Tell Ishchali
Неребтум/Другое (?) | |
Расположение | Провинция Дияла , Ирак |
---|---|
Область | Месопотамия |
Координаты | 33 ° 18'11 "N 44 ° 35'03,3" E / 33,30306 ° N 44,584250 ° E |
Тип | рассказывать |
Область | 23 га (57 акров) |
Спутник | Эшнунна |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1934–1936 |
Археологи | Т. Якобсен , Х. Хилл |
Телль-Ищали (также Ишчали или Шаали) — археологический памятник в провинции Дияла ( Ирак ) в нескольких сотнях метров от реки Дияла и в 3 милях к югу-юго-востоку от древнего города Хафаджа . Считается, что это древний Неребтум или Кити, который был частью города-государства Эшнунна . Известно, что он был заселен в период Исина-Ларсы и в старовавилонский период, причем раскопки закончились до того, как были достигнуты более ранние уровни.
Древнее имя
[ редактировать ]Сначала местом Ишали считали Хафаджу . После обнаружения там формулы даты, которая гласила: «Год, когда царь Ишме-Бали построил великую стену Неребтум», это обозначение стало популярным. В настоящее время мнения ученых разделились между Неребтумом и Кити в результате многих табличек из храма Инанны анализа в Кити. Также было предложено имя Садлас.
В храме Китиум было найдено несколько кирпичей Ипик-Адада II с надписью:
«Инанне Кититум Ипик-Адад, могучий царь, царь, расширивший Эшнунну, пастырь темноголовых (народа), возлюбленный Тиспака, сына Ибал-пиэля, даровал Нерибтума» [1]
Расположение
[ редактировать ]
Это место находится примерно в 3 милях (4,8 км) к югу и в 7 милях (11 км) к востоку от современного города Багдад и в 15 милях (24 км) к юго-востоку от Эшнунны на реке Дияла , притоке Тигра . Главный телл в Ищали имеет размеры примерно 600 на 300 метров (1970 футов × 980 футов). К северу и югу от него также есть небольшие курганы. Весь участок занимает около 23 гектаров (57 акров). [1]
История
[ редактировать ]Ранняя бронза
[ редактировать ]Находки на поверхности указывают на то, что Ищали, возможно, был заселен еще в аккадский период .
Средняя бронза
[ редактировать ]Среднюю бронзу можно разделить на более ранний период Исина-Ларсы и более поздний древневавилонский период .
Раскопанные эпиграфические свидетельства относятся к древневавилонскому периоду . Хотя в некоторых табличках упоминаются ранние местные правители, на протяжении большей части известной истории цари Ищали из Эшнунны там правили , включая Ипик-Адада и Ибал-пи-Эля. Во времена Сабиума, царя Вавилона, Ибал-пи-Эля I Эшнунна, Син-иддинам из Ларсы и Син-кашид из Урука, царь Неребтума, был Ику(н)-пи-Си. [3] [4]
Храм Инанны . Самая примечательная особенность Ищали – главный храм. Это была Инанна-Кититум , или Инанна Кити (иногда называемая Иштар-Кититум). Это один из крупнейших храмов, когда-либо найденных на древнем Ближнем Востоке, размером 100 на 65 метров. Несколько раз перестраивавшееся, всегда по первоначальному плану, монументальное здание состояло из одного большого верхнего храма и двух меньших помещений, которые считаются святынями (самая западная святыня в более поздние периоды использовалась для домашних занятий). Множество найденных там табличек дают прекрасное представление о храмовой жизни. Там также было найдено несколько цилиндрических печатей, датируемых периодом от ранней династии до периода Ларса , которые, как предполагается, являются реликвийными пожертвованиями храму. [5] Цилиндрические печати периода Исина-Ларсы и Старого Вавилона также были обнаружены в храме Шамаша и в частных домах. [6]
Местоположение Кити, места культа Инанны из Кититума, пока неизвестно, хотя предполагается, что это было более раннее название Телля Ищали. Ей поклонялись в регионе Дияла, в том числе в столице Эшнунне , где была найдена эта пророческая надпись:
