Армяне в Болгарии
Общая численность населения | |
---|---|
6552 (2011 г.), оценка до 80 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пловдивская область : 3140 Варненская область : 2240 София : 1672 | |
Языки | |
Западноармянский , Болгарский , (Меньшинство) Восточноармянский , Русский | |
Родственные этнические группы | |
Армянская диаспора | |
Все цифры из [1] |
Армяне в Болгарии ( армянский : Հայերը Բուլղարիայում , латинизированный : Hayery Bulghariayum ; болгарский : Арменци в България , латинизированный : Арменци в Болгарии ) являются пятым по величине меньшинством в стране после русских, насчитывающим 6552 человека по данным 201 1 перепись, [2] по сравнению с 10 832 в 2001 году, тогда как армянские организации оценивают их до 80 000. [3] Армяне жили на Балканах (включая территорию современной Болгарии) не позднее V века, когда они переселились туда в составе византийской конницы. С тех пор армяне постоянно присутствовали на болгарских землях и часто играли важную роль в истории Болгарии с раннего средневековья до наших дней.
Основными центрами армянской общины в стране являются крупные города Пловдив (3140 армян в Пловдивской области в 2001 году), Варна (2240 в Варненской области ), София (1672) и Бургас (904 в Бургасской области ).
Традиционным языком общины является западноармянский , хотя, поскольку образование в коммунистический период в Болгарии велось на восточноармянском языке , многие также свободно владеют последним диалектом. Болгарский язык является официальным языком, на нем свободно говорят почти все армяне страны.
История
[ редактировать ]Армяне, поселившиеся между VI и XI веками в Родопах , Фракии и Македонии, насчитывали несколько тысяч человек, в основном павликиане и тондракийцы , и имели очень сильные межобщинные связи. Они имели очень сильные связи и влияли на болгарскую секту богомилов , а затем были ассимилированы в нее, болгаризированы и позже обращены в католицизм ( см. Католицизм в Болгарии ) или ислам ( см. Помаки ). Мать болгарского царя Самуила XI века была дочерью армянского царя Ашота II . Мария, жена царя Петра I X века , была внучкой византийского императора армянского происхождения Романа I Лакапина . Другой византийский император — Василий I , основатель Македонской династии и армянин из Фракии — провел свои ранние годы в плену в Первом Болгарском царстве в 9 веке.
После того, как Болгария и Армения были завоеваны Османской империей , многие армянские поселенцы из Армении, Крыма , Речи Посполитой и Малой Азии прибыли на территорию нынешней Болгарии в результате внутренней миграции. Выходцы из Армении были вынуждены искать новую родину из-за опустошения их страны арабами , персами и турками . [4] Когда Болгария получила автономию после русско-турецкой войны 1877-78 годов , многие армяне бежали из Османской империи из-за резни в Гамидиане в 1890-х годах и поселились в стране, особенно в крупных городах Пловдиве и Варне . проживало 5300 армян В 1878 году в Княжестве Болгарии и Восточной Румелии , а после Гамидийской резни это число увеличилось почти на 20 000. [4]
Во время Балканских войн (1912–1913) армян в Болгарии насчитывалось около 35 000 человек. В это время легендарный национальный герой Армении Андраник Озанян участвовал в Балканских войнах в составе болгарской армии вместе с генералом Гарегином Нжде (еще одним национальным героем) в качестве командующего армянскими вспомогательными войсками. Болгарские власти наградили Андраника и Нжде Орденом Мужества . [5] Несмотря на то, что Болгария была союзницей османов во время Первой мировой войны , Болгария критиковала османов за геноцид армян. После событий, связанных с геноцидом армян в Османской империи (1915–1917), еще 22 000 армян нашли убежище в Болгарии во время правления Александра Стамболийского в 1922 году. [4]
