Пакистанская популярная музыка
Музыка Пакистана | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
| ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
Пакистанская популярная музыка или, сокращенно, пак-поп-музыка относится к популярным музыкальным формам в Пакистане . Пакистанская поп-музыка представляет собой смесь традиционной пакистанской классической музыки и западных влияний джаза , рок-н-ролла , хип-хопа и диско, исполняемую на различных языках Пакистана , включая урду . Популярность музыки зависит от индивидуальных продаж сингла, количества просмотров видеоклипа или позиций певца в чартах альбомов. Помимо Пакистана, пакистанская поп-музыка также приобрела влиятельных поклонников и популярность в соседних странах, ее слушают члены пакистанской диаспоры , особенно на Ближнем Востоке , в Европе и Северной Америке .
Считается, что пакистанская поп-музыка дала рождение этому жанру в регионе Южной Азии с Ахмеда Рушди песней « Ко Ко Корина » в 1966 году. [1] Таким образом, пакистанская поп-музыка тесно связана с индийской поп- музыкой, а также с музыкой Болливуда и бангладешским роком . Поджанры пакистанской поп-музыки включают каввали (разновидность суфийской музыки ), пакистанский рок (включая суфийский рок ), пакистанский хип-хоп и диско (связанное с дискотекой Болливуда ).
Ветераны, такие как Руна Лайла и Аламгир, основали поп-индустрию в Пакистане, а пятнадцатилетняя поп-сенсация Назия со своим братом Зохайбом Хасаном положили начало рождению поп-музыки по всей Южной Азии, следуя за успехом ее британских начинаний. [2] [3] Среди других популярных пакистанских поп-исполнителей, которые последовали за ним, - Абрар-уль-Хак , Фахре Алам , Стрингс , Аамир Заки , Аваз , Аамир Салим , Харун , Фаахир Мехмуд и Хадика Кияни . Певец Каввали также оказал Нусрат Фатех Али Хан заметное влияние на пакистанскую поп-музыку.
От поп-хитов Рушди до песен в исполнении братьев и сестер Хасана и таких групп, как Junoon , Vital Signs , Jal и Strings , пакистанская поп-индустрия неуклонно распространялась по всей Южной Азии и сегодня является самым популярным жанром в Пакистане и соседних странах Южной Азии. [4] Песни в исполнении пакистанских поп-исполнителей регулярно используются в саундтреках к большинству фильмов Болливуда . [5]
Этот жанр всегда был принят в основной молодежной культуре, но препятствиями были смена правительства, культурный консерватизм, иностранное влияние и жесткая конкуренция со стороны соседних стран. [1] Тем не менее, поп-музыка процветала и выживала, демонстрируя устойчивый рост. Лишь в недавние времена пакистанская поп-музыка вызывала восхищение по всей Южной Азии. [4] и остальной мир.
История
[ редактировать ]1960–1980: Взлет и падение музыкального пения.
[ редактировать ]Мастер сцены, отец поп-музыки: Ахмед Рушди
[ редактировать ]
После независимости обретения Пакистаном в 1947 году самой популярной формой развлечения в недавно созданном Пакистане стало кино. Кинотеатры появились в различных уголках страны, особенно в Лахоре , Карачи и Дакке в Восточном Пакистане , и пение стало популярным. Люди, склонные к переходу в этот жанр, должны были обучаться классической музыке , обычно обучаемой устадами , которые освоили ее различные формы и стили.В 1966 году талантливый молодой певец Ахмед Рушди (ныне считающийся одним из величайших певцов Южной Азии) спел первую южноазиатскую поп-песню « Ко-Ко-Корина » для фильма «Армаан » . Песня, написанная Сохаилом Рана , представляла собой смесь жевательной резинки 60-х годов , рок-н- ролльной музыки и музыки из пакистанских фильмов. Позже этот жанр получил название « кинопоп ». [1] В паре с Руной Лайлой певец считается отцом-новатором поп-музыки , в основном хип-хопа и диско , в Южной Азии .
