франции, а вскоре после этого последовали выпуски на немецком, испанском и итальянском языках («Ciao Amici»). [ 6 ]
«Радио практиковали настоящий ажиотаж, гораздо больший, чем сегодня. Нас, певцов, было гораздо меньше, чем сегодня – и радио было меньше. Это тоже был период расцвета Salut les copains , и пресса играла крайне важную роль. роль, она могла продвигать новичков. Я помню, как очень быстро оказался на первой полосе Paris Match , не будучи очень известным и не делая для этого ничего особенного. В 1960-х годах мы уже видели это; В то же время мода приобрела значительное значение, которого она никогда раньше не имела. Такие певцы, как я, стали эмблемами моды, помимо шансона , что помогло сохранить известность».
— Франсуаза Арди , Телерама , 2012. [ 7 ]
Франсуаза Арди выступила на Мирей Артюш « Le Petit Conservatoire de la chanson» телешоу в феврале 1962 года (за год до того, как «Битлз» записали « She Loves You »), исполнив « La fille avec toi », которая началась с «Да, да, да». . После того, как она закончила, Хартуч заметил слова «yé yé» и спросил ее, что они означают. [ 8 ] Этот термин был популяризирован Эдгаром Мореном в статье в журнале Le Monde в июле 1963 года . [ 9 ]
Эй-эй, девочки!
[ редактировать ]

Музыка йе-йе была в основном континентальным европейским явлением, и в ней обычно участвовали молодые певицы. Франс Галль , например, было всего шестнадцать лет, когда она выпустила свой первый альбом, и семнадцать, когда она выиграла конкурс песни Евровидение (от Люксембурга ), исполняя песни. прототип песни жевательной резинки " Poupée de cire, poupée de son ". Еще одним более поздним хитом Галла стала « Laisse tomber les filles », кавер-версия которой к апрелю-марту под названием «Chick Habit» появилась в фильме Квентина Тарантино 2007 года «Доказательство смерти » .
В песнях йе-йе были невинные темы, такие как песня Франсуазы Арди « Tous les garçons et les filles » («Все парни и девушки моего возраста знают, каково это быть счастливым, но я одинок. Когда я узнаю, как это сделать?») как приятно иметь кого-то?»).
В то время во Франции был большой рынок потребления франкоязычных песен. В отличие от других европейских стран, таких как Западная Германия , французы были более склонны поддерживать артистов из своей страны, поющих на своем родном языке. [ 10 ] Некоторые из первых французских исполнителей, которые пробовали себя в рок-н-ролле и подобных жанрах, например Джонни Холлидей , признают, что они создавали имитацию англоязычной рок-музыки. [ 11 ] Йе-Йе помогла усвоить эту музыку уникальным, французским способом, и с популярностью Salut les copains публика начала видеть появление таких звезд, как Франс Галль.
Певцов сексуализировали в намеренно наивной манере. Композитор и певец и автор песен Серж Генсбур однажды назвал Галля французской Лолитой и, желая эксплуатировать ее невиновность, [ 12 ] сочинил для нее двусмысленную песню « Les sucettes » («Леденцы»): «Анни любит леденцы, анисовые леденцы, когда сладкая жидкость стекает по горлу Анни, она в раю». Текст песни откровенно фаллический, а в музыкальном клипе, по сути, изображена группа танцующих пенисов. [ 13 ] [ 14 ]
Сильви Вартан вышла замуж за рок-звезду Джонни Холлидея в 1965 году и гастролировала по Америке и Азии, но в душе она оставалась йе-йе, и уже в 1968 году она записала песню « Jolie poupée » («Pretty Doll») о девушке, которая сожалеет, что бросила куклу после того, как выросла.
Шейла изобразила образ воспитанной молодой девушки. Ее первым хитом стала « L'école est finie » («Школа окончена») в 1962 году.
В 1967 году певица-подросток Жаклин Тайеб получила награду «Лучший новичок» в Каннах на церемонии вручения наград Midem Awards за свой хит-сингл «7 Heures du Matin».
Среди других выдающихся певиц той эпохи - телезвезды-подростки Кристин Деларош , Жоселин , Зузу , Эви , Козетта (Доминик Козетт) и Анни Филипп . Появились некоторые женские группы, такие как Les Parisiennes, под влиянием таких групп, как Shangri-Las .
