Jump to content

Сома (напиток)

В ведической традиции сома ( санскрит : सोम , латинизированное : сома ) — ритуальный напиток. [1] [2] важное значение среди ранних ведических индоариев . [3] Ригведа Мандале упоминает об этом, особенно в Сома . Гита упоминает этот напиток в главе 9. [4] Это эквивалент иранской хаомы . [5] [6]

В текстах описывается приготовление сомы путем извлечения сока из растения, идентичность которого сейчас неизвестна и обсуждается среди ученых. Как в древних религиях, таких как Историческая ведическая религия , так и в зороастризме , названия напитка и растения не совсем совпадают. [7]

Было много предположений о наиболее вероятной личности оригинального растения . Традиционные индийские источники, например, от практиков Аюрведы , медицины Сиддхов и Сомаяджны , называемых Сомаяджи , идентифицируют это растение как «Сомалата» ( Cynanchum acidum ). [8] Неиндийские исследователи предложили кандидатов, включая Amanita muscaria , псилоцибиновые грибы , Peganumharmala и Ephedra sinica .

Этимология

[ редактировать ]

Сома — это ведическое санскритское слово, которое буквально означает «перегонять, извлекать, опрыскивать», часто употребляемое в контексте ритуалов. [9]

Сомы Авестийский родственник — хаома . По мнению Гельднера (1951), слово происходит от индоиранских корней *sav- (санскр. sav-/su ) «давить», т.е. *sau-ma- — напиток, приготовленный путем прессования стеблей растения, [10] но слово и связанные с ним практики были заимствованы индоарийцами из Бактрио-Маргианской культуры (БМАК). [11] [12] Хотя это слово встречается только в индоиранских традициях, Манфред Майрхофер предположил, что оно имеет протоиндоевропейское происхождение от корня * seew(h)- . [13]

Происхождение

[ редактировать ]

Ведическая религия была религией некоторых ведических индоарийских племен, ариев . [14] [15] которые мигрировали в долину реки Инд на Индийском субконтиненте. [16] Индоарийцы были носителями ветви индоевропейской языковой семьи, зародившейся в синташтинской культуре и в дальнейшем развившейся в андроновскую культуру , которая, в свою очередь, развилась из курганной культуры среднеазиатских степей . [17] Ведические верования и практики доклассической эпохи были тесно связаны с предполагаемой протоиндоевропейской религией . [18] [примечание 1] и показать связь с ритуалами андроновской культуры , от которой произошел индоарийский народ. [19] По мнению Энтони, древнеиндийская религия, вероятно, возникла среди индоевропейских иммигрантов в зоне соприкосновения реки Зеравшан (современный Узбекистан ) и (современный) Иран. [20] Это была «синкретическая смесь старых центральноазиатских и новых индоевропейских элементов». [20] которые заимствовали «отличительные религиозные верования и практики» [11] из Бактрио-Маргианской культуры (БМАК). [11] Это синкретическое влияние подтверждается как минимум 383 неиндоевропейскими словами, заимствованными из этой культуры, включая бога Индру и ритуальный напиток Сома. [12] По словам Энтони,

Многие качества индоиранского бога силы/победы Веретрагны были переданы принятому богу Индре, который стал центральным божеством развивающейся древнеиндийской культуры. Индра был предметом 250 гимнов, четверти Ригведы . Он больше, чем любое другое божество, ассоциировался с Сомой , стимулирующим препаратом (возможно, полученным из эфедры ), вероятно, заимствованным из религии BMAC . Его восхождение к известности было характерной чертой древнеиндийских носителей. [21]

Ведическая сома

[ редактировать ]

