Jump to content

Мкртич Хримян

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Католикос

Мкртич I Ванский
Мкртич Хримян
(Хримян Айрик)
Католикос Всех Армян
Фотография Хримяна работы Гарегина Овсепяна. [1]
Церковь Армянская Апостольская Церковь
Видеть Первопрестольный Святой Эчмиадзин
Избранный 5 мая 1892 г.
Установлено 26 сентября 1893 г.
Срок закончился 29 октября 1907 г.
Предшественник Магар I
Преемник Матфей II Измирлян
Личные данные
Рожденный
Мкртич Хримян

( 1820-04-04 ) 4 апреля 1820 г.
Ван , Османская империя
Умер 29 октября 1907 г. ( 1907-10-29 ) (87 лет)
Эчмиадзин, Эриванская губерния , Российская империя.
Похороненный Эчмиадзинский собор
Национальность
Занятие
  • Священник
  • педагог
  • издатель
  • путешественник
  • мыслитель
  • журналист
  • активист [4]
Предыдущий пост(ы)

Мкртич Хримян [а] ( классический армянский : Мкртич Хримян, реформированный : Мкртич Хримян ; 4 апреля 1820 — 29 октября 1907) был лидером Армянской Апостольской церкви , педагогом и издателем, который служил Католикосом всех армян с 1893 по 1907 год. В этот период он был известен как Мкртич I Ванец (Мкртич А Ванеци, Мкртич А Ванеци ).

Уроженец Вана , одного из крупнейших городов Турецкой (Западной) Армении , Хримян стал иеромонахом ( вардапетом ) в 1854 году после смерти жены и дочери. В 1850-х и 1860-х годах он служил настоятелем двух важных монастырей Турецкой Армении: Варагаванка близ Вана и монастыря Сурб Карапет близ Муша . В этот период он основал школы и журналы в обоих монастырях. Он служил Константинопольским патриархом — самой влиятельной фигурой в османской армянской общине — с 1869 по 1873 год и подал в отставку из-за давления со стороны османского правительства , которое считало его угрозой. Он был главой армянской делегации на Берлинском конгрессе 1878 года . Вернувшись из Европы, он призвал армянских крестьян последовать примеру христианских балканских народов, начав вооруженную борьбу за автономию или независимость от турок-османов.

С 1879 по 1885 год он служил прелатом Вана, после чего был вынужден сослаться в Иерусалим. Он был избран главой Армянской церкви в 1892 году, однако был возведен на престол более года спустя и прослужил на этом посту до самой смерти. Он выступил против попытки российского правительства конфисковать имущество Армянской церкви в 1903 году, которая позже была отменена частично благодаря его усилиям. Хримян далее поддержал освободительное движение армянских революционеров .

Он является выдающейся фигурой в современной армянской истории, и его ласково называли Хримян Айрик. [б] ( хайрик уменьшительное от «отец»). [7] Известный защитник армянских интересов и стремлений, его прогрессивная деятельность рассматривается как заложившая основу для подъема армянского национализма и последующего национально-освободительного движения конца 19 - начала 20 веков.

Молодость, образование и путешествия

[ редактировать ]

Хримян родился в квартале Айгестан (Айкесдан) Вана . [8] Его отец, ткач , умер, когда Мкртич был ребенком. [9] [10] и его воспитывал дядя Хачатур, купец. [8] Корень его фамилии, Хрим (армянское название Крыма) , предполагает связь его семьи с полуостровом. [11] Неформальное образование он получил в приходских школах островов Лим и Ктуц на озере Ван и Варагаванке , где изучал классический армянский язык , историю и церковную литературу. [12] [9] Вернувшись в Ван в 1842 году, он предпринял путешествие по региону и совершил паломничество в Эчмиадзин , центр Армянской церкви. Хримян хотел продолжить образование в европейском университете, но это желание так и не было реализовано. Он жил в Константинополе с 1844 по 1846 год, где установил связи с армянской интеллигенцией. [8]

Вернувшись в Ван в 1846 году, он женился на Мариам Севикян. В 1847 году переправился в Персию и на Российский Кавказ, где посетил Араратскую равнину , Ширак и Нахичевань . Он прожил в Александрополе (Гюмри) шесть месяцев. [8] В 1848 году вновь переехал в Константинополь через Тифлис , Батуми и Трабзон . С 1848 по 1850 год он преподавал в женской школе в константинопольском квартале Хасгиух ( Хаскёй ). [13] [14] В 1851 году он отправился в Киликию , куда его послали доложить о состоянии армянских школ. [15] Путешествуя и живя в различных армянонаселенных провинциях, он приобрел глубокие знания о проблемах и чаяниях простых армян. [16] Он был расстроен апатией, проявленной высшими и средними классами армянской общины Константинополя к провинциальным армянам. [9]

