Древнегреческие арфы
![]() Женщина, играющая на треугольной арфе, псалтерионе или тригононе, в краснофигурной керамике из Апулии, ок. 320–310 гг. до н.э. К. Анци (Британский музей). | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | |
Классификация | щипковый струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322
|
Развитый | Древняя Греция с возможным вкладом из Египта и близлежащей Азии |
Псалтерий psalterion [ 7 ] — струнный щипковый инструмент, древнегреческая арфа . Псалтерион был общим словом для арф во второй половине IV века до нашей эры. [ 8 ] Оно означало «щипковый инструмент». [ 8 ]
Помимо своего самого важного струнного инструмента — семиструнной лиры, греки использовали также многострунные щипковые инструменты. [ 9 ] инструменты: арфы. Общее название для них было псалтерион. [ 10 ] На старинных вазах часто изображаются (почти всегда в женских руках) различные виды арф. Имена, встречающиеся в письменных источниках, включают пектис, тригонос , магадис , самбука , эпигонион . Эти названия могли обозначать инструменты этого типа.
В отличие от лиры, арфа в Греции использовалась редко. Его рассматривали как «внешний инструмент» Востока. Он также затронул греческие социальные нравы , которые использовались в основном женщинами, как женщинами из высшего сословия, так и артистами -гетерами . [ 3 ] Существовала группа женщин, известных как псалтрии , женщины, щипающие инструменты, которых можно было нанять для вечеринок. [ 11 ] Анакреон , поэт пьянства и любви (а также увлечения, разочарования, разгула, вечеринок, празднеств и наблюдений за обычными людьми), воспевал в своих произведениях игру на лидийской арфе и пектисе . [ 3 ]
«Самыми важными» арфами были псалтерион , магадис и пектис . [ 3 ] Латинский эквивалент этого слова, psalterium был названием многострунных коробчатых или дощечных цитр , со времен средневековья .
История
[ редактировать ]
Арфы, вероятно, произошли от самого древнего типа струнного инструмента — музыкального смычка . В простейшем варианте звуковое тело смычковой арфы и ее гриф, вырастающий в виде расширения, образуют непрерывный смычок, похожий на изогнутый вверх смычок, со струнами, соединяющими концы смычка. Подобный инструмент уже использовался шумерами около 3400 г. до н.э. и египтянами в 2500 г. до н.э. В Месопотамии около 2000 г. до н.э. ее место занял новый тип арфы — угловатая; оно появилось в Египте спустя несколько столетий. У угловой арфы шейка инструмента соединена с корпусом под прямым углом, а в более поздние периоды - под острым углом. Этот тип датируется 2-м тысячелетием до нашей эры и встречается также на кипрских изображениях.
В районе Эгейского моря в III тысячелетии до нашей эры кикладская культура оставила после себя мраморные статуэтки, изображающие мужчин с арфами. Это древнейшие известные в истории музыкальных инструментов изображения, на которых можно узнать рамочную арфу. На них изображена арфа, корпус и гриф которой соединены третьим элементом — колонной, тем самым завершая полную треугольную форму инструмента. Исследователи полагают, что они обнаружили аналогичный инструмент на некоторых прессах для печати минойской цивилизации периода между 1900 и 1700 годами до нашей эры.
