Старый
![]() Уд, созданный Эммануэлем Вениусом в 1916 году. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | арабский : уд , персидский : уд |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321-6 (Композитный хордофон звучит с помощью плектра ) |
Развитый | Золотой век ислама |
Связанные инструменты | |
Список | |
Звуковой образец | |
Создание и игра на уде | |
---|---|
Страна | Иран и Сирия |
Ссылка | 01867 |
История надписи | |
Надпись | 2022 г. (17-я сессия) |
Список | Представитель |
Уд ( арабский : عود , латинизированный : ʿud , произносится [ʕuːd] ; [1] [2] [3] ) — ближневосточный с короткой шеей и лютней. грушевидной формы безладовый струнный инструмент [4] ( хордофон в классификации инструментов Хорнбостеля-Сакса ), обычно с 11 струнами, сгруппированными в шесть курсов , но некоторые модели имеют пять или семь курсов с 10 или 13 струнами соответственно.
Уд очень похож на другие типы лютни , а также на западные лютни, которые произошли от средневекового исламского уда. [5] Подобные инструменты использовались на Ближнем Востоке еще до ислама в Персии. Позже, после мусульманского завоевания Персии , другие регионы и страны разработали свои собственные версии уда, например, в Аравии, Турции и других регионах Ближнего Востока и Балкан. Возможно, существуют даже доисторические предшественники лютни. [6] Уд, как принципиальное отличие от западной лютни, не имеет ладов и имеет меньший гриф . Это прямой преемник персидской лютни- барбата . [7] Считается, что самый старый сохранившийся уд находится в Брюсселе, в Музее музыкальных инструментов . [8]
Раннее описание «современного» уда было дано музыкантом, певцом и писателем XI века Аль-Хасаном ибн аль-Хайсамом ( ок. 965–1040 ) в его музыкальном сборнике «Хави аль-Фунун ва Салват аль-Махзун» . Первое известное полное описание уда и его конструкции можно найти в послании Рисала фи-л-Лухун ва-н-Нагам арабского философа 9-го века Якуба ибн Исхака аль-Кинди . [9] Описание Кинди выглядит следующим образом:
[и] длина [уда ] будет: тридцать шесть суставов пальцев — с хорошими толстыми пальцами — и общая сумма составит три ашбара . [Примечания 1] И его ширина: пятнадцать пальцев. А его глубина семь с половиной пальцев. И замер ширины моста с остатком сзади: шесть пальцев. Остается длина струн: тридцать пальцев, и на этих струнах происходит деление и расчленение, потому что это длина звучания [или «говорения»]. Вот почему ширина должна составлять пятнадцать пальцев, поскольку она равна половине этой длины. Аналогично и по глубине: семь пальцев с половиной, а это половина ширины и четверть длины [струн]. А шея должна составлять одну треть длины [говорящих струн] и составляет: десять пальцев. Остаётся вибрирующее тело: двадцать пальцев. И чтобы задняя часть (звуковая коробка) была хорошо закруглена, и ее «утончение» (харц) [должно быть сделано] по направлению к шее, как если бы это было круглое тело, нарисованное циркулем, которое было разрезано пополам, чтобы извлечь две ‛ удс . [10]
В доисламской Персии , Аравии и Месопотамии струнные инструменты имели всего три струны, с небольшой музыкальной шкатулкой и длинным грифом без каких-либо колков . основа для колков (Бунджук) или колковая коробка Но в эпоху ислама музыкальная шкатулка была увеличена, добавлена четвертая струна и добавлена . В первые века (доисламской) арабской цивилизации струнные инструменты имели четыре курса (по одной струне на курс - двойные струны появились позже), настроенные на последовательные четверти. Курт Сакс сказал, что их называли (от самого низкого тона до самого высокого) бамм , матлат , матна и зир . [11] «Еще в девятом веке» пятая струна хад («диез»), «чтобы сделать диапазон в две октавы полным». иногда добавлялась [11] Она была самой высокой по высоте и самой низкой по расположению по отношению к другим струнам. Современная настройка сохраняет древнюю последовательность четвертей с дополнениями (самый низкий или самый высокий курс), которые могут быть настроены по-разному в зависимости от региональных или личных предпочтений. Сакс дает один строй для такого расположения пяти пар струн: d, e, a, d', g'. [11]
Исторические источники указывают, что Зирьяб (789–857) добавил к своему уду пятую струну. [12] Он был хорошо известен тем, что основал музыкальную школу в Андалусии , одном из мест, где уд или лютня проникли в Европу. Еще одно упоминание о пятой струне было сделано Аль-Хасаном ибн аль-Хайсамом в «Хави аль-Фунун ва Салват аль-Махзун» .