Вернувшись в Ван в 1853 году, он обнаружил, что у него не осталось ближайших родственников; его жена, дочь и мать умерли. После этого он решил посвятить себя жизни в Армянской Апостольской церкви. [12] В 1854 году, в возрасте 34 лет, Хиримян был рукоположен в сан вардапета (священника безбрачия) в Ахтамар соборе на озере Ван. [15] В 1855 году он был назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви в Скутари (Ускюдар) , недалеко от Константинополя. Хримян начал выпуск периодического журнала «Арцви Васпуракан» («Орел Васпуракана») в издательстве, расположенном рядом с его церковью Скутари. [17]

Ван, Муш и Стамбул

[ редактировать ]
Открытка с изображением Хримяна и Варагаванка. Ниже приводится его цитата, призывающая армян продолжать упорствовать, поскольку он обещает лучшее будущее. [12]
Портрет Хримяна.

Монастыри Вараг и Сурб Карапет

[ редактировать ]

Хримян вернулся в Ван в 1857 году и основал школу Жарангаворац при монастыре Варагаванк . Он основал при монастыре издательство, через которое возобновил издание «Арцви Васпуракана». Его издание продолжалось до 1864 года. в 1859 году [18] [9]

В 1862 году он был назначен настоятелем монастыря Сурб Карапет близ Муша, а значит, был также и прелатом Тарона . Он оживил монастырь и превратил его в процветающий центр. [9] Он основал там школу и журнал под названием «Арцвик Тароно » («Орленок Тарона»). [19] Ему удалось убедить вали (губернатора) Эрзурумского вилайета снизить налоги для армян. [9]

Патриарх Константинопольский

[ редактировать ]

20 октября 1868 года Хримян был рукоположен во епископа в Эчмиадзине . 4 сентября 1869 года он был избран Армянским Патриархом Константинополя , который был фактическим лидером армянской общины Османской империи как в религиозных, так и в светских вопросах. [20] [21] По мнению Али Теккоюна, турецкого религиоведа, его избрание показало, что класс амиров (самый богатый) и имперские власти потеряли власть над армянами, что противоречило их интересам. [22] Он погасил долг патриархата и стремился увеличить представительство провинции в Национальном собрании Армении . Будучи де-факто политическим лидером христианского армянского проса в глазах Блистательной Порты , [23] он подготовил подробный отчет, документирующий случаи притеснений, преследований и судебных ошибок в армянских провинциях, и представил этот документ Блистательной Порте. [9] Хримян использовал свое положение для продвижения интересов и улучшения положения бедных и угнетенных провинциальных армян. [16]

Доклад Хримяна , официально названный «Первый отчет о провинциальных притеснениях», необходимо понимать в контексте реформ Танзимата (1839, 1856 гг.). [24] Реформы, направленные на централизацию управления и улучшение налоговой базы правительства, не были эффективно реализованы в более периферийных частях Империи, в том числе в анатолийских провинциях. Как следствие, местное население часто страдало от двойного налогообложения, как со стороны центрального правительства, так и со стороны вождей местных племен, имевших доступ к правам откупщиков, большинство из которых были видными курдскими деятелями. [25] Проблемы, прямо упомянутые в отчете Хримяна, включают: насилие, совершенное откупщиками против местного населения, насильственное обращение в ислам и другие преступления, совершаемые из-за религиозного фанатизма, чрезмерное налогообложение и пренебрежение обязанностями откупщиков, что приводит к потерям урожая. В докладе также содержалось несколько предложений по решению этих проблем: в частности, курдских соплеменников предполагалось разоружить и приучить к земледельческому образу жизни. Более того, в докладе содержится призыв к созданию эффективных полицейских сил, в которых армянам будет разрешено служить на всех уровнях, а также к прозрачной передаче приказов Блистательной Порты. [26] [27]

Его откровенность в отношении проблем, стоящих перед армянским населением, раздражала не только османские власти, но и часть богатой армянской элиты. [9] По словам Жерара Либаридяна , продвижение прав провинциальных армян "сделало его врагом многих влиятельных армян Стамбула". [28] В 1873 году правительство Османской империи вынудило его уйти в отставку. [29] Армаис Вартугян писал в 1896 году, что Хримян «мог бы занимать пост константинопольского патриарха пожизненно, если бы его не заставили уйти в отставку происки турецкого правительства, которое очень не любило его из-за его рвения к благополучию своего народа». стадо." [30]