В последующую тысячу лет, в греческом бронзовом веке, а затем в раннем железном веке, в Эгейском регионе почти не осталось следов арфы. Первые данные появляются около 600 г. до н.э., а в греческом изобразительном искусстве арфа появляется с середины V века до н.э. Письменные источники связывают арфу с Малой Азией, в Лидии . [ 12 ]
Римляне никогда не принимали арфу, и ее появление в иконографии является исключительным. В латыни не было слова «арфа». Ювенал описывает его как chordæ obliquæ («наклонные струны»). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Европейская арфа средневековья и сегодня может считаться родственной греческой псалтири только на основании ее музыкальной классификации; очевидно, оно основано на традиции, радикально отличной от греческой, и, вероятно, имеет кельтское происхождение. [ 16 ]
Различия между греческими и современными арфами
[ редактировать ]По сравнению с современными европейскими арфами греческие угловые и рамочные арфы при использовании стоят «вверх ногами». Их положение прямо противоположно тому, которое характерно для сегодняшних западных арф; тонкая стержневая шейка горизонтально опирается на левое бедро сидящего музыканта, а соединенный с ней корпус инструмента изогнут вдоль верхней части тела музыканта, вытягиваясь, расширяясь и отгибаясь назад к концу. Струны располагаются вертикально: более короткие и высоконастроенные ближе к музыканту, нижние дальше. В нижней части грифа каждая струна соединена с кожаным кольцом (наподобие настроечного кольца греческих лир), которое обеспечивает настройку. Иногда под этой планкой имеется вторая планка, параллельная ей, возможно, принимающая на себя часть нагрузки и предохраняющая настроечные кольца от перемещения во время игры. [ 17 ]
Арфы на картинах и вазах
[ редактировать ]В древнегреческих изображениях и вазовых росписях второй половины V в. до н.э. арфы встречаются в самых разных формах: упоминаются три различных типа: угловые арфы, рамочные арфы и веретенообразные арфы. [ 18 ] Существовал также четвертый тип: арфы или луковые арфы. [ 3 ]
Смычковые арфы
[ редактировать ]Смычковые арфы, разновидность арфы , имеют форму полуовала или полукруга без острых углов. У египтян были высокие арфы с вертикальным луком и арфы меньшего размера, расположенные горизонтально. Изображения маленьких арф на греческих картинах похожи на более мелкие египетские арфы или современную африканскую энангу .
Греки использовали высокий вертикальный лук-арфу, но редко. , он был найден в одном произведении искусства По словам Курта Сакса . [ 3 ] Изображение этой арфы было опубликовано в Цветной энциклопедии музыкальных инструментов Александра Бюхнера, Прага, 1980 г. [ 19 ]
Угловые арфы
[ редактировать ]Одним из типов является открытая угловая арфа , то есть арфа, шея и корпус которой образуют угол друг с другом, без колонны, образующей третью сторону треугольника. Это был типичный образец для азиатских арф.
-
Греческая угловатая арфа из краснофигурной керамики, IV век до н.э. У нее есть столбик, что делает ее рамочной арфой.
Каркасные арфы
[ редактировать ]Другой тип очень похож на предыдущий, но существенным отличием является то, что это рамочная арфа, поэтому концы грифа и корпуса соединяет столбик. Такое решение обеспечивает более высокую нагрузку на струну и, как следствие, больший объем.
"Веретенообразная" арфа
[ редактировать ]Веретенообразная арфа представляет собой рамочную арфу, имеющую форму равнобедренного треугольника . Корпус деки имеет веретенообразную форму, выпуклый посередине и сужающийся на концах. [ 20 ] Эта форма, возможно, была результатом осознания акустических свойств, которые сейчас называются «экспоненциальным распределением длины струны», и используются в форме современных концертных арф. [ 20 ]
Третий тип — веретенообразная арфа — появляется на вазовых росписях лишь до конца V века. Как и в предыдущих типах, тонкий стержень инструмента расположен горизонтально, а настроечный аппарат находится внизу. Однако, что удивительно, здесь колонка находится ближе к телу музыканта; Веретенообразный (сужающийся на каждом конце) корпус образует дальнюю сторону треугольника инструмента. Таким образом, более длинные и глубоко настроенные струны находятся ближе к музыканту, а высокие - дальше.
