Jump to content

Старый

Старый
Уд, созданный Эммануэлем Вениусом в 1916 году.
Струнный инструмент
Другие имена арабский : уд , персидский : уд
Классификация
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321-6
(Композитный хордофон звучит с помощью плектра )
Развитый Золотой век ислама
Связанные инструменты
Звуковой образец
Создание и игра на уде
Страна Иран и Сирия
Ссылка 01867
История надписи
Надпись 2022 г. (17-я сессия)
Список Представитель

Уд ( арабский : عود , латинизированный : ʿud , произносится [ʕuːd] ; [1] [2] [3] ) — ближневосточный с короткой шеей и лютней. грушевидной формы безладовый струнный инструмент [4] ( хордофон в классификации инструментов Хорнбостеля-Сакса ), обычно с 11 струнами, сгруппированными в шесть курсов , но некоторые модели имеют пять или семь курсов с 10 или 13 струнами соответственно.

Уд очень похож на другие типы лютни , а также на западные лютни, которые произошли от средневекового исламского уда. [5] Подобные инструменты использовались на Ближнем Востоке еще до ислама в Персии. Позже, после мусульманского завоевания Персии , другие регионы и страны разработали свои собственные версии уда, например, в Аравии, Турции и других регионах Ближнего Востока и Балкан. Возможно, существуют даже доисторические предшественники лютни. [6] Уд, как принципиальное отличие от западной лютни, не имеет ладов и имеет меньший гриф . Это прямой преемник персидской лютни- барбата . [7] Считается, что самый старый сохранившийся уд находится в Брюсселе, в Музее музыкальных инструментов . [8]

Раннее описание «современного» уда было дано музыкантом, певцом и писателем XI века Аль-Хасаном ибн аль-Хайсамом ( ок. 965–1040 ) в его музыкальном сборнике «Хави аль-Фунун ва Салват аль-Махзун» . Первое известное полное описание уда и его конструкции можно найти в послании Рисала фи-л-Лухун ва-н-Нагам арабского философа 9-го века Якуба ибн Исхака аль-Кинди . [9] Описание Кинди выглядит следующим образом:

[и] длина [уда ] будет: тридцать шесть суставов пальцев — с хорошими толстыми пальцами — и общая сумма составит три ашбара . [Примечания 1] И его ширина: пятнадцать пальцев. А его глубина семь с половиной пальцев. И замер ширины моста с остатком сзади: шесть пальцев. Остается длина струн: тридцать пальцев, и на этих струнах происходит деление и расчленение, потому что это длина звучания [или «говорения»]. Вот почему ширина должна составлять пятнадцать пальцев, поскольку она равна половине этой длины. Аналогично и по глубине: семь пальцев с половиной, а это половина ширины и четверть длины [струн]. А шея должна составлять одну треть длины [говорящих струн] и составляет: десять пальцев. Остаётся вибрирующее тело: двадцать пальцев. И чтобы задняя часть (звуковая коробка) была хорошо закруглена, и ее «утончение» (харц) [должно быть сделано] по направлению к шее, как если бы это было круглое тело, нарисованное циркулем, которое было разрезано пополам, чтобы извлечь две ‛ удс . [10]

В доисламской Персии , Аравии и Месопотамии струнные инструменты имели всего три струны, с небольшой музыкальной шкатулкой и длинным грифом без каких-либо колков . ​​основа для колков (Бунджук) или колковая коробка Но в эпоху ислама музыкальная шкатулка была увеличена, добавлена ​​четвертая струна и добавлена . В первые века (доисламской) арабской цивилизации струнные инструменты имели четыре курса (по одной струне на курс - двойные струны появились позже), настроенные на последовательные четверти. Курт Сакс сказал, что их называли (от самого низкого тона до самого высокого) бамм , матлат , матна и зир . [11] «Еще в девятом веке» пятая струна хад («диез»), «чтобы сделать диапазон в две октавы полным». иногда добавлялась [11] Она была самой высокой по высоте и самой низкой по расположению по отношению к другим струнам. Современная настройка сохраняет древнюю последовательность четвертей с дополнениями (самый низкий или самый высокий курс), которые могут быть настроены по-разному в зависимости от региональных или личных предпочтений. Сакс дает один строй для такого расположения пяти пар струн: d, e, a, d', g'. [11]

Исторические источники указывают, что Зирьяб (789–857) добавил к своему уду пятую струну. [12] Он был хорошо известен тем, что основал музыкальную школу в Андалусии , одном из мест, где уд или лютня проникли в Европу. Еще одно упоминание о пятой струне было сделано Аль-Хасаном ибн аль-Хайсамом в «Хави аль-Фунун ва Салват аль-Махзун» .