После отставки Хримян посвятил свое время литературным занятиям. [9]

Берлинский конгресс

[ редактировать ]

После русско-турецкой войны 1877–1878 годов Хримян возглавил армянскую делегацию на Берлинском конгрессе . [31] Миссией делегации было представить меморандум великим державам относительно осуществления реформ в армянских провинциях Османской империи. [9] Основная цель делегации заключалась в обеспечении существенных реформ в армянских провинциях, которые будут контролироваться европейскими державами, что на самом деле означало Россию, поскольку ее войска были размещены в некоторых частях Армении. Армяне надеялись, что давление России (и угроза интервенции) заставят османское правительство улучшить условия в армянских провинциях. Армянская делегация, кроме того, требовала некоторой формы автономии для армянских провинций, подобной маронитской автономии в Горном Ливане , но не выступала за распад Османской империи или присоединение армянских провинций к России. [32]

, Берлинский договор подписанный 13 июля 1878 года, историки считают провалом армянской миссии на конгрессе. Ему не удалось заставить османское правительство провести настоящие реформы. [31] Паносян пишет, что все, что получила армянская делегация, было "беззубыми обещаниями". [32] На конгрессе Хримян стал свидетелем того, как христианские балканские народы (сербы, черногорцы и болгары) добились независимости или некоторой степени автономии. [23]

Мемориал 1982 года возле Эчмиадзинского собора, посвященный Хримяну. Надпись призывает армян всегда помнить «железный ковш Айрика». [33]

Вернувшись в Константинополь, Хримян произнес ряд речей, «которые обеспечили ему место в радикализации армянского мышления, а также четкое и решительное формулирование требований, основанных на националистических принципах». [34] Он дал известное [35] проповедь, в которой он призывал к вооружению армян для борьбы за независимую Армению. [23] Он сказал своей пастве, что «Армения, в отличие от христианских государств Балкан, не добилась автономии от Порты, потому что армянская кровь не была пролита за дело свободы». [31] Считается, что эта проповедь, известная своими аллегориями, положила начало армянскому революционному движению. [9]

В своей проповеди он "использовал аналогию ковша и блюда с мечом и свободой, объясняя борьбу балканских стран за свободу во время Конгресса. Для него свобода Армении была возможна только посредством применения вооруженной силы". [36] В частности, он заявил: "Там, где говорят пушки и шумят мечи, какое значение имеют обращения и прошения?" [37] Он добавил:

Народ Армении, вы конечно хорошо понимаете, что мог и может сделать пистолет. Итак, дорогие и благословенные армяне, когда вы вернетесь на Родину, к своим родственникам и друзьям, берите оружие, берите оружие и еще раз оружие. Люди прежде всего возлагают надежду на свое освобождение на себя. Используйте свой мозг и кулак! Человек должен работать на себя, чтобы спастись. [38]

Святитель Вана и изгнание

[ редактировать ]
Хримян и местная армянская знать в Ване, декабрь 1879 г. [12]

После возвращения из Европы Хримян был назначен прелатом Вана в 1879 году. [39] [14] Он открыл новые школы, в том числе первую сельскохозяйственную школу на армянских землях. [9] [39] В 1880-х годах он поддерживал армянские тайные общества, посвященные делу национального освобождения, такие как Сев хач («Черный крест», Черный крест) Вана и Паштпан айрениац («Защитник Отечества»). [39] [14] Османское правительство, которое отнеслось к его деятельности неблагосклонно, отстранило его от должности в 1885 году и отправило в Константинополь. [39] где его могли контролировать власти. [40]

15 июля 1890 года После демонстрации Кум Капу четыре представителя Национального собрания Армении (Хримян, Гарегин Срвандзтянц , Мэтью Измирлян , Григорис Алеатджян ) представили доклад с критикой османского правительства за обращение с армянским крестьянством. [40] В декабре 1890 г. [40] его сослали в Иерусалим «под предлогом паломничества». [9] Он жил в монастыре Святого Иакова города в Армянском квартале . [40]

Католикос

[ редактировать ]

5 мая 1892 года на выборах в Эчмиадзине Хримян был единогласно избран католикосом Армянской Апостольской церкви. [41] [42] [43] [44] По словам Вартугяна, «популярность Хримяна была настолько огромной, что любой, кто выступал против него, был бы признан нацией предателем. Хримян был признан эталоном патриотизма, и тот, кто стремился к наилучшим интересам нации, не мог не поддержать его избрание. " [45] Вартугян добавляет, что российское имперское правительство было недовольно его избранием, поскольку оно стремилось включить Армянскую церковь под юрисдикцию Русской православной церкви в попытке русифицировать армянское население. [46]

