Мунир Башир
Мунир Башир Мунир Башир ܡܘܢܝܪ ܒܫܝܪ | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | 1930 [ 1 ] |
Источник | Мосул , Ирак |
Умер | Сентябрь 1997 г. (66–67 лет) Будапешт , Венгрия |
Жанры | Ближневосточная музыка |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | лютня , старая |
Годы активности | 1953–97 |
Мунир Башир ( арабский : منير بشير ; сирийский : ���������������� ������������; 1930 – 28 сентября 1997) был иракско-ассирийским аудиоведущим . Башир считается одним из выдающихся виртуозов игры на арабском уде и широко известен как одна из самых важных фигур в ближневосточной музыке 20-го века .
Башир широко известен как за его обширное владение арабской модальной системой макама , так и за его виртуозное владение импровизационной традицией арабского таксима . [ 2 ] Его считают первой крупной фигурой, которая подняла арабский уд до уровня сольных концертных выступлений, и был одним из первых инструменталистов Ближнего Востока, получивших признание в Соединенных Штатах и Европе . Его музыка характеризуется уникальным стилем импровизации , в котором его родная традиционная арабская музыка иногда сочетается с индийскими и европейскими музыкальными влияниями. [ 3 ] Башир также был пионером многих техник игры на уде, которые с тех пор стали стандартной практикой.
Башир — отец удиста Омара Башира , который позже получил признание как мастер-удист и с которым он записал несколько альбомов. Он также является братом удиста Джамиля Башира . Хотя Башир родился в Ираке, бурная политическая обстановка, сопровождавшаяся жестокими переворотами и войнами при его жизни, в конечном итоге привела к тому, что он стал искать убежища в Европе. Впервые он приобрел известность в Венгрии , где постоянно проживал на протяжении большей части своей взрослой жизни.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Мунир Башир родился в Мосуле , на севере Ирака , в ассирийской христианской семье. [ 4 ] Его точный год рождения обсуждается, источники предполагают, что он варьируется от 1928 по 1930 год. [ 5 ]
Его отец Абд аль-Азиз и брат Джамиль были уважаемыми солистами и вокалистами на уде; Джамиль также является автором важного учебника по игре на уде. Семья начала обучать юного Башира музыке в возрасте пяти лет, а его отец обучал его и Джамиля основам игры на уде. Абд аль-Азиз, который также был поэтом, считал, что чистая и историческая традиция арабской музыки пришла в упадок в Багдаде , которую он хотел сохранить. [ 3 ] [ 6 ]
Первоначально Башир научился играть на виолончели , европейском инструменте, который стал популярным в качестве басового инструмента в арабской музыке к концу 19 века. Одновременно его учили играть на уде. В арабской музыке уд играет такую же роль, как фортепиано в европейской музыке, будучи инструментом, используемым для передачи основных теоретических аспектов музыки.
Северный Ирак имеет богатую музыкальную историю благодаря смешению различных стилей и традиций. В этой среде Башир столкнулся с византийской , курдской , ассирийской , турецкой , персидской и традиционной аббасидской музыкой.
Переезд в Багдад
[ редактировать ]
В возрасте шести лет потрясающе талантливого Башира отдали в Багдадскую консерваторию , основанную в 1934 году выдающимся турецким музыковедом Шерифом Мухьи ад-Дином Хайдаром Тарганом (1892–1967). [ нужна ссылка ]
Во время учебы, и особенно после получения ученой степени, Башир уделял большое внимание документированию и сохранению традиционных музыкальных стилей своей страны. Эти стили все больше омрачались «западными» влияниями, особенно коммерческими, из-за бурной истории Ирака и других факторов.
В 1951 году Башир принял должность преподавателя в недавно основанной Академии изящных искусств в Багдаде. Помимо своих преподавательских обязанностей, он работал редактором иракского радиовещания. [ 7 ]
Исследование за пределами Ирака
[ редактировать ]
Большую часть жизни Башира Ирак переживал острую политическую нестабильность, из-за чего у Башира сложились двойственные отношения со своей родиной. В частности, 1950-е и 1960-е годы ознаменовали последние годы Хашимитской монархии , приведшие к падению Фейсала II и вскоре после этого серии военных переворотов. Таким образом, хотя Башир чувствовал себя глубоко укорененным в богатом культурном наследии Месопотамии , это событие в конечном итоге вынудило его покинуть Ирак и работать за границей в 1958 году.