Имена и этимология
[ редактировать ]По арабски - العود ( аль-`уд или уд ) буквально означает тонкий кусок дерева, похожий по форме на соломинку. Это может относиться к деревянному плектру, традиционно используемому для игры на уде, к тонким деревянным полоскам, используемым для задней части, или к деревянной деке, которая отличает его от аналогичных инструментов с корпусом, покрытым кожей. [13] Генри Джордж Фармер рассматривает сходство между аль-худом и аль-авдой («возвращение» - блаженства). [14]
Было предложено множество теорий происхождения арабского названия « уд» . Слово уд (عود) по-арабски означает «из дерева» и «палка». [15] [16] В 1940 году Курт Сакс опроверг или усовершенствовал эту идею, заявив, что уд означает гибкую палку , а не дерево. [17] Западный исследователь исламской музыки Экхард Нойбауэр предположил, что уд может быть арабским заимствованием от персидского слова rōd или rūd , что означает струну. [18] [19] Другой исследователь, археомузыколог Ричард Дж. Дамбрил , предполагает, что руд произошел от санскритского рудри (रुद्री, что означает «струнный инструмент») и перешел на арабский язык (семитский язык) через семитский язык. [20] Хотя авторы этих утверждений о значениях или происхождении слова, возможно, имели доступ к лингвистическим источникам, они не были лингвистами.
Однако другая теория, по мнению исследователей семитского языка, заключается в том, что арабское слово «oud» происходит от сирийского слова «oud-a» , что означает «деревянная палка» и «горящее дерево» — родственного библейскому ивриту «ūḏ» , обозначающего палку, используемую для перемешивания бревен. огонь. [21] [22]
Названия инструмента на разных языках включают арабское : عود ʿūd или ʿoud ( Арабское произношение: [ʕu(ː)d, ʢuːd] , множественное число: أعواد aʿwād ), армянский : ուդ , сирийский : rought ud , греческий : ούτι oúti , иврит : עוּד ud , персидский : بربت barbat ( хотя барбат - это другая лютня инструмент), турецкий : ud или ut , [23] На азербайджанском языке : ud , на сомалийском : uud 𐒋𐒓𐒆 или кабан 𐒏𐒖𐒁𐒖𐒒 .
История
[ редактировать ]Музыкальные инструменты из доисторических времен
[ редактировать ]Полная история развития семейства лютней на сегодняшний день не полностью составлена, но археологи-музыкологи работали над тем, чтобы собрать воедино историю семейства лютней. Очень влиятельный органолог Курт Сакс различал «лютню с длинной шеей» и разновидность лютни с короткой шеей. [24] Дуглас Элтон Смит утверждает, что разновидность лютни с длинной шеей вообще не следует называть лютней, потому что она существовала по крайней мере за тысячелетие до появления инструмента с короткой шеей, который в конечном итоге превратился в то, что сейчас известно как лютня. [25]
Сегодня музыковед Ричард Дамбрил использует это слово более категорично, говоря об инструментах, существовавших за тысячелетия до того, как был придуман термин «лютня». [26] Дамбрил задокументировал более чем 3000-летние иконографические свидетельства существования лютней в Месопотамии в своей книге «Археомузыкология Древнего Ближнего Востока» . По словам Дамбрилла, семейство лютней включало инструменты, существовавшие в Месопотамии до 3000 г. до н.э. [27] В качестве доказательства он указывает на цилиндрическую печать ; датируемый ок. 3100 г. до н. э. или раньше (сейчас находится в Британском музее); на одной стороне печати изображено нечто, предположительно, женщина, играющая на палочке «лютне». [27] [28] Как и Сакс, Дамбрил считал длину отличительным признаком лютней, разделяя месопотамские лютни на разновидности с длинной шеей и короткие. [29] Он сосредотачивается на более длинных лютнях Месопотамии и подобных типах родственных хордофонов с шеей, которые развивались по всему древнему миру: греческие , египетские (в Среднем царстве ), эламитские, хеттские , римские , булгарские , тюркские , индийские , китайские , армянские / киликийские , Ханаанская/финикийская , израильская/иудейская и различные другие культуры. Среди длинных лютнь он называет пандуру , пандури , тамбур и танбур . [30]
Линия лютней с короткой шеей получила дальнейшее развитие на востоке Месопотамии, в Бактрии и Гандхаре , в короткую миндалевидную лютню. [13] [31] Курт Сакс рассказал об изображениях гандхарских лютней в искусстве, где они представлены в смеси «искусства Северо-Западной Индии» под «сильным греческим влиянием». [32] Лютни с короткой шеей на этих произведениях искусства Гандхары были «почтенными предками исламских, китайско-японских и европейских лютневых семей». [32] Он описал лютни Гандхары как имеющие «грушевидный корпус, сужающийся к короткому грифу, передний держатель струн, боковые колки и четыре или пять струн». [32] Самыми старыми изображениями лютней с короткой шеей из той области, о которой знал Сакс, были «персидские фигурки 8-го века до нашей эры», найденные при раскопках в Сузе, но он не знал ничего, что связывало бы их с искусством Гандхары, связанным с удом, 8 веков спустя. [32]
Распространение уда в Европу
[ редактировать ]Когда Омейяды завоевали Испанию в 711 году, они принесли с собой свой уд. На уде изображен сидящий музыкант. [33] в Каср-Амре династии Омейядов , одном из самых ранних изображений инструмента, на котором играли в ранней исламской истории.
