Jump to content

Они-йе

Йе-йе ( Французский: [хе-хе] ) или выберите [ 1 ] ( Испанский: [ɟʝeˈʝe] ) — стиль поп-музыки, возникший в Западной и Южной Европе в начале 1960-х годов. Французский термин йе-йе произошел от английского «да! да!», популяризированного британскими группами бит-музыки, такими как «Битлз» . [ 2 ] Стиль распространился по всему миру в результате успеха таких деятелей, как французские певицы и авторы песен Сильви Вартан , Серж Генсбур и Франсуаза Арди . [ 3 ] Йе-йе была особой формой контркультуры , черпавшей большую часть вдохновения из британского и американского рок-н-ролла . Дополнительные стилистические элементы песенной композиции йе-йе включают барокко, экзотику, поп, джаз и французский шансон . [ 4 ]

Движение йе-йе зародилось в радиопрограмме Salut les copains (в вольном переводе как «привет, товарищи» или «привет, приятели»), созданной Жаном Фридманом и ведущей Даниэля Филипакки и Фрэнка Тено . [ 5 ] который впервые вышел в эфир в декабре 1959 года. Фраза « Salut les copains » восходит к названию песни 1957 года Жильбера Беко и Пьера Деланоэ , которые сами мало уважали музыку йе-йе, которую обычно включали в радиошоу. Программа имела немедленный успех, и один из ее разделов, «L e chouchou de la semaine » («Любимая этой недели»), стал отправной точкой для большинства йе-йе певцов . Любая песня, представленная как шушу, сразу попадала на верхние места чартов. Феномен Salut les copains продолжился появлением одноименного журнала , который впервые был опубликован в 1962 году во Франции, а вскоре после этого последовали выпуски на немецком, испанском и итальянском языках («Ciao Amici»). [ 6 ]

«Радио практиковали настоящий ажиотаж, гораздо больший, чем сегодня. Нас, певцов, было гораздо меньше, чем сегодня – и радио было меньше. Это тоже был период расцвета Salut les copains , и пресса играла крайне важную роль. роль, она могла продвигать новичков. Я помню, как очень быстро оказался на первой полосе Paris Match , не будучи очень известным и не делая для этого ничего особенного. В 1960-х годах мы уже видели это; В то же время мода приобрела значительное значение, которого она никогда раньше не имела. Такие певцы, как я, стали эмблемами моды, помимо шансона , что помогло сохранить известность».
Франсуаза Арди , Телерама , 2012. [ 7 ]

Франсуаза Арди выступила на Мирей Артюш « Le Petit Conservatoire de la chanson» телешоу в феврале 1962 года (за год до того, как «Битлз» записали « She Loves You »), исполнив « La fille avec toi », которая началась с «Да, да, да». . После того, как она закончила, Хартуч заметил слова «yé yé» и спросил ее, что они означают. [ 8 ] Этот термин был популяризирован Эдгаром Мореном в статье в журнале Le Monde в июле 1963 года . [ 9 ]

Эй-эй, девочки!

[ редактировать ]
Франсуаза Арди ( слева ) встречается с принцессой Нидерландов Маргриет на Grand Gala du Disque в 1963 году.
Серж Генсбур , Франс Галль и Марио дель Монако на конкурсе песни «Евровидение» 1965 года , где « Восковая кукла, звуковая кукла » получила награду.

Музыка йе-йе была в основном континентальным европейским явлением, и в ней обычно участвовали молодые певицы. Франс Галль , например, было всего шестнадцать лет, когда она выпустила свой первый альбом, и семнадцать, когда она выиграла конкурс песни Евровидение (от Люксембурга ), исполняя песни. прототип песни жевательной резинки " Poupée de cire, poupée de son ". Еще одним более поздним хитом Галла стала « Laisse tomber les filles », кавер-версия которой к апрелю-марту под названием «Chick Habit» появилась в фильме Квентина Тарантино 2007 года «Доказательство смерти » .

В песнях йе-йе были невинные темы, такие как песня Франсуазы Арди « Tous les garçons et les filles » («Все парни и девушки моего возраста знают, каково это быть счастливым, но я одинок. Когда я узнаю, как это сделать?») как приятно иметь кого-то?»).

