Jump to content

совершает

совершает
Комитас
Совершает в 1901 году [1] или 1902 год [2]
Рожденный
Согомон Согомонян

8 октября [ OS 26 сентября] 1869 г.
Умер 22 октября 1935 г. ( 1935-10-22 ) (66 лет)
Париж, Франция
Место отдыха Совершает Пантеон
Национальность Армянский
Образование Геворкянская семинария
Университет Фредерика Уильяма
Род занятий Музыковед , композитор, хормейстер
Годы активности 1891–1915
Веб-сайт komitasmuseum.am
Подпись

Согомон Согомонян , [А] рукоположен и широко известен как Комитас [Б] ( армянский : Կոմիտաս ; 8 октября [ OS 26 сентября] 1869 — 22 октября 1935) — османско-армянский священник, музыковед , композитор, аранжировщик, певец и хормейстер , считающийся основателем армянской национальной музыкальной школы . [4] [7] Он признан одним из пионеров этномузыкологии . [8] [9]

Осиротевший в юном возрасте Комитас был доставлен в Эчмиадзин , религиозный центр Армении, где получил образование в Геворгянской семинарии . После рукоположения в сан вардапета (священника безбрачия) в 1895 году он изучал музыку в Университете Фредерика Вильгельма в Берлине. После этого он «использовал свое западное образование для создания национальной традиции». [10] Он собрал и переписал более 3000 произведений армянской народной музыки, более половины из которых впоследствии были утеряны, и сейчас сохранилось только около 1200. Помимо армянских народных песен, он также проявил интерес к другим культурам и в 1903 году опубликовал первый в мире сборник курдских народных песен под названием «Курдские мелодии» . похвалу Клода Дебюсси Его хор представлял армянскую музыку во многих городах Европы, заслужив , в частности, . Комитас поселился в Константинополе в 1910 году, чтобы избежать жестокого обращения со стороны ультраконсервативных священнослужителей в Эчмиадзине и познакомить более широкую аудиторию с армянской народной музыкой. Он получил широкую поддержку в армянской общине, а Аршаг Чобанян назвал его «спасителем армянской музыки». [11]

Во время геноцида армян — вместе с сотнями других армянских интеллектуалов — Комитас был арестован и депортирован в лагерь для военнопленных в апреле 1915 года османским правительством. Вскоре он был освобожден при невыясненных обстоятельствах, и, став свидетелем неизбирательной жестокости и беспощадных убийств других армян со стороны турок-османов, Комитас пережил психическое расстройство и развил тяжелую форму посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Широко распространенная враждебная обстановка в Константинополе и дошедшие до него сообщения о массовых армянских маршах смерти и массовых убийствах еще больше ухудшили его хрупкое психическое состояние. Сначала его поместили в турецкий военный госпиталь до 1919 года, а затем перевели в психиатрические больницы Парижа, где он провел последние годы своей жизни в агонии. Комитаса широко считают мучеником геноцида и изображают в искусстве как один из главных символов Геноцида армян. [12] Коллекция произведений композитора Комитаса Вардапета включена в реестр ЮНЕСКО « Память мира» .

Биография

[ редактировать ]

Детство (1869–81)

[ редактировать ]

Комитас родился Согомоном Согомоняном в Кютахье , вилайете Хюдавендигар (Бурса) , Османская империя, 26 сентября (8 октября по новому стилю ) 1869 года в семье армянских родителей Кеворка и Такухи. [13] [14] Согласно его автобиографическим очеркам, предки его родителей на рубеже веков переселились в Западную села Цгна в Нахичеванской провинции Гохтн Анатолию из . Его семья говорила только по-турецки из-за ограничений со стороны правительства Османской империи. Согомон был их единственным ребенком. Его крестили через три дня после рождения. Его мать была родом из Бурсы , и на момент его рождения ей было шестнадцать. Знавшие ее люди описывали ее как меланхоличную, тогда как его отец был веселым человеком; но оба интересовались музыкой. Она умерла в марте 1870 года, всего через шесть месяцев после его рождения. Ее смерть оставила глубокие шрамы на нем, первые стихи которого были посвящены ей. После этого, по разным данным, за ним присматривала либо невестка его отца, либо бабушка по отцовской линии Мариам. [15]

