Армяне в Афганистане
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Тон, чрезмерная детализация. ( сентябрь 2023 г. ) |
Языки | |
---|---|
Армянский , Откуда | |
Религия | |
христианство |
Существовала небольшая община афганских армян ( армянский : Афганахайер , латинизированный : Афганахайер ) с центром в Кабуле , Афганистан . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В 1755 году иезуит миссионер- Джозеф Тифенталер сообщил, что султан Ахмад Шах Бахадур вывез из Лахора в Кабул нескольких армянских артиллеристов . [ 2 ]
Персо-Индийская епархия в Джульфе направила в общину армянских священников; однако после смерти священника в 1830 г. замену не прислали, и службы проводил диакон. [ 3 ]
Ряд первых британских исследователей и путешественников остались с кабульскими армянами, в том числе Джордж Форстер (1793 г.), [ 4 ] Эдвард Стирлинг (1828) [ 5 ] и Чарльз Массон (1832 г.). [ 6 ] Когда миссионер Джозеф Вольф [ 7 ] прибыл в Кабул вскоре после Массона, проповедовал в армянской церкви и, по его словам, община насчитывала около 23 человек. [ 3 ] В 1793 году Джордж Фостер сказал, что в Кабуле проживает около 100 армян, а также несколько человек живут в Кандагаре и Герате. Александр Бернс сообщил, что в Кабуле находится 21 армянин [ 8 ] в то время как генерал Джозайя Харлан утверждает, что их было 15. [ 9 ] Ранние путешественники отмечали, что армяне производили вино, некоторые из них были членами личной охраны эмира, гулам-хана, другие были торговцами, а некоторые владели землей между Бала-Хисаром и Бут-Хаком.
Чарльз Массон (он же Джеймс Льюис) посетил Афганистан в 19 веке и задокументировал свое общение с афганскими армянами во время своего пребывания в Кабуле:
Живя среди армян города, я каждый день был свидетелем условий равенства, на которых они жили среди своих соседей-мусульман. Армянин проследовал за трупом мусульманина до места его захоронения; Такой же знак уважения мусульмане проявили и к умершим представителям армянской общины. Они вместе посещали свадьбы друг друга и участвовали в мелких делах, возникающих в обществе. Армяне преподносили подарки на Навруз, или местный Новый год; он получил их на свое Рождество. Если бы случилось так, что мусульманин женился на армянке, потерявшейся в Церкви Креста, я обнаружил, что армяне ответили тем же, привели мусульманских женщин в свои семьи и приняли их в свою веру. Армянин в разговоре с нынешним главой семьи Вайс рассказал, что некоторые перманцы называли его кафиром или неверным. Ответ был: «Тот, кто называет тебя кафиром, сам кафир». Для христианина приятно жить среди таких толерантных и непредвзятых мусульман. Вино, производство и продажа которого в городе запрещено, армянам разрешено производить и употреблять.
- Чарльз Массон, Рассказ о различных путешествиях в Белуджистан, Афганистан и Пенджаб (1842 г.)