В течение 8-го и 9-го веков многие музыканты и художники со всего исламского мира стекались в Аль-Андалус . [34] Среди них был Абу ль-Хасан Али ибн Нафи (789–857), [35] [36] выдающийся музыкант, который обучался у Исхака аль-Маусили ( ум. 850 ) в Багдаде и был сослан в Аль-Андалус до 833 года нашей эры. Он преподавал, и ему приписывают добавление пятой струны к своему уду. [37] и с созданием одной из первых музыкальных школ в Кордове . [38]
К 11 веку мусульманская Иберия стала центром производства инструментов. Эти товары постепенно распространились в Прованс , оказав влияние на французских трубадуров и труверов и в конечном итоге достигнув остальной Европы. В то время как в Европе развивалась лютня, уд оставался центральной частью арабской музыки, а также более широкой османской музыки, претерпев ряд преобразований. [39]
Хотя основное распространение короткой лютни произошло в Западной Европе, что привело к появлению множества стилей лютни, короткая лютня проникла и в Европу на Востоке; короткогрифовую разновидность инструмента под названием комуз еще в шестом веке булгары привезли на Балканы .
Теория происхождения от религиозных и философских верований
[ редактировать ]
Согласно Абу Талибу аль-Муфадалу (ан-Нахави аль-Лугави) ибн Сальме (9 век), который сам ссылается на Хишама ибн аль-Куллу, уд был изобретен Ламехом , потомком Адама и Каина . [40] Другая гипотетическая атрибуция гласит, что его изобретателем был Мани . [7] Ибн ат-Таххан добавляет два возможных мифических происхождения: первое связано с Дьяволом, который соблазнил «народ Давида» обменять (по крайней мере часть) свои инструменты на уд. Он сам пишет, что эта версия не заслуживает доверия. Вторая версия приписывает, как и во многих других культурах, находящихся под влиянием греческой философии, изобретение уда «философам». [9]
Центральная Азия
[ редактировать ]Одна из теорий состоит в том, что уд произошел от персидского инструмента, называемого барбат (персидский: بربت) или барбуд , лютни, которую Марсель-Дюбуа указал как имеющую среднеазиатское происхождение. Самое раннее графическое изображение барбата датируется I веком до нашей эры из древней северной Бактрии и является древнейшим свидетельством существования барбата. [41] Свидетельства формы барбата можно найти в скульптуре Гандхары II-IV веков нашей эры, которая вполне могла быть представлена кушанской аристократией, влияние которой засвидетельствовано в искусстве Гандхары. [41] Само название барбат означало лютню с короткой шеей на пехлеви , языке Сасанидской империи , через которую этот инструмент попал на запад из Центральной Азии на Ближний Восток, перенятый персами. [13] [42]
Барбат (возможно, известный как мижар, киран или муваттер, версии с кожаным верхом) использовался некоторыми арабами в шестом веке. [43] В конце VI века аль-Надр изготовил версию инструмента в персидском стиле с деревянным верхом, названную «уд», и привез ее из Ирака в Мекку. [43] На этом инструменте персидского типа здесь играли еще в седьмом веке. [43] Где-то в седьмом веке он был модифицирован или «усовершенствован» Мансуром Залзалом , и два инструмента (барбат и «уд шаббут») использовались бок о бок в 10 веке, а возможно, и дольше. [43] Современные ученые, ищущие примеры, спутали эти два инструмента, и некоторые из идентифицированных удов, возможно, могут быть барбатами. [43] Примеры этого, приведенные в Энциклопедии ислама, включают лютню в «Кантигас де Санта-Мария» и фронтиспис из «Жизни и времен Али ибн Исы» Гарольда Боуэна. [43]
