Прогрессивный поп
Прогрессивный поп | |
---|---|
Этимология | «Прогресс» формул поп-музыки середины 20 века. [1] |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Середина 1960-х – 1970-е гг. |
Производные формы | |
Другие темы | |
Прогрессив-поп - это поп-музыка , которая пытается порвать со стандартной формулой жанра, или ответвление жанра прогрессив-рока , который обычно звучал на радио AM в 1970-х и 1980-х годах. Первоначально он был назван в честь раннего прогрессив-рока 1960-х годов . Некоторые стилистические особенности прогрессив-попа включают припевы и ушные черви , неортодоксальные или красочные инструменты, изменения тональности и ритма , эксперименты с более крупными формами , а также неожиданные, разрушительные или ироничные трактовки прошлых условностей.
Это движение зародилось как побочный продукт экономического бума середины 1960-х годов, когда звукозаписывающие компании начали инвестировать в артистов и позволили исполнителям ограничить контроль над собственным контентом и маркетингом. Группы, которые сочетали рок-н-ролл с различными другими музыкальными стилями, такими как индийские раги и мелодии с азиатским влиянием, в конечном итоге повлияли на создание прогрессивного рока (или «прога»). Когда продажи прогрессивных пластинок начали снижаться, некоторые артисты вернулись к более доступному звучанию, которое оставалось коммерчески привлекательным до 1990-х годов.
Определение и сфера применения
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]Термин «прогрессивный» относится к широкому спектру попыток порвать со стандартными формулами поп-музыки с помощью таких методов, как расширенная инструментовка, персонализированная лирика и индивидуальная импровизация . [1] Treblezine Райан Рид из признал, что этот жанр «звучит как оксюморон» и его трудно отличить от других жанров «не щурясь». Он объяснил, что именно такая «неуловимость делает термин «прог-поп» скользким», хотя этот жанр можно определить по ряду следующих характеристик:
... материал должен быть в некоторой степени сложным, даже интеллектуальным, в отличие от «мейнстримовой» музыки - будь то за счет левых инструментов, необычных тактовых размеров или общего высокого уровня демонстрируемой музыкальности. (Есть большая вероятность, что кто-то из группы пошел в музыкальную школу, хотя это не является обязательным условием.) Но поп-компонент не менее важен: в этих песнях есть мелодичные линии, риффы, грувы и образы, которые проникают в ваш мозг . [4]
Подобно рок-н-роллу , тональная структура прогрессив-попа отвергает гармонию как свою основную организующую структуру. Однако, в отличие от рок-н-ролла, инвертированные прогрессив-поп-музыканты приняли условности, иронически играя с ними, разрушая их или создавая их тени в новых и неожиданных формах. [5] Некоторые стилистические особенности включают изменения тональности и ритма или эксперименты с более крупными формами. [6] [номер 1] Электронные методы, такие как эхо, обратная связь, стерео, громкость и искажения, могут использоваться, чтобы придать музыке ощущение пространства и бокового расширения. [5]
Раннее использование
[ редактировать ]«Прогрессивный поп» изначально был обычным термином для обозначения прогрессивной рок- музыки. [8] На последний жанр повлияли «прогрессивные» поп-группы 1960-х годов, которые сочетали рок-н-ролл с различными другими музыкальными стилями, такими как индийские раги , восточные мелодии и григорианские песнопения , такие как «Битлз» и «Ярдбердс» . [9] [номер 2] Первоначальная предпосылка этого жанра включала популярную музыку , которая создавалась для прослушивания, а не для танцев , и противостояла влиянию менеджеров, агентов или звукозаписывающих компаний. [10] В целом прогрессивную музыку создавали сами исполнители. [11]
