Классическая музыка хиндустани
Классическая музыка хиндустани | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Концепции | ||||||
Инструменты | ||||||
| ||||||
Жанры | ||||||
| ||||||
Таат | ||||||
Индийская классическая музыка |
---|
Концепции |
Классическая музыка хиндустани — это классическая музыка северных регионов Индийского субконтинента . Ее также можно назвать классической музыкой Северной Индии или Бхартия шастрия сангит . Термин шастрия сангит буквально означает классическую музыку, а также используется для обозначения индийской классической музыки в целом. [1] В нее играют на таких инструментах, как вина , ситар и сарод . В 12 веке нашей эры она отошла от карнатической музыки , классической традиции Южной Индии . В то время как музыка Карнатика в основном использует композиции, написанные на санскрите , каннада , телугу , тамильском , малаялам , музыка хиндустани в основном использует композиции, написанные на хинди , урду , брадж , авадхи , бходжпури , раджастхани , маратхи и пенджаби . [2]
Знание классической музыки хиндустани преподается через сеть школ классической музыки, называемых гхарана . Классическая музыка хиндустани является неотъемлемой частью культуры Индии и исполняется по всей стране и за рубежом. Представители классической музыки хиндустани, в том числе Устад Бисмилла Хан , Пандит Бхимсен Джоши и Рави Шанкар , были награждены Бхарат Ратна , высшей гражданской наградой Индии, за вклад в искусство. [3]
История
[ редактировать ]Примерно в XII веке классическая музыка хиндустани расходилась с тем, что в конечном итоге стало называться классической музыкой Карнатика . Центральным понятием в обеих системах является понятие мелодичного музыкального режима или раги , исполняемого в соответствии с ритмическим циклом или тала . Это мелодичная музыка, в которой нет понятия гармонии. Эти принципы были уточнены в музыкальных трактатах « Натья Шастра » Бхараты (2–3 века н. э.) и Даттилама (вероятно, 3–4 века нашей эры). [4]
В средние века мелодические системы были смешаны с идеями персидской музыки, особенно благодаря влиянию суфийских композиторов, таких как Амир Хусро , а позже при дворах Великих Моголов процветали такие известные композиторы, как Тансен , наряду с религиозными группами, такими как вайшнавиты . Такие артисты, как Далптарам , Мирабай , Брахмананд Свами и Премананд Свами, возродили классическую музыку хиндустани в 16-18 веках.
После 16 века стили пения разделились на разные гхараны , которым покровительствовали разные княжеские дворы. Примерно в 1900 году Вишну Нараян Бхаткханде объединил музыкальные структуры классической музыки хиндустани, называемые рагами , в несколько таатов на основе их нот. Это очень несовершенная система, но она в некоторой степени полезна в качестве эвристики.
К выдающимся музыкантам- индуистам можно обращаться как к пандитам , а к мусульманам - как к устадам . Одним из аспектов хиндустанской музыки, восходящей к суфийским временам, является традиция религиозного нейтралитета: мусульманские устады могут петь композиции, восхваляющие индуистских божеств, а индуистские пандиты могут петь аналогичные исламские композиции.
Вишну Дигамбар Палускар в 1901 году основал Гандхарву Махавидьялаю, школу, где давали формальное обучение классической музыке хиндустани с некоторыми историческими индийскими музыкальными произведениями. Это была школа, открытая для всех, и одна из первых в Индии, которая работала за счет общественной поддержки и пожертвований, а не королевского патронажа. Многие ученики первых групп школы стали уважаемыми музыкантами и преподавателями в Северной Индии. Это вызвало уважение к музыкантам, к которым раньше относились с пренебрежением. Это также способствовало распространению классической музыки хиндустани среди масс при королевских дворах.
Санскритская традиция
[ редактировать ]Равана и Нарада из индуистской традиции — опытные музыканты; Сарасвати со своей виной — богиня музыки. Гандхарвы представлены как духи, владеющие музыкой, а стиль гандхарвов смотрит на музыку прежде всего как на удовольствие, сопровождаемое сома - расой. В Вишнудхармоттара-пуране царь нагов Ашватара просит узнать свары Сарасвати. [ нужна ссылка ] .