После успеха Рушди христианские группы джазовые начали выступать в различных ночных клубах и вестибюлях отелей. [1] в Карачи , Хайдарабаде и Лахоре . Обычно они пели либо известные американские джазовые хиты, либо каверы на песни Рушди. Рушди пел хиты вместе с Лейлой до Освободительной войны Бангладеш , когда Восточный Пакистан был объявлен независимым государством. Лейла, будучи бенгалькой, решила уехать в новообретенную Бангладеш . [1]
В 1980-е годы развитие кино в Пакистане резко упало, поскольку страна осталась в состоянии смятения из-за изменений в правительственной администрации. Количество кинотеатров быстро сокращалось, и люди предпочитали смотреть телевизор походам в кино. [6]
Новая эра и возрождение: король Пакистана Поп Аламгир, 1972 г.
[ редактировать ]В то время как кинематограф в Пакистане приходил в упадок, соседняя Индия набирала силу в плане содержания и качества фильмов. Люди начали восхищаться индийскими аналогами воспроизведения. И когда казалось, что музыка в Пакистане не имеет надежды пережить это иностранное влияние, Анвар Максуд и Шоаиб Мансур в 1985 году начали карьеру Нериссы, Бины и Шабаны Бенджамин (известных под общим названием « Сестры Бенджамин» ). Сестры заполонили телевизионные экраны своими песнями. мелодичные заклинания и таблоиды начали называть это « феноменом сестер Бенджамин» . [7]
Через несколько лет появился бенгальский певец Аламгир . Как и все люди его поколения, Аламгир вырос на песнях таких групп, как ABBA и Boney M. Он исполнял популярные песни новой волны на урду. В 1973 году под влиянием диско и фанка Аламгир спел Albela Rahi , песню на урду, буквально переведенную со знаменитого кубинского хита, первоначально на испанский язык. Аламгир принес в Пакистан новую форму музыки, сочетающую классические формы с оттенком современной западной музыки. Один за другим он оказался самым успешным певцом и музыкантом своего времени. Наряду с Аламгиром, Мухаммед Али Шехки также прославился своими исполнениями классических форм хиндустани с использованием таких средств, как джаз и рок .
Хасан Джахангир (اردو:حسن جہانگیر) — пакистанский поп-певец. Он получил известность в 80-х благодаря таким хитам, как «Hawa Hawa», «Hato Bacho» и «Shadi Na Karna Yaron». Он выпустил свой первый сингл «Имран Хан — Супермен» в 1982 году, а затем выпустил свой единственный всемирно известный альбом Hawa Hawa. В Индии было продано около 15 миллионов копий.
Новая волна музыки и Новые жанры (1980-2000-е)
[ редактировать ]Королева диско-попа : Назия Хасан
[ редактировать ]
В 1980 году к Назии Хасан , пятнадцатилетней пакистанской девочке, проживающей в Соединенном Королевстве, подошли индийский актер и режиссер Фероз Хан вместе с Бидду Аппайя , индийским музыкальным продюсером, и попросили ее спеть песню « Aap Jaisa Koi » для фильм «Курбани» . [8] Она была выбрана из-за гнусавого качества исполнения песни. Песня мгновенно стала хитом в Великобритании и на Индийском субконтиненте . Под влиянием диско- битов и хип-хопа Назия вместе со своим братом Зохаибом Хасаном выпустила несколько хитов. Их песни Disco Deewane и Tere Qadmon Ko стали настолько популярны во всей Азии , что их самый первый альбом был объявлен самым продаваемым альбомом того времени в Азии.
Ажиотаж длился недолго, поскольку режим Мухаммеда Зия-уль-Хака принял радикальные решения по исламизации нации. Практически все музыкальные клипы были запрещены к показу на местном телевидении. [8] Религиозные лидеры сочли двух братьев и сестер Хасана, танцующих вместе на сцене, совершенно неисламским. При показе видео Назия была поднята по пояс, чтобы скрыть ее танцующие ноги. [8] Таким образом, это стало еще одним ударом по музыкальной индустрии.
