Раффи (писатель)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на армянском языке . (сентябрь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Раффи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1835 Паяджук , Каджар Иран |
Умер | 25 апреля 1888 г. (53 года) Тифлис , Российская империя (ныне Тбилиси , Грузия) |
Занятие | писатель , поэт , прозаик , эссеист |
Национальность | Армянский |
Супруг | Анна Ормуз |
Акоп Мелик Акопян ( армянский : Յաֆֆի литературе и армянский века писатель фигура в ) — ведущая XIX армянской . Его считают одним из самых влиятельных и популярных современных армянских авторов. Его произведения, особенно исторические романы, сыграли важную роль в развитии современного армянского национализма . Ара Балиозян назвал его «величайшим писателем Армении XIX века». [1]
Биография
[ редактировать ]
Раффи родился в 1835 году в деревне Паяджук округа Салмас на северо-западе Ирана . [2] Он был старшим сыном из тринадцати детей в семье потомственных армянских шляхтичей ( меликов ) . [3] Его отец, Мелик Мирза, был богатым купцом. [2] [3] Свое образование он начал в местной школе, которой руководил священник отец Теодик, которого он позже изобразит в своем романе «Кайтсер» («Искры»). [3] В 12 лет отец отправил его в Тифлис (Тбилиси), в то время крупный центр интеллектуальной жизни Армении, для продолжения среднего образования в школе-интернате под руководством армянского учителя Карапета Белахянца. [2] В 1852 году он поступил в Русскую государственную гимназию в Тифлисе. [2] За четыре года обучения там Раффи познакомился с русскими и другими европейскими авторами, которые оказали на него влияние, такими как Шиллер и Виктор Гюго , чьи работы он читал через русские публикации и армянские переводы мхитаристов . [2] [4]
Раффи не смог продолжить образование из-за финансовых трудностей своей семьи и покинул гимназию, не окончив ее. [4] Он вернулся в родную деревню в 1856 году, чтобы помочь в семейном бизнесе. [2] В 1857–58 он много путешествовал по армянонаселенным провинциям Ирана и Османской империи, собирая сведения об условиях жизни в армянских селах, географии региона, исторической памяти населения. [2] Он совершил поездку в Тарон , Ван , Ахтамар и Варагаванк , где встретился с будущим Католикосом Всех Армян Мкртичем Хримяном . [3] Во время своих путешествий Раффи воочию увидел притеснения армянских крестьян и коррумпированность их лидеров. [3] Информация и впечатления, полученные Раффи во время путешествий, впоследствии послужили материалом для его литературных произведений. [2] [3]
Раффи начал свою писательскую карьеру в 1860 году, опубликовав свою первую работу в газете «Хюсисап'айл» («Северное сияние»). [5] Раффи женился на Анне Ормуз , ассирийке , в 1863 году и переехал в Тифлис в 1868 году. [3] Примерно в это же время Раффи был вынужден взять под свой контроль обанкротившийся семейный бизнес, но не смог спасти его от банкротства. [3] Раффи часто находился в тяжелом финансовом положении и постоянно писал, чтобы поддержать жену и двоих детей, а также мать и многих сестер. [1] [3] пригласил его Положение Раффи несколько улучшилось после 1872 года, когда Григор Арцруни в штат газеты «Мшак» («Тиллер»), где впервые были напечатаны его романы. [5] [3] Вскоре он стал самым популярным и активным писателем Мшака , получив широкое признание своими свежими идеями, обращением к актуальным вопросам современной армянской жизни, изысканным языком и ярким стилем. [3] [2] Помимо художественных произведений, Раффи также писал рассказы о путешествиях и статьи. [2] Именно в это время он начал использовать псевдоним Раффи, происходящий от арабского имени . [3] [6] Раффи также несколько лет работал учителем в армянских школах в Тебризе (1875–77) и Агулисе (1877–79), но не смог продолжать выполнять эту роль из-за противодействия консерваторов его роману «Гарем» , где он критиковал традиционные традиции. восточное общество. [2] [3] Раффи вернулся в Тифлис, где оставался до конца своей жизни и писал постоянно. [2] В 1884 году он рассорился с Григором Арцруни и вместо этого начал писать для еженедельника « Ардзаганк» («Эхо»). [3]
Раффи умер 25 апреля 1888 года в Тифлисе. [2] На его похоронную процессию пришли тысячи людей. [3] Похоронен на кладбище Армянской церкви Святой Богородицы, ныне пантеона Ходживанк в Тбилиси , где Ованнес Туманян , Габриэль Сундукян , Газарос Агаян также похоронены и Григор Арцруни. Вдова Раффи Анна и двое сыновей, Арам и Аршак, позже эмигрировали в Лондон . [7]

Просмотры
