Угловая арфа

Угловая арфа — категория музыкальных инструментов в Хорнбостеля-Сакса . системе классификации музыкальных инструментов [1] В нем описывается арфа , у которой «гриф образует острый угол с резонатором», а два рычага образуют «открытую» арфу. [1] [2] Арфа контрастирует с арфой с аркой или арфой смычком, у которых угол гораздо менее острый и у которых шейка изгибается от резонатора (а в некоторых арфах может изгибаться назад над ним). Она также отличается от рамочной арфы , которая представляет собой «закрытую арфу», в которой нет отверстия между резонатором и верхним кончиком арфы, но есть третья сторона, образующая треугольник. [1]
Первые угловатые арфы появились в Месопотамии около 1900 года до нашей эры и распространились по всему Древнему Востоку. Они существовали почти в неизменном виде до 17 века как стандартный тип арфы в Азии. Известны как вертикальные, так и горизонтальные варианты; вертикаль или горизонталь описывают направление, в котором ориентированы струны. В вертикальных арфах на арфе традиционно перебирают пальцами. На арфах, удерживаемых горизонтально, на струнах играют, перещипывая, или медиатором, или медиатором в древних изображениях.
Описание
[ редактировать ]
Классификация
[ редактировать ]К открытым арфам относятся арочная арфа и угловая арфа. Каркасные арфы представляют собой закрытые арфы. [3] Арфа — составной хордофонный инструмент; он принадлежит к тем струнным инструментам, которые имеют различимую струнонесущую гриф и корпус, воспринимающий колебания струн и излучающий их в виде звука, а струны его натянуты между грифом и корпусом. Отличительной особенностью арфы является то, что плоскость ее струн, в отличие от лютни, перпендикулярна звукоизлучающей поверхности (деке) корпуса инструмента. [1] Если корпус и гриф соединены колонной, то это рамочная арфа, в противном случае — открытая арфа.
Угловая арфа — это вариант открытой арфы, наряду с луковой арфой. Гриф смычковой арфы является как бы продолжением ее тела, образуя с ним непрерывную дугу; напротив, прямой гриф угловой арфы прилегает к телу под прямым или острым углом. [4]
Структура
[ редактировать ]Корпус арфы представляет собой вырезанную из дерева вытянутую корытообразную форму, отверстие которой закрыто тонкой кожей или деревянной декой. Тонкая палка проходит по ее центральной линии в отверстии желоба, и к палке прикрепляются веревки. Другой конец струн подсоединяется к грифу, привязывается к грифу или к колкам. Прямой гриф арфы крепится либо в сам корпус инструмента, либо в его удлинение. В более простом случае горловина имеет сечение цилиндра; струны соединены с надетыми на них настроечными кольцами, и настройку можно осуществить, вращая кольца. В более поздние времена использование настроечных ключей также было широко распространено. [5]
Вариации
[ редактировать ]В зависимости от того, как ее держать и использовать, арфы бывают вертикальные и горизонтальные угловые.