В Ведах одно и то же слово (сома) используется для обозначения напитка, растения и его божества. Употребление сомы дает бессмертие ( Амрита , Ригведа 8.48.3). Индра и Агни изображаются потребляющими сому в обильных количествах. Согласно ведической идеологии, Индра выпил большое количество сомы, сражаясь со змеиным демоном Вритрой . Употребление сомы людьми хорошо засвидетельствовано в ведических ритуалах. Сома Мандала Ригведы полностью посвящена Соме Павамане и сосредоточена на моменте ритуала, когда сома сжимается, процеживается, смешивается с водой и молоком и выливается в контейнеры. Эти действия описываются как изображение множества вещей, включая завоевание территории королем, путешествие Солнца по космосу или быка, бегущего для спаривания с коровами (представленными молоком). Самый главный миф о Соме — о его краже. В нем Сома изначально находился в плену в небесной цитадели лучником Кришану. Сокол украл Сому, успешно сбежав от Кришану, и доставил Сому Ману , первый жертвователь. Кроме того, Сома связана с Луной в период поздней Ригведы и Средней Веды. Сурью, дочь Солнца, иногда называют женой Сомы. [22]

Ригведа ( 8.48.3 ) говорит:

апама сомам амшта абхума
аганма джйотир авидама деван
кин нунам асман кринавад аратих
Ким у Дхуртир амрита мартиясйа
[23]

Стефани В. Джеймисон и Джоэл П. Бреретон переводят это так:

Мы выпили сому; мы стали бессмертными; мы пошли к свету; мы нашли богов.
Что может сделать нам теперь вражда и что злоба смертного, о бессмертного? [24]

В Ведах сома «является одновременно растением и богом». [25]

Авестийская хаома

[ редактировать ]

Окончание хаомы в зороастризме можно увидеть в Авесте (особенно в Хом Яст , Ясна 9), а авестийский язык *hauma также сохранился как среднеперсидский хом . Растение хаома стало основным ингредиентом ритуального напитка парахаома .

В Ясне 9.22 хаома дарует «скорость и силу воинам, превосходных и праведных сыновей рожающим, духовную силу и знание тем, кто занимается изучением насков». Как главное культовое божество религии, он стал восприниматься как ее божественный священник. В Ясне 9.26 говорится, что Ахура Мазда надел его священным поясом, а в Ясне 10.89 установил хаому как «быстро приносящего жертву заотара » (санскритский хотар ) для себя и Амеша Спента .

Постведические упоминания

[ редактировать ]

Сома упоминается в главе 9, стихе 20 Бхагавад-гиты :

Те, кто совершает действия (описанные в трёх Ведах ), желая плодов от этих действий, и те, кто пьёт сок чистого растения Сома, очищаются от своих прошлых грехов.
Те, кто желает рая (Обитель Господа, известная как Индралок ) [26] достигни небес и наслаждайся их божественными удовольствиями, поклоняясь мне посредством приношения жертв.
Таким образом, совершая благие действия ( Карму , как изложено в трёх Ведах), человек всегда несомненно получит место на небесах, где сможет наслаждаться всеми божественными удовольствиями, которыми наслаждаются Божества. [ нужна ссылка ] [примечание 2]

Махариши Махеш Йоги включает Программа Трансцендентальной Медитации-Сидхи в себя понятие «сома», которое, как говорят, основано на Ригведе. [27] [28]

Кандидаты на завод

[ редактировать ]

Было много предположений относительно оригинального растения Саума . В число предложенных кандидатов входят мед , грибы, психоактивные вещества и другие травяные растения. [29]

Когда ритуал сомаяджны проводится сегодня в Южной Индии традиционными шраутами , называемыми сомаяджи , используется растение сомалата (санскрит: сома лиана, Sarcostemma acidum ). [8] который добывается как безлистная лоза .