В одном из представлений веретенообразной арфы струны расположены не вертикально, а по диагонали, так что самая длинная струна проходит от вершины треугольника, где встречаются гриф и колонна, к центру веретенообразного тела, причем все более короткие. струны, идущие параллельно ему с обеих сторон. Это могло быть и ошибкой художника, но она не лишена определенной логики: самая глубокая струна идет к самой широкой, самой глубоко резонирующей части тела, а остальные - к все более утончающимся частям тела, в соответствии со своей настройкой. . [ 21 ]
-
Подготовка к свадьбе; невеста играет на веретенообразной арфе. Аттика. Красная фигура работы «Маляра бани», ок. 430–420 [ 24 ]
Арфы в греческой литературе
[ редактировать ]Пектис, тригонус
[ редактировать ]
В поэзии есть более ранние упоминания об изображениях ваз: с начала VI века до нашей эры появился музыкальный инструмент, идентифицируемый как арфа, называемый пактис или пектис (πηκτίς), [ 25 ] появляется в произведениях Сафо, Алкея, Анакреона и Пиндара. [ 26 ] Классические греческие писатели описывали его как щипковый многострунный инструмент лидийского происхождения, для которого характерна игра в каком-то октавном параллелизме. [ 27 ] Аттические писатели упоминают тригон или тригонос (trigonos = «треугольный»), [ 28 ] который считается отличным от пектиса , но сходным с ним тем, что он «многострунный»; [ 29 ] в некоторых местах его еще называют тригононным псалтерием . Хотя доказательств этому нет, но веретено-арфу подчеркнуто треугольной формы, изображенную на вазовых изображениях, пожалуй, можно сопоставить с тригоном , а пектис Сапфо и Алкея можно отнести к угловой арфе и рамочной арфе, тем с изогнутой формой тела. [ 18 ]
Магадис
[ редактировать ]Слово Магадис [ 30 ] появляется сначала в цитате Алкмана, затем во фрагменте «Анакреона», чтобы вызвать серьезную загадку для потомков. [ 31 ] В тексте Анакреона магадис связан с игрой на двадцатиструнном инструменте, которым, очевидно, является арфа, но совсем не факт, что его имя будет магадис . Некоторые ученые поздней античности идентифицировали его как название музыкального инструмента, но не могли решить, действительно ли это название арфы, кифары или авлоса, и если оно принадлежало арфе, то было ли оно тем же, что и пектис . [ 32 ] [ 33 ]
Курт Сакс сказал, что магадис «назывался древним и имел лидийское происхождение». [ 3 ] Он сказал, что это было упомянуто в 7 веке до нашей эры поэтом Алкманом , лидийцем, жившим в Спарте. [ 3 ] Сакс думал, что он играет пальцами, двадцатиструнный инструмент, струны которого настроены попарно, в октавах. [ 3 ]
Глагол магадизо [ 34 ] в первую очередь относится к музыкальному исполнению в хоровом пении, но, возможно, также и в пьесе авлос, в которой мелодия исполняется с октавным параллелизмом. Согласно этому, магадис может относиться к пектису со струнами, изготовленными для этого типа игры, возможно, удвоенными по октавам, но возможно также, что во фрагменте «Анакреона» и других местах это слово относится не к отдельному инструменту, а к это конкретное звучание и сама техника игры. [ 35 ] Древнегреческая музыка в основном вокальная: мелодии, включая инструменты, по большей части ограничивались объемом человеческого голоса. Мелодии, исполняемые на «многострунных» гуслях, также должны были оставаться в этих пределах; диапазон в несколько октав можно использовать для удвоения мелодии в октавных параллелях или, возможно, для повторения основной мелодии на октаву выше или глубже. [ 36 ]
бузина
[ редактировать ]Самбуке ) (σαμβύκη (самбыке); латинская самбука [ 37 ] в письменных источниках часто соотносится с тригононом и магадисом , но его отличительные черты четко не выявляются. [ 38 ] По мнению некоторых писателей, это была арфа высокого тона с короткими струнами. [ 39 ] [ 3 ] В литературе IV века до нашей эры и позднее термин самбукистрия , означающий женщину, играющую на самбуке , использовался для куртизанок (как и вообще слово псалтрия , означающее женщину-арфистку). [ 40 ] Самбукой в римские времена называлось осадное орудие, по форме напоминавшее одноименный инструмент: это представляло собой лестницу или краноподобное устройство, сооруженное на корпусах кораблей, с помощью которого можно было атаковать укрепления, защищенные рвами. или построен на кромке воды. Еще в древности не могли определиться, получила ли военная техника свое название от музыкального инструмента или наоборот. [ 41 ] [ 42 ]
Сакс решил, что единственным типом инструмента, который соответствовал описанию осадной машины как лодки с вертикальной лестницей, был самбуке . [ 3 ] «У него узкий корпус в форме лодки, расположенный в горизонтальном положении, и вертикальный струнодержатель на нем, боковые выступы которого придают ему вид лестницы. [ 3 ] Сакс также считал, что этот инструмент месопотамский или иранский, соответствующий угловой арфе сабка в оркестре Навуходоносора II . [ 3 ]
В средние века самбука была другим названием симфонии , то есть волынки и шарманки ( sambuca rotata ). [ 43 ]
Эпигонион и Симикион
[ редактировать ]Эпигонион ( ἐπιγόνειον ) имел исключительно большое количество струн, целых 40. Говорят, что он был назван Эпигоном Сикионом , жившим во второй половине VI века до н.э., а позднее был преобразован в «вертикальный псалтырь". [ 44 ] Симикион ( σιμίκιον ) — родственный этому музыкальный инструмент, но только с 35 струнами. [ 45 ] По одной из гипотез, эпигонион (а возможно, и симикион ) первоначально мог принадлежать к семейству дощечно-цитровых, то есть состоял из плоского корпуса инструмента и струн, натянутых параллельно его плоскости от одной стороны к другой. Утверждение о том, что позже он использовался в вертикальном положении, предполагает, что изначально в него играли горизонтально, возможно, держа его на коленях. [ 46 ] Вполне возможно, что эти инструменты изначально создавались не для музыкальных выступлений, а для изучения вокальных диапазонов и высоты звука.
