Иранские армяне
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на армянском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на персидском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 70 000–500 000 [1] [2] [3] [4] [5] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Религия | |
Преимущественно |
Часть серии о |
Армяне |
---|
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Иранские армяне ( армянский : իրանահայեր , латинизированный : iranahayer ; персидский : ایرانی های ارمنی ), также известные как персидские армяне ( армянский : պարսկահայեր , латинизированный : parskahayer ; персидский : ارامنه فارس ), иранцы армянской национальности , которые, возможно, говорят по-армянски как свои первые язык. По оценкам, их число в Иране колеблется от 70 000 до 500 000. Районы с высокой их концентрацией включают Тебриз , Тегеран , Салмас и Новую Джульфу , Исфахан .
Армяне тысячелетиями жили на территории современного Ирана. Многие из старейших армянских церквей, монастырей и часовен находятся в Иране . Иранская Армения (1502–1828 гг.) , включающая в себя территорию нынешней Армянской Республики , была частью Каджарского Ирана до 1828 года. До начала 20-го века в Иране проживало одно из крупнейших армянских поселений в мире, наряду с соседней Османской империей. век.
Армяне были влиятельными и активными в модернизации Ирана в 19 и 20 веках. После иранской революции многие армяне эмигрировали в армянские диаспоры Северной Америки и Западной Европы . Ирана Сегодня армяне являются крупнейшим христианским религиозным меньшинством .
История
[ редактировать ]Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
всегда было много взаимодействия Со времен античности между древней Арменией и Персией . Армянский народ входит в число коренных этнических групп северо-западного Ирана, имеющих там тысячелетнюю историю. Этот регион (или его части) много раз в истории входил в состав исторической Армении . Этими историческими армянскими регионами, которые в настоящее время включают Иранский Азербайджан, являются Нор Ширакан , Васпуракан и Пайтакаран . Многие из старейших в мире армянских часовен, монастырей и церквей расположены в этом регионе Ирана.
В Бехистунской надписи 515 г. до н.э. Дарий Великий косвенно подтвердил, что Урарту и Армения являются синонимами при описании своих завоеваний. Армения на долгое время стала сатрапией Ахеменидов, и отношения между армянами и персами были теплыми.
Культурные связи между армянами и персами восходят к зороастрийским временам. До III века ни один другой сосед не имел такого большого влияния на армянскую жизнь и культуру, как Парфия . У них были общие религиозные и культурные особенности, и смешанные браки среди парфянской и армянской знати были обычным явлением. Еще двенадцать веков Армения находилась под прямым или косвенным правлением персов. [6]
В 11 веке сельджуки выгнали тысячи армян в Иран, где некоторые были проданы в рабство, а другие работали ремесленниками и торговцами. После монгольского вторжения в Персию и Месопотамию в 13 веке многие армянские купцы и художники поселились в Иране, в городах, которые когда-то были частью исторической Армении, таких как Хой , Салмас , Маку , Мараге , Урмия и особенно Тебриз . [7]
От раннего Нового до позднего Нового времени
[ редактировать ]Хотя армяне имеют долгую историю взаимодействия и расселения с Персией/Ираном и в пределах современных границ страны, армянская община Ирана возникла при Сефевидах . В 16 веке Османская империя и Сефевидский Иран разделили Армению. С начала 16 века как Западная , так и Восточная Армения иранских попали под власть Сефевидов . [8] [9] Из-за многовекового турецко-иранского геополитического соперничества, которое длилось в Западной Азии , значительные части региона часто велись войной между двумя соперничающими империями. С середины 16 века с Амасийским миром и, в решающей степени, с первой половины 17 века с Зухабским договором до первой половины 19 века . [10] Восточная Армения находилась под властью сменявших друг друга иранских империй Сефевидов, Афшаридов и Каджаров , тогда как Западная Армения оставалась под властью Османской империи. С 1604 года Аббас I из Ирана проводил в регионе политику выжженной земли , чтобы защитить свою северо-западную границу от любых вторжений османских войск, политику, которая включала насильственное переселение масс армян за пределы их родины. [11]
Шах Аббас переселил около 500 000 армян со своих армянских земель во время османско-сефевидской войны 1603–1618 гг. [11] в район Исфахана под названием Новая Джульфа , который был создан как армянский квартал, и в деревни, окружающие Исфахан. Иран быстро признал ловкость армян в торговле. Сообщество стало активным участником культурного и экономического развития Ирана. [12]
Бурвари ( арм . Բուրւարի ) — совокупность деревень в Иране между городом Хомейн ( провинция Маркази ) и Алигударзом ( провинция Лорестан ). В основном он был населен армянами, которые были насильственно депортированы в этот регион шахом Аббасом из Персидской империи Сефевидов во время того же периода в рамках масштабной политики Аббаса по переселению на выжженную землю внутри империи. [13] Деревнями, населенными армянами в Бурвари, были Дехно, Хорзенд, Фараджабад, Бахманабад и Сангесфид.
