Шахан Натали
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2021 г. ) |
Шахан Натали | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Акоп Дер Акопян 14 июля 1884 г. Харперт, Османская империя |
Умер | 19 апреля 1983 г. Уотертаун, Массачусетс , США | (98 лет)
Место отдыха | Кладбище Маунт-Оберн , Кембридж, Массачусетс , США |
Национальность | Армянский |
Другие имена | Джон Махи |
Заметная работа | Турки и мы (1928) |
Политическая партия | никто |
Шахан Натали ( армянский : Շահան Նաթալի ; 14 июля 1884 — 19 апреля 1983) была армянским писателем и политическим активистом, который был главным организатором операции «Немезида» , кампании мести чиновникам бывшей Османской империи , организовавшим геноцид армян. во время Первой мировой войны . [1] Первоначально он был членом Армянской революционной федерации , но позже покинул партию из-за разногласий относительно ее политики в отношении Турции . Из его сочинений по армянской национальной философии его эссе «Турки и мы» наиболее известно . [2] Главный аргумент сочинений Натали заключается в том, что армянам невозможно прийти к какому-либо взаимопониманию с турками, которых он считал главным врагом армян, не говоря уже о сотрудничестве с Турцией против Советского Союза . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шахан Натали родилась Акоп Дер Агопян ( армянский : Յակոբ Տէր Յակոբեան ) 14 июля 1884 года в деревне Гусейниг (ныне часть Элязыга ), в вилайете Мамурет-уль-Азиз , также известном как вилайет Харберд (современный вилайет Харберд). день провинции Элязыг ), Османской империи . Он был единственным сыном в семье из семи человек и четырех сестер.
Начальное образование он получил в местной армянской школе. Его отец, дядя по материнской линии и многие другие родственники были убиты в начале Хамидианской резни 1895 года . Агопа, которому тогда было 11 лет, разлучили со своей семьей и забрала соседняя греческая семья, которая скрывала его три дня. Позже он воссоединился с выжившими членами своей семьи. Он застал свою мать оплакивающей безжизненное тело отца, которое они похоронили вместе. Это произвело глубокое впечатление на молодого Агопа.
Год проучился в Евфратском училище в Харберде . Вместе с другими сиротами его затем отправили в приют Святого Иакова в Константинополе . Богатый армянский торговец коврами, живущий в Нью-Йорке, спонсировал его обучение в знаменитой Берберийской школе , где он учился до 1900 года. Он взял псевдоним Шахан в честь сына основателя и директора школы Ретеоса Берберяна .
В 1901 году он вернулся в родной Гусейниг, где в течение трех лет был учителем армянской приходской школы церкви Св. Варвары. Тем временем он изучал провинциальный диалект Харберда, за что получил особую награду на Патриарха Матфея II Измирляна литературном конкурсе .
В 1904 году он вступил в Армянскую революционную федерацию (АРФ) в Харберде и иммигрировал на восток США, где три года проработал чернорабочим на обувной фабрике в Уотертауне, штат Массачусетс .
В 1908 году, после провозглашения Османской конституции , он вернулся в свой дом в Гусейниге. Однако его пребывание было недолгим, поскольку резня в Адане в 1909 году снова вынудила его покинуть страну в Америке.
Образование и политическая жизнь
[ редактировать ]С 1910 по 1912 год Натали посещала Бостонский университет изучала английскую литературу , философию и театр , где в качестве специального студента . В 1912 году он решил вернуться на родину в Османскую империю, но по пути туда его отправили обратно в США, так как власти Греции не пропустили его, считая гражданином вражеской страны.
Вернувшись в США, Натали стала активным членом Армянской революционной федерации. Он работал в редакции партийной газеты «Хайреник» с 1915 по 1917 год и был избран в Центральный комитет партии США. Недовольный тем, как развивалась АРФД, он позже вышел из партии. Он стал гражданином Соединенных Штатов 23 марта 1915 года и принял официальное имя «Джон Мэхи» в 1923 году.
Отношения с АРФ и операцией «Немезида»
[ редактировать ]С 27 сентября до конца октября 1919 года в Ереване собирался 9-й Всеобщий съезд Армянской революционной федерации . Шахан Натали участвовала в качестве делегата округа США. Возмездие тем, кто несет ответственность за геноцид армян, было одним из вопросов повестки дня Конгресса. Шахан Натали была потрясена, когда некоторые делегаты выразили свое несогласие с этой политикой. Противники возмездия утверждали, что вновь созданная Армянская Республика нуждается в дружбе Турции. Вопреки громким возражениям многих делегатов Восточной Армении, АРФД приняла решение в пользу ответных мер. Принято считать, что на этом совещании была организована оперативная группа, ответственная за исполнение возмездия. Шахан Натали была главным мотиватором и организатором этой небольшой группы.