В 1839 году во время Первой англо-афганской войны (1839-1842) преподобный Г. Пигготт, военный капеллан Бомбейской армейской дивизии, посетил армянскую церковь в Кабуле и крестил двоих армянских детей. [ 10 ] В 1843 году преподобный И. Н. Аллен, сопровождавший Армию Возмездия генерала Поллока, также посетил Армянскую церковь и записал следующее:
После некоторого расследования мы обнаружили их на улице в Бала-Хиссаре, ведущей от Джелалабадских ворот; их здания находились на северной стороне улицы. Мы прошли по переулку и свернули слева в небольшой двор, окруженный зданиями и наполненный орудиями их ремесла. Маленькая дверь вела из этого двора в их церковь, маленькое темное здание, но, достав свет, я обнаружил, что она устлана ковром и содержится в чистоте, по-видимому, с большой тщательностью. Его аспект был направлен с востока на запад, а на востоке стоял алтарь, увенчанный небольшим изображением Святого Семейства, сильно затемненным дымом и пылью. На алтаре стояли шесть подсвечников, два крестика и два списка Святого Евангелия. Впереди, без алтаря, стоял небольшой письменный стол, на котором лежал ежедневный молитвослов на армянском языке. Алтарь не стоял у стены, а имел место позади и стоял на возвышении. Наши гиды показали мне том, содержащий Евангелия на армянском языке, и еще один с посланиями, а также небольшую английскую карманную Библию с застежками, издание, которое, как мне кажется, было куплено у индуса. Они заявляют, что их тело было доставлено в Афганистан вместе с Надир Шахом; что тогда это были двести семей, но теперь их сократилось до четырех, состоящих из 35 человек, мужчин, женщин и детей». [ 11 ]
Во время британской оккупации два ведущих представителя армянской общины Кабула снабжали британскую армию фуражом. [ 12 ] [ 13 ] факт, который не остался незамеченным, и после ухода британцев община подверглась усиленным преследованиям, и многим было разрешено уехать в Персию или Индию. Однако как минимум три семьи остались. В 1848 году майор Г. Лоуренс в Пешаваре получил информационный бюллетень от своего агента в Кабуле, в котором сообщалось, что четвертый сын Амира Дост Мухаммад-хана, Сардар Мухаммад Азим-хан, планирует жениться на одной из дочерей Тимура, лидера армянской общины. Тимур, очевидно, призывал Лоуренса использовать свое влияние на эмира, чтобы предотвратить брак, но, хотя Лоуренс написал эмиру, он убедился, что брак не был принудительным и свадьба состоялась. [ 14 ] Однако дочь Тимура не заставили принять ислам и продолжила исповедовать христианскую веру. Позже она родила сына Мухаммада Исхак-хана, который в 1888 году, будучи губернатором Афганского Туркестана, восстал против своего двоюродного брата Амира Абд ар-Рахман-хана, но восстание было подавлено. [ 15 ] Исхак Хан бежал в контролируемый Россией Самарканд, но его мать. Лукас и его брат были заключены в тюрьму в Газни на несколько лет.
Британские миссионеры были заинтересованы в использовании армянской общины в качестве базы для ведения миссионерской работы в Кабуле; однако сама община сообщила, что обратила в христианство только одного афганца, грабителя, который трижды упал, пытаясь ворваться в их церковь, чтобы украсть хранившиеся там ценные серебряные сосуды, а затем, будучи обнаруженным, молил о пощаде и крещении . [ 16 ]
Еще в 1870 году британские отчеты показали, что в Кабуле осталось 18 армян-христиан. [ 3 ] Один армянин по имени Лукас А[ратун] Джозеф, также известный под именем Сервурдин (т. е. Сарвар ад-Дин) Хан, управлял пороховым заводом в Джелалабаде .
Армянская церковь в Бала Хисаре была снесена с землей по приказу генерала Робертса весной 1880 года во время Второй англо-афганской войны ; община не получила никакой компенсации от британцев, несмотря на обещание Робертса выделить им новое здание. Перед разрушением церкви преподобный Имам Шах, первый «местный» англиканский священник церкви Всех Святых в Пешаваре, посетил кабульскую общину, где совершил Святое Причастие и крестил ряд людей, в том числе взрослых. [ 17 ]
Армянин, который был идентифицирован как Яхья и который назвал себя «переводчиком эмира» в свидетельстве о браке Грея и который, возможно, был сыном или близким родственником Лукаса А. Джозефа, в его время выступал в качестве переводчика доктора Грея. в Кабуле. Грей опубликовал в своей книге фотографию себя и «армянина». [ 18 ] хотя он никогда не называет имени своего переводчика. Яхья сопровождал Грея, когда он вернулся в Англию, чтобы жениться. Позже он также сопровождал Сардара Насра Аллаха Хана во время его государственного визита в Англию.