Рок-музыка и годы Зии (1980–1989)
[ редактировать ]Несмотря на жесткую риторику Зии против западной музыки, эпоха 1980-х годов широко известна как время зарождения и расцвета отечественной и гениальной рок-музыки в Пакистане. Сразу после прихода к власти Мухаммеда Зия-уль-Хака на посту президента были приняты меры по ограничению распространения музыки, и единственным источником развлечений была государственная телевизионная сеть Пакистанская телевизионная корпорация (PTV). [9] В своем обращении к общественности в 1979 году президент Зия осудил западную культуру и западную музыку и запретил все музыкальные клипы в стране. [9]
Несмотря на трудности и проблемы, с которыми столкнулась музыкальная индустрия, братья и сестры Назия и ее младший брат Зохайб Хасан объединились, чтобы выпустить больше поп-альбомов, но из-за беспорядков, которые переживал Пакистан, дуэт потерял зрительскую аудиторию и продажи в своей стране. . Им удалось попасть в топ-40 Великобритании с английской версией своей песни " Disco Deewane " под названием " Dreamer Deewane ". Альбом был продан тиражом более 14 миллионов пластинок не только в Азии, но и в Южной Америке , Южной Африке и Советском Союзе . Позже Назия Зохеб выпустила множество других альбомов в 1980-х, например, Boom Boom (1982), Young Tarang (1984), Hotline (1987) и Camera Camera (1992), и полностью доминировала на поп-музыкальной сцене Азии в 1980-е годы.
Новая ярость поп- рок-музыки начала расти во время режима президента Зия-уль-Хака. На протяжении 1980-х годов прошла волна культурных изменений, и модные прически и одежда 80-х годов начали обращать внимание общественности. [10] Доморощенные рок-группы, необычные для культуры , стали восприниматься многими пакистанскими фанатами и обозревателями культуры страны как «многообещающая новая эра культурного возрождения». [10] Их огромная популярность открыла новую волну и музыки современную главу в истории Пакистана. [10] Общественность в целом приветствовала новые прически и модную одежду (популярную среди студентов и студентов университетов). [10]
В период пика и конца консервативного режима Зии прошла популярная волна культурных изменений, а западный стиль моды и музыка штурмовали страну. [9] В 1980-е годы различные аранжировщики проводили андеграундные рок-концерты в пятизвездочных отелях и университетских кампусах. [9] По иронии судьбы, именно при консервативном режиме президента Зия-уль-Хака рок-музыка взорвалась, и концерты андеграундной рок-музыки прошли по всей стране, включая Исламабад и недалеко от резиденции Зия-уль-Хака. [9] В 1986 году поп-группа Vital Signs выпустила свои первые синглы Dil Dil Пакистан и Do Pal Ka Jeevan , которые имели абсолютный успех в стране. [11]
Успех Vital Signs помог другим последовать их примеру, и рок-музыка в стране взлетела впервые в истории страны. В то время, когда не было никакой надежды на выживание индустрии, рок/поп-группы заметно и очень быстро заполнили пробел, оставшийся в индустрии поп-музыки. [12] По мнению западных наблюдателей и культурных критиков, рок-группы страны внесли значительный сдвиг в трансформацию страны в модернизм в 1990-е годы. [13] С появлением группы Vital Signs, а затем Джунуна и других, рок-музыка, получившая взрывной успех в 1980-х и 1990-х годах, стала средством выражения патриотического националистического духа в Пакистане. [12]
первая частная телевизионная станция Network Television Marketing В 1990 году открылась (NTM), представляющая программы, ориентированные на молодое поколение. До этого, в 1989 году, Шоаиб Мансур продюсировал шоу для PTV под названием «Музыка '89» и взял братьев и сестер Хасана в качестве ведущих. Это шоу отвечает за создание легенд из таких групп, как Vital Signs , Junoon , Ali Haider , Sajjad Ali и Jupiters, а также включая андеграундные альтернативные рок- группы, такие как Final Cut и The Barbarians. [14] Согласно редакционной статье, написанной в The Express Tribune в 2011 году, «жизненно важные показатели и гениальная рок-музыка Пакистана были единственным «арсеналом», который страна имела против вторжения индийской индустрии развлечений ». [15] Это было в разгар правления Зии, когда «Дил Дил Пакистан» был показан по телевидению и за короткий период времени имел огромный успех в стране.
Расцвет пакистанской поп-музыки: 1990–1999 гг.
[ редактировать ]
Благодаря успеху Vital Signs и других групп поп/рок-музыка также значительно помогла поп-музыке войти в список. Прием в прайм-тайм на канале NTM в Лахоре , Карачи и Исламабаде , когда NTM транслировала шоу под названием « Чарты музыкальных каналов» . Рок-музыка по-прежнему нравилась публике, и было проведено часовое шоу, в котором в формате обратного отсчета демонстрировались музыкальные клипы различных исполнителей . Когда люди начали знакомиться с форматом шоу, любительские коллективы и певцы записывали на пленку собственные видеоролики и отправляли их в эфир. Поскольку конкуренция росла, а одному видео посвящалось всего несколько минут, поп- и рок-музыканты со всей страны получали признание за свою работу.