Потеря Восточной Армении
[ редактировать ]С конца 18 века Императорская Россия перешла на более агрессивную геополитическую позицию по отношению к двум своим соседям и соперникам на юге, а именно Ирану и Османской империи. В результате Гюлистанского договора (1813 г.) Каджарский Иран был вынужден безвозвратно уступить часть своих территорий на Кавказе, включая современную Восточную Грузию , Дагестан и большую часть Азербайджанской Республики . По Туркменчайскому договору (1828 г.) Каджарский Иран должен был уступить остальную часть своих кавказских территорий, включая современную Армению и оставшуюся часть современной Азербайджанской Республики. [14] Уступка территории современной Армении (Восточной Армении в целом) в 1828 году привела к тому, что большое количество армян попало под власть русских. Таким образом, Иранская Армения была вытеснена Российской Арменией .
Туркменчайский договор далее предусматривал, что царь имел право поощрять переселение армян из Ирана в недавно созданную российскую Армению. [15] [16] Это привело к большому демографическому сдвигу; многие иранские армяне последовали этому призыву, а многие мусульмане Кавказа мигрировали в сам Иран.
До середины четырнадцатого века армяне составляли большинство в Восточной Армении . [17] В конце четырнадцатого века, после походов Тимура , ислам стал доминирующей религией, а армяне стали меньшинством в Восточной Армении. [17] После российского вторжения в Иран и последующей потери территорий мусульмане ( персы , тюркоязычные и курды ) составляли около 80% населения иранской Армении , тогда как армяне- христиане составляли меньшинство около 20%. [18]
После того, как российская администрация завладела иранской Арменией, этнический состав изменился, и, таким образом, впервые за более чем четыре столетия этнические армяне снова начали составлять большинство в одной части исторической Армении. [19] Новая российская администрация поощряла переселение этнических армян из Ирана и Османской Турции . Около 35 000 мусульман из более чем 100 000 эмигрировали из региона, а около 57 000 армян из собственно Ирана и Турции прибыли после 1828 года. [20] (см. также Русско-турецкая война 1828–1829 гг .). В результате к 1832 году численность этнических армян сравнялась с численностью мусульман. [18] Лишь после Крымской войны и русско-турецкой войны 1877–1878 годов , которые привели к новому притоку турецких армян, этнические армяне снова создали прочное большинство в Восточной Армении . [21] Тем не менее, Эривань оставалась городом с мусульманским большинством вплоть до двадцатого века. [21] По словам путешественника Х.Ф.Б. Линча , город Эривань был примерно на 50% армянским и на 50% мусульманским (татары [а] т.е. азербайджанцы и персы) в начале 1890-х гг. [24]
С этими событиями первой половины XIX века и окончанием многовекового иранского правления в Восточной Армении началась новая эра для армян в недавно установленных границах Ирана. Армянам на недавно потерянных территориях к северу от реки Аракс пришлось пережить период доминирования России до 1991 года.
Двадцатый век до 1979 г.