В декабре 1966 года Melody Maker попытались дать определение последним событиям в поп-музыке. В этой статье, озаглавленной «Прогрессивный поп», Крис Уэлч классифицировал артистов, используя термины, ранее связанные с джазом ; в самую передовую из них, «Авангард», он поместил «Битлз», «Cream» , « Love» , «Mothers of Invention» , «Pink Floyd» и «Soft Machine» , а в «Модерн», следующую категорию, вошли «Byrds» , «Donovan» и «The Small» . Лица . [12] После выхода альбома The Beatles в 1967 году Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band , такие журналы, как Melody Maker , провели резкую грань между «попом» и «роком», исключив таким образом «ролл» из « рок-н-ролла » (который теперь относится к стилю 1950-х годов). Единственными артистами, которые останутся «роковыми», будут те, кто считался авангардом композиционных форм, далеким от «радиодружественных» стандартов, поскольку американцы все чаще использовали прилагательное «прогрессивный» для таких групп, как Jethro Tull , Family , East of Eden , Генератор Ван дер Граафа и King Crimson . [13]
В 1970 году журналист Melody Maker описал прогрессив-поп как музыку, привлекательную для масс, но менее одноразовую, чем «шесть недель в чартах и музыка «забудь об этом» старых поп-форм». [14] К концу 1970-х годов «прогрессив-поп» стал примерно синонимом « рок-музыки ». [15] Авторы Дон и Джефф Брайтаупт определяют прогрессив-поп 1970-х и 1980-х годов как «более компактную разновидность помп-рока », производную от «Битлз». [16] Продюсер Алан Парсонс , работавший инженером над альбомом Битлз Abbey Road (1969), [17] вспомнил, что хотя некоторые из своих песен он считал «чистой поп-музыкой», другие продолжали относить его группу ( Alan Parsons Project ) к лейблу «прогрессивный рок». Парсонс подумал, что «прогрессивный поп» — лучшее название, объяснив, что «что сделало [нашу музыку] прогрессивной, так это эпическое звучание и оркестровка, которую в то время делали очень немногие люди». [18]
Эволюция и популярность
[ редактировать ]1960-е: Истоки
[ редактировать ]В середине 1960-х годов поп-музыка неоднократно совершала набеги на новые звуки, стили и техники, которые вдохновляли публичные дискуссии среди слушателей. Часто использовалось слово «прогрессивный», и считалось, что каждая песня и сингл должны быть «прогрессом» по сравнению с предыдущими. [19] [номер 3] The Beach Boys и The Beatles были одними из первых прародителей прогрессив-попа благодаря таким альбомам, как Pet Sounds и Sgt. Перца соответственно. [4] Автор Билл Мартин признает эти группы наиболее значительными вкладчиками в развитие прогрессивного рока, превращающими рок из танцевальной музыки в музыку, созданную для прослушивания. [22] [номер 4] До появления прогрессивной поп-музыки конца 1960-х исполнители обычно не могли определиться с художественным содержанием своей музыки. [24] Лидеру The Beach Boys Брайану Уилсону приписывают создание прецедента, который позволил группам и артистам войти в студию звукозаписи и выступать в качестве собственных продюсеров. [25]
Ссылаясь на количественное исследование темпов в музыке той эпохи, музыковед Уолтер Эверетт определяет альбом Битлз « Rubber Soul » 1965 года как произведение, «созданное больше для того, чтобы о нем думали, чем под него танцевали», и альбом, который «положил начало далеко идущему тренд» в замедлении темпов, обычно используемых в поп- и рок-музыке. [26] В середине 1966 года британский выпуск альбома Pet Sounds группы Beach Boys сопровождался в местной музыкальной прессе рекламой, в которой говорилось, что это «Самый прогрессивный поп-альбом всех времен!» [27] Кливленда Трой Смит из считает, что альбом «создал группу как прародителей прогрессивной поп-музыки, с первых аккордов « Widn't It Be Nice », сингла в стиле Wall of Sound ». [28] [номер 5] В октябре за Pet Sounds последовал психоделический и тщательно аранжированный сингл " Good Vibrations ". По словам Рида, песня стала «самой очевидной отправной точкой» в этом жанре. [4]