«О царь Ибалпиэль, так говорит Кититум:/Тайны богов предстали передо мной./Поскольку ты постоянно произносишь мое имя своими устами, я продолжаю раскрывать тебе тайны богов./По совету богов и по повелению Ану страна отдана тебе в управление./Выкупите верхнюю и нижнюю страну,/соберете богатства верхней и нижней страны./Твоя торговля не уменьшится, будет перм[ о] пище мира [для] любой страны, которую держит рука твоя. / Я, Кититум, укреплю основания твоего трона, / Я установил для тебя дух-покровитель. Пусть твой [e]ar будет внимателен ко мне !" [7]
Шамаш/Храм Греха . Помимо храма Инанны-Кититум был также найден храм Шамаша (или, возможно, Сина ). Во всех документах археологи называли это здание храмом Шамаша, но также отмечали, что доказательства неоднозначны и что вместо этого это мог быть храм Греха. [8]
Раскопки
[ редактировать ]В 1920-е годы на открытом рынке стали появляться предметы нелегальных раскопок Ищали, в том числе множество глиняных табличек . Также имело место ограбление кирпича местными жителями. Чтобы предотвратить эту деятельность, иракская экспедиция Чикагского восточного института провела здесь два сезона раскопок в период с 1934 по 1936 год. Экспедицию возглавил Анри Франкфурт , а работами в Ищали руководили Торкильд Якобсен и Гарольд Хилл, все Восточный институт. [9] [10] Было найдено и позже опубликовано несколько клинописных табличек древневавилонского периода. [11] [12] [13] Происхождение нескольких табличек является предметом спора между Ишкали и Хафаджей . [14] Раскопки дошли только до уровня Исина-Ларсы, прежде чем раскопки закончились. [15]
Из 280 раскопанных табличек 138 были отправлены в Институт Востока, а остальные 142 переданы в Музей Ирака . Среди них был фрагмент « Эпоса о Гильгамеше» . Таблички, незаконно раскопанные в Ищали, находятся во многих местах, включая Музей антропологии Фиби А. Херст в Беркли, Музей искусства и истории в Женеве, Музей Ирака, Институт Востока и Свободную библиотеку Филадельфии . Архив главного администратора храма Кититум представлен 155 приобретенными табличками Свободной библиотеки и 55 раскопанными табличками Восточного института. [16]
Artifacts from Ishchali
[ редактировать ]-
Четырехликая богиня Ищали, Исин-Ларса из древневавилонского периода, 2000-1600 гг. до н.э., бронза - Музей Института Востока, Чикагский университет.
-
Бог грозы, Ищали, от Исин-Ларсы до древневавилонского, 2000-1600 гг. до н.э., обожженная глина - Музей Института Востока, Чикагский университет
-
Мемориальная доска с людьми-быками, держащими ствол пальмы с солнечным диском, Ищали, от Исин-Ларсы до древневавилонского периода, 2000-1600 гг. до н.э., обожженная глина - Музей Института Востока, Чикагский университет
-
Бог грозы, Ищали, от Исин-Ларсы до древневавилонского, 2000-1600 гг. до н.э., обожженная глина - Музей Института Востока, Чикагский университет
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [1] Якобсен Т., «Эпиграфический материал из Ищали», В HD Hill, Т. Якобсен, П. Делугаз, .А. Холланд и А. МакМахон, Старовавилонские общественные здания в районе Диялы. Часть 1: Раскопки Ищали; часть 2: Курганы Хафаджа B, C и D (ОИП 98) (стр. 89–98). Чикаго: Восточный институт Чикагского университета, 1990 г. ISBN 0-918986-62-1
- ^ Ру, Жорж (1992). «Древний Ирак» . ISBN 978-0-14-193825-7 . OCLC 1003999632 .
- ↑ Сассон, Джек М., «Глава 1. Царство», в Марийских архивах: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 21–118, 2021 г.
- ^ Риентс де Бур, «Начало древневавилонского Вавилона: Суму-Абум и Суму-Ла-Эль», Журнал клинописных исследований, том. 70, стр. 53–86, 2018 г.
- ^ Древновская, Ольга. «Старовавилонский Неребтум и его главное божество». Истории, рассказанные вокруг фонтана. Документы, подаренные Петру Белиньскому по случаю его 70-летия. Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego 221-233, 2019 г.
- ^ [2] Анри Франкфорт, «Многослойные цилиндрические уплотнения из региона Дияла», Публикации Восточного института 72, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1955.