По данным архивов, армянам было сложно получить болгарское гражданство. Многие годы они жили с нансеновскими паспортами . Однако эти паспорта не давали им полных гражданских прав. Эта практика закончилась только в 1937–1942 годах для армянских мужчин, а для армянских женщин – после 1944 года. Однако некоторые армяне остались с нансеновскими паспортами, хотя и составляли меньшинство. [6]
Во время коммунистического правления Болгарии (1944–1989) и во времена Советского Союза большинство армян вернулись на свою родину, затем в Армянскую ССР , но многие предпочли остаться в Болгарии или эмигрировать в другие страны, такие как Соединенные Штаты. . [4] В 1960-е годы нескольким тысячам болгарских армян удалось эмигрировать из Народной Республики Болгария, несмотря на жесткие ограничения коммунистического режима на любые выезды за пределы страны. Эта волна эмигрантов остается малоизвестной, поскольку режим подверг цензуре эту успешную эмиграцию за пределы «железного занавеса». Эмиграция 1962–1969 годов была аномалией на фоне реалий коммунистической Болгарии. Эмиграция включала в себя различные этапы, и власти время от времени разрешали ее, хотя и неохотно. Эмиграция дважды запрещалась, а выезды окончательно прекратились в 1969 году как из-за угрозы массового исхода большинства армян из Болгарии, так и из-за риска негативного пропагандистского эффекта в стране и за рубежом. [7]
В 1990-е годы, после распада СССР , плохие экономические условия в Армении и военные конфликты на Кавказе заставили ряд армян искать лучшего будущего в Болгарии в качестве эмигрантов или путешествовать через Болгарию в Западную Европу или Соединенные Штаты. С 1990-х годов численность армян в Болгарии постоянно сокращалась из-за иммиграции и ассимиляции.
Можно провести множество сравнений между борьбой за свободу Болгарии и Армении, главным образом на основе сходства между болгарскими и армянскими крестьянами. [8] [9]
Культура, религия и СМИ
[ редактировать ]

Армяне и их историческая вера вдохновили известного болгарского поэта Пейо Яворова на написание одного из его самых узнаваемых произведений, стихотворения «Арменци» ( «Армяне» ), в котором армяне описываются как «одинокие изгнанники, жалкий фрагмент; вечно храброго народа-мученика; маленькие дети беспокойной рабыни-матери; и жертвы легендарно великого подвига»:
Жалкие изгнанники, бесполезный лом
из вечно храброго народа мученик,
дети рабыни-матери тревожатся
и жертвы громко великого подвига –
далеко от дома, в стране чужих народов,
пьяный и бледный, в полуразрушенном борделе,
они пьют, и сердца их погружаются в раны,и они поют, как поют сквозь слезы.
Армяне, жалкие изгнанники, крошечный осколок
Из их вечно доблестного и многострадального рода,
Неугомонной рабыни-матери крутой породы, зимой –
Жертвы их великого подвига – или их греха –
С родины изгнаны, на чужбине рассеяны,
Утомленный и бледный, в мрачном салоне,
Теперь пьют, так как их сердца кровоточат, в клочьях,
Теперь пою сквозь слезы балладу обреченности.(Перевод В.Х., 2013 г.)
В Болгарии издаются три армянские газеты: «Арменци» выходит в Бургасе каждые две недели тиражом 3500 экземпляров; еженедельник «Ваан» , выходящий в Пловдиве тиражом 1000 экземпляров; и еженедельник «Ереван», издаваемый в Софии. [3] Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU) издает ежемесячный бюллетень «Парекордзагани Цайн» .
Всего имеется десять Армянских Апостольских церквей и две часовни в двенадцати городах, в основном в тех городских центрах со значительным армянским населением: Айтос , Бургас , Пазарджик , Руссе , Шумен , Сливен , Стара Загора , Варна и Ямбол . Все церкви находятся в подчинении епархии в Софии . [3] Армянская евангелическая церковь Болгарии находится в Пловдиве .
Известные болгарские армяне
[ редактировать ]- Армен Амбарцумян , футболист (вратарь) сборной Армении.