В шоу приняли участие такие будущие артисты, как рэпер Фахре Алам , Даниш Рахи , Fringe Benefit (дебютный альбом Tanhai был записан и сведен Тахиром Гулом Хасаном в его студиях звукозаписи в Карачи), Strings , Junoon, Аамир Салим , Аамир Заки и Харун Рашид. и Фаахир Мехмуд из семейных имен Аваза . Шоу стало первопроходцем, и многие последовали его примеру. Video Countdown (который позже стал Video Count Down Zabardast Zabar Duss/10) начался на PTV, а Video Junction (VJ) был единственным в своем роде на NTM, который начался после закрытия MCC. Когда PTV стала международной в 1992 году с запуском PTV2, она открыла международную арену для пакистанских поп-исполнителей. Все больше и больше международных телеканалов (особенно трансграничных) становились видимыми в Пакистане через спутник. Пакистанские артисты начали появляться на MTV India и Channel V в конце 1990-х. [16] и затмевают все усилия, которые пакистанский коллега предпримет, чтобы выявить таланты внутри страны.
Появление FM-радио в середине 90-х сделало пакистанскую поп-музыку более доступной. Люди начали наслаждаться оттенками пакистанского поп-н-рока в своих машинах.
Звукозаписывающие компании, такие как EMI Пакистан , Pepsi Пакистан Inc. и Sound Master, начали обращать внимание на новых и восходящих звезд. Они начали подписывать контракты с такими группами, как Strings, Vital Signs, Junoon, Benjamin Sister и Awaz, которые позже стали культовыми поп-рок-группами. В это время различные рок/поп-группы получили большое признание за рубежом после того, как Vital Signs дали свой дебютный международный концерт в США в 1993 году.
Абрар-уль-Хак с момента своего дебюта с Билло Де Гаром (1995) стал известен как «Король пакистанской поп-музыки». [17] продав более 40,3 миллиона альбомов по всему миру. [18]
Хадика Киани дебютировала в фильме «Саргам» Аднана Сами и Зебы Бахтияра в главных ролях «Саргам» в 1995 году, который стал феноменальным хитом, а музыкальный альбом фильма стал хитом в чартах Lollywood Top 10 (PTV), Yeh Hai Filmi Dunya (NTM) и FM-каналах. . Но Хадика продолжила свою музыкальную карьеру скорее как поп-исполнительница, а не как исполнительница. Ее альбомы «Raaz, Rung and Roshni» продавались миллионами и сделали ее настоящей поп-звездой после Назии Хасан. В 1997 году Хадика стала второй международной певицей в мире, подписавшей контракт с Pepsi Пакистан.
В 1999 году, после Каргильской войны , вещание всех индийских каналов было ограничено или запрещено в Пакистане, а после Перваиза Мушаррафа средства государственного переворота массовой информации были приватизированы. Чтобы удовлетворить потребности тысяч людей, которые регулярно смотрели индийские каналы, транслировались программы, соответствующие индийскому содержанию. Увидев в этом возможность, группы вернулись на музыкальную сцену и начали снимать видео с гораздо более богатым содержанием. В 2002–2003 годах Газанфар Али , продюсер и генеральный директор Indus Media Group, начал свое первое предприятие в музыкальной индустрии с Indus Music, каналом, посвященным музыке в форматах, используемых западными музыкальными каналами. Канал начинался как часть канала Indus Vision, а позже был запущен как отдельный канал в 2003 году. [14] Не имея ничего особенного для просмотра, кроме нескольких пакистанских каналов, молодежь страны остановилась на Indus Music и снова заинтересовалась музыкой. В 2006 году сеть Indus TV Network по соглашению с MTV Intn;l преобразовала Indus Music в MTV Пакистан, которая до 2011 года снова стала Indus Music.