В 1880 году, через четыре года после окончания начальной школы в Кютахье, отец отправил Согомона в Бурсу для продолжения образования. Возможно, он остался у своих бабушки и дедушки по материнской линии, которые жили в городе. Его отправили обратно в Кютахью четыре месяца спустя, после смерти его отца, который стал алкоголиком. Хотя Согомона усыновил его дядя по отцовской линии Арутюн, его «привычная и социальная структура рухнула». Друг детства описал его как «практически бездомного». Он был полностью лишен отцовской заботы и «помещен в обстоятельства, которые сделали его уязвимым для психического заболевания, которым он страдал в более позднем возрасте». [16]

Эчмиадзин (1881–95)

[ редактировать ]

Осенью 1881 года его жизнь резко изменилась. В сентябре двенадцатилетнего Согомона отвез в Эчмиадзин Кеворк Вартабед Терцагян, местный армянский епископ, которого Святой Престол Эчмиадзина попросил найти мальчика-сироту. с хорошим певческим голосом поступить в престижную Геворгянскую семинарию . 1 октября 1881 года Комитас был представлен католикосу Геворгу IV, который был разочарован незнанием армянского языка, но был настолько впечатлен его певческим талантом, что часто просил Комитаса спеть для посетителей. После неудачного детства Комитас обрел в семинарии «эмоциональную и интеллектуальную стабильность». [17]

Между 1881 и 1910 годами Комитас в основном базировался в Эчмиадзине, хотя значительное время он провел в Европе. [18] В течение первого года обучения в семинарии Комитас изучил систему армянской нотной записи ( хаз ), основанную на древних невмах, разработанных ранее в XIX веке Ампарцумом Лимонджяном и его учениками. Постепенно он обнаружил в себе большую страсть к музыке и начал записывать песни, исполняемые армянскими жителями деревни недалеко от Эчмиадзина, которые ласково называли его «Нотаджи Вардапет», что означает «священник, делающий записи». [19]

В начале 1890-х годов Комитас предпринял первые попытки написать музыку на стихи Хачатура Абовяна , Ованнеса Ованнисяна , Аветика Исаакяна (своего младшего одноклассника) и других. [13] В 1891 году в журнале «Арарат » (официальная газета Святого Престола) был опубликован его «Государственный гимн» (Ազգային Օրհներգ, слова семинариста А. Ташджяна) для полифонических хоров. В 1893 году он окончил семинарию, стал учителем музыки и был назначен хормейстером Эчмиадзинского собора , материнской церкви Армении. [13] [20]

Первым на него оказал большое влияние Кристапор Кара-Мурза , который преподавал в семинарии всего один год, в 1892 году. Кара-Мурза сочинял и организовывал исполнения европейской музыки для школьников во всех армянонаселенных районах в образовательных целях. И хотя Комитас критиковал его произведения как неподлинно армянские, именно Кара-Мурза научил Комитаса полифонической хоровой структуре, вокруг которой он построил свои музыкальные достижения. [21]

В 1894 году Согомон был рукоположен в сан иеромонаха и получил имя поэта и музыканта VII века Католикоса Комитаса . [13] В феврале 1895 г. [22] он был рукоположен в вардапет (священник безбрачия) и с тех пор стал известен как Комитас Вардапет. [20] В том же году был завершен его первый сборник народной музыки в транскрипции «Песни Агна» (Շար Ակնա ժողովրդական երգերի), в который вошли 25 произведений любовных песен, свадебных мелодий, колыбельных и танцев. Это было не одобрено реакционной и ультраконсервативной фракцией духовенства Эчмиадзина, которая преследовала и саркастически называла Комитаса «священником, поющим любовь». Распространялись слухи о предполагаемых сексуальных домогательствах, что привело Комитаса к кризису идентичности . [23]

Тифлис и Берлин (1895–1899)

[ редактировать ]
Университет Фредерика Уильяма , гр. 1900 г.