Башир сначала отправился в Бейрут . К моменту его прибытия его репутация опередила его; в 1953 году его сразу же наняли аккомпаниатором и «звездным солистом» легендарной ливанской певицы Файруз. За это время он познакомился с американской и латиноамериканской популярной музыкой и начал интересоваться сочетанием этих стилей с традиционной арабской музыкой. Он стал сильно интересоваться музыковедением, что в конечном итоге позволило ему занять преподавательские должности в консерваториях Бейрута и Багдада.
1953 и 1954 годы стали решающими в становлении Башира как инструменталиста-виртуоза. Его первый концерт в качестве солиста состоялся в Стамбуле в 1953 году. В следующем году, в возрасте 24 лет, Башир впервые появился на иракском телевидении. К 1957 году он совершил несколько турне по большинству европейских стран. Однако сложная политическая ситуация в его стране и связанные с ней проблемы, которые она создала для работающих музыкантов, в конечном итоге вынудили его навсегда покинуть Ирак.
Будапешт
[ редактировать ]
В начале 1960-х годов, после недолгого пребывания в Бейруте, Башир поселился в Будапеште , который он будет называть своим домом до конца своей жизни. Он женился на венгерке , и в 1970 году сын Омар . в венгерской столице у них родился [ 7 ] Позже Омар пошел по стопам своего отца, записал с ним множество дуэтов и сам стал известным удистом. [ 8 ]
Башира особенно привлекал Будапешт не только из-за его статуса европейского музыкального мегаполиса, но и из-за возможности учиться в знаменитой консерватории Ференца Листа под руководством Золтана Кодая . Кодай был известен своим сотрудничеством с Белой Бартоком в сохранении традиционных венгерских народных песен и разделял приверженность Башира сохранению музыкального наследия коренных народов. Башир учился в консерватории и в 1965 году защитил докторскую диссертацию по музыковедению. [ 3 ]
После кончины Кодая в 1967 году Башир ненадолго вернулся в Бейрут. Однако он разочаровался в развитии арабской музыки, которая, по его мнению, приходила в упадок и становилась все более коммерциализированной из-за неправильного обращения с западными влияниями. Встревоженный этими тенденциями, которые он приписывал популярным певцам, Башир отказался принимать от них помолвки.
Посол иракской музыки
[ редактировать ]В 1973 году Министерство информации Ирака назначило Башира членом своего комитета по культуре. [ 7 ] Это был переходный период в истории Ирака, поскольку режим партии Баас еще не утвердился прочно. Партия видела в Башире объединяющего культурного деятеля, который мог бы обратиться к христианскому меньшинству и интегрировать его. Башир позиционировал себя как аполитичный человек, и благодаря своей международной популярности его считали подходящим представителем различных этнических, религиозных и политических групп Ирака. Башир пользовался этой позицией даже в меняющемся политическом ландшафте: например, в 1981 году, даже когда у власти был Саддам Хусейн и влияние сместилось в сторону суннитов , правительство все еще поддерживало создание Баширской иракской традиционной музыкальной группы , которая была посвящена демонстрируя разнообразие иракской культуры.
В 1987 году, во время ирано-иракской войны , Башир осуществил мечту всей своей жизни: он организовал первый Вавилонский международный фестиваль танца, музыки и театра . которым он руководил несколько лет.
Однако Башир редко бывал в Багдаде и в конце концов покинул Ирак после Первой войны в Персидском заливе в 1991 году. Его гастроли, прежде всего в Европе, обеспечили широкую и восприимчивую аудиторию, предоставив тем самым прекрасную платформу для демонстрации его весьма оригинального и зрелого стиля импровизации. и композиция. Большинство его записей также было сделано в Европе.
В последние годы своей жизни он сосредоточился на том, чтобы сделать своего сына Омара своим музыкальным преемником. Вместе они сделали несколько дуэтных записей, в том числе особо известный альбом *Duo de 'ûd* с Омаром в феврале 1994 года. [ 9 ] который считается классикой творчества Башира благодаря образцовому сочетанию традиционного народного материала с обширной импровизацией. Позже Омар стал самостоятельным виртуозным удистом.
Мунир Башир скончался от сердечной недостаточности в 1997 году в Будапеште в возрасте 68 лет, незадолго до запланированного отъезда в тур по Мексике. [ 3 ]
Инструментальный стиль
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Башира повсеместно считают одним из самых выдающихся удистов 20-го века, а также в общей истории инструмента. [ 10 ] Башир впервые применил характерное звучание на уде, резко отличающееся от городской «зрелищности», наблюдаемой в типичном «египетском» стиле Фарида Аль-Атраша , а также от сильно джазовой музыки ливанского исполнителя Рабиха Абу-Халиля , который любил значительную популярность в Европе. Вместо этого Башир придерживался более эмоционально интимного стиля, который в конечном итоге стал его фирменным звучанием.
