Эшнунна
![]() | |
Альтернативное название | Скажи Асмару |
---|---|
Расположение | Ирак |
Координаты | 33 ° 29'3 "N 44 ° 43'42" E / 33,48417 ° N 44,72833 ° E |
Тип | урегулирование |
История | |
Основан | Конец 4-го тысячелетия до нашей эры. |
Периоды | Бронзовый век |
Культуры | Раннединастический, аккадский, Ур III, Исин-Ларса, древневавилонский |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1930–1936 годы, конец 1990-х годов. |
Археологи | Анри Франкфорт, Сетон Ллойд, Торкильд Якобсен |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Эшнунна (современный Телль-Асмар в мухафазе Дияла , Ирак ) — древний шумерский (а позже аккадский ) город и город-государство в центральной Месопотамии в 12,6 милях к северо-западу от Телль-Аграба и в 15 милях к северо-западу от Телль-Ищали . расположен в долине Дияла к северо-западу от Шумера Хотя город , он, тем не менее, прочно принадлежал к шумерской культурной среде. Иногда в археологических работах его называют Ашнуннак или Туплиас.
Божеством-покровителем города был Тишпак (Тишпак), хотя другим богам, в том числе Сину , Ададу и Инанне из Кититума там поклонялись и . Личными богинями правителей были Белет-Шухнир и Белет-Террабан .
История
[ редактировать ]Ранняя бронза
[ редактировать ]Населенный со времен Джемдет Насра , около 3000 г. до н. э., Эшнунна был крупным городом в раннединастический период Месопотамии. Из клинописных записей и раскопок известно, что город был заселен еще в аккадский период, хотя его размеры были заметно меньше, чем во времена Ура III. [ 1 ] К этому периоду относятся территории Северного дворца и представляют собой одни из самых ранних примеров широко распространенной техники удаления сточных вод, включая туалеты в частных домах. [ 2 ]

Первыми известными правителями города были вассальные правители Третьей династии Ура . У Эшнунны, возможно, были особые отношения с королевской семьей. Например, жена Шульги Шульги-Симтум проявляла преданность двум богиням, тесно связанным с династией правителя в Эшнунне, а дядя Шу-Сина Бабати временно жил в Эшнунне. [ 3 ]
Итурия, правитель Эшнунны, построил храм Шу-Сину в новом нижнем городе. Вскоре после смерти Шу-Сина за Итурией последовал его сын Шу-илия, который в 2026 г. до н.э. избавился от календаря Ура III и заменил его местным. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он также перестал называть себя энси (правителем) Эшнунны, вместо этого называя себя лугалом (царем) и «возлюбленным Тишпака ». [ 3 ] [ 6 ] На его личной печати он изображен лицом к богу Тишпаку, который держит жезл и кольцо в одной руке и топор в другой, стоя на двух покоренных врагах. [ 6 ] Правители Эшнунны после Шу-илии называли себя управляющими Эшнунны от имени Тишпака, а Тишпак даже принимал традиционные титулы, обычно засвидетельствованные королями. [ 7 ] Билалама заключил дипломатический брак с Эламом , отдав свою дочь Ме-Куби Тан-Рухуратиру. [ 6 ]
Средняя бронза
[ редактировать ]После падения империи Ура III в Аккаде наступил период хаоса, когда многочисленные города-государства боролись за власть. Некоторое время Эшнунна находилась под контролем Субарту . Ишби-Эрра (на 9-м году своего правления, около 2010 г. до н.э.) из города Исин на юге Месопотамии победил их и назначил Нурахума новым царем Эшнунны. [ 3 ] Правление Ипик-Адада II ознаменовало восхождение Эшнунны к мировой державе. Он возродил титул короля и обожествил себя, написав свое имя с божественным определителем. [ 8 ]