Мкртич I Ванский: Хримиан как католикос

изначально не разрешил Хримяну, 72 года, поехать в Эчмиадзин Османский султан Абдул-Хамид II . Спустя более года по просьбе российского императора ему было дано разрешение на поездку, но только при условии, что он не ступит в Турцию. [2] По мнению Хаджикяна и др., османы опасались «чрезмерного проявления ликования со стороны армян». [9] Османское правительство запретило Хримяну ездить в Эчмиадзин через свою территорию, и поэтому он был обязан ехать через Яффо , Александрию , Триест , Вену , Одессу , Севастополь , Батуми , а затем Тифлис . [29] Примерно через 17 месяцев после своего избрания он был возведен на престол католикосом 26 сентября 1893 года. [44] [47] Его османское гражданство было аннулировано, и он стал подданным России. [2] [3]

В 1895 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с российским царем Николаем II и попросить провести реформы в армянских провинциях Османской империи. Во время Гамидианской резни 1894–96 годов Хримян оказывал материальную помощь армянским беженцам. [39] [14] Среди других его достижений - реконструкция многочисленных древних монастырей и церквей. [9]

В июне 1903 года российское правительство издало указ о закрытии армянских школ и конфискации имущества Армянской церкви. [48] включая сокровища Эчмиадзина. [49] Основной целью закона было ускорение процесса русификации армянского народа и церкви. [50] Хримян сотрудничал с Армянской революционной федерацией (АРФД или Дашнакцутюн) в организации массовых демонстраций против указа. [51] По мнению историка Рубена Поля Адаляна , именно сочетание народного сопротивления Дашнакцутюн и личного неповиновения Хримяна привело к отмене указа в 1905 году. [52]

Он освятил новые церкви двух провинциальных городов, Гориса ( Церковь Св. Григория Просветителя [ ги ] и Гавара ( Церковь Св. Богородицы [ хи ] ) в 1903 и 1905 годах соответственно. [53] [54]

В 1907 году Хримян внес ясность в отношения между константинопольским патриархом и подчеркнул примат Эчмиадзинской кафедры. [29] В сентябре того же года он направил письмо Николаю II, в котором призвал российское правительство предотвратить насилие, с которым тогда столкнулось армянское население Османской империи. [55]

Взгляды и идеологическое влияние

[ редактировать ]

Прогрессизм

[ редактировать ]
Картина Вардгеса Суренянца «Хримян» 1906 года , изображающая момент получения им письма о российском указе о конфискации имущества Армянской церкви в 1903 году. [56]

В 1860-х и 1870-х годах Хримян был вместе с Арутюном Сваджяном одним из крупнейших либеральных армянских активистов в Османской империи. В то же время такие либералы, как Григор Арцруни , Микаэл Налбандян и Степанос Назарян . в Российской империи действовали [57] Арра Авакян охарактеризовала его как «очень прогрессивного педагога». [58] Американская феминистка Элис Стоун Блэквелл писала в 1917 году: «Все его взгляды были прогрессивными» и хвалила его продвижение женского образования : «Он был решительным сторонником образования для девочек, и в одной из своих книг, « Райская семья », он выступает против преобладающая восточная идея о том, что мужья имеют право силой управлять своими женами». [59] Дердериан также отметил свою «веру в важность образования женщин» и поддержку «участия женщин в распространении принципов просвещения». [12] Другой автор заявил, что внес «огромный вклад в прогрессивный армянский интеллектуализм». [60] Вартугиян в 1896 году предположил, что Хримян «был консерватором в вопросах церкви». [61]

Национализм

[ редактировать ]

Размик Паносян пишет, что Хримян оказал мощное влияние на армянский национализм. [62] По словам Паносяна, он является «самой важной фигурой девятнадцатого века, вошедшей в сознание армян как носитель радикального послания национального освобождения». [11] По словам Теккоюна, «Хримян был заметной фигурой в формировании армянского национализма». [63] Х.Ф.Б. Линч , посетивший Эчмиадзин в 1893 году, в своей книге об Армении писал о Хримяне: «Для него религия и патриотизм — почти взаимозаменяемые понятия». [64] По словам Адаляна, Хримяна "уважают за его патриотический пыл и стойкую защиту армянских национальных интересов". [65] Другой автор описал его как «главного выразителя армянских националистических устремлений на международной арене». [66] По словам Теккоюна, Хримян "всегда выступал за осознание обывателями националистических и патриотических идей, что было возможно только посредством журналов и литературы". [67] Хримян особенно подчеркивал использование народного языка в своих произведениях. [4]

