Jump to content

Веретрагна

(Перенаправлено с Веретрагны )
Веретрагна
Орлагно (Вертрагна) на монетах Канишки I , II век н.э. [1] [2]

Веретрагна или Бахрам ( авестийский : 𐬬𐬆𐬭𐬆𐬚𐬭𐬀𐬖𐬥𐬀 ‎ vərəθraγna ) — индоиранское божество. [3] [4]

Существительное среднего рода verethragna родственно авестийскому verethra , «препятствие», и verethragnan , «победитель». [5] Олицетворением этой концепции является божество Веретрагна, которое является ипостасью «победы», и «как податель победы Веретрагна явно пользовался величайшей популярностью в древности». [6] В зороастрийском среднеперсидском языке Веретрагна стала 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 Варахрамом , от которого произошли Вахрам, Вехрам, Бахрам, Бехрам и другие варианты.

Это слово имеет аналог в ведическом санскрите . Ведический бог Индра может соответствовать Веретрагне из зороастрийской Авесты; В ведическом санскрите вартрагна- — это преимущественно эпитет Индры, который соответствует авестийскому существительному веретрагна- .

Имя и, в некоторой степени, божество были заимствованы из армянского Վահագն Ваагн и Վռամ Врама и имеют родственные слова в буддийском согдийском языке. 𐫇𐫗 w манихейский парфянский 𐭅𐭓𐭉𐭇𐭓𐭌 wryḥrm Wahrām , кушанский бактрийский ορλαγνννν ‎ wš$ en (i)ša$n , [7] Хотя фигура Веретрагны очень сложна, параллели также были проведены между пураническим Вишну , манихейским Адамасом , халдейским/вавилонским Нергалом , египетским Гором , эллинским Аресом и Гераклом .

В Священном Писании

[ редактировать ]

В Бахрам Яште

[ редактировать ]

Яшт 14, гимн хвалы Веретрагне, «хотя и плохо сохранился, но содержит элементы, которые кажутся очень архаичными». [6] Там Веретрагна описывается как «самый хорошо вооруженный» ( Яшт 14.1), «самый вооруженный» (14.13), обладающий «кипучей славой» (14.3), обладающий «завоевательным превосходством» (14.64) и находящийся в постоянном состоянии. битва с людьми и демонами (14.4, 14.62).

Веретрагна не ассоциируется исключительно с военной мощью и победой. Так, например, он связан с сексуальной потенцией и «придает мужественность» ( Яшт 14.29), обладает «способностью исцелять» (14.3) и «делает чудесным». Яшт ; начинается с перечисления десяти форм, в которых проявляется божество: Как порывистый ветер (14.2-5) как вооруженный воин (14,27) и пятнадцатилетний подросток (14,17); а в остальных семи формах животных: бык с золотыми рогами (14.7); белая лошадь с ушами и золотой мордой (14,9); верблюд в течке (14.11-13); кабан (14,15); хищная птица ( веренья , 14.19-21); баран (14,23); и дикая коза (14.25). приписывают юношу, быка и лошадь Многие из этих воплощений также являются общими с другими божествами, например, Тиштрии . Аналогично птица, верблюд и ветер Ваю-Вате , другому члену зороастрийского пантеона, связанному с военной победой.

В других текстах

[ редактировать ]

Вместе с Веретрагна Чистой является главным спутником Митры ( Михр Яшт 10.70). Некоторые разделы Бахрам Яшт также встречаются в гимнах, посвященных другим божествам, но редко можно определить, в каком направлении были скопированы эти разделы.