типа лютни с короткой шеей Самая старая графическая запись вина датируется примерно I-III веками нашей эры. [44] Родиной уда, по-видимому, является Средняя Азия. [45] Предок уда, барбат, использовался в доисламской Персии. Со времен Сефевидов и, возможно, из-за смены названия с барбата на уд, инструмент постепенно утратил популярность среди музыкантов. [46]
У тюркских народов был аналогичный инструмент – копуз . [47] Считалось, что этот инструмент обладает магической силой, его использовали на войнах и в военных оркестрах. Это отмечено в Гектюрку . надписях памятника [ нужна ссылка ] . Позже военный оркестр использовался армиями других тюркских государств, а затем и европейцами. [48] [ нужна проверка ]
Типы
[ редактировать ]Арабский уд, турецкий уд и персидский барбат.
[ редактировать ]Современные уды делятся на три категории: арабские , турецкие и персидские , причем последний также известен как барбат . [49]
Это различие основано не только на географии; Арабский уд встречается не только на Аравийском полуострове , но и во всем арабском мире. [50] На турецких удах играли анатолийские греки , где их называют аути, и в других местах Средиземноморья. [51] Иракский египетский уд, . уд и сирийский уд обычно объединяются под термином «арабский уд» из-за их сходства, хотя могут иметь место местные различия, особенно с иракским удом [52] Однако все эти категории появились совсем недавно и не отражают многообразия удов, производимых в 19 веке, а также в наши дни. [53]
Арабские уд обычно крупнее, чем их турецкие и персидские аналоги, и издают более полный и глубокий звук, тогда как звук турецкого уда более тугий и пронзительный, не в последнюю очередь потому, что турецкий уд обычно (и частично) настроен на целую ступень выше, чем арабский. [54] Турецкие уды, как правило, имеют более легкую конструкцию, чем арабские, с незаконченной декой , более низким строем струн и расположением рядов струн ближе друг к другу. Турецкие уды также имеют более высокий тон и «более яркий тембр». [55] арабских удов составляет Длина мензуры от 61 до 62 см по сравнению с длиной мензуры турецких 58,5 см. Существует также множество электроакустических и электрических удов. [56]
Современный персидский барбат напоминает уд, хотя отличия включают меньший корпус, более длинную гриф, слегка приподнятую накладку грифа и звук, отличный от звука уда. [49] Более подробную информацию смотрите на странице: Барбат (лютня) .
Кумбюш — турецкий инструмент , возникший как гибрид уда и банджо . [57]
Тюнинг
[ редактировать ]В разных традициях уда существуют разные способы настройки уда. Среди тех, кто играет на уде в арабской традиции, распространена старая схема настройки струн (от низкой к высокой): D2 G2 A2 D3 G3 C4 на однострунных курсах или D2, G2 G2, A2 A2, D3 D3, G3 G3. , C4 C4 для хода из двух струн. [58] [59] В турецкой традиции распространена настройка «Болахенк» (от низкой к высокой): C#2 F#2 B2 E3 A3 D4 на инструментах с однострунными курсами или C#2, F#2 F#2, B2. B2, E3 E3, A3 A3, D4 D4 на инструментах с двухструнными ходами. [58] [59] Ноты C2 и F2 на самом деле настроены на 1/4 тона выше, чем обычные c или f в системе Болахенка. [58] [59]
Многие нынешние арабские музыканты используют эту настройку: C2 F2 A2 D3 G3 C4 на стандартных настроечных инструментах, а некоторые используют более высокую настройку F2 A2 D3 G3 C4 F4.
