Jump to content

Шахруд

Шахруд
Мужчина играет османского шахруда 1582 года нашей эры по иллюстрации в «Фамилии-и Хумаюн».
Струнный инструмент
Классификация
Развитый Античность
Связанные инструменты

Шахруд šah ( турецкий : Şehrud , от персидского : شاهرود , DMG šah-rud или -i-rud ) — лютня с короткой шеей, изображенная в « Фамилии-и Хумаюн» , напоминающая уд или барбат , но гораздо крупнее. [ 1 ] Больший размер придал инструменту дополнительный резонанс и более глубокий ( басовый ) диапазон, как у современного мандобасса , мандолона или алжирской мандолы .

Это слово также относилось к типу цитры, описанному Аль-Фараби и проиллюстрированному в его книге «Китаб аль-мусики аль-кабир» . Эта иллюстрация заставила ученых предположить, что это была цитра -коробочка или арфа в сочетании с псалтерием . Шах-руд был завезен в Самарканд в начале 10 века и распространился на арабскую музыку Ближнего Востока.

Другим писателем, упоминавшим этот инструмент, был Абд аль-Кадир в своей работе «Макасид аль-Алхан» (по-персидски: смысл музыки) (مقاصد الحان). аль-Кадир интересовался реставрацией и усовершенствованием струнных музыкальных инструментов, и его работы содержат информацию о многочисленных музыкальных инструментах, в том числе о шахруде. [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Персидское слово шах-руд состоит из слова шах , «царь» ( шах ) и руд , который, как и тар , содержит основное значение «струна». Руд — исторический восточный лютневый инструмент, а на лютне тар с длинной шеей до сих пор играют в иранской музыке. Азербайджанский музыкант Абд аль-Кадир (Ибн Гайби; † 1435) из Мараги на северо-западе Ирана упомянул лютню руд чати (также руд чани ) наряду с рудаком и рудой . Два столетия спустя османский писатель-путешественник Эвлия Челеби (1611 - после 1683) описал лютню руду как сходную с чахартаром , номинальным четырехструнным инструментом. Арабский историк аль-Маккари (ок. 1577–1632) ссылается на источник XIII века о том, что руда была найдена в Андалусии. [ 3 ]

Шах -руд , «король лютн», возможно, дал свое название североиндийской лютне сарод с ракушечной шеей, разработанной в 1860-х годах на основе афганского рубаба . Однако персидское слово сарод в нескольких вариантах написания гораздо дольше использовалось для описания лютневых инструментов и обычно означает «музыка». В Белуджистане известны смычковые звуки сурод и соруд , похожие на индийскую саринду . [ 4 ]

Струнный инструмент под названием шеруд в османский период, который часто появляется в османских миниатюрах XV и XVI веков и персидских миниатюрах во времена империи Тимуридов (1370–1507) как увеличенный пузатый вариант лютни с короткой шеей Уд , назван со средневековым шах-руд- , но явно не родственным по форме. [ 5 ] Степень распространения этого инструмента в арабской музыке неясна. [ 6 ] На миниатюрах османской рукописи 1582 года «Фамилия-и Хумаюн» изображены придворные музыканты, играющие рядом с шерудом, который, судя по его увеличенному изображению, вероятно, был басовой лютней, играющей на исторической угловой арфе ченг , щипковой лютне копуз , смычковой лютне кеманче, пан-флейте. мыскал , длинная флейта нэй и рамочный барабан даф . [ 7 ]

Иллюстрация из Аль-Фараби (ок. 870-950): Китаб аль-мусики аль-кабир Рисунок музыкального инструмента, называемого "" шах-руд "")

Опубликованный отчет о Шах-руде основан на рукописи XIII века, хранящейся в Национальной библиотеке в Каире, единственной другой из рукописей XII века, хранящейся в Национальной библиотеке в Мадриде. [ 8 ] Мадридское изображение более тесно окружено письмом, выполнено менее тщательно и без циркуля; структурно они не отличаются. С другой стороны, рисунок Каира тщательно составлен с помощью циркуля и линейки. Неясно, основаны ли оба рисунка на одном и том же или на разных шаблонах, или более поздний рисунок в Каире был скопирован с более раннего рисунка в Мадриде. По археологически раскопанным глиняным фигуркам, сасанидским наскальным рельефам или персидским книжным миниатюрам часто можно составить приблизительное представление о внешнем виде исторических музыкальных инструментов, только количество струн обычно приспособлено к художественным требованиям и редко бывает реалистичным. Это относится и к более достоверным представлениям в музыковедческих трудах. Например, орнаментальные украшения угловатой арфы ( чан ) на рисунке XIII века относятся скорее к художественной воле, чем к реальному внешнему виду. Арфы часто изображаются вообще без струн или со струнами, уходящими в пустоту. Иногда музыкант не может держать свой инструмент так, как показано, или не может взяться за струны.

