Jump to content

Однако

Хаома ( / ˈ h m ə / ; авестийский : 𐬵𐬀𐬊𐬨𐬀 ) — божественное растение в зороастризме и в более поздней персидской культуре и мифологии . Хаома берет свое начало в индоиранской религии и является родственником ведической сомы . [1] [2]

Этимология

[ редактировать ]

И авестийская хаома , и санскритская сома произошли от протоиндоиранского * sauma . Корень слова хаома , ху- , и сомы , су- , предполагает «давить» или «толкать». [3]

В древнеперсидской клинописи он был известен как 𐏃𐎢𐎶 хаума , как в надписи ДНК (ок. 490 г. до н. э.), в которой упоминаются « хаому , пьющие скифы » ( Sakā haumavargā ).

Среднеперсидская . форма имени — 𐭧𐭥𐭬 hōm , которая продолжает оставаться именем в современном персидском и других живых иранских языках ( هوم )

Как растение

[ редактировать ]

В Авесте

[ редактировать ]

К физическим атрибутам, описанным в текстах Авесты , относятся:

  • растение имеет стебли, корни и ветви ( Ясна 10.5).
  • в нем есть растение асу ( Ясна 9.16). Термин асу используется только в сочетании с описанием хаомы и не имеет устоявшегося перевода. Это относится к «ветвям» по Дитеру Тайлье, «стеблю» по Роберту Уоссону, «волокнам» или «плоти» по Илье Гершевичу, «росткам» по Лоуренсу Хейворту Миллсу .
  • он высокий ( Ясна 10.21, Вендидад 19.19)
  • it is fragrant ( Yasna 10.4)
  • золотисто-зеленый (стандартное наименование, Ясна 9.16 и др.)
  • его можно нажать ( Ясна 9.1, 9.2)
  • он растет по горам, «быстро распространяясь», «врозь по многим тропам» ( Ясна 9.26, 10.3-4 и др.), «до ущелий и пропастей» ( Ясна 10–11) и «на хребтах» ( Ясна 10.12) )

К косвенным атрибутам (т.е. как последствия его потребления) относятся:

  • оно способствует исцелению ( Ясна 9.16-17, 9.19, 10.8, 10.9)
  • это способствует сексуальному возбуждению ( Ясна 9.13-15, 9.22)
  • это физическое укрепление ( Ясна 9.17, 9.22, 9.27)
  • он стимулирует бдительность и осознанность ( Ясна 9.17, 9.22, 10.13).
  • слегка опьяняющий экстракт можно употреблять без отрицательных побочных эффектов ( Ясна 10.8).
  • оно питательно ( Ясна 9.4, 10.20) и «наиболее питательно для души» ( Ясна 9.16).

В современном зороастризме

[ редактировать ]

Многие физические свойства, описанные в текстах Авесты, соответствуют растениям, используемым в современной зороастрийской практике. В современном приготовлении парахаомы (подробнее см. Аб-Зор ),

  • ветки неоднократно растирают в присутствии небольшого количества воды, что позволяет предположить, что древняя хаома также была водорастворимой.
  • ветки приходится импортировать индийским зороастрийцам, которые считают, что по климатическим причинам их невозможно достать на Индийском субконтиненте.
  • производятся в очень небольших количествах.

По мнению Фалька, парсы -зороастрийцы используют вариант эфедры , обычно Ephedra procera , импортируемый из долины реки Хари в Афганистане. [4]

Ботаническая идентификация

[ редактировать ]

С конца 18 века, когда Анкетиль-Дюперрон и другие сделали части Авесты доступными западным ученым, несколько ученых искали репрезентативный ботанический эквивалент хаомы , описанный в текстах и ​​используемый в живой зороастрийской практике. Большинство предложений касались либо лингвистических данных, либо сравнительной фармакологии, либо отражали ритуальное использование. Редко все три рассматривались вместе, что обычно приводило к быстрому отклонению таких предложений.

Представитель рода Эфедра .

В конце 19-го века было обнаружено, что крайне консервативные зороастрийцы Йезда (Иран) использовали род Ephedra , который был известен на местном уровне как хум или хома и который они экспортировали индийским зороастрийцам. [5] Это растение, как также установил Фальк, требует прохладного и сухого климата, т. е. оно не растет в Индии (которая либо слишком жаркая, либо слишком влажная, либо и то, и другое), но процветает в Центральной Азии. Позже было обнаружено, что в ряде иранских языков и персидских диалектов есть хом или подобные термины в качестве местного названия некоторого варианта эфедры . Если рассматривать все вместе, лингвистические и ритуальные свидетельства, по-видимому, убедительно доказывают, что хаома была разновидностью эфедры .