[ редактировать ]Армяне сыграли значительную роль в развитии Ирана 20-го века как с точки зрения его экономической, так и культурной конфигурации. [26] Они были пионерами фотографии, театра и киноиндустрии, а также сыграли очень важную роль в политических делах Ирана. [26] [27]
Революция 1905 года в России оказала большое влияние на северный Иран, и в 1906 году иранские либералы и революционеры потребовали конституции в Иране. В 1909 году революционеры вынудили корону отказаться от части своих полномочий. Епрем Хан , этнический армянин, был важной фигурой Персидской конституционной революции . [28]
Армянский апостольский богослов Малахия Орманян в своей книге об Армянской церкви 1911 года подсчитал, что в Персии проживало около 83 400 армян, из которых 81 000 были последователями Апостольской церкви, а 2400 были армянскими католиками. Армянское население было распределено в следующих регионах: 40 400 в Азербайджане , 31 000 в Исфахане и его окрестностях , 7 000 в Курдистане и Лорестане и 5 000 в Тегеране. [29]
Во время геноцида армян около 50 000 армян бежали из Османской империи и нашли убежище в Персии. В результате персидской кампании на севере Ирана во время Первой мировой войны османы убили 80 000 армян, а 30 000 бежали в Российскую империю. В общине произошло политическое омоложение с прибытием изгнанного руководства дашнаков (АРФД) из Российской Армении в середине 1921 года; около 10 000 лидеров армянской партии АРФД, интеллектуалов, боевиков и членов их семей переправились через реку Аракс и укрылись в Каджаре, Иран. [27] Этот большой приток армян, связанных с АРФД, также означал, что АРФД обеспечит свое доминирование над другими традиционными армянскими партиями Персии и, как следствие, над всей иранской армянской общиной, сосредоточенной вокруг армянской церкви. [27] Дальнейшие иммигранты и беженцы из Советского Союза, насчитывавшие около 30 000 человек, продолжали увеличивать армянскую общину до 1933 года. Таким образом, к 1930 году в Иране проживало около 200 000 армян. [30] [31]
Усилия Реза-шаха (1924–1941) и Мохаммеда Реза-шаха (1941–1979) по модернизации предоставили армянам широкие возможности для развития. [32] Армяне заняли важные позиции в сфере искусства и науки, экономики и услуг, главным образом в Тегеране, Тебризе и Исфахане, которые стали крупными центрами для армян. В 1946–1949 годах около 20 000 армян покинули Иран и перебрались в Советский Союз, а в 1962–1982 годах еще 25 000 армян последовали за ними в Советскую Армению . [33] К 1979 году, на заре Исламской революции, в Иране проживало примерно 200 000–300 000 армян. [34] [35] [36] [37] К 1978 году только в Тегеране армянское население составляло 110 000 человек, отчасти из-за миграции армянских сельских жителей из сельских районов Ирана. [38]
Армянские церкви, школы, культурные центры, спортивные клубы и ассоциации процветали, армяне имели своего сенатора и члена парламента, 300 церквей и 500 школ и библиотек обслуживали нужды общины.
Армянская пресса издавала множество книг, журналов, периодических изданий и газет, наиболее известной из которых является ежедневная газета «Алик».
После революции 1979 года
[ редактировать ]Многие армяне служили в иранских вооруженных силах , 89 человек погибли в ходе ирано-иракской войны . [40] [41] [42] Аятолла Али Хаменеи высоко оценил роль армян в войне, заявив премьер-министру Армении , что «армянские мученики навязанной войны подобны мусульманским мученикам, и мы считаем их честью Ирана». [43]
Распад Советского Союза , общая граница с Арменией и армяно-иранские дипломатические и экономические соглашения открыли новую эру для иранских армян. Иран остается одним из основных торговых партнеров Армении, и иранское правительство помогло облегчить трудности Армении, вызванные блокадой, введенной Азербайджаном и Турцией . Сюда входят важные потребительские товары, доступ к авиаперелетам и источники энергии (такие как нефть и электричество).
Текущий статус
[ редактировать ]Армяне остаются крупнейшим религиозным меньшинством в Иране и по-прежнему являются крупнейшей христианской общиной в стране, намного опережая ассирийцев . [44] Они назначаются на два из пяти мест в иранском парламенте, отведенных для религиозных меньшинств (больше, чем любое другое религиозное меньшинство), и являются единственным меньшинством, имеющим официальный статус наблюдателя в Совете стражей и Совете по различению целесообразности . Половина иранских армян проживает в районе Тегерана (где они обосновались, по крайней мере, с эпохи Сефевидов). [45] ), особенно в его пригородах Нармаке, Маджидие, Надершахе и т. д. Четверть проживает в Исфахане, а другая четверть сосредоточена в северо-западном Иране или иранском Азербайджане. [46] [47] [48] [49]
Распределение
[ редактировать ]Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
В 387 году нашей эры, когда Сасанидская империя и Византийская империя разделили Армению, исторически армянские области Нор Ширакан , Пайтакаран и восточная половина Васпуракана были переданы персам, эти территории включают западные и северные регионы Азербайджана. После русско-персидской войны (1826–1828 гг.) около 40 000 армян покинули Азербайджан и переселились в недавно созданную российскую Армению .
В этом районе проживало большое армянское население до 1914 года, когда началась Первая мировая война и в Азербайджан вторглись османы, которые истребили большую часть местного армянского населения. До османского вторжения в Азербайджане проживало около 150 000 армян, из них 30 000 проживали в Тебризе. Около 80 000 человек были убиты, 30 000 бежали в российскую Армению, а остальные 10 000 покинули территорию современной провинции Западный Азербайджан и нашли убежище среди армян Тебриза. После окончания войны в 1918 году 10 000 беженцев в Тебризе вернулись в свои деревни, но многие из них переселились в Советскую Армению с 1947 года до начала 80-х годов. В настоящее время около 4000 армян остаются в сельской местности Восточного Азербайджана и около 2000 остаются в Тебризе, проживая в районах Новбар, Базар и Ахраб, владея 4 церквями, школой и кладбищем.
