Арабески (классическая музыка)
Арабеска — это тип музыки, в которой мелодии создают атмосферу арабской архитектуры . [ 1 ] Термин и темы заимствованы из художественного термина арабеска , а не происходят из арабской музыки . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это богато украшенный стиль.
Название берет свое начало в середине семнадцатого века, оно происходит от итальянского слова «arabesco», которое переводится как «по-арабски», от существительного «арабо». [ 5 ] Французский перевод стал «арабеской», и этот термин достиг пика популярности в середине девятнадцатого века. [ 5 ]
Западные интерпретации арабского стиля были характерны для исламского искусства , а затем реализованы в музыкальной сфере. [ 6 ] Художественная форма предполагает ритмичные линейные и сложные геометрические узоры для украшения мотивов, состоящих из листвы, фруктов или листьев деревьев. Эти образцы были найдены в исламской архитектуре , в мечетях и дворцах. [ 6 ] Эти линии, встречающиеся в природе и исламском искусстве, отражены в мелодиях арабесковой музыки, которую называют «высоко декоративной». [ 7 ] [ 8 ]
Арабески возникли на Западе как часть классического периода в музыке, определяемого возвращением к классическим формам искусства из Греции и Рима, и в данном случае, к арабской классической культуре. [ 9 ] Он опирался на простоту искусства и архитектуры, чтобы «избежать экстравагантных излишеств» в музыке. [ 9 ] Несмотря на возврат к классической простоте, арабеска представляет собой декоративное изделие с орнаментом. [ 10 ]
В нем используются три композиционных приема. [ 11 ] Это украшение темы с помощью контрапункта, использование «групетти» (поворотов) для украшения темы и быстро меняющихся гармоний, не спешащих вперед. [ 11 ] Эти устройства создают эффект «застывшей музыки». [ 12 ]
Многие известные композиторы, сочинявшие произведения в стиле арабески, такие как Клод Дебюсси , находились под влиянием изобразительного искусства и культуры. [ 13 ] Дебюсси сочинял свои арабески с учетом французской салонной культуры. [ 14 ] Французский салон интересовался «другим», включая элементы арабской культуры; арабеска, исполненная в салоне, была продуктом этого интереса. [ 14 ] На круг Дебюсси сильное влияние оказала арабеска в литературе и изобразительном искусстве. [ 15 ] Об этом свидетельствует пик популярности составления арабесок в конце 1800-х годов. Однако в то время арабеска не считалась самой искренней формой музыкального выражения; Немецкий поэт Фридрих фон Шлегель назвал арабеску «не произведением высокого ранга». [ 15 ]
Известные арабески
[ редактировать ]
Наиболее известными являются « Две арабески» Клода Дебюсси , написанные в 1888 и 1891 годах соответственно.
Другие композиторы, написавшие арабески, включают:
- Марин Марэ : L'arabesque (1717), появляется в саундтреке к фильму Tous les Matins du Monde.
- Роберт Шуман : Арабеска до мажор , соч. 18 (1839)
- Иоганн Фридрих Франц Бургмюллер (1806–1874): соч. 100 (1852)
- Ганс фон Бюлов : Арабески на тему оперы «Риголетто» (1853)
- Мориц Мошковски : Opp. 15/2 (1877 г.), 61 (1899 г.), 95/4 и 96/5 (1920 г.)
- Энрике Гранадос : Арабеска, соч. 31, H. 142 (1890)
- Сесиль Шаминад : соч. 61 (1892 г.) и 92 (1898 г.)
- Петр Ильич Чайковский (1892): Щелкунчик, Акт № 12: Арабский танец («Кофе»)
- Антон Аренский : Соч. 67 (1903)
- Адольф Шульц-Эвлер : соч. 12 арабесок на тему «На прекрасном голубом Дунае» (1904)
- Эдвард Макдауэлл (1889–1890) 12 этюдов, соч. 39, Арабеска №4 .
- Луи Вьерн : Арабески, соч. 31/15 (1913–4).
- Жан Сибелиус : Арабески, соч. 76/9 (1914)
- Богуслав Мартину : Семь арабесок для виолончели и фортепиано (1931)
- Эдвард Джозеф Коллинз : Арабеска для скрипки и фортепиано (1933)
- Уильям Кролл : Арабеска для скрипки и фортепиано (1945) и для оркестра.
- Гарольд Бадд : Арабески 1, 2 и 3 (2005)
- Сэмюэл Хазо : Арабеска (2008)
- Зигфрид Карг-Элерт : Арабеска №1 соль-бемоль мажор Op.5 'Филигрань'
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чимен, Гюль и Невхиз Эрджан. Фортепианный альбом . Издательство «Дост», 2002, с. 27.
- ↑ Oxford Art Online , «Арабески», по состоянию на 25 марта 2011 г.
- ^ Что такое... Арабеска? . Классическая музыка. Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Буджа, Морин (27 января 2021 г.). Феи и бабочки в салоне: Две арабески Дебюсси . Интерлюдия. Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Оксфордский словарь английского языка» . Оксфордские языки . 1 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Арабески: культовое исламское искусство» . Аль Маджалла . 12 июня 2021 г. . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Арабески в музыке» . www.clarkart.edu . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Дебюсси – Арабески» . Классический ФМ . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оксфордский словарь .
- ^ Солтер, Лайонел (1978). Иллюстрированная энциклопедия классической музыки: Путеводитель для композиторов и рекомендуемые записи . Лондон: Книги Гармонии. п. 217. ИСБН 0517534762 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Эми (08 июля 2019 г.). «Арабеска Дебюсси № 1: Создание волшебства» . Девушка в синей музыке . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Браун, Морис Дж. Э.; Гамильтон, Кеннет Л. (2001). «Арабески(и)» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.01137 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Либби, Теодор (2006). Энциклопедия классической музыки для слушателей NPR . Нью-Йорк: Workman Publishing Company Inc., стр. 171–172. ISBN 9780761136422 .
- ^ Перейти обратно: а б Буджа, Морин (27 января 2021 г.). «Феи и бабочки в салоне: Две арабески Дебюсси» . Интерлюдия .
- ^ Перейти обратно: а б Камминс, Линда (2006). Дебюсси и фрагмент (Электронная книга (ред.) Ред.). Лейден, Нидерланды: Brill. п. 97. ИСБН 9789401203340 .