Сарод

Сарод — струнный инструмент , используемый в музыке хиндустани на Индийском субконтиненте . Наряду с ситаром , он входит в число самых популярных и выдающихся инструментов. [1] Он известен своим глубоким, весомым, интроспективным звучанием, контрастирующим со сладкой, богатой обертонами текстурой ситара, с симпатическими струнами , которые придают ему резонансное, реверберирующее качество. Это безладовый инструмент, он может производить непрерывные переходы между нотами, известные как менд ( глиссанди ), которые играют важную роль в индийской музыке. [2]
Происхождение
[ редактировать ]Слово сарод пришло из персидского языка во времена поздней империи Великих Моголов и намного старше индийского музыкального инструмента. Его можно проследить до слова sorūd, означающего «песня», «мелодия», «гимн», а также от персидского глагола sorūdan , который соответственно означает «петь», «играть на музыкальном инструменте», но также означает «сочинять». . [3]
Альтернативно, шахруд мог дать название сароду. [4] Персидское слово шах-руд состоит из слов шах ( шах или царь) и руд (нитка). [5]
Истоки музыки сарода можно проследить до ритмичных и ярких мелодий афганского рубаба, а также индийского сени рубаба , который занимал значительное место при королевских дворах Великих Моголов. Сарод появился в Индии в начале 19 века как развитая форма афганского рубаба , на котором обычно играют в регионах к востоку от Дели, населенных афганскими общинами. Во второй половине XIX века потомки музыканта-рубаба и афганского торговца Гулама Бандаги-хана наделили инструмент металлическими струнами и металлической пластиной - элементами, характерными для современного сарода. Эти улучшения облегчили звучание нот и возможность выполнять сложные украшения, характерные для дхрупад и кьял . музыкальных стилей [6] [7]
Хотя сарод называют « басовым рубабом». [8] его тональная полоса на самом деле значительно больше, чем у рубаба, особенно в среднем и высоком регистрах. Лалмани Мишра в своей книге «Бхаратия Сангит Вадья» полагает , что сарод представляет собой комбинацию древней читравины, средневекового рубаба и современного сурсингара . Известно, что существует еще один инструмент, сур-рабаб, который имеет характеристики как дхрупада рабаба/сения рабаба, так и сарода. Сур-рабаб имеет структуру дхрупад-рабаба, но имеет металлическую накладку грифа и использует металлические струны.
Среди множества противоречивых и спорных историй о сароде есть одна, которая приписывает его изобретение предкам современного маэстро сарода Амджада Али Хана . Предок Амджада Али Хана Мохаммад Хашми Хан Бангаш, музыкант и торговец лошадьми, приехал в Индию с афганским рубабом в середине 18 века и стал придворным музыкантом махараджи Ревы (ныне в Мадхья-Прадеше ). Именно его потомки, особенно его внук Гулам Али Хан Бангаш, придворный музыкант из Гвалиора , превратили рубаб в сарод, который мы знаем сегодня. [9] Параллельная теория приписывает потомкам Мадар-хана, в частности Нияматулле-хану, такое же нововведение около 1820 года. Сарод в его нынешнем виде появился примерно в 1820 году, когда он начал получать признание как серьезный инструмент в Реве, Шахджаханпуре , Гвалиоре и Лакхнау. . В 20 веке сарод был значительно улучшен Аллауддином Ханом и его братом Айет Али Ханом. Они увеличили количество струн чикари (дрона) и количество струн тарафдара (симпатических). Однако, как и в случае с большинством молодых, развивающихся инструментов, еще предстоит проделать большую работу в области изготовления сарода , чтобы добиться надежной настройки и точного копирования успешных инструментов. Это отражает общее состояние индийского приборостроения в наши дни.
Дизайн
[ редактировать ]
Конструкция инструмента зависит от школы ( гхараны ) игры. Различают три типа:
Обычный сарод представляет собой инструмент, похожий на лютню, с числом от 17 до 25 струн: от четырех до пяти основных струн, используемых для исполнения мелодии, одной или двух струн гудка, двух струн чикари и от девяти до одиннадцати дополнительных струн. Дизайн этой ранней модели обычно приписывают Нияматулле Хану из Лакнау Гараны, а также Гуламу Али Хану из Гвалиор-Бангаш Гараны. Среди современных игроков на сароде этот базовый дизайн сохраняется благодаря двум направлениям игры на сароде. Амджад Али Хан и его ученики придерживаются этой модели, как и последователи Радхики Мохан Майтры. И Амджад Али Хан, и Буддхадев Дасгупта внесли незначительные изменения в свои инструменты, которые стали шаблонами дизайна для их последователей. Оба музыканта используют сароды из тикового дерева и деку из козьей кожи, натянутую на лицевую сторону резонатора. Буддадев Дасгупта предпочитает накладку грифа из полированной нержавеющей стали из-за простоты обслуживания, в то время как Амджад Али Хан использует обычную накладку грифа из хромированной или никелированной литой стали. Визуально эти два варианта похожи: с шестью колышками в основном колковом ящике, двумя закругленными колышками чикари и от 11 (Амджад) до 15 (Буддадев) симпатических струн. Потомки Нияматуллы-хана (а именно Ирфан-хан и Гульфам-хан) также играют на подобных инструментах. Некоторые из последователей Радхики Мохан Майтры до сих пор носят второй резонатор на своих сародах. Амджад Али Хан и его последователи вообще отвергли резонатор. Эти инструменты обычно настроены на традиционную настройку B.