Зенне старый
[ редактировать ]Zenne Oud, часто переводимый как женский уд или женский уд, представляет собой уменьшенную версию уда, предназначенную для людей с меньшими руками и пальцами. [60] Обычно он имеет длину мензуры 55–57 см вместо 60–62 см у арабского уда и 58,5 см у турецкого уда. [58]
Старый арби и старый рамаль
[ редактировать ]Уд арби — это североафриканский вариант уда с более длинной шейкой и всего четырьмя рядами. [61] [62] [63] [64] Его не следует путать с квитрой другой формы и настройки . Уд арби настроен в реентерабельном строе G3 G3, E4 E4, A3 A3, D4 D4. [65] [66]
Древняя Куметра
[ редактировать ]Уд куметра , также известный как беременный уд или грушевый уд, представляет собой уд с телом грушевидной формы. Этот тип относительно редок и в основном происходит из Египта. [67] [68] [69] [70]
Электрический уд
[ редактировать ]Более экспериментальная версия — это аналог электрогитары, используемый франко-алжирской группой Folktronica Speed Caravan . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Арабский Удовый Дом
- Арабская музыка
- Армянская музыка
- Византийская музыка
- Фарид аль-Атраш - сирийско-египетский (известный) игрок на уде.
- Курдская музыка
- Список производителей уда
- Список игроков на уде
- Музыкальные традиции Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки
- Музыка Ирака
- Музыка Палестины
- Сомалийская музыка
- Турецкая музыка
- Зайдун Трико
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шибр ) — это единица измерения , (единственное от ашбара равная примерно 18–24 см, в зависимости от руки. Он равен измеренной длине между кончиком большого пальца и кончиком ушного пальца, когда он растянут в горизонтальной плоскости и в противоположных направлениях. В противном случае размер шибра составляет 12 пальцев (36:3): «полный» палец должен иметь ширину около 2 см.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арабский мир» . 1971.
- ^ «Арабские перспективы» . 1984.
- ^ «уд — определение уда на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари — английский язык . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Макл, Дженна (5 июля 2020 г.). «Удовый инструмент» . Этнический мюзикл .
- ^ Моттола, Р.М. (лето – осень 2008 г.). «Создание ближневосточного уда с тер Кивелосом». Американская лютерия (94, 95).
- ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Траффорд. п. 308. ИСБН 9781412055383 . OCLC 62430171 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поче, Кристиан (2001). « Уд». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28694 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
(уд; мн.: ИДАН). Щипковая лютня с короткой шеей арабского мира, прямой предок европейской лютни, название которой происходит от аль-'уд («лютня»). Известный как по документам, так и по устным традициям, он считается королем, султаном или эмиром музыкальных инструментов, «самым совершенным из изобретенных философами». Ихван ас-Сафах: Расаил [Письма] (1957), i, 202). Это основной инструмент арабского мира, Сомали и Джибути, и он имеет второстепенное значение в Турции (ut, написание, использовавшееся в прошлом, но теперь замененное ud), Иране, Армении и Азербайджане (ud). В Греции (outi) он играет меньшую роль, где он породил модель с длинной шеей (lauto); последний используется в деревенском и народном контекстах, в то время как уд сохраняет преимущественно образованные и городские ассоциации. В Восточной Африке он известен как уди; в последние десятилетия он появился также в Мавритании и Таджикистане. [...] Появление уда на исторической сцене - столь же сложный вопрос. Два автора конца XIV века (Абу аль-Фида, или Абулфедае, и Абу аль-Валид ибн Шихна) относят его к периоду правления сасанидского царя Ш[а]пура I (241–272). Ибн Шихна добавил, что развитие уда было связано с распространением манихейства и его изобретением самим Манесом, что является правдоподобной теорией, поскольку ученики Манеса поощряли музыкальное сопровождение своих религиозных учреждений. Достигнув Китая, их апостольство оставило следы отношений между Западом и Востоком, которые можно увидеть на лютне с короткой шеей, похожей на уд (Grünwedel, 1912). Но центр движения находился на юге Ирака, откуда в VII веке уд должен был распространиться на Аравийский полуостров. Однако все тексты, в которых упоминается появление в Мекке лютни с короткой шеей под названием «уд», были написаны в IX и X веках. Уд распространился на Запад через Андалусию.
- ^ «Александрия в Брюссель, 1839 год» . эмиграции . 2 марта 2016 г. Проверено 15 апреля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бейхом, Амин (2010). Теории гаммы и мелодических практик у арабов - Том 1: Общий масштаб и жанры - Том 1: Греко-арабские теории кинди (IX и век) до Туси (13 век). и век) . Париж: Гетнер. ISBN 978-2-7053-3840-4 .