На вертикальной арфе звуковой ящик расположен вертикально, упираясь в музыканта или наклонившись вперед. Таким образом, струны располагаются примерно вертикально, а гриф выступает наружу в нижней части инструмента. [6]
Звуковой ящик горизонтальной арфы удерживается в горизонтальном положении. В дальнем конце шея вытянута вертикально по отношению к музыканту. [6]
Вертикальная угловая арфа имеет 15–25 струн, на ней обычно перебирают пальцами. У горизонтальной угловой арфы их меньше 10, и на иллюстрациях на ней иногда играют щипчиком или колотушкой. [6]
На вертикальных угловых арфах у музыканта свободны обе руки для игры на инструменте, поскольку инструмент прилегает к его телу. При горизонтальных инструмент держат под левой рукой и играют правой рукой. Левая рука может демпфировать струны. [7]
В начале своей тысячелетней истории вертикальная арфа имела прочную конструкцию, прямой столбчатый корпус, расширяющийся вверх, и толстую шею. Корпус инструмента со временем менялся, выгибаясь вперед от музыканта. [6]
Структура всего инструмента стала легче. У арф «легкого» типа гриф был тоньше и уже не соединялся напрямую со звуковой коробкой; вместо этого он подключился к удлинителю, который растет вниз от звукового ящика. Это расширение часто продолжается в виде хвоста даже после точки соединения шеи; это поддерживает инструмент при игре в сидячем положении. [6]
Распространение, история
[ редактировать ]Древний Восток
[ редактировать ]Первыми известными арфами были луковые арфы (или арфы), появившиеся около 3000 г. до н. э. в Месопотамии и Иране, затем в Египте и Индии. Угловая арфа появилась около 1850 года до нашей эры и вытеснила смычковую арфу на ее родине в Месопотамии и Иране. Со временем угловатая арфа стала самым распространенным типом арфы на Ближнем Востоке, а затем и во всей Азии, за исключением Индии. Ранние изображения арфы, появившиеся в произведениях искусства второго и первого тысячелетий до нашей эры, сохранились и сохранились на месопотамских терракотовых плитках. В Египте угловатая арфа появилась пять веков спустя, в 15 веке до нашей эры, но она сосуществовала там с разными вариантами смычковой арфы. [5] [7]
Также среди самых ранних изображений рамочной арфы можно назвать скульптуры 3-го тысячелетия до нашей эры с Киклад , на которых изображен мужчина с очертаниями рамочной арфы. [1] [7]
греки
[ редактировать ]В древнегреческих вазовых росписях со второй половины V в. до н. э. появляются угловые арфы с изогнутыми телами. В поэзии с начала VI в. до н. э. встречается инструмент, называемый пектис , считающийся лидийским по происхождению; более поздние аттические писатели упоминают также многострунный инструмент, называемый тригонон или тригонос (τρίγωνος = «треугольный»); это могли быть угловатые арфы. По свидетельству вазописной росписи, греки иногда накладывали на угловатую арфу третью сторону, изобретая трехстороннюю рамочную арфу . Эти типы арф исчезли; в позднем эллинистическом мире повсюду распространились не греческие арфы, а восточные угловатые арфы в почти идентичной, стандартизированной форме.
У греков тригонон представлял собой угловатую арфу, а , вероятно, магадис , самбука и пектис. также [7]
Степная зона
[ редактировать ]
При раскопках на окраине евразийской степной зоны — на городище Пазырик в Горном Алтае , а затем в Синьцзяне на северо-западе Китая — было обнаружено несколько арф в относительно хорошем состоянии, датируемых V–IV веками до нашей эры. [9] По своей конструкции и форме они очень похожи на горизонтальные угловатые арфы, которые можно увидеть на ассирийских рельефах примерно 700 г. до н. э. Разница в том, что в отличие от девятиструнных ассирийских арф они единообразно пятиструнные. По предположениям, этот тип ассирийской арфы мог распространиться по степям при посредничестве скифов и других конных кочевых народов. [10]
Персия и ислам
[ редактировать ]Музыка играла особенно важную роль в ираноцентрической империи Сасанидов , отчасти в связи с зороастрийской государственной религией . Использовалось множество различных инструментов, среди которых видное место занимала арфа. Иконографические данные позволяют предположить, что представление об арфе прочно ассоциировалось с царским достоинством. Среди арф преобладающей была форма, распространенная в эллинистическую эпоху, но к концу эпохи, около г. 600 ислам, а затем распространился по всему мусульманскому миру от Ирана до Испании. [5]
Китай, Буддизм
[ редактировать ]Угловая арфа путешествовала по восточному Шелковому пути и попала в Китай между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. Другая мировая религия, буддизм , также приняла арфу и принесла ее на Дальний Восток, в Китай, а затем в Корею и Японию. Во времена династии Хань Китай присоединился к Шелковому пути, западная часть которого проходила по районам, где в то время была установлена арфа. Через музыкантов и торговцев арфа постепенно распространилась дальше на восток; этот процесс можно проследить, датируя изображения арф на Шелковом пути. В Китае распространение арфы было тесно связано с распространением буддизма. Его расцвет пришелся на времена династии Тан . В Китае, Корее и Японии арфа имела разные названия, но сам инструмент был по сути одинаковым и везде был связан с буддийской религией. Арфа, как и многие другие «иностранные» инструменты, исчезла из Китая около 1100 года во времена династии Сун с упадком буддизма. [11] [12]
Отклонить
[ редактировать ]Арфа продолжала присутствовать в мусульманской музыкальной культуре, и этот инструмент часто фигурирует на миниатюрах персидских иллюстрированных книг между 1300 и 1600 годами нашей эры. Начиная с 1600 года, изображения все чаще показывают, что к тому времени арфа вышла из употребления, и художники были ограничены своей памятью. [12] Около 1660 года турецкий путешественник Эвлия Челеби только десять мастеров по изготовлению арф и десять арфистов нашел в Стамбуле , тогда как ему было известно о 2000 лютнистах .