Башир был особенно известен своим мастерством сольной импровизации ( таксим ) по сравнению с традиционными модами ( макамат ) арабской музыки. Его сверстники считали его беспрецедентным виртуозом в этой области. [ 3 ] Башир был первым, кто давал сольные концерты, используя только уд, который раньше был отнесен к сфере фонового аккомпанемента. Новаторская роль Башира в этом отношении повысила статус уда до уровня одного из основных ведущих инструментов ближневосточной музыки и проложила путь многим современным удистам.
На протяжении всего своего музыкального пути Башир постоянно бросал вызов стереотипу о том, что уд — это всего лишь арабская версия западной «гитары у костра». Его усилия повысили статус инструмента и расширили его музыкальные возможности.
Настройки
[ редактировать ]Во многих музыкальных традициях струнные инструменты часто используют различные настройки в соответствии с конкретными произведениями. Башир, следуя этой практике, много экспериментировал с различными настройками. Стандартная настройка арабского уда – в отличие от его турецкого аналога, имеющего немного другую историю – обычно следующая:

Опираясь на старые традиции иракской школы уда, в том числе традиции своего старшего брата, Мунир Башир разработал фирменную настройку, носящую его имя:

Примечательной особенностью этого строя является дублирование самого высокого курса фа с дополнительным курсом, настроенным на октаву ниже. Это нововведение создает богатое, полное звучание в курсе высоких мелодий, что соответствует акценту Башира на мелодических формах.
Школа Башира разработала еще один вариант настройки, включающий фа-курс басовых струн, который настраивал на октаву ниже, чем в предыдущем примере. При желании можно добавить две фа-струны, настроенные на октаву друг от друга. Эта аранжировка обрамляет мелодический ход в центре грифа басовыми рядами, что приводит к удивительно полному звуку и позволяет создавать уникальные мелодии. Однако эта сложная система настройки требует от музыканта исключительной техники игры.
Техника сбора
[ редактировать ]
Как и на других инструментах семейства лютни (таких как мандолина и ситар ), на уде играют, перебирая струны плектром (медиатором). По-арабски эта кирка называется риша и исторически изготавливалась из пера орла . Башир был особенно известен своей тщательной техникой игры на рише, подчеркивая чистую и ловкую технику, в отличие от «более тяжелого» подхода, предпочитаемого многими другими игроками на уде того времени. [ 11 ]
Башир был особенно известен своей способностью точно и плавно исполнять на инструменте быстрые, асимметрично акцентированные мелодии. Такие мелодии и сложные ритмы являются обычным явлением в традиционной арабской музыке, которая уделяет больше внимания таким сложным ритмическим рисункам, чем европейская музыка. Однако до Башира такую виртуозность редко можно было увидеть на уде, отчасти из-за ограничений традиционной техники: расположение риши на ладони и сдвоенные струны могут привести к значительным трудностям при чистом исполнении таких партий на инструменте. . Инновационная техника Башира позволила играть подобные линии на уде до такой степени, что сегодня такая способность часто рассматривается как признак виртуозности в современной игре на уде. Исключительные навыки игры игрой Башира особенно очевидны в его способности выполнять эти техники на быстрых и сложных размерах, таких как 10/8 метра , с, казалось бы, легкой виртуозностью, скрывая значительные трудности этого метода.
Умение играть такие мелодические линии на инструменте является Подход Башира к зарубежным музыкальным формам также отражен в его экспериментах с альтернативными техниками игры. Он включил игру пальцами , технику игры на гитаре, особенно во фламенко , как ключевой элемент своего зрелого стиля. Однако после непродолжительных экспериментов он отказался от использования большого пальца-плектра ( мезраба ), техники, с которой он столкнулся во время изучения индийского ситара.
Импровизация
[ редактировать ]Импровизации Башира были пропитаны арабской традицией таксим , или музыкальной импровизации в рамках арабской модальной системы макама . В таксиме музыкант творчески выявляет звучание одного или нескольких макамов , играя последовательность структурированных мелодических линий, которые выявляют важные субаккорды или « аджны » макама и устанавливают его уникальное характерное звучание. Таксим обычно следует определенным тематическим принципам развития, в рамках которых музыкант может свободно исследовать, а иногда и уйти, если пожелает. Можно провести сравнение с традиционной джазовой импровизацией, которая также происходит в рамках традиционных джазовых стандартов, песенных форм и т.п. Критерии таксима отличаются от других музыкальных традиций, но столь же искусны.