Рок-музыка продолжала набирать популярность в стране, поскольку в этот жанр входит все больше певцов и групп. Но ситуация с правопорядком в Пакистане ограничила количество концертов, и артисты не активно продвигают свои альбомы. Новые музыкальные таланты появились в Пакистане в десятилетие 2000 года. Entity Paradigm, Aaroh, Mizraab, Mizmaar, Fuzon, Raeth, Noori, Mechal Hassan Band, Jal, Roxen и др. сделали себе имя, создавая качественную музыку. После распада Junoon Али Азмат начал сольную карьеру, а его первый сольный альбом Social Circus имел успех и придал ему культовый имидж. Новые певицы, такие как Айни Халид, Абрешам и Абир, поддерживали музыкальную сцену. После Indus Music были запущены ARY Musik (The Musik) Aag (сейчас вне эфира), Play и многие другие музыкальные каналы, которые поддерживали музыкальную сцену. Aag TV был первым молодежным музыкальным каналом Пакистана, который также представил множество программ, заставляющих задуматься, а также по молодежным вопросам.
Появление групп и популярных певцов: Атиф Аслам и Джал
[ редактировать ]
Группа Jal, образованная в 2003 году вместе с Атифом Асламом , Гохером Мумтазом и другими, принесла новую волну пакистанской поп-музыки с такими хитами, как Adaat, Woh Lamhe и их соответствующими альбомами. Атиф стал одним из лучших пакистанских певцов на сегодняшний день, а Джал стал самым громким именем на музыкальной сцене пакистанских групп. Более того, новая волна кинематографа в Пакистане поддержала сцену поп/рок-музыки, поскольку большая часть фоновой музыки и саундтреков к новым фильмам обычно создается поп/рок-исполнителями. Поп/рок-исполнители, такие как Атиф Аслам , Рахат Фатех Али Хан и Али Зафар , одинаково популярны в Индии в музыкальной индустрии Болливуда.
Телевизионные шоу
[ редактировать ]Кокс Студия
[ редактировать ]Coke Studio , популярный пакистанский музыкальный телесериал, стал первым официальным проектом Пакистана по сотрудничеству с пакистанскими исполнителями поп-музыки. Coke Studio стала феноменальным хитом, давшим на данный момент 14 успешных сезонов. Первые семь сезонов были продюсированы Рохаилом Хаяттом, участником бывшей поп-группы Пакистана Vital Signs . Это единственный в своем роде фильм, в котором сочетаются старые новости и новости, и он транслируется на всех телеканалах и некоторых радиоканалах Пакистана, что делает его доступным для всех в стране и за рубежом. Платформа раскрыла таланты народных и современных художников, таких как Ариф Лохар и Миша Шафи . Сезон 8 Coke Studio приобрел огромную популярность, и многие из ее песен возглавили чарты большинства популярных в Южной Азии веб-сайтов потоковой передачи музыки, таких как Taazi , SoundCloud и Patari.pk . [19] [20]
После успеха в Пакистане после своего первого запуска Coke Studio стала международной франшизой. Пакистанское шоу собрало большое количество поклонников в соседней Индии. [21] Успех шоу побудил Coca-Cola запустить индийскую версию Coke Studio @ MTV с аналогичным форматом, которая оказалась как одобренной критиками, так и коммерчески успешной. [22] Индийская версия произведена MTV India . [23] арабская версия шоу Coke Studio بالعربي была запущена В апреле 2012 года на Ближнем Востоке с выступлениями различных арабских и международных музыкальных исполнителей, спродюсированных автором песен Мишелем Элефтериадесом .
Пакистанский идол
[ редактировать ]Франшиза «Идол» была запущена в Пакистане в 2013 году с сериала «Пакистанский идол» , который транслировался по телевидению Geo TV . Гимном шоу был Awaaz Mein Teri , написанный и спетый Али Зафаром . Судили шоу Бушра Ансари , Али Азмат и Хадика Киани . Победителем первого сезона стал Замад Байг.