В то время во Франции был большой рынок потребления франкоязычных песен. В отличие от других европейских стран, таких как Западная Германия , французы были более склонны поддерживать артистов из своей страны, поющих на своем родном языке. [ 10 ] Некоторые из первых французских исполнителей, которые пробовали себя в рок-н-ролле и подобных жанрах, например Джонни Холлидей , признают, что они создавали имитацию англоязычной рок-музыки. [ 11 ] Йе-Йе помогла усвоить эту музыку уникальным, французским способом, и с популярностью Salut les copains публика начала видеть появление таких звезд, как Франс Галль.

Певцов сексуализировали в намеренно наивной манере. Композитор и певец и автор песен Серж Генсбур однажды назвал Галля французской Лолитой и, желая эксплуатировать ее невиновность, [ 12 ] сочинил для нее двусмысленную песню « Les sucettes » («Леденцы»): «Анни любит леденцы, анисовые леденцы, когда сладкая жидкость стекает по горлу Анни, она в раю». Текст песни откровенно фаллический, а в музыкальном клипе, по сути, изображена группа танцующих пенисов. [ 13 ] [ 14 ]

Сильви Вартан вышла замуж за рок-звезду Джонни Холлидея в 1965 году и гастролировала по Америке и Азии, но в душе она оставалась йе-йе, и уже в 1968 году она записала песню « Jolie poupée » («Pretty Doll») о девушке, которая сожалеет, что бросила куклу после того, как выросла.

Шейла изобразила образ воспитанной молодой девушки. Ее первым хитом стала « L'école est finie » («Школа окончена») в 1962 году.

В 1967 году певица-подросток Жаклин Тайеб получила награду «Лучший новичок» в Каннах на церемонии вручения наград Midem Awards за свой хит-сингл «7 Heures du Matin».

Среди других выдающихся певиц той эпохи - телезвезды-подростки Кристин Деларош , Жоселин , Зузу , Эви , Козетта (Доминик Козетт) и Анни Филипп . Появились некоторые женские группы, такие как Les Parisiennes, под влиянием таких групп, как Shangri-Las .

Хотя движение йе-йе зародилось во Франции, оно распространилось на Западную Европу. Итальянская певица Мина стала первой рок-н-ролльной певицей в своей стране в 1959 году. [ 15 ] В последующие несколько лет она перешла к женской поп-музыке среднего уровня . После скандальных отношений и беременности с женатым актером в 1963 году Мина превратила свой образ взрослой «плохой девчонки». [ 16 ] Пример ее стиля можно найти в тексте песни «Та-ра-та-та»: «То, как ты куришь, ты для меня неотразим, ты похож на настоящего мужчину». [ 17 ] Напротив, ее соотечественница Рита Павоне создала образ типичной девочки-подростка йе-йе; например, в текстах ее хита 1964 года "Cuore" жалуется, как любовь заставляет страдать главного героя.

В Италии волна йе-йе закончилась примерно в 1967 году, исчезнув с появлением британского блюз-рока, поп-музыки и психоделии. Певица парижского происхождения Катрин Спаак имела огромный успех в Италии благодаря стилю, очень близкому к стилю Франсуазы Арди. Среди других выдающихся итальянских девушек йе-йе - Мари Марабини, Кармен Виллани, Анна Идентичи и женские группы Le Amiche, Le Snobs и Sonia e le Sorelle.

Британская певица Сэнди Шоу записала песню «Puppet on a String» в 1967 году и выиграла конкурс песни «Евровидение» 1967 года , первый для Великобритании. [ 18 ]

В Испании музыка йе-йе сначала считалась несовместимой с католицизмом, в тогдашней франкистской Испании . Однако это не помешало распространению культуры йе-йе, хотя и несколько позже, чем в остальной Европе; В 1968 году испанская йе-йе Массиэль выиграла конкурс песни «Евровидение» с песней « La, la, la », а милая, наивная на вид певица Карина пользовалась успехом в качестве испанской королевы йе-йе со своими хитами « En un mundo nuevo » и «Эль-бауль-де-лос-рекуэрдос». В фильме 1965 года « Истории телевидения » Кончи Веласко персонаж , который соревнуется с девушкой йе-йе, поет La chica ye-ye («Девушка йе-йе»). Песня стала хитом, а Веласко часто вспоминают как, конечно, la chica yeyé .