Взгляд Хримяна на армянский национализм как на культурное пробуждение трансформировался в национализм как вооруженное революционное движение в ответ на репрессивный режим османского и российского правительств, а также на европейскую политику в отношении Армении. [68] Хримян открыто поддержал Армянскую революционную федерацию (Дашнакцутюн) в письме 1896 года армянам Вана, в котором он писал: [69]

Появление у вас политических партий – это пример возрождения исторических домов нашего дворянства, а партия Дашнакцутюн – нового армянского рыцарства. Ее пионеры показали себя настоящими рыцарями в Васпуракане [т.е. в регионе Вана] и других местах. Поднимитесь, поднимитесь, армяне, присоединяйтесь к этому новому армянскому рыцарству, мужайтесь...

До этого церковь держалась на расстоянии от армянских революционных групп, поскольку последние рассматривали первые как консервативный институт. Именно Хримян приветствовал революционную активность, особенно со стороны Дашнакцутюн, самой влиятельной армянской партии. [70] По мнению Паносяна, Хримян таким образом в определенной степени радикализировал Армянскую церковь и, как таковую, секуляризовал ее видение армянской нации. [69]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Надгробие Хримяна во Эчмиадзинского собора дворе
Портрет Хримяна 1900 года работы Егише Тадевосяна .

Хримян умер 29 октября 1907 года. Похоронен, как и многие его предшественники, во дворе Эчмиадзинского собора. скульптор Сергей Меркуров изготовил Его посмертную маску . [71]

Хримян почитался армянами еще при жизни. [61] Его звали Айрик (уменьшительное от «отец») с тех пор, как он был настоятелем монастыря Сурб Карапет недалеко от Муша в начале 1860-х годов. [72] [с] Саркис Атамян утверждает, что «[ни] один человек, пожалуй, в армянской истории не стал символом доброго, мудрого, патерналистского вождя своей паствы, как Хримян, которому из любви к своему народу был присвоен титул Хайриг (Маленький отец). " [74] Джек Калпакян описывает Хримяна как «второго после мифического Хайка человека в роли отца нации». [75] Хримян в основном сосредоточил свои усилия на простых людях, а не на армянской элите, и поэтому считается «героем простого народа». [76] [77] Католикос Вазген I (годы правления 1955–94) назвал Хримяна «величайшим революционером [армянского крестьянства]». [д]

Паносян пишет, что Хримян всю свою жизнь стремился к улучшению положения провинциальных армян и прав армян в целом. [78] Хримяна описывали как «одного из немногих по-настоящему великих деятелей в истории Армянской церкви» и «одного из самых известных и любимых национально-религиозных деятелей своего времени». [9] Другой автор назвал его «самым любимым армянским патриархом современности». [79] Патрисия Чолакян писала о нем: «Человек великой личной святости был одним из первых, кто внушил преследуемым армянам любовь к учебе и чувство гордости за свое наследие». [80] Выдающийся лингвист Грачья Ачарян назвал его истинным христианином, настоящим патриотом и настоящим народным человеком. [81]

В 1891 году «Миссионерский вестник» писал о Хримяне: «Человек, на которого весь армянский народ смотрит с большим уважением. Он честно и усердно трудился на благо своего народа». [82] Элис Стоун Блэквелл писала о нем в 1917 году как о «величайшей фигуре в современной армянской истории» и добавляла, что «его глубоко любили и почитали за его мудрость и святость». [59] Выдающийся армянский поэт Аветик Исаакян в статье 1945 года писал: «Армянский народ его не забудет. Чем больше времени пройдет, тем ярче станет его память. Он взглянет на армянский народ из глубины веков и заговорит знакомым языком. о ее заветных стремлениях и бессмертных целях». [83]

Хримян является предметом картин нескольких выдающихся армянских художников, таких как Иван Айвазовский , Егише Тадевосян и Вардгес Суренянц . Американский композитор армянского происхождения Алан Оганесс написал концерт под названием «Хримян Хайриг» в октябре 1944 года. По его собственным словам, «музыка была вдохновлена ​​портретом героического священника Хримяна Хайрига, который провел армянский народ через многие гонения». Композиция была впервые коммерчески записана в 1995 году Манхэттенским камерным оркестром под управлением Ричарда Олдона Кларка . [84] Школа в Ереване , столице Армении, основанная Хримяном в 1906 году и переименованная в честь 26 бакинских комиссаров , была переименована в его честь в 1989 году. в советский период [85]

Публикации

[ редактировать ]
Хримян Айрик близ Эчмиадзина , Иван Айвазовский , 1895, Национальная картинная галерея имени Айвазовского , Феодосия .