В Библии
[ редактировать ]Среди ветхозаветных писаний книга пророка Даниила содержит четыре отрывка, где музыкальные инструменты были показаны при дворе Навуходоносора, царствовавшего в начале VI века до нашей эры. (Дн 3:5, 7, 10, 15). [ 47 ] Партия написана на арамейском языке, но среди названий инструментов встречаются некоторые греческие иностранные слова, в том числе два, обозначающие у греческих писателей арфы: саббеха и псантерин . [ 48 ]
Саббеча . (שַׂבְּכָא или סַבְּכָא) может быть связана с самбуке , но само название греческого инструмента иностранное, ближневосточного, возможно, финикийского происхождения В средневековых библейских комментариях музыкальному инструменту пытались дать множество различных определений. Раннехристианский писатель святой Исидор Севильский , например, относил его к духовым инструментам. [ 49 ] Папий также представлял ее как «народную цитру». [ 50 ] Совсем недавно ее определили как меньшую по размеру арфу, которую держат вертикально. [ 51 ]
Псантерин ( פְּסַנְטֵרִין или פְּסַנְתֵּירִין) является производным от псалтериона . Возможно, оно напоминало арфу, которую держали горизонтально и на которой играли колотушкой, известную из Новой Ассирийской империи VII века до нашей эры. [ 52 ] Персидский сантур и его варианты, сантир и сантари , произошли от одного и того же греческого слова, возможно, при посредничестве арамейского псантерина — названия трапециевидной цитры, играемой с колотушками, которая является родственником цимбал . [ 53 ]
Еврейская Библия в греческом переводе Септуагинты , сделанном около 300 г. до н. э., в некоторых случаях передает слово киннор и слово «инструмент псалтерион» несколько раз, тогда как в латинской Вульгате , созданной в начале V века нашей эры, используется этот термин. «псалтерий».
Использование
[ редактировать ]На изображениях струны арфы перебираются пальцами обеих рук; использование плектра является исключительным. [ 54 ] Арфиста почти всегда можно увидеть сидящим. Арфистку чаще всего изображают в виде женщины, во многих случаях музы. Инструмент часто используется в свадебных церемониях, причем арфисткой здесь выступает сама невеста или ее спутница. В сравнительно редких случаях на изображениях ваз можно увидеть профессиональных женщин-музыкантов, что в некоторой степени противоречит письменным источникам комедийных авторов классической эпохи, часто связывающих арфу с прелюбодейным и эротическим женским поведением. [ 55 ]
Число струн на росписях ваз составляет от девяти до двадцати, что хорошо согласуется с данными письменных источников. Треугольные арфы обычно имеют гораздо больше струн, чем изогнутые. Конечно, можно предположить, что звуковой диапазон таких инструментов значительно превышал одну октаву. [ 56 ]
Греческие авторы IV века до нашей эры критиковали «многострунный» характер некоторых инструментов, возможность играть на них в нескольких гармониях, т. е. в разных тонах, и переключаться с одного на другой. В своей работе « Государство » Платон перечисляет два типа псалтири, тригонос и пектис , среди нежелательных «многострунных» инструментов. В книге III (399c) « Государства » он пишет: «Согласно этому, нам не понадобятся инструменты со многими струнами, играющие на всех тональностях в пении и мелодии... Поэтому мы не поддерживаем создателей тригоносов, пектисов». и вообще инструменты, играющие во многих тональностях и во многих тональностях». Аристотель в своей «Политике» не рекомендует использовать определенные виды арф, такие как пектис , гептагон , тригонос и самбауки , для обучения музыке; по его мнению, они только приятны, но не полезны для добродетели. [ 57 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Псалтерий, Псалтерий». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. С. 151, 153.