Примерно в середине 19-го века до нашей эры Вавилон при Суму-ла-Эле и Эшнунна при Ипикададе II поднялись, чтобы заполнить пустоту. Граница контроля между двумя городами-государствами проходила где-то около Сиппара-Амнанума (ныне Телль-эд-Дер). Апил-Син укрепил территориальные приобретения и расширил зону контроля Вавилона до берегов Тигра, однако Нарам-Син из Эшнунны отменил некоторые из этих территориальных завоеваний. [ 9 ] [ 10 ] Нарам-Син был также тем, кто вынудил Шамши-Адада I покинуть страну. [ 11 ]

Дадуша, царь Эшнунны, начал наступление на Шамши-Адада I. Однако Шамши-Адад начал контрнаступление, и в результате военного противостояния был заключен мирный договор в 1782 году до нашей эры. [ 12 ] [ 10 ] Затем Дадуша сотрудничал с Шамши-Ададом в военной кампании против Кабры. [ 12 ] [ 8 ]
После смерти Шамши-Адада его королевство распалось, а завоеванные королевства вновь обрели независимость. Зимри-Лим с помощью короля Алеппо Ярим-Лима сверг Ясмах-Адду и занял трон Мари. Ибал-пи-эль II пытался навязать союз с Зимри-Лимом Марийским с Эшнунной в доминирующем положении. Однако отношения вскоре распались, и Зимри-Лим вскоре стал открыто сотрудничать с Хаммурапи . [ 13 ]
Ибал-пи-Эль также захватил Рапикум и двинулся вдоль Сухума, [ 10 ] а также начал наступление на север, заняв Ассур , Экаллатум и Каттару, прежде чем приступить к захвату Шубат-Энлиля . Ишме-Даган I покинул Экаллатум и укрылся в Вавилоне . [ 11 ]
К тому времени геополитическая ситуация стала очень сложной, о чем свидетельствует запись, найденная в Мари на шестом году жизни Зимри-Лима (Мари Зимри-Лима, вероятно, не упоминается, поскольку это считается само собой разумеющимся):
«Ни один царь не является по-настоящему могущественным сам по себе: десять-пятнадцать царей следуют за Хаммурапи из Вавилона, столько же следуют за Рим-Сином из Ларсы, столько же следуют за Ибал-пи-Элем из Эшнунна, и многие другие следуют за Амут-пи-Элем из Катны; но двадцать царей следуют за Ярим-Лимом из Йамхада». [ 14 ]
Однако менее чем через восемь лет Эшнунна утратила статус великой державы. [ 15 ] Эламский Сивэ-Палар - правитель Хупак начал наступление на Эшнунну, которое поддержали Зимри-Лим и Хаммурапи. [ 10 ] [ 16 ] Однако у суккалмы были и другие амбиции: они завоевали множество других городов и даже натравили Вавилон и Ларсу друг на друга. [ 17 ] В конце концов амбициям Элама будет положен конец коалицией во главе с Хаммурапи. Эшнунна была разграблена отступающими эламитскими войсками, и военные Эшнунны назначили царем Силли-Сина , простолюдина, который раньше был лидером секции, несмотря на присутствие провавилонской фракции (ARM 26 377). [ 18 ]
Силли-Син заключил договор с Хаммурапи и выдал одну из своих дочерей замуж за царя Вавилона, после чего дипломатические отношения с Эшнунной и Вавилоном ухудшились. Ишме-Даган, теперь снова на троне в Экаллатуме, получил помощь от Силли-Сина после того, как Хаммурапи отклонил его просьбу, хотя позже Ишме-Даган снова вернулся в поисках убежища в Вавилоне. [ 11 ] [ 10 ] Зимри-Лим, теперь опасающийся Хаммурапи, поддержал Силли-Сина в его войне против Хаммурапи. [ 10 ]
В 1762 году до нашей эры, в 31 году правления Хаммурапи Вавилонского, вавилоняне заняли город Эшнунна. Он вернул титульное божество Ассура, которое было удалено, когда Эшнунна захватила город Ассур. [ 19 ]
На своем 38-м году жизни Хаммурапи утверждал, что уничтожил Эшнунну наводнением. [ 20 ]
Поздняя бронза
[ редактировать ]В XII веке до нашей эры эламский правитель Шутрук-Нахунте завоевал Эшнунну и перевез в Сузы ряд статуй, начиная от аккадского периода и заканчивая старовавилонским периодом. [ 21 ] [ 22 ]