Хримян является автором очерков и книг. Его наиболее известные работы следующие: [9]

  • 1850: րրաւիրակ Արարատեան, Гравирак Араратян (созыватель Арарата): «стиховое эссе на классическом армянском языке, в котором он берет на себя роль проводника и ведет группу молодых людей через историю и географию прародины, превознося ее древнюю славу и изысканность. красоты в попытке привить молодому поколению любовь и страсть к родине». [9]
  • 1851 г.: րրաւիրակ երկրին աւետեաց, Хравирак еркрин аветиац (Призыватель к Земле Обетованной): «подобное стихотворное эссе, опубликованное после поездки в Святую Землю, в котором он ведет молодых людей в тур по святым местам, обучая их сути христианства как они идут». [9]
  • 1876: (Беседа на кресте Хачи чар )
  • 1876: Время и его тайна, Жаманак ев хорхурд юр (Время и его тайна)
  • 1876: семья ) Драхти энтаник ( Райская
  • 1878 г. Сирак и Самуэль, Сиракев Самуил . «Трактат о воспитании детей»
  • 1894 г. Дед и внук Папик ев торник (Дед и внук). Агоп Джек Хаджикян и др. считаю это своей лучшей работой. [9]
  • 1900 г. ( Тагаворац жогов Встреча королей)
  • 1901 год (Звуки сумерек Верджалуйси дзайнер ). сборник стихов