из The Beatles Пол Маккартни в 1967 году признался: «Нам [группе] стало немного скучно с постоянными 12 барами, поэтому мы попытались заняться чем-то другим. Затем появились [Боб] Дилан , The Who и Beach Boys. ... Мы все пытаемся делать примерно одно и то же». [30] По мнению автора Саймона Фило, прогрессив-поп «Битлз» был проиллюстрирован двойным синглом « Strawberry Fields Forever » / « Penny Lane » (1967). [31] В качестве еще одного примера взаимного влияния между собой и Beach Boys «Битлз» продемонстрировали «парадоксальное лирическое содержание, сочетающееся с музыкой, которая была одновременно «молодой» и «старой», роком и Tin Pan Alley , ЛСД и какао, прогрессивной и ностальгической. " – все функции, которые были доступны на Sgt. Перца . [31] Музыковед Аллан Мур пишет: «В то время сержант Пеппер, казалось, ознаменовал взросление рок-музыки... Теперь, конечно, с измученными воспоминаниями, мы думаем о ней как о начале эры помпезности, с разной степенью серьезности». ... После 1967 года вопрос заключался в том, можно ли доверять «прогрессивному» поп/року, поскольку он затрагивал проблемы «более глубокие», чем просто межличностные отношения. В конечном итоге ответ оказался «нет» (в конечном итоге). по крайней мере, до тех пор, пока более позднее поколение групп не открыло для себя удовольствие подражания Битлз)». [32]
К концу 1960-х годов прогрессивная поп-музыка была воспринята с сомнением. [33] и незаинтересованность. [34] из The Who Пит Таунсенд отметил, что «происходит много психоделической чуши», имея в виду «мусор», продвигаемый в чартах, и что многих артистов, создававших амбициозные работы, сразу же стали называть «претенциозными». Он считал: «Любой, кто был хоть сколько-нибудь хорош… снова стал более или менее незначительным». [35] В 1969 году писатель Ник Кон сообщил, что индустрия поп-музыки разделилась «примерно на восемьдесят процентов уродливых и на двадцать процентов идеалистических», причем восемьдесят процентов составляли «основной поп-музыка», а двадцать процентов - «прогрессивная поп-музыка, [развитая] с эзотерическим чувством». ". Он предсказал, что через десять лет этот жанр будет называться другим именем (возможно, «электрическая музыка») и что его отношение к поп-музыке будет похоже на отношение между художественным кино и Голливудом . [36] Хотя прогрессивная поп-музыка не «свелась к культу меньшинства», как писал Кон год спустя, «в Англии я не был полностью неправ... Но в Америке я полностью растерялся – нация Вудстока продолжала расти и, несмотря на всю свою серьезность и претензии на поэзию, кто-то вроде Джеймса Тейлора добился такой же массовой популярности, как и предыдущие звезды». [37]
1970-е годы
[ редактировать ]Прогрессивный рок (также известный как арт-рок ) возник в 1970-х годах, сразу после сочетания классической грандиозности и поп-экспериментализма 1960-х годов. [9] Хотя он достиг широкой популярности, с 1975 года продажи этого жанра снизились, и на FM-радио его стали реже воспроизводить . [38] По мнению Брайтхаупта и Брайтхаупта, это создало вакуум для «множества новых, более мягких, «серьёзных» групп, чей юмор ( Queen ), поп-находчивость ( Supertramp ) и стиль ( Roxy Music , два Маха) обеспечили бы им выживание в восьмидесятые... они отвечали мелодическим требованиям AM-радио, но при этом создавали вдумчивую и оригинальную работу». [16] Такие группы, как Queen и Electric Light Orchestra (ELO), играли прогрессивный поп, основанный на прог-роке, но без ущерба для своего успеха в чартах. [39] » из ELO Рид назвал песню « Mr. Blue Sky «окончательным заявлением» Джеффа Линна Битлз из ELO, который «наполнил калейдоскопические пост- пепперы симфоническим величием». [4] [номер 6]
The Buggles из Джефф Даунс , который считал свою группу продолжением ELO и прогрессивных традиций 10cc , говорит: «Те ранние записи 10cc, такие как [дебют 1973 года] 10cc и Sheet Music, были довольно популярны, и Godley & Creme взяли на вооружение даже больше, даже у ABBA были довольно сложные части в музыке. Нам нравились все эти студийные трюки и эксперименты. Параллельно с этим были такие группы, как Yes , которые экспериментировали в студии в более прогрессивном формате. [42] Porcupine Tree Основатель Стивен Уилсон высказал мнение, что в 1970-х и 1980-х годах существовали «чрезвычайно амбициозные» прогрессивные поп-альбомы, которые были «вполне доступны на первый взгляд, но если вы [решите] заняться ими на более глубоком уровне, вы [можете] найти многослойность в продюсировании, музыкальность и продуманная лирика». [43]