Благодаря обещанию контроля над прибыльными торговыми путями, Эшнунна могла служить своего рода воротами между месопотамской и эламской культурой. Торговые пути давали ему доступ ко многим экзотическим и востребованным товарам, таким как лошади с севера, медь, олово и другие металлы и драгоценные камни . В могиле в Эшнунне был найден кулон копала из занзибарского . [ 23 ] небольшое количество печатей и бус цивилизации долины Инда . Также было найдено [ 24 ]
Археология
[ редактировать ]
Остатки древнего города сейчас сохранились в телле , или кургане археологического поселения, Телль-Асмар, примерно в 50 милях к северо-востоку от Багдада и в 15 км по прямой к востоку от Бакубы . Впервые его обнаружил Анри Поньон в 1892 году, но он не сообщил об этом местонахождении перед своей смертью в 1921 году. [ 25 ] Он был вновь найден после того, как предметы старины с этого места начали появляться в дилерских магазинах Багдада, и раскопки проводились в течение шести сезонов между 1930 и 1936 годами командой Восточного института под Чикагского университета руководством Анри Франкфорта с Торкильдом Якобсеном , Пиньясом Делугазом, Гордоном Лаудом. и Сетон Ллойд . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Полевым секретарем экспедиции была Мэри Чабб . [ 32 ]
Основными объектами раскопок в Чикаго были дворец и примыкающий к нему храм (28 на 28 метров со стенами шириной 3 метра) Су-Сина (названный археологами Дворцом правителей и Храмом Гимилсин соответственно). Дворец был построен во времена правителя Ура III Шуги, а Храм - правителем Итурии обожествленному правителю Ура III Су-Сину во время его правления. Дворец был частично разрушен во время правления Билаламы, но в конечном итоге был полностью восстановлен. Остальные раскопки были направлены на храм Абу, зарождение которого восходит к периоду ранней династии I и который за столетия претерпел ряд серьезных изменений. Было обнаружено большое южное здание, предположительно построенное во времена Ипик-Адада II, от которого сохранился только фундамент. Также были раскопаны несколько частных домов и дворец аккадского периода. Много усилий было затрачено и на поиски Е-сикиля, храма Тишпака, но безуспешно. В записях, написанных на шумерском языке, храм посвящен Ниназу, а в записях на аккадском языке речь идет о Тишпаке. [ 5 ] [ 1 ]
Несмотря на то, что с момента раскопок в Телль-Асмаре прошло много времени, работа по изучению и публикации оставшихся находок с этих раскопок продолжается и по сей день. [ 33 ] Эти находки включают терракотовые статуэтки, игрушки, ожерелья, цилиндрические печати, около 200 глиняных печатей и около 1750 клинописных табличек (около 1000 из которых пришли из дворца). Поскольку в наличии были только неопытные рабочие, многие таблички были повреждены или сломаны во время раскопок. Проект по очистке, обжигу и каталогизации всех табличек появился только в 1970-х годах. [ 34 ] Таблички аккадского периода были опубликованы в 1961 году. [ 35 ] Хотя большинство табличек Эшнунны носят административный характер, 58 представляют собой буквы, которые в этот период являются редкостью. Буквы написаны на ранней форме старовавилонского диалекта аккадского языка , называемого «архаичным старовавилонским». Они примерно разделены на две группы: а) ранее, преимущественно во времена правления Билаламы, Нур-ахума и Кирикири, и б) позже, главным образом, во времена правления Усур-Авасу, Ур-Нинмара и Ипик-Адада I. [ 5 ] [ 36 ]
В конце 1990-х годов в Телль-Асмаре работали иракские археологи. Результаты раскопок еще не опубликованы. [ 37 ] [ 38 ]

Квадратный храм Абу
[ редактировать ]
