Курдская музыка
![]() |
Курдская музыка — это музыка, исполняемая на курдских языках и языках Заза-Горани . [1] [2] Самое раннее изучение курдской музыки было начато известным армянским священником и композитором Комитасом в 1903 году. [3] когда он опубликовал свою работу « Chansons kurdes transcrites par le pere Komitas » , которая состояла из двенадцати курдских мелодий, которые он собрал. [4] Армянский Карапете Хасо также сохранил многие традиционные курдские мелодии на протяжении 20 века, записывая и исполняя их. [5] В 1909 году ученый Исья Джозеф опубликовал работу « Езидские произведения », в которой он задокументировал музыкальную практику езидов, включая роль музыкантоподобных фигур кевала и инструментов, используемых меньшинством. [6]
Курдская музыка появилась на граммофонах в конце 1920-х годов, когда музыкальные компании Багдада начали записывать песни в исполнении курдских исполнителей. [7]
Несмотря на то, что курды второстепенны по отношению к вокалу , в традиционной музыке они используют множество инструментов. [8] Музыкальные инструменты включают тамбур (см. курдский танбур ), баглама , кернете , даф , дудук , кавал , длинная флейта (шимшал), [9] кеменче , [10] гобой (зирне) и барабан (дахол). [11]

Определение
[ редактировать ]Традиционная курдская музыка культурно отличается от арабской , армянской и турецкой музыки . [12] и в основном составлены людьми, оставшимися анонимными. [13] Тематически музыка носила меланхоличный и элегический характер, но с тех пор включала в себя более оптимистичные и радостные мелодии. [14]
Курдский фольклор состоит из трёх жанров: сказителей , бардов и популярных певцов . [15]
Кроме того, есть песни на религиозную тематику (lawje). [16] сезонные музыкальные темы, например «пайизок» — песни о возвращении на летние пастбища, исполняемые осенью. [17] Курдские импровизации называются тексим. [18]
Запрет
[ редактировать ]В Ираке терпимость к курдской музыке прекратилась с приходом режима Саддама (1979–2003 гг.), который ввел ограничения против курдской культуры. [19] было также запрещено исполнение и запись песен на курдском языке В период с 1982 по 1991 год в Турции . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Ф. Рейгл (2013). «Краткая история курдских музыкальных записей в Турции». Греческий журнал музыкального образования и культуры . 4 (2). ISSN 1792-2518 .
- ^ Левковиц, Джошуа (30 мая 2019 г.). «Кто герои, дельцы и новаторы курдской свадебной музыки?» . Аль-Монитор . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Сильвия Анжелика Алахаджи (2015). Музыка и армянская диаспора: поиски дома в изгнании . Издательство Университета Индианы . п. 168. ИСБН 978-0253017765 .
- ^ Комитас (1903). «Mélodies kurdes Recueillies par Archimandrite Comitas» (PDF) (на армянском языке) . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Салих Кевирбиры (2002). Карапете Хачо: столетие бедности (на турецком языке). Sı̂ Публикации.
- ^ Мохаммед Али Мерати (2015). «Основные формы курдской музыки Ирана и Ирака: хор, сиав-чамане, танцы, макам» (PDF) . Культуры и общества прошлого и настоящего (на французском языке). Парижский университет Нантер . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ Тони Ланглуа (2011). Незападная популярная музыка . Эшгейт: Фарнем . ISBN 9780754629849 .
- ^ Jump up to: а б Дориан, Фредерик; Дуэйн, Орла; МакКонначи, Джеймс (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. стр. 249 . ISBN 9781858286358 .
- ^ Алак К. Ардалан (2015). Черная пустыня . ISBN 9781504939911 .
- ^ Элиот Бейтс (2016). Цифровая традиция: аранжировка и труд в студии звукозаписи Стамбула. Культура . п. 289. ИСБН 9780190215767 .
- ^ Вендельмот Хамелинк (2016). Дом Сун. Повествование, мораль и курдская нация . п. 164.
- ^ Абдул Мабуд Хан (2001). Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины, 2 . Мичиганский университет : Абдул Мабуд Хан. п. 799. ИСБН 8187746084 .
- ^ Локман И. Мехо, Келли Л. Маглафлин (2001). Курдская культура и общество: аннотированная библиография . п. 218. ИСБН 9780313315435 .
- ^ Апрельский пост (2005). Ирак: Культура . Издательская компания Крэбтри. п. 17 . ISBN 9780778793205 .
- ^ «Зоне» Б. Шотта (1979). Мир музыки, 21 (на французском языке). п. 20.
- ^ Себастьян Майзель (2018). Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества . п. 205. ИСБН 9781440842573 .
- ^ Филип Г. Крейенбрук (2010). Устная литература иранских языков: курдского, пушту, белуджей, осетинского, персидского и таджикского . ISBN 9780857732651 .
- ^ Фабиан Рихтер. Идентичность, этническая принадлежность и национализм в Курдистане (на немецком и английском языках). п. 328.
- ^ Энтони Горман, Эндрю Ньюман. Джейми, Соукс (ред.). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . п. 393.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скалла, Ева и Джемайма Амири. «Песни безгражданства». В Бротоне, Саймоне и Эллингеме, Марке с МакКонначи, Джеймсе и Дуэйне, Орле (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 378–384. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Доктор Д. Кристенсен, Танцевальные песни курдов Хаккари , материально-критическое исследование, в Ежегоднике музыкальных фольклорных и этнических знаний, Берлин i, стр. 11–47, 1963.
- Эдит Герсон-Киви, Музыка евреев Курдистана. Обзор их музыкальных стилей , Юваль, Исследования Еврейского музыкального исследовательского центра, II, Иерусалим, 1971.
- Вартабед Комитас, Некоторые образцы курдских мелодий , в Recueil d'Emine, Москва, 1904 г., переиздано в Эривани в 1959 г.
- Хассанпур, А. «БАЙТ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 11 апреля 2016 г. , «БАЙТ, жанр курдского народного творчества, устно передаваемый рассказ, который либо полностью спевается, либо представляет собой сочетание спетых стихов и устной прозы».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Колахпиза, Махмуд. «Байт Махмуд Колахпиза» . Энциклопедия Ираника . Проверено 11 апреля 2016 г. (Отрывок курдской музыки)