- ^ Перейти обратно: а б Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Тригонон». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. п. 626.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 83–84, 135–136.
- ^ Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Пектис». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. п. 30.
- ^ Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Магадис». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. С. 592–593.
- ^ Маккиннон, Джеймс В. (1984). «Самбука». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. п. 288.
- ^ «псалтырь , к». Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон .
струнный инструмент, гусли, арфа, треугольная «тригона»
- ^ Перейти обратно: а б Вест 1992 , с. 74
- ^ «ψάλλω» [Пой или пой]. Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон .
psalló = «щипать инструмент руками или пальцами»
- ^ Баркер 1989 , с. 16.
- ^ Вест 1992 , с. 74.
- ^ Историческая часть по West 1992 , стр. 70–71.
- ^ Иконографический лексикон классической мифологии (организация), Музей Дж. Пола Гетти (2005). Тезаурус Cultus et riteum anciorum (ThesCRA) . Публикации Гетти. ISBN 0-89236-789-Х . 401. старый. [1]
- ^ «Рим, дикий город. Ювенал 3» . vroma.org . Перевод Энн Райя. строка 64 . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ «Латинский словарь – obliquus» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Ван дер Меер, Джон Генри . Музыкальные инструменты: от древности до наших дней . Престель (1983). ISBN 978-3791306568 стр. 16, 19.
- ^ Матисен 1999 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Вест 1992 , с. 72.
- ^ Пестко, Шломо. «Пандура: греко-римская лютня древности» . shlomomusic.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
[см. изображение вверху страницы]
- ^ Перейти обратно: а б Сью Кэрол ДеВейл; Бо Лавергрен; Джоан Риммер; Роберт Эванс; Уильям Тейлор; Кристина Бордас; Шерил Энн Фултон; Джон М. Шехтер; Нэнси Тим-Хокрейн; Ханнелор Девэре; Мэри Макмастер (20 января 2001 г.). «Арфа (фр. harpe; нем. Harfe; ит., Sp. arpa)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.45738 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Матисен 1999 , стр. 277.
- ^ Серкейра, Фабио Вергара (2014). «Иконографические изображения музыкальных инструментов в апулийской вазописи как этнические знаки: межкультурные греко-коренные отношения в Великой Греции (V и IV века до н. э.)». Греческое и римское музыкальное искусство . 2 (1): 58 (50–67). дои : 10.1163/22129758-12341252 .
- ^ Рихтер 1936 , стр. 181–182: «Моющий художник 144 Лебес Гамикос. Подготовка к свадьбе; Женщины. Таблички 147, 174».
- ^ Рихтер 1936 , стр. 182–183: «145 Лебес Гамикос Подготовка к свадебным тарелкам 146, 174»
- ^ Вест 1992 , с. 71, согласно греческому происхождению слова, пектос (πηκτός) у Гомера относится к вещам из дерева, соединенным между собой столярным делом, Софокл использует его в одном месте для лиры. В эллинистической поэзии пектис означает лиру, а еще позже — свирель. Греко-английский лексикон , «πηκτός»
- ^ Согласно Баркеру 1989 , с. 132, например, фрагмент 156 Сафо
- ^ Вест 1992 , с. 71.
- ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт. «Греко-английский лексикон, τρίγωνος» . perseus.tufts.edu . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Согласно Баркеру 1989 , с. Платона 269, например, Республика III (399c)
- ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт. «Греко-английский лексикон, μα?́γα^δ-ις» . perseus.tufts.edu . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ По данным West 1992 , с. 73, Алкман PMG 101 и Анакреон PMG 374.