- ^ Бейхом, Амин (2011). «Два стойких заблуждения относительно уда » (PDF) . Иконея 2011 . Статья к книге «Уд от шумерского происхождения до наших дней», конференция ICONEA, 2011 г. - 1–3 декабря 2011 г.: 81–110 (85). Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 254 . ISBN 9780393020687 .
Классическое количество струн составляло четыре пары... бамм , матлат , матна , зир ... Пятая пара струн, выше зира , по-видимому, была введена еще в девятом веке...
- ^ «Ирак» . 1984.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Во время, Жан (15 декабря 1988 г.). «Энциклопедия Ираника-Барбат» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Фермер, Генри Джордж (1939). «Строение арабской и персидской лютни в средние века». Журнал Королевского азиатского общества (1): 41–51 (49). JSTOR 25201835 .
... из произведения под названием «Китаб кашф аль-хумуум» ... 'уд (лютня) происходит от слова аль-'авда («возвращение», что означает, что дни удовольствия могут вернуться [в радости музыки лютни] ...)
- ^ Курц, Гленн (19 ноября 2008 г.). Практика: возвращение музыканта к музыке . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN 9780307489760 .
- ^ Хамфри, Эндрю (2009). Египет . Национальные географические книги. ISBN 9781426205217 .
- ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 253.
Основное значение этого слова ['уд] — не «дерево», как обычно полагают, а «гибкая палка».
- ^ Дуглас Элтон Смит (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . Лютневое общество Америки (LSA). п. 9. ISBN 0-9714071-0-Х . .
- ^ Пуджавади, Амир Хосейн (2000). «Обзор науки о музыке в исламе. Тома 1–2, Исследования восточной музыки; Наука о музыке в исламе. Том 3, Теория арабской музыки с начала до VI/XII веков, Экхард Нойбауэр; Наука» «Музыка в исламе», том 4, «Очерк восточной музыки» Чарльза Фонтона с рисунками Адансона, Экхарда Нойбауэра, Фуата Сезгина». Азиатская музыка . 32 (1): 206–209. дои : 10.2307/834339 . JSTOR 834339 .
- ^ Дамбрил, Ричард Дж. (1998). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Лондон: Тадема Пресс. п. 319.
«руд» происходит от санскритского «rudrī», что означает «струнный инструмент»… Слово распространилось, с одной стороны, через индоевропейскую среду в испанское «rota»; французское «гниль»; валлийское «crwth» и т. д., а с другой стороны, через семитский язык, на арабский «ud»; Угаритовый 'd; испанское «лауд»; немецкий «Лауте»; Французское "лют"...
- ^ «Поиск записи» . www.assyrianlanguages.org . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Иврит Стронга: 181. אוּד (уд) – клеймо, головня» . biblehub.com . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Поиск слов в текущем словаре турецкого языка» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
- ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 251 , 253. ISBN. 9780393020687 .
- ^ Смит, Дуглас Элтон (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . Лютневое общество Америки (LSA). ISBN 978-0-9714071-0-7 .
- ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Траффорд. стр. 305–310. ISBN 9781412055383 . OCLC 62430171 .
Лютня с длинной шеей произошла от луковой арфы и в конечном итоге стала тунбуром; а лютня меньшего размера с толстым корпусом превратилась бы в современный уд. ... лютня предшествовала лире, которую поэтому можно рассматривать как развитие лютни, а не наоборот, как считалось до недавнего времени ... Таким образом, лютня не только датирует, но и определяет переход от музыкальной протограмотность к музыкальной грамотности...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дамбрил 1998 , с. 321
- ^ «Цилиндровая печать, культура/период Урука, дата (около) 3100 г. до н.э., номер музея 41632» . Британский музей.
- ^ Дамбрил 1998 , с. 310
- ^ Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. стр. 319–320. ISBN 978-1-4120-5538-3 .
Лютня с длинной шеей в OED орфографируется как тамбура; тамбора, тамера, тумбура; тамбур(а) и танпура. У нас есть арабский Ынбур; персидский танбур; Армянский пандир; Грузинские пантури. и сербско-хорватская тамбурица. Греки называли это пандурой; пандурос; фандурос; пандурис или пандурион. На латыни это пандура. Засвидетельствовано, что это нубийский инструмент третьего века до нашей эры. Самый ранний литературный намек на лютни в Греции исходит от Анаксила в его пьесе «Изготовитель лир» в роли «трихорда» ... Согласно Поллуксу, трихордон [ sic ] был ассирийским, и они дали ему имя пандура ... Эти инструменты сохранились и сегодня. в виде различных арабских тунбаров ...