Имена и этимология

[ редактировать ]
Удовый плектр , называемый по-арабски риша, по-турецки мизрап и по-персидски захме.

По арабски - العود ( аль-`уд или уд ) буквально означает тонкий кусок дерева, похожий по форме на соломинку. Это может относиться к деревянному плектру, традиционно используемому для игры на уде, к тонким деревянным полоскам, используемым для задней части, или к деревянной деке, которая отличает его от аналогичных инструментов с корпусом, покрытым кожей. [13] Генри Джордж Фармер рассматривает сходство между аль-худом и аль-авдой («возвращение» - блаженства). [14]

Было предложено множество теорий происхождения арабского названия « уд» . Слово уд (عود) по-арабски означает «из дерева» и «палка». [15] [16] В 1940 году Курт Сакс опроверг или усовершенствовал эту идею, заявив, что уд означает гибкую палку , а не дерево. [17] Западный исследователь исламской музыки Экхард Нойбауэр предположил, что уд может быть арабским заимствованием от персидского слова rōd или rūd , что означает струну. [18] [19] Другой исследователь, археомузыколог Ричард Дж. Дамбрил , предполагает, что руд произошел от санскритского рудри (रुद्री, что означает «струнный инструмент») и перешел на арабский язык (семитский язык) через семитский язык. [20] Хотя авторы этих утверждений о значениях или происхождении слова, возможно, имели доступ к лингвистическим источникам, они не были лингвистами.

Однако другая теория, по мнению исследователей семитского языка, заключается в том, что арабское слово «oud» происходит от сирийского слова «oud-a» , что означает «деревянная палка» и «горящее дерево» — родственного библейскому ивриту «ūḏ» , обозначающего палку, используемую для перемешивания бревен. огонь. [21] [22]

Названия инструмента на разных языках включают арабское : عود ʿūd или ʿoud ( Арабское произношение: [ʕu(ː)d, ʢuːd] , множественное число: أعواد aʿwād ), армянский : ուդ , сирийский : rought ud , греческий : ούτι oúti , иврит : עוּד ud , персидский : بربت barbat ( хотя барбат - это другая лютня инструмент), турецкий : ud или ut , [23] На азербайджанском языке : ud , на сомалийском : uud 𐒋𐒓𐒆 или кабан 𐒏𐒖𐒁𐒖𐒒 .

Музыкальные инструменты из доисторических времен

[ редактировать ]
Египетские длинные лютни, ок. 1350 г. до н.э.
Египетские лютнисты с лютнями с длинной шеей. Фреска из гробницы Небамуна, дворянина XVIII династии Древнего Египта (ок. 1350 г. до н. э.)
Банкет Гандхары с лютнистом
Сцена эллинистического банкета I века нашей эры, Хадда , Гандхара . Двухструнная лютня с короткой шеей, которую держит игрок (крайний справа).
Инструмент типа уд, Иран, XI-XII вв.
Иран, 11 или 12 век нашей эры. Глиняная статуя музыканта, играющего на инструменте в стиле лютни с короткой шеей.

Полная история развития семейства лютней на сегодняшний день не полностью составлена, но археологи-музыкологи работали над тем, чтобы собрать воедино историю семейства лютней. Очень влиятельный органолог Курт Сакс различал «лютню с длинной шеей» и разновидность лютни с короткой шеей. [24] Дуглас Элтон Смит утверждает, что разновидность лютни с длинной шеей вообще не следует называть лютней, потому что она существовала по крайней мере за тысячелетие до появления инструмента с короткой шеей, который в конечном итоге превратился в то, что сейчас известно как лютня. [25]

Сегодня музыковед Ричард Дамбрил использует это слово более категорично, говоря об инструментах, существовавших за тысячелетия до того, как был придуман термин «лютня». [26] Дамбрил задокументировал более чем 3000-летние иконографические свидетельства существования лютней в Месопотамии в своей книге «Археомузыкология Древнего Ближнего Востока» . По словам Дамбрилла, семейство лютней включало инструменты, существовавшие в Месопотамии до 3000 г. до н.э. [27] В качестве доказательства он указывает на цилиндрическую печать ; датируемый ок. 3100 г. до н. э. или раньше (сейчас находится в Британском музее); на одной стороне печати изображено нечто, предположительно, женщина, играющая на палочке «лютне». [27] [28] Как и Сакс, Дамбрил считал длину отличительным признаком лютней, разделяя месопотамские лютни на разновидности с длинной шеей и короткие. [29] Он сосредотачивается на более длинных лютнях Месопотамии и подобных типах родственных хордофонов с шеей, которые развивались по всему древнему миру: греческие , египетские Среднем царстве ), эламитские, хеттские , римские , булгарские , тюркские , индийские , китайские , армянские / киликийские , Ханаанская/финикийская , израильская/иудейская и различные другие культуры. Среди длинных лютнь он называет пандуру , пандури , тамбур и танбур . [30]