Это список ранее или ныне населенных армянами поселений:
- Маку ( Шаваршан / Шаваршан или Артаз / Артаз ( хи ) на армянском языке) сейчас находится в уездах Маку и Чалдеран провинции Западный Азербайджан.
- Маку , Карех-Келиса , Аваджик , Сиах Чешме , Шаверан, Садал и Барон (Дзор Дзор) .
- Хой ( هر / Хер по-армянски) сейчас находится в уездах Хой и Чайпаре ( Аварайрская равнина ) в провинции Западный Азербайджан:
- Салмас ( Салмаст / Салмаст или Сагамаст / Сагамаст по-армянски) сейчас находится в уезде Салмас в провинции Западный Азербайджан .
- Салмаст , Конешахр , Ахтехане ( фа ) , Асланик , Чарик , Дришк , Каласар, Кезелдже , Хафтван ( фа ) , Хосровабад ( фа ) ( фа ) , Голузан , Малхам ( фа ) , Шейтанабад, Паяджук ( фа ) , Карабулаг, Вардан ( фа ) , Ходар , Малхам ( фа ) ( фа ) , Сарамелик , Сарна ( фа ) , Савера ( хи ) , Живаджик , Коджамиш и Ула .
- Урмия ( Урмия / Урмия или Урми / Урми по-армянски) сейчас находится в уезде Урмия в провинции Западный Азербайджан.
- Урмия , Баланей , Бадельбо , Сурманабад , Джамалабад , Гардабад , Икиагай, Исалу , Карагуз , Нахичеван-Тепе , Рейханабад , Сепурган , Карабах , Аде , Дизей Ала, Хан Бабахан, Качилан, Ширабад , Чарбахш, Чахар Гушан , Баллу , Дарбаруд , ( fa ) , Кукиа и Бабаруд .
- Джульфа ( Джуга / Джуга по-армянски).
- Верхний Дарашамб, Средний Дарашамб и Нижний Дарашамб.
- Арасбаран ( Парспатуник / Парспатуник ( хи ) или Гарадаг / Гарадаг ( хи ) по-армянски) сейчас находится в уездах Джульфа , Хода-Афарин , Варзакан , Ахар и Калейбар в провинции Восточный Азербайджан .
- Дизмар ( Запад , Центральный и Восток ):
- Мишепара :
- Мниван :
- Винак , Айналу , Севахох, Варданашен , Караглух , Кешиш Кешлак , Аббасабад , Норашен, Мзгет , Лума, Вайкан .
- Кейван :
- Хагар :
- Тебриз ( Тавриз / Тавриз или Тавреж / Тавреж по-армянски) сейчас находится в Тебризском уезде провинции Восточный Азербайджан.
- Тебриз , Мужумбар , Сохрол , Альджамолк и Минавар .
- Ардебиль ( Артавил Artavil или Артавет по- ) армянски
- Мараге ( Марага / Марага по-армянски)
- Я молюсь :
- Суеверие
Тебриз
[ редактировать ]Традиционно это Тебриз, где кипела политическая жизнь Армении, начиная с эпохи раннего Нового времени (Сефевидов) и далее. [50] После уступки части территорий России в первой четверти XIX века независимое положение тебризийских армян укрепилось, поскольку они получили иммунитеты и уступки со стороны Аббаса-Мирзы . [51] Особое значение тебризийских армян также возросло с переносом епископской резиденции из Св. Таддея (или Кара Келисы ) недалеко от Салмаса в Тебриз в 1845 году. [51] В Тебризе есть Араджнордаран , три армянские церкви ( Св. Саргис , Шогакат и Св. Марии ), часовня ( фа ) , школа, культурный клуб «Арарат» и армянское кладбище ( фа ) ( фа ) .
Известные армяне из Тебриза
[ редактировать ]- Период до Пехлеви (до 1925 г.)
- Аракел Тебризский , историк
- Мохаммед Бег , государственный деятель
- Уильям Кормик , врач (наполовину армянин)
- Айк Бжишкян , советский военачальник (наполовину армянин)
- Ардашес Бадмагрян , владелец кинотеатра
- Амбарсум Григорян , композитор
- Вардан Ованесян , архитектор
- Иван Галамян , преподаватель игры на скрипке
- Акоп Карапенц , автор
- Гегам Сарьян , поэт и переводчик
- Ваан Папазян , политический деятель и общественный деятель
- Аветис Назарбекян , поэт, журналист, политический деятель и революционер
- Луиза Асланян , писательница и деятель французского Сопротивления.