1980–2010-е годы
[ редактировать ]Пластинки в стиле прог-поп плохо продавались и оказались немодными после появления новой волны и панк-рока . [4] К концу 1970-х годов эпоха, когда звукозаписывающие компании инвестировали в своих артистов, предоставляя им свободу экспериментировать и ограниченный контроль над их контентом и маркетингом, закончилась. [44] Корпоративные артисты и сотрудники репертуара начали все больше контролировать творческий процесс, который раньше принадлежал артистам. [45] Некоторые из основных прогрессивных групп перешли к более коммерческому звучанию и уменьшили акцент на художественной музыке. К началу 1980-х преобладало мнение, что стиль прог-рок перестал существовать. [46]
Некоторые популярные поп-группы, такие как Tears for Fears , продолжили традиции прог-попа. [4] В 1985 году Саймон Рейнольдс отметил, что движение «Новая поп-музыка» пыталось «преодолеть» разрыв между «прогрессивной» поп-музыкой и ее аналогом в массовых чартах, описывая их общие отношения как «между мальчиками и девочками, средним классом и рабочим классом». " [3] В 2008 году The New York Times Джон Рэй из обсуждал «возвращение оркестра из одного человека», наблюдая за недавней прогрессивной поп-тенденцией, в которой участвуют большие группы или коллективы, «с пренебрежением к четко определенной иерархии», отмечая такие примеры, как Arcade Fire. , Сломанная социальная сцена и Коллектив животных . [47]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В Songwriting Sourebook (2003) говорится, что ключевые изменения более характерны для «артистических» жанров, таких как прогрессивный рок , чем для топ-40 поп-песен, медленных мелодий регги , танцевальной музыки , R&B , панка , 12-тактового блюза и рока 1950-х годов. и катиться . [7]
- ↑ Среди образцов прогрессивной поп-музыки этого периода Пол Уиллис называет Фрэнка Заппы отказ от обычных условностей и тона (« Uncle Meat »), «нетемперированную» гитару Джими Хендрикса , использование Битлз инструментов как типа ритма. (« Элеонора Ригби », «Пенни Лейн») и необычные, повторяющиеся ритмы Ван Моррисона , составляющие основу ритма « Мадам Джордж ». [5]
- ^ В 1960-х годах большая часть популярной поп-музыки делилась на две категории: группы гитаристов, драм-н-бэйсов или певцы при поддержке традиционного оркестра. [20] Продюсеры, авторы песен и инженеры также часто свободно экспериментировали с музыкальной формой, оркестровкой, неестественной реверберацией и другими звуковыми эффектами. Одними из наиболее известных примеров являются Фила Спектора » «Стена звука и Джо Миком использование самодельных электронных звуковых эффектов для таких групп, как «Торнадо» . [21]
- ↑ Музыка, созданная для прослушивания, а не для танцев, также была целью прогрессив-попа. [23]
- ↑ В ответ на известное признание Pet Sounds , Melody Maker опросил многих поп-музыкантов, считают ли они, что альбом действительно революционный или прогрессивный. Автор пришел к выводу, что «влияние пластинки на артистов и людей, стоящих за ними, было значительным». [29]
- ↑ В своей книге 1997 года « Rocking the Classics: English Progressive Rock and Countercultural» Эдвард Макан определил «британскую симфоническую поп-музыку» как осколок жанра прогрессивного рока, который опирался на простое написание песен, богатые вокальные аранжировки и квазиоркестровую наполненность, цитируя Supertramp, ELO, 10cc, Проект Алана Парсонса и Эл Стюарт в качестве примеров. [40]
- ^ Другими были « Love Is the Drug » ( Roxy Music , 1976), « Bohemian Rhapsody » ( Queen , 1976), « Dream Weaver » ( Гэри Райт , 1976), « The Things We Do for Love » ( 10cc , 1976). , « Год Кота » ( Эл Стюарт , 1977), « Солсбери-Хилл » ( Питер Гэбриэл , 1977), « Я бы не хотел быть таким, как ты » ( Проект Алана Парсонса , 1977), « Телефонная линия » ( Electric Light Orchestra , 1977) и « Мужчина с ребенком в глазах » ( Кейт Буш , 1979). [41]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Jump up to: а б Хаворт и Смит 1975 , с. 126.