Линия лютней с короткой шеей получила дальнейшее развитие на востоке Месопотамии, в Бактрии и Гандхаре , в короткую миндалевидную лютню. [13] [31] Курт Сакс рассказал об изображениях гандхарских лютней в искусстве, где они представлены в смеси «искусства Северо-Западной Индии» под «сильным греческим влиянием». [32] Лютни с короткой шеей на этих произведениях искусства Гандхары были «почтенными предками исламских, китайско-японских и европейских лютневых семей». [32] Он описал лютни Гандхары как имеющие «грушевидный корпус, сужающийся к короткому грифу, передний держатель струн, боковые колки и четыре или пять струн». [32] Самыми старыми изображениями лютней с короткой шеей из той области, о которой знал Сакс, были «персидские фигурки 8-го века до нашей эры», найденные при раскопках в Сузе, но он не знал ничего, что связывало бы их с искусством Гандхары, связанным с удом, 8 веков спустя. [32]

Распространение уда в Европу

[ редактировать ]

Когда Омейяды завоевали Испанию в 711 году, они принесли с собой свой уд. На уде изображен сидящий музыкант. [33] в Каср-Амре династии Омейядов , одном из самых ранних изображений инструмента, на котором играли в ранней исламской истории.

В течение 8-го и 9-го веков многие музыканты и художники со всего исламского мира стекались в Аль-Андалус . [34] Среди них был Абу ль-Хасан Али ибн Нафи (789–857), [35] [36] выдающийся музыкант, который обучался у Исхака аль-Маусили ( ум. 850 ) в Багдаде и был сослан в Аль-Андалус до 833 года нашей эры. Он преподавал, и ему приписывают добавление пятой струны к своему уду. [37] и с созданием одной из первых музыкальных школ в Кордове . [38]

К 11 веку мусульманская Иберия стала центром производства инструментов. Эти товары постепенно распространились в Прованс , оказав влияние на французских трубадуров и труверов и в конечном итоге достигнув остальной Европы. В то время как в Европе развивалась лютня, уд оставался центральной частью арабской музыки, а также более широкой османской музыки, претерпев ряд преобразований. [39]

Хотя основное распространение короткой лютни произошло в Западной Европе, что привело к появлению множества стилей лютни, короткая лютня проникла и в Европу на Востоке; короткогрифовую разновидность инструмента под названием комуз еще в шестом веке булгары привезли на Балканы .

Теория происхождения от религиозных и философских верований

[ редактировать ]
Сирийские музыканты в Алеппо с удом, около 1915 года.

Согласно Абу Талибу аль-Муфадалу (ан-Нахави аль-Лугави) ибн Сальме (9 век), который сам ссылается на Хишама ибн аль-Куллу, уд был изобретен Ламехом , потомком Адама и Каина . [40] Другая гипотетическая атрибуция гласит, что его изобретателем был Мани . [7] Ибн ат-Таххан добавляет два возможных мифических происхождения: первое связано с Дьяволом, который соблазнил «народ Давида» обменять (по крайней мере часть) свои инструменты на уд. Он сам пишет, что эта версия не заслуживает доверия. Вторая версия приписывает, как и во многих других культурах, находящихся под влиянием греческой философии, изобретение уда «философам». [9]

Центральная Азия

[ редактировать ]

Одна из теорий состоит в том, что уд произошел от персидского инструмента, называемого барбат (персидский: بربت) или барбуд , лютни, которую Марсель-Дюбуа указал как имеющую среднеазиатское происхождение. Самое раннее графическое изображение барбата датируется I веком до нашей эры из древней северной Бактрии и является древнейшим свидетельством существования барбата. [41] Свидетельства формы барбата можно найти в скульптуре Гандхары II-IV веков нашей эры, которая вполне могла быть представлена ​​кушанской аристократией, влияние которой засвидетельствовано в искусстве Гандхары. [41] Само название барбат означало лютню с короткой шеей на пехлеви , языке Сасанидской империи , через которую этот инструмент попал на запад из Центральной Азии на Ближний Восток, перенятый персами. [13] [42]