- ^ Согласно Баркеру 1989 , стр. 49–50, например Афиней 635c
- ^ Афиней из Навкратиса / Деипнософисты, или Банкет ученых Афинея, том III, стр. 1012–1016
- ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт. «Греко-английский лексикон, ma^ga^d-iza» . perseus.tufts.edu . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Ландельс 1999 , с. 41. По его словам, существовал также духовой инструмент под названием магадис авлос .
- ^ Вест 1992 , стр. 73–74; Матисен 1999 , стр. 272–274.
- ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт. «Греко-английский лексикон, σαμβύκ-η» . perseus.tufts.edu . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Матисен 1999 , стр. 279.
- ^ Согласно Mathiesen 1999 , с. 280, Аристид Квинтилиан : О музыке 2.16.
- ^ Ландельс 1999 , с. 76.
- ^ Афиней из Навкратиса / Деипнософисты, или Банкет ученых Афинея, том III, стр. 1012
- ^ Матисен 1999 , с. 280. По мнению Курта Сакса, самбука ассоциируется с осадной машиной, называемой вавилонской сабкой.
- ^ Большой словарь Ревы , «самбука» (на венгерском языке)
- ^ Согласно Mathiesen 1999 , с. 270, Афиней : Deipnosophistai 4.81
- ^ Согласно Mathiesen 1999 , с. 270, Юлий Поллукс : Ономастикон 4.59.
- ^ Вест 1992 , с. 78, по Курта Сакса предложению
- ^ Дан 3:5 «Как только вы услышите звук рога, свирели, цитры, лиры, арфы, свирели и всякой музыки, падите ниц и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор». Исходный список на арамейском языке: карна , машрокита , катрос , саббеха , псантерин , сумпония .
- ^ Браун и Стотт 2002 , стр. 32–33.
- ^ По словам ван Шайка 1992 , с. 25, «Этимологии», книга III, гл. 21.7 (лат. sambucus = «где-то еще»)
- ^ По словам ван Шайка 1992 , с. 25. Элементарное учение о «разновидности деревенской гитары».
- ^ Браун и Стотт 2002 , стр. 33–34.
- ^ Браун и Стотт 2002 , с. 34.
- ^ Бромили 1995 , с. 446.
- ^ По данным West 1992 , с. 74 г., всего два года до н. э. На итальянской вазе IV века изображена арфа, на которой играют киркой. [ нужны разъяснения ] В Месопотамии существовала арфа с горизонтальным положением, на которой играли щипком, но на арфах, удерживаемых вертикально, перещипывали пальцами.
- ^ Бундрик 2005 , стр. 32–33.
- ^ Вест 1992 , с. 73.
- ^ Аристотель : Политика 122. старая. (1341a-b) (на венгерском языке)
Источники
[ редактировать ]- Баркер, Эндрю (1989). Музыкант и его искусство: I . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-389-119 .
- Браун, Иоахим; Стотт, Дуглас В. (2002). Музыка в Древнем Израиле/Палестине . Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-4477-4 .
- Бромили, Джеффри В. (1995). Международная стандартная библейская энциклопедия . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-3783-2 .
- Бандрик, Шерами Д. (2005). Музыка и образ в классических Афинах . Издательство Кембриджского университета. ISBN 052-184-806-7 .
- Ланделс, Джон Грей (1999). Музыка в Древней Греции и Риме . Рутледж. ISBN 041-516-776-0 – через Интернет-архив .
- ван Шайк, Маринус Ян Хендрикус (1992). Арфа в средние века: символика музыкального инструмента . Родопи. ISBN 9051833679 .
- Матисен, Томас Дж. (1999). Лира Аполлона: греческая музыка и теория музыки в древности и средневековье . Издательство Университета Небраски. ISBN 080-323-079-6 .
- Рихтер, Гизела М.А. (1936). Краснофигурные афинские вазы в Метрополитен-музее . стр. 181–182.
- Уэст, Мартин Личфилд (1992). Древнегреческая музыка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 019-814-975-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с греческими арфами , на Викискладе?