Хотя движение йе-йе зародилось во Франции, оно распространилось на Западную Европу. Итальянская певица Мина стала первой рок-н-ролльной певицей в своей стране в 1959 году. [ 15 ] В последующие несколько лет она перешла к женской поп-музыке среднего уровня . После скандальных отношений и беременности с женатым актером в 1963 году Мина превратила свой образ взрослой «плохой девчонки». [ 16 ] Пример ее стиля можно найти в тексте песни «Та-ра-та-та»: «То, как ты куришь, ты для меня неотразим, ты похож на настоящего мужчину». [ 17 ] Напротив, ее соотечественница Рита Павоне создала образ типичной девочки-подростка йе-йе; например, в текстах ее хита 1964 года "Cuore" жалуется, как любовь заставляет страдать главного героя.
В Италии волна йе-йе закончилась примерно в 1967 году, исчезнув с появлением британского блюз-рока, поп-музыки и психоделии. Певица парижского происхождения Катрин Спаак имела огромный успех в Италии благодаря стилю, очень близкому к стилю Франсуазы Арди. Среди других выдающихся итальянских девушек йе-йе - Мари Марабини, Кармен Виллани, Анна Идентичи и женские группы Le Amiche, Le Snobs и Sonia e le Sorelle.
Британская певица Сэнди Шоу записала песню «Puppet on a String» в 1967 году и выиграла конкурс песни «Евровидение» 1967 года , первый для Великобритании. [ 18 ]
В Испании музыка йе-йе сначала считалась несовместимой с католицизмом, в тогдашней франкистской Испании . Однако это не помешало распространению культуры йе-йе, хотя и несколько позже, чем в остальной Европе; В 1968 году испанская йе-йе Массиэль выиграла конкурс песни «Евровидение» с песней « La, la, la », а милая, наивная на вид певица Карина пользовалась успехом в качестве испанской королевы йе-йе со своими хитами « En un mundo nuevo » и «Эль-бауль-де-лос-рекуэрдос». В фильме 1965 года « Истории телевидения » Кончи Веласко персонаж , который соревнуется с девушкой йе-йе, поет La chica ye-ye («Девушка йе-йе»). Песня стала хитом, а Веласко часто вспоминают как, конечно, la chica yeyé .
Йе-йе стала очень популярной в Японии и положила начало Сибуя-кей и японской идол- музыке. Галл записал японскую версию «Poupée de cire, poupée de son». Фильм Cherchez l'idole с участием Джонни Холлидея вышел на японском DVD. Вокальная группа йе-йе Les Surfs появляется в фильме, исполняя свой хит "Ca n'a pas d'importance".
В конце 1970-х годов во Франции произошло краткое, но успешное возвращение йе-йе, распространившееся по чартам Западной Европы с такими исполнителями в стиле электро-поп, как Plastic Bertrand , Lio and Elli et Jacno и, в духе более жесткого рока - Ici Paris и Les Calamités (поджанр, названный лидером Les Wampas Дидье Вампасом «Йе-йе-панк»). В 1980 году у Лио было несколько хитов, самым известным из которых был " Amoureux Solitaires ". Этот новый бренд йе-йе, хотя и просуществовал недолго, отражал синтезаторное звучание, которое недавно появилось в музыке новой волны .
Поскольку на сцене йе-йе доминировали певицы, это движение иногда рассматривается как феминистское заявление, даже несмотря на то, что авторами песен были мужчины, а песни часто инфантильно изображали своих певцов (как обсуждалось ранее в этой статье). Тем не менее, вместо отчаянного и созависимого голоса часто изображалась веселая и кокетливая точка зрения. Например, песня Галла 1966 года «Baby Pop» демонстрирует игривое отношение к традиционному институту брака: «В брачную ночь будет слишком поздно сожалеть об этом». [ 19 ]
Да-да, мальчики
[ редактировать ]Хотя движение йе-йе возглавляли певицы, это не было исключительно женским движением. Вдохновители йе-йе (такие как Серж Генсбур , который написал несколько хитов для Франс Галль, Петула Кларк и Бриджит Бардо, но был значительно старше и имел джазовое прошлое) отличались от настоящих певцов йе-йе. Мишель Польнарефф , например, играл измученного, безнадежного любовника в таких песнях, как « Love Me Please Love Me », а Жак Дютрон утверждал, что соблазнил дочь Санта-Клауса в « La Fille du Père Noël ». Среди наиболее популярных певцов йе-йе среди мужчин был Клод Франсуа , известный такими песнями, как «Belles, Belles, Belles», французская адаптация песен Everly Brothers и Eddie Hodges «(Girls, Girls, Girls) Made to Любовь". В Португалии первые группы йе-йе появились в Коимбре в 1956 году, в первую очередь Os Babies под руководством Хосе Сида . [ 20 ] За ними последовали и другие португальские группы, в том числе Os Conchas, Os Ekos, Os Sheiks, Os Celtas, Conjunto Académico João Paulo, Os Demonios Negros и такие певцы, как Даниэль Баселар. [ 21 ]