Пепси Битва групп
[ редактировать ]Pepsi Battle of the Bands — телевизионное шоу, основанное на концепции Battle of the Bands , впервые вышедшее в эфир в 2002 году на канале PTV Home . Шоу было возобновлено в 2017 году. В этом сезоне судьи Атиф Аслам , Миша Шафи и Фавад Хан исполнили « Do Pal Ka Jeevan » группы Vital Signs и «Dekha Na Tha» Аламгира в качестве дани; [24]
Рохайль Хаятт (S1) Фифи Харун (S1) Шахи Хасан (S1, 2) Фавад Хан (S2, 3, 4) Миша Шафи (S2, 3, 4) Атиф Аслам (S2)Фарук Ахмед (S2, S3) Струны (S3) |
Акустическая станция
[ редактировать ]Кашан Адмани выпустил первый в Пакистане музыкальный веб-сериал Acoustic Station в 2019 году. Сериал был основан на неподключенной к сети музыке и в нем участвовали такие популярные музыканты, как Наташа Байг , Кашмир (пакистанская группа) , Ками Пол , Наташа Хан (пакистанская певица), Шаллум Ашер. Ксавьер и другие. [25]
Болливуд
[ редактировать ]Пакистанский Каввали музыкант Нусрат Фатех Али Хан оказал большое влияние на музыку Болливуда , вдохновив многочисленных индийских музыкантов, работавших в Болливуде , особенно в 1990-е годы. Тем не менее, было много случаев, когда индийские музыкальные режиссеры занимались плагиатом музыки Хана для создания хитовых из фильмов . песен [26] [27] Виджу Шаха Хит "Tu Cheez Badi Hai Mast Mast" в фильме "Мохра " (1994) был заимствован из популярной песни Каввали Хана " Dam Mast Qalandar ". [26] Поп/рок-исполнители, такие как Атиф Аслам , Рахат Фатех Али Хан и Али Зафар, одинаково популярны в Индии в музыкальной индустрии Болливуда.
Списки
[ редактировать ]Самые продаваемые артисты
[ редактировать ]Классифицировать | Художник(а) | Продажи | Годы | Ссылка |
---|---|---|---|---|
1 | Абрар-уль-Хак | 60,000,000 | 1995–2004 | [28] |
2 | Назия Хасан и Зохеб Хасан | 40,300,000 | 1980–1992 | [18] |
3 | Джунун | 30,000,000 | 1990–2010 | [29] |
4 | Нусрат Фатех Али Хан | 19,650,000 | 1996–2007 | [а] |
5 | Атиф Аслам | 15,300,000 | 2004–2008 | [б] |
Самые продаваемые альбомы
[ редактировать ]Классифицировать | Год | Альбом | Художник(а) | Продажи | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1984 | Молодой Таранг | Назия Хасан и Зохеб Хасан | 40,000,000 | [30] [31] [ самостоятельный источник ] |
2 | 1995 | Счет за дом | Абрар-уль-Хак | 16,000,000 | [18] [32] |
3 | 1981 | Дискотека Дивейн | Назия Хасан и Зохеб Хасан | 14,000,000 | [33] |
6 | 1997 | майя | Абрар-уль-Хак | 6,000,000 | [18] |
Только один | Нусрат Фатех Али Хан и Махмуд Хан | 6,000,000 | [34] | ||
8 | 1997 | Ванде Матарам | А.Р. Рахман и Нусрат Фатех Али Хан | 2,000,000 | [35] |
9 | 1989 | Жизненно важные признаки 1 | Жизненно важные признаки | 1,000,000 | [36] |
1996 | Сангам | Нусрат Фатех Али Хан и Джавед Ахтар | 1,000,000 | [37] | |
1997 | Азади | Джунун | 1,000,000 | [38] |
Музыкальные видеопотоки
[ редактировать ]Год | Песня | Художник(а) | YouTube Потоки (в миллионах) | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
2014 | Зарури Та | Рахат Фатех Али Хан | 1310 | [39] |
2016 | Мере Рашк-э-Камар | Джунаид Асгар | 703 | [40] |
Африн Африн | Рахат Фатех Али Хан и Момина Мустехсан | 363 | [41] | |
2015 | Тадждар-э-Харам | Атиф Аслам | 382 | [42] |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Социально-политическая история современной поп-музыки в Пакистане» . Чоук . Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ «Назия Хасан наконец похоронена» . Экспресс Дейли, Индия . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Ахмед, Рашми З. (20 сентября 2003 г.). «Сделано для Назии, в исполнении Алиши» . Времена Индии . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Музыкальный мост для Индии и Пакистана» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ «В 2008 году Болливуд получит еще больше пакистанской музыки!» . Маска . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ «История сквозь призму» . Институт политики устойчивого развития. Архивировано из оригинала 16 сентября 2006 года . Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ «Сестры Бенджамин: Серебряный юбилей» . Все вещи Пакистан . Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Жизнь Назии как звезды» . Фонд Назии Хасан. Архивировано из оригинала 2 июля 2008 года . Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Надим Ф. Парача (28 марта 2013 г.). «Времена жизненно важных знаков» . Dawn News, Надим Ф. Парача . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Малик, Ифтихар Х. (2005). «Исполнительское искусство и кино» . Культура и обычаи Пакистана . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-33126-Х .