Башир был известен тем, что имел определенный «словарный запас» мелодических фраз, которые он обычно играл, иногда называемых баширизмами . Часть искусства таксима также включает в себя украшение традиционных мелодий или знакомых мелодических фрагментов, что также является обычным явлением в джазовой импровизации и называется цитированием. В рамках этой традиции эти «баширизмы» стали обычным явлением и узнаваемы для арабских музыкантов и иногда цитируются точно так же, как западные джазовые музыканты легко могут распознавать и цитировать мелодические идеи, характерные для Чарли Паркера или Луи Армстронга .
Расширенные методы игры
[ редактировать ]Уд принадлежит к семейству короткомузыкальных лютнь . Самый широкий интервал , который можно сыграть между открытой струной и концом накладки грифа, - это квинта (квинта), хотя на той же струне можно играть и более высокие интервалы, играя гармоники или флажолеты на открытых струнах. Башир ввел в технику игры на уде использование гармоник, которые позже стали стандартной практикой на инструменте.
Хотя использование гармоник довольно распространено в струнных инструментах, они не были широко распространены в качестве стандартной части техники игры на уде. Хотя Башир не изобрел эту немного неортодоксальную технику, он был известен тем, что исключительно хорошо интегрировал ее в свой стиль, расширив выразительный диапазон уда.
Иностранные влияния
[ редактировать ]Башир, несмотря на то, что был ярым сторонником сохранения традиционной арабской музыки, также был очень заинтересован во включении идей других музыкальных традиций мира в свои собственные композиции. Башир был известен своими обширными познаниями в этномузыкологии с особым упором на ( музыку Северной Индии ), европейскую музыку и особенно испанскую музыку фламенко. [ 12 ] элементы которых он стремился включить в свою музыку. Башир, прежде всего, стремился избежать поверхностного или бессвязного слияния этих стилей, избегая простых «цитатов» иностранных мелодий в пользу более глубокого подхода, который бы сливал задействованные тональности естественным и последовательным образом.
Ярким примером новаторского подхода Башира к музыкальному синтезу является его композиция «Аль-Амира аль-Андалусия» («Принцесса Андалусии»), которую можно услышать на записи дуэта с его сыном Омаром. Произведение открывается мотивом, который был бы весьма необычен в традиционной арабской музыке:

Вступительное арпеджио до мажор (мотив а) не было бы примечательно в европейской музыке, но на уде оно представляет собой необычный музыкальный жест, поскольку такие мажорные трезвучия обычно не используются в арабской музыке. Последующая игра вокруг ноты C (мотив b) намекает на музыкальный смысл Андалусии (на протяжении веков являвшейся провинцией халифата и родиной фламенко ), которую задумал Башир.
Всего с двумя нотами (D ♭ и B ♭ ) мажорное трезвучие превращается во фригийский лад , который довольно характерен для испанской музыки фламенко. Тремолообразный орнамент ведущей D ♭ еще больше усиливает этот эффект. Нисходящая линия к G (мотив c) затем устанавливает тональность для следующей импровизации, которая происходит в традиционном арабском макаме под названием Хиджаз Кар Курд . Этот макам имеет следующую (упрощенную) структуру:

Сильно асимметричная структура этой гаммы менее распространена в европейской музыке, но знакома арабской музыке, где она требует подхода к построению восходящих и нисходящих мелодических линий. Он хорошо подходит для импровизации в духе фламенко, поскольку для стиля фламенко характерно двойственное и нестабильное отношение к мажорной/минорной тональности, что, в свою очередь, является чуждой идеей арабской музыке, не имеющей триадной гармонии. Соединение Баширом этих двух стилей характерно для его композиций того времени.
По мере развития импровизации Башир еще больше объединяет стили, играя многочисленные аккорды , или « расгеадос ». Это незаменимый стилистический элемент гитары фламенко, но очень редкий для уда, который является безладовым и, следовательно, сложным для игры с правильной интонацией - ограничения, которые Башир снова стремился преодолеть в своем слиянии двух стилей.
Влияния и прием
[ редактировать ]Соответствие арабской музыке
[ редактировать ]Мунир Башир появился на сцене в особенно трудный период в истории арабской музыки. Благодаря своему профессиональному опыту он лучше осознавал эти трудности, чем многие его коллеги, которые часто были склонны смиренно принимать свои условия работы. Британский историк Бернард Льюис называет Башира примером ближневосточного музыканта, который понял, как взаимодействовать с западной культурой на основе равноправного сотрудничества. Башир искал и нашел новые возможности музыкального самовыражения, поддерживая традиции арабской музыки и исследуя старые формы.