На иллюстрации шах -руда параллельные струны проходят через верхнюю часть, как коробчатая цитра, но заканчиваются где-то снаружи, с правой стороны. Шесть более коротких (самых высоких) струн обламываются на концах. Второй пучок струн, идущий вверх под прямым углом к ​​нему, заключен в изогнутый деревянный каркас, напоминающий коромысло лиры или каркас арфы. Эти струны также заканчиваются за пределами конструкции. Одним из объяснений того, почему обе системы струн выступают за пределы инструмента, может быть то, что рисовальщик продолжал рисовать концы струн, свисающие после точки крепления и часто снабженные придатком и оставленные для украшения, в виде прямой линии. Мадридский инструмент имеет 40 струн, 27 из которых проходят по закрытому корпусу и 13 перпендикулярно раме; на рисунке из Каира изображен шах-руд с 48 струнами, 29 струнами по корпусу и 19 струнами на раме. [ 9 ]

Музыковед и востоковед Родольф д'Эрлангер (1872-1932), чье шеститомное издание «Арабская музыка» содержит перевод « Китаб аль-Мусика аль-кабир» аль-Фараби в первых двух томах, классифицировал Шах-руд как цитра в 1935 году. Генри Джордж Фармер (1882–1965) ранее называл ее «архлютней или цитрой» в «Истории арабской музыки» (1929), добавляя, что «к началу 15 века это определенно была архлютня», вдвое длиннее цитры. лютня. Под влиянием д'Эрлангера другие хотели увидеть арфу или псалтерий, поэтому Фармер в «Источниках арабской музыки» (1940) превратил ее в «Арфовый псалтерий». В первом издании « Энциклопедии ислама» упомянул шах-руд (1934 г.) Фармер в статье «Уд» , то есть восточные лютневые инструменты. Этот раздел «Фермеры» был включен в переиздание 2000 года без изменений, поскольку позже Фармер вернулся к своему первоначальному виду. Соответственно, один набор струн следует рассматривать как мелодические струны, расположенные над грифом, а другой набор струн – как струны дрона, ведущие к отдельным колышкам. Эту точку зрения подкрепляет аль-Фараби, который отличал этот конкретный инструмент от угловатых арф (персидский чанк , арабский ангк ) и от лиры (арабский мизафа ). [ 10 ] Павел Курфюрст согласился с интерпретацией Фармера как «Арфовой псалтерии». [ 11 ] С другой стороны, канунист говорит о и историк музыки Георгий Дмитрий Сава цитре. [ 12 ] Аль-Фараби дал диапазон высоты звука в четыре октавы в 10 веке. [ 13 ] По словам Абд аль-Кадира , в 15 веке шах-руд имел десять двойных струн и был вдвое длиннее уда . [ 14 ]

В дополнение к двум изображениям Китаб аль-Мусика , по-разному нарисованный Шах-руд изображен в инкунабуле 1474 года работы Quaestiones in librum II sendentiarum, написанной Иоганнесом Дунсом Скотом . Инкунабл находится в Этнографическом музее в Брно , хранится в Чехии и, вероятно, возник в Брно . Струнный инструмент, изображенный в виде рисунка цветным пером в декоративной рамке между растительными орнаментами, держится в руке стоящего музыканта. Этот инструмент с другой формой корпуса, но также с загнутыми внутрь краями и без звуковых отверстий, как в арабских рукописях, показан в перспективе в игровом положении и, таким образом, позволяет оценить его размеры. С другой стороны, количество струн здесь остается неясным, поскольку параллельно было нарисовано ровно столько струн, сколько это было возможно на иллюстрации длиной 25 миллиметров. На арабских рисунках корпус имеет шесть ребер, на брненском изображении — еще одно, что может быть связано с неточностью. Судя по окраске, пергамент мог бы использоваться в качестве деки . [ 15 ]

Распределение

[ редактировать ]

Шах -руд восходит к музыканту по имени Хулаиш ибн аль-Ахвас (также известный как Хаким ибн Ахвас ас-Судди ), который привез этот инструмент в Самарканд в 918/19 году нашей эры и путешествовал с ним по среднеазиатской Согдиане . Позже он распространился на Ирак, Сирию и Египет.