Хотя термин рага сформулирован в Натья Шастре (где его значение более буквальное, означающее «цвет» или «настроение»), он находит более четкое выражение в том, что называется Джати в « Даттиламе », тексте, составленном вскоре после или около того. в то же время, что и Натья Шастра . «Даттилам» посвящен музыке Гандхарвов и обсуждает гаммы ( свара ), определяя тональную структуру, называемую грама, в терминах 22 микротональных интервалов ( шрути). [5] ), составляющий одну октаву. Здесь также обсуждаются различные расположения нот ( мурчхана ), перестановки и комбинации последовательностей нот ( танас ) и аланкара или разработка. Даттилам делит мелодическую структуру на 18 групп, называемых Джати , которые представляют собой фундаментальные мелодические структуры, подобные раге . Имена джати отражают региональное происхождение, например Андхри и Удичья. [ нужна ссылка ] .
Музыка также упоминается в ряде текстов периода Гуптов ; Калидаса упоминает несколько видов вины (Паривадини, Випанчи ), а также ударные инструменты ( мриданг ), флейту ( Вамши ) и раковину ( Шанкха ). Музыка также упоминается в буддийских и джайнских текстах самых ранних периодов нашей эры. [ нужна ссылка ] .
Трактат Нарады « Сангита Макарандха» , датируемый примерно 1100 годом н. э., является самым ранним текстом, в котором можно найти правила, аналогичные правилам современной классической музыки хиндустани. Нарада фактически называет и классифицирует систему в ее более ранней форме до того, как персидское влияние внесло в систему изменения. Джаядевы Гита Говинда XII века была, пожалуй, самым ранним музыкальным произведением, исполняемым в классической традиции, называемой Аштапади. музыкой [ нужна ссылка ] .
В 13 веке Шарангадева составил « Сангита Ратнакара» , имеющую такие названия, как Турушка Тоди («Турецкий Тоди »), что свидетельствует о притоке идей из исламской культуры. Этот текст является последним, который упоминается как в карнатической, так и в хиндустанской традициях, и часто считается, что он датирует расхождение между ними.
В эпоху Делийского султаната и Великих Моголов
[ редактировать ]Приход исламского правления под властью Делийского султаната , а затем и Империи Великих Моголов в северной Индии вызвал значительный культурный обмен. Музыканты все чаще получали покровительство при дворах новых правителей, которые, в свою очередь, начали проявлять растущий интерес к местным музыкальным формам. Хотя первые поколения, возможно, были укоренены в культурных традициях за пределами Индии, они постепенно переняли многие аспекты индуистской культуры своих королевств. Это помогло стимулировать слияние индуистских и мусульманских идей, что привело к появлению новых форм музыкального синтеза, таких как каввали и кьял .
Самым влиятельным музыкантом периода Делийского султаната был Амир Хосров (1253–1325), композитор на персидском , турецком и арабском языках , а также Врадж Бхаша . Ему приписывают систематизацию некоторых аспектов музыки хиндустани, а также введение нескольких раг, таких как Яман Кальян , Зилаф и Сарпада . Он создал шесть жанров музыки: хьял, тарана , накш, гуль, каул и калбана. В его время также был представлен ряд инструментов (например, ситар ).
Амиру Хосрову иногда приписывают происхождение формы хьял , но записи его сочинений, похоже, не подтверждают это. Композиции придворного музыканта Садаранга при дворе Мухаммад-шаха имеют большее сходство с современным хьялом. Они предполагают, что, хотя хьял в той или иной форме уже существовал, Садаранг, возможно, был отцом современного хьяла.
Большая часть музыкальных форм, изобретенных этими пионерами, слилась с индуистской традицией, написанной на популярном языке народа (в отличие от санскрита) в произведениях таких композиторов, как Кабир или Нанак . Это можно рассматривать как часть более широкой традиции бхакти (тесно связанной с вайшнавским движением), которая оставалась влиятельной на протяжении нескольких столетий; Среди известных фигур - Джаядева (11 век), Видьяпати (1375 г. н. э.), Чандидас (14–15 века) и Мирабай (1555–1603 гг. Н. Э.).
Когда Империя Великих Моголов вступила в более тесный контакт с индусами, особенно при Джалал уд-Дине Акбаре , музыка и танцы также процветали. В частности, музыкант Тансен представил ряд новшеств, в том числе раги и отдельные композиции. Легенда гласит, что после того, как он утром исполнил ночную рагу, весь город погрузился в тишину, а в небе собрались облака, так что он мог зажечь костры, спев рагу «Дипак».
В королевском доме Раджа Гвалиора Мансингх Томар (1486–1516 гг. Н. Э.) также участвовал в переходе от санскрита к местной идиоме ( хинди ) в качестве языка классических песен. Он сам написал несколько томов сочинений на религиозные и светские темы, а также был ответственным за главный сборник « Манкутухал» («Книга любопытства»), в котором изложены основные формы музыки, распространенные в то время. В частности, музыкальная форма, известная как дхрупад, получила значительное развитие при его дворе и оставалась сильной стороной Гвалиор -гхараны на протяжении многих столетий.
После распада империи Великих Моголов покровительство музыке продолжалось в небольших княжеских королевствах, таких как Авад , Патиала и Банарас , что привело к появлению разнообразия стилей, которое сегодня известно как гхараны . Многие семьи музыкантов получили большие земельные наделы, что сделало их самодостаточными, по крайней мере, на несколько поколений (например, Шам Чаурасия гхарана). Тем временем традиции бхакти и суфия продолжали развиваться и взаимодействовать с различными гхаранами и группами.
Современная эпоха
[ редактировать ]До конца 19 века классическая музыка хиндустани передавалась индивидуально через традицию гуру-шишья («наставник-протеже»). Эта система имела много преимуществ, но также и несколько недостатков. Во многих случаях шишье приходилось проводить большую часть своего времени, служа своему гуру в надежде, что гуру сможет научить его паре-тройке « чиз » (части или нюанса). Кроме того, система заставила музыку ограничиваться небольшой частью индийского сообщества. В значительной степени оно ограничивалось дворцами и танцевальными залами. Интеллектуалы избегали этого, образованный средний класс избегал этого, и в целом на него смотрели свысока как на легкомысленную практику. [6]
Во-первых, по мере того, как в начале 20 века ослаблялась власть махараджей и навабов , уменьшалось и их покровительство. С изгнанием Ваджида Али Шаха в Калькутту после 1857 года музыкальная традиция Лукнави стала влиять на музыку эпохи Возрождения в Бенгалии , дав начало традиции Рагпрадхан ган на рубеже веков. Раджа Чакрадхар Сингх из Райгарха был последним из махараджей современной эпохи, покровительствовавшим хиндустанским классическим музыкантам, певцам и танцорам. [7] [8]
Кроме того, на рубеже веков Вишну Дигамбар Палускар и Вишну Нараян Бхаткханде распространяли классическую музыку хиндустани в массы в целом, организуя музыкальные конференции, открывая школы, преподавая музыку в классах, разрабатывая стандартизированную систему оценок и тестирования, а также стандартизируя обозначения. система. [9]
Вишну Дигамбар Палускар стал талантливым музыкантом и организатором, несмотря на то, что он был слеп с 12 лет. Его книги по музыке, а также музыкальная школа Гандхарва Махавидьялая , которую он открыл в Лахоре в 1901 году, способствовали движению от закрытой системы гхараны.
Современник Палускара (и случайный соперник) Вишну Нараян Бхаткханде осознавал множество трещин, появившихся в структуре индийской классической музыки. Он совершил обширные исследовательские поездки в большое количество гхаран, хиндустани, а также Карнатика, собирая и сравнивая композиции. Между 1909 и 1932 годами он выпустил монументальный четырехтомный труд « Хиндустани Сангита Паддхати» . [10] который предлагал транскрипцию индийской музыки и описывал многие традиции в этой записи. Наконец, это предложило возможную классификацию раг на основе их примечаний на ряд таатов (модусов) вслед за системой Мелакарты , которая реорганизовала карнатикскую традицию в 17 веке. Существующие сегодня раги были классифицированы по этой схеме, хотя в системе Бхатканде есть некоторые несоответствия и неясности.
В наше время управляемое правительством Всеиндийское радио , Бангладеш Бетар и Радио Пакистана помогли привлечь к артистам внимание общественности, противодействуя утрате системы патронажа. Первой звездой была Гаухар Джан , чья карьера началась с первых записей индийской музыки Фреда Гайсберга в 1902 году. С развитием кино и других средств массовой информации музыканты начали зарабатывать на жизнь публичными выступлениями. Ряд гурукулов , таких как Алауддин-хан в Майхаре , процветал. В более современные времена также наблюдается корпоративная поддержка, как, например, в Исследовательской академии ITC Sangeet . Между тем, классическая музыка хиндустани стала популярной во всем мире благодаря влиянию таких артистов, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан .
Характеристики
[ редактировать ]Индийская классическая музыка состоит из семи основных нот с пятью вкраплениями половин, в результате чего получается 12-нотная гамма. В отличие от 12-нотной гаммы в западной музыке, базовая частота гаммы не фиксирована, а также могут варьироваться межтональные промежутки ( темперация ). Исполнение построено на мелодическом образце, называемом рагой , который частично характеризуется определенными последовательностями восхождения ( ароха ) и нисхождения ( авароха ), нотами «короля» ( вади ) и «королевы» ( самавади ) и характерными фразами ( пакад ). [ нужна ссылка ]
Раги могут происходить из любого источника, включая религиозные гимны, народные мелодии и музыку из-за пределов Индийского субконтинента. [ нужна ссылка ] . Например, рага Хамадж и ее варианты были классифицированы на основе народной музыки, а такие раги, как Хиджаз (также называемая Басант Мухари), возникли из персидских макамов.
Принципы музыки хиндустани
[ редактировать ]Гандхарва Веда — это санскритское писание, описывающее теорию музыки и ее применение не только в музыкальных формах и системах, но также в физике, медицине и магии. [11] Говорят, что существует два типа звука: ахата (ударный/слышимый) и анахата (неударный/неразборчивый). [11] Говорят, что неслышимый звук является принципом всего проявления, основой всего существования. [11]
Есть три основных «Саптака», которые напоминают «Октавы» в западной музыке, за исключением того, что они характеризуют всего семь нот или «свар» вместо восьми. Это низкий ( мандра), средний ( мадхья) и высокий ( тара ) . [11] Каждая октава резонирует с определенной частью тела: низкая октава — в сердце, средняя октава — в горле и высокая октава — в голове. [11]
Ритмическая организация основана на ритмических узорах, называемых тала . Мелодические основы называются рагами. Одна из возможных классификаций раг - это «мелодические лады» или «родительские гаммы», известные как тааты , по которым большинство раг можно классифицировать на основе используемых в них нот.
Таат может состоять из семи градусов шкалы, или свары . Музыканты хиндустани называют эти высоты, используя систему под названием Саргам , эквивалент западного «подвижное до» сольфеджио :
- Са ( ṣaḍja शाद्ज) = До
- Ре ( Ришаб ) = Ре
- Га ( Гандхара Гандхар) = Ми
- Ма ( Мадхьяма (музыка) среда) = Фа
- Па ( Панчам пятый) = Итак
- Дха ( Дхайват дхаиват ) = Ла
- Ни ( Нишад निशाद) = Ти
- Са ( ṣaḍja शाद्ज) = До
Обе системы повторяются в октаве. Разница между саргамом и сольфеджио состоит в том, что ре, га, ма, дха и ни могут относиться либо к «естественным» ( шуддха ), либо к измененным «плоским» ( комал ) или «острым» ( теевра ) версиям соответствующих ступеней шкалы. Как и в случае с подвижным до сольфеджио, ноты слышны относительно произвольной тоники, которая меняется от исполнения к исполнению, а не к фиксированным частотам, как на ксилофоне. Тонкие интонационные различия между разными экземплярами одной и той же свары называются шрути . Три основных регистра индийской классической музыки — это мандра (нижний), мадхья (средний) и таар (верхний). Поскольку расположение октав не фиксировано, для определенных раг также можно использовать источники в среднем регистре (например, мандра-мадхья или мадхья-таар). Типичное исполнение хиндустани-раги включает два этапа:
- Алап: ритмически свободная импровизация правил раги с целью дать жизнь раге и конкретизировать ее характеристики. За алапом следует длинная импровизация в медленном темпе в вокальной музыке или джод и джхала в инструментальной музыке.
Таны бывают нескольких типов: Шуддха, Кут, Мишра, Вакра, Сапаат, Сарал, Чхут, Халак, Джабда, Мурки.
- Бандиш или Гат : фиксированная мелодичная композиция, основанная на определенной раге, исполняемая с ритмическим сопровождением таблы или пахаваджа. Существуют разные способы систематизации частей композиции. Например:
- Стаайи : начальная рондо- фраза или строка фиксированной мелодической композиции.
- Антара : первая основная фраза или строка фиксированной мелодической композиции. Исследует верхнюю октаву Раага. В сочинениях Хаял иногда встречается имя поэта.
- Санчаари : третья основная фраза или линия фиксированной мелодической композиции, чаще встречающаяся в бандишах дхрупад . Обычно исследует нижнюю часть данного Раага.
- Аабхог : четвертая и заключительная основная фраза или строка фиксированной мелодической композиции, чаще встречающаяся в бандишах Дхрупада . Продолжает исследовать верхнюю октаву Раага, как Антара, но с более обширными фразами. Часто именно здесь имя поэта является подписью к сочинениям Дхрупада.
- В зависимости от темпа существует три варианта бандиша:
- Виламбит бандиш : медленная и устойчивая мелодичная композиция, обычно от ларго до адажио.
- Мадхьялайя бандиш : мелодическая композиция среднего темпа, обычно исполняемая в темпах анданте и аллегретто.
- Друт- бандиш : мелодическая композиция в быстром темпе, обычно со скоростью аллегретто или быстрее.
Классическая музыка хиндустани в первую очередь ориентирована на вокал, поскольку музыкальные формы были разработаны в первую очередь для вокального исполнения, а многие инструменты были разработаны и оценены на предмет того, насколько хорошо они имитируют человеческий голос.
Виды композиций
[ редактировать ]Основными вокальными формами или стилями, связанными с классической музыкой хиндустани, являются дхрупад , кьял и тарана . К легким классическим формам относятся дхамар , триват , чаити , каджари , таппа , тап-хьял , тумри , дадра , газель и бхаджан ; они не соответствуют строгим правилам классической музыки. [ нужны разъяснения ]
Дхрупад
[ редактировать ]Дхрупад – это старый стиль пения, традиционно исполняемый певцами-мужчинами. Он исполняется с тамбурой и пахаваджем в качестве инструментального сопровождения. Тексты песен, некоторые из которых были написаны на санскрите много веков назад, в настоящее время часто исполняются на брадибхаше , средневековой форме языков Северной и Восточной Индии, на которых говорили в Восточной Индии. Рудра вина , древний струнный инструмент, используется в инструментальной музыке в Дхрупаде.
Музыка Дхрупада прежде всего религиозна по теме и содержанию. Он содержит концерты в честь определенных божеств. Композиции Дхрупада начинаются с относительно длинного и ациклического алапа, во время которого произносятся слоги следующей мантры:
« Ом Анант там Таран Тарини Твам Хари Ом Нараян, Анант Хари Ом Нараян ».
Алап постепенно превращается в более ритмичные секции джод и джхала. За этими разделами следует исполнение бандиша под аккомпанемент пахаваджа. Великий индийский музыкант Тансен пел в стиле дхрупад. Более легкая форма дхрупада, называемая дхамар , поется в основном во время весеннего праздника Холи .
Дхрупад был основной формой классической музыки Северной Индии до тех пор, пока два столетия назад он не уступил место несколько менее строгому кьялу, более свободному стилю пения. Потеряв своих главных покровителей среди членов королевской семьи в индийских княжествах, дхрупад рисковал вымереть в первой половине двадцатого века. Однако усилия нескольких сторонников, особенно из семьи Дагар , привели к его возрождению.
Некоторые из самых известных вокалистов, поющих в стиле Дхрупад, являются членами линии Дагар, в том числе старшие братья Дагар, Насир Мойнуддин и Насир Аминуддин Дагар ; младшие братья Дагар, Насир Захируддин и Насир Файязуддин Дагар ; и Васифуддин , Фаридуддин и Саидуддин Дагар . Среди других ведущих представителей — братья Гундеча и Удай Бхавалкар , которые прошли обучение у некоторых дагаров. Среди ведущих вокалистов, не принадлежащих к линии Дагар, - семья Маллик, принадлежащая к традиции музыкантов Дарбханга; некоторыми из ведущих представителей этой традиции были Рам Чатур Маллик, Сиярам Тивари и Видур Маллик. В настоящее время Прем Кумар Маллик, Прашант и Нишант Маллик являются вокалистами Дхрупада этой традиции. Очень древний 500-летний Дхрупад Гарана из Бихара - это Думраон Гарана, штат Пт. Тилак Чанд Дубей , Pt. Ганаранг Баба был основателем этой престижной Гараны. Думраон Гарана Дист-Буксар - это древняя традиция музыки Дхрупада, которой почти 500 лет. Эта Гарана процветала под покровительством короля Думраона Раджа. Стиль дхрупада (вани) гхараны — это Гаухар, Кхандар и Наухарвани. Живые легенды об этой гхаране Пт. Рамджи Мишра
Часть певцов-дхрупадов Дели-Гхараны из Великих Моголов императора Шаха Джахана двора мигрировала в Беттию под покровительством Беттиа Раджа , что дало начало Беттиах-Гхаране. [12]
думать
[ редактировать ]Кьял — это современная форма вокальной музыки хиндустани. Кьял, буквально означающий «мысль» или «воображение» на хиндустани и происходящий от персидско-арабского термина, представляет собой текст из двух-восьми строк, положенный на мелодию. Кьял содержит большее разнообразие украшений и украшений по сравнению с дхрупадом . Такие особенности Кхьяла , как саргам и таан , а также движения, включающие алап в стиле дхрупада, привели к тому, что он стал популярным.
Важность содержания кьяла заключается в том, чтобы певец посредством музыки в установленной раге изобразил эмоциональное значение кьяла. Певица импровизирует и находит в рагах вдохновение для изображения кьяла.
Происхождение Кьяла является спорным, хотя принято считать, что этот стиль был основан на дхрупаде и находился под влиянием других музыкальных традиций. Многие утверждают, что Амир Хосров создал этот стиль в конце 14 века. Эту форму популяризировал император Великих Моголов Мохаммад Шах через своих придворных музыкантов; некоторыми известными композиторами этого периода были Садаранг , Адаранг и Манранг .
Потомки
[ редактировать ]Еще одна вокальная форма, тараны, — это песни среднего и быстрого темпа, которые используются для передачи настроения восторга и обычно исполняются ближе к концу концерта. Они состоят из нескольких строк болов , написанных на ритмичном языке танца Табла , Пахавадж или Катхак , положенных на мелодию. Эти несколько строк певец использует как основу для быстрой импровизации. Тиллана . в музыке Карнатика основана на таране, хотя первая в первую очередь связана с танцем
Останавливаться
[ редактировать ]Таппа — это форма индийской полуклассической вокальной музыки, особенностью которой является ее динамичный темп, основанный на быстром, тонком и запутанном построении. Он возник из народных песен наездников на верблюдах Пенджаба и был разработан как форма классической музыки Мианом Гуламом Наби Шори или Шори Мианом, придворным певцом Асафа-Уд-Довлы , наваба Авада . «Нидхубабур Таппа», или таппа в исполнении Нидху Бабу, были очень популярны в Бенгалии 18 и 19 веков.
Тхумри
[ редактировать ]Тумри - это полуклассическая вокальная форма, которая, как говорят, возникла в Уттар-Прадеше при дворе Наваба Ваджида Али Шаха (годы правления 1847–1856). Существует три типа тумри: пураб анг, лукнави и пенджабский тумри. Тексты песен в основном написаны на старых, более сельских диалектах хинди, таких как Бридж Бхаша , Авадхи и Бходжпури . Затрагиваемые темы обычно носят романтический характер, поэтому большее значение придается текстам, а не Раагу, и раскрывает повествовательные качества музыки. Потребность выразить эту сильную эмоциональную эстетику делает Тумри и Катхак идеальным сочетанием, которые до того, как Тумри стал сольной формой, исполнялись вместе.
Некоторыми недавними исполнителями этого жанра являются Абдул Карим Хан , братья Баркат Али Хан и Баде Гулам Али Хан , Бегум Ахтар , Нирмала Деви , Гириджа Деви , Прабха Атре , Сиддхешвари Деви , Шобха Гурту и Чханнулал Мишра .
Газель
[ редактировать ]На Индийском субконтиненте во время правления Великих Моголов персидская газель стала наиболее распространенной поэтической формой на языке урду и была популяризирована такими классическими поэтами, как Мир Таки Мир , Галиб , Дааг , Заук и Сауда среди литературной элиты Северной Индии. Жанр газели отличается своей романтикой и рассуждениями о различных оттенках любви. Вокальная музыка, написанная на этот стиль поэзии, популярна в различных вариациях в Центральной Азии , на Ближнем Востоке , а также в других странах и регионах мира.
Инструменты
[ редактировать ]Хотя музыка хиндустани явно ориентирована на вокальное исполнение, инструментальные формы существовали с древних времен. Фактически, в последние десятилетия, особенно за пределами Южной Азии, инструментальная музыка хиндустани более популярна, чем вокальная, отчасти из-за несколько другого стиля и более быстрого темпа, а отчасти из-за языкового барьера для текстов вокальной музыки.
Многие музыкальные инструменты связаны с классической музыкой хиндустани. Вина , струнный инструмент, традиционно считалась наиболее важным инструментом, но сегодня на нем мало кто играет, и его в значительной степени вытеснили его родственники ситар и сарод , оба из которых обязаны своим происхождением персидскому влиянию. Тамбура также считается одним из наиболее важных инструментов , поскольку она функционирует как фундаментальный слой, которого придерживаются остальные инструменты на протяжении всего выступления. Среди смычковых инструментов саранги и скрипка популярны . Бансури шенай , фисгармония и — важные духовые инструменты. В ансамбле ударных табла и пахавадж наиболее популярны . Редко используемые щипковые или ударные струнные инструменты включают сурбахар , сурсрингар , сантур и различные версии слайд-гитары . В той или иной степени использовались и другие инструменты.
Фестивали
[ редактировать ]Одним из первых фестивалей современной музыки, посвященных классической музыке хиндустани, был Harballabh Sangeet Sammelan , основанный в 1875 году в Джалландхаре . Музыкальная конференция Dover Lane дебютировала в 1952 году в Калькутте , а фестиваль Савай Гандхарва Бхимсен в 1953 году в Пуне , а такие фестивали, как ITC SRA Sangeet Sammelan, появились в начале 1970-х годов. Общество по продвижению индийской классической музыки и культуры среди молодежи SPIC MACAY с 1977 года представляет собой добровольное молодежное движение, которое продвигает нематериальные аспекты индийского культурного наследия путем продвижения индийской классической музыки и других традиционных форм искусства Индии.
См. также
[ редактировать ]- Список композиторов, создавших раги
- Кожа хорошая.
- Персидская традиционная музыка
- Ахил Бхаратия Гандхарва Махавидьялая Мандал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Определение" .
- ^ Хо, Мейлу (1 мая 2013 г.). «Соединяя истории: литургические песни как классические произведения в музыке хиндустани» . Этномузыкология . 57 (2): 207–235. doi : 10.5406/ethnomusicology.57.2.0207 . ISSN 0014-1836 .
- ^ «Индийские художники, ставшие Бхарат Ратной» . 26 мая 2020 г.
- ^ Исследование Даттилама: Трактат о духовной музыке Древней Индии, 1978, стр. 283, Мукунда Латха, Даттила
- ^ Термин шрути буквально означает «то, что слышно». Одно из его значений относится к «полученным» текстам Вед; здесь это означает ноты гаммы.
- ^ «Новости маратхи, последние новости маратхи, газета новостей маратхи, газета новостей маратхи в Мумбаи» . Локсатта . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года.
- ^ Журнал Музыкальной академии, Мадрас - Том 62 - 1991 - Страница 157
- ^ Индийский танец катхак: прошлое, настоящее, будущее: - Страница 28
- ^ «Новости маратхи, последние новости маратхи, газета новостей маратхи, газета новостей маратхи в Мумбаи» . Локсатта . Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года.
- ^ Хиндустани Сангита Паддхати (4 тома, маратхи ) (1909–1932). Вишну Нараян Бхаткханде . Сангит Карьялайя (переиздание 1990 г.). ISBN 81-85057-35-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) Эта книга, первоначально написанная на маратхи , была широко переведена. - ^ Jump up to: а б с д и Ален, Даниэлу (2014). Раги музыки Северной Индии . Даниэлу, Ален. (изд. 2014 г.). Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8121502252 . OCLC 39028809 .
- ^ «Многих художников Бихари игнорирует СПИК МАКЕЙ» . Таймс оф Индия . 13 октября 2001 года . Проверено 16 марта 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Индийская классическая музыка и западная поп-музыка
- Муталь, Патрик (1991). Сравнительное исследование избранных хиндустанских раг . Нью-Дели: ISBN Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd. 81-215-0526-7 .
- Муталь, Патрик (1991). Индекс хиндустани-раг . Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd.
- Багчи, Сандип (1998). Над . Издательство БПИ. ISBN 81-86982-07-8 .
- Багчи, Сандип (2006). Шрути: Путеводитель по музыке хиндустани для слушателей . Рупа. ISBN 81-291-0903-4 .
- Орсини Ф. и Батлер Шофилд К. (2015). Рассказы и тексты: музыка, литература и выступления в Северной Индии . Кембридж: Издатели открытых книг. ISBN 9781783741021 .