[ редактировать ]Раффи был романтическим националистом, который считал патриотизм и защиту родины долгом каждого человека. [1] Его работы подчеркивают концепцию национального единства, стремятся просвещать людей и наполнять их патриотическими чувствами. [2] [4] Как и его предшественник Хачатур Абовян , Раффи желал единства армян Ирана, России и Османской империи в борьбе против иностранного господства. [1] Он никогда открыто не призывал к вооруженной революции, но пропагандировал вооруженную самооборону «как наиболее достойное и законное право человека». [8]
Раффи рассматривал поведение и характер человека как продукт окружающей его среды и условий жизни. [9] Он считал образование и просвещение важнейшими инструментами прогресса и реформирования общества. [9] Во сне, увиденном главным героем его романа «Дурак» , он представляет будущую Армению как единую, мирную, независимую страну с представительным правительством и социализацией ключевых отраслей промышленности, где соседи армян, курды , были «цивилизованными и ассимилировался». [10] [11]
Раффи не одобрял все религии и считал христианство, в частности, «пассивной» религией, которая сделала армянский народ слабым и беззащитным. [9] [11] Через одного из персонажей своей повести Джалаледдин он сетовал на то, что армяне использовали свои ресурсы на монастыри и церкви вместо крепостей и оружия. [11] [12] Он крайне критично относился к духовенству, которое в своих произведениях изображает мракобесом и паразитом. [9] Он также критиковал тех, кто разжигал межконфессиональные разногласия между апостольскими и католическими армянами . [13] Он выступал за светскую концепцию армянской государственности на основе языка и общего происхождения, а не религии. [13]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Воздействие широко читаемых патриотических произведений Раффи было мощным и непосредственным. Говорят, что машинистка романа Раффи «Дурак» сразу после выполнения своего задания отправилась в ряды партизан в Османской Армении. [14] По словам Вахе Ошагана , Раффи стал «идейным отцом армянских революционных движений», применив к армянам «идеи просвещения и политического пробуждения». [15] а Луиза Налбандян пишет, что произведения Раффи «служили руководством для организованных революционных действий». [16] Хотя Раффи призывал к самообороне, а не к вооруженной революции, его работы, как и работы Микаела Налбандяна , Рафаэля Патканяна и других, послужили источником вдохновения для армянских революционных партий. [16] Симон Врацян , видный лидер Армянской революционной федерации , вспоминает в своих мемуарах, что он присоединился к этой политической партии еще подростком отчасти потому, что считал, что Раффи был членом партии (Раффи умер за несколько лет до основания партии). ). [17]
школа и улица в Ереване , Армения Именем Раффи названы .
Избранные работы
[ редактировать ]- Салби ( Salbi , написано 1855-1874, опубликовано посмертно 1911) [18]
- Гарем ( Հարեմ , первая часть опубликована в 1874 году, вторая часть опубликована посмертно в 1891 году); [19] Английский перевод: Гарем (2020) [20]
- Джалаледдин ( Jalaleddin , сериализовано 1878 г., отдельная публикация 1884 г.); [21] Английские переводы: Джелаледдин (1906), [22] Джалаледдин (2006), [23] Джалаледдин: изображение его вторжения (2019) [24]
- Хентэ ( Khent , сериализовано 1880 г., отдельное издание 1881 г.); [25] Английские переводы: Дурак (1950, [26] 2000, [27] 2020) [28]
- Давид Бек ( Давит Бек , сериал 1880-81, отдельная публикация 1882) [29]
- Хамсаи меликутьюннер ( ; «Меликства Хамсы», 1882) [30] Английский перевод: Пять меликств Карабаха (2010) [31] – научно-популярное произведение об истории меликства Карабаха.
- Воски ак'агах ( «Золотой петух» , сериал 1879 г., отдельное издание 1882 г.); [32] Английские переводы: Золотой петух (1908–09, [26] 2008) [33]
- Хачагоги хишатакаранэ ( Дневник крестоносца , 1883–84) [22]
- Кайзер ( «Искры» ), 2 т., 1883—1887); Английский перевод: Огненные искры (1893–94) [22]
- Самвел ( Самуэль , сериал 1886-87, отдельное издание 1888); [34] Английский перевод: Сэмюэл (1948–1951). [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Срок действия 1980 г. , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Саринян 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хачикян и др. 2005 , стр. 345–346.
- ^ Перейти обратно: а б с Паносян 2006 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Налбандян 1975 , с. 64.
- ^ Ачарян 1948 .
- ^ Григорян 2015 .
- ^ Бардакджян 2000 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бардакджян 2000 , с. 145.
- ^ Налбандян 1975 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Срок действия 1980 г. , с. 63.
- ^ Паносян 2006 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2002 , с. 78.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 86.
- ^ Паносян 2006 , стр. 144–145.
- ^ Перейти обратно: а б Налбандян 1975 , с. 63.
- ^ Ованнисян 1969 , с. 196.
- ^ Раффи 1962a , стр. 571–578.
- ^ Раффи 1962a , стр. 578–580.
- ^ Раффи 2020a .