В самых конспиративных условиях была организована работа по ликвидации главных виновников геноцида и проведены предварительные мероприятия (наблюдение, сбор и транспортировка оружия и т.д.). «Черный список» преступников состоял примерно из 200 имен. Исполнители геноцида армян перебрались в Берлин , Рим , Баку , Тбилиси и другие города. Для Шахан Натали основной целью был Талаат-паша , которого Шахан называл «Номер один». Миссия была поручена Согомону Тейлеряну .
Две главы, описывающие роль Натали в убийстве Талаата, отсутствуют в вышеупомянутой публикации Найири . Их снял Симон Врацян лидер АРФД .
Мстители казнили также нескольких армянских шпионов и предателей, которые, додав на своих родственников турецким властям, были ответственны за их смерть.
Бюро АРФД было против этих убийств, поскольку они препятствовали его попыткам сотрудничества с азербайджанскими и турецкими активистами для восстановления контроля после изгнания с родины в результате советизации Армении . Сообщается, что ему удалось положить конец кампании. Впоследствии, когда убийство турок оказалось «выгодным» для оживления партийных рядов, Бюро, не колеблясь, отдало должное только себе.
Протурецкие предложения противоречили убеждению Натали в том, что «кроме турка у армян нет врагов, и месть армян справедлива и богоугодна». С обеих сторон существовали глубокие разногласия, но еще не дошли до раскола внутри АРФД.
В 1924 году в Париже состоялся X Генеральный конгресс АРФД. Новым членом бюро была избрана Шаан Натали наряду с Шаваршем Мисакяном, Рубеном Тер Минасяном и Аршаком Джамаляном . Он стремился изменить протурецкую ориентацию партии, но потерпел неудачу из-за противодействия тройки.
В 1925 году группа националистов-революционеров обратилась в Бюро с просьбой установить связи с советской властью, чтобы попытаться найти пути помощи Родине. Руководство затянуло с рассмотрением и ответом на этот вопрос.
Внутренняя борьба стала очевидной в 1928 году. «Азадамар» («Борьба за свободу») был опубликован под редакцией Хайга Кнтуни и Шахан Натали в Париже в 1928–1929 годах как выражение возмущения ориентацией партийного руководства. Шахан Натали так определила движение «Борец за свободу»: «В Ереване в 1919 году во время 9-го Генерального конгресса Федерации многие памятники должны были быть разрушены, а статуи должны были разрушиться внутри невинных и чистых душ... На глазах «Свободы» Борцы», Революционная Федерация не только ужасно трансформировалась, но и становилась соучастником Армянской Революции. Федерация не только в лице своего руководства отрицала Федерацию, но и хамским выражением своего традиционного феодализма, оно взяло на себя право объединиться с турками и устроить заговор против армянской революции».
Чтобы предотвратить вероятную победу «борцов за свободу» на предстоящем 11-м Всеобщем конгрессе (27 марта — 2 мая 1929 г.), накануне заседания Бюро начало «кампанию зачистки». Первой из партии исключили члена Бюро Шахан Натали. Шахан Натали написала о своем исключении из партии следующее: «С Шаханом снова началось то, что началось с Антранига ». [ нужна ссылка ] Вслед за Натали из партии были исключены еще несколько членов АРФД. В знак протеста против этой «чистки» Бюро подали в отставку и некоторые члены ЦК АРФД Франции.
После прекращения издания «Азадамара» свергнутые революционеры Франции учредили газету «Мардгоц» («Бастион»), выходившую раз в два месяца, под редакцией Месроба Куюмджяна и Мгрдича Ерицианца. Вопреки распространенному мнению, Шахан Натали не основал и не возглавил движение «Бастион», поскольку в это время он вернулся в Америку. Он узнал об этом движении, прочитав газету « Мардготс» , и признал это реконструктивистское движение. В номерах «Мардготс» публикуются статьи Шахана «Кто кого вытесняет?», «Мое и твое», «Прокляни, но слушай», «Я неопытен». [ нужна ссылка ]
Генералы Дро и Гарегин Нжде приехали в Париж с целью разрядить раскол внутри партии, но им это не удалось. Постепенно осознав свою неспособность контролировать расширяющееся движение, Бюро переместило свою штаб-квартиру из Парижа в Каир.
Однако движение «Бастион» подверглось нападению изнутри. Раскрыто сотрудничество редактора Месроба Куюмджяна с советской секретной службой. Шахан Натали поехала в Париж, чтобы предотвратить распад движения. Революционеры, сохранившие верность группе «Бастион», в 1934 году основали в Париже Западноармянский освободительный альянс и начали издавать еженедельник «Амроц» («Крепость»). Членов Альянса беспощадно преследовали убийцы, подосланные Бюро АРФД спецслужбами зарубежных стран, которые хотели видеть в АРФД антисоветский инструмент в своих руках. Шахан Натали перевезла «Амроц» в Афины, где он издавался с 1936 по 1937 год. Туда прибыли убийцы, посланные бюро АРФД, и убили многих членов движения.