- ^ Посмотреть видео
- ^ Перейти обратно: а б Кадир, Мохаммад Абдул (2005). Пакистан . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис Лтд. ISBN 978-0-203-09968-1 .
- ^ ЛеВайн, Марк (2008). «1980-е: Расцвет хэви-метала в Пакистане» . Хэви-метал Ислам: рок, сопротивление и борьба за душу ислама (1-е изд.). Нью-Йорк: Три Риверс Пресс. ISBN 978-0-307-35339-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Музыкальный бизнес» . Лента новостей Пакистан. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Хани Таха (6 апреля 2011 г.). «Встреча с Шахи» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ «Делай свое дело» . Санди Таймс . Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ «Индия сегодня интернэшнл» . Индия сегодня Интернэшнл . 25 (40–52). Living Media India Limited: 16. 2000.
Король пакистанской поп-музыки Арад Аль Хух.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Статистика» . Официальный сайт Абрар-уль-Хака . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ «8-й сезон Coke Studio берет Пакистан штурмом» .
- ^ «Coke Studio 8: Эпизод 6 готов потрясти музыкальные чарты» .
- ^ «Если Индия хвастается Тадж-Махалом, то Пакистан должен хвастаться Coke Studio» . «Экспресс Трибьюн» . 7 июля 2010 г. Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Махмуд, Рафай (30 января 2013 г.). « Я получил благословение Рохайла перед открытием нашей студии Coke в Индии » . «Экспресс Трибьюн» .
- ^ МАНС (26 мая 2011 г.). «Coke Studio раскачает Индию» . «Экспресс Трибьюн» .
- ^ Студия, МангоБааз (22 июля 2017 г.). «Pepsi Battle Of The Bands только что выпустила свою первую песню, и она АБСОЛЮТНО зажигательна» . МангоБааз . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ НовостиБайты. «Dream Station Productions запускает акустическую станцию» . www.thenews.com.pk . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Амит Баруа, Р. Падманабхан (6 сентября 1997 г.). «Притихший голос» . Индуист , Линия фронта . Архивировано из оригинала 30 декабря 2001 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Чаудхури, Словарь (2018). Биоскоп: Легкомысленная история Болливуда в десяти главах . Хашетт п. 93. ИСБН 9789351952299 .
- ^ PTI (18 ноября 2005 г.). «Телеведущая НРИ получила премию Назии Хасан» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 4 марта 2011 г.
- ^ Шарма, Пурнима (5 июня 2010 г.). «Салман Ахмад: от Джунуна до рок-н-ролльного джихада» . Времена Индии . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Молодой Таранг» . Редифф . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Шейх, Массачусетс (2012). Кто есть кто: Музыка в Пакистане . Корпорация Xlibris . п. 192. ИСБН 9781469191591 .
- ^ «Абрар Уль Хак вернулся с бангрой» . «Экспресс Трибьюн» . 29 апреля 2016 г.
- ^ «Дискотека Deewane, Назия Хасан с Бидду и его оркестром» . Ла Пеланга . 19 сентября 2010 г.
- ^ «Найдены «потерянные магнитофонные записи» Нусрата Фатеха Али Хана» . Новости Интернешнл . 5 июля 2017 г.
- ^ Матхай, Камини (2009). А.Р. Рахман: Музыкальный шторм . Группа Пингвин . п. 160. ИСБН 9788184758238 .
- ^ «Салман Ахмад – Группа Джунун» . Индо-американский совет искусств . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Кумар, Кеваль Дж. (2000). Массовая коммуникация в Индии (4-е изд.). Издательство Джайко . п. 320. ИСБН 9788172243739 .
- ^ «Мальчики Булле Шаха» . Перспективы . 44 . 26 июля 2004 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ Рахат Фатех Али Хан - Зарури Тха на YouTube
- ^ Мере Рашке Камар Ту Не Пехли Назар - Джунаид Асгар на YouTube
- ^ Африн Африн, Рахат Фатех Али Хан и Момина Мустехсан на YouTube
- ^ Атиф Аслам, Тадждар-э-Харам на YouTube