Барбат (возможно, известный как мижар, киран или муваттер, версии с кожаным верхом) использовался некоторыми арабами в шестом веке. [43] В конце VI века аль-Надр изготовил версию инструмента в персидском стиле с деревянным верхом, названную «уд», и привез ее из Ирака в Мекку. [43] На этом инструменте персидского типа здесь играли еще в седьмом веке. [43] Где-то в седьмом веке он был модифицирован или «усовершенствован» Мансуром Залзалом , и два инструмента (барбат и «уд шаббут») использовались бок о бок в 10 веке, а возможно, и дольше. [43] Современные ученые, ищущие примеры, спутали эти два инструмента, и некоторые из идентифицированных удов, возможно, могут быть барбатами. [43] Примеры этого, приведенные в Энциклопедии ислама, включают лютню в «Кантигас де Санта-Мария» и фронтиспис из «Жизни и времен Али ибн Исы» Гарольда Боуэна. [43]

типа лютни с короткой шеей Самая старая графическая запись вина датируется примерно I-III веками нашей эры. [44] Родиной уда, по-видимому, является Средняя Азия. [45] Предок уда, барбат, использовался в доисламской Персии. Со времен Сефевидов и, возможно, из-за смены названия с барбата на уд, инструмент постепенно утратил популярность среди музыкантов. [46]

У тюркских народов был аналогичный инструмент – копуз . [47] Считалось, что этот инструмент обладает магической силой, его использовали на войнах и в военных оркестрах. Это отмечено в Гектюрку . надписях памятника [ нужна ссылка ] . Позже военный оркестр использовался армиями других тюркских государств, а затем и европейцами. [48] [ нужна проверка ]

Арабский уд из Египта
Иранский мужчина
Сирийский уд

Арабский уд, турецкий уд и персидский барбат.

[ редактировать ]

Современные уды делятся на три категории: арабские , турецкие и персидские , причем последний также известен как барбат . [49]

Это различие основано не только на географии; Арабский уд встречается не только на Аравийском полуострове , но и во всем арабском мире. [50] На турецких удах играли анатолийские греки , где их называют аути, и в других местах Средиземноморья. [51] Иракский египетский уд, . уд и сирийский уд обычно объединяются под термином «арабский уд» из-за их сходства, хотя могут иметь место местные различия, особенно с иракским удом [52] Однако все эти категории появились совсем недавно и не отражают многообразия удов, производимых в 19 веке, а также в наши дни. [53]

Арабские уд обычно крупнее, чем их турецкие и персидские аналоги, и издают более полный и глубокий звук, тогда как звук турецкого уда более тугий и пронзительный, не в последнюю очередь потому, что турецкий уд обычно (и частично) настроен на целую ступень выше, чем арабский. [54] Турецкие уды, как правило, имеют более легкую конструкцию, чем арабские, с незаконченной декой , более низким строем струн и расположением рядов струн ближе друг к другу. Турецкие уды также имеют более высокий тон и «более яркий тембр». [55] арабских удов составляет Длина мензуры от 61 до 62 см по сравнению с длиной мензуры турецких 58,5 см. Существует также множество электроакустических и электрических удов. [56]

Современный персидский барбат напоминает уд, хотя отличия включают меньший корпус, более длинную гриф, слегка приподнятую накладку грифа и звук, отличный от звука уда. [49] Более подробную информацию смотрите на странице: Барбат (лютня) .

Кумбюш — турецкий инструмент , возникший как гибрид уда и банджо . [57]

Продолжительность: 6 секунд.
Открытые струны играют на уде, настроенном по американскому образцу «D2 G2 A2 D3 G3 C4».

В разных традициях уда существуют разные способы настройки уда. Среди тех, кто играет на уде в арабской традиции, распространена старая схема настройки струн (от низкой к высокой): D2 G2 A2 D3 G3 C4 на однострунных курсах или D2, G2 G2, A2 A2, D3 D3, G3 G3. , C4 C4 для хода из двух струн. [58] [59] В турецкой традиции распространена настройка «Болахенк» (от низкой к высокой): C#2 F#2 B2 E3 A3 D4 на инструментах с однострунными курсами или C#2, F#2 F#2, B2. B2, E3 E3, A3 A3, D4 D4 на инструментах с двухструнными ходами. [58] [59] Ноты C2 и F2 на самом деле настроены на 1/4 тона выше, чем обычные c или f в системе Болахенка. [58] [59]

Мунир Башир , известный музыкант, считающийся одним из мастеров иракской школы макам . арабской системы гаммы
Насир Шамма , знаменитый виртуоз нового поколения удистов.