- ^ Раффи 1962b , с. 509.
- ^ Перейти обратно: а б с Бардакджян 2000 , с. 473.
- ^ Раффи 2006 .
- ^ Раффи 2019 .
- ^ Раффи 1962b , с. 510.
- ^ Перейти обратно: а б с Бардакджян 2000 , с. 474.
- ^ Раффи 2000 .
- ^ Раффи 2020b .
- ^ Раффи 1963 , с. 557.
- ^ Раффи 1964 , с. 641.
- ^ Раффи 2010 .
- ^ Раффи 1962b , с. 512.
- ^ Раффи 2008 .
- ^ Петросян 1959 , стр. 81–84.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарян, Грачья (1948). «Раффи». Айоц изнанунери баараран [ Словарь армянских имен ] (на армянском языке). Том. IV. Ереван: Петакан хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 315 .
- Асланян, Себух (2002). «История дисперсии и полицентрическая нация: роль гирка или кочи партавчара Симеона Ереванци в национальном возрождении XVIII века» . Базмавеп . 160 (1–4): 5–81.
- Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура . Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. ISBN 0-933706-21-9 .
- Бардакджян, Кеворк Б. (2000). Справочник по современной армянской литературе 1500–1920 годов: с вводной историей . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 9780814327470 .
- Григорян, Вардан (8 августа 2015 г.). «Раффи кной ев ординери масин» [О жене и сыновьях Раффи]. Alikonline.ir (на армянском языке). Архивировано из оригинала 25 февраля 2023 года.
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2005). Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до современности . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 0-8143-3221-8 .
- Ованнисян, Ричард Г. (1969). «Симон Врацян и армянский национализм». Ближневосточные исследования . 5 (3): 192–220. дои : 10.1080/00263206908700129 . JSTOR 4282291 .
- Налбандян, Луиза (1975). Армянское революционное движение (3-е переиздание). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-00914-2 .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231139267 .
- Петросян, Егише (1959). Раффи: кянке ев горцунеутьюне [ Раффи: жизнь и творчество ] (PDF) (на армянском языке). Ереван: Айпетрат. OCLC 573656871 .
- Раффи (1962а). Эркери жоговацу [ Собрание сочинений ]. Том. 1. Ереван: Айпетрат.
- ——— (1962б). Эркери жоговацу [ Собрание сочинений ]. Том 3. Ереван: Айпетрат.
- ——— (1963). Эркери жоговацу [ Собрание сочинений ]. Том. 6. Ереван: Айпетрат.
- ——— (1964). Эркери жоговацу [ Собрание сочинений ]. Том. 10. Ереван: Айпетрат.
- ——— (2006). Джалаледдин . Перевод Абкаряна, Дональда. Лондон: Тадерон Пресс. ISBN 978-1-903656-62-4 .
- ——— (2019). Джалаледдин: изображение его вторжения . Перевод Макфарлейна, Кимберли; Милоян, Бейон. Софеновые книги. ISBN 978-1-925937-00-8 .
- ——— (7 июля 2020 г.). Гарем . Перевод Макфарлейна, Кимберли; Милоян, Бейон. Софеновые книги. ISBN 978-1-925937-29-9 .
- ——— (2010). Пять меликств Карабаха (1600–1827) . Перевод Мелконяна Ара Степана. Лондон: Тадерон Пресс. ISBN 978-1-903656-57-0 .
- ——— (2000). Дурак . Перевод Абкаряна, Дональда. Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса. ISBN 978-0-953519-18-7 .
- ——— (17 ноября 2020 г.). Дурак . Перевод Макфарлейна, Кимберли; Милоян, Бейон. Софеновые книги. ISBN 978-1-925937-40-4 .
- ——— (2008). Золотой Петух . Перевод Абкаряна, Дональда. Лондон: Тадерон Пресс. ISBN 978-1-903656-77-8 .
- Саринян, С. (1986). «Раффи». В Арзуманяне, Макич (ред.). Айкакан советакан ханрагитаран [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 12. Ереван. стр. 135 –136.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Менешян, Мурад А. (2010). Раффи: Пророк из Паяджука Монтерей, Калифорния: Издательство Mayreni. ISBN 9781931834339 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Раффи или о нем в Internet Archive
- Раффи в Армениипедии
- Раффи: Биографический очерк, Давид Аракелян, Асбарез, 24 апреля 2023 г.
- Полный английский перевод Джейн С. Вингейт самой известной книги Раффи « Хент» .
- Биография и творчество Раффи
- Биография Раффи
- Работы Раффи в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1835 рождений
- 1888 смертей
- Армянские поэты XIX века.
- Поэты Российской Империи.
- Иранские эмигранты в Российской империи
- Армянский народ из Российской Империи
- Персидские армяне
- Иранские поэты XIX века.
- Люди из Салмаса
- Похороны в Армянском пантеоне Тбилиси
- Писатели-мужчины XIX века
- Армянские поэты-мужчины