В октябре 1895 года Комитас уехал из Эчмиадзина в Тифлис , чтобы изучать гармонию у композитора Макара Екмаляна , чье полифоническое исполнение армянской литургии является наиболее широко используемым и который стал одним из самых влиятельных учителей Комитаса. [13] В то время Тифлис был для Комитаса наиболее подходящим вариантом, поскольку он находился относительно близко к армянским землям и имел дом приходского священника , где он мог остановиться. Шесть месяцев, проведенные Комитасом с Екмаляном, углубили его понимание принципов европейской гармонии и заложили основу для его дальнейшего образования в европейских консерваториях. Пока Комитас готовился к вступительным экзаменам, богатый армянский нефтяник Александр Манташев согласился заплатить 1800 рублей за его трехлетнее обучение по просьбе католикоса Мкртыча Хримяна . [24]

Комитас прибыл в Берлин в начале июня 1896 года, не будучи принятым ни в один университет. Группа армянских друзей помогла ему найти квартиру. Первоначально он в течение нескольких месяцев брал частные уроки у Ричарда Шмидта. После этого его приняли в престижный Университет Фредерика Уильяма . [25] Поскольку после оплаты аренды и припасов у Манташева осталось немного денег, Комитас сократил потребление еды, принимая пищу один раз в день или вообще не питаясь. [26] Однако это не отвлекало его от образования, и он эффективно впитал в себя эрудицию высококвалифицированных немецких учителей. Среди них были специалисты по народной музыке XVIII–XIX веков Генрих Беллерманн , Макс Фридлендер , Оскар Фляйшер . Флейшер в мае 1899 года учредил берлинское отделение Международного музыкального общества (нем. Internationalen Musikgesellschaft ), активным членом которого стал Комитас. Он читал там лекции об армянской народной музыке и предположил, что она восходит к дохристианским, языческим временам. Его обучение в университете закончилось в июле 1899 года. [27]

Основной период работы (1899–1910).

[ редактировать ]

По возвращении в Эчмиадзин в сентябре 1899 года Комитас возобновил преподавание и сочинение музыки. На основе полученных знаний он собрал и обучил большой полифонический хор. До 1906 года он руководил хором Геворгянской семинарии. [28] Именно в этот период он завершил «большую часть теоретических и исследовательских работ, которые принесли ему место среди пионеров этномузыкологии». Комитас проводил лето в сельской местности Армении, развивая уникальные отношения с сельскими жителями. Таким образом, он взял на себя научную задачу по расшифровке и сохранению сельских армянских песен. Осенью 1903 года, после трех лет сбора и транскрипции, Комитас опубликовал сборник из 50 народных песен под названием «Тысяча и одна песня» (Հազար ու մի խաղ). автор текстов Манук Абегян Составлять народные произведения ему помогал . Тот же сборник был переиздан в 1904 году, а в 1905 году было опубликовано еще 50 песен. [29]

Константинополь (1910–15)

[ редактировать ]
Хор Комитаса "Гусан" в 1910 году.

«Стремясь донести понимание армянской музыки до более широкой аудитории», [20] Комитас переехал в Константинополь (современный Стамбул), столицу Османской империи, в 1910 году. [13] «Там он обучил группу студентов армянской мелодии и сформировал хор, который гастролировал по армянским общинам и исполнял народные композиции, аранжированные Комитасом для четырехголосного хора». [20] Он основал хор «Гусан» ( «Ай гусан» с 1912 года), в который вошли десятки музыкантов. [13] С целью подготовки профессиональных музыкантов он преподавал музыковедение Барсегу Каначяну , Миграну Тумаджану, Вагаршаку Срвандзтяну и другим. [13]

Депортация и последние годы (1915–35)

[ редактировать ]