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также транслитерируется как Мкртич, Мгрдич, Мугердич, Мгердич и Хримян, Хримиан, Хримян, Хримян. Турецкий : Mıgırdıç Hrimyan [5] или Мгрдич Кырымян [6]
  2. ^ Также транслитерируется как Хайрик, Хайриг, Хайриг; классический: Крымский Отец; реформированный Хримян Айрик
  3. Хримиан, очевидно, принял этот суффикс. Оганес Туманян писал, что в 1896 году, после резни в Хамидиане , человек, потерявший в резне всю свою семью, пришел к Хримяну в Эчмиадзине, чтобы рассказать свою историю. Хримян в ответ сказал мужчине: «Ты потерял 20 сыновей, я потерял 20 тысяч и 20»; называя таким образом десятки тысяч армян, погибших в резне, своими «сыновьями». [73]
  4. ^ Народу армянской провинции были нужны дыхание и слова апостола, движение и живая работа революционера. Мы не ошибемся, если скажем, что величайший революционер среди нас — это Крымский Отец, как по его живым словам, так и по его действиям. [43]
  1. ^ «Католикос Всех Армян Мкртич А Ванеци» . treasury.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 января 2022 года. Автор: фотограф Гарегин Овсепян.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Костандян 2006 , с. 84–85.
  3. ^ Перейти обратно: а б Вартугян 1896 , с. 91.
  4. ^ Перейти обратно: а б Теккоюн 2011 , с. 53.
  5. ^ Сельчук Акшин Сомель. «Культурная модернизация османских армян, общественных школ и режима Абдулхамида» (PDF) (на турецком языке). Университет Сабанчи . п. 4. Интеллектуальным представителем этой провинциальной реакции был Мигдыч Гримян (1820–1907), священник, журналист и учитель из Вана.
    Челик, Юксель. «Армянский вопрос или анатолийская реформа в рамках иностранного вмешательства, восстаний и комитетизма» (на турецком языке). Университет Мармара . После этой предварительной подготовки они посетили Берлинский конгресс под председательством Мигдыча Хримяна Эфенди...
  6. ^ Хасан Джелаль Гюзель (2001). Армянская проблема от Османской империи до наших дней (на турецком языке). Новые публикации Türkiye. п. 403. ...армянские провинции, например, станут парламентом григорианской нации под руководством патриарха Мигирдича Кирымяна, избранного в 1869 году...
    Курдакул, Недждет (1976). От Османской империи до Ближнего Востока: Восточный вопрос с документами (на турецком языке). Публикации Дерги. ...Мыгирдич Кырымян Эфенди, считавший себя лидером армян по предложению британского консула...
  7. ^ Шеклян, Кристофер (2014). «Почитание святых, память о городе: армянские мемориальные практики и формирование общины в современном Стамбуле». В Агаджаняне, Александр (ред.). Армянское христианство сегодня: политика идентичности и популярная практика . Издательство Эшгейт. п. 162. ИСБН  978-1-4724-1271-3 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Восканян 2007 , с. 98.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2005). «Мкртыч Хримян (Айрик)». Наследие армянской литературы: с восемнадцатого века до наших дней . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 236–238. ISBN  978-0-8143-3221-4 .
  10. ^ Теккоюн 2011 , с. 51.
  11. ^ Перейти обратно: а б Паносян 2006 , с. 167.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Дердериан, Дзовинар (16 декабря 2014 г.). «Картирование Отечества: реформы Арцви Васпуракана через память о прошлом» . houshamadyan.org .
  13. ^ Восканян 2007 , с. 99.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Костандян, Э. (1981). «Мкртич I Ванский». Советско-армянская энциклопедия, том 7 (на армянском языке). стр. 641-642 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Восканян 2007 , с. 101.
  16. ^ Перейти обратно: а б Паносян 2006 , с. 168.
  17. ^ Восканян 2007 , с. 102.
  18. ^ Восканян 2007 , с. 103.
  19. ^ Восканян 2007 , стр. 103–104.
  20. ^ Восканян 2007 , с. 104.
  21. ^ Паносян 2006 , с. 70.
  22. ^ Теккоюн 2011 , с. 89.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Теккоюн 2011 , с. 52.
  24. ^ Миллер 2011 , с. 29.
  25. ^ Узбек 2012 , с. 792.
  26. ^ Херемян 1872 .
  27. ^ Солнечно 2015 , с. 61.
  28. ^ Паносян 2006 , с. 174.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1990 , стр. 428–429.
  30. ^ Вартугян 1896 , с. 80.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Зейднер, Роберт Ф. (1976). «Британия и возникновение армянского вопроса». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 7 (4): 473. doi : 10.1017/S002074380002465X . JSTOR   162505 . S2CID   161422809 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Паносян 2006 , с. 170.
  33. ^ Правительство Армении (2002 г.). «Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Армавирской области Республики Армения» (на армянском языке). Армянская правовая информационная система. Архивировано из оригинала 12 марта 2014 года.
  34. ^ Паносян 2006 , стр. 168–169.
  35. ^ Арнавудян, Эдди (30 декабря 2002 г.). «В защиту Армянского национально-освободительного движения» . groong.usc.edu . Университет Южной Калифорнии . Армянская новостная сеть / Грунг.
  36. ^ Теккоюн 2011 , с. 56.
  37. ^ Теккоюн 2011 , с. 96.
  38. ^ Теккоюн 2011 , с. 97.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и «Хримян Айрик» (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Костандян 2006 , с. 83.
  41. ^ Костандян 2006 , с. 84.
  42. ^ Восканян 2007 , с. 105.
  43. ^ Перейти обратно: а б «190-летие Хримяна Айрика» (PDF) . getronagan.k12.tr (на армянском языке). Стамбул: Армянская средняя школа Гетронаган . 2010.
  44. ^ Перейти обратно: а б Орманян 1912 , с. 238.
  45. ^ Вартугян 1896 , с. 86.
  46. ^ Вартугян 1896 , с. 90.