арабская инструментальная музыка, похоже, значительно изменилась примерно в это время Согласно Китаб аль-Мусика аль-Кабир, . В XIX веке стройная, прочная форма барбата превратилась в известную сегодня форму лютни с коротким грифом и круглым корпусом, сделанным из склеенных деревянных планок, которая с тех пор стала самым популярным арабским струнным инструментом под названием уд. . Также была разработана лютня Тухфат аль-Удвас , вдвое меньше уда. «совершенная лютня» ( уд камил Эталоном была ) с пятью двойными струнами. Во время правления Аббасидов, как утверждает аль-Фараби, существовало две отдельные лютни с длинной шеей: более старая тунбур аль-мизани (также тунбур аль-багдади ) и тунбур аль-чурасани , обе названные в честь областей их распространения. , Багдад и Хорасан соответственно. Кроме того, существовали более редкие щипковые струнные инструменты, из которых лира ( мизафа ) использовалась чаще, чем арфа ( анг ), и трапециевидная коробчатая цитра ( канун ). Певцы аккомпанировали себе на лютнях, и не известно ни одного случая, чтобы певец сам играл на лире или арфе. [ 16 ] [ 17 ]

Шах -руд документирован до 15 века. В 16 веке его существование уже невозможно проверить. Столь же сложный струнный инструмент - это арочная лютня, построенная Венделином Тиффенбрукером (немецкий мастер, работал в 1570–1610 гг.) с параллельными струнами, прикрепленными к боковой части арфообразной рамы ( арфовая лютня ). Это исключительное, уникальное произведение, созданное не позднее 1590 года, имело диапазон высоты 6,5 октав и могло быть преемником шах-руда , который, возможно, был известен мастеру лютни Тифенбрукеру. [ 18 ]

Литература

[ редактировать ]
  • Аль-Фараби: Китаб аль-Мусики аль-Кабир. Перевод на персидский А. Азарнуш, Тегеран, 1996, с. 55.
  • Генри Джордж Фармер: Ислам. (Генрих Бесселер, Макс Шнайдер (ред.): История музыки в картинках. Том III. Музыка средневековья и эпохи Возрождения. Доставка 2). Немецкое музыкальное издательство, Лейпциг, 1966, стр. 96, 116.
  • Генри Джордж Фармер: История арабской музыки до XIII века. Лузак, Лондон, 1973, с. 154, с. 209; archive.org (1-е издание: 1929 г.).
  • Генри Джордж Фармер: Эд. В: Энциклопедия ислама. новое издание. Том 10. Брилл, Лейден, 2000, с. 769.
  • Павел Курфюрст: Шах-руд. В: Архивы музыкознания. Том 41, выпуск 4. Штайнер, Штутгарт, 1984, стр. 295–308.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ШЕГРУД» . Проверено 26 ноября 2022 г.
  2. ^ «5.4 - Соединяя историю по кусочкам, струна за струной - Реконструкция средневековых инструментов Азербайджана» . Азер.ком . Проверено 21 апреля 2021 г.
  3. ^ Генри Джордж Фармер, Энциклопедия ислама, стр. 769
  4. ^ Адриан МакНил, Изобретение Сарода: история культуры. Seagull Books, Лондон, 2004 г., с. 27, ISBN 978-81-7046-213-2
  5. ^ Эрсу Пекин, Звуки Стамбула: Музыка в Стамбуле в период Османской империи. История Стамбула, 2019 г.
  6. ^ Оуэн Райт, арабская музыка. 7. Музыкальные инструменты. (i) До 1918 года. В: Grove Music Online, 2001 г.
  7. ^ Ханс де Зеув: Османский Танбур. Лютня с длинной шеей османской художественной музыки. Archaeopress, Оксфорд, 2022, с. 22
  8. Воспроизведено на фронтисписе книги «Генри Джордж Фармер: История арабской музыки».
  9. ^ Павел Курфюрст, 1984, с. 299
  10. ^ Генри Джордж Фармер, Ислам. История музыки в картинках. п. 96
  11. ^ Павел Курфюрст, 1984, с. 306
  12. ^ Джордж Дмитрий Сава: Классификация музыкальных инструментов на средневековом Ближнем Востоке. В: Вирджиния Дэниэлсон, Скотт Мариус, Дуайт Рейнольдс (редакторы): Энциклопедия мировой музыки Garland. Том 6: Ближний Восток. Рутледж, Нью-Йорк/Лондон, 2002 г., с. 395
  13. ^ Эллен Хикманн: Инструментальная музыка. Исследования по классификации музыкальных инструментов в средние века. (Сборник музыковедческих трактатов. Том 55) Валентин Кернер, Баден-Баден 1971, с. 61
  14. ^ Генри Джордж Фармер, Генри Джордж Фармер: Ислам. История музыки в картинках, с. 116
  15. ^ Павел Курфюрст, 1984, С. 301–303.
  16. ^ Джордж Димитри Сава: Практика музыкального исполнения в раннюю эпоху Аббасидов, 132–320 гг. Хиджры / 750–932 гг. Н.э. Институт средневековой музыки, Оттава, 2004 г., стр. 149–151.
  17. ^ Генри Джордж Фармер, История арабской музыки, стр. 155
  18. ^ Павел Курфюрст, 1984, с. 308
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba124e7ec20186b1ed66b579bcf6052c__1695943800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/2c/ba124e7ec20186b1ed66b579bcf6052c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shahrud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)