Jump to content

Памирцы

Памирцы
Помера   ( Шугни )
Флаг, используемый памирцами
Памирская девочка, сфотографированная в Гилгит-Балтистане , Пакистан (2018 г.)
Общая численность населения
в. 300 000–350 000 [1] (2006)
Регионы со значительной численностью населения
Таджикистан
( Горный Бадахшан )
200,000 (2013) [2]
Китай
( Синьцзян )
50,265 (2015) [3]
Россия
( Москва )
32,000 (2018) [4]
Афганистан
( Бадахшан )
Неизвестный
Пакистан
( Гилгит-Балтистан )
Неизвестный
Языки
Памири
Среднее: персидский ( дари и таджикский ), русский , урду , уйгурский.
Религия
В основном ислам (преимущественно низариты-исмаилиты- шииты , исламское меньшинство суннитов )
Родственные этнические группы
Другие иранские народы

Памирцы [а] восточно-иранская этническая группа , родом из Центральной Азии , проживающая преимущественно в Таджикистане ( Горный Бадахшан ), Афганистане ( Бадахшан ), Пакистане ( Гилгит-Балтистан ) и Китае ( Такскорганский Таджикский автономный округ ). Они говорят на множестве разных языков, среди которых языки восточноиранской Памирской языковой выделяются группы. Языки шугни - рушанской группы, наряду с вахи , являются наиболее распространёнными памирскими языками.

Античность

[ редактировать ]
Скульптура сакского Халчаяне воина в . , Северная Бактрия , I век до нашей эры

восточноиранские (главным образом сакские ( скифские )), тохарские и, вероятно, дардские племена, а также доиндоевропейские В формировании Памира приняли участие субстратные популяции; в VII и II веках до нашей эры горы Памира были заселены племенами, известными в письменных источниках как саки. [5] [1] [6] Они были разделены на разные группы и записаны под разными именами, такими как Сака Тиграхауда («Саки, носящие остроконечные шапки »), Сака Хаумаварга Саки, почитающие хаума »), Сака Твайи Парадрайя («Саки, живущие за пределами (Черного) Море »), Сака Твайы Пара Сугдам («Саки, находящиеся за Согде »). [7] [8] Версию происхождении памирцев о эфталитском выдвинул известный советский и российский антрополог Лев Гумилев . [9]

Западный Памир, оборонявшийся от нашествия восточных кочевников, стал восточным форпостом Греко-Бактрийского царства с середины III века до нашей эры, а Кушанской империи с середины I века нашей эры. [5] [10] На Восточном Памире развивалось кочевое скотоводство, а на Западном Памире — земледелие и скотоводство. [5] На Памире до сих пор сохранились остатки древних крепостей и пограничных укреплений бактрийского и кушанского периодов. [10]

Средний возраст

[ редактировать ]

Массовая миграция особенно усилилась после V-VI вв. из-за движения тюрков в Среднюю Азию (а впоследствии и монголов ), от которых оседлое иранское население бежало в ущелья, непривлекательные для дикого скотоводства. [11] Василий Бартольд ( ум. 1930 ) в своем труде «Туркестан» упоминает, что в X веке три памирских государства: Вахан , Шикинан ( Шугнан ) и Керран (вероятно, Рушан и Дарваз ) уже были заселены язычниками, однако в политической сфере , вероятно, были порабощены мусульманами . В XII веке Бадахшан был присоединен к государству Гуридов . [12] В X-XVI вв. Вахан, Шугнан и Рушан вместе с Дарвазом (последние два были объединены в XVI в.) управлялись местными феодальными династиями и фактически были независимыми. [13] [14] [15]

Современная история

[ редактировать ]

В 1895 году Бадахшан был разделен между Афганистаном , находившимся под британским влиянием, и Бухарским эмиратом , находившимся под протекторатом Царской Российской империи . [5] [16] [14] Однако центральные земли Бадахшана остались на афганской стороне демаркационной линии. [16] [17] 2 января 1925 года советское правительство решило создать новое географическое и политическое образование, известное в наше время как Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО). В советский период памирцы, как правило, были отстранены от властных должностей в республике, за некоторыми исключениями, в частности, Шириншо Шотемуром , шугни , который занимал должность председателя Центрального исполнительного комитета Таджикской Советской Социалистической Республики в 1930-е годы; и Назаршо Додхудоев , рушани [ ru ] , который занимал пост председателя Президиума Верховного Совета Таджикистана в 1950-х годах. [18] Грамотность в ГБАО выросла с 2% в 1913 году до почти 100% в 1984 году. [19]