В раннединастический период храм Абу в Телль-Асмаре (Эшнунна) претерпел ряд этапов. Это включало этапы строительства раннединастического архаического храма, квадратного храма и одного храма. [ 39 ] Они, наряду со скульптурами, найденными там, помогли сформировать основу для трехчастного археологического разделения раннединастического периода на ED I, ED II и ED III для древнего Ближнего Востока. [ 40 ] В Квадратном храме был найден тайник из 12 гипсовых храмовых скульптур, выполненных в геометрическом стиле; они известны как Клад Телль-Асмара . Это одни из самых известных образцов древней ближневосточной скульптуры. Группа, которая теперь разделилась, показывает богов, священников и поклонников-доноров разного размера, но все в одном и том же крайне упрощенном стиле. У всех сильно увеличенные инкрустированные глаза, но самая высокая фигура, главное культовое изображение, изображающее местного бога, имеет огромные глаза, придающие ей «свирепую силу». [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Законы Эшнунны
[ редактировать ]«Если мужчина родил сыновей, развелся со своей женой и женился на другой, этот мужчина будет лишен дома и имущества и сможет пойти за тем, кого любит. Его жена (с другой стороны) претендует на дом». [ 44 ]
Законы Эшнунны состоят из двух табличек, найденных в Шадуппуме (Телль-Хармал), и фрагмента, найденного в Телль-Хаддаде, древнем Ме-Туране . [ 45 ] Они были написаны где-то во времена правления царя Дадуши Эшнунны и, похоже, не являются официальными копиями. Когда были составлены настоящие законы, неизвестно. Они аналогичны Кодексу Хаммурапи . [ 46 ] [ 47 ]
Список правителей
[ редактировать ]Правители раннединастического периода и правители Аккадской империи в настоящее время неизвестны. Эшнунна какое-то время находилась под властью вассальных правителей при Уре III, затем в течение нескольких столетий была независимой под властью своих собственных правителей и, наконец, контролировалась вассальными правителями при Вавилоне после захвата города Хаммурапи. Правление впоследствии неизвестно, хотя город просуществовал по крайней мере до 12 века до нашей эры. [ 48 ] Следующий список не следует считать полным:
Портрет или надпись | Правитель | Прибл. даты правления ( Средняя хронология ) | Комментарии, примечания и ссылки для упоминаний |
---|---|---|---|
Период Ура III ( ок. 2119 – ок. 2004 до н. э. ) | |||
Ургединна | Неопределенный ; эти правители, возможно, правили c. 2247 – ок. 2030 г. до н.э. [ 49 ] | ||
Мы не | |||
Разговаривать | |||
Лугаль-Кузу | |||
Путешествие | р. в. 2030 г. до н.э. |
| |
Портрет или надпись | Правитель | Прибл. даты правления (MC) | Комментарии, примечания и ссылки для упоминаний |
Период Исин-Ларса ( ок. 2025 – ок. 1763 до н. э. ) | |||
Д Оно ответило | р. в. 2026 г. до н.э. |
| |
Нурахум | р. в. 2010 г. до н.э. | ||
Конкретный | Неопределенный ; может иметь р. в. 2010 – ок. 1981 г. до н.э. |
| |
Билалама | р. в. 1981 – ок. 1962 г. до н.э. | ||
Не беспокойся | Неопределенный ; может иметь р. в. 1962 – ок. 1940 г. до н.э. | ||
Усуравассу | Неопределенный ; эти правители могут иметь р. в. 1940 – ок. 1895 г. до н.э. | ||
Анум-муттабил | |||
Абимадар | |||
Азузум | |||
Урнинмарки | |||
В твоей урне | |||
Ипик-Адад I | Неопределенный ; эти правители могут иметь р. в. 1895 – ок. 1857 г. до н.э. |
| |
Абди-Эра | |||
я люблю это | |||
Саррия | |||
В Варе | |||
Белакум | |||
Соль для Эль I |
| ||
Д Ипик-Адад II | р. в. 1857 - ок. 1817 г. до н.э. |
| |
Портрет или надпись | Правитель | Прибл. даты правления (MC) | Комментарии, примечания и ссылки для упоминаний |
Древнеассирийский период ( ок. 2025 – ок. 1363 до н. э. ) | |||
Д Нарамские деньги | р. в. 1816 – ок. 1808 г. до н.э. | ||
Повреждение-тахаз | р. в. 1808 – ок. 1794 г. до н.э. |