Идентификация Веретрагны как вепря в Яште 14 побудила Илью Гершевича идентифицировать Дамоиша Упамана - кабана в авестийском гимне Митре - как альтер-эго Веретрагны. [8] [9] [10]

В культуре и традициях

[ редактировать ]
Статуя Геркулеса в Бехистуне , посвященная во имя «Геракла Каллиника» ( Ἡρακλῆν Καλλίνικον , «Геркулес, славный победой») правителем Селевкидов в 148 г. до н.э. [11] Некоторые интерпретировали это как эллинистической изображение Веретрагны в образе Геракла эпохи . [12] Керманшах , Иран . [12]

В зороастрийской иерархии

[ редактировать ]

В зороастрийской иерархии божеств Бахрам — помощник Аша Вахишты (авестийский, среднеперсидский: Ардвахишт ), Амеша Спента, ответственного за светила. В зороастрийском календаре, установленном в эпоху позднего Ахеменидов (648–330 до н.э.), двадцатый день месяца посвящен Бахраму ( Сироза 1.20).

В более поздних среднеперсидских текстах Бахрам особенно почитается как один из Амеша Спентас , что фактически дает ему высокое звание за успех в отражении Ангра-Майнью. [13] [14]

Как название планеты

[ редактировать ]
Синкретический парфянский рельеф Бахрама (Нергала) из Хатры в Ираке , датируемый I или II веком нашей эры.

В астрономических и календарных реформах Сасанидов ( 224–651 гг. н.э.) планета Марс была названа Бахрамом. Зенер объясняет это синкретическим влиянием халдейской астрально-теологической системы, где вавилонский Нергал является одновременно богом войны и именем Красной планеты. [15] (см. также: «Фаталистический» зурванизм ).

Во имя класса пожарной безопасности

[ редактировать ]

По мнению Бойса, современное выражение Аташ -Бехрам как название самого священного класса огней представляет собой смешение прилагательного «Победоносный огонь» с «Огнем Бахрама». [16] Первое — это то, как оно появляется в среднеперсидских надписях, таких как надпись Картир в Кабах-и Зардушт , а второе — это то, что сейчас понимается под термином Аташ-Бехрам . Гноли объясняет это изменение естественным непониманием, «которое в исламские времена способствовало прогрессирующему упадку зороастрийского священнического учения». [17]

В искусстве и иконографии

[ редактировать ]
Kushan ruler Kanishka I with god Orlagno (Verethragna).

Единственное свидетельство культа появляется в отчете Страбона первого века , который сообщает, вероятно, со слов Неарха , что карманиане поклонялись божеству победы ( Geographika , 15.2.14). То, что это был Бахрамб/Вертрагна, маловероятно, если, по словам Страбона, он был их «единственным богом». [ нужна ссылка ] Однако отчет действительно показывает, что божества войны были известны людям, не проживавшим на Иранском нагорье, свидетельства этому также исходят от Геродота (4.59–62).

При Селевкидах (330–150 гг. до н. э.) и Аршакидах (250 г. до н. э. – 226 г. н. э.), то есть в империях, находящихся под влиянием эллинской культуры, Веретрагна одновременно идентифицировалась как Арес и ассоциировалась с Гераклом и получила греческое имя Артаньес . [18] Этот синкретизм хорошо засвидетельствован в скульптуре и иконографии, особенно в надписи Антиоха I Теоса из Коммагены , в которой все три имени встречаются вместе.

То, что Бахрам считался божеством-покровителем путешественников, возможно, отражено в наскальной скульптуре божества в натуральную величину на главном шоссе в Бехистуне. Там Бахрам возлежит с кубком в руке, дубинкой у ног и львиной шкурой под ним.

В ранний сасанидский период Бахрам все еще изображался как греческий Геракл. На рельефе Ардешира I в Наксе Раджабе III: [ нужна ссылка ] Бахрам появляется как одна из двух меньших фигур между Ахура Маздой и царем. Там он держит львиную шкуру в левой руке и размахивает дубинкой в ​​правой. Другая маленькая фигура, которая, судя по всему, выражает почтение Бахраму, — это будущий король Бахрам I.

Бахрам также появляется в виде крыльев или хищной птицы в коронах сасанидских царей. Эта иконография впервые появляется в короне Бахрама II, которая также носит имя божества. Похожий образ принят Перозом (чье имя также означает «победоносный»), а также Хосровом Парвезом (опять же, Парвез означает «вечно победоносный»). Точно так же головы вепря и орла на шапках венчают головы князей. Фигуры кабанов широко распространены в сасанидском искусстве и встречаются во всем, от текстиля до лепнины, а также в серебряных украшениях, монетах и ​​печатях. Были обнаружены и другие животные мотивы, которые напоминают аспекты Бахрама (см. десять форм Бахрама в Авесте выше). Считается, что птичий мотив на огненных алтарях сасанидской эпохи также представляет Бахрама.