Во второй половине 20-го века несколько исследований попытались установить хаому как психотропное вещество, основывая свои аргументы на предположении, что протоиндоиранская * саума была галлюциногеном . Это предположение опирается на Ригведу Мандала 8, Гимн 48 . Фальк (1989) и Хубен (2003а) отвергают это предположение, утверждая, что сума не является галлюциногеном. Принимая во внимание все 115 гимнов, посвященных суме , а не один гимн RV 8.48 , а также современное использование эфедры практикующими, Фальк и Хубен приходят к выводу, что эфедра может быть единственной логической идентичностью сумы . Более того, упоминания об энтеогенных свойствах были только в сочетании с ферментацией растительного экстракта, которая не успевает произойти в живых обычаях.

В заключении своих наблюдений на семинаре по Хаома-Соме в Лейдене в 1999 году Ян Э.М. Хубен пишет: «Несмотря на сильные попытки покончить с эфедрой со стороны тех, кто стремится рассматривать саума как галлюциноген, ее статус серьезного кандидата на Ригведическая Сома и Авестийская Хаома все еще существуют». [6] Это поддерживает Фалька, который в своем резюме отмечал, что «нет необходимости искать иное растение, кроме эфедры , единственного растения, используемого до сих пор парсами » . [7]

Как божество ( Дураоша )

[ редактировать ]

Язата Хаома , почитаемого , также известная под среднеперсидским названием Хом Язад , является воплощением квинтэссенции растения хаома в Хом Яшт , гимнах Ясны 9–11.

В этих гимнах говорится, что Хаома появляется перед Зороастром в образе Дураоши . [8] «красивый человек» (это единственное антропоморфное упоминание), который побуждает его собирать и прессовать хаому для очищения вод (см. Абан ). Хаома «праведна» и «содействует праведности», «мудра» и «дает проницательность» (Ясна 9.22). Хаома был первым жрецом, поставленным Ахура Маздой со священным поясом айвиянган ( Ясна 9.26) и служащим Амеша Спентасу в этом качестве ( Яшт 10.89). «Золото-зеленоглазая» Хаома была первой, кто принес в жертву хаому с «украшенной звездами, созданной духами ступкой», и является хранителем «горных растений на самой высокой горной вершине». ( Яшт 10.90)

Хаома связана с Амешой Спента Воху Манахом (авестийским, среднеперсидским Вахманом или Бахманом ), хранителем всего животного творения. Хаома — единственное божество с Яштом , которое также не представлено посвящением имени дня в зороастрийском календаре . Без такой преданности Хаома перестала иметь большое значение в зороастрийской иерархии ангелов.

В традициях и фольклоре

[ редактировать ]

В легенде о зачатии Зороастра

[ редактировать ]

Растение Хаома является центральным элементом легенды, связанной с зачатием Зороастра . Согласно легенде, его отец Пурошаспа взял кусочек растения Хаома и смешал его с молоком. Одну половину смеси он дал своей жене Дугдховой, а вторую съел. Затем они задумали Зороастра, в которого был вселен дух растения.

Согласно традиции, Зороастр получил свое откровение на берегу реки, когда готовил парахаому для Аб-Зора (Зацпрам 21.1), то есть для символического очищения Абана («вод»). Это символическое очищение также очевидно в Ясне 68.1, где служащий возмещает ущерб, нанесенный воде человечеством: «Эти подношения, обладающие хаомой , обладающие молоком, обладающие гранатом, возместят тебе».

традиционный барсом

[ редактировать ]

Возможно, что пучок веточек барсома (вар. авестийский баресман ) изначально представлял собой пучок стеблей хаомы. Божество Хаома отождествляется со священством (см. Хаома как божество ), тогда как стебли барсома, «разрезанные для связок женщин» ( Ясна 10.17), являются символом и инструментом зороастрийских жрецов. Сегодня барсом делают из веточек граната ( ср.: приготовление парахаомы для Аб-Зора ).

В Шахнаме

[ редактировать ]

В » Фирдоуси «Шахнаме , включающем в себя истории из Авесты (с должным признанием), Хом предстает отшельником, жителем гор, невероятно сильным. Он связывает Афрасиаба (среднеперсидский, авестийский: «падший туранский Франграсян », Ясна 11.7) священным поясом и тащит его из глубины земли (названный ханкана по-авестийски, ханг-е-Афрасиаб по-среднеперсидски), где Афрасиаб имеет свое «окруженное металлом» королевство, невосприимчивое к смертельной атаке.