| |
Ибни-Эрра | Неопределенный ; эти правители могут иметь р. в. 1794 – ок. 1790 г. до н.э. | ||
Икиши-Тишпак | |||
Ибби-Суен | |||
![]() |
Дадуша | р. в. 1790 – ок. 1780 г. до н.э. |
|
Ибал-пи-эль II | р. в. 1779 – ок. 1765 г. до н.э. |
| |
Портрет или надпись | Правитель | Прибл. даты правления (MC) | Комментарии, примечания и ссылки для упоминаний |
Древневавилонский период ( ок. 1894 – ок. 1595 до н.э. ) | |||
Силли-Суен | р. в. 1763 – ок. 1756 г. до н.э. | ||
Илуни | р. в. 1742 – ок. 1740 г. до н.э. |
| |
Годы | Неопределенный ; эти правители могут иметь р. в. 1740 – ок. 1700 г. до н.э. | ||
Аху-шина |
Фотографии раскопок
[ редактировать ]-
Танцовщицы Эшнунна Лувр
-
Мемориальная доска Иштар из Эшнунны
-
Шумерские статуи из Эшнунны и Хафаджи
-
Статуэтка верующего мужчины из Телль-Асмара - раннединастический период 2600-2350 гг. до н.э.
-
Табличка_с_женскими_и_мужскими_фигурами, Храм Телль-Асмар с одним святилищем III - ранний династический период, 2500–2330 гг. до н.э., алебастр, ракушка и битум
-
Бляшки с обнаженными женщинами из Телль-Асмара, обожженная глина, (слева)_район городской стены, период Исин-Ларса, 2000-1800 гг. до н.э., (справа) Ищали, 2000-1600 гг. до н.э.
-
Бог с топором атакует орла, а Шамаш и Поклоняющийся стоят позади.
-
Статуя шумерского сидящего верующего из Телль-Асмара
-
Административная табличка - аккадский период
-
Шумерский статус из Телль-Асмара - часть клада Телль-Асмара
-
Подвески из Северного дворца Телль-Асмара - раннединастический период - лазурит, серебро и сердолик.
-
Медная солома из района Северного дворца Телль-Асмара - аккадский период
См. также
[ редактировать ]
- Список городов древнего Ближнего Востока
- Хафаджа
- Tell Ishchali
- Хронология древнего Ближнего Востока
- Увеличивать
- Андариг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [1] Торкильд Якобсен, «Филологические заметки об Эшнунне и ее надписях», Ассириологические исследования 6, Чикаго: University of Chicago Press, 1934.
- ^ Джордж, А.Р. «О вавилонских туалетах и канализации», Ирак, том. 77, 2015, стр. 75–106.
- ^ Перейти обратно: а б с д [2] Райхель, К. 2008. «Король мертв, да здравствует король: Последние дни культа Шу-Син в Эшнунне и его последствия». В: Н. Бриш (ред.), Религия и власть. . Божественное царствование в древнем мире и за его пределами, 133–155. ОИС 4, Чикаго.
- ^ Франкфурт, Анри (1948). Царство и боги: исследование древней ближневосточной религии как интеграции общества и природы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-26011-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Райхель, Клеменс. «Центр и периферия – роль «Дворца правителей» в Телль-Асмаре в истории Эшнунны (2100–1750 гг. до н.э.)». Журнал Канадского общества исследований Месопотамии 11 (2018): 29-53.
- ^ Перейти обратно: а б с Пейронель, Лука (01 января 2013 г.), «Элам и Эшнунна: исторические и археологические взаимосвязи в старовавилонский период» , Сузы и Элам. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы , Брилл, стр. 51–70, doi : 10.1163/9789004207417_005 , ISBN 978-90-04-20741-7 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ «3. Истоки ассирийской культурной традиции» , Религия и идеология в Ассирии , ДЕ ГРУЙТЕР, стр. 93–144, 25 сентября 2015 г., doi : 10.1515/9781614514268-005 , ISBN 9781614514824 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сутер, Клаудия Э. (2018). «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминационную сцену» . Аш-Шарк: Бюллетень археологических, исторических и социальных исследований Древнего Ближнего Востока . 2 (2): 1–30 – через Academia.edu.