- ^ Пояу, Морган (13 июля 2011 г.). «Ностальгическая эстетика 80-х по самому горячему новому поджанру музыки: гипнагогический поп» . Вице Медиа . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс 2006 , с. 398.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рид, Райан (20 ноября 2019 г.). «Путеводитель по прогрессивной поп-музыке» . Прилив .
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2014 , с. 220.
- ^ Палмберг и Бааз 2001 , стр. 49.
- ^ Робертс и Руксби 2003 , с. 137.
- ^ Мур 2004 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Проун и Ньюквист 1997 , с. 78.
- ^ Шеперд, Вирден и Вуллиами 1977 , стр. 187–188.
- ^ Шеперд, Вирден и Вуллиами 1977 , стр. 186–188.
- ^ Тернер 2016 , стр. 606–607.
- ^ Зоппо 2014 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Якобсхаген, Ленигер и Хенн 2007 , с. 141.
- ^ Шеперд, Вирден и Вуллиами 1977 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с Брейтаупт и Брейтаупт 2000 , с. 68.
- ^ Breithaupt & Breithaupt 2000 , с. 70.
- ^ Уилсон, Рич (25 ноября 2015 г.). «Проект Алана Парсонса: «Я думаю, мы были частью панк-бунта» » . Команда Рок . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Хьюитт и Хеллиер, 2015 , стр. 162.
- ^ «Создание аранжировок — примерное руководство по построению и аранжировке песен, часть 1» . Звук на звуке . Октябрь 1997 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Блейк 2009 , с. 45.
- ^ Мартин 1998 , стр. 39–40.
- ^ Шеперд, Вирден и Вуллиами 1977 , стр. 187–188, 201.
- ^ Уиллис 2014 , с. 217.
- ^ Эдмондсон 2013 , с. 890.
- ^ Эверетт 2001 , стр. 311–12.
- ^ Санчес 2014 , с. 81.
- ^ Смит, Трой Л. (24 мая 2016 г.). «50 величайших песен, открывающих альбом» . Кливленд.com . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ «Pet Sounds, самый прогрессивный поп-альбом за всю историю ИЛИ такой же болезненный, как арахисовое масло». Создатель мелодий . 30 июля 1966 года.
- ^ Филон 2014 , с. 119
- ^ Jump up to: а б Филон 2014 , стр. 119–121.
- ^ Мур 1997 , с. 70.
- ^ Хейлин 2012 , с. 40.
- ^ Лите 2010 , с. 34.
- ^ Хейлин 2012 , стр. 40–41.
- ^ Кон 1970 , с. 242.
- ^ Кон 1970 , с. 244.
- ^ Breithaupt & Breithaupt 2000 , стр. 67–68.
- ^ Breithaupt & Breithaupt 2014 , с. 136.
- ^ Макан 1997 , с. 187.
- ^ Breithaupt & Breithaupt 2000 , с. 67.
- ^ Лестер, Пол (18 августа 2016 г.). «The Outer Limits: Насколько прогрессивными были Buggles?» . ТимРок .
- ^ Морган, Клайв (21 августа 2017 г.). «Стивен Уилсон раскрывает истории своего альбома To the Bone — трек за треком и интервью» . Телеграф .
- ^ Мур 2016 , с. 202.
- ^ Мартин 1996 , с. 188.
- ^ Ковач 1997 , с. 5.
- ^ Рэй, Джон (18 мая 2008 г.). «Возвращение ансамбля» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2016 г.
Источники
- Блейк, Эндрю (2009). «Практика записи и роль продюсера» . В Куке, Николасе; Кларк, Эрик; Лич-Уилкинсон, Дэниел (ред.). Кембриджский спутник записанной музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-82796-6 .