Многие нынешние арабские музыканты используют эту настройку: C2 F2 A2 D3 G3 C4 на стандартных настроечных инструментах, а некоторые используют более высокую настройку F2 A2 D3 G3 C4 F4.

Зенне старый

[ редактировать ]

Zenne Oud, часто переводимый как женский уд или женский уд, представляет собой уменьшенную версию уда, предназначенную для людей с меньшими руками и пальцами. [60] Обычно он имеет длину мензуры 55–57 см вместо 60–62 см у арабского уда и 58,5 см у турецкого уда. [58]

Старый арби и старый рамаль

[ редактировать ]
Уд в турецком стиле, на котором играют в Турции, Греции, Армении и т. д.
Арабский уд в музее Хорнимана , Лондон , Великобритания

Уд арби — это североафриканский вариант уда с более длинной шейкой и всего четырьмя рядами. [61] [62] [63] [64] Его не следует путать с квитрой другой формы и настройки . Уд арби настроен в реентерабельном строе G3 G3, E4 E4, A3 A3, D4 D4. [65] [66]

Древняя Куметра

[ редактировать ]

Уд куметра , также известный как беременный уд или грушевый уд, представляет собой уд с телом грушевидной формы. Этот тип относительно редок и в основном происходит из Египта. [67] [68] [69] [70]

Электрический уд

[ редактировать ]