Йе-йе стала очень популярной в Японии и положила начало Сибуя-кей и японской идол- музыке. Галл записал японскую версию «Poupée de cire, poupée de son». Фильм Cherchez l'idole с участием Джонни Холлидея вышел на японском DVD. Вокальная группа йе-йе Les Surfs появляется в фильме, исполняя свой хит "Ca n'a pas d'importance".

В конце 1970-х годов во Франции произошло краткое, но успешное возвращение йе-йе, распространившееся по чартам Западной Европы с такими исполнителями в стиле электро-поп, как Plastic Bertrand , Lio and Elli et Jacno и, в духе более жесткого рока - Ici Paris и Les Calamités (поджанр, названный лидером Les Wampas Дидье Вампасом «Йе-йе-панк»). В 1980 году у Лио было несколько хитов, самым известным из которых был " Amoureux Solitaires ". Этот новый бренд йе-йе, хотя и просуществовал недолго, отражал синтезаторное звучание, которое недавно появилось в музыке новой волны .

Поскольку на сцене йе-йе доминировали певицы, это движение иногда рассматривается как феминистское заявление, даже несмотря на то, что авторами песен были мужчины, а песни часто инфантильно изображали своих певцов (как обсуждалось ранее в этой статье). Тем не менее, вместо отчаянного и созависимого голоса часто изображалась веселая и кокетливая точка зрения. Например, песня Галла 1966 года «Baby Pop» демонстрирует игривое отношение к традиционному институту брака: «В брачную ночь будет слишком поздно сожалеть об этом». [ 19 ]

Да-да, мальчики

[ редактировать ]

Хотя движение йе-йе возглавляли певицы, это не было исключительно женским движением. Вдохновители йе-йе (такие как Серж Генсбур , который написал несколько хитов для Франс Галль, Петула Кларк и Бриджит Бардо, но был значительно старше и имел джазовое прошлое) отличались от настоящих певцов йе-йе. Мишель Польнарефф , например, играл измученного, безнадежного любовника в таких песнях, как « Love Me Please Love Me », а Жак Дютрон утверждал, что соблазнил дочь Санта-Клауса в « La Fille du Père Noël ». Среди наиболее популярных певцов йе-йе среди мужчин был Клод Франсуа , известный такими песнями, как «Belles, Belles, Belles», французская адаптация песен Everly Brothers и Eddie Hodges «(Girls, Girls, Girls) Made to Любовь". В Португалии первые группы йе-йе появились в Коимбре в 1956 году, в первую очередь Os Babies под руководством Хосе Сида . [ 20 ] За ними последовали и другие португальские группы, в том числе Os Conchas, Os Ekos, Os Sheiks, Os Celtas, Conjunto Académico João Paulo, Os Demonios Negros и такие певцы, как Даниэль Баселар. [ 21 ]

Влияние йе-йе

[ редактировать ]
Фотография выдающихся художников движения йе-йе, сделанная Жаном-Мари Перье для Salut Les Copains 12 апреля 1966 года. Это изображение стало символом эпохи йе-йе и стало известно во Франции как «фотография века» (по-французски « photo du siècle »). [ 22 ]

Движение йе-йе пользуется особой популярностью в музыкальном мире благодаря своим энергичным, запоминающимся ритмам и беззаботным текстам. В отличие от ограничивающих ограничений общества, йе-йе пропагандировало освежающую и бодрящую новизну и неизбежно способствовало своего рода сексуальному бунту, который во многом характеризовал 1960-е годы. Песня Далиды 1960 года «Itsi bitsi, petit bikini», ранее записанная как « Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini » Брайаном Хайландом , прекрасно иллюстрирует новообретенную беззаботность йе-йе и освобождение от ханжеских тем. Песня «...которая обозначает беспечное и недисциплинированное слушание». [ 23 ] рассказывает о девушке, которая боится показать свое бикини другим любителям пляжа, и представляет собой шокирующий аспект небрежного отношения к повышенной сексуальности, особенно для женщин, поскольку ранее бикини считалось скандальным. Точно так же йе-йе внесли свой вклад в создание молодежной культуры в послевоенной Франции, которая выражала определенную игривость и беззаботный взгляд на жизнь. Социолог и философ Эдгар Морен так прокомментировал рост и популярность музыки и культуры йе-йе, «...видя в безумных, синкопированных ритмах йе-йе одновременно коммодифицированную музыку... потребления для взрослых и праздничный, игривый гедонизм. .." [ 24 ]