24 апреля 1915 года, в день официального начала геноцида армян , он был арестован, на следующий день посажен в поезд вместе со 180 другими армянскими знатными людьми и отправлен в город Чанкыры на севере Центральной Анатолии, на расстоянии около 480 километров. (300 миль). Турецкий поэт-националист Мехмет Эмин Юрдакул , писатель Халиде Эдип и посол США Генри Моргентау вмешались в дела правительства, и по специальному приказу Талат-паши Комитас был отправлен обратно в столицу вместе с восемью другими депортированными армянами. [30] » Григориса Балакяна В «Армянской Голгофе представлены подробности его депортации, во время которой Комитас сильно страдал и страдал травматическим неврозом. В одном отрывке Балакян рассказывает, как:

Чем больше мы удалялись от цивилизации, тем больше волновались наши души и тем больше наш разум терзался страхом. Нам казалось, что за каждым валуном мы видим бандитов; гамаки и колыбели, свисающие с каждого дерева, напоминали веревки виселицы. Знаток армянских песен, несравненный архимандрит отец Комитас, находившийся в нашем экипаже, казался психически неуравновешенным. Он думал, что деревья — это бандиты, напавшие на него, и беспрестанно прятал голову под подол моего пальто, как испуганная куропатка. Он умолял меня благословить его [Спасителя] в надежде, что это его успокоит. [31]

Осенью 1916 года он был доставлен в константинопольскую больницу Hôpital de la paix, а затем в 1919 году переехал в Париж, где и скончался в психиатрической клинике в Вильжюифе в 1935 году. В следующем году его прах был перенесен в Ереван и похоронен в Пантеоне , названном его именем. [32]

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Комитаса в Ереване
Комитас на Советского Союза 1969 года. почтовой марке
Статуя Комитаса в Вагаршапате

В 1950-е годы его рукописи также были перевезены из Парижа в Ереван .

«Бадарак» был впервые напечатан в 1933 году в Париже и впервые записан на цифровой носитель в 1988 году в Ереване . Собрав и опубликовав такое количество народных песен, он спас культурное наследие Западной Армении , которое в противном случае исчезло бы из-за геноцида. Его произведения изданы в Армении в тщательно аннотированном издании Роберта Атаяна . За последнее время в ереванских архивах были раскопаны и интерпретированы сопрано Асмик Папян девять песен на тему немецкой поэзии, написанных во время его пребывания в Берлине .

Ереванская государственная музыкальная консерватория Имя Комитаса носит . Существует также всемирно известный струнный квартет имени Комитаса .

6 июля 2008 года, по случаю празднования 400-летия Квебека, бронзовый бюст Комитаса был открыт возле Национального собрания Квебека (законодательное собрание провинции, улица Отей) в знак признания его большого вклада в музыку в целом, а также в армянскую народную и литургическую культуру. музыка в частности. Ранее гранитно-бронзовая статуя Комитаса была установлена ​​в Детройте в 1981 году в честь великого композитора и как напоминание о трагедии Геноцида армян.

Надгробие Комитаса в Пантеоне Комитаса в Ереване

компакт-диск « Песни Гомидаса» в исполнении Изабель Байракдарян в сопровождении камерных артистов Армянской филармонии и пианиста Серуджа Краджяна был выпущен None such В сентябре 2008 года на лейбле . Этот компакт-диск был номинирован на премию Грэмми в категории «Лучшая вокальная запись». [33] Большой тур г-жи Байракдарян по Северной Америке в октябре 2008 года включал музыку Комитаса с концертами в Торонто, Сан-Франциско, округе Ориндж, Лос-Анджелесе, Ванкувере, Бостоне и Карнеги-холле в Нью-Йорке . Ее аккомпанировали Камерный оркестр Манитобы под управлением Энн Мэнсон и пианист Серудж Краджян . Памятный тур [34] был посвящен жертвам всех геноцидов и спонсировался Международным институтом исследований геноцида и прав человека (подразделение Института Зоряна ).

Все фортепианные произведения Комитаса записаны Шаханом Арзруни на лейбле Kalan Müzik в 2010 году и остаются окончательной интерпретацией этих композиций. Среди других исполнителей его музыки — Евгений Кисин и Григорий Соколов .

С 2018 года Комитас появляется на банкноте номиналом 10 000 армянских драмов .