Более экспериментальная версия — это аналог электрогитары, используемый франко-алжирской группой Folktronica Speed ​​Caravan . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шибр ) — это единица измерения , (единственное от ашбара равная примерно 18–24 см, в зависимости от руки. Он равен измеренной длине между кончиком большого пальца и кончиком ушного пальца, когда он растянут в горизонтальной плоскости и в противоположных направлениях. В противном случае размер шибра составляет 12 пальцев (36:3): «полный» палец должен иметь ширину около 2 см.
  1. ^ «Арабский мир» . 1971.
  2. ^ «Арабские перспективы» . 1984.
  3. ^ «уд — определение уда на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари — английский язык . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  4. ^ Макл, Дженна (5 июля 2020 г.). «Удовый инструмент» . Этнический мюзикл .
  5. ^ Моттола, Р.М. (лето – осень 2008 г.). «Создание ближневосточного уда с тер Кивелосом». Американская лютерия (94, 95).
  6. ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Траффорд. п. 308. ИСБН  9781412055383 . OCLC   62430171 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поче, Кристиан (2001). « Уд». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28694 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (уд; мн.: ИДАН). Щипковая лютня с короткой шеей арабского мира, прямой предок европейской лютни, название которой происходит от аль-'уд («лютня»). Известный как по документам, так и по устным традициям, он считается королем, султаном или эмиром музыкальных инструментов, «самым совершенным из изобретенных философами». Ихван ас-Сафах: Расаил [Письма] (1957), i, 202). Это основной инструмент арабского мира, Сомали и Джибути, и он имеет второстепенное значение в Турции (ut, написание, использовавшееся в прошлом, но теперь замененное ud), Иране, Армении и Азербайджане (ud). В Греции (outi) он играет меньшую роль, где он породил модель с длинной шеей (lauto); последний используется в деревенском и народном контекстах, в то время как уд сохраняет преимущественно образованные и городские ассоциации. В Восточной Африке он известен как уди; в последние десятилетия он появился также в Мавритании и Таджикистане. [...] Появление уда на исторической сцене - столь же сложный вопрос. Два автора конца XIV века (Абу аль-Фида, или Абулфедае, и Абу аль-Валид ибн Шихна) относят его к периоду правления сасанидского царя Ш[а]пура I (241–272). Ибн Шихна добавил, что развитие уда было связано с распространением манихейства и его изобретением самим Манесом, что является правдоподобной теорией, поскольку ученики Манеса поощряли музыкальное сопровождение своих религиозных учреждений. Достигнув Китая, их апостольство оставило следы отношений между Западом и Востоком, которые можно увидеть на лютне с короткой шеей, похожей на уд (Grünwedel, 1912). Но центр движения находился на юге Ирака, откуда в VII веке уд должен был распространиться на Аравийский полуостров. Однако все тексты, в которых упоминается появление в Мекке лютни с короткой шеей под названием «уд», были написаны в IX и X веках. Уд распространился на Запад через Андалусию.
  8. ^ «Александрия в Брюссель, 1839 год» . эмиграции . 2 марта 2016 г. Проверено 15 апреля 2016 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бейхом, Амин (2010). Теории гаммы и мелодических практик у арабов - Том 1: Общий масштаб и жанры - Том 1: Греко-арабские теории кинди (IX и век) до Туси (13 век). и век) . Париж: Гетнер. ISBN  978-2-7053-3840-4 .
  10. ^ Бейхом, Амин (2011). «Два стойких заблуждения относительно уда » (PDF) . Иконея 2011 . Статья к книге «Уд от шумерского происхождения до наших дней», конференция ICONEA, 2011 г. - 1–3 декабря 2011 г.: 81–110 (85). Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 254 . ISBN  9780393020687 . Классическое количество струн составляло четыре пары... бамм , матлат , матна , зир ... Пятая пара струн, выше зира , по-видимому, была введена еще в девятом веке...
  12. ^ «Ирак» . 1984.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Во время, Жан (15 декабря 1988 г.). «Энциклопедия Ираника-Барбат» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 4 февраля 2012 г.
  14. ^ Фермер, Генри Джордж (1939). «Строение арабской и персидской лютни в средние века». Журнал Королевского азиатского общества (1): 41–51 (49). JSTOR   25201835 . ... из произведения под названием «Китаб кашф аль-хумуум» ... 'уд (лютня) происходит от слова аль-'авда («возвращение», что означает, что дни удовольствия могут вернуться [в радости музыки лютни] ...)
  15. ^ Курц, Гленн (19 ноября 2008 г.). Практика: возвращение музыканта к музыке . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN  9780307489760 .
  16. ^ Хамфри, Эндрю (2009). Египет . Национальные географические книги. ISBN  9781426205217 .
  17. ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 253. Основное значение этого слова ['уд] — не «дерево», как обычно полагают, а «гибкая палка».
  18. ^ Дуглас Элтон Смит (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . Лютневое общество Америки (LSA). п. 9. ISBN  0-9714071-0-Х . .
  19. ^ Пуджавади, Амир Хосейн (2000). «Обзор науки о музыке в исламе. Тома 1–2, Исследования восточной музыки; Наука о музыке в исламе. Том 3, Теория арабской музыки с начала до VI/XII веков, Экхард Нойбауэр; Наука» «Музыка в исламе», том 4, «Очерк восточной музыки» Чарльза Фонтона с рисунками Адансона, Экхарда Нойбауэра, Фуата Сезгина». Азиатская музыка . 32 (1): 206–209. дои : 10.2307/834339 . JSTOR   834339 .