Влияние йе-йе
[ редактировать ]
Движение йе-йе пользуется особой популярностью в музыкальном мире благодаря своим энергичным, запоминающимся ритмам и беззаботным текстам. В отличие от ограничивающих ограничений общества, йе-йе пропагандировало освежающую и бодрящую новизну и неизбежно способствовало своего рода сексуальному бунту, который во многом характеризовал 1960-е годы. Песня Далиды 1960 года «Itsi bitsi, petit bikini», ранее записанная как « Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini » Брайаном Хайландом , прекрасно иллюстрирует новообретенную беззаботность йе-йе и освобождение от ханжеских тем. Песня «...которая обозначает беспечное и недисциплинированное слушание». [ 23 ] рассказывает о девушке, которая боится показать свое бикини другим любителям пляжа, и представляет собой шокирующий аспект небрежного отношения к повышенной сексуальности, особенно для женщин, поскольку ранее бикини считалось скандальным. Точно так же йе-йе внесли свой вклад в создание молодежной культуры в послевоенной Франции, которая выражала определенную игривость и беззаботный взгляд на жизнь. Социолог и философ Эдгар Морен так прокомментировал рост и популярность музыки и культуры йе-йе, «...видя в безумных, синкопированных ритмах йе-йе одновременно коммодифицированную музыку... потребления для взрослых и праздничный, игривый гедонизм. .." [ 24 ]
Как и в любой послевоенной молодежной культуре, йе-йе выступала в качестве творческого выхода, который помог определить эпоху, а также идентичность Европы, особенно Франции. Архетип парижанки , источающий экзотическое очарование и притягательную привлекательность, во многом определялся влиянием многочисленных девушек йе-йе на сцене и оставил неизгладимый след в мире моды и стиля. «...эскапист, ироничный...» [ 25 ] грани йе-йе соблазнили тысячи слушателей, продвигая веселье и гламур, которые переплетались с сексуальной свободой и современностью свингующих шестидесятых .
В популярной культуре
[ редактировать ]- 1964 года В статье журнала Life под названием «Ура девочкам йе-йе» была предпринята попытка познакомить американских читателей с тремя популярными певицами йе-йе: Сильви Вартан , Шейлой и Франсуазой Харди . Это ошибочно подразумевает, что термин «йе-йе» произошел от криков толпы, наблюдающей за исполнителями. [ 26 ]
- В своем эссе 1964 года « Заметки о «лагере» » Сьюзан Зонтаг привела йе-йе как пример целого жанра, присоединенного к лагерной чувствительности. [ 27 ]
- Итальянское название фильма 1966 года « Вне поля зрения» было: «Агент силы 007 1/2 против убийц йе йе» .
- Американская певица Эйприл Марч вернула звучание йе-йе, выпустив EP Chick Habit , переписанную знаменитую песню Сержа Генсбура « Laisse tomber les filles », а также записала множество других песен, вдохновленных йе-йе, как в США, так и в США. Франция.
- Французско-американская певица Селин Дижон (явно пародийный псевдоним) с группами Les Sans-Culottes и Nous non plus (2002–2010).
- В 2012 году франко-канадская актриса Джессика Паре исполнила версию « Zou Bisou Bisou » (первоначально в исполнении Джиллиан Хиллс ) на премьере пятого сезона американского телесериала « Безумцы» . Реакция на песню была такой, что сеть AMC выпустила ее как сингл в цифровом формате для скачивания и на виниле. [ 28 ]
- Шведская группа Therion выпустила кавер-альбом под названием Les Fleurs du Mal , состоящий в основном из симфо-металлических версий песен йе-йе.
- Группа Doing Time выпустила альбом I Was a Ye-Ye Girl в 2001 году. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ йе в Словаре испанского языка | Tercentenary Edition (на испанском языке) (23-е электронное издание). Королевская испанская академия – ASALE. 2019 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ (2003) Roomba on the River: История популярной музыки двух пистолетов , ISBN 1-85984-368-9 , ISBN 978-1-85984-368-0 , с. 154: «Йе-йе IBP – по-французски поп-музыкант, термин, вдохновленный фразой «да! да!» восклицания рок-н-ролла».