В переписи 1926 года памирцы были отнесены к «горным таджикам», в переписях 1937 и 1939 годов они выступали как отдельные этнические группы в составе таджиков , в переписях 1959, 1970 и 1979 годов они были отнесены к таджикам. [5] В конце 1980-х годов памирская идентичность еще больше укрепилась благодаря усилиям по повышению статуса памирских языков и продвижению литературы на памирских языках, а также «заявлениям о суверенитете и республиканском статусе Бадахшана», выдвинутым памирскими интеллектуалами. [18] В 1991 году, после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), ГБАО осталась в составе новой независимой страны Таджикистан . [16]

была образована памирская политическая группа «Лали Бадахшан» (таджикский: Ла'ли Бадахшан , букв. «Рубин Бадахшана») 4 марта 1991 года в Душанбе . [20] [21] [22] Основателем этой организации стал Атобек Амирбеков, памирец, уроженец Хорога , работавший в Душанбинском педагогическом институте преподавателем и заместителем декана. [20] [22] Костяк организации составили студенты столичных вузов и памирская молодежь, проживающая в таджикской столице. [21] [23] Основной целью Ла'ли Бадахшана было представлять культурные интересы памирского народа и выступать за большую автономию ГБАО. Группа также участвовала и организовывала многочисленные демонстрации в Душанбе и Хороге в течение первого года независимости Таджикистана. [20]

Флаг самопровозглашенной Автономной Республики Бадахшан

С конца 1992 года национальное движение памирцев пришло в упадок, что было связано, прежде всего, с резким ухудшением социально-экономических условий и гражданской войной (1992–1997 годы), развернувшейся в Таджикистане. [24] [25] [26] Вместе с Гармисом памирцы входили в Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) — коалицию различных националистических, либерально-демократических и исламистских партий. Расследование Организации Объединенных Наций показало, что в декабре 1992 года в Душанбе «автобусы регулярно обыскивались, а людей с удостоверениями личности, удостоверяющих их памирское или гармское происхождение, выгоняли из них и либо убивали на месте, либо увозили, а затем находили мертвыми или о них никогда не слышали». снова." [27]

Самопровозглашенная Автономная Республика Бадахшан [ ru ] формально существовала до ноября 1994 года. [28] По словам Сухробшо Давлатшоева, «гражданская война в Таджикистане в некотором смысле кристаллизовала и укрепила этническое самосознание памирцев». [26]

Личность

[ редактировать ]

Как Бобринского свидетельствуют записи Алексея иранское , в ходе бесед с памирцами в начале ХХ века памирцы подчеркивали свое происхождение . [29] Хотя советские этнографы называли памирцев «горными таджиками», большинство памирской интеллигенции считают себя принадлежащими к отдельному и своеобразному этносу. [30] [31] В Китае те же люди официально считаются таджиками. Не так давно то же самое наблюдалось в Афганистане, где они были идентифицированы как таджики, но совсем недавно афганское правительство переквалифицировало их в памирцев. [32]

Доисламские верования

[ редактировать ]

До распространения ислама на Памире памирцы исповедовали веру в различные системы верований. Легенды и некоторые современные истории о поклонении огню и почитании Солнца и Луны указывают на возможность некоторого продолжения доисламских религиозных практик, таких как мехпарасти (доисламская практика поклонения солнцу и луне), а также манихейских и Зороастрийские обычаи и обряды на Памире. [33] [34] Зороастризм был доминирующей религией и традицией на протяжении тысячелетий, поэтому многие из его традиций сохранились, включая особенности празднования Новруза (иранского Нового года), памирских домов, кладбищ, погребальных обрядов и обычаев, а также авестийских топонимов. [35] В Шугнане и Вахане зороастрийские храмы действовали до позднего средневековья. [5]

Город Сикашим [современный Ишкашим как с таджикской, так и с афганской стороны] является столицей региона Вахан (гасаби-йи нахийят-и Вахан). Его жители — огнепоклонники (габракан) и мусульмане, и там живет правитель (малик) Вахана. Кхамдуд [Хандут в современном афганском Вахане] — это место, где расположены идолопоклонства вахи (бутхана-йи Вахан). [36]

Насир Хосров и фатимидский исмаилизм

[ редактировать ]
Насир Хусрав на почтовой марке, выпущенной Таджикистаном в 2003 году.

Распространение исмаилитско-шиитского ислама связано с пребыванием на Памире Насира Хосрова ( ум. 1088 ), персоязычного поэта, богослова, философа и миссионера ( даи ) исмаилитов Фатимидов . Халифат , скрывавшийся от суннитского фанатизма в Шугнане. [5] [37] [38] Многие религиозные обряды памирской исмаилитской общины по сей день связаны с миссией Насира, и люди в общине почитают его как хазрата [величия], хакима [мудреца], шаха [царя], сайида [потомка Пророка] , пир [святой] и худжат [доказательство]. [39] [40] Община также считает его членом семьи Пророка Мухаммеда, Ахль аль-Байт . [40] [41]