  20. ^ Дамбрил, Ричард Дж. (1998). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Лондон: Тадема Пресс. п. 319. «руд» происходит от санскритского «rudrī», что означает «струнный инструмент»… Слово распространилось, с одной стороны, через индоевропейскую среду в испанское «rota»; французское «гниль»; валлийское «crwth» и т. д., а с другой стороны, через семитский язык, на арабский «ud»; Угаритовый 'd; испанское «лауд»; немецкий «Лауте»; Французское "лют"...
  21. ^ «Поиск записи» . www.assyrianlanguages.org . Проверено 3 октября 2018 г.
  22. ^ «Иврит Стронга: 181. אוּד (уд) – клеймо, головня» . biblehub.com . Проверено 24 марта 2018 г.
  23. ^ «Поиск слов в текущем словаре турецкого языка» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
  24. ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 251 , 253. ISBN.  9780393020687 .
  25. ^ Смит, Дуглас Элтон (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . Лютневое общество Америки (LSA). ISBN  978-0-9714071-0-7 .
  26. ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Траффорд. стр. 305–310. ISBN  9781412055383 . OCLC   62430171 . Лютня с длинной шеей произошла от луковой арфы и в конечном итоге стала тунбуром; а лютня меньшего размера с толстым корпусом превратилась бы в современный уд. ... лютня предшествовала лире, которую поэтому можно рассматривать как развитие лютни, а не наоборот, как считалось до недавнего времени ... Таким образом, лютня не только датирует, но и определяет переход от музыкальной протограмотность к музыкальной грамотности...
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дамбрил 1998 , с. 321
  28. ^ «Цилиндровая печать, культура/период Урука, дата (около) 3100 г. до н.э., номер музея 41632» . Британский музей.
  29. ^ Дамбрил 1998 , с. 310
  30. ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. стр. 319–320. ISBN  978-1-4120-5538-3 . Лютня с длинной шеей в OED орфографируется как тамбура; тамбора, тамера, тумбура; тамбур(а) и танпура. У нас есть арабский Ынбур; персидский танбур; Армянский пандир; Грузинские пантури. и сербско-хорватская тамбурица. Греки называли это пандурой; пандурос; фандурос; пандурис или пандурион. На латыни это пандура. Засвидетельствовано, что это нубийский инструмент третьего века до нашей эры. Самый ранний литературный намек на лютни в Греции исходит от Анаксила в его пьесе «Изготовитель лир» в роли «трихорда» ... Согласно Поллуксу, трихордон [ sic ] был ассирийским, и они дали ему имя пандура ... Эти инструменты сохранились и сегодня. в виде различных арабских тунбаров ...
  31. ^ «Скоба с двумя музыкантами 100-х годов, Пакистан, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (1 век-320)» . Кливлендский художественный музей . Проверено 25 марта 2015 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 159–161 . ISBN  9780393020687 .
  33. ^ «Музыкант и танцовщица Кусайр Амра. Арт-дестинация Иордания» . вселенные.арт .
  34. ^ Мария Роза Менокаль; Раймонд П. Шейндлин; Майкл Энтони Селлс, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
  35. ^ Гилл, Джон (2008). Андалусия: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН  978-01-95-37610-4 .
  36. ^ Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 311. ИСБН  9780521779333 .
  37. ^ «Энциклопедия Ираника – Барбат» . Ираникаонлайн.орг. 15 декабря 1988 г. Проверено 4 февраля 2012 г.
  38. ^ Давила, Карл (2009). «Исправление незаконнорожденной биографии: Зирьяб в Средиземноморском мире». Ислам в средневековом Средиземноморье . Том. 21, нет. 2. Аль-Масак.
  39. ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 8 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  40. ^ ибн Сальма, Абу Талиб аль-Муфадал (ан-Нахави аль-Лугави) (1984). Китаб аль-Малахи ва Асмахиха мин Кибал аль-Мусика . Каир – Египет: Аль-Хайа аль-Мисрия аль-Амма ли-л-Китаб. стр. 13–14. Хишам ибн аль-Кулли упомянул, что первым, кто сделал лютню, играл человек из племени Каина, и сказано: Каин ибн Адам, которого звали: Ламех. Он жил долго и не имел детей. поэтому он женился на пятидесяти женщинах и имел двести наложниц [...] затем у него родился мальчик за десять лет до его смерти, и его радость стала сильной. Когда мальчику исполнилось пять лет, он умер, и он умер. был сильно огорчен им, поэтому взял его, повесил на дереве и сказал: образ его не сойдет с глаз моих, пока его не разрежут на куски, или я не умру. И он заставил плоть его отпасть от костей его, пока не осталось бедра. Ногой, ступней и пальцами он взял палку, расколол ее, утончил и начал складывать часть ее вместе, так что грудь стала напоминать форму бедра, а шею - форму бедра. нога, кувшин размером с ногу, а колышки, как пальцы, Он повесил на него веревки, как жилы, потом начал бить его, и плакать, и причитать, пока не ослеп первым, и оплакивал его. назвал то, что взяли: палкой, потому что оно было взято из палки
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Во время Ж. «БАРБАТ» . Энциклопедия Ираника .
  42. ^ Блюм, Стивен (20 января 2001 г.). «Средняя Азия». Оксфордская музыка онлайн . Oxford Music Online, Grove Music Online. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05284 . Считается, что 'уд (лютня) является более поздним развитием доисламского персидского инструмента под названием барбат... [была частью] распространения на восток хордофонов Ближнего Востока и Центральной Азии... пипа, также произошедшая от барбата или из его прототипа