- Брайтаупт, Дон; Брейтаупт, Джефф (2000), Ночные движения: поп-музыка конца 70-х , St. Martin's Press, ISBN 978-0-312-19821-3
- Брайтаупт, Дон; Брайтаупт, Джефф (2014), Precious and Few: поп-музыка начала 70-х , St. Martin's Press, ISBN 978-1-4668-7649-1
- Кон, Ник (1970), Awopbopaloobop Alopbamboom: Золотой век рока , Grove Press, ISBN 978-0-8021-3830-9
- Ковач, Джон (1997). «Прогрессивный рок, «близко к грани» и границы стиля» (PDF) . У Джона Ковача; Грэм М. Бун (ред.). Понимание рока: очерки музыкального анализа . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510005-1 .
- Эверетт, Уолтер (2001). Битлз как музыканты: карьеристы через резиновую душу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514105-9 .
- Хаворт, Джон Тревор; Смит, Майкл А. (1975). Работа и досуг: междисциплинарное исследование в области теории, образования и планирования . Книги Лепуса. ISBN 0-86019-009-9 .
- Хейлин, Клинтон (2012). Все безумцы: Барретт, Боуи, Дрейк, The Floyd, The Kinks, The Who и путешествие на темную сторону английского рока . Литтл, Группа Брауновой книги. ISBN 978-1-78033-078-5 .
- Якобсхаген, Арнольд; Ленигер, Маркус; Хенн, Бенедикт (2007). Мятежная музыка: социальный протест и культурные изменения около 1968 года . Издательство Дор. ISBN 978-3-936655-48-3 .
- Эдмондсон, Жаклин, изд. (2013). Музыка в американской жизни: энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, сформировавших нашу культуру . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-39348-8 .
- Лениг, Стюарт (2010). Запутанная история глэм-рока . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-37986-4 .
- Хьюитт, Паоло; Хеллиер, Джон (2015). Стив Марриотт: Все слишком красиво . Дин Стрит Пресс. ISBN 978-1-910570-69-2 .
- Макан, Эдвард (1997). Зажигаем классику: английский прогрессивный рок и контркультура . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509887-7 .
- Мартин, Билл (1996), Музыка Yes: Структура и видение прогрессивного рока , Чикаго: Открытый суд
- Мартин, Билл (1998). Слушая будущее: время прогрессивного рока, 1968–1978 гг . Открытый суд . ISBN 0-8126-9368-Х .
- Мур, Аллан (1997). Битлз: сержант. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57484-6 .
- Мур, Аллан (2004), Акваланг Джетро Талла , Bloomsbury Publishing, ISBN 978-1-4411-1315-3
- Мур, Аллан (2016). Значение песни: анализ и интерпретация записанной популярной песни . Рутледж. ISBN 978-1-317-05265-4 .
- Пальмберг, Май; Бааз, Мария Эрикссон (2001). То же и другое: переговоры об африканской идентичности в культурном производстве . Институт Северной Африки. ISBN 978-91-7106-477-6 .
- Филон, Саймон (2014). Британское вторжение: перекрестные течения музыкального влияния . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-8108-8627-8 .
- Проун, Пит; Ньюквист, Харви П. (1997). Легенды рок-гитары: важнейший справочник величайших гитаристов рока . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-7935-4042-6 .
- Рейнольдс, Саймон (2006), «Новая поп-музыка и ее последствия», в записи: рок, поп-музыка и письменное слово , Routledge, ISBN 978-1-134-93951-0
- Робертс, Джим; Руксби, Рикки (2003). Справочник по написанию песен: как превратить аккорды в отличные песни . Хэл Леонард. ISBN 978-1-61780-033-7 .
- Санчес, Луис (2014). Улыбка пляжных мальчиков . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-62356-956-3 .
- Шеперд, Джон; Вирден, Фил; Вуллиами, Грэм (1977), Чья музыка?: Социология музыкальных языков , Transaction Publishers, ISBN 978-1-4128-4147-4
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperLuxe. ISBN 978-0-06-249713-0 .
- Уиллис, Пол Э. (2014). Профанная культура . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6514-7 .
- Зоппо, Донато (2014). Прога: Сюита длиной в полвека (на итальянском языке). Тайный. ISBN 978-88-6231-639-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли, Эдвард (1970). Народная музыка: исследование популярной музыки в Великобритании . Барри и Дженкинс. ISBN 9780214660672 .
- Стамп, Пол (1997). Все, что имеет значение в музыке: история прогрессивного рока . Квартет книг. ISBN 978-0-7043-8036-3 .