О проницательный возлюбленный, присоединяйся к миссии Насира! О благочестивый верующий, присоединяйся к миссии Насира! Насир из семьи Пророка, он поистине потомок Али. [41]

- Кандил-Нама

Как утверждает Лидия Моногарова, одной из основных причин принятия памирцами исмаилизма можно считать их крайнюю толерантность к различным верованиям по сравнению с другими сектами ислама . [42] В результате такие термины, как Дават-и Насир или Дават-и Пир Шах Насир, являются распространенными обозначениями среди исмаилитов в таджикском и афганском Бадахшане, северных районах Пакистана и некоторых частях провинции Синьцзян в Китае . [37] [43] Исмаилиты Бадахшана и их ответвленные общины в регионе Гиндукуш, ныне расположенном в Хунзе и других северных районах Пакистана, считают Насира основателем своих общин. [38]

Марко Поло ( ум. 1324 ), проходя через Вахан в 1274 году, называл население здесь мусульманами . [44]

Пять иранских даи

[ редактировать ]

На Памире существует история о пяти иранских братьях-исмаилитах-даи, посланных низаритскими имамами : Шах Хамуше, Шах Маланге и Шах Кашане, поселившихся в Шугнане; и Шах Камбар Афтаб и Шах Исам ад-Дин, поселившиеся в Вахане. [45] [46] [47] Вероятно, они представились каландарами , потому что даже сегодня памирцы помнят их как «Пять каландаров». [48] Наиболее подробное биографическое повествование о Шахе Хамуше можно найти в приложении Фадла Али-Бега Сурх-Афсара к «Тарих-и Бадахшан » Мирзы Сангмухаммада Бадахши. Например, Сурх-Афсар утверждает, что вышеупомянутый Шах Хамуш («молчаливый король»), называемый Сайид Мир Хасан Шах , который проследил свое происхождение от Мусы аль-Казима ( ум. 799 ), седьмого имама шиитов -двунадесятников. 'ис , был святым увайси (вали) по линии своей матери, мигрировавший из Исфахана в Шугнан в 11 веке, и что он был предком пиров и миров Шугнана. [49] [50] [51] Эту историю рассказал Бобринскому, одному из русских пионеров памироведения, шугнипир Сайид Юсуф Али Шах в 1902 году. [48]

Дин-и Панджтани

[ редактировать ]

В течение периода сокрытия ( даур ас-сатр ), который продолжался в истории исмаилитов на протяжении нескольких столетий (от распада Аламута до возрождения Анджудана ), некоторые элементы двунадесятнических шиитских и суфийских идей смешались с исмаилитскими идеями. вера памирцев. [52] [53] Многие персоязычные поэты и философы, такие как Ансари , Санаи , Аттар и Руми , считаются памирскими исмаилитами своими единоверцами и считаются пиран-и ма'рифат ( букв. « мастера гнозиса » ). [54] [52] Признавая своими лидерами Мухаммеда , его дочь Фатиму , зятя Али и внуков Хасана и Хусейна , памирцы называют свою религию « Дин-и Панджтани » ( букв. « религия пяти лиц » ) и считают себя последователями. этой религии, которую они называют «Панджитани». [55] [56] [57] . Ярлык Чорёри (таджикский: Чорёри , букв. «четыре друга») используется памирскими исмаилитами для обозначения мусульман-суннитов, признающих первых четырех халифов ( Абу Бакра , Умара , Усмана и Али). [58] [59] Использование термина Дин-и Панджтани, местного эквивалента термина «шиит» в контексте Бадахшана, выражает преданность шиитам в целом и исмаилизму в частности. [60]

Памирцы лингвистически разлагаются на шугни - рушанскую группу (Шугни, Рушани, Хуфи , Бартанги , Рошорви , Сариколи ), с которой Язгулами и ныне вымершие Ванджи тесно связаны ; Ишкашими , Санглечи и Зебаки ; Вахи ; Мунджи и Йидга . [61] [14] [62] Родные языки Памира относятся к юго-восточной ветви иранских языков. [63] [61] Однако, по данным Энциклопедии Ираника , памирские языки и пушту относятся к северо-восточной иранской ветви. [64]

По словам Бориса Литвинского [ ru ] :

Общий шугни-рушанский язык существовал примерно 1300–1400 лет назад, но позже он раскололся… однако в гораздо более ранние времена существовал общий памирский язык, который развился в шугни-рушанский, вахский, ишкашимский и мунджинский диалекты. А поскольку общий шугни-рушанский язык существовал до V–VI веков нашей эры, широкое памирское языковое общение могло существовать во время или около сакского периода. [8]