На более техническом уровне Башир контекстуализировал свои импровизации в рамках макамата , некоторые из которых никогда не использовались за пределами Ирака или остались в безвестности в 20 веке.
Критика
[ редактировать ]Интеграция Баширом иностранных стилистических элементов привела к непониманию и критике со стороны традиционалистов. Музыкальный журналист Сами Асмар сообщил, что Башира обвинили в потворстве своей западной аудитории, предпочитая использовать более простой макамат . В частности, утверждалось, что Башир злоупотребил макамами Раст и Шадд Арабан . таким образом [ 7 ]
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Это правда, что макам Раст — это фундаментальная гамма в арабской музыке, возможно, играющая аналогичную роль с мажорной гаммой в западной музыке. Однако интонация Раста очень незнакома западному слушателю: по сути, это мажорная гамма с нотами E и B, сглаженными на четверть тона, или дорийский лад с поднятыми на четверть тона Eb и Bb. Эта гамма и, в частности, использование четвертьтоновых изменений делают ее звучание весьма необычным для западного уха. Похожая ситуация наблюдается и с Шадд Арабан , в котором используются два увеличенных секундных интервала, что также очень редко встречается в западной музыке.
Таким образом, многие считают, что эта критика необоснованна и не подтверждается записями или живыми выступлениями Башира, которые не отдают особого предпочтения двум вышеупомянутым гаммам. Вместо этого Башир часто предпочитал гаммы, которые допускали значительную мелодическую свободу и тональную амбивалентность, что может быть сложной задачей для европейских ушей, привыкших к гармонии, таких как Хиджаз Кар Курд , как упоминалось ранее.
Почести
[ редактировать ]Башир, особенно в последние годы жизни, получил международные награды за свои музыкальные произведения и участие в диалоге культур. Среди прочего он был вице-президентом Международного ЮНЕСКО музыкального совета . [ 13 ] кавалер французского Почетного легиона и генеральный секретарь Арабской музыкальной академии в Багдаде.
Дискография
[ редактировать ]- Сольный концерт в Женеве – Соло Лют «Уд»
- Мунир Башир и группа традиционной иракской музыки
- Макамат
- En Concert a Paris (Концерт в Париже)
- Медитации
- Корни фламенко
- Концерт в Будапеште
- Корни раги
- Уд в арабском мире
- Стокгольмские записи
- Дуэт де 'Уд (с Омаром Баширом)
- L'Art du 'Ud (Искусство Уда)
Литература
[ редактировать ]- Сами Асмар: Музыкальное наследие Сайида Маккави, Мунира Башира и Валида Акеля. в: Аль-Джадид. Обзор и отчеты арабской культуры и искусства. Лос-Анджелес, 4.1998, H23.
- Хабиб Хасан Тума (1996). Музыка арабов , пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цвета волшебства: театр, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока ШЕРИФА ЗУХУР, РЕД. - Страница 312
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide, Саймон Бротон, Марк Эллингем, Ричард Трилло, 1999.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Цвета очарования: театр, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Шерифа Зухур, 2001 г.
- ^ «Мировая музыка National Geographic: Мунир Башир» . Worldmusic.nationalgeographic.com. Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ «Мунир Башир: Мировая музыка National Geographic» . Worldmusic.nationalgeographic.com. Архивировано из оригинала 4 января 2011 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ Цвета волшебства: театр, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Шерифа Зухур, Эд.
- ^ Перейти обратно: а б с д Музыкальное наследие Сайида Маккави, Мунира Башира и Валида Акеля, Сами Асмар [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Сайт музыканта Омара Башира v2.1» . Омарбашир.ху. Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ https://www.qobuz.com/us-en/album/duo-de-ud-munir-bashir-omar-bashir/3298490068748 [ только URL ]
- ^ «Рахим Аль-Хадж» . Архивировано из оригинала 25 октября 2006 года . Проверено 23 января 2007 г.
- ^ Жюльен Вайс обсуждает традиционную и современную арабскую музыку, Сами Асмар
- ^ «Новинки от 05.10.2001» . Downtownmusicgallery.com . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ «Международный музыкальный совет» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 29 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Теория музыки, биография
[ редактировать ]- Международный фонд Мунира Башира
- Мунир Башир Дискография и музыка
- Веб-сайт эксперта по уду доктора Дэвида Парфита. Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- Комплексный сайт об уде
- Отличное и понятное введение в теорию арабской музыки.
- Энциклопедия Востока
- Сарамузык
- Картина швейцарского художника Отто Колера.