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . Лейден: БРИЛЛ. 1993. с. 986. ИСБН  978-90-04-09796-4 .
  44. ^ Караикуди С., Субраманиан (1985). «Знакомство с Виной». Азиатская музыка . 16 (2): 7–82 (10). дои : 10.2307/833772 . JSTOR   833772 . Изображения ниссари-вин мы находим в скульптурах, картинах, терракотовых фигурках и монетах в различных частях Индии […]. Вина типа лютни [...] представлена ​​в картинах Амаравати, Нагарджунаконды, Павайи (период Гуптов), Аджанты (300-500 гг. н.э.) [...]. Эти разновидности собираются правой рукой, а играются левой рукой.
  45. ^ Пикен, Лоуренс (1955). «Происхождение короткой лютни». Журнал Общества Галпина . 8 :32–42 (40). дои : 10.2307/842155 . JSTOR   842155 . Учитывая имеющиеся на данный момент доказательства, разумно поместить место происхождения короткой лютни в Центральную Азию, возможно, среди иранизированных тюрко-монголов, на территории древнего Кусанского царства первого века. Этот вывод не следует принимать за исключение возможности того, что короткие лютни впервые появились несколько раньше и несколько дальше на Западе, например, в Парфии; но в настоящее время свидетельства кушанских рельефов являются единственным свидетельством их существования в первом веке [...] Лютни кушан, по-видимому, являются первыми изображениями несомненных коротких яйцевидных лютней; и эссе Фу Сюаня, один из первых текстов на любом языке, посвященных короткой лютне, но не яйцевидной лютне.
  46. ^ Лоэргрен, Бо (2001). «Иран». Нью-Гроув : 521–546 (534).
  47. ^ Шабрие, Жан-Клод (2008). «Уд». Энциклопедия ислама : 534. Хабус (аль-Хидджаз), Хаббуш (Уман), Ханбус (Хадрамаут), Хупуз или Хупуз (Турция) - очень старый инструмент. Эвлия Челеби [см.] говорит, что Купуз был изобретен визирем Мехеммеда II (ум. 886/1481) по имени Ахмед Пасха Херсек Огхоллу. Он описывает его как полый инструмент, меньший по размеру, чем с̲h̲as̲h̲tār, и оснащенный тремя струнами («Путешествия», I/2, 235). С другой стороны, Ибн Гохайби говорит, что у Купуз Руми было пять двойных струн. Инструмент у турок уже не используется, хотя он и сохранился под названием кобза, кобоз в Польше, России и на Балканах, но здесь это собственно лютня, а не барбатный тип.
  48. ^ Фуад Кёпрюлю, Первые суфии в турецкой литературе , Издательство Университета Анкары, Анкара, 1966, стр. 207, 209.; Газимихал; Махмуд Рагиб, Наши инструменты Копуз и Тезенели в странах , Издательство Университета Анкары, Анкара, 1975, стр. 64.; Музыкальный словарь , MEB, Стамбул, 1961, стр. 138, 259, 260.; Курт Сакс, История музыкальных инструментов , Нью-Йорк, 1940, с. 252.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голдрик, Навид (16 августа 2013 г.). «Персидский Уд – Барбат» . маджнунн музыка и танец . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 31 марта 2018 г. Благодаря этим усилиям арабский уд и барбат теперь снова стали частью иранского музыкального ландшафта.
  50. ^ «Уд» . sonsdelorient.com . Проверено 9 августа 2018 г.
  51. ^ «Виды удов» . arabinstruments.com . Проверено 9 августа 2018 г.
  52. ^ «Типы удов: Полное руководство для покупателей удов, часть 1 – Уд для гитаристов» . Уд для гитаристов . 17 сентября 2013 г. Проверено 27 января 2017 г.
  53. ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 08.03.2016 . Проверено 26 апреля 2016 г.
  54. ^ «OUD CAFE – Стринги и настройка» . www.oudcafe.com . Проверено 27 января 2017 г.
  55. ^ «О турецком уде» . arabinstruments.com . Проверено 9 августа 2018 г.
  56. ^ «Типы удов: Полное руководство для покупателей удов, часть 1 – Уд для гитаристов» . 17 сентября 2013 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  57. ^ «Чюмбюш» . www.campin.me.uk . Проверено 12 октября 2020 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «НЕТ базы данных струнных инструментов» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 8 августа 2018 г.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Парфитт, Дэвид. «Настройка уда» . audipedia.info . Проверено 8 августа 2018 г.
  60. ^ «НЕТ базы данных струнных инструментов» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 8 августа 2018 г. Уменьшенная версия... часто играют люди с меньшими руками...
  61. ^ «База данных струнных инструментов: НЕТ» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 3 октября 2018 г.
  62. ^ «Андалузский уд» . khoudir-oud.com . Проверено 3 октября 2018 г.
  63. ^ «Но разве это уд? — удмиграции» . 7 марта 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  64. ^ «Уд Туниса – удмиграции» . 14 августа 2017 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  65. ^ «База данных струнных инструментов: NO» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com .
  66. ^ «АТЛАС щипковых инструментов – Африка» . atlasofpluckedinstruments.com .
  67. ^ «АТЛАС щипковых инструментов – Ближний Восток» . atlasofpluckedinstruments.com .
  68. ^ «Музыкальные инструменты в музеях УРУЕНЬИ» . funjdiaz.net .
  69. ^ Скола, Эллисон (4 ноября 2014 г.). «Смешивание уда» . Откройте для себя Сицилию .
  70. ^ «СТРОИТЕЛЬСТВО УД-ЛЮТЫ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ребуффа, Дэвид. Il Luto, L'Epos , (Палермо, 2012), стр. 22–34.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0b3e64bbf9b9ac91fec20adba38aa02__1721421060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/02/d0b3e64bbf9b9ac91fec20adba38aa02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)