Хотя памирские языки относятся к одной группе восточноиранских языков, они исключают общее понимание между собой. [63] Таджикский язык , называемый памирцами форси ( персидский ), использовался для общения как между ними, так и с соседними народами. [63] [65] [66] Хотя шугнские общины привычно распространены только в Таджикистане и Афганистане, традиционно шугнийский язык распространен среди всех памирцев как лингва-франка . [67]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лашкарбеков 2006 , с. 111–30.
  2. ^ Хейс, Джеффри. «Памирские таджики и ягнобцы | Факты и подробности» . Проверено 29 декабря 2023 г.
  3. ^ «Бюро статистики Синьцзян-Уйгурского автономного района» . 11 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 29 декабря 2023 г. .
  4. ^ Додыхудоева 2018 , с. 108.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Каландаров 2014 .
  6. ^ Давлатшоев 2006 , с. 36.
  7. ^ Мамадназаров 2015 , p. 386.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зоольшоев 2022 .
  9. ^ Мамадназаров 2015 , p. 387.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Nazarkhudoeva 2015 , p. 102.
  11. ^ Давлатшоев 2006 , стр. 37–8.
  12. ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 40.
  13. ^ Давлатшоев 2006 , с. 38.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Илолиев 2022 , с. 47.
  15. ^ Штрауб 2014 , с. 175.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нурмамадчоев 2014 , с. 36.
  17. ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 804.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Штрауб 2014 , с. 177.
  19. ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 805.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Штрауб 2014 , с. 179.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Худоёров 2011 , с. 79.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Путеводитель 2014 , с. 88.
  23. ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 817.
  24. ^ Худоёров 2011 , с. 80.
  25. ^ Давлатшоев 2006 , стр. 91, 94.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Давлатшоев 2006 , с. 33.
  27. ^ Штрауб 2014 , стр. 181–2.
  28. ^ Худоёров 2011 , с. 81.
  29. ^ Давлатшоев 2006 , с. 97.
  30. ^ Давлатшоев 2006 , с. 102.
  31. ^ Додыхудоева 2018 , с. 121.
  32. ^ Дагиев 2018 , с. 23.
  33. ^ Гоибназаров 2017 , с. 25.
  34. ^ Мамадназаров 2015 , p. 402.
  35. ^ Дагиев 2022 , с. 88.
  36. ^ Илолиев 2008 , с. 29.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нурмамадчоев 2014 , с. 147.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 207.
  39. ^ Дагиев 2022 , стр. 18–9.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гоибназаров 2017 , с. 28.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Илолиев 2008 , с. 42.
  42. ^ Давлатшоев 2006 , с. 50.
  43. ^ Давлатшоев 2006 , стр. 44, 48.
  44. ^ Давлатшоев 2006 , с. 44.
  45. ^ Илолиев 2008 , с. 36.
  46. ^ Гоибназаров 2017 , с. 34.
  47. ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 155.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гоибназаров 2017 , с. 35.
  49. ^ Илолиев 2008 , с. 37.
  50. ^ Дагиев 2022 , стр. 27–8.
  51. ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 48.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Илолиев 2008 , с. 41.
  53. ^ Гоибназаров 2017 , стр. 35–6.
  54. ^ Гоибназаров 2017 , с. 37.
  55. ^ Давлатшоев 2006 , с. 47.
  56. ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 124.
  57. ^ Илолиев 2008 , стр. 36, 41–2.
  58. ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 66.
  59. ^ Гоибназаров 2017 , с. 38.
  60. ^ Нурмамадчоев 2014 , стр. 24, 124.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стеблин-Каменский 1990 .
  62. Dodykhudoeva 2004 , pp. 149, 150.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Давлатшоев 2006 , с. 51.
  64. ^ Симс-Уильямс 1996 .
  65. ^ Моногарова 1965 , p. 27.
  66. ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 37, 38.
  67. Dodykhudoeva 2004 , p. 149.

Библиография

[ редактировать ]

Английские источники

[ редактировать ]

Российские источники

[ редактировать ]
  • Моногарова, Л. Ф. (1965). Современные этнические процессы на Западном Памире (in Russian). Советская этнография.
  • Лашкарбеков, Б. Б. (2006). Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований) . Москва: Институт востоковедения РАН . ISBN  5892822915 .
  • Худоёров, М. М. (2011). "Проблема Памирской автономии в Таджикистане на рубеже 1980—1990-х годов". Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии (in Russian). 22 (237): 78–81.
  • Каландаров, Тохир (2014). "Памирские народы" . Большая российская энциклопедия (in Russian). Москва. pp. 178–179. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Мамадназаров, Мунавар (2015). Памятники зодчества Таджикистана (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. ISBN  978-5-89826-459-8 .
  • Додыхудоева, Л. Р. (2018). "Влияние городской среды на носителей памирских языков". Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований (in Russian). XIV (3): 108–136. ISSN  2306-5737 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dce38b254035c5f64fc078d1b13a4bc1__1721659740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/c1/dce38b254035c5f64fc078d1b13a4bc1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pamiris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)