С конца 18 века, когда Авраам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон и другие сделали части Авесты доступными западным ученым, несколько ученых искали репрезентативный ботанический эквивалент хаомы , описанный в текстах и ​​используемый в живой зороастрийской практике. В конце 19-го века было обнаружено, что крайне консервативные зороастрийцы Йезда (Иран) использовали эфедру , известную на местном уровне как хум или хома , и которую они экспортировали индийским зороастрийцам. [30]

Во времена колониальной британской эпохи Джогеш Чандра Рэй в книге каннабис . предложил в качестве кандидата на сому «Растение сома» (1939) [31] и Б.Л. Мукерджи (1921). [32]

В конце 1960-х годов в нескольких исследованиях была предпринята попытка признать сому психоактивным веществом . Был сделан ряд предложений, в том числе одно в 1968 году американским банкиром Р. Гордоном Уоссоном любителем , этномикологом- , который утверждал, что сома является опьяняющим средством, но не каннабисом, и предложил в качестве вероятного кандидата мухомор, Amanita muscaria . С момента своего появления в 1968 году эта теория приобрела как критиков, так и последователей в антропологической литературе. [33] [34] [35] Уоссон и его соавтор Венди Донигер О'Флаэрти провели параллели между ведическими описаниями и сообщениями об использовании сибиряками мухомора в шаманских ритуалах. [36]

В 1989 году Гарри Фальк отметил, что в текстах и ​​хаома , и сома , как утверждается, повышают бдительность и осознанность, не совпадают с изменяющими сознание эффектами энтеогена , и что «нет ничего шаманского или визионерского ни в ранних Ведах, ни в Древнеиранские тексты», Фальк также утверждал, что три разновидности эфедры, дающие эфедрин ( Ephedra gerardiana , E. major procera и E. intermedia ), также обладают свойствами, приписываемыми хаоме в текстах Авесты. [37] [ нужна полная цитата ] По завершении семинара по Хаома-Соме в Лейдене в 1999 году Ян Э.М. Хубен пишет: «Несмотря на решительные попытки покончить с эфедрой со стороны тех, кто стремится рассматривать саума как галлюциноген, ее статус серьезного кандидата на роль Ригведической Сомы и Авестийская Хаома все еще стоит». [38] [ нужна полная цитата ]

Советский археолог Виктор Сарианиди писал, что обнаружил в зороастрийских храмах Бактрио -Маргианского археологического комплекса сосуды и ступки, используемые для приготовления сомы . Он сказал, что в сосудах обнаружены остатки и отпечатки семян, оставшиеся во время приготовления сомы. Это не было подтверждено последующими расследованиями. [39] В качестве альтернативы Марк Мерлин, который вновь обратился к теме идентичности сомы более чем через тридцать лет после того, как впервые написал об этом. [40] заявил, что существует необходимость дальнейшего изучения связей между сомой и Papaver somniferum . [41]