Комитас на банкноте номиналом 10 000 драм 2018 года выпуска.

В 2019 году Ансамбль Гурджиева дебютировал в Нью-Йорке, исполнив народные песни Комитаса на традиционных инструментах. [35]

Современные исполнители, такие как Ревшан Челикер и Первин Чакар , по-новому интерпретируют и продвигают его собрание сочинений, обеспечивая их неизменную актуальность. [36] [37]

Достопримечательности

[ редактировать ]

Его именем названы следующие достопримечательности Армении:

Избранные произведения, издания и записи

[ редактировать ]
  • The Music of Komitas – двойной пластинка, выпущенная к столетию со дня рождения Комитаса. КСС, 1970.
  • Голос Комитаса Вардапета , Комитас Вардапет — архивные выступления, записанные в 1908–1912 годах, с участием Комитаса на вокале и фортепиано и Арменака Шахмурадяна на вокале. Традиционный перекресток, 1995. [38]
  • Комидас — Песни , Исабель Байракдарян , Серудж Краджян (аранжировки и фортепиано), камерные исполнители Армянского филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна . Ничего подобного, 2005 [39]
  • Комитас – Полное собрание сочинений для фортепиано , Шахан Арзруни . Осталось , 2012 г. [40]
  • Hommage à Komitas - аудиодиск, содержащий 9 песен на тему немецкой поэзии (мировая премьера, первая запись) и 26 песен на армянском языке Асмик Папян (сопрано) и Вардана Мамиконяна (фортепиано). Записано в студии Bavaria Studio, Мюнхен, в июле 2005 года. Audite (Германия) совместно с Bayerischer Rundfunk, 2006 год.
  • Музыка Комитаса - аудиодиск с инструментальными аранжировками в исполнении Гурджиевского ансамбля под руководством и аранжировкой Левона Эскеняна (с нотами). ЕСМ Отчеты , 2015.
  • «Моя Армения» – аудиодиск, посвященный 100-летию Геноцида армян. « Моя Армения» представляет собой очень личную, трогательную и блестящую дань уважения армянской музыке Сергея Хачатряна и Лусине Хачатрян. Наивные отчеты , 2015.
  • Комитас Вардапет – Шесть танцев , Кейко Ситидзё (фортепиано). Маккум Рекордс, 2016.
  • Комитас: Песни (переложение для фортепиано Вилли Саргсяна), компакт-диск Юлии Айрапетян [фортепиано] под лейблом Grand Piano (GP895)

Работает над Комитасом

[ редактировать ]
  • Куюмджян, Рита Сулахян (2001). Археология безумия: Комитас, Портрет армянской иконы . Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса. ISBN  9781903656105 .
  • Тахмизян, Никогос Киракоси (1994). Комитас и музыкальное наследие ( армянского народа на армянском языке). Пасадена, Калифорния: Дразарк Храт.

Примечания

  1. ^ Согомон Согомонян в классической орфографии и Согомон Согомонян в реформированной орфографии . Иногда англизированный как Соломон Соломониан . [3] [4]
  2. Он широко известен как просто Комитас (транслитерируется как Гомидас с западноармянского ). Его церковный сан, Вардапет , иногда используется рядом с: Комитасом Вардапетом (Կոմիտաս Վարդապետ), Гомидасом Вартабедом на западноармянском языке. В начале 1900-х годов и даже в 1908 году он подписывался как Согомон Геворгян (Кеворкян или Кеворкян), [5] после Геворгянской семинарии . [6]