  47. ^ Костандян 2006 , с. 85.
  48. ^ Барретт, Дэвид Б.; Куриан, Джордж Томас; Джонсон, Тодд М. (2001). Всемирная христианская энциклопедия: сравнительный обзор церквей и религий в современном мире, Том 1 (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН  978-0-19-510318-2 .
  49. ^ Хьюсен 2001 , с. 259.
  50. ^ Ованнисян 1971 , с. 40.
  51. ^ Ованнисян 1971 , с. 41.
  52. ^ Адалян 2010 , с. 130.
  53. ^ «Церковь Святого Григория Просветителя» . hushardzan.am (на армянском языке). Государственная некоммерческая организация «Служба по охране исторической среды и культурных музеев-заповедников». года. Архивировано 13 мая 2015 2 января 2022 года. Церковь в 1903 году. освящен отцом Хримяном...
  54. ^ «Церкви Сурб Аствастатин в Гаваре 101 год» (на армянском языке). Арменпресс . 18 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 2 января 2022 года. Сурб Асцвацацин, материнская церковь и пресвитерия Гегаркуникской области, была освящена в 1905 году. Айрик Хримян отслужил первую литургию.
  55. ^ Нерсисян, М.Г. (1993). "Обращение католикоса М. Хримяна к Николаю II (1907) и другие архивные материалы по армянскому вопросу и армянскому добровольческому движению (1912-1915) об Армянском добровольческом движении (1912-1915)" . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1-2). 165–180. ISSN   0135-0536 .
  56. ^ Манджян, Х. (июль 2012 г.). «История картины: Хримян Айрик» . Ай Зинвор (на армянском языке). Министерство обороны Армении.
  57. ^ Бархударян, Владимир [на армянском языке] , изд. (2012). Учебник истории Армении «Новая эра» для общеобразовательных школ для 8-го класса (PDF) (на армянском языке). Ереван: Мьянма. п. 71. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  58. ^ Авакян, Арра С. (1998). «Ван». Армения: путешествие по истории . Электрический пресс. п. 20. ISBN  978-0-916919-24-5 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Блэквелл, Элис Стоун (1917). «Голос патриота». Армянские стихи . Бостон: Атлантическая полиграфическая компания. п. 201 .
  60. ^ Байрамян, Уильям (4 марта 2014 г.). «Железный ковш Хримяна Айрига» . Армянин . Огромный вклад Айрига в прогрессивный армянский интеллектуализм не может быть здесь адекватно обсужден.
  61. ^ Перейти обратно: а б Вартугян 1896 , с. 79.
  62. ^ Паносян 2006 , с. 141.
  63. ^ Теккоюн 2011 , с. 58.
  64. ^ Линч 1901 , стр. 236–237.
  65. ^ Адалян 2010 , стр. 446–447.
  66. ^ Рамет 1989 , с. 456.
  67. ^ Теккоюн 2011 , с. 54.
  68. ^ Паяслян 2007 , с. 119.
  69. ^ Перейти обратно: а б Паносян 2006 , с. 198.
  70. ^ Паяслян 2007 , стр. 121–122.
  71. ^ Арутюнян, В. (1983). «Меркуров Сергей [Меркуров Сергей]». Советско-армянская энциклопедия, том 9 (на армянском языке). Ереван. п. 494 . Первой маску М снял Хримян Айрикин (1907). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  72. ^ Онанян, Вардан (15 декабря 2010 г.). «Боец Золотого Крыла» . «Армян Таймс» (на армянском языке).
  73. ^ Туманян, Ованес (1985). «Два отца». Избранные произведения в 2-х томах (на армянском языке). Ереван: Советакан грог.
  74. ^ Атамян, Саркис (1955). Армянская община: историческое развитие социального и идеологического конфликта . Нью-Йорк: Философская библиотека . п. 84.
  75. ^ Калпакян, Джек В. (2006). «Хримян, Мкртич (1820–1907)». В Доменико, Рой П.; Хэнли, Марк Ю. (ред.). Энциклопедия современной христианской политики . Гринвуд. ISBN  978-0-313-32362-1 .
  76. ^ Теккоюн 2011 , с. 50.
  77. ^ Либаридиан, Джерард Дж. (2011). «Что было революционным в армянских революционных партиях в Османской империи?». В Суни, Рональд Г .; Гёчек, Фатма Мюге; Наймарк, Норман М. (ред.). Вопрос геноцида: армяне и турки в конце Османской империи: Армяне и турки в конце Османской империи . Издательство Оксфордского университета . п. 86. ИСБН  978-0-19-978104-1 .
  78. ^ Паносян 2006 , стр. 167–168.
  79. ^ Раффи (2000). Дурак: События последней русско-турецкой войны (1877–78) . Дональд Абкарян (переводчик). Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса . п. 218. ИСБН  978-0-9535191-8-7 .
  80. ^ Чолакян, Патрисия (2006). «Бегство из Вана: воспоминания пережившего Геноцид армян». В Броннере, Стивен Эрик; Томпсон, Майкл (ред.). Читатель Логоса: Рациональный радикализм и будущее политики . Университетское издательство Кентукки. п. 169. ИСБН  978-0-8131-9148-5 .
  81. ^ Ачарян, Грачья (1944). «Католикос-баптист Хримян [Католикос Мкртич Хримян]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 1 (4–5). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 15-19.
  82. ^ «____». Миссионерский вестник . 87 . Бостон. 1891.
  83. ^ Исаакян, Аветик (1945). «Хримян Айрик (Воспоминания) [Хримян Айрик (Воспоминания)]» . Эчмиадзин (на армянском языке) (5). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 38–42.
  84. ^ Фуджихара Хованесс, Хинако. «Алан Хованесс (1911–2000): Хримян Хайриг • Концерт для гитары • Симфония № 60 «К Аппалачам» » . Наксос Рекордс .
  85. ^ «Школы, подчиненные мэрии Еревана» . yerevan.am . Мэрия Еревана.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Религиозные титулы
Предшественник Армянский Патриарх Константинополя
1869–1873
Преемник
Предшественник Католикос Первопрестольного Святого Эчмиадзина и всех армян
1892–1907
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c27f7a42a1ea4eef762b4a879351905c__1721496120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/5c/c27f7a42a1ea4eef762b4a879351905c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mkrtich Khrimian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)