Атмосфера надвигающейся войны в Европе и убийств по приказу Бюро мало-помалу разъедали движение «Амроц».
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Накануне Второй мировой войны Шаан вернулся в Америку и, озлобленный армянской политической жизнью, занялся общественной деятельностью в Армянском всеобщем благотворительном союзе (AGBU). С 1943 по 1953 год он был секретарем окружного офиса в Новой Англии.
В 1963 году, впервые после советской аннексии Армении, он посетил свою родину.
С 1960-х годов Шахан Натали предпочитала молчать и вела затворнический образ жизни. Он умер в своем доме в Уотертауне, штат Массачусетс, 19 апреля 1983 года в возрасте 98 лет. Он был похоронен на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже , позже к нему присоединилась его 57-летняя жена Анжель.
Его бюст установлен в Горисе . [4]
Опубликованные работы
[ редактировать ]Рассказы, стихи и пьесы
[ редактировать ]- Из жертв закона и общества ( Оренкиев ëngerutyan zoheren , «Из жертв закона и общества»). Бостон: Хайреник, 1909. 63 страницы. Короткие рассказы.
- Облака ( Янтарь , «Облака»). Бостон: Хайреник, 1909. Стихи.
- Искупительные песни ( Кавутян еркер , «Искупительные песни»). Бостон: Хайреник, 1915. 31 стр. Стихи.
- Песни о любви и ненависти ( Серьев аделутян еркер , «Песни о любви и ненависти»). Бостон: Хайреник, 1915. 165 с. Стихи с предисловием Гранда Назарианца .
- Евангелие мести ( Врежи аведаран , «Евангелие мести»). Нью-Йорк. Армения, 1918. 39 страниц. Стихи.
- Аслан Бек («Аслан Бек»). Бостон: Хайреник, 1918. 62 страницы. Трагедия в трёх действиях.
- rest ( Кези , «Тебе»). Бостон: 1920. 116 страниц. Стихи написаны начиная с 1904 года.
Национально-политические произведения
[ редактировать ]- Тюркизм от Ангоры до Баку и турецкая ориентация ( Turkizmë Ankorayen Pakuev Trkagan Orientasion , «Тюркизм от Ангоры до Баку и турецкая ориентация»). Афины: Нор Ор, 1928. 172 страницы.
- Туркерев Менк , «Турки и мы». Афины: Нор Ор, 1928. 70 страниц. Второе издание, Бостон, 1931 г. 93 страницы.
- , «От Александропольского договора до кавказских мятежей Алексантраболи Ташнакрен 1930-х и Говгасян Абстампутюннерэ 1930 года». Тома 1 и 2: Марсель. Арабское издательство, 1934–35.
- Ереванское соглашение ( Еревани Хамацайнакире , «Ереванское соглашение»). Бостон: 1941. 112 страниц.
- Книга Посвящения и Возмещения ( Кирк мадуцман ев хадуцман , «Книга Посвящения и Возмещения»). Бейрут: Издательство Онибар, 1949 г. (первое издание). 160 страниц. Бейрут: Издательство Аздарар, 1954 г. (второе издание). 134 страницы. Содержание:
- Айсбес Спанецк , «Как мы убивали»;
- Хавелвадз . , Приложение, иллюстрированное
- Как и почему Александропольского договора» Верстин Хавелвадз: Алексантраболи Ташнакри «Инчбесн у инчун» , «Дополнение – ). Бостон: Байкар, 1955. 144 страницы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Око за око», Тессы Хофманн , в «Портретах надежды: армяне в современном мире» Хуберты фон Восс. Книги Бергана, 2007, стр. 296. ISBN 978-1-84545-257-5
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (2003). Взгляд назад, движение вперед: борьба с Геноцидом армян . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 165. ИСБН 0-7658-0196-5 .
- ^ Санджян, А. (1996). «Шахан Натали» . В Худавердян, Костадин (ред.). Айкакан Харц`Ханрагитаран [ Энциклопедия армянского вопроса ] (на армянском языке). Ереван: Айкакан ханрагитаран хратаракчутьюн. п. 361.
- ↑ В Горисе открыт памятник Шахан Натали.
- Генерал Андраник и армянское революционное движение , доктор Антраниг Чалабян, 1988, с. 513
- Энциклопедия литературы, Vol. 1, Джозеф Т. Шипли, 2007, с. 62
Внешние ссылки
[ редактировать ]- THE SHAHAN NATALIE FAMILY FOUNDATION, INC. Архивировано 14 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- 1884 рождения
- 1983 смертей
- Армяноязычные писатели
- Выпускники Бостонского университета
- Американцы армянского происхождения
- Армяне из Османской империи
- Эмигранты из Османской империи в США
- Похороны на кладбище Маунт-Оберн
- Американские писатели
- Жители провинции Элязыг
- Выжившие после резни в Хамидиане
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Операция Немезида
- Армянские революционеры
- Армянские социалисты
- Армянские националисты
- Печатные журналисты