Другой тип разработан Аллауддином Ханом и его братом Айет Али Ханом. Этот инструмент, названный Дэвидом Трасоффом прототипом Майхара 1934 года, [10] больше и длиннее обычного инструмента, хотя накладка грифа идентична традиционному сароду. Всего у этого инструмента 25 струн. К ним относятся четыре основные струны, четыре струны джод (настроенные на Ni или Dha , R/r , G/g и Sa соответственно), две струны чикари (настроенные на Sa верхней октавы ) и пятнадцать тараб струн . Основные струны настроены на Ма («фа»), Са («до»), нижнее Па («со») и нижнее Са , что дает инструменту диапазон в три октавы. Сарод Майхар очень хорошо подходит для исполнения алапа с четырьмя струнами джод, создающими фон для атмосферы раги. Однако этот вариант не способствует чистому взятию правой рукой отдельных струн. Инструмент обычно настроен на C.
Струны сарод изготавливаются из стали или фосфористой бронзы . Большинство современных исполнителей на сароде используют струны немецкого или американского производства, такие как Roslau (Германия), Pyramid (Германия) и Precision (США). Струны перебираются треугольным плектром ( ява ), изготовленным из полированной скорлупы кокосового ореха , черного дерева, дерева кокоболо, рога, коровьей кости, делрина или других подобных материалов. Ранние исполнители на сароде использовали плектры из простой проволоки, которые давали мягкий звонкий тон.
Техника игры
[ редактировать ]Отсутствие ладов и натяжение струн делают сарод очень требовательным инструментом для игры, поскольку струны приходится сильно прижимать к накладке грифа.
Есть два подхода к остановке струн сарода. Один предполагает использование кончика ногтей, чтобы остановить струны, а другой использует комбинацию ногтя и кончика пальца, чтобы остановить удар струн о гриф. [9]
Техника аппликатуры и способы ее обучения во многом зависят от личных предпочтений музыкантов, а не от принадлежности к школе. Радхика Мохан Майтра, например, останавливал веревку указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, как это делают последователи Аллауддин-хана. Майтра, однако, гораздо шире использовал ноготь третьего пальца для слайдов и молотков. Амджад Али Хан, хотя и принадлежит примерно к той же стилистической школе, что и Радхика Мохан, предпочитает использовать только указательный и средний пальцы левой руки. Однако Амджад Али изображен примерно в 1960 году играющим всеми тремя пальцами.
Известные сародии
[ редактировать ]Покойный
[ редактировать ]- Мохаммад Амир Хан (1873–1934), придворный музыкант Дарбханги и Раджшахи.

- Аллауддин Хан (1862(1882?)–1972)
- Хафиз Али Хан (1888–1972)
- Радхика Мохан Майтра (1917–1981)
- Али Акбар Хан (1922–2009)
- Джотин Бхаттачарья (1926–2016)
- Бахадур Хан (1931–1989)
- Буддадев Дас Гупта (1933–2018)
- Дхьянеш Хан (1942–1990)
- Калян Мухерджа (1943–2010)
- Сахават Хусейн (1877–1955)
- Шаран Рани Бакливал (1929–2008)
- Васант Рай (1942–1985)
- Раджив Таранат (1932–2024)
- Шахадат Хоссейн Хан (1958–2020)
Жизнь
[ редактировать ]- Ашиш Хан (р. 1939)
- Ави Кишна (р. 1978)
- Амджад Али Хан (р. 1945)
- Бридж Нараян (р. 1952)
- Нарендра Натх Дхар (р. 1954)
- Бисваджит Рой Чоудхури (р. 1956)
- Викаш Махарадж (р.1957)
- Теджендра Маджумдар (р. 1961)
- Амаан Али Хан (р. 1977)
- Аян Али Хан (р. 1979)
- Джойдип Мукерджи (музыкант) (р. 1982)
- Абхишек Лахири (р. 1983)
- Ваджахат Хан
- Арнаб Чакрабарти (р. 1980)
- Сумик Датта (р. 1983)
- Викрам Бозе-Маллик (р. 1976)
- Ааюш Мохан (р. 1995)
- Апратим Маджумдар
- Прашех Боркар
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сарод · Коллекция музыкальных инструментов Гриннелл-колледжа» . omeka1.grinnell.edu . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Индийский классический музыкант Амджад Али Хан выступит 1 марта в FAC» . Управление новостей и связей со СМИ . Проверено 13 октября 2019 г.
- «Исследовательская академия ITC Сангит» . www.itcsra.org . Проверено 13 октября 2019 г. - ^ Генрих Ф.Ю. Юнкер; Бозорг Алави (1970). Персидско-немецкий словарь [ Персидско-немецкий словарь ] (на немецком языке). Лейпциг/Тегеран. п. 420.
- ^ Макнил, Адриан (2004). Изобретение Сарода: история культуры . Лондон: Книги Чайки. п. 27. ISBN 978-81-7046-213-2 .
- ^ Хоутсма, Мартин Теодор (1913–1936). «Уд». В EJ Brill (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2. БРИЛЛ. п. 987. ИСБН 9004082654 .
Руд имеет персидское происхождение, и это слово, как и смола, означает струну.
- ^ Музыка, Мировая энциклопедия Garland (01 февраля 2013 г.). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. ISBN 978-1-136-09602-0 .
- ^ Мануэль, Питер; Майнер, Аллин (1999). «Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках» . Ежегодник традиционной музыки . 31 :139. дои : 10.2307/767986 . ISSN 0740-1558 . JSTOR 767986 .
- ^ Кортни, Дэвид. «Сарод» . Дэвид и Чандраканта Кортни . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Бротон, Саймон. «Инструменты торговли: Сарод» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Трасофф, 2000.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макнил, А. (2005). Изобретение Сарода: история культуры . Чайка. ISBN 81-7046-213-4 .