- Пехлеви и период после Пехлеви (после 1925 г.)
- Александр Абиан , математик
- Варто Териан , первая иранская актриса театра и педагог.
- Самуэль Хачикян , кинорежиссер, сценарист, автор и монтажёр
- Арман (актер) , актер, кинорежиссер, продюсер
- Роберт Экхарт , кинорежиссер (наполовину армянин)
- Эмик Авакян , изобретатель
- Хачик Бабаян , скрипач
- Григор Ваграмян Гаспарбег , художник
- Вардан Ваграмян , композитор, художник и живописец
- Вардан Грегорян , академик
- Вардан Ованесян , архитектор
- Рубен Галичян , ученый
- Генри Д. Саакян , бизнесмен
Центральный Иран
[ редактировать ]Список армянских сел в центральном Иране:
- Харакан ( хи ) ( ւարաղան / Гараган по-армянски) сейчас находится в округе Заранди в провинции Маркази :
- Верхний Чанахчи , Лар , Чархад и Нижний Чанахчи .
- Пустыня :
- Малайер :
- Казаз ( Киазаз по-армянски) сейчас находится в Шазандском уезде провинции Маркази:
- Камаре ( Киамара по-армянски) сейчас находится в округе Хомейн провинции Маркази:
- Борборуд ( Бурвари / Бурвари по-армянски) сейчас находится в уезде Алигударз провинции Лорестан .
- Шапурабад , Хорзанд, Пармишан, Пахра , Санг-е Сефид , Бахрамабад , Дехнов , Карех Кахриз, Насрабад , Горан , Джауз , Чербас , Джахан Хош и Анудж .
- Джаплок ( хи ) ( Գյափլա / Гиапла на армянском языке) сейчас находится в уезде Азна провинции Лорестан и уезде Шазанд в провинции Маркази:
- Фаридан ( Πέρια / Перия по-армянски) сейчас находится в уездах Фаридан , Буин и Миандашт и Ферейдуншехр в провинции Исфахан :
- Зарне (Болоран), Верхний Хойган , Немагерд , Гарган , Сангбаран , Хезар Джариб , Сингерд , Нижний Хойган , Адеган , Чиган , Хадан , Милагерд , Суршеган , Саваран , Чиган , Дерахтак , Пунестан, Калех-Хадже , Азнавлех , Биджгерд , Хонг (ныне часть города Ферейдуншехр ), Могандар , Каламелик , Нанадеган и Дарре Бид .
- Карван , сейчас находится в округе Тиран и Карван провинции Исфахан.
- Ленжан и Аленжан, ныне находящиеся в округах Ленжан , Фалаваржан и Мобараке в провинции Исфахан:
- Чармахал ( хи ) или Гандоман сейчас в Боруджен , Киар , Лордеган и Шахри Корд округах в провинциях Чахармахал и Бахтиари :
- Вастеган ( фа ) , Гешниган ( фа ) , Шаламзар , Гандоман , Сирак ( фа ) , Болдаджи ( фа ) , Азан ( фа ) , Галугерд ( фа ) , Конарак ( фа ) , Акболаг ( фа ) ( фа ) , Синаган ( фа) ) , Мамура ( фа ) , Мамука ( фа ) ( фа ) , Сулуган , Гушки ( фа ) , Ферендиган, Хаджиабад ( фа ) , Ахмадабад , Ливасян ( фа ) и Зориган .
Поселения Ленжан, Аленжан и Карван были заброшены в 18 веке.
Остальные поселения обезлюдели в середине 20 века из-за эмиграции в Новую Джульфу, Тегеран или Советскую Армению (в 1945 году, а затем в 1967 году). В настоящее время только 1 село ( Зарне ) в Перии полностью, а еще 4 села ( Верхний Хойган , Гарган , Немагерд и Сангбаран ) в Перии и 1 село ( Верхний Чанахчи ) в Гарагане частично заселены армянами.
Помимо этих поселений, недалеко от Горгана ( Корока ) есть армянское село, заселенное армянами, недавно переселенными с советской территории.
Культура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |
Армяне Ирана не только имеют собственные церкви и клубы, но и являются одним из немногих языковых меньшинств в Иране, имеющих собственные школы. [52] [53] Армяне освобождены от национальных законов, запрещающих употребление алкоголя и публичные гендерные отношения в армянских «общественных» местах, куда гражданам-мусульманам вход воспрещен. [53]
Язык: иранский армянский диалект.