По мнению Майкла Вуда , ссылки на бессмертие и свет являются характеристиками энтеогенного опыта. [42] [ нужна полная цитата ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Кузьмина (2007), Происхождение индоиранцев , с. 339, где представлен обзор публикаций по этой теме до 1997 г.
  2. ^ траи-видйа мам сома-пах пута-папа
    йаджнаир иштва свар-гатим прартхайанте
    те пуньям асадйа сурендра-локам
    ашнанти дивйан два дева-бхогана
  1. ^ Монье Уильямс (1899), Санскритско-английский словарь, Оксфорд, Clarendon Press, OCLC 458052227, страница 1249.
  2. ^ сома . CollinsDictionary.com. Словарь английского языка Коллинза - полное и несокращенное 11-е издание. Проверено 2 декабря 2012 г.
  3. ^ Наводнение (1996), Введение в индуизм , стр.43
  4. ^ «Бхагавад-гита: Песня Бога» . www.holy-bhagavad-gita.org . Перевод Мукундананды . Джагадгуру Крипалуджи Йог . Глава 9, стих 20. ASIN   B0747RJJNG . ОЛ   28015595М . Викиданные   Q108659922 .
  5. ^ Тоорн, Карел ван дер; Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 384. ИСБН  978-0-8028-2491-2 . Проверено 24 января 2021 г.
  6. ^ Генон, Рене (2004). Символы священной науки София Переннис п. 320. ИСБН  978-0-900588-77-8 . Проверено 24 января 2021 г.
  7. ^ Виктор Сарианиди, Виктор Сарианиди в документальном фильме PBS «История Индии».
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингх, НП (1988). Флора Восточной Карнатаки, Том 1 . Публикации Миттала. п. 416. ИСБН  9788170990673 .
  9. ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета (перепечатка: 2001 г.). стр. 1136–1137.
  10. ^ К.Ф.Гельднер, Ригведа. Кембридж, Массачусетс, 1951, Том. III: 1-9
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беквит 2011 , с. 32.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , стр. 454–455.
  13. ^ М. Майрхофер, Этимологический словарь древнеиндоарийского языка, Гейдельберг, 1986–2000, том II: 748
  14. ^ Kuz'mina 2007 , p. 319.
  15. ^ Сингх 2008 , с. 185.
  16. ^ Хестерман 2005 , стр. 9552–9553.
  17. ^ Энтони 2007 .
  18. ^ Роджер Д. Вудард (18 августа 2006 г.). Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ . Издательство Университета Иллинойса . стр. 242–. ISBN  978-0-252-09295-4 .
  19. ^ Кузьмина 2007 , с. 319.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 462.
  21. ^ Энтони 2007 , с. 454.
  22. ^ Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 42–43. ISBN  978-0190633394 .
  23. ^ «Колледж гуманитарных наук UT: Колледж гуманитарных наук UT» . Liberalarts.utexas.edu . Проверено 4 октября 2018 г.
  24. ^ Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 1129. ИСБН  978-0190633394 .
  25. ^ Стивенсон, Джей (2000). Полный путеводитель идиота по восточной философии . Индианаполис: Альфа-Книги . п. 46. ​​ИСБН  9780028638201 .
  26. ^ Бхагавад Гита об Индре, глава 10, стих 22.
  27. ^ Уильямсон, Лола (январь 2010 г.). Трансцендентное в Америке . Нью-Йорк Пресс. ISBN  9780814794708 . Проверено 23 февраля 2015 г.
  28. ^ Хендель против Исполнительного совета Всемирного плана, 124 WLR 957 (2 января 1996 г.); affd 705 A.2d 656, 667 (округ Колумбия, 1997 г.)
  29. ^ Ольденберг, Герман (1988). Религия Веды . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN  978-81-208-0392-3 .
  30. ^ Эйчисон, 1888 г.
  31. ^ Рэй, Джогеш, Чандра, Сома Плант, Indian Historical Quarterly, том. 15, нет. 2 июня 1939 года, Калькутта.
  32. ^ Мукерджи, Б.Л., Растение сома, JRAS, (1921), То же, Растение сома, Калькутта, (1922), Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии, 1921). )
  33. ^ Ферст, Питер Т. (1976). Галлюциногены и культура . Чендлер и Шарп. стр. 96–108. ISBN  0-88316-517-1 .
  34. ^ Джон Бро (1971). «Сома и «Мухомор мускариа» ». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 34 (2): 331–362. дои : 10.1017/S0041977X0012957X . JSTOR   612695 . S2CID   84458441 .
  35. ^ Фини, Кевин (2020). «Мухомор: сборник истории, фармакологии, мифологии и исследований» . Исследовательские ворота . Проверено 27 декабря 2020 г.
  36. ^ ( Уоссон, Роберт Гордон (1968). «Сома: Божественный гриб бессмертия». Этномикологические исследования . 1 . Нью-Йорк. ISBN  0-15-683800-1 . )
  37. ^ Фальк, 1989, стр. 87.
  38. ^ Хубен, 2003 г.
  39. ^ CC Бейклс (2003). «Отчет о содержимом керамического сосуда, найденного в «белой комнате» Гонур Теменоса Мервского оазиса, Туркменистан» . ЭЙВС . 9 .
  40. ^ Мерлин, Марк, Человек и марихуана (Barnes and Co, 1972)
  41. ^ Мерлин, М., Археологические данные об использовании психоактивных растений в Древнем Старом Свете, Экономическая ботаника, 57 (3): (2008).
  42. ^ Майкл Вуд, История Индии .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7cdce5f497841e3d13604ed09f4bf1c__1719996420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/1c/d7cdce5f497841e3d13604ed09f4bf1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soma (drink) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)