- Майкл Арлен , писатель
- Артин Артинян , французский литературовед.
- Крикор Азарян , театральный режиссер
- Юлия Берберян , девятикратная чемпионка Болгарии по теннису 1960-х и 1970-х годов, тренер по теннису и ОДФ. депутат
- Раффи Бохосян , победитель первой серии болгарского X Factor
- Стивен Дерунян , американский конгрессмен из Нью-Йорка
- Эдуард Ераносян , футболист и тренер
- Магардич Халваджян , кинорежиссер и продюсер
- Вили Казасян , композитор и дирижер
- Киркор Киркоров , боксер- любитель.
- Агоп Мелконян , журналист и плодовитый автор научной фантастики.
- Стивен Саклариан , художник
- Армен Назарян , борец греко-римского стиля (натурализованный)
- Норайр Нурикян , штангист
- Рая Назарян , политик
Частично армянские болгары
[ редактировать ]- Филипп Киркоров , певец, актер и телеведущий
- Катерина Малеева , теннисистка
- Магдалена Малеева , теннисистка
- Мануэла Малеева , теннисистка
- Алиса Паникян , Мисс Вселенная Канада 2006
- Сильви Вартан , французская поп-певица и импресарио мюзик-холла.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ "01.03.2001 НАСЕЛЕНИЕ ПО РАЙОНАМ И ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ" . София: РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. 2001 . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Население по месту жительства, возрасту и этнической принадлежности» (на болгарском языке). Национальный статистический институт. 2011. Архивировано из оригинала 2 июня 2012 года . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сайт армянской общины Болгарии» (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г. Проверено 10 июля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Армяне» (на болгарском языке). OMDA.bg. Архивировано из оригинала 21 июля 2006 года . Проверено 10 июля 2006 г.
- ^ (in Russian) Андраник Озанян: Документы и материалы, Ереван, 1991.
- ^ Назарска, Джорджета. «Культурное разнообразие Болгарии: социально-демографическое исследование армянской колонии в Старой Загоре (20-60-е годы XX века)» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Константинова Юра; Начев, Ивайло, ред. (2019). ВЗГЛЯД НА АМЕРИКУ: ЭМИГРАЦИЯ БОЛГАРСКИХ АРМЯН ИЗ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ БОЛГАРИИ [ ВЗГЛЯД НА АМЕРИКУ: ЭМИГРАЦИЯ БОЛГАРСКИХ АРМЯН ИЗ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ БОЛГАРИИ ] (на болгарском языке). София: Факел; Факел. стр. 43–55. ISBN 978-954-411-278-3 .
- ^ Н. и Х. Бакстоны (1914). Путешествия и политика в Армении . Лондон. стр. 31–32.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Филипс Прайс, Морган (1918). Война и революция в азиатской России . Лондон: Аллен и Анвин. п. 31 .
Ссылки
[ редактировать ]- Мицева, Евгения (2001). Армяне в Болгарии - культура и идентичность (PDF) (на болгарском языке). София: ИМИР. ISBN 978-954-8872-34-8 . OCLC 50403838 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2007 г. Проверено 3 июня 2007 г.
- Эдуард Селиан. Язык павликиан и помаков: http://www.saching.com/Articles/The-Language-of-the-Paulicians-and-Pomaks-17121.html.
- (на болгарском языке) Эдуард Селян. Корень «джур» в болгарской языковой среде. СП. «Филология», Издательство: ГУ «Св. Кл. Охридский», София, 1983, вып. 12 – 13, с. 137 – 139. (Селян, Э. Корень «юр» в болгарской языковой среде. Журнал «Филология». Издательство: Софийский университет «Св. Кл. Охридский», София, 1983, вып. 12– 13, с. 137–139).
- Пейковская П. Война и миграция в Болгарии с 1912 по 1926 год , 2017 г.
- Пейковска, П. Демографические аспекты миграций в Болгарии, 1912–1944 гг. , 2019 г.