[ редактировать ]Армянский язык, используемый в Иране, занимает уникальную позицию в использовании армянского языка в мире, поскольку большинство армян Диаспоры используют западноармянский язык . Однако иранские армяне говорят на восточноармянском диалекте, который очень близок к тому, который используется в Армении , Грузии и России . Иранские армяне говорят на этом диалекте отчасти из-за того, что в 1604 году большая часть армянского населения Нахчывана, использовавшего восточный диалект, была перемещена и отправлена в Исфахан шахом Аббасом . [54] Это также позволило сохранить более старую версию, в которой используется классическая армянская орфография , известная как «орфография Маштоца», и орфография, тогда как почти все другие восточноармянские пользователи (особенно в бывшем Советском Союзе) приняли реформированную армянскую орфографию , которая применялась в Советском Союзе . Армении в 1920-е годы и продолжается в нынешней Республике Армения. [53] Это делает армянский язык, используемый в Иране, а также в армяно-иранских СМИ и публикациях, уникальным, применяя элементы обеих основных ветвей армянского языка (произношение, грамматика и языковая структура восточноармянского и орфографическая система западноармянского ) . [54]
Армянские диалекты Ирана на армянском языке называются « персидский армянин» или «парскахайерен» , реже — «иранский армянин» или «иранахайерен» . [53] [54] Современный койне, на котором говорят в Тегеране, служит престижным диалектом, хотя многие исторические его разновидности существовали в Иранском Азербайджане, Центральном Иране, провинции Исфахан, районе Новая Джульфа в Исфахане, Курдистане, Хорасане и Хузестане, некоторые из которых сохранились в своих общинах. . [54] Иранско-армянские диалекты фонологически отличаются от других восточно-армянских разновидностей широко распространенным произношением ретрофлексного аппроксиманта ⟨ɻ⟩ вместо ր, который звучит похоже на альвеолярный аппроксимант американского английского ⟨ɹ⟩, в то время как армянские диалекты за пределами Ирана произносят его как лоскут ⟨ ɾ⟩. [54] Во многих диалектах также используется нижняя гласная переднего ряда в качестве маргинальной фонемы ⟨æ⟩, в первую очередь в заимствованиях из персидского языка , но также и в некоторых исконно армянских словах, таких как mæt «один; немного; на мгновение» от մի հատ mi Hat . [53] [54] Есть также много кальк на персидском языке, особенно в культурной фразеологии и в составных глаголах (например, պատճառ ելնել patčaṙ elnel от باعث شدن bā'es šodan «приводить к; вызывать»). [53]
См. также
[ редактировать ]- Армяно-иранские отношения , Сатрапия Армении , Битва при Аварайре , Персидская Армения , Марзпанат Армения , Династия Аршакидов в Армении , Армяне в Персидском полуострове , Иранская Армения
- Этнические меньшинства в Иране , Христиане в Иране
- Список армянских церквей в Иране
- Монастыри: Монастырь Святого Фаддея , Монастырь Святого первомученика Стефана
- Соборы: Собор Пресвятой Богородицы , Всеспасительский собор , Собор Святого Саркиса.
- Список иранских армян
- СМИ: Алик , Аракс , Хойс
- Виды спорта: Футбольный клуб «Арарат» , Баскетбольный клуб «Арарат» , Стадион «Арарат» , Панармянские игры.
- Политика: Армянская революционная федерация в Иране
- Искусство: ковры и коврики Lilihan
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Термин «татары», используемый русскими, относился к тюркоязычным мусульманам (шиитам и суннитам ) Закавказья . [22] В отличие от армян и грузин , татары не имели собственного алфавита и использовали персидско-арабскую письменность . [22] После 1918 года, с созданием Азербайджанской Демократической Республики , и «особенно в советское время», татарская группа идентифицировала себя как « азербайджанцы ». [22] До 1918 года слово « Азербайджан » относилось исключительно к иранской провинции Азарбайджан . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абрамян, Гаяне (18 октября 2010 г.). «Армения: иранские армяне пытаются изменить имидж «иностранцев» » . eurasianet.org . Институт «Открытое общество» .
В Иране, который граничит с Арменией на юге, проживает примерно 70 000–90 000 этнических армян...
- ^ Варданян, Тамара (21 июня 2007 г.). «Ирано-армянская община: чемодан чувств [Ирано-армянская община]» (на армянском языке). Фонд «Нораванк» .
Численность армян достигает около 120 тысяч.