- ^ [3] Ван Коппен, Франс и Денис Лакамбр, «Сиппар и граница между Эшнунной и Вавилоном. Новые источники по истории Эшнунны в древневавилонский период», Годовой отчет Форазийско-египетского общества Ex Oriente Lux 41, пп. 151-177, 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Болье, Поль-Ален (2017). История Вавилона: 2200 г. до н. э. – н. э. 75 . Уайли Блэквелл. п. 75. ИСБН 9781405188999 .
- ^ Перейти обратно: а б с Винхоф, Клаас Р. (07 апреля 2017 г.). «Древний ассирийский период (20–18 века<scp>до н.э.</scp>)» . Спутник Ассирии : 57–79. дои : 10.1002/9781118325216.ch3 .
- ^ Перейти обратно: а б Жорди Видаль. «Убей их всех!» Некоторые замечания об уничтожении племени яиланум (1781 г. до н.э.)». Журнал Американского восточного общества, том. 133, нет. 4, 2013, стр. 683–89.
- ^ Гишар, Микаэль (2002). «Дипломатические отношения между Ибал-Пи-Элем II и Зимри-Лимом: два шага к раздору» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 96 (2): 109–142. дои : 10.3917/сборка.096.0109 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281220 .
- ^ Сассон, Джек М. «Король и я, марийский король в изменении представлений». Журнал Американского восточного общества, том 118, № 4, 1998, стр. 453–70.
- ^ «Королевская власть» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 21–118, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.5 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ Болье, Поль-Ален (2004). Хаммурапи, царь Вавилона: биография . Уайли-Блэквелл. стр. 16–17. ISBN 978-1-405-12660-1 .
- ^ «Война» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 181–214, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.7 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ «Культура» , Из марийского архива , Penn State University Press, стр. 294–342, 09 июля 2015 г., doi : 10.5325/j.ctv1bxgxg3.10 , ISBN 9781575063768 , получено 15 августа 2023 г.
- ^ Ричардсон, Сет. «Топоры против Эшнунны». Ориенталия, том. 74, нет. 1, 2005, стр. 42–50.
- ^ Мэтью Рутц и Петр Михаловски. «Наводнение Эшнунны, падение Мари: деяния Хаммурапи в вавилонской литературе и истории». Журнал клинописных исследований, том. 68, 2016, с. 15–43
- ^ Блохер, Феликс. «Мысли о зале аудиенций Нарамсина в Телль-Асмар-Эшнунне». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия, стр. 90-97, 2019 г.
- ^ Харпер, Пруденс; Аруз, Джоан; Таллон, Франсуаза (1993). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- ^ Кэрол Мейер и др., «От Занзибара до Загроса: копаловый кулон из Эшнунны», Журнал ближневосточных исследований, том. 50, нет. 4, стр. 289–298, 1991 г.
- ^ Анри Франкфорт, «Цивилизация Инда и Ближний Восток». Ежегодная библиография индийской археологии за 1932 г., Лейден, VI, стр. 1–12, 1934 г.
- ^ Редактор JB Istas, "Le Muséon", том 11, Общество литературы и науки (Лувен, Бельгия), 1892 г.
- ^ [4] Анри Франкфорт, Торкильд Якобсен и Конрад Пройссер, «Скажите Асмару и Хафадже: работа первого сезона в Эшнунне 1930/31», Oriental Institute Communication 13, 1932.
- ^ [5] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорта, «Скажите Асмару, Хафадже и Хорсабаду: второй предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Oriental Institute Communication 16, 1933.
- ^ [6] Архивировано 18 июня 2010 г. в Wayback Machine Анри Франкфорт, «Иракские раскопки Восточного института 1932/33»: Третий предварительный отчет об экспедиции в Ирак, Сообщение Восточного института 17, 1934 г.