В другом эпизоде ​​Виваньхат первым из людей нажал хаому , за что Хом награждает его сыном Джамшидом . В Ясне 9.3-11 Зороастр спрашивает божество, которое (первым) приготовило хаому и за какую награду, и Хаома вспоминает Вивангванта (персидский: Вивахат), от которого Йима Кшаэта ( Джамшид родился ); Атвия Траэтаона ( Фередун (Абтин), у которого рождается ); и Трита, у которой родились Урвакшая и Кересаспа (Каршасп и Гаршасп). Последние двое также являются персонажами жреческой героической традиции, а среди консервативных зороастрийцев наследственного жречества Хаоме до сих пор молятся те, кто хочет иметь детей (в частности, честных сыновей, которые также станут священниками).Изложение, данное в индийских Ведах, близко согласуется с изложением иранской Авесты . Первыми приготовителями Сомы указаны Вивасват, отец Ямы и Ману , и Трита Аптья .

Дарместер

[ редактировать ]

Джеймс Дарместетер в своей диссертации 1875 года по мифологии Авесты, размышляя о вере парсов в то, что ветки эфедры не разлагаются, писал:

... он включает в себя силу жизни всего растительного царства ... и Веды, и Авеста называют его «царем целебных трав» ... писания Заратустри говорят, что хома бывает двух видов: белая хаома и безболезненное дерево. Может быть, сома — это дерево жизни ? даритель бессмертия?

Упомянутая выше индийско-зороастрийская вера проявляется и в современной зороастрийской практике введения нескольких капель парахаомы новорожденным или умирающим (см. Аб-Зор ). Это убеждение также кажется очень старым и межкультурным. Как Фальк, вспоминая открытие Аурелом Штайном растений эфедры, захороненных в захоронениях Таримской котловины I века нашей эры , отмечает: «нетленное растение, представляющее или символизирующее непрерывность жизни, наиболее подходит для погребальных обрядов». [ нужна ссылка ]

В Задспраме

[ редактировать ]

Легендарный «Белый Хом» растет на стыке «великого места сбора вод» и могучей реки. Согласно « Задспраму» , в конце времен, когда Ормузд одержит победу над Ариманом , последователи хорошей религии разделят парахом, сделанный из «Белого Хома», и таким образом достигнут бессмертия для своих воскресших тел. ( Задспрам 35.15)

Сравнение хаомы и сомы

[ редактировать ]

Помимо установления общего происхождения хаомы и сомы и многочисленных попыток придать этому общему происхождению ботаническую идентичность, мало что было сделано для сравнения этих двух видов. Как также отметил индолог Ян Хубен в материалах семинара по Хаома-Соме 1999 года, «кроме случайных и разрозненных замечаний о сходстве в структуре и деталях ведических и зороастрийских ритуалов, мало что было сделано для систематического сравнения этих двух». [6] По состоянию на 2003 год ни один значимый сравнительный обзор культурных/священных Хаомы/Сомы не выходил за рамки Альфредом Хиллебрандтом в 1891 году. сравнения ведического божества и зороастрийского божества, проведенного [9]

Все более поздние исследования, посвященные общности, касались только ботанической идентификации протоиндоиранской * sauma . Семинар Хубена, первый в своем роде, был посвящен «природе растения Сома/Хаома и выжимаемому из него соку» и что «главной темой семинара (была) идентичность Сома/Хаома». [10]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-23903-6 .
  • Дхалла, Манекджи Нусерванджи (1938). История зороастризма . Нью-Йорк: ОУП.
  • Фальк, Гарри (1989). «Сома I и II». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 52/1 (1). Лондон: UCL Press: 77–90. дои : 10.1017/S0041977X00023077 . JSTOR   617914 . S2CID   146512196 .
  • Генон, Рене (2004). Символы священной науки София Переннис ISBN  978-0-900588-77-8 .
  • Хиллебрандт, Альфред (1891). Ведическая мифология. Я: Сома и родственные ей боги . Бреслау: Кебнер.
  • Хубен, Ян Э.М. (4 мая 2003 г.). «Проблема Сома-Хаома». Электронный журнал ведических исследований . 9/1а .
  • Хубен, Ян Э.М. (4 мая 2003b). «Отчет семинара». Электронный журнал ведических исследований . 9/1б .
  • Келленс, Джин (2 декабря 2011 г.) [1996]. «Дураоша». Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
  • Мюллер, Фридрих Макс , изд. (1887). « Ясна 9-11 (Хом Яшт)» . Священные книги Востока . Том. 31. Перевод Миллса, Лоуренса Хейворта . Издательство Оксфордского университета.
  • Тайлье, Дитер и Бойс, Мэри (2002). «Хаома» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Паб Mazda. Архивировано из оригинала 29 июня 2006 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2491-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cf47e617e84468d227014c004cd608b__1713086520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/8b/9cf47e617e84468d227014c004cd608b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haoma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)