- ^ "Лучшее из ... йе-йе-поп" . Разрушаемый. 02 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Ежедневник Red Bull Music Academy» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Тинкер, Крис. «Формирование молодежи 1960-х годов в Великобритании и Франции: лескопаины Fabulous и Salut». Международный журнал культурных исследований. 14 (6) (ноябрь 2011 г.): с. 641-657.
- ^ Тинкер, Крис. «Формирование молодежи 1960-х годов в Великобритании и Франции: Fabulous и Salut les copains». Международный журнал культурных исследований. 14 (6) (ноябрь 2011 г.): с. 641–657. Онлайн.
- ^ Леу, Валери (28 апреля 2012 г.). «Жизнь в музыке Франсуазы Арди» . Телерама (на французском языке). Группа Ле Монд . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Харди, Франсуаза (2018) [2008]. "Два." мелочи: мемуары Франсуазы Арди другие Отчаяние обезьян и (электронная книга). Перевод Грэма, Джона Э. Feral House . ISBN 978-1-62731-0734 .
- ^ Бриггс, Джонатин (2015). Звучит по-французски: глобализация, культурные сообщества и поп-музыка во Франции, 1958–1980 гг . Издательство Оксфордского университета . стр. 14–25. ISBN 978-0199377060 .
- ^ Ахтерберг П., Хейлброн Дж., Хаутман Д. и Ауперс С. «Культурная глобализация популярной музыки? Американские, голландские, французские и немецкие чарты популярной музыки (1965–2006 гг.)». Американский учёный-бихевиорист. 55 (5) (май 2011 г.): стр. 589-608.
- ^ Лусли, Дэвид. «Фабрикация Джонни: французская популярная музыка и национальная культура». Французские культурные исследования 16 (2) (июнь 2005 г.): стр. 191-203.
- ^ Бриггс, Джонатин (2012). «Секс и женский сингл: французская популярная музыка и долгая сексуальная революция 1960-х». Журнал истории сексуальности . 21 (3): 523–547. дои : 10.7560/JHS21306 . JSTOR 23322013 . Гейл A303569262 ИНИСТ 26346886 Проект МУЗА 483891 ПроКвест 1037957386 .
- ^ "Франс Галль – Les sucettes (Видеоклип).avi" . Ютуб. 08.06.2010. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ БФМТВ. «История Les Sucettes Франса Галля, хита с оттенком скандала» . БФМТВ (на французском языке) . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Нет. Мина взрывается по телевизору . Сайт галереи песен. Проверено 27 июня 2007 г.
- ^ «Звуки: Новые раскопки. Каталог классного сайта. Получено 21 ноября 2007 г.» . Архивировано из оригинала 1 мая 2008 г.
- ^ Мина - Fumo blu (Та ра та та та та) Сайт музыки и памяти. Проверено 21 января 2008 г.
- ^ «Евровидение-1967: Великобритания Сэнди Шоу — Марионетка на веревочке» . Евровидение-contest.com. 21 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ «Почему стиль девушки Йе-Йе был тайно феминистским» . Разрез . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ «БЛИЦ – 1955–1969: Когда лихорадка в Португалии была Йе-Йе» . Блиц-газета . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Лопес, Марио (29 ноября 2010 г.). «И вначале было йе-йе» . Publico.br . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Флюкигер, Лоран (12 апреля 2016 г.). «Фотографии века» – 50 лет » Ле Матен (на французском языке) . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Биржи, Филипп (15 сентября 2012 г.). «Если эта история вас позабавит, мы можем начать все сначала]. Объем! (на французском языке) (9:1): 151–167. дои : 10.4000/том.3004 .
- ^ Лусли, Дэвид (1 августа 2007 г.). «Концептуализация молодежной культуры в послевоенной Франции». Современная и современная Франция . 15 (3): 261–275. дои : 10.1080/09639480701461018 . S2CID 144244339 .
- ^ «Ежедневник Red Bull Music Academy» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ↑ Yé-Yé Land. Архивировано 19 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Сьюзан Зонтаг: Заметки о «Лагере» [грубо неофициально]» . Межледниковье.com . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Лабрек, Джефф (4 декабря 2012 г.). « Безумцы»: история создания «Дзоу Бису Бису » . Развлекательный еженедельник . Проверено 30 ноября 2020 г.
- ^ «Отбывание времени - я была девушкой-да» . Дискогс . Проверено 11 мая 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теппаз и компания : французский сайт о певцах йе-йе шестидесятых.
- Радио Йе-Йе! : радиостанция, транслирующая песни шестидесятых годов.
- История, биография, фотографии, видео, ссылки на товары и многое другое Les Surfs. Архивировано 19 августа 2011 г. на Wayback Machine.