- ^ «Скоба с двумя музыкантами 100-х годов, Пакистан, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (1 век-320)» . Кливлендский художественный музей . Проверено 25 марта 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 159–161 . ISBN 9780393020687 .
- ^ «Музыкант и танцовщица Кусайр Амра. Арт-дестинация Иордания» . вселенные.арт .
- ^ Мария Роза Менокаль; Раймонд П. Шейндлин; Майкл Энтони Селлс, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
- ^ Гилл, Джон (2008). Андалусия: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН 978-01-95-37610-4 .
- ^ Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 311. ИСБН 9780521779333 .
- ^ «Энциклопедия Ираника – Барбат» . Ираникаонлайн.орг. 15 декабря 1988 г. Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Давила, Карл (2009). «Исправление незаконнорожденной биографии: Зирьяб в Средиземноморском мире». Ислам в средневековом Средиземноморье . Том. 21, нет. 2. Аль-Масак.
- ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 8 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ ибн Сальма, Абу Талиб аль-Муфадал (ан-Нахави аль-Лугави) (1984). Китаб аль-Малахи ва Асмахиха мин Кибал аль-Мусика . Каир – Египет: Аль-Хайа аль-Мисрия аль-Амма ли-л-Китаб. стр. 13–14.
Хишам ибн аль-Кулли упомянул, что первым, кто сделал лютню, играл человек из племени Каина, и сказано: Каин ибн Адам, которого звали: Ламех. Он жил долго и не имел детей. поэтому он женился на пятидесяти женщинах и имел двести наложниц [...] затем у него родился мальчик за десять лет до его смерти, и его радость стала сильной. Когда мальчику исполнилось пять лет, он умер, и он умер. был сильно огорчен им, поэтому взял его, повесил на дереве и сказал: образ его не сойдет с глаз моих, пока его не разрежут на куски, или я не умру. И он заставил плоть его отпасть от костей его, пока не осталось бедра. Ногой, ступней и пальцами он взял палку, расколол ее, утончил и начал складывать часть ее вместе, так что грудь стала напоминать форму бедра, а шею - форму бедра. нога, кувшин размером с ногу, а колышки, как пальцы, Он повесил на него веревки, как жилы, потом начал бить его, и плакать, и причитать, пока не ослеп первым, и оплакивал его. назвал то, что взяли: палкой, потому что оно было взято из палки
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Во время Ж. «БАРБАТ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Блюм, Стивен (20 января 2001 г.). «Средняя Азия». Оксфордская музыка онлайн . Oxford Music Online, Grove Music Online. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05284 .
Считается, что 'уд (лютня) является более поздним развитием доисламского персидского инструмента под названием барбат... [была частью] распространения на восток хордофонов Ближнего Востока и Центральной Азии... пипа, также произошедшая от барбата или из его прототипа
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . Лейден: БРИЛЛ. 1993. с. 986. ИСБН 978-90-04-09796-4 .
- ^ Караикуди С., Субраманиан (1985). «Знакомство с Виной». Азиатская музыка . 16 (2): 7–82 (10). дои : 10.2307/833772 . JSTOR 833772 .
Изображения ниссари-вин мы находим в скульптурах, картинах, терракотовых фигурках и монетах в различных частях Индии […]. Вина типа лютни [...] представлена в картинах Амаравати, Нагарджунаконды, Павайи (период Гуптов), Аджанты (300-500 гг. н.э.) [...]. Эти разновидности собираются правой рукой, а играются левой рукой.
- ^ Пикен, Лоуренс (1955). «Происхождение короткой лютни». Журнал Общества Галпина . 8 :32–42 (40). дои : 10.2307/842155 . JSTOR 842155 .
Учитывая имеющиеся на данный момент доказательства, разумно поместить место происхождения короткой лютни в Центральную Азию, возможно, среди иранизированных тюрко-монголов, на территории древнего Кусанского царства первого века. Этот вывод не следует принимать за исключение возможности того, что короткие лютни впервые появились несколько раньше и несколько дальше на Западе, например, в Парфии; но в настоящее время свидетельства кушанских рельефов являются единственным свидетельством их существования в первом веке [...] Лютни кушан, по-видимому, являются первыми изображениями несомненных коротких яйцевидных лютней; и эссе Фу Сюаня, один из первых текстов на любом языке, посвященных короткой лютне, но не яйцевидной лютне.