Как имя королей

[ редактировать ]

Бахрам — имя шести сасанидских царей:

В двунадесятном шиизме

[ редактировать ]

В своей знаменитой книге «Ан-Наджм аль-Такиб» Мирза Хусейн Нури Табарси перечисляет 182 имени шиитского Махди . Существовал ряд древних персидских и зороастрийских титулов, и Табарси перечислил Бахрама как одно из имен Махди . [19] возможно, намекая на роль Махди как победоносного военачальника.

В авестийской учености

[ редактировать ]
Кабан на фреске в Бамиане , символ маздейского бога победы Веретрагны. VI-VII век нашей эры. [20]

Интерпретация божественности когда-то была одной из наиболее широко обсуждаемых областей зороастрийской науки, поскольку теории происхождения отражали радикальную революцию в этических, моральных и религиозных ценностях. [21]

Прежде всего потому, что авестийское прилагательное verethragnan («победоносный») имело соответствующий ведический термин vrtrahan , где оно появлялось «преимущественно [как] качество Индры», зороастрийцы и индуисты признают, что [22] [ нужна страница ] в индоиранские времена существовал бог-воин Индра и что авестийская Веретрагна могла быть аналогом этой божественной фигуры. Санскритский родственник Веретрагны — Вритрагна, который является эпитетом Индры в ведической литературе, и он также является разрушителем « Вритры », асура, чье имя буквально означает «препятствие».

Но западные ученые выступают против этой идентификации: в Авесте герой-воин-жрец Ферейдун сражается со змеем Ази-Дахакой (который, поскольку «Ази» родственно санскритскому «Ахи», змея, — по мнению сторонников теория - связана с Ведической Вритрой [а] ). Один западный ученый утверждает, что в Ведах эпитет «герой» ( сура ) сам по себе почти исключительно предназначен для Индры , тогда как в Авесте он применяется к Третаоне и другим небожественным фигурам. Термин «победоносный» не ограничивается Веретрагной , но также является собственностью ряда других фигур, как божественных, так и смертных, включая Третаону . Затем, в то время как в Ведах именно Индра открывает Сому , в Авесте люди первыми нажимают на Хаому , а Третаона считается «изобретателем медицины». В Ведах Индра наносит удары ваджрой , но в Авесте вазра — это Митры оружие .

Попытки разрешить эти возражения привели к разработке другой теории, в которой, помимо доисторического божества победы, присутствовал еще и герой-драконоборец Индра . Затем, в то время как иранцы сохранили фигуры независимо друг от друга, индийцы объединили их (оставив отголосок в образе Трита Аптья ).

У этой теории тоже были свои проблемы, в частности тот факт, что Индра уже был явно божественной фигурой, а не человеком, в договорах Миттани , где он появляется в компании Митры и Варуны . Это снова вызывает больше вопросов, поскольку договоры повторяют призыв Риг Веды ко всем троим как к защитникам контракта, а не собственности, связанной с Веретрагной . [б]

Однако, как показали Бенвенист и Рену, многие возражения против первой теории можно было бы опровергнуть, если бы доказательства были рассмотрены в свете того факта, что основной особенностью Веретрагны было не убийство ядовитых существ, а преодоление препятствий ( веретра ), в В частности, чтобы разблокировать поток апа , вод, святейшего из элементов. [23]