Отодвигание арфы на второй план, вероятно, было связано с трудностями настройки множества струн, а также хрупкостью и уязвимостью инструмента. Лютни охватывали как минимум тот же звуковой диапазон, используя гораздо меньше струн, и их конструкция была более прочной. [5]
- Арфистка с горизонтальной арфой . Неоассирийская угловая горизонтальная арфа, 645-640 гг. до н.э.
- Угловая арфа на персидской миниатюре, Бухара, Узбекистан , 1523–1524 гг.
- Арфа по-прежнему является традиционным инструментом в Азербайджане, как видно на марке.
- Казахстан. Адырнская арфа.
- Япония Куго (箜篌), японская угловатая арфа.
- Нгомби. Экваториальная Гвинея. Первая половина 20 века. Многие африканские арфы представляют собой арфы ; Нгомби почти угловат.
- Турецкая женщина играет на арфе, 17 век нашей эры. На нижней части инструмента арфы есть колки.
Примеры угловых арф
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и фон Хорнбостель, Эрих М.; Сакс, Курт (март 1961 г.). «Классификация музыкальных инструментов: перевод с немецкого языка Энтони Бейнса и Клауса П. Ваксмана». Журнал Общества Галпина . 14 . Общество Галпина: 3–29.
- ^ Стэнли, Сэди, изд. (1984). «Угловая арфа». Новая энциклопедия музыкальных инструментов Grove . Том. 1. Нью-Йорк: Macmillan Press Ltd., с. 61. ИСБН 0-943818-05-2 .
- ^ Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Рамочная арфа». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 794. Том 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Тригонон». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 626. Том 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лоэргрен, Бо. «Угловые арфы на протяжении веков – причинно-следственная история» (PDF) . Проверено 12 августа 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лоэргрен, Бо (15 декабря 2003 г.). «Арфа» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 21 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стэнли, Сэди, изд. (1984). «Арфа, раздел 2: Древние арфы». Новая энциклопедия музыкальных инструментов Grove . Том. 2. Нью-Йорк: Macmillan Press Ltd., стр. 132–134. ISBN 0-943818-05-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричард Дж. Дамбрил. Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . стр. 185, 200.
- ^ Се Цзинь. «Размышления о недавно раскопанном китайцами Конгоузе в Синьцзянском автономном районе» . Факультет музыковедения Шанхайской консерватории, Китай. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
Конго в Синьцзяне не только похожи между собой, но и похожи на древние арфы в Пазырыке (350 г. до н. э., рис. 4) [vii], Ассирии (650 г. до н. э., рис. 5). , и Ольвия (400-200 гг. до н. э., рис. 6)
- ^ Лоэргрен, Бо. «Угловые арфы на протяжении веков – причинно-следственная история» (PDF) . п. 264 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Лоэргрен, Бо. «Угловые арфы на протяжении веков – причинно-следственная история» (PDF) . п. 265 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стэнли, Сэди, изд. (1984). «Арфа, раздел 7: Восточное распространение». Новая энциклопедия музыкальных инструментов Grove . Том. 2. Нью-Йорк: Macmillan Press Ltd., стр. 158–159. ISBN 0-943818-05-2 .