Как и в любой послевоенной молодежной культуре, йе-йе выступала в качестве творческого выхода, который помог определить эпоху, а также идентичность Европы, особенно Франции. Архетип парижанки , источающий экзотическое очарование и притягательную привлекательность, во многом определялся влиянием многочисленных девушек йе-йе на сцене и оставил неизгладимый след в мире моды и стиля. «...эскапист, ироничный...» [ 25 ] грани йе-йе соблазнили тысячи слушателей, продвигая веселье и гламур, которые переплетались с сексуальной свободой и современностью свингующих шестидесятых .

[ редактировать ]
  • 1964 года В статье журнала Life под названием «Ура девочкам йе-йе» была предпринята попытка познакомить американских читателей с тремя популярными певицами йе-йе: Сильви Вартан , Шейлой и Франсуазой Харди . Это ошибочно подразумевает, что термин «йе-йе» произошел от криков толпы, наблюдающей за исполнителями. [ 26 ]
  • В своем эссе 1964 года « Заметки о «лагере» » Сьюзан Зонтаг привела йе-йе как пример целого жанра, присоединенного к лагерной чувствительности. [ 27 ]
  • Итальянское название фильма 1966 года « Вне поля зрения» было: «Агент силы 007 1/2 против убийц йе йе» .
  • Американская певица Эйприл Марч вернула звучание йе-йе, выпустив EP Chick Habit , переписанную знаменитую песню Сержа Генсбура « Laisse tomber les filles », а также записала множество других песен, вдохновленных йе-йе, как в США, так и в США. Франция.
  • Французско-американская певица Селин Дижон (явно пародийный псевдоним) с группами Les Sans-Culottes и Nous non plus (2002–2010).
  • В 2012 году франко-канадская актриса Джессика Паре исполнила версию « Zou Bisou Bisou » (первоначально в исполнении Джиллиан Хиллс ) на премьере пятого сезона американского телесериала « Безумцы» . Реакция на песню была такой, что сеть AMC выпустила ее как сингл в цифровом формате для скачивания и на виниле. [ 28 ]
  • Шведская группа Therion выпустила кавер-альбом под названием Les Fleurs du Mal , состоящий в основном из симфо-металлических версий песен йе-йе.
  • Группа Doing Time выпустила альбом I Was a Ye-Ye Girl в 2001 году. [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ йе в Словаре испанского языка | Tercentenary Edition (на испанском языке) (23-е электронное издание). Королевская испанская академия – ASALE. 2019 . Проверено 20 марта 2020 г.
  2. ^ (2003) Roomba on the River: История популярной музыки двух пистолетов , ISBN   1-85984-368-9 , ISBN   978-1-85984-368-0 , с. 154: «Йе-йе IBP – по-французски поп-музыкант, термин, вдохновленный фразой «да! да!» восклицания рок-н-ролла».
  3. ^ "Лучшее из ... йе-йе-поп" . Разрушаемый. 02 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 4 июня 2014 г.
  4. ^ «Ежедневник Red Bull Music Academy» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 5 декабря 2018 г.
  5. ^ Тинкер, Крис. «Формирование молодежи 1960-х годов в Великобритании и Франции: лескопаины Fabulous и Salut». Международный журнал культурных исследований. 14 (6) (ноябрь 2011 г.): с. 641-657.
  6. ^ Тинкер, Крис. «Формирование молодежи 1960-х годов в Великобритании и Франции: Fabulous и Salut les copains». Международный журнал культурных исследований. 14 (6) (ноябрь 2011 г.): с. 641–657. Онлайн.
  7. ^ Леу, Валери (28 апреля 2012 г.). «Жизнь в музыке Франсуазы Арди» . Телерама (на французском языке). Группа Ле Монд . Проверено 31 октября 2016 г.
  8. ^ Харди, Франсуаза (2018) [2008]. "Два." мелочи: мемуары Франсуазы Арди другие Отчаяние обезьян и (электронная книга). Перевод Грэма, Джона Э. Feral House . ISBN  978-1-62731-0734 .