- ^ Семерджян, Арут Гарри (14 января 2013 г.). «Христианская Армения и исламский Иран: объяснение необычного партнерства» . Холм .
...наличие значительной армянской общины в Иране, насчитывающей 150 000 человек.
- ^ Мирзоян, Алла (2010). Армения, региональные державы и Запад: между историей и геополитикой . Пэлгрейв Макмиллан. п. 109 . ISBN 9780230106352 .
Сегодня армянская община в Иране насчитывает около 200 тысяч...
- ^ Брунн, Стэнли Д.; Тупс, Стэнли В.; Гилбрит, Ричард (2012). Атлас Routledge по делам Центральной Евразии . Рутледж. п. 148. ИСБН 978-0-415-49750-3 .
Население Армении составляет 3 миллиона человек, темпы роста составляют 0,06 процента. Уровень урбанизации составляет 64 процента. Ереван, столица, является крупнейшим городом с населением 1,1 миллиона человек, в Гюмри — 160 000, а в Ванадзоре — 100 000. Население на 98 процентов состоит из армян, с небольшим процентом курдов и русских. Существует большая армянская диаспора, насчитывающая 1 миллион человек в России, 500 000 в Иране, 500 000 в США, 400 000 во Франции и 300 000 в Грузии.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2015 года . Проверено 1 апреля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Армянская история Ирана» . Home.wanadoo.nl. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Дональд Рэйфилд. Грань империй: Книга реакции на историю Грузии, 2013 г. ISBN 1780230702 стр. 165
- ^ Стивен Р. Уорд. Бессмертное, обновленное издание: Военная история Ирана и его вооруженных сил Издательство Джорджтаунского университета, 8 января. 2014 год ISBN 1626160325 стр. 43
- ^ Херциг, Эдмунд; Куркчиян, Марина (10 ноября 2004 г.). Армяне: прошлое и настоящее в формировании национальной идентичности . Рутледж. ISBN 9781135798376 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Х. Нахаванди, Ю. Бомати, Шах Аббас, император Персии (1587–1629) (Перрен, Париж, 1998)
- ^ «Армения в эпоху Колумба» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ М. Канард: Арминия в Энциклопедии ислама , Лейден, 1993.
- ^ Тимоти К. Даулинг Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и за ее пределами, стр. 729 ABC-CLIO, 2 дек. 2014 год ISBN 1598849484
- ^ «Грибоедов не только защищал тех кавказских пленников, которые стремились вернуться домой, но и активно способствовал возвращению даже тех, кто не вызвался добровольно. Большое количество грузинских и армянских пленников проживало в Иране с 1804 года или еще с 1795 года».Фишер, Уильям Бейн; Эйвери, Питер; Гершевич, Илья; Хэмбли, Гэвин; Мелвилл, Чарльз. Кембриджская история Ирана Издательство Кембриджского университета, 1991. с. 339.
- ^ (in Russian) A. S. Griboyedov. "Записка о переселеніи армянъ изъ Персіи въ наши области" , Фундаментальная Электронная Библиотека
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнутиан 1980 , стр. 11, 13–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнутиан, 1980 , стр. 12–13.
- ^ Бурнутиан 1980 , стр. 14.
- ^ Бурноутиан 1980 , стр. 11–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнутиан 1980 , стр. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Рутледж. п. 35 (примечание 25).
- ^ Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Рутледж. п. xiv.
- ^ Кеттенхофен, Бурнутиан и Хьюсен 1998 , стр. 542–551.
- ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пауль Шеллингер. Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 268.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Амурец, А.; Кашефф, М. (1986). «АРМЯНЕ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аркун, Арам (1994). "ДАШНАК " Энциклопедия Ираника Получено мая 31 ,
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Орманян, Малачи (1911). Армянская церковь и ее история, учение, управление, совершенствование, поведение, литература и присутствие [Церковь Армении. его история, учение, правило, дисциплина, литургия, литература и существующее состояние] (на армянском языке). Константинополь. п. 266.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Маккарти, Джастин (1983). Мусульмане и меньшинства: население Османской Анатолии и конец империи . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780871509635 .
- ^ https://www.hawaii.edu/powerkills/SOD.TAB5.1B.GIF [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Бурнутиан, Джордж (2002). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) (2-е изд.). Издательство Мазда. ISBN 978-1568591414 .
- ^ «История | Репатриация» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Ибрагим, Юсеф М. (10 декабря 1978 г.). «Мусульманское восстание в Иране вызывает опасения за будущее религий меньшинств» . Нью-Йорк Таймс .
Однако архиепископ Артак Манукян, лидер 200-тысячного армянства Ирана...