- ^ Лоэргрен, Бо (2001). «Иран». Нью-Гроув : 521–546 (534).
- ^ Шабрие, Жан-Клод (2008). «Уд». Энциклопедия ислама : 534.
Хабус (аль-Хидджаз), Хаббуш (Уман), Ханбус (Хадрамаут), Хупуз или Хупуз (Турция) - очень старый инструмент. Эвлия Челеби [см.] говорит, что Купуз был изобретен визирем Мехеммеда II (ум. 886/1481) по имени Ахмед Пасха Херсек Огхоллу. Он описывает его как полый инструмент, меньший по размеру, чем с̲h̲as̲h̲tār, и оснащенный тремя струнами («Путешествия», I/2, 235). С другой стороны, Ибн Гохайби говорит, что у Купуз Руми было пять двойных струн. Инструмент у турок уже не используется, хотя он и сохранился под названием кобза, кобоз в Польше, России и на Балканах, но здесь это собственно лютня, а не барбатный тип.
- ^ Фуад Кёпрюлю, Первые суфии в турецкой литературе , Издательство Университета Анкары, Анкара, 1966, стр. 207, 209.; Газимихал; Махмуд Рагиб, Наши инструменты Копуз и Тезенели в странах , Издательство Университета Анкары, Анкара, 1975, стр. 64.; Музыкальный словарь , MEB, Стамбул, 1961, стр. 138, 259, 260.; Курт Сакс, История музыкальных инструментов , Нью-Йорк, 1940, с. 252.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голдрик, Навид (16 августа 2013 г.). «Персидский Уд – Барбат» . маджнунн музыка и танец . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 31 марта 2018 г.
Благодаря этим усилиям арабский уд и барбат теперь снова стали частью иранского музыкального ландшафта.
- ^ «Уд» . sonsdelorient.com . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Виды удов» . arabinstruments.com . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Типы удов: Полное руководство для покупателей удов, часть 1 – Уд для гитаристов» . Уд для гитаристов . 17 сентября 2013 г. Проверено 27 января 2017 г.
- ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 08.03.2016 . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ «OUD CAFE – Стринги и настройка» . www.oudcafe.com . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ «О турецком уде» . arabinstruments.com . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Типы удов: Полное руководство для покупателей удов, часть 1 – Уд для гитаристов» . 17 сентября 2013 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Чюмбюш» . www.campin.me.uk . Проверено 12 октября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «НЕТ базы данных струнных инструментов» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 8 августа 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Парфитт, Дэвид. «Настройка уда» . audipedia.info . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ «НЕТ базы данных струнных инструментов» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 8 августа 2018 г.
Уменьшенная версия... часто играют люди с меньшими руками...
- ^ «База данных струнных инструментов: НЕТ» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Андалузский уд» . khoudir-oud.com . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Но разве это уд? — удмиграции» . 7 марта 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Уд Туниса – удмиграции» . 14 августа 2017 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «База данных струнных инструментов: NO» . stringedinstrumentdatabase.aornis.com .
- ^ «АТЛАС щипковых инструментов – Африка» . atlasofpluckedinstruments.com .
- ^ «АТЛАС щипковых инструментов – Ближний Восток» . atlasofpluckedinstruments.com .
- ^ «Музыкальные инструменты в музеях УРУЕНЬИ» . funjdiaz.net .
- ^ Скола, Эллисон (4 ноября 2014 г.). «Смешивание уда» . Откройте для себя Сицилию .
- ^ «СТРОИТЕЛЬСТВО УД-ЛЮТЫ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ребуффа, Дэвид. Il Luto, L'Epos , (Палермо, 2012), стр. 22–34.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Арабская культура
- Арабские изобретения
- Армянские музыкальные инструменты
- Арабские музыкальные инструменты
- Азербайджанские музыкальные инструменты
- Инструменты непрерывного тона
- Ранние музыкальные инструменты
- Египетские изобретения
- Инструменты османской классической музыки
- Инструменты турецкой музыки макам
- Иранские изобретения
- Курдские музыкальные инструменты
- Чашечные лютни с шейкой
- Удовые игроки
- Персидские музыкальные инструменты
- Культура Сомали
- Сомалийские музыкальные инструменты
- Струнные инструменты
- Турецкие музыкальные инструменты
- Понтийские греческие музыкальные инструменты