  9. ^ Бриггс, Джонатин (2015). Звучит по-французски: глобализация, культурные сообщества и поп-музыка во Франции, 1958–1980 гг . Издательство Оксфордского университета . стр. 14–25. ISBN  978-0199377060 .
  10. ^ Ахтерберг П., Хейлброн Дж., Хаутман Д. и Ауперс С. «Культурная глобализация популярной музыки? Американские, голландские, французские и немецкие чарты популярной музыки (1965–2006 гг.)». Американский учёный-бихевиорист. 55 (5) (май 2011 г.): стр. 589-608.
  11. ^ Лусли, Дэвид. «Фабрикация Джонни: французская популярная музыка и национальная культура». Французские культурные исследования 16 (2) (июнь 2005 г.): стр. 191-203.
  12. ^ Бриггс, Джонатин (2012). «Секс и женский сингл: французская популярная музыка и долгая сексуальная революция 1960-х». Журнал истории сексуальности . 21 (3): 523–547. дои : 10.7560/JHS21306 . JSTOR   23322013 . Гейл   A303569262 ИНИСТ   26346886 Проект МУЗА   483891 ПроКвест   1037957386 .
  13. ^ "Франс Галль – Les sucettes (Видеоклип).avi" . Ютуб. 08.06.2010. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 4 июня 2014 г.
  14. ^ БФМТВ. «История Les Sucettes Франса Галля, хита с оттенком скандала» . БФМТВ (на французском языке) . Проверено 4 апреля 2020 г.
  15. ^ Нет. Мина взрывается по телевизору . Сайт галереи песен. Проверено 27 июня 2007 г.
  16. ^ «Звуки: Новые раскопки. Каталог классного сайта. Получено 21 ноября 2007 г.» . Архивировано из оригинала 1 мая 2008 г.
  17. ^ Мина - Fumo blu (Та ра та та та та) Сайт музыки и памяти. Проверено 21 января 2008 г.
  18. ^ «Евровидение-1967: Великобритания Сэнди Шоу — Марионетка на веревочке» . Евровидение-contest.com. 21 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 25 марта 2014 г.
  19. ^ «Почему стиль девушки Йе-Йе был тайно феминистским» . Разрез . Проверено 1 декабря 2018 г.
  20. ^ «БЛИЦ – 1955–1969: Когда лихорадка в Португалии была Йе-Йе» . Блиц-газета . Проверено 11 мая 2019 г.
  21. ^ Лопес, Марио (29 ноября 2010 г.). «И вначале было йе-йе» . Publico.br . Проверено 11 мая 2019 г.
  22. ^ Флюкигер, Лоран (12 апреля 2016 г.). «Фотографии века» – 50 лет » Ле Матен (на французском языке) . Проверено 12 мая 2021 г.
  23. ^ Биржи, Филипп (15 сентября 2012 г.). «Если эта история вас позабавит, мы можем начать все сначала]. Объем! (на французском языке) (9:1): 151–167. дои : 10.4000/том.3004 .
  24. ^ Лусли, Дэвид (1 августа 2007 г.). «Концептуализация молодежной культуры в послевоенной Франции». Современная и современная Франция . 15 (3): 261–275. дои : 10.1080/09639480701461018 . S2CID   144244339 .
  25. ^ «Ежедневник Red Bull Music Academy» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 2 декабря 2018 г.
  26. Yé-Yé Land. Архивировано 19 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
  27. ^ «Сьюзан Зонтаг: Заметки о «Лагере» [грубо неофициально]» . Межледниковье.com . Проверено 11 мая 2019 г.
  28. ^ Лабрек, Джефф (4 декабря 2012 г.). « Безумцы»: история создания «Дзоу Бису Бису » . Развлекательный еженедельник . Проверено 30 ноября 2020 г.
  29. ^ «Отбывание времени - я была девушкой-да» . Дискогс . Проверено 11 мая 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 393e164e17a5ecd13ca4b9b683b590bf__1723818120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/bf/393e164e17a5ecd13ca4b9b683b590bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yé-yé - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)