- ^ Ниссинен, Мартти, «Пророки и Божественный совет», в «Пророческом предсказании: очерки древних ближневосточных пророчеств», Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 461-478, 2019 г.
- ^ [3] Анри Франкфорт., «Еще скульптуры из региона Дияла», Публикации Восточного института 60, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1943.
- ^ Франкфорт, Анри; Издательство Чикагского университета (1936). «Ход работы Восточного института в Ираке, 1934/35: пятый предварительный отчет иракской экспедиции» (PDF) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 968514533 .
- ^ Хилл, Гарольд Д.; Делоугаз, Пинхас; Якобсен, Торкильд (1990). «Старые вавилонские общественные здания в районе Дияла» (PDF) . Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. OCLC 938410164 .
- ^ [4] Лутц, Генри Фредерик, «Юридические и экономические документы из Ашджалы», University of California Press, 1931.
- ^ Ландсбергер, Бенно и Торкильд Якобсен, «Старое вавилонское заклинание против Мерху», Журнал ближневосточных исследований, том. 14, нет. 1, стр. 14–21, 1955 г.
- ^ Грингус, Сэмюэл (1979). «Старые вавилонские таблички из Ищали и окрестностей» . ISBN 978-90-6258-044-6 .
- ^ Фарбер, Уолтер (подробный обзор книги Грингуса), Журнал ближневосточных исследований, том. 43, нет. 4, 1984, стр. 346–50.
- ^ [5] , Пинхас Делугаз, «Керамика из региона Дияла», Публикации Восточного института 63, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952. ISBN 0-226-14233-7
- ^ Эллис, Мария де Йонг, «Архив древневавилонского храма Кититум и другие тексты из Ищали», JAOS 106, стр. 757–86, 1986
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Йонг Эллис, Мария (1986). «Богиня Кититум говорит с королем Ибалпиэлем: Тексты оракулов из Ищали». «МАРИ 5» . стр. 235–266.
- Эллис, доктор медицины, «Записи о доставке из архива храма Кититум в Ищали», Клинописные архивы и библиотеки, стр. 112–120, Документы, прочитанные на 30-м ассириологическом международном мероприятии, Лейден, 4–8 июля 1983 г., Лейден, 1986 г.
- Фриберг, Йоран и др., «Пять текстов из древневавилонского Ме-Туррана (Телль Хаддад), Ищали и Шадуппум (Телль Хармал) с прямоугольно-линейными задачами для фигур заданной формы», Новые математические клинописные тексты, стр. 149–212,
- Джентили, Паоло (2004). «Каталог текстов Ищали в Иракском музее» . Журнал ближневосточных исследований . 63 (4): 257–275. дои : 10.1086/426629 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 10.1086/426629 . S2CID 161539369 .
- Грингус, Сэмюэл (1986). «Исследования по документам Ищали» (на аккадском языке). Малибу: Публикации Ундены. ISBN 978-0-89003-167-4 . OCLC 715246491 .
- Т. Якобсен, «План храма в Месопотамии и храм Кититум», Эрец-Исраэль 20 (том Ядин), стр. 79–91, 1989 г.
- Миглус, Пенсильвания, «Неребтум», В реальном лексиконе ассириологии и ближневосточной археологии IX, стр. 211–214, Берлин: Вальтер де Грюйтер, 1998–2001 гг.
- Россбергер Э., «Посвященные предметы и конструкции памяти в храме Иштар-Кититум в Ищали», в Каэлине, О. [ea] (ред.), Труды 9-го международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока 1. Путешествующий образ. Передача и трансформация визуальных идей. Висбаден, стр. 419–430, 2016 г.
- Робертс, JJM, «Самый ранний семитский пантеон: исследование семитских божеств, засвидетельствованных в Месопотамии до Ура III», Балтимор / Лондон, 1972 г. ISBN 978-0801813887
- Сапоретти, Клаудио, «Текст Ищали, представляющий особый интерес», Египет и Ближний Восток, том. 19, с. 83–87, 1996 г.
- Путешествие, Спаситель, «Об управлении храмом Иштар Кититум Айшьжали», Египет и Ближний Восток, том. 29, с. 185–217, 2006 г.
- Юхонг, В., «Договор между Шадлашем (Суму-нумхим) и Нерибтумом (Хамми-душур)», Журнал древних цивилизаций, том. 9, стр. 124–136, 1994 г.