- ^ [7] Анри Франкфорт с главой Торкильда Якобсена, «Открытия Восточного института в Ираке, 1933/34: Четвертый предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Сообщение Восточного института 19, 1935 г.
- ^ [8] Анри Франкфорт, «Ход работы Восточного института в Ираке, 1934/35: пятый предварительный отчет об экспедиции в Ирак», Oriental Institute Communication 20, 1936.
- ^ [9] Анри Франкфорт, Сетон Ллойд и Торкильд Якобсен с главой Гюнтера Мартини, «Храм Гимильсин и дворец правителей в Телль-Асмаре», Публикация 43 Института Востока, 1940 г.
- ^ Чабб, Мэри (7 ноября 1961 г.). «Восстановление Вавилонской башни». Таймс . № 55232.
- ^ [10] Лиз А. Труекс, «3 домохозяйства и учреждения: район Телль-Асмара в конце 3-го тысячелетия до нашей эры», Ирак (Древняя Эшнунна), специальный выпуск: Раскопки кварталов: межкультурное исследование, Американская антропологическая ассоциация, том. 30, вып. 1 июля 2019 г.
- ^ [11] «Глиняные печати и таблички из Телля Асмара», Новости и заметки Восточного института, вып. 159, стр. 1–5, Восточный институт Чикаго, осень 1998 г.
- ^ [12] И. Дж. Гелб, «Саргонические тексты из региона Дияла», Материалы для ассирийского словаря, том. 1, Чикаго, 1961 год.
- ^ [13] Р. М. Уайтинг-младший, «Старые вавилонские письма из Телля Асмара», Ассириологические исследования 22, Восточный институт, 1987.
- ^ «Спасение иракских археологических отчетов» . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 г.
- ^ Румайди, С. и др. «Иракские раскопки в регионе Дияла: Телль Асмар (Эшнунна) и Телль Муктадия». (готовится к печати)
- ^ [14] Эванс, Джин М. «Пересмотр так называемого храма с одним храмом в Телль-Асмаре». в книге «От осколков к пейзажам: исследования древнего Ближнего Востока в честь Макгуайра Гибсона» 71 (2021): 91–105.
- ^ «Квадратный храм в Телль-Асмаре и строительство раннединастической Месопотамии около 2900–2350 гг. До н.э. », Джин М. Эванс, Американский журнал археологии , Бостон, октябрь 2007 г., Том. 111, вып. 4; стр. 599
- ^ Франкфорт, Анри , «Искусство и архитектура Древнего Востока», История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970, стр. 46-49, Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561072 ; Сейчас группа разделена между Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Институтом Востока в Чикаго и Национальным музеем Ирака (с богом).
- ^ [15] Анри Франкфорт, «Скульптура третьего тысячелетия до нашей эры из Телля Асмара и Хафаджи , Публикация 44 Института Востока, 1939»
- ^ [16] Анри Франкфорт, «Еще скульптуры из региона Дияла», Публикации Восточного института 60, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1943.
- ^ Фальковиц, Роберт С. «Параграф 59« Законов Эшнунны »». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 72, нет. 1, 1978, с. 79–80
- ^ [17] Аль-Рави, FNH, «Нападение и избиение», Шумер, том. 38, стр. 117–120, 1982 г.
- ^ Законы Эшнунны, Реувен Ярон, BRILL, 1988, ISBN 90-04-08534-3
- ^ Розен, Брюс Л. «Некоторые заметки о законах Эшнунны 20 и 21 и правовой реформе в законах Хаммурапи». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 71, нет. 1, 1977, стр. 35–38.
- ^ Мария де Йонг Эллис, «Заметки о хронологии поздней династии Эшнунна», Журнал клинописных исследований, том. 37, нет. 1, стр. 61–85, 1985 г.
- ^ Мартин, Ричард. Открытия в Анатолии, 1930-31 гг .
- ^ Михаловский, Петр. «Глава 6. Королевские письма в их историческом контексте 2: Великие стены, амореи и военная история: переписка Пузур-Шулги и Шаррум-бани (Письма 13–14 и 19–20)». Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2021, стр. 122–16.
- ^ Оллред, Лэнс. «Срок полномочий губернаторов провинций: некоторые наблюдения». От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press , 2021, стр. 115-124.
- ^ Блох, Игаль. «Эпонимы завоевания Шамши-Адада I и список эпонимов Канеша». Журнал ближневосточных исследований, том. 73, нет. 2, 2014, стр. 191–210.
- ^ Мэтью Рутц и Петр Михаловски. «Наводнение Эшнунны, падение Мари: деяния Хаммурапи в вавилонской литературе и истории». Журнал клинописных исследований, том. 68, 2016, с. 15–43
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Лухаиби, Ахмед А., «Новые цилиндрические печати из Телля-Асмара (древний город Эшнунна), результаты иракских раскопок 2001–2002 гг.», Ирак 85, стр. 29–48, 2023 г.
- Чабб, Мэри (1999). Город на песке (2-е изд.). Либри. ISBN 1-901965-02-3 .
- Сивил, М., «Школьное упражнение из Телля Асмара». Studia Orientalia Electronica, том. 46, стр. 39–42, апрель 2015 г.
- Райхель К. 2003, Современное преступление и древняя тайна: Печать Билаламы, в: Selz GJ (редактор), Festschrift для Буркхарта Кинаста по случаю его 70-летия, представленный друзьями, студентами и коллегами, Alter Orient und Altes Test 274, Мюнстер, стр. 355–389.
- [18] Пинхас Делугаз, «Керамика из региона Дияла», Публикации Восточного института 63, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952, ISBN 0-226-14233-7
- [19] Пинхас Делугаз, Гарольд Д. Хилл и Сетон Ллойд, «Частные дома и могилы в регионе Дияла», Публикации Восточного института 88, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1967.
- [20] Пинхас Делугаз и Сетон Ллойд с главами Анри Франкфорта и Торкильда Якобсена, «Храмы до Саргонидов в регионе Дияла», публикации Восточного института 58 , Чикаго: The University of Chicago Press, 1942.
- И. Дж. Гелб, «Табличка необычного типа из Телля Асмара», Журнал ближневосточных исследований , том. 1, нет. 2, стр. 219–226, 1942 г.
- Пожалуйста, Пол. «ЧОГА ГАВАНЕ: ФОРПОСТ ЭШНУННЫ В ГОРАХ ЗАГРОС?» Египет и Ближний Восток, том. 35, 2012, с. 165–73
- [21] Макс Хильцхаймер, перевод Адольфа А. Брюкса, «Останки животных из Телля Асмара», Исследования древней восточной цивилизации 20, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1941.
- Ламберт, РГ «Нарам-Син из Эшнунны или Аккада?» Журнал Американского восточного общества, том. 106, нет. 4, 1986, с. 793–95
- Романо, Лисия, «Кому поклонялись в храме Абу в Телль-Асмаре?», KASKAL 7, стр. 51–65, 2010 г.
- Гэри А. Рендсбург, «UT 68 и печать Телль-Асмар», Orientalia, NOVA SERIES, том. 53, нет. 4, стр. 448–452, 1984 г.
- Клаудия Э. Сутер, «Стела Победы Дадуши Эшнунны: новый взгляд на ее необычную кульминацию», Бюллетень Аш-шарка древних археологических, исторических и социальных исследований Ближнего Востока, том. 2, нет. 2, стр. 1–29, 2018 г.
- Тетлоу, Элизабет Мейер (28 декабря 2004 г.). Женщины, преступление и наказание в древнем праве и обществе: Том 1: Древний Ближний Восток . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1628-5 .
- Р. М. Уайтинг-младший, «Древнее вавилонское заклинание из Телля-Асмара», Журнал ассириологии, том. 75, стр. 179–187, 1985 г.
- Р. М. Уайтинг-младший, «Четыре оттиска печати из Телля Асмара», Archiv für Orientforschung, vol. 34, стр. 30–35, 1987 г.