Поль Тиме согласился с этой принципиальной особенностью, но пояснил, что, хотя богатство архаических элементов в Бахрам Яште ясно указывает на дозороастрийскую эпоху, интерпретация имен собственных является «весьма предположительной» и «ни в коем случае мы не получаем решающий аргумент против их индоарийского или древнеиндийского характера». [24] [с] Приняв «точный лингвистический и экзегетический анализ» Бенвениста и Рену, Тиме заключает: «Протоарийский *Индра принял на себя функции протоарийского бога *Вритрагны ». Отмечая, что Вритрахан является именем Индры только в более поздних санскритских текстах (но не в Ригведе), Тиме добавляет: «нет веских оснований предполагать, что протоарийское прилагательное *vrtraghan было конкретно связано с *Индрой или каким-либо другим именем Индры». особый бог». [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Остается неясным, почему эти два, а не какие-либо другие Ази или, если на то пошло, ведические ахи будхья , должны быть связаны между собой.
  2. Бойс обращает внимание на тот факт, что Индра специально назван демоном как в Авесте ( Вендидад 10.9), так и в более поздних среднеперсидских текстах (например, Бундахишн 21.6). [21] Бойс добавляет, что предпочтительнее видеть отдельные события, а не элементы, унаследованные из другого прошлого. [27]
  3. ^ Поскольку «Ведического Индру следует отличать от предполагаемого протоарийского *Индры [из договоров Миттани]» [24] «мы можем пойти еще дальше и сказать, что авестийский Варəθраγна в своей роли боевого товарища Миθра является эквивалентом ведического Индры в его роли помощника Адитьев . Это не обязательно означает, что Варəθраγна занял место протоарийского *Индры ; это также может означать, что ведический Индра заменил протоарийского Vərəθraγna ». [25]
  1. ^ Флеминг, Бенджамин; Манн, Ричард (26 марта 2014 г.). Материальная культура и азиатские религии: текст, образ, объект . Рутледж. п. 433. ИСБН  978-1-135-01372-1 .
  2. ^ Стюарт, Сара; Уильямс, Алан; Хинтце, Альмут (16 февраля 2016 г.). Зороастрийское пламя: изучение религии, истории и традиций . Издательство Блумсбери. п. 184. ИСБН  978-0-85772-815-9 .
  3. ^ Кюн, Сара (12 июля 2011 г.). Дракон в средневековом восточнохристианском и исламском искусстве . БРИЛЛ. п. 103. ИСБН  978-90-04-18663-7 . С предисловием Роберта Хилленбранда
  4. ^ Фрагнер, Берт Г. (30 сентября – 4 октября 1991 г.). «[название не указано]» . Материалы Второй европейской конференции иранских исследований: проведенной в Бамберге с 30 сентября по 4 октября 1991 г. Societas Iranologica Europaea . Istituto italiano per il Medio ed Estremo Oriente (опубликовано в 1995 г.).
  5. ^ Гноли (1989) , с. 510.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс (1975) , с. 63.
  7. ^ «Орланьо» . Британский музей (britishmuseum.org) .
  8. ^ Gershevitch (1959) , pp. 166–169.
  9. ^ Гноли (1989) , с. 511.
  10. ^ Бойс (1975) , с. 83, примечание 416.
  11. ^ Вишер, Марин С. (2020). За пределами Александрии: литература и империя в мире Селевкидов . Издательство Оксфордского университета. п. 75, примечание 26. ISBN  978-0-19-005908-8 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гноли и Джамзаде (1988) , стр. 510–514.
  13. ^ де Menasce (1958) , стр. 5–18.
  14. ^ Гноли (1989) , с. 513.
  15. ^ Зенер (1955) , с. 147 и далее.
  16. ^ Бойс (1982) , с. 222 и далее.
  17. ^ Гноли (1989) , с. 512.
  18. ^ Дюшен-Гиймен (1973) .
  19. ^ «Одно из имен Махди » .
  20. ^ Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 89.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс (1975) , стр. 62–64.
  22. ^ Бенвенист и Рену (1934) .
  23. ^ Бенвенист и Рену (1934) , с. 182.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тиме (1960) , с. 302.
  25. ^ Тиме (1960) , с. 312.
  26. ^ Тиме (1960) , с. 312-313.
  27. ^ Бойс (1975) , с. 283.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 749a9f0aad47281954a902f97f88e0b3__1719561120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/b3/749a9f0aad47281954a902f97f88e0b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Verethragna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)