Согласно неопубликованному письму, находившемуся в руках потомков доктора Грея, к Яхье обратилась британская разведка, которая хотела, чтобы он отправил в Индию конфиденциальные отчеты о ситуации в Кабуле, но он отказался, поскольку это было слишком опасно. Однако по возвращении в Кабул параноидальный амир Абд ар-Рахман Хан заподозрил его в шпионаже, и в декабре 1897 года он и вся его большая семья были высланы в Пешавар.
По словам Сета, в 1896 году эмир Абдур Рахман Хан направил письмо армянской общине в Калькутте, Индия (ныне Калькутта ), с просьбой отправить десять или двенадцать семей в Кабул, чтобы «облегчить одиночество» своих собратьев-христиан, число которых увеличилось. продолжало сокращаться. [ 19 ] Однако, несмотря на первоначальный ответ заинтересованности, в конце концов ни один из армян Калькутты не принял это предложение. [ 20 ] К сожалению, Сет не цитирует свои источники, и это утверждение не может быть проверено, поскольку подобная переписка существует в архивах армянской церкви Назарета в Калькутте.
миссии CMS Zenana Яхья, Лукас и вся его семья, включая по крайней мере одного младенца на руках, прибыли в Пешавар в нищете и в конечном итоге были размещены в худжре на базаре Гор Хатри. [ 1 ] Поскольку беженцы были лишены всего своего имущества и оказались в нищете, Яхья и Лукас Джозеф написали обращения к различным британским чиновникам с просьбой о финансовой помощи, но безуспешно. Лукас и его наследники в конце концов приняли фамилию Джозеф и стали гражданами Индии, а затем и Пакистана. Две тети (?) Лукаса работали в миссии Занана, а его сын, Пол Н[асраддин] Джозеф, в конечном итоге стал медицинским суперинтендантом миссионерской больницы Пешавара. после раздела. Один из сыновей доктора Пола, его второй сын. Жена-пенджабка добилась высокого звания и военных наград в пакистанской армии, другой дослужился до звания вице-маршала авиации, третий стал профессором Эдвардс-колледжа. Четвертый сын поступил на службу в ВВС Индии во время Второй мировой войны, но погиб в авиакатастрофе еще до того, как принял участие в бою. [ 21 ]
Некоторые армяне пришли вместе с Красной Армией во время советского вторжения в Афганистан ; Сообщается, что эти ветераны были заинтересованы в том, чтобы снова вернуться в Афганистан, когда в июле 2009 года Армения объявила, что направит медицинских специалистов и переводчиков в помощь ООН Международным силам содействия безопасности . [ 22 ]
В 2010 году армянская православная часовня была открыта для использования армянским контингентом ISAF в Кундузе . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сет 1992 , с. 218
- ^ Сет 1992 , с. 207
- ^ Jump up to: а б с Сет 1992 , с. 208
- ^ Форстер (1808 г.). Путешествие, том 2 . С. 64–7, 105.
- ^ Стирлинг (1991). Журналы . стр. 322–3.
- ^ Массон (1842 г.). Повествование. том. 1 . стр. 237, том. 2, с. 244.
- ^ Вольф. Исследования . стр. 225–6.
- ^ Бернс. Путешествия . стр. том 1, с. 149–50.
- ^ Макинтайр. Иосия Великий . п. 126.
- ^ Аллен (1843 г.). Дневник . стр. 311–2.
- ^ Аллен (1843 г.). на цитируется стр. 311–12.
- ^ Григорианский. Афганистан . п. 66.
- ^ Леди Сейл. Журнал . п. 58.
- ^ Лоуренс, майор Г. Лоуренс (30 июля - 5 августа 1848 г.). «Правительственные отчеты Пенджаба, политические дневники Лахора, 1864–1849». 4 : 528.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ли. Древнее превосходство . С. 484, н. 147, 149.