- ^ «Оценка для христиан в Иране» . Проект «Меньшинства в опасности» . 2006. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Мец, Хелен Чапин (1989). Иран: страновое исследование . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. п. 96. ИСБН 9780160017292 . Проверено 28 мая 2016 г.
На момент революции 1979 года в стране проживало около 300 000 армян.
- ^ Санасарян, Элиз (2000). Религиозные меньшинства в Иране . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 978-1139429856 .
В 1979 году численность армян составляла около 250 000 человек (...)
- ^ Барри, Джеймс (2019). Армянские христиане в Иране: этническая принадлежность, религия и идентичность в Исламской Республике . Издательство Кембриджского университета. п. 5.
- ^ «Собор Саркиса, Тегеран - Путеводитель Lonely Planet» . Lonelyplanet.com. 7 января 2012. Архивировано из оригинала 5 октября 2008 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ «Религиозные меньшинства в Иране сокращаются, несмотря на собственных депутатов» . Bahai.uga.edu. 16 февраля 2000 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ «Тегеран – памятник армянским мученикам ирано-иракской войны» . Арт-А-Цолум . 3 октября 2018 г. . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Площадь в Тегеране переименована в честь армянского шехида войны» . Финансовая трибуна . 16 августа 2015 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Аятолла Хаменеи: Иран и Армения должны иметь прочные, дружеские связи, несмотря на противодействие США» . Тегеран Таймс . 27 февраля 2019 г. . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Гольназ Эсфандиари (23 декабря 2004 г.). «Взгляд на христианское меньшинство Ирана» . Пайванд . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Барри, Джеймс (2019). Армянские христиане в Иране: этническая принадлежность, религия и идентичность в Исламской Республике . Издательство Кембриджского университета. п. 4.
- ^ «Религиозные меньшинства Ирана» . Lragir.am. 30 июня 2013. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Ирано-армянский «Алик» отмечает 80-летие.
- ^ Тамара Варданян. «Ирано-армянская община: отношение к чемодану» . Нораванк.am . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Армянская энциклопедия. «Армяне в Иране» . Энциклопедия.am . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Джудит Пфайффер. Политика, покровительство и передача знаний в Тебризе 13-15 веков стр. 270 БРИЛЛ, 7 нояб. 2013 год ISBN 978-9004262577
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристоф Вернер. Иранский город в переходный период: социальная и экономическая история элит Тебриза, 1747–1848 гг., стр. 90. Отто Харрасовиц Верлаг, 2000. ISBN 978-3447043090
- ^ «Эдмон Армянская история» . Home.wanadoo.nl. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шарифзаде, Афшин (25 августа 2015 г.). «О «Парскахайерене», или языке иранских армян» . Borderlessblogger.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Долациан, Хоссеп; Шарифзаде, Афшин; Во, Берт (2023). Грамматика иранского армянского языка: Парскахайерен или Иранахайерен . Языковая наука Пресс. ISBN 978-3-96110-419-2 .
Источники
[ редактировать ]- Бурнотьян, Джордж А. (1980). «Население Персидской Армении до и сразу после ее присоединения к Российской империи: 1826–1832». Центр Вильсона, Институт перспективных российских исследований Кеннана.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Ив Бомати и Хоучанг Нахаванди, Шах Аббас, император Персии, 1587–1629 гг ., 2017, изд. Корпорация Кетаб, Лос-Анджелес, ISBN 978-1595845672 , английский перевод Азизе Азоди.
- Амурец, А.; Кашефф, М. (1986). «АРМЯНЕ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 28 мая 2016 г.
- Бербериан, Хури (2008). «АРМЕНИЯ ii. АРМЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРСИИ КОНЦА 19-НАЧАЛА 20 ВЕКА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 28 мая 2016 г.
- Фишер, Уильям Бейн; Эйвери, П.; Хэмбли, GR G; Мелвилл, К. (1991). Кембриджская история Ирана . Том. 7. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521200954 .
- Кеттенхофен, Эрих; Бурнутян, Джордж А.; Хьюсен, Роберт Х. (1998). «ЕРЕВАН». Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 5 . стр. 542–551.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ягуби, Клаудия (2021). «Расовое профилирование иранских армян в США: «Гражданин Вартгез» Омида Фаллахазада » . Иран Намаг . 6 (2).
- Енгимолки, А. (2023). Возникновение новой идентичности: армяне в Сефевидском Исфахане. Журнал религиозных меньшинств под властью мусульман, 1 (2), 161–179. https://doi.org/10.1163/27732142-bja00007