Цитаты

  1. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 46.
  2. ^ «Эчмиадзин. 1902 год» . Виртуальный музей Комитаса . Проверено 21 февраля 2014 г.
  3. ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин . п. 256. ИСБН  9780049560079 .
  4. ^ Jump up to: а б «Комитас» . Британская энциклопедия . Проверено 26 января 2014 г. Комитас [...] создал основу самобытного национального музыкального стиля в Армении.
  5. ^ «Ежемесячный музыкальный отчет». Ежемесячный музыкальный отчет . 30 . Лондон: Огенер: 15 . 1900.
  6. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 45–46.
  7. ^ Редколлегия (1969). «Основатель армянской национальной музыки» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (11). Ереван: Армянская академия наук . 3-6. Архивировано из оригинала 21 мая 2017 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
  8. ^ Поладиан 1972 : «Он был одним из пионеров этномузыкологии, младший современник Карла Штумпфа (1848–1936)».
  9. ^ МакКоллум, Джонатан Рэй (2004). «Музыка, ритуал и диаспоральная идентичность: пример Армянской Апостольской церкви» (PDF) . Университет Мэриленда . п. 11 . Проверено 4 февраля 2014 г. Комитас Вардапет, считающийся пионером этномузыкологии, обратил свое внимание на антропологические, социологические и исторические аспекты сравнительного музыкознания.
  10. ^ Кратчфилд, Уилл (5 октября 1987 г.). «Краткое описание музыки; хор из Армении в Эйвери Фишер Холл» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 января 2014 г.
  11. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 51.
  12. ^ Сулахян Куюмджян, Рита. Археология безумия: Комитас, Портрет армянской иконы Издание: 2, Ридинг, Англия: Taderon Press; Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса, 2001, с. 3.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Атаян 1979 , с. 539.
  14. ^ Нерсесян, Вреж , изд. (1978). Очерки армянской музыки . Кан и Аверилл. п. 13. ISBN  0-900707-49-6 .
  15. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 10–12.
  16. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 15–16.
  17. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 21–24.
  18. ^ Муариан 1969 , с. 61.
  19. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 28.
  20. ^ Jump up to: а б с д Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 391. ИСБН  978-0-8108-7450-3 .
  21. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 29–30.
  22. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 32.
  23. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 33.
  24. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 33–34.
  25. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 39–40.
  26. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 41.
  27. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 43–44.
  28. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , стр. 44, 46.
  29. ^ Сулахян Куюмджян 2001 , с. 47–49.
  30. ^ «Кастамону Вилаетине» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2006 года . Проверено 20 апреля 2006 г.
  31. ^ Балакян, Григорис . Армянская Голгофа . Пер. Питер Балакян и Арис Севаг. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. 66. ISBN   0-307-26288-X .
  32. ^ «Мемориал Согомоняна Комитасу Согомону, похороненному на ереванском кладбище Пантеона Комитаса» . hush.am Проверено 17 июля 2019 г.
  33. ^ «Песни Гомидаса Байракдаряна номинированы на Грэмми», Loussapatz Weekly (Канада), № 772, 2009 г., стр. 41.
  34. ^ «Песни Родины» . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года.
  35. ^ «Ансамбль Гурджиева отмечает 150-летие Комитаса» . Симфоническое пространство . 27 сентября 2019 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
  36. ^ Ситуации Мой носовой платок , получено 19 марта 2024 г.
  37. ^ «Турецкий курдский оперный певец вдохновляет курдов пением на родном языке» . Арабские новости . 13 октября 2020 г. Проверено 14 апреля 2024 г.
  38. ^ «Голос Комитаса Вардапета – Комитас | AllMusic» . Вся музыка .
  39. ^ Буклет включает спевочные тексты в армянской транслитерации и английском переводе.
  40. ^ Буклет включает историческое обсуждение музыки на армянском, турецком и английском языках.
  41. Фильмы Дона Аскариана. Архивировано 11 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
  42. ^ Гарвардский киноархив . Иероглифы Армении: фильмы Дона Аскаряна. Архивировано 7 марта 2015 г. в Wayback Machine.
  43. ^ «Дон Аскарян» . 007-berlin.de . Проверено 16 ноября 2017 г.
  44. ^ МакНэри, Дэйв (15 декабря 2020 г.). «Армянские песни Соломона» поборются за международный художественный фильм «Оскар» . Разнообразие . Проверено 16 декабря 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 172ce610ba749c3e5da4b804be40f8a4__1713566220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/a4/172ce610ba749c3e5da4b804be40f8a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Komitas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)