- ^ Сет 1992 , с. 209
- ^ Хьюз 1893 , с. 456
- ^ Грей 1895 , с. 230, лицом
- ^ Сет 1992 , с. 210
- ^ Сет 1992 , с. 217
- ^ личная информация от семьи Джозефа и миссионеров CMS, переданная Джонатану Ли.
- ^ «Армения отправит войска в Афганистан в этом году» , The Arman Reporter , 24 июля 2009 г., заархивировано из оригинала 1 августа 2009 г. , получено 26 июля 2009 г.
- ^ «Освящение армянской часовни в Афганистане» .
Источники
[ редактировать ]- Аллен, преподобный И.Н. (1843), Дневник марша через Синд и Афганистан , Лондон
- Барр, лейтенант В. (1844 г.), Журнал марша из Дели в Пешавар, а оттуда в Кабул , Лондон.
- Бёрнс, Александр (1834), Путешествие в Бухару , Лондон, т. 1, Лондон
- Кокс, RHJ (1948), Указатели на границе, записи из записной книжки врача , Лондон
- Форстер, Джордж (1808), Путешествие из Бенгалии в Англию через северную часть Индии, Кашмир, Афганистан и Персию , 2 тома, Лондон
- Грей, Джон Альфред. (1895). При дворе эмира . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Грегориан, Вартан (1969), Возникновение современного Афганистана , Стэнфордский университет.
- Харлан, генерал Джозайя (1939), Средняя Азия, Личное повествование генерала Джозайи Харлана , изд. FE Росс, Лузак
- Голландия, HBT (1953), Нет второй весны , Лондон
- Хьюз, Томас П. (1893), «Двадцать лет на афганской границе» , The New York Independent , 45 : 455–456 , получено 26 июля 2009 г.
- Карими, Али, Кабульские христиане ( дари) http://8am.af/1393/08/04/kabul-christians-afghanistan-qani/ /
- Лоуренс, майор Г. «Политические дневники майора Г. Лоуренса, 30 июля — 4 августа 1848 г.», Отчеты правительства Пенджаба, Политические дневники Лахора, 1846–1849 гг ., том. IV
- Ли, Джонатан Л., (2023) «Христиане Афганистана при монархии Великих Моголов и Дуррани, 1700–1901», в под редакцией Д. Томаса и Дж. Чесворта, « Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история», том. 20, Иран, Афганистан. и Кавказ (1800–1914), Лейден, Э. Дж. Брилл, Лейден, стр. 29–48.
- Ли, Джонатан Л., (2002), «Армяне Кабула и Афганистана», от Каира до Кабула, афганские и исламские исследования, представленные Ральфу Пиндеру-Уилсону , редакторы Уорвику Боллу и Лену Харроу, Лондон, стр. 157–62.
- Ли, Джонатан Л. (1996), Древнее превосходство, Бухара, Афганистан и битва за Балх, 1732–1901 , Э. Дж. Брилл, Лейден
- Массон, Чарльз (1842), Рассказ о различных путешествиях в Белуджистан, Афганистан и Пенджаб , 3 тома, Лондон
- Макинтайр, Бен (2004), Иосия Великий, правдивая история человека, который станет королем, Лондон
- Наджмуддин, Шахзад З., (2006) Армения: резюме с примечаниями об армянах Сета в Индии, Trafford Publishing, стр. 92–122.
- Сейл, леди Флорентийка (1843), Журнал о катастрофах в Афганистане , Лондон
- Сет, Месровб Джейкоб (1992), «Глава XVI: Армяне в Кабуле - христианская колония в Афганистане», Армяне в Индии, с древнейших времен до наших дней: оригинальное исследование , Asian Educational Services, стр. 207– 224, OCLC 2970922
- Стирлинг, Эдвард (1991), Журналы Эдварда Стирлинга в Персии и Афганистане, 1828–1829 , изд. Дж.Ли, IsMEO, Неаполь, 1991 г.
- Вольф, преподобный Джозеф (1835 г.), Исследования и различные миссионерские работы среди евреев, мусульман и других сект , Лондон