Они съели
Индийская классическая музыка |
---|
![]() |
Концепции |
Вадья ( санскрит : वाद्य , вадья ), также называемая вадьяка или атодия , является одним из трех компонентов сангиты (музыкального исполнительского искусства) и относится к «инструментальной музыке» в индийских традициях. [1] [5] [6] Два других компонента сангиты — это гита (вокальная музыка, песня) и нритья (танец, движение). [1] [7] [4] В общем смысле вадья означает инструмент и характерную музыку, которую он производит, звучит или воспроизводит. [8] [9]
Индийское музыковедение
[ редактировать ]Термин вадья в смысле «музыка, прозвучавшая, сыгранная, произнесенная» появляется в ведической литературе, такой как Айтарейя Брахман , и в санскритских текстах ранней постведической эпохи, таких как Натья Шастра , Панчатантра , Мальвикагнимитра и Катхасарицагара . [5] В этих текстах музыканта или исполнителя инструментов называют вадьядхарой . [5] описывается струнный инструмент пропорциональной длины В «Джайминия-Брахмане» и «Айтарейя-араньяке» , который сравнивается с поэтическими размерами. [10] В тексте 17-го века «Сангита Дарпана» (музыкальное искусство) определяется сангита как « гитам вадьям татха нритьям трайан сангита мучйате », что означает, что сангита включает в себя гиту (вокальную музыку), вадью (инструментальную музыку) и нритью (танец). [11]
Классификация инструментов
[ редактировать ]Санскритская литература описывает четыре типа вадьи : [4] [6] [12]
- Танту : струнный музыкальный инструмент ( хордофон ).
- Сусира : полый музыкальный инструмент ( аэрофон ).
- Гана : твердый музыкальный инструмент ( идиофон ).
- Аванаддха : крытый музыкальный инструмент ( мембранофон ).
Ансамбли и оркестры
[ редактировать ]В главе 14 «Сангиташиромани» описываются музыкальные ансамбли, основанные на коллективном исполнении музыкантами инструментов вадья , и такой оркестр называется кутапа . [13]
Культурный обмен
[ редактировать ]Термин вадья также появляется в буддийском санскритском тексте «Сухавативьюха» , влиятельном в китайской и японской традициях, который Луис Гомес переводит как «инструментальная музыка». [14]
В индуистско-яванской музыкальной традиции вадья называется вадитра . [7] По словам Роджера Бленча , большинство учёных считают, что термин валиха (мадагаскарский трубчатый цитровый инструмент) укоренён в санскритском термине вадья , отражающем период культурного обмена над Индийским океаном . [15]
См. также
[ редактировать ]- Индийская классическая музыка
- Список индийских музыкальных инструментов
- Натья Шастра
- История
- Удака поел
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. п. 13. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Бигамудре Чайтанья Дева (1995). Индийская музыка . Тейлор и Фрэнсис. стр. 95–96. ISBN 978-81-224-0730-3 .
- ^ Рэйчел Ван М. Баумер; Джеймс Р. Брэндон (1993). Санскритская драма в исполнении . Мотилал Банарсидасс. стр. 117–118. ISBN 978-81-208-0772-3 .
- ^ Jump up to: а б с Элисон Арнольд; Бруно Неттл (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 19–20. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Jump up to: а б с Монье Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь с этимологией , Oxford University Press, страница 940
- ^ Jump up to: а б Дилип Ранджан Бартакур (2003). Музыка и музыкальные инструменты Северо-Восточной Индии . Публикации Миттала. стр. 3–4. ISBN 978-81-7099-881-5 .
- ^ Jump up to: а б Яап Кунст (2013). Индуистско-яванские музыкальные инструменты . Спрингер Наука. стр. 88 со сноской 26. ISBN. 978-94-011-9185-2 .
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 113–114. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Мандакранта Бос (2012). Движение и мимесис: идея танца в санскритской традиции . Спрингер Наука. п. 57. ИСБН 978-94-011-3594-8 .
- ^ Эмми те Нейенхейс (1992). Сангиташиромани: Средневековый справочник по индийской музыке . БРИЛЛ Академик. стр. 12–14. ISBN 90-04-09498-9 .
- ^ Дона, Ласанти Манаранджани Калинга (2012). «О терапевтических аспектах индийской классической музыки». Музыкальная, танцевальная и арт-терапия . 23 (1). Издательство Хогрефе: 8–14. дои : 10.1026/0933-6885/a000069 .
- ^ Бонни С. Уэйд (1987). Музыка в Индии: классические традиции . Компания Ривердейл. п. 88. ИСБН 978-0-913215-25-8 .
- ^ Эмми Те Нидженхейс (1992). Сангиташиромани: Средневековый справочник по индийской музыке . БРИЛЛ Академик. стр. 524–525. ISBN 90-04-09498-9 .
- ^ Луис Гомес (1996), Земля блаженства: санскритские и китайские версии сутр Сукхавативьюха, University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1760-2 , страница 72 (стих 28.23)
- ^ Роджер Бленч (2014), Использование разнообразных источников доказательств для реконструкции прошлой истории музыкальных обменов в Индийском океане, African Archaeological Review, том